Дети в храме: что делать?

Отзывы читателей портала Православие.Ru

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

    

***

Анна Мазур (пятеро детей): «Братья и сестры! Будем снисходительны друг к другу»

Здравствуйте! Я мама пятерых деток. Старшие – мальчики, уже большие: 11 и 14 лет. Младшие – девочки: 6 лет, 3,5 года и 11 месяцев.

Напишу о своем опыте.

Конечно, маме в ее работе по воспитанию детей невозможно оставаться без церковных служб и таинств. Дети забирают очень много сил – физических, душевных, духовных. Конечно, и радости они приносят много, но всё же нужно очень много отдавать.

Без сил мама становится раздражительной, часто впадает в уныние, а ведь ей постоянно надо проявлять деятельную любовь к детям и к мужу и еще, желательно, к остальным людям! А где же ей взять эту любовь, как не попросить у Господа?! Принести к Нему и Его Пречистой Матери свои тяжести! Попросить исцелить душу и наполнить ее любовью Христовой! Попросить вразумления, чтобы воспитывать чадо во славу Божию и на радость людям!

Как без этого? Я точно знаю, что невозможно!

Это ответ тем людям, которые спрашивают, зачем мама идет в храм и дитя с собой тащит.

Спасибо всем неравнодушным, кто считает, что чужих детей не бывает! На самом деле таких людей очень много! Они часто находят, как помочь маме, у которой уже на лице написано, что стоит она со своими малышами из последних сил, одного держа на руках, другого пытаясь утешить прикосновением руки, а третьему пытается подбадривающе улыбнуться.

Но, конечно же, надо стараться в храме сильно не шуметь, не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы. Мы стараемся приходить к Херувимской песне или даже еще позднее, к Символу веры, когда с нами совсем малыши.

Если в семье не один ребенок и даже не два, то это уже коллектив, который не может быть совсем тихим, особенно если в нем есть маленький младенец.

«Каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить».

Мне кажется, каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить.

Постепенно это время будет увеличиваться.

А периодически можно стараться все-таки находить, с кем оставить деток, и маме приходить одной – спокойно помолиться. Пусть это будет нечасто, но ничего: именно в эти моменты многое понимаешь и набираешься новых сил!

Братья и сестры! Давайте будем стараться быть снисходительны к слабостям друг друга! И стараться помогать друг другу в трудный момент, и, конечно же, стараться не мешать и не раздражать друг друга! Ведь так учил нас Христос! По-моему, это и есть любить ближнего, как самого себя…

Простите, если в чем-то не права, и за многословие!

С Любовью о Господе,
Анна Мазур

***

Наталья Черненко: «На нашем приходе был один интересный случай»

Дети в храме – это такая же тайна, как и взрослый в храме. Как каждый человек приходит к Богу, только Ему и известно. Как это случается с детьми? Точно так же.

На нашем приходе был один интересный случай.

Одного 4–5-летнего ребенка нельзя было привести в храм даже к моменту Причастия. Переступая порог храма, он устраивал вопли во всю силу своих легких.

Нет, он не плакал, он кричал – от переизбытка чувств, видимо. Его бедная бабушка, свечница в том же храме, милейший, добрейший и скромнейший, к слову, человек, очень переживала за своего внука.

Ни уговоры, ни «выведение на улицу», ни запугивания не помогали. Он мешал не только прихожанам, но и священников отвлекал.

Наш дорогой батюшка, тем не менее, благословил ребенка в храм приводить, да почаще. Видимо, так нужно было: нам, прихожанам, – потерпеть, бабушке – посмиряться, священникам – проявить любовь к несмышленому чаду. Через некоторое – не очень продолжительное – время Господь призрел на любовь и терпение нашей большой православной семьи, усмирил малыша. Теперь это один из самых благочестивых маленьких прихожан.

***

    

Протоиерей Владимир Гамарис: «Нельзя приучать к небрежному отношению к Литургии, говоря “онижедети”»

«Онижедети» – часто слышу я в моем родном Киеве, когда «дети» уже не просто шалят, а совершают тяжелые грехи и преступления. Для того, чтобы этого не было, обязательно детей надо приучать к храму и к богослужению.

Умный родитель постарается сделать так, чтобы посещение храма было не тяжелой обязанностью, а совместной духовной радостью.

К преподобному Серафиму Саровскому пришла молодая мама и спросила: «Батюшка, а с какого возраста надо приучать ребеночка к храму и к молитве?» – «А вашему сколько?» – «Полгода». – «Вы уже опоздали на полгода», – ответил ей святой.

