Русская Православная Церковь XX век
28 ноября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1943 — Совнарком СССР принял постановление за № 1325 «О порядке открытия церквей».

Были предоставлены значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и новообразованному Совету.

Но в жизни все было по-иному. В откровенной беседе с Г. Г. Карповым В. М. Молотов заявил: «Пока не давать никаких разрешений на открытие церквей… В последующем по вопросу открытия церквей входить за санкцией в правительство и только после этого спускать указания в облисполкомы». Затем Молотов с досадой решительно заключил: «Открыть церкви в некоторых местах придется, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса за правительством». На деле главное слово в вопросе об открытии церквей было не за верующими, не за Советом по делам Русской Православной Церкви и даже не за правительством. Открыть храм без санкции местных властей — облисполкома, СНК автономной республики, а главное — местных партийных лидеров было невозможно. А они не спешили расстаться со стереотипами воинствующего безбожия и смотрели на «новый курс» как на временное явление.

Русская Православная Церковь на протяжении многовековой истории Российского государства была хранительницей очага национального самосознания. Примеров тому не счесть. Не стала исключением и Великая Отечественная война. Глубокие корни гражданских традиций Православия дали жизнь широкому народно-патриотическому движению под знаменем Христа. Консолидация вокруг Церкви проходила стихийно, в силу внутренних переживаний людей и вопреки антирелигиозной позиции сталинского аппарата. Конечно, неуправляемое общественное течение нарушало тоталитарную структуру государственного механизма. Но запрещать, умалять или не замечать патриотическую деятельность Церкви было делом бессмысленным и даже компрометирующим саму власть. В религиозной политике государства четко обозначился тупик. Сталин был вынужден обратить взоры на Русскую Православную Церковь. Но просто отступать он не думал. Любую компромиссную ситуацию вождь с ловкостью использовал в собственных интересах. Прежде всего Сталин создал видимость полного взаимопонимания между государством и Церковью. Кнут был сменен на пряник. Однако от того пряника Церкви достались крохи.

Обратимся к цифрам. За 1944–1945 гг. в Совет поступило 5770 заявлений об открытии церквей, а было удовлетворено только 414 ходатайств. И неудивительно, например, что после долгих отказов разрешение на открытие церквушки в с. Летово Рязанской обл. давал сам председатель СНК республики А. Н. Косыгин.

Показные уступки Церкви были сладкой приманкой в руках поводыря. За ширмой благополучия в религиозном вопросе для Сталина было важно поставить Церковь под жесткий контроль и одновременно сделать ее легкоуправляемой в своей политической игре. Такую сложную и тонкую работу с личным участием он мог поручить только Наркомату госбезопасности, что, безусловно, в прямой постановке исключалось. Сталин нашел выход из положения. Он создал двуликий Совет.

1958 — ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”».

Имелись в виду прежде всего регулярные паломничества верующих к закрытым монастырям и храмам, в которых когда-то находились чтимые святыни. Так, на рубеже 1940—1950-х гг. к колодцу на территории закрытой Курской-Коренной пустыни ежегодно совершались многотысячные стихийные паломничества, приуроченные — как это было и до революции — к 9-й пятнице после Пасхи. В 1948 г. паломников было св. 15 тыс. человек.

Верующие стремились не только совершить паломничество к веками намоленному св. месту, но и к встрече с духовным наставником.

Православным людям хорошо были известны имена многих подвижников, и в их числе — преподобные Кукша (Величко), Севастиан (Фомин).

Старец Севастиан (Фомин), один из последних насельников Оптиной пустыни, находившийся под духовным окормлением преп. Нектария Оптинского, принял священство в 1927 г. от епископа Калужского. Семь лет провел батюшка на высылке в Казахстане, выполнял самые тяжелые работы на лесоповале. И в ссылке он предавался молитве, и в ссылке соблюдал церковный канон. «В заключении я был, — вспоминал батюшка,  —а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба». После освобождения о. Севастиан остался всё там же, под Карагандой, в с. Большая Михайловка, духовно окормлял всех искавших его молитв и пастырских трудов: батюшка совершал требы, назидал — радел о спасении каждого. Со временем вокруг батюшки образовалась целая женская монашеская община. «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил», — говорил архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) о большемихайловских монахинях и их духовнике. Общими усилиями старца и его духовных чад в селе удалось построить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нетрудно понять, чего стоило это в то время. 22 декабря 1957 г. указом владыки Иосифа о. Севастиан был возведен в сан архимандрита и награжден патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». Скончался о. Севастиан 19 апреля 1966 г., на Радоницу. В 1997 г. он был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, а в 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Всего в СССР в 1950—1960-х гг. существовало несколько десятков центров паломничеств, которые посещали жители более чем двух соседних областей, и сотни св. мест местного (областного или районного) значения. Подавляющее их большинство в прошлом — монастыри или почитаемые храмы.

Сроки для выполнения нового постановления ставились жесткие, через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о проделанной работе. В результате, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями по СССР св. местам, применялись любые методы. Территория вокруг источника в Коренной пустыни под Курском была огорожена, выставлена милицейская охрана, планировалось изменение русла реки. В Ульяновской обл. к св. месту у пос. Сурское паломничество нескольких тысяч человек пресечь не удалось, но в наказание арестовали и привлекли к судебной ответственности четырех организаторов. На Украине несколько почитаемых источников засыпали и, видимо, вспомнив о кампании 1920-х гг., выпустили кинофильм «Правда о мощах». Намеренно оскорбляя чувства верующих, на месте св. источника в с. Вязовое Тамбовской обл. устроили летний лагерь для свиней.

Опять стали закрывать храмы. В 1958 г. была снята с регистрации 91 церковная община. И здесь порой происходили нарушения всяких норм законности. Так, в Приморском крае Сучанский горисполком пытался насильственным путем, с арестом священника, закрыть кладбищенскую церковь, чем вызвал открытую вспышку недовольства населения. Антирелигиозная волна нарастала: Ростовский облисполком потребовал запретить колокольный звон в городских церквах, у архиереев снимали телефоны, храмы отключали от водопроводной сети, запрещали проводить в них текущий ремонт и т. д

24 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×