Русская Православная Церковь XX век
25 августа

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1948 — Святейший Синод «по рекомендации» Совета по делам Русской Православной Церкви принял решение о прекращении широко распространенных до того молебнов на полях и крестных ходов из села в село.

Чтобы в полной мере оценить значение этого вынужденного постановления Синода, нужно иметь в виду, что сельские крестные ходы, молебны на полях, а также паломничества к разрушенным святыням составляли неотъемлемую часть церковного обихода огромной массы верующих. В 1940-е гг. поводами для групповых молений были, как и прежде, неурожаи или эпидемии. В 1943–1944 гг. крестные ходы по случаю засухи прошли в Пензенской, Кировской, Свердловской обл. и в Красноярском крае. Тем временем в Поволжье и Курганской обл. молились об избавлении от эпидемии септической ангины. Еще одним поводом для совершения крестных ходов и общественных молебнов были церковные праздники, особенно в престольные дни местных церквей, когда по традиции духовенство устраивало подворные обходы своих прихожан. Такие крестные ходы проходили практически везде, где к тому времени сохранилась сельская приходская община.

До революции в паломничествах к местным, общероссийским и даже заграничным святыням ежегодно участвовали тысячи богомольцев. Обычно святыни — мощи, чудотворные иконы — хранились в монастырях. После революции обители были разрушены, но память о святынях и паломничества к ним в силу традиционной религиозности российского населения сохранились. Такие центры общецерковного значения, как Троице-Сергиева и Почаевская лавры, Глинская пустынь в 1940-е и 1950-е гг. притягивали к себе тысячи богомольцев. Наряду с этими действующими монастырями продолжали существовать нелегальные объекты паломничеств. К ним можно отнести паломничества регионального значения, в которых участвовали жители более чем двух соседних областей и где число богомольцев исчислялось тысячами.

В 1940-х гг. существовали несколько десятков центров паломничеств регионального значения. Среди таких центров выделялся св. колодец на месте Курской-Коренной пустыни. В 1940-е гг. ежегодно совершался летний крестный ход. (До революции крестный ход совершался дважды в год с чудотворной иконой «Знамения» Божией Матери.) В этот день многочисленные паломники из многих районов Курской и других, соседних с ней областей стекались в церкви города. После богослужения группы богомольцев с иконами и цветами сходились и составляли единое шествие в Коренную пустынь, отстоящую от Курска на 27 км. На пути к паломникам присоединялись всё новые группы верующих. Главным объектом паломничества был колодец со святой водой на территории монастыря. Все монастырские строения тогда были заняты ремесленным училищем, но колодец оставался незасыпанным и в начале 1950-х гг. В 1944 г. в крестном ходе приняли участие не менее 2000 человек. В 1948 г. паломников было уже св. 15 тыс., преимущественно женщины. В 1949 и 1950 гг. (в результате проведенной Курским обкомом «массовой политработы») это число сократилось до 7000–9000 человек. Однако крестный ход в Курской обл. проводился и в последующие годы. Это было, наверное, самое заметное нелегальное богомолье в центре России.

На Юге РСФСР подобное значение имело паломничество к Святой горе в г. Урюпинске Сталинградской обл. До революции здесь находилась часовня с чтимой иконой Божией Матери. Часовня была снесена, а гора получила наименование Комсомольской. Паломничество сюда началось 22–25 июня 1944 г., после того как на месте часовни верующие обнаружили родник, явление которого было сочтено чудесным. Несколько центров паломничеств регионального значения существовало в Поволжье. Наиболее известно было Светлое озеро в Горьковской обл., в водах которого, по преданию, скрылся легендарный град Китеж — место совместного, совершавшегося еще в XIX в. паломничества старообрядцев и православных. Богомолье на Светлом озере было приурочено к 6 июля — дню празднования Владимирской иконе Божией Матери. В 1948 г. в этот день здесь собралось до 10 тыс. человек. Верующие из Мордовии и Горьковской обл. посещали также святой колодец у с. Четвертаковое Ардатовского р-на Мордовской АССР. В Кировской обл. в 1940-х гг. продолжал совершаться традиционный крестный ход из Кирова в с. Великорецкое — на место явления чудотворной иконы святителя Николая Великорецкого.

Для верующих из южных областей Урала и Поволжья традиционным было паломничество к источнику Соленый ключ в местечке Табынск Гафурийского р-на Башкирской АССР — к месту явления Табынской чудотворной иконы Божией Матери. До революции здесь существовал монастырь. Число паломников в 1944 г. достигало 10 тыс. человек.