Мои маленькие сыновья всегда с радостью шли со своими родителями на Литургию. С 3–4-летнего возраста выстаивали Литургию полностью, крестились на каждом прошении диакона, хорошо знали богослужение. Хотя священнослужителями не стали, а вторая их радость в жизни (после православного церковного богослужения) – скрипка – привела их в Гнесинское училище.

По опыту приходского служения знаю, что дети с самого маленького возраста вполне могут приучиться к церковной службе. Для особо подвижных и нетерпеливых деток мы сделали детские площадки и возле собора, и возле Борисоглебской («детской») церкви.

В нашей Борисоглебской церкви есть специальные скамейки, где мамы могут переодеть ребенка зимой, богослужение состоит только из Божественной Литургии. Мы сознательно не совершаем в «детской» церкви требы, панихиды, заказные молебны, чтобы не переутомлять детей. Каждое воскресенье, каждый праздник Борисоглебская церковь полна молящимися детьми и их мамами. Когда мы восстанавливали этот храм, то по благословению правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия – расписали ее радостными, светлыми, пасхальными, яркими традиционными церковными росписями. Внутри храм стал похож на сказочную шкатулку. Детям очень нравится.

Ребенок чувствует благодать Духа Святого не хуже, а иногда лучше, чем мы, грешные взрослые.

Недостатки в отношении дитяти к службе надо исправлять, но с любовью. При этом нельзя приучать к небрежному отношению к Литургию, говоря «онижедети».

Хотел бы закончить цитатами святых преподобных Оптинских старцев в помощь родителям: http://www.optina.ru/lection/13/#1.

***

Марина Леванович: «Какой радостный сегодня день – как много в храме деток!»

Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.

Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.

Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день – как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».

Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.

Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное – что они в храме.

У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки – воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.

Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.

Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть – в отношении родителей, приходящих с детьми.

Если родители забывают об окружающих – это, безусловно, неправильно.

«Если родители забывают об окружающих – это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».

Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.

Ведь это – жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?

Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.

С уважением,
Марина

***

    

Вера Петровна Терехова: «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»

Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.

В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.

Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.

Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.

Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.

Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.

Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа

Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).

Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.

Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.

Второе чувство, которое мне прививалось, – это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, – любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.

В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой – вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.

Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.

Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.

Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.

Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.

Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.

Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» – и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».

Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.

Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. В 2010 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.

Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой – Серафим Саровский.

До этого я была прихожанкой другого храма – новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.

Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.

В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13–14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).

Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!

Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.

Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?

Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.

В начале советы:

– любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;

Если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам

– посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.

Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.

Вы не просто мамочка, вы – Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм – это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.

С уважением и пожеланием духовной благодати –

Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск

***

    

Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»

Здравствуйте! Мне хочется поделиться опытом по поводу детей в храме. У меня с третьей дочерью проблемы совмещения молитвы и внимания к ребенку закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу.

Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.

Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она – тоже образ Божий).

Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).

Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…

Одним словом, мне помогло понимание того, что человек – это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.

***

Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»

У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.

Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.

Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.

Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?

***

    

Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»

Точно помню этот день – это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник – особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я – купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын – с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.

И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.

Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…

Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья – «единая чаша».

Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.

(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится – это однозначно решение уже взрослого человека.)

Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.

Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они – по примеру взрослых – раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…

И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…

Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно – примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него – это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом – не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…

Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.

И ему нужно всё объяснять – и в храме (шепотом), и дома, конечно же.

Еще очень важен и внешний вид дома – иконы, например.

Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца – он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.

И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.

С огромным уважением, для любимого портала,

Дарья

27 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«И незачем детей водить к началу службы!..» «И незачем детей водить к началу службы!..»
Елена Фетисова
«И незачем детей водить к началу службы!..» «И незачем детей водить к началу службы!..»
Еще немного о детях в храме
Елена Фетисова
Понимаем ли мы, что, пытаясь ради тишины в храме, полностью выключить матерей из литургической жизни, мы «выключаем» собственное будущее – то будущее, которое сейчас растят эти матери?
Когда шалят чужие дети Когда шалят чужие дети
Елена Фетисова
Когда шалят чужие дети Когда шалят чужие дети
Елена Фетисова
Откуда бы ни приходило чувство дискомфорта из-за вскриков и топота чужого ребенка, я теперь точно знаю, что в такой ситуации лучше всего сделать.
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Атмосфера в храме – дело каждого. Не ваше чадо орет – присмотритесь, может, нуждаются в вашей помощи? Замученной мамочке помогите.
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Несколько детишек, пока взрослые стояли в очереди у церковной лавки, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви. Вдруг раздался истошный крик: «Чьи это дети?»
Комментарии
Мария 3 января 2015, 08:57
Мне дети в храме молиться не мешают, поднимаю глаза на алтарь, иконостас и слушаю службу. Ведь Бог на меня смотрит в данный момент, а что будет, если я буду отвлекаться на шумящих детей - только вред мне самой. Не понимаю как можно шикать на детей и осуждать мамочек, которые нашли в себе силы: нарожали, воспитывают и в храм водят на службы. Абсолютно уверенна, что осуждают, недовольны и шикают исключительно те, которые сами не рожали/не рожают. Многодетная мама никогда не будет осуждать других мамочек, потому что знает, через что ей (многодетной) приходится пройти. У самой пока двое: годик и 3 годика. Причащаем каждое воскресенье.
Александр 3 ноября 2014, 22:27
К комментарию Андрея 2014-11-02 03:55:

... И "неблагочестивые" дяди, у которых, вероятно, есть дети, (по разным причинам), допустили все это ...

