Рассказ Леонида Гаркотина «Берегите ангелов», опубликованный на нашем сайте совсем недавно, вызвал оживленную дискуссию не только среди читателей, но и постоянных авторов портала Православие.Ru. Представляем вашему вниманию рассуждения на тему пребывания детей на церковных службах матушки Людмилы Селенской – жены священника и матери троих детей.
Мне пришлось смотреть за малышом в храме задолго до материнства. Братишка, который на шестнадцать лет меня моложе, был мне как сын (он, кстати, и есть мой крестный сын).
Мы с самого начала знали, что имеем дело с живчиком и непоседой. В семь месяцев он уполз с одеяла на кухню на глазах у четверых взрослых. Моргнешь – и его нет. Мы пасли его, как Том Сойер с приятелем пас жука: на чьей стороне находится, тот его и гоняет. На чьей территории находился малыш, тот за ним и смотрел. Я не знаю, как ему это удавалось, но он умудрялся находиться сразу на всех территориях. Только что он помогал маме перебирать вещи в шкафу, напяливая на голову панаму поверх шляпы, как уже сидит на моем письменном столе и проворно вытаскивает пленку из японской аудиокассеты или выбрасывает вещи с балкона, задумчиво прослеживая траекторию улетающего будильника или ложки. Хотя в доме никто давно не рисовал, так как рисование заканчивалось в пятом классе, Саша умудрялся найти засохшую акварель и вылизать половину синей краски. Лизал он, как и лазил, с обезьяньей скоростью.
Знакомые умилялись, глядя на голубоглазого малыша с льняными волосами, и говорили среднему брату: «У вас теперь живая игрушка», на что он мрачно отвечал: «Это мы игрушки в его руках».
Когда он подрос, он был единственным в детском саду, кому разрешалось не спать в тихий час. А логопед в сердцах заметила: «Меня даже шестиклассники боятся, а он может повернуться ко мне спиной в середине упражнения».
А теперь представьте такого живчика на службе.
Нет, я не проводила экспериментов и старалась не испытывать себя, а также прихожан и батюшек на прочность. Я приводила егозу к концу службы. Все равно он умудрялся выкатиться под ноги торжественной процессии на праздник к изумлению всех присутствующих, убежать в самый ответственный момент на улицу или громким театральным шепотом задавать вопросы, не только касающиеся службы, но и окружающих. Очень нелегко было ответить, почему бабушка слева похожа на сову, у дедушки справа смешной нос, а дядя с бородой подпевает противным голосом. Зимой в холодном храме Сашок стаскивал с себя куртку: «Я не могу в ней молиться!» Только позже я поняла, что он имел в виду «креститься».
Семь потов с меня сходило за время, проведенное в храме с мальчишкой. Брала я его с собой нечасто.
Когда ему было лет пять, он вошел в храм и замер. Постояв минуты две, он сказал: «Когда я буду большой, я всегда буду ходить в церковь».
А в четыре года он поехал с нами навестить дедушкину сестру, монахиню Елену (позже схимонахиню), жившую при храме. Мы никогда не объясняли маленькому Саше, что такое монахиня, и всегда звали ее бабушка Лена. Бабушка Лена очень любила нашу семью, и у нее всегда были припасены для нас гостинцы. Саша воспринимал ее как добрую бабушку с подарками, что-то сродни Деду Морозу. И вдруг... Мы сидели в церковном домике, пропахшем тестом, старым деревом и чем-то особым, церковным. Бабушка Лена ласково смотрела на Сашу, а он уставил на нее свои бирюзовые глаза и спросил ни с того ни с сего: «Бабушка Лена, а когда ты умрешь, кто за нас молиться будет?» Мы оторопели. Тетя смущенно закашляла: тема смерти казалось неприличной, тем более в присутствии пожилого человека, тем более поднятая таким неожиданным и бестактным образом. Но иначе смотрела на этот вопрос бабушка Лена. Она погладила Сашу по любопытной голове и, улыбаясь, сказала: «Бог даст, сынок, и там буду за вас молиться». Как узнал малыш о предназначении монахов? Кто сказал ему, что бабушка молится о нас?
