1918 — СНК принял решение вести следствие в отношении Святейшего Патриарха Тихона силами ВЧК.
Дело было передано в Президиум ВЧК.
1929 — Арестован архиепископ Димитрий (Любимов).
Владыка обвинялся в том, что «состоял фактическим руководителем церковной группы “Защита истинного Православия”, совместно с руководящим ядром этой группы вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти». Следствие длилось более полугода, и только в августе 1930 г. были вынесены приговоры в отношении 44 человек (из которых 23 — священнослужители). Архиепископ Димитрий был приговорен к 10 годам лагеря. Сменившего его в качестве руководителя течения епископа Сергия (Дружинина) через год постигла та же участь. Оба они погибли в середине 1930-х гг.
В феврале 1930 г. последовали расстрелы нескольких епископов-оппозиционеров: епископа Варлаама (Лазаренко), активного последователя епископа Димитрия (Любимова). Был расстрелян епископ Василий (Зеленцов), единственный епископ на Соловках, высказавший после выхода Декларации свое несогласие с митрополитом Сергием в личном письме к нему.
1994 — В Свято-Даниловом монастыре после Божественной литургии в Троицком соборе открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Деяния Собора продолжались до 2 декабря. В заседаниях участвовало 126 архиереев. По разным причинам 10 епископов не смогли прибыть в Москву.
В первый день заседаний Святейший Патриарх выступил с отчетным докладом. В докладе нашли отражение важнейшие события церковной жизни за два с половиной года, прошедших после Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдове, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий II отметил существенный рост числа приходов и монастырей Русской Православной Церкви: на ноябрь 1994 г. Русская Православная Церковь имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 14 семинарий, 28 духовных училищ. Общее число всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило ок. 4000 человек (вместе с заочным сектором — ок. 6000 человек).
Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период патриарх назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного (Покровском), освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня преставления преп. Сергия Радонежского.
Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил необоснованный перевод священнослужителей с одного прихода на другой: это, как правило, приводило к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировало расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители незакрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете.
Острокритический характер носил раздел доклада первосвятителя, касавшийся издательской деятельности Церкви.
Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности Русской Церкви: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, патриарх крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда государство практически не принимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь.
Заключительный раздел доклада был посвящен проблеме возрождения православного миссионерства.
В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдове, об учреждении и восстановлении Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также об объединении трех епархий — Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской — в Берлинскую и Германскую. Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, о преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности Церкви.
В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» Собор подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки. Собор запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Собор отметил, что эти запреты не распространяются на мирян. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» (см. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»).
Одним из главных деяний Собора стало прославление святителя Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), председатель Богословской комиссии при Священном Синоде, выступил с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». В определении «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Собор поручил Богословской комиссии провести историко-богословское исследование как самого экуменического движения, так и вопросов участия Русской Церкви в его деятельности, а также изучить вопросы, вызывающие особую тревогу у православного духовенства, в частности — вопрос о совместной молитве.
После Архиерейского Собора были образованы новые отделы Московской Патриархии: По взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами — во главе с епископом Красногорским Саввой (Волковым); Миссионерский — во главе с епископом Белгородским Иоанном (Поповым).
1995 — В Москве, в резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре, состоялось представление нового Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви и подписание его учредительных документов
2000 — В Свято-Даниловом монастыре состоялась конференция «Россия без наркотиков».
Конференция была посвящена консолидации сил российского общества в борьбе с наркоманией и алкоголизмом. Она была организована Центром медико-социальной помощи наркозависимым детям и подросткам «Преодоление», созданным при московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.