Наверное, чем больше воцерковленных мужчин, тем меньше проблема поведения детей на богослужении.
Андрей 2 ноября 2014, 02:55
А у нас в храме всех мамаш с детьми старые девы разогнали. Точнее и не девы даже, да и не очень то старые, а просто очень-очень "благочестивые" тети, у которых по разным причинам своих детей нет. Зацикали, зашикали... все и разбежались. Детей нет, зато в храме теперь порядок. И благочестивые тети с чувством выполненного долга истово кладут земные поклоны...
евдокия 1 ноября 2014, 23:01
Слава Богу, что добрых комментариев процентов 50.
Значит, не все потеряно...добрых по отношению к детям и мамам :)))
ну а неприязненные ( "что за мода таскать в храм часто"..."эгоисты"..) от -что примечательно-исключительно женщин -просто зависть. Женщины, рожайте, рожайте больше, тогда не будет никаких ни у кого никаких вопросов!!!!
Надя 1 ноября 2014, 17:56
Меня дети не раздражают. Пусть ходят.
31 октября 2014, 00:40
Замечаний к храму и служителям церкви можно предъявлять, конечно, много. Но мне, кажется, в первую очередь мы (родители) должны ребенка сами готовить его к приходу в храм разъяснять и Литургию, и причастие, и все другие моменты в жизни церкви. Все притензии к храму и священослужителям объясняются, по моему мнению, не подготовленностью самих родителей . У меня внук в воскресенье всегда ходит в храм и с удовольствием присутствует всю Литургию. Уже второй год. Но я его всегда и ежедневно готовлю . Библия, Евангелие, понятие греха, любви, заповеди, притчи и все связано с жизнью Спасителя и т. д. А ему 4 года. Причем родители Хоть и не ве
рующие , но поддерживают меня. А СЕЙЧАС СКАЖУ ВАЖНОЕ!!!! В нашем приходском Богородском храме на Краснобогатырской ул. Каждое воскресение служится Литургия ДЛЯ ДЕТЕЙ!!!!! Она сокращенная! Детей очень много, если не сказать все дети! А для взрослых Литургия проводится позже или ранее. Храм теплый, все дети раздеты, Исповедь и Причастие проводится очень организованно, с большим тактом. Хотелось бы еще, чтобы проповеди для детей были бы более адаптированы!Мне кажется эта работа Храма и его служителей достойна распространения и должной оценки Патриархии. А так ОГРОМНОЕ спасибо Храму, Священникам. Они делают большое дело. Да поможет им Бог! Спаси Господи.
Катя30 октября 2014, 13:20
Спаси Бог за статью.
У нас в храме просто мода какая-то обязательно причащать детей еженедельно? по воскресеньям. Причем, судя по поведению, мало кто из родителей понимает зачем сам-то ходит в церковь. Например, вполне "естественным" у них считается при пении Херувимской повернуться задом к алтарю, нагнуться и довольно громко сюсюкать с любимым чадом.
С родителей и надо начинать, тогда и к детям никаких вопросов не будет.
Профессор И.А. Осипов в одном из выступлений сказал, что гнев Божий может быть на тех, кто отвлекает от молитвы. И ни о каких исключениях для детей речи нет. Думаю, стоит прислушаться к мнению профессора богословия.
Получается, хотят причастить ребенка, а в итоге могут выйти с гневом Божиим. И терпение остальных "бездетных" прихожан здесь здесь совсем ни при чем.
Вера29 октября 2014, 19:11
В храме, в который я хожу, на воскресной литургии есть множество дети лет до 8. При храме работает воскресная школа, есть кружок хореографии и патриотический клуб. При таком изобилии воспитательной работы на службах детей и подростков в промежутке от 8 до 18 лет не увидишь совсем. О чем речь, братья и сестры, мамы и бабушки? Что толку от младенцев, которых вы тащите в церковь, если, как только они чуть взрослеют, они уже громко и отчетливо высказывают вам свое "фе" и в церковь ходить перестают.
Ксения29 октября 2014, 17:11
Простите, у меня еще возникла мысль, не сочтите за невежество. Есть смысл обратиться к нашему Патриарху Кириллу, чтобы были прописаны четко условия и правила пребывания с детьми на службе, я пришла к такому выводу, что мы все все делаем на ощупь, но нет одной четкой линии и правил для детей, единой договоренности и правил в этом важном вопросе посещения храмов нет и много неприятностей. Если наш Любимый Патриарх Кирилл вместе с батюшками издадут для родителей и детей одну маленькую брошурку (ведь все начинается со слова), которая бы включала в себя вопросы и требования к посещению храма с детьми, например, можно ли младенца причастить, если его привели (принесли в храм) к самому причастию, какие-то книжки для детей на их уровне (они есть. но их очень мало!). Ведь это очень и очень важно привлекать детей и их родителей, а не поучать их во время литургии, что они мол неправильно ходят и всем мешают и не так воспитывают, вобщем-то серьезный вопрос, я бы обратилась с такой просьбой и к Батюшке Дмитрию Смирнову, который сейчас особенно занимается вопросами многодетства.
Иирина Рюрик29 октября 2014, 14:23
Удивительная вещь, детей в храмах много и статей по поводу детей в храмах тоже предостаточно. Но, только меня удивляет одно, как только ребенок подрастает и его мама прекращает водить за руку в храм, он (уже не ребенок, а подросток) в храм ходить перестает. Вот в чем парадокс. Дети ходят в храмы, пока их туда водит мама или бабушка, а как только они подрастают, и мамы и бабушки перестают их туда водить, не считают необходимости туда ходить самостоятельно. Меня всегда этот момент удивлял. И проблема того, что подростки перестают ходить в храмы, я так поняла никого особо не волнует, т.к. публикаций на эту тему очень и очень мало, да и в обсуждениях на форумах эта тема не поднимается. Почему-то большинство воспринимают церковь, как место в которое ходят только мамы и дети, бабушки и внуки,такая разновидность детского сада и женского клуба (прости Господи за такое сравнение). Подросток считает, что он уже вырос и следовательно можно в церковь не ходить, в детсад он же уже не ходит. Да, чуть не забыла - в церковь еще ходят те у кого возникли проблемы в жизни и нужно срочно поставить свечку.

Наталья прихожанка29 октября 2014, 10:47
Доброго дня!Очень интересная статья.У меня дочь 3,5 года и сын 3 месяца. Ходить в храм начала задолго до рождения дочери. Будучи беременной причащалась раз в две недели, молилась каждый день. Крестили дочь когда ей был 1 месяц, и с тех пор причащали каждую неделю. И я наивно думала, что моя дочь не будет вести себя как дикая когда подрастет. Но будучи активной девочкой, я испытала с ней все проблемы (крики, громкие разговоры, бегание во время службы и др.) которые только возможны. Теперь я понимаю, что все не в нашей власти. Да нужно продолжать беседы с ребенком, и нив коем случае не прекращать ходить в храм. Сейчас мы и сына причащаем с рождения, и надеюсь опыт не позволит столкнутся с теми же проблемами. Однако на все воля Божия.Одно понимаю нужно больше любви и даже тогда, когда дети лезут на окно , а мать в этот момент молчит. Не осудить , ведь сами мы не идеальны. Простите, терпения и любви вам.
Галина Б.29 октября 2014, 05:32
У нас храм - одни бабуськи. Детей мало. Когда бываю в других храмах, и вижу много деток - просто счастлива. А когда вижу подростков, слезы умиления наворачиваются, так я рада за них. Как бы жизнь у них ни сложилась - зерно заронено. Дай Бог, чтобы на благодатную почву. Видимо, я видела мало деток в храме, поэтому у меня никогда не возникало никаких вопросов по поводу их поведения. Напротив, всегда удивлялась, какие они умные и спокойные.
Ксения29 октября 2014, 00:54
В Евангелии написано- приводить к Иисусу детей, младенцев. Именно Господь создал такими детей- плачут, капризничают (я имею в виду очень ранний младенческий возраст) и именно к ним очень много НЕТЕРПЕНИЯ в храме, со стороны бездетных. А что наша вера бе любви?! Есть храмы, где реально можно быть с детьми никому не мешая- отдельная комната при церкви, куда можно на время оттойти, оставаясь внутри, в таких храмах и детей много, чтобы детей причастить- они должны также присутствовать на чтении Евангелия (так говорят по крайней мере у нас) и в то же время мол- потом сразу выйти,- не мешать...странно.. Цыканье прихожан на плач детей еще больше конфузит маму, и ребенок становится менее послушным, во всем должно быть единство- не только в молитве, но и в служении ближнему, что за вера, если нет терпения и любви, чем добрее мы поддержим семью с детьми, тем лучше будут дети привыкать и тем больше любви будет в храме, поверьте- рассказ, когда мужчина в первый раз зашел в храм, а его очень "верующие"своими замечаниями вывели из храма, он услышал голос Божий- что и тебя выгнали из церкви? и меня туда уже давно не пускают- относится и к этому вопросу. нужно помогать друг другу, детям подсказать, помочь, маме подержать коляску и т.д.,дети это очень запоминают и это лучше, чем постоянные косые взгляды и одергивания...
Николай Лунёв28 октября 2014, 14:41
Девочки, не бойтесь, рожайте..... Воцерковляйте.... От матерей-одиночек, если они не беспутны, очень даже классные люди вырастают.... И из семей с малым достатком, потому как растут борцы за жизнь ! За существование, за успех, если хотите... У них и мозги на месте и сила копится для преодоления барьеров, и понимание действительности... Но а процент непорядочных он всегда будет присутствовать.
Ирина28 октября 2014, 10:13
Как прихожанка храма с огромным количеством детей, хочу сказать спасибо тем родителям, которые учат своих детей уважать окружающих.

