Богословие в микроскопе

Люди науки любят спорить. Умение вести дискуссию, подкрепляя свои слова научными фактами, – важнейший навык для любого настоящего ученого. И многие из них, безусловно, этим навыком владеют в совершенстве. Однако почему-то, когда речь заходит о Церкви, некоторые ученые демонстрируют полное неумение вести диалог. Вспомним, например, письмо, опубликованное в СМИ после открытия кафедры теологии в Московском инженерно-физическом институте. «В других странах аналогичные кафедры (то есть кафедры теологии. – о. Д.К.) существуют или в частных университетах, – говорится в письме, – или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа». Интересно, на каком основании сделано такое обобщающее заявление? Например, Болонский университет – одно из старейших учебных заведений Европы – специализировался на изучении римского права и готовил в основном юристов. В Сорбонне и Оксфордском университете, действительно, учились главным образом священники. Но преподаваемая там теология отнюдь не помешала этим университетам стать лучшими учебными заведениями на земном шаре и дать миру множество великих имен. «Появление теологии в государственных научно-технических вузах вызывает и будет вызывать справедливое возмущение большинства ученых и преподавателей в России», – говорится в тексте чуть ниже. Снова абсолютно голословное утверждение. Письмо подписал 91 академик. Конечно, российская наука переживает сейчас не лучшие времена, но всё же ученых в стране гораздо больше, и апеллировать к мнению своих коллег, которое, как я понимаю, авторам письма просто неизвестно, по меньшей мере, ненаучно. Скольких своих коллег опросили подписавшиеся академики, чтобы делать заявления о том, что большинство «ученых и преподавателей России» возмущены открытием кафедры теологии в столичном вузе? В письме об этом ни слова. Очень жаль, что серьезные авторитетные люди зачастую оказываются неспособны к диалогу.

***

святитель Филарет Московский
святитель Филарет Московский
Отношение Церкви к науке очень четко сформулировал еще в XIX веке святитель Филарет Московский. «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, – сказал он, – потому что не в союзе с невежеством».

Лично для меня очевидно, что теология может дать науке абсолютно новый подход к осмыслению процессов и явлений тварного мира. Через богословскую призму многое видится совершенно иначе. Чтобы не быть голословным, я предлагаю читателю вооружиться микроскопом и погрузиться ненадолго в мир биологии.

Внимательно разобравшись в физиологических процессах собственного организма, мы вдруг обнаружим, что они, эти процессы, подтверждают и дополняют учение Церкви о человеке, а о некоторых из них есть косвенное упоминание в Евангелии.

Например, за время жизни тело каждого из нас несколько раз полностью умирает и воскресает. Вообще жизнь человека состоит из постоянного умирания и воскрешения. Биологи выделяют два типа гибели клеток – некроз и апоптоз. Некроз – гибель насильственная, в результате ожога, удара и т.д. Апоптоз – естественное умирание клетки, которое запрограммировано либо в ней самой, либо где-то в организме (ученые об этом по сей день спорят). Примечательно, что и человек может погибнуть как естественным способом – от старости или болезни, так и насильственным. Если с некрозом всё понятно, то апоптоз – одна из великих тайн организма. Ученые не могут объяснить, почему клетка вдруг сама по себе гибнет, когда вокруг есть всё, чтобы она жила дальше. Причем умирает она по разработанной до мельчайших подробностей схеме. Создается впечатление, что срабатывает какой-то механизм, ограничитель жизни. Например, красные клетки крови эритроциты живут 120 дней, затем погибают, и двухвалентное железо, входящее в состав гемоглобина, транспортируется в костный мозг для синтеза молодых клеток.

Доказано, что суммарная масса клеток, которые на протяжении одного года жизни подвергаются разрушению, эквивалентна массе тела человека. Столько же за год появляется новых клеток. То есть если вы, дорогой читатель, весите 80 килограмм, то такая же масса клеточного материала умирает и образуется ежегодно.

А вообще, по самой распространенной теории, организм человека полностью обновляется каждые семь лет. Каждые семь лет мы умираем и воскресаем! Если вспомнить, что в православном богословии семь – число полноты, то остается лишь снова преклониться перед премудростью Творца. Святитель Григорий Богослов очень точно однажды сказал, что «человек – трупоносец». Он имел в виду, конечно, нашу смертность вообще, но и в данном контексте эти слова выглядят очень выразительно.

Живет себе человек, знает, что наступит когда-то смерть, а потом и воскресение, не подозревая о том, что два этих процесса идут на клеточном уровне, не прекращаясь, на протяжении всей его жизни. Как видим, изучение биологии может настроить душу христианина на памятование о смерти и явить прообраз всеобщего воскресения.

Вот еще пример. Любая иммунная реакция протекает с помощью клеток крови лейкоцитов. Это наша внутренняя армия, вернее – клеточный спецназ. Если в организм проникает какое-то инородное тело, к примеру заноза, лейкоциты устремляются туда и вступают в сражение. Многие из них в этом бою гибнут, образуя гной. Но если они не будут сражаться и умирать, может начаться сепсис – заражение крови. Мы видим, что и на клеточном уровне многое зиждется на жертвенности. Заглянем в микроскоп – и там увидим десницу Творца, узрим премудрость Того, Кто однажды сказал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). В нашем случае вместо зерна – лейкоцит, но смысл остается примерно тем же: без жертвенности нет жизни.

Организм беременной женщины почти всегда испытывает недостаток кальция, который требуется для формирования костей ребенка. Богом заложено так, что все важнейшие питательные вещества идут прежде всего малышу, часто в ущерб здоровью матери. Если этой жертвы не будет, то не будет и жизни.

В XX веке жил канадский ученый-биолог Ганс Селье. Он досконально разработал учение о стрессе. По его теории, при адаптации организма к воздействиям окружающей среды запускаются два типа реакций – стресс и дистресс. Дистресс возникает при чрезвычайном воздействии на организм каких-либо факторов, ведущих к заболеванию или даже смерти. А стресс – это нормальное воздействие раздражителей, с которым организм полностью справляется. Например, легкий румянец кожи лица от мороза – это стресс, а обморожение любой степени – дистресс. Стресс полезен, его принцип заложен и в основу спортивной тренировки и даже духовной жизни. Без стресса ее просто нет. Очень четко сказал об этом преподобный Исаак Сирин: «Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается». В духовной жизни необходимо интенсивное, но и умеренное напряжение. Прекрасный тому пример – пост. Если человек взял на себя чрезвычайную меру поста, то он может сломаться, подорвать здоровье, истощить свой организм, то есть вместо стресса получить дистресс.

Из всех этих фактов мы видим, что не только богословие может что-то привнести в биологию, но и биология в силах обогатить христианина новыми полезными знаниями.

Таких примеров множество. Думаю, для каждого здравомыслящего человека очевидно, что богословие способно помочь науке обобщить имеющиеся в ее багаже данные, собрать их в единое целое. В естественных науках, в частности в биологии, сейчас накоплено огромное количество научно-фактического материала, разработаны новые методы манипуляции организмом, очень остро стоит вопрос с этической возможностью применения многих открытий на практике. Клонирование, трансплантация органов, смена пола, эвтаназия – все эти вопросы требуют духовно-нравственного осмысления. Большинство из них вообще решаются только с богословских позиций.

В контексте сказанного становится очевидно, что диалог между богословием и светской наукой сейчас не только возможен, он необходим. Печально, что многие высокопоставленные представители научного сообщества этого не хотят понимать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Обыкновенный гений Обыкновенный гений
Владимир Щербинин
Обыкновенный гений Обыкновенный гений
Владимир Щербинин
В научном институте незадолго до ареста ему дали задание произвести математические расчеты для очень важного проекта. Он был настолько увлечен этой работой, что занимался ею в камере предварительного заключения, во время суда, во время этапа, когда их везли на Урал в холодных телячьих вагонах.
Вера ученых Вера ученых
Проф. МГУ В.Богачев
Вера ученых Вера ученых
Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым
Антон Поспелов
О науке, вере и выдающихся учёных, ставших исповедниками Православия в XX веке — нефтянике В.Н. Щелкачёве, математиках Д.Ф. Егорове и Н.Н. Лузине, геологе и тайном священнике Глебе Каледе нашему порталу рассказал доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Богачёв.
О науке О науке
Из наследия Оптинских старцев
О науке О науке
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы писали о необходимости постоянно учиться, признавали полезность науки, но предупреждали о том, что в первую очередь надо иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного.
Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека» Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека» Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека» Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека»
Бог – великий математик и великий физик, и вообще великий ученый. Он создал и математику, и физику. И заложил в человеке возможность познать эти науки, поскольку создал их по своему образу и подобию. Вот смотрите: математика – это абстрактная наука. Но все законы природы формулируются при помощи математики. Значит, они математичны сами по себе. Еще Галилей сказал: «Книга природы написана математическим языком».
Комментарии
фонтан21 августа 2013, 17:33
Не вижу в статье ничего, кроме словоблудия. Берутся совершенно нейтральные факты (хотя бы не переврали, и на том спасибо) и толкуются так, как угодно автору. А можно и по-другому истолковать. Скажем, апоптоз по-другому называется клеточным самоубийством. Но тогда возникает вопрос, отчего самоубийство считается самым страшным грехом, коли Б-г сделал так, что оно в нас с вами протекает ежесекундно? Или с тем же регулярным перерождением клеток - можно его представить как аргумент в поддержку индуистской догмы об реинкарнации.

А вот есть и менее нейтральные факты, скажем, свидетельствующие против шестоднева. Да, конечно, можно сказать, что в Библии написано иносказательно, и не обязательно трактовать её буквально. Но тогда можно и насчёт любого другого места Библии так сказать (что, кстати, регулярно происходит, в т. ч. в христианстве), и Библия уже не будет незыблемым эталоном истины и руководством к действию. А христианин, принимающий Библию выборочно - это уже не христианин (равно как выборочно принимающий Ветхий завет - не иудей).
илья, доктор медицинских наук, профессор 3 августа 2013, 21:31
Казалось бы, что атеизм - совдеповское наследие. Ведь в советских ВУЗ обязательным предметом была философия, которая таковой по-существу не являлась, а скорее была выхолощенной историей философии с изучением только тех моментов, которые подтверждали материалистические взгляды древних философов. Основной вопрос философии упоминался (что является первичным: бытие или сознание?), но выбора в его решении не давалось. Отсюда и материалистический базис и подход к научным исследованием с соответствующим их трактованием, что и породило "вавиловщину", "генетику и кибернетику как буржуазные лженауки". В противоположность им можно поставить научные труды (Очерки гнойной хирургии) Войно-Ясинецкого (святителя Луки). Вавиловщина (базисом которой и был материалистический Колос на глиняных ногах) отошла в небытие, а приемами Войно-Ясинецкого хирурги пользуются и по сей день.
Странно другое, что в "свободном мире" атеизм не менее распространен, чем на постсоветском пространстве, а его всемирные лидеры как раз и являются представителями этого "свободного мира". Есть над чем задуматься. И тут скорее более важным является личное решение.
Шкурина Е.А. 2 августа 2013, 14:09
Без доверия диалога нет!
Лариса 1 августа 2013, 18:08
Ивану:
Конечно, когда Церковь загнана в гетто ей очень приятно сочувствовать. Странно, что интеллигенция (и научная, и творческая) так и не смогла воцерковиться в годы советской власти.

Наука и ее деятели с некоторых пор стали претендовать на антирелигиозное положение, т.е. быть "вместо-" (не против, а вместо!) религии. Сейчас получаю второе высшее образование и скажу вам, что прошло 12 лет после первого - ничего не изменилось, еще хуже стало. Без кивка в сторону христианства ни один учебник не обходится. А вот мусульманство и буддизм почему-то у ученых мужей в почете! Ни имамы, ни брамины ненависти не вызывают. И в-правду, как указывает автор, с диалогом беда.
Маргарита31 июля 2013, 16:08
Интересная, хорошая и грамотная статья. Спасибо.
Что касается академиков, не судите строго, они выросли в такое время, что многие их страхи вполне объяснимы. Однако, когда началась компания по ликвидации РАН, первая мысль была об этом письме академиков. Даже невольно участвуя в неправде, открываешь ей доступ в самые близкие структуры.
Алексей30 июля 2013, 20:29
Иван, мне все-таки кажется, вы слегка упрощаете. Что до ученых светил, то у многих из них, к сожалению, сформировалась стойкая религиофобия, и конкретная ситуация в Церкви для них не столь важна - такие люди все равно будут видеть лишь то, что хотят и на что заранее настроены. Им остается лишь пожелать личного прозрения через духовный опыт.

Уважаемый Юрий, наука - это наука. Превращение науки в религию означало бы ее гибель, причем вряд ли от этого хоть кто-то бы выиграл. Наука продуктивна лишь постольку, поскольку зиждется на объективных данных и на определенных строгих методах работы. Однако отдельные ученые - такие же люди, как и отдельные верующие. И верующие далеко не безгрешны, и ученые не бывают во всем непредвзяты...
Vasiliy30 июля 2013, 18:48
Спасибо Юрий, Очень интересное мнение.
Евлампия30 июля 2013, 17:08
Само собой....наука имеет серьезную претензию стать культом, соответственно ученые - жрецами этого культа...а тут страсти, в первую очередь к власти.....а то что там вспоминали про сочувствие в годы советской власти - этим не надо обольщаться....советский интеллигент - он к тому же самый жалостливый интеллектуал в мире)))
Владимир30 июля 2013, 14:27
Ивану.
А какая агрессивная политика?Нет никакой агрессии!Скорее по отношению к верующим людям агрессия. Мне доводилось слышать-как это ты веруешь,работая врачом? У тебя диплом отобрать надо и с работы выгнать!
Да,Иван,именно так мне говорили атеисты!
А любовь с действиях священноначалия как раз есть-сколько женщин спасли от аборта,сколько наркоманов спасаются в церковных центрах! Атеистам это слабо- для них-убил младенца абортом-и"ничего страшного".
р. Б. Иулия30 июля 2013, 13:03
Спасибо!

Очень интересно!
Иван30 июля 2013, 12:37
"Многие титулованные представители научного сообщества" эмоционально реагируют на агрессивную политику церковноначалия, в которой нет любви и которая дискредитирует нашу Церковь. Стоит, наверно, помнить, что интеллигенция, в т.ч. - научная, в страшные годы советской диктатуры сочувствовала Церкви и поддерживала Её. А теперь - отворачивается. Может, церковноначалие что-то делает не так?
Юрий Морозов30 июля 2013, 10:54
Разумеется не хотят - именно потому что сама Наука имеет признаки РЕЛИГИИ, и в последнее время поляризация в Науке идет именно по этому признаку, скоро подсознательное понимание ученых выйдет на уровень четкого осознания и начала формирования осознанной религиозной общности...И этот процесс требует УЕДИНЕНИЯ...а не бурных полемик с иными конфессиями...Всем известны непреложные правила предшествующие процессу рождения - Роженица уединяется в Роддоме, и туда не допускаются посторонние, даже близкие...а уж тем более из конкурирующих семей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×