А бабушка Лена с тех пор говорила, что Саша предсказал ей кончину, и надо готовиться.
Когда подошло время первой исповеди, Саша согласился исповедоваться только самому доброму батюшке, которого он знал: отцу Феодору Соколову. А батюшке пора было уходить с исповеди в алтарь: он извинился перед прихожанами и пригласил их к стоящему рядом священнику. Но он не смог сделать и шагу, потому что кто-то вцепился в него снизу. Вцепился бесцеремонно и намертво. Батюшка с изумлением посмотрел вниз и увидел Сашкины глаза. Отец Феодор улыбнулся и принял исповедь. Я думаю: надо так прилепляться к Господу.
С годами пребывание в храме с братом не становилось легче. И в тринадцать лет он не мог чинно стоять, и описывал круги в толпе прихожан, время от времени интересуясь у меня: «Скоро ли закончится? Долго ли еще?» Старушки негодовали: и так тесно, а тут еще паренек толкается. А я думала про себя: пусть уж толкается, зато он захотел прийти. Немного было вокруг пареньков, все больше бабушки. У каждого своя мера и свое устроение. У одного вера большая и крепкая, у другого маленькая и слабенькая. Но она есть, она живая и как хрупкий росточек, тянется к свету. И ей нужна капелька воды, чтобы жить, а ведра воды ей не выдержать. Как знать, не укрепит ли ее Господь, не вырастит ли из нее крепкое дерево, а пока пусть она живет, как может.
***
Мои мучения с братом оказались цветочками по сравнению с собственными детьми.
Старшие погодки такого перцу задавали, что держись.
Когда период «на ручках» миновал, они заходили в храм довольно чинно, но это было на минуту. Нужно было проверить, крепко ли стоят подсвечники, и в самом ли деле спит старушка на лавочке или притворяется. Нужно было отжаться на скамейке, залезть под нее и выяснить, кому принадлежат какие ноги. В торжественный момент надо было извлечь из кармана то ли специально припрятанную, то ли завалявшуюся машинку и подразнить брата. А еще лучше – стукнуть его и уйти с независимым видом, пока тот не разошелся, а потом с безопасного расстояния показать ему машинку и спрятать в карман. Нужно было решить, что интересней: зажигать или тушить свечи. Лучше всего оказалось сначала зажечь, затем задуть, а потом снова зажечь.
Когда мы переехали в Глазго и стали ходить в греческий храм, с удивлением обнаружили там не бабушек, а дедушек, следящими за порядком. Дедушки оказались на порядок строже и внимательней бабушек. Мальчишкам спуску не было. Только отвернешься, чуть зазеваешься и – выговор. Мало того, что ты новичок на приходе, все на греческом, мелодии непривычные, да еще эти дедушки. Вот когда я немного почувствовала себя на месте детей: ничего не понятно, а надо внимать. Только спустя месяцы, если не годы, я стала узнавать ключевые места богослужения. Нашелся добрый человек, который поставил детей на свечное послушание. Свечи стояли в песке и невысоко, и мальчишкам удобно было их гасить и бросать огарки в коробочку. Вот это было счастье! Теперь можно было и пораньше на службу приходить.
Но самый большой позор ждал меня на русском приходе в Данблейне, куда мы ездили раз в месяц. Детям там были рады и замечаний не делали. Поезда в воскресенье ходят редко, и мы приезжали на всю службу. Минут двадцать до поезда, сорок на поезде, да еще минут десять пешком, катишь коляску-тандем то в гору, то под гору. Приходишь к началу службы – и уже устал, а про детей что и говорить. И вот – праздник, приезд архиерея, нарядные взрослые, притихшие дети. Служба долгая, проповедь долгая. На столе столько вкусного, а пищу все не благословляют, все беседуют... Нам бы, незадачливым мамашам, дать детям йогурт в уголке и увести их от греха подальше. Но пока мы собирались с мыслями, проголодавшиеся чада, проявлявшие чудеса долготерпения до окончания службы, под предводительством Лизки-Грозы-Мальчишек объели всю клубнику на огромном белом торте, специально испеченным в честь приезда владыки. Дальше память мне отказывает... Владыка только посмеялся, но важная дама, чье творение было самым наглым образом испорчено отъявленными обжорами в количестве трех человек в возрасте трех и четырех лет, так громко отчитывала меня при всех на чистейшем английском языке с мариупольским акцентом, что я не знала, куда глаза девать. Лизкина мама непринужденно беседовала со знакомыми и свою порцию позора великодушно предоставила мне. Потом знакомые шепнули, чтобы я не трусила: мадам из Мариуполя не такая уж и страшная, так, напускает на себя иногда для важности.