P.S.Судя по комментариям, мало кто сделал правильный вывод...

P.P.S. Не сотвори себе кумира, помните? Так не делайте из детей идолов..

Anna Muller28 октября 2014, 01:10
Наткнулась на одном форуме на тему "Дети и соседи" где родители оживленно рассказывали страшилки о соседях, которые всячески были не довольны тем что дети шумно ведут себя в квартирах и многие жаловались на то что злые соседи не могут понять, что это же дети и им иногда хочется играть шумно. Одна мама поделилась своей историей. У них была соседка, которая при малейшем громком шуме от поведения ребенка стучала по батареи или шваброй им в пол (себе в потолок соответственно), еще приходила регулярно и их вычитывала. Дабы избегать скандалов, родители постелили кругом ковры, одели на ребенка тапочки и приучали ребенка играть дома в тихие игра. Да у них это получилось не с первого раза и еще не раз приходилось выслушивать упреки от соседки. Но со временем они заметили, что их ребенок сам привык играть дома тихо, а на улице она вдоволь прыгала, бегала, шумела.
Так и с церковью, потратьте некоторое свое время и приучите ребенка изначально к нормам поведения, да бы он потом не мешал, ни вам, ни окружающим. А отговорка: "Это же дети....", которую так часто любят мамы, тех детей, которые не научены пристойному поведению в общественных местах, самая бессмысленная, которую можно было придумать. Если это дети, это не означает, что им можно вести себя по хамски.
Anna Muller28 октября 2014, 01:10
Я не идеальная и над многими моментами нужно работать, но я думаю, что ребенка проще сразу поставить в жесткие рамки в поведении в церкви, чем в начале позволить баловаться, а потом, когда подрастет и начнет что-то понимать, пытаться запихивать его в эти рамки. Теперешние дети с первых месяцев все понимают и все улавливают (это отмечают в первую очередь врачи-педиатры). Поэтому они регулярно будут проверять нас на прочность и пытаться отвоевывать свои интересы. И тут главное направить энергию ребенка в правильное русло. Помните, что вы родитель и учите ребенка всему и будьте готовы к тому, что ребенку нужно будет объяснять порой для нас очевидные вещи и может не один раз.
Anna Muller28 октября 2014, 01:09
Их нежелание идти утром на службу то же почти побороли. Первое я не позволяю им думать, что может быть по другому. Ходить у церковь это также необходимо ка кушать, ходить в школу и любое другое действие. Второе я им объяснила, что у них есть два ангела, один хороший, второй плохой. Когда они делают хорошие дела они помогают хорошему ангелу и он становится сильнее, когда же они ленятся или делают что-то плохое, то тем самым помогают плохому ангелу. В таком возрасте детям еще не все равно какими их считают окружающие и им естественно хочется быть хорошими, поэтому помогать плохому ангелу им не хочется. Были моменты когда я выгоняла старших со службы, дома же проводила беседу, что таким своим поведением они очень сильно расстраивают меня, бывало, что даже оставляла дома. Но это нужно смотреть по ребенку, насколько запрет на посещение храма его расстраивает, если нет то искать другие подходы. Я категорически пресекаю попытки побегать по храму даже у младшего, максимально ограничиваю территорию для хождений (если устают разрешаю посидеть), не приветствую ношения игрушек и не разрешаю играть со свечами (когда внимание ребенка пытаются переключить на подсвечник и разрешают поухаживать за ним на протяжении всей службы или какого-то момента, то ребенок перестает ходить в церковь на службу, все его внимание сосредотачивается на свечках и на этом церковь для него заканчивается).
Anna Muller28 октября 2014, 01:08
У меня трое 8,6 и 2 все мальчики. Поведению в церкви, как и в любом другом месте, нужно учить и желательно с младенчества. Но даже если ребенок немного подрос, то изначально не стоит разрешать ему баловаться в храме. Я своих стала носить сразу, первое время к причастию, потом увеличивала время прибывания в храме. Если дети начинали капризничать и тем более кричать, то я выводила их на улицу и ставила в угол, со словами, что если он хочет кричать, то пусть это делает тут. Если ребенок с криками выбегал из угла, то я его спокойно возвращала обратно. Когда же он понимал, что криками ничего не изменить, то успокаивался и мы спокойно возвращались в храм. Да мои дети не выстаивают всю службу солдатиком, стоять и не шевелиться это часто не под силу и взрослому, но шуметь и баловаться я им не разрешаю. Я четко дала понять, что церковь не для игор, для этого есть детские площадки. на вопрос старших: "Почему нельзя уйти со службы сразу после причастия", как мы это делали, когда они были маленькие и когда мне нужно было уходить кормить младшего я объяснила просто. Когда они садятся смотреть мультик, то смотрят его до конца, вот и службу нужно выстоять до конца.
Елена27 октября 2014, 23:59
Удивило письмо женщины про свою бабушку, которая прививала ей благочестивость. Удивила тем, что оказалось что воцерковляться она начала уже в зрелом возрасте. Получается правила о том, как себя вести, далеки были от живой веры. А этого ни в коем случае допустить нельзя. Мы в храм ходим и детей приводим именно, чтобы вера была живая. Вот, что детям надо привить и передать
Helena V Pol27 октября 2014, 20:52
Я привожу к Причастию двоих детей вот уже более двух лет.
С момента крещения младшего сына:-)
Божьей милостью я нашла благодатный семейный храм, в который батюшка благословляет приводить деток всегда.
Когда у меня был только один ребенок (причем очень активный, невероятно), я смогла причастить его не более двух раз с момента крещения. В младенчестве по причине длительного нашего отъезда, а после года я не могла ходить в привычный монастырский храм. Пару раз меня "свечники" или послушники (не знаю) просили удалиться, т.к. сын хотел ходить по храму, ставить свечи и т.п. Меня это очень тогда расстроило, т.к. я сама стремилась к воцерковлению, имела множество вопросов, сомнений, была неуверенна в себе, в правильности своей жизни, в том, как воспитать ребенка. И я долгое время не ходила потом в храм.
Слишком уж суровы порой всезнающие православные в храмах)Говорю о бездетных. не дяденька, так тетенька тебе навешает полные уши такого, что страшно снова зайти.
Сейчас я наконец-то с чувством благодати в душе и спокойствия в сердце привожу свою братву примерно на середину литургии, и мы более-менее спокойно обычно дожидаемся Причастия. Детей много, все разные, но все родители немного присматривают и за своими, и за чужими.
Иногда мне даже удается причаститься, когда прихожу с детьми.
Желаю всем мамам и папам спокойствия и смирения, но уверенного такого смирения - потихоньку идти к полному воцерковлению своих деток. И у всех все получится!
Ольга27 октября 2014, 20:23
Дорогие братья и сестры любых возрастов-давайте научимся терпеть и любить детей-этих ангелов.Радоваться надо,что мамочки и папочки их приводят,приносят на Причастие.В такое радостное время Господь нам дал-нет ни гонений ни разрушений Храмов,так славьте Господа и благодарите за все.Будьте великодушными и не шыкайте на родителей и детей,где сами вы были в их возрасте,так нам ли их судить.А многодетным мамочкам низкий поклон и помощи Бохией.
Светлана Коновалова27 октября 2014, 17:52
а по-моему,все зависит от молитвенного настроя каждого человека,если человек по-настоящему молится,то ему никто не мешает,по себе знаю,иной раз такая благодать на душе и всем рада и никто не мешает,а чаще - стоишь и думаешь о чем-то о своем или других разглядываешь,тогда ,конечно,все мешают,человек ведь смотрит на других своими " глазами",а глаза это зеркало души, если на душе светло ,то и вокруг
тоже.Простите,меня.Спаси всех Господь.Мира и любви всем.
Р.S. а у нас в эту субботу на всенощной,"ребятенок" уснула и храпела на лавке минут 10 ,потом проснулась,на нее никто и внимания не обратил,ну захотел ребенок спать,зато всю службу пробыла,а ей всего лет 5-6,а мать на клиросе поет.Слава Богу за все!.
Анна27 октября 2014, 16:21
Друзья, обратите внимание, что в сущности тех, кого просили высказаться, практически нет: "Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы".
есть те, кто стремится, растит прямо сейчас детей в православной вере и те, извините, кого бабушка в церковь водила и кто уже несколько лет как прихожанин, они же праведно-возмущенные.
положа руку на сердце, большинство из нас, мягко говоря, пришли в церковь недавно, детей не нарожали, кто-то и обратное делал, а теперь, все такие праведные и звездные, обсуждаем мамочку, которая своих 2-3-4-5-6 деток на службу привела и стоит, еле имея силы. да родные вы мои, ну как же вам не совестно! да мы этим мамочкам ручки целовать должны! потому что это их дети, а не наши, нерожденные, будут за нас молиться спустя годы. и какое вообще может быть обсуждение - конечно надо вести ребенка в храм, по мере сил и возможности. потому что иначе в 12 лет его уже другие и в другое место поведут! что-ли вы все в рай сразу собрались и молитвы не нужны вам? ну право слово.. аж неудобно..
Ирина27 октября 2014, 14:53
Епископ Василий (Родзянко) в воспоминаниях описывает (в фильме тоже есть) трагический момент прощания с Родиной перед эмиграцией. Его рассказ содержит интересную подробность. Он, ребенок, видит ноги, чуть выше спины и думает, неужели все не понимают, что ему ничего не видно. И вдруг все поняли, опустились на колени и его взору предстало... Он описывает восторг и благоговение, испытанные им от открывшегося вида.
Родителям иногда стоит поставить себя на место детей, чтобы понять причину их поведения, что они видят, слышат, на кого смотрят. На сверстников там же, между ног взрослых, и совместными с ними усилиями на "нижнем этаже" вырабатывают правила поведения, или все же нечто отличное от повседневной игры.
Согласна с Татьяной, в будний день детей раз-два и обчелся. Любой шорох одежды слышен, не то что шаги или шепот. Любое движение замечается, никто сам не снует со свечами, других не просит. Ребенок не видит суеты, толкания, цепной реакции детских шалостей. Обстановка и атмосфера сами диктуют правила поведения и воспитывают. У нас так само собой получилось, что первые службы, на которые брали сына, проходили именно в такой обстановке, родительского "ума" не прикладывали, думали только, как поменьше мешать другим. Оказалось, достаточно показать, как надо, иммунитет к тому, чего не следует делать в храме, уже выработался. Слава Богу за все!
Статья хорошая. Спасибо.
Татьяна 27 октября 2014, 13:06
В будний день в храме почти нет людей и единичные причастники. В храме тихо, спокойно , комфортно.Благодаря этому, и атмосфера особенная. Удивительно, что и деток почти нет. За то, на воскресной службе, количество прихожан увеличивается в десятки , зачастую,и в сотни раз.Естественно,и в храме ,и на улице яблоку негде упасть.Тесно , душно,шумно. Радует , что многие причащаются. Однако, отстояв огромную очередь ,и дети ,и родители уставшие , раздраженные. Конечно ребенок реагирует по своему.Какая уж тут радость.Как прививка в поликлинике.
Было бы хорошо , если бы священники объясняли родителям , что Причастие во все дни одинаковое.Ведь, у многих есть возможность прийти в будний день.




ТаняСем27 октября 2014, 12:27
Почитала и порадовалась,как много отзывов на такую живую тему!!!И везде одна ниточка прослеживается-Любовь Господа и к Нему!Ведь правильно сказано,что человек-это Образ Божий,а уж дети,тем более Ангелы до 7 лет!Я очень радуюсь,когда вижу в Храме деток с мамами,а тем более с папами(это такая редкость),но каждый приобщает ребенка к духовности по своему...и дай Бог,чтоб ребенок впитал в себя эту святость по настоящему,а Господь Сам управит дальше,ведь в Писании сказано-Милости хочу,а не жертвы!
Екатнрина27 октября 2014, 11:08
Да Любовь превыше всего. Однажды эти слова сказала мне пяти летняя внучка Лиза на вечернее молитве, она помолилась своими молитвочками и я уложила спать. Через какое то время она пришла ко мне, я совершала свою молитву, она посидела немножко тихо, а потом стала задавать вопросы, т.е. мешать. я попросила чтобы она не мешала. Вот и услышала от нее эти слова и с тех пор мне детки в храме и в домашней молитве не помеха. А ходим мы в Ново Нямецком монастырском храме. На каждой воскресной службе очень много детей разного возраста.И это большая радость. Простите за многословие. С любовью и уважением Екатерина.
Елена27 октября 2014, 10:41
Ложку дёгтя добавить хочется... Дети в храмах часто ведут себя так, как будто никого, кроме них здесь нет. (То же можно и о взрослых сказать: таких немало.) Никакие замечания незнакомых людей они просто не слышат (То же можно сказать о сопровождающих их взрослых: хорошо, если не нагрубят в ответ на самое мягкое замечание или просто совет.)
Недавно одна прихожанка-старушка сделала замечание мальчишке лет 10, который много раз пробежала мимо неё, выходя из храма и снова возвращаясь, Так тот ей ответил: "А вы меня не осуждайте". Ни больше ни меньше. (Я не сдержалась, взяла его за вихор и сказала: "А ты старшим не дерзи! Понял?" - Ушёл молча.)В другой раз девочка лет 12 в ответ на замечание женщины, что надо молчать или говорить потише, ответила в этом же роде, но гораздо пространнее и присовокупила (в ответ на возмущение взрослой тёти ухе её грубой реакцией): "А причащаться-то как будете?" Очень, знаете, рационально рассудила...
Свой опыт я пространно могу изложить, но не могу его считать удачей: 21 год моей крестнице и в храм она ходит редко, а была маленькой, все умилялись на неё глядя... И я её не учила, а только отвечала на её вопросы, которые начались до её крещения (на 4-м году), когда она увидела мой нательный крест.
Екатерина27 октября 2014, 10:32
Добрый день! Я мама пока еще двоих детей - девочки 4 и 6 лет. Благодаря появлению наших детей мы и стали всей семьей воцерковляться. Сначала приводили детей на Причастие только раз в месяц, сейчас каждое воскресение и праздники мы стараемся быть в храме. Может быть мой опыт будет кому-то полезен. Я не заставляю детей стоять всю службу, они выходят поиграть на улицу, но и там - мы договорились - что они сильно не шумят. Когда они зашли в храм они ведут себя тихо, а если и говорят что-то, то шепотом. Когда они в храме, я стараюсь поставить их так, чтобы им было видно как проходит служба, акцентирую внимание - вот батюшка вынес Евангелие и благословил всех и т.д. Если был праздник, то дома я стараюсь рассказать об этом событии, очень помогает книга "Закон Божий". Было много случаев, делали замечание - начиная от того, как должны одеваться, как себя вести. Я все-таки стараюсь быть терпеливой, понимаю, что дети конечно отвлекают от службы. Но я уверена, что детей надо приводить в храм с рождения, и тогда уже в три года ребенок сам подходит к Чаше, сложив крестообразно ручки, а не пинается-вырывается из рук матери.
ольга27 октября 2014, 09:25
Мы решили проблему хождения с маленькими детьми в храм таким образом: в субботу детей водили на литургию приходя ближе к причастию, следили за их поведением, на субботней службе значительно меньше прихожан, а в воскресенье на литургию ходили по очереди: одно воскресенье муж, другое жена, тогда и помолиться всем удавалось и дети вели себя нормально, в нашем храме службы бывают каждое воскресенье и субботу, в праздничные дни.
Светлана Березкина27 октября 2014, 09:01
Раньше дети были более послушными, чем теперь. Это уже аксиома, об этом все говорят, это все видят. Значит, наши родители, родившиеся примерно с рубежа 1920-х - 1930-х гг. (и дальше), умели воспитывать послушание в детях, т.е. в нас, взрослым (старшим), а мы нет, не умеем. Так что же это за умение такое?
Даже если наши родители не ходили в церковь, они были воспитаны верующими людьми. Поэтому наши родители кожей впитали, пусть и неосознанное, но убеждение: НЕПОСЛУШАНИЕ РОДИТЕЛЯМ (СТАРШИМ)-- ГРЕХ, ЗА КОТОРЫЙ ДЕТЕЙ НАКАЖЕТ БОГ.
Вот именно. Если молодая женщина, наблюдая непослушного сына, переживает только за себя (мне, бедненькой, так трудно!), то пусть прозвучат, как гром среди ясного неба, обращенные к ней слова: твоего сына накажет за это Бог. Потому что заповеди одинаковы - как в то время, когда дети были послушны старшим, так и теперь.
И вот тут реакция женщины покажет, есть ли в ней самой страх Божий. Будет отнекиваться, оправдываться, возмущаться (или презрительно улыбнется) - это одно. А если испугается - это другое.
Если женщина убеждает дитятю быть послушным ради себя любимой, она - в наше время - не преуспеет. А если при виде непослушного ребенка у нее сердце кровью обливается при мысли о наказании Божием ему - это другое. Ей Бог поможет. И она всё преодолеет. И у нее вырастут послушные дети.

Наталия z27 октября 2014, 08:48
Спасибо большое, за статью,некоторые письма тронули до глубины души!Спасибо,кто понимает.что если в Храме не будет детей,то откуда потом взяться и взрослому прихожанину...а терпению Христос нас учил всегда,давайте и мы потерпим небольшие детские слабости,ради спасения их душ,да и своих.Спаси Господи всех!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×