У некоторых национальных групп верующих существовали свои излюбленные места богомолья. Так, в Северо-Осетинской АССР у православных особой популярностью пользовалось святое место в Садонском р-не, у селения Сей, в горной местности под названием Рек. Здесь на небольшой возвышенности сохранилась древняя часовня, построенная якобы грузинской царицей Тамарой. Православные чуваши, как и до революции, совершали паломничество в с. Ишаки Ишлейского р-на Чувашской АССР, где до 1933 г. существовала церковь, в которой находилась чудотворная икона святителя Николая. Это паломничество возобновилось в 1940-е гг., когда на месте разрушенной церкви среди гор щебня и кирпича кем-то была установлена новая икона Николая Чудотворца. С тех пор сюда снова стали стекаться верующие не только из близлежащих мест, но и из отдаленных уголков Чувашии. Особенно многолюдно здесь бывало в базарные и весенние праздничные дни. Молящиеся ставили перед иконой свечи, клали деньги, продукты.

Паломничества к некоторым святым местам не были связаны с конкретным церковным праздником, а совершались постоянно. В числе таких мест регионального значения — святой колодец в с. Буховое Колыбельского р-на Рязанской (теперь Липецкой) обл. По праздникам, особенно в летнее время, число богомольцев достигало здесь 1000 и более человек.

Существовали места, где регулярно молились паломники из одной или двух соседних областей, а иногда — из нескольких соседних деревень. География местных паломничеств достаточно плотная. Только в Кирсановском р-не Тамбовской обл. существовало как минимум пять мест паломничества (некоторые существуют и доныне). Богомолья у иных из этих святынь были не менее многолюдны, чем у святынь регионального значения. Святой колодец у с. Свищевское Кирсановского р-на на Николу вешнего в 1948 г. посетило ок. 4000 человек.

Всего же к началу 1950-х гг. в Центрально-Черноземных обл. насчитывалось ок. 80 мест паломничеств. В основном это были святые источники, находившиеся на месте бывших монастырей, церквей, часовен. Некоторые из них, в отсутствие действующих церквей, приобрели значение мест постоянных богослужений. Так, на источнике «Трех дубов» в с. Горелое Тамбовской обл. по воскресеньям совершалось всенощное пение акафистов — в частности акафиста святителю Питириму Тамбовскому. Примерно у 10 таких источников регулярно собирались от нескольких сот до нескольких тысяч богомольцев. Посещение некоторых из них сопровождалось крестными ходами. Святые источники существовали и в других регионах. В Краснодарском крае их насчитывалось 5, не менее 2 — в Пензенской обл. Сведения о паломничествах местного значения поступали также из Архангельской, Ульяновской, Сталинградской, Челябинской обл.

Кроме мест, куда богомольцы приходили регулярно в течение довольно длительного времени, стихийно и практически постоянно возникали новые объекты паломничеств. Поводом для их возникновения становились чудеса, слухи о которых быстро распространялись окрест. Так, по рассказам верующих, в первой половине 1944 г. в Киевской обл. некая парализованная девочка впала в летаргический сон. Прошел слух, что во сне она пророчествовала: «Надо окрестить всех детей, тогда война закончится». После этого к ней началось паломничество. В начале августа 1947 г. возле с. Тяглово Рава-Русского р-на Львовской обл. некоей странствующей монахине было явление Богоматери. Слухи об этом быстро распространились среди жителей окрестных сел. На месте видения поставили три креста. Их обнесли оградой, украсили венками, лентами, монистами. В течение августа сюда ежедневно стекалось до 5000 человек из 6 районов Львовской обл. Особенно много богомольцев было по пятницам, субботам и воскресеньям. Вокруг с. Тяглово образовался лагерь паломников с сотнями подвод. Чтобы прекратить паломничества, власти привлекли милицию и пограничные войска (с. Тяглово находилось в пограничной зоне). Организовали заслоны и высылали тех, кто не имел права находиться в пограничной зоне.

Особенно часто поводом для паломничества становилось обновление икон. Как правило, в доме, где находилась икона, устраивались тайные богослужения, которыми руководили незарегистрированные священники или миряне, собирались пожертвования. Иногда обновившуюся икону носили по соседним домам или деревням. В феврале 1944 г. в Иваново на таких богослужениях присутствовало св. 1000 человек. Весной того же года несколько случаев паломничества к обновившимся иконам было зафиксировано в Красноярском крае.

В конце войны были попытки возобновить паломничества в Святую Землю, до революции традиционные.

В 1948 г. местом массового паломничества стало Введенское кладбище в Москве, где чудотворной считалась статуя Спасителя, стоявшая на одном из надгробий.