***
Когда карапузы подросли, на смену им пришел новый карапуз – младшенький. Я наивно полагала, что спокойный, вполне послушный малыш в количестве одного человека не сможет причинить столько беспокойства, сколько причиняли его братья, работавшие совместно, но оказалось, что это не так. Формула вышла какая-то нелинейная. За ним числился побег из дома в два с половиной года с приездом полиции и прочей суматохой, поэтому расслабиться я не могла ни на минуту. В храме было два выхода. Вот пошел он в игровую комнату, а оттуда может и на улицу дернуть.
Конечно, хорошо приходить с малышней к концу службы. Я – только за. Но что делать, если в храм нас везет папа, которому необходимо быть на всей службе, да и старших детей лишать богослужения нет причин. Мы с малышом не можем подойти попозже, потому что одиннадцать миль (а позже двадцать) не одолеешь пешком, а общественный транспорт по воскресеньям почти не ходит. И вот тут разногласия проявились во всей остроте. Супруг недоумевал, почему я настырно задерживаю выезд и выторговываю лишние пятнадцать минут. Что дадут мне эти пятнадцать минут? Почему мы не можем приехать благочестиво, пораньше? Почему мы все время приезжаем впритык, а то и, страшно сказать, опаздываем?
Да потому что пребывание с малышом на службе есть пребывание на кресте. И я не побоюсь этого сравнения. Да, он с утробы матери питается Таинствами. Да, он с радостью приобщается Святых Таин. Да, в храме он дома. Но это не значит, что он не шалит, не убегает, не скучает. Ему приходится менять памперс или вести в туалет в самый неподходящий момент. Его приходится утешать, когда он падает или стукается головой об угол. У него надо забирать свечи и следить, чтобы он не утащил чужие просфоры. Его надо уводить гулять, чтобы он не шумел и не мешал молящимся. И мы гуляем, дождь ли, солнце ли, зима или лето, а я смотрю на часы и высчитываю, когда приводить его в храм.
У чаши он стаскивает с меня платок, и я стою, растрепанная, замученная, на виду у всего честного народа.
Счастье, когда приводят маленькую Мэри, и два карапуза важно ходят друг за другом или играют вместе. Вдвоем они ведут себя куда лучше, и мы с Кейт может позволить себе передышку, улыбнуться друг другу, полюбоваться на малышей, пока они не упали, не стукнулись, не захотели в туалет или не поссорились.
У старшего сына лет в десять начались предвестники трудного возраста, когда он категорически не хотел присутствовать на службе, но одного мы не могли его оставить. Как-то уговорили все же поехать с нами и отпустили гулять, пока шла всенощная. Нагулявшись, он вошел в храм и, увидев двух малышей, держащихся за ручки и подпрыгивающих в такт мелодии, смягчился, умилился и остался стоять до конца.
***
Закономерен вопрос: к чему такие мучения? Не лучше ль оставлять чадо дома и подождать, когда оно подрастет и будет осознанно принимать участие в богослужении? Не заменят ли службу воскресная школа или беседы с мамой?
Я верю, что ничто не может заменить непосредственного участия в службе, в Таинствах. Недаром они называются Таинствами – мы не знаем, как происходит общение малыша с Создателем, но то, что оно происходит, – несомненно. Беседы, объяснения, изучение Священного Писания, рисунки и песни на благочестивую тематику – замечательно, но они не являются главным в церковной жизни. Я видела воскресные школы у протестантов. Пока взрослые молятся и изучают Библию, дети постарше читают отрывки из Писания под руководством взрослых, а малыши раскