Русская Православная Церковь XX век
29 ноября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1918 — СНК принял решение вести следствие в отношении Святейшего Патриарха Тихона силами ВЧК.

Дело было передано в Президиум ВЧК.

1929 — Арестован архиепископ Димитрий (Любимов).

Владыка обвинялся в том, что «состоял фактическим руководителем церковной группы “Защита истинного Православия”, совместно с руководящим ядром этой группы вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти». Следствие длилось более полугода, и только в августе 1930 г. были вынесены приговоры в отношении 44 человек (из которых 23 — священнослужители). Архиепископ Димитрий был приговорен к 10 годам лагеря. Сменившего его в качестве руководителя течения епископа Сергия (Дружинина) через год постигла та же участь. Оба они погибли в середине 1930-х гг.

В феврале 1930 г. последовали расстрелы нескольких епископов-оппозиционеров: епископа Варлаама (Лазаренко), активного последователя епископа Димитрия (Любимова). Был расстрелян епископ Василий (Зеленцов), единственный епископ на Соловках, высказавший после выхода Декларации свое несогласие с митрополитом Сергием в личном письме к нему.

1994 — В Свято-Даниловом монастыре после Божественной литургии в Троицком соборе открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Деяния Собора продолжались до 2 декабря. В заседаниях участвовало 126 архиереев. По разным причинам 10 епископов не смогли прибыть в Москву.

В первый день заседаний Святейший Патриарх выступил с отчетным докладом. В докладе нашли отражение важнейшие события церковной жизни за два с половиной года, прошедших после Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдове, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий II отметил существенный рост числа приходов и монастырей Русской Православной Церкви: на ноябрь 1994 г. Русская Православная Церковь имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 14 семинарий, 28 духовных училищ. Общее число всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило ок. 4000 человек (вместе с заочным сектором — ок. 6000 человек).

Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период патриарх назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного (Покровском), освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня преставления преп. Сергия Радонежского.

Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил необоснованный перевод священнослужителей с одного прихода на другой: это, как правило, приводило к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировало расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители незакрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете.

Острокритический характер носил раздел доклада первосвятителя, касавшийся издательской деятельности Церкви.

Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности Русской Церкви: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, патриарх крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда государство практически не принимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь.

Заключительный раздел доклада был посвящен проблеме возрождения православного миссионерства.

В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдове, об учреждении и восстановлении Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также об объединении трех епархий — Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской — в Берлинскую и Германскую. Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, о преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности Церкви.

В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» Собор подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки. Собор запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Собор отметил, что эти запреты не распространяются на мирян. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» (см. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»).

Одним из главных деяний Собора стало прославление святителя Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), председатель Богословской комиссии при Священном Синоде, выступил с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». В определении «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Собор поручил Богословской комиссии провести историко-богословское исследование как самого экуменического движения, так и вопросов участия Русской Церкви в его деятельности, а также изучить вопросы, вызывающие особую тревогу у православного духовенства, в частности — вопрос о совместной молитве.

После Архиерейского Собора были образованы новые отделы Московской Патриархии: По взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами — во главе с епископом Красногорским Саввой (Волковым); Миссионерский — во главе с епископом Белгородским Иоанном (Поповым).

1995 — В Москве, в резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре, состоялось представление нового Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви и подписание его учредительных документов

2000 — В Свято-Даниловом монастыре состоялась конференция «Россия без наркотиков».

Конференция была посвящена консолидации сил российского общества в борьбе с наркоманией и алкоголизмом. Она была организована Центром медико-социальной помощи наркозависимым детям и подросткам «Преодоление», созданным при московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.

24 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×