Советскими властями паломничества и вообще поклонение чудотворным иконам, моления у святых мест и источников, обновление икон, крестные ходы всегда рассматривались как «факты фанатизма», но во время войны отношение к ним диктовалось прагматическими соображениями. В это время перечисленные «религиозные предрассудки» власти старались использовать для дополнительного сбора средств на нужды обороны. Поэтому допускалось и даже поощрялось участие в подпольных паломничествах зарегистрированных священников. Например, в июне 1944 г. к месту явления Табынской чудотворной иконы Божией Матери специально было разрешено выехать двум священникам из Уфы и Стерлитамака. Они провели службу и призвали верующих помочь фронту, провели сбор средств. Было собрано и сдано государству 50 тыс. руб. До упомянутого постановления Священного Синода зарегистрированные священники почти официально участвовали во многих из этих паломничеств.

С 1948 г. отношение властей изменилось и на паломничества постоянно налагался административный запрет. Так, в 1951 г. в Свободинском р-не Курской обл., где некогда располагалась Коренная пустынь, накануне крестного хода власти решили объявить карантин. Эта мера могла заставить зарегистрированных священников воздержаться от участия в подпольных паломничествах регионального значения, но не в местных богомольях и тем более — не от совершения традиционных крестных ходов и подворных обходов в собственных селах. В Рязанской обл. еще в 1951 г. духовенство «вопреки указаниям Совета и запрещениям патриарха и Синода» повсеместно практиковало подворные обходы домов с иконами, под открытым небом совершало молебны о даровании дождя, по случаю выгона весной скота в поле, у святых колодцев и источников. Подобным образом дело обстояло и в Курской обл., где с просьбами помолиться о дожде к священникам обращались сами председатели сельсоветов и колхозов.

Рубеж 1940–1950-х гг. отнюдь не конец паломничеств и деревенских крестных ходов. Сходить на нет они стали в период хрущевских гонений, когда была развернута масштабная кампания по уничтожению местных святынь и самой памяти о них.

1962   Cекретарь правления Союза писателей К. Воронков докладывал в ЦК КПСС, что в ближайшие месяцы выйдет более 40 литературно-художественных атеистических произведений.

Как обычно, в первых рядах безбожников шел комсомол. В июле ЦК ВЛКСМ предлагал партийному руководству запретить любую деятельность церковников по приобщению к религии детей и подростков, установив за нее уголовную ответственность. Государственный Исторический музей пытался лишить Патриархию права аренды у него части Новодевичьего монастыря и т. д. Во главе этой кампании стоял Идеологический отдел ЦК КПСС, у некоторых его работников появилась идея создать сектор по делам атеизма и религии — специальный партийный орган, который бы добил Церковь.

Антирелигиозная истерия захлестнула страну. В вузах в качестве обязательного или факультативного курса были введены «Основы научного атеизма», значительно усилилась антицерковная направленность школьных программ, при Академии общественных наук при ЦК КПСС появился Институт научного атеизма

1972 — На заседании Священного Синода принято решение об освобождении от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Иеронима (Зиновьева) в связи с истечением срока командировки.

Начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме решено назначить архимандрита Климента (Толстихина), заместителя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений поручено осуществить изучение и разработку материалов о сущности, истории и современном состоянии Русской Православной Церкви за рубежом.

Епископом Калининским и Кашинским назначен епископ Виленский и Литовский Гермоген (Орехов). Епископом Виленским и Литовским определено быть архимандриту Анатолию (Кузнецову).

1989 — Находившаяся в Риме делегация Русской Православной Церкви принята папой Иоанном Павлом II в его летней резиденции в Кастель Гандольфо.

В состав делегации входили постоянные члены Священного Синода: председатель Отдела внешних церковных сношений, митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Возглавлял делегацию митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко).

1991 — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в патриаршем Богоявленском соборе.

По окончании литургии было зачитано патриаршее послание и совершен благодарственный молебен о мирном исходе событий 19—21 августа.

1994 — Святейший Патриарх Алексий II посетил Ново-Иерусалимский монастырь.

Это одна из самых знаменитых в России обителей. Воздвигнута она на берегу р. Истры по благословению патриарха Никона.

В реставрируемом Воскресенском соборе монастыря патриарх Алексий II совершил молебен. На обратном пути в Москву Его Святейшество посетил Аносинскую женскую пустынь в с. Аносино Истринского р-на Московской обл., где ознакомился с ходом реставрационных работ.

25 августа 2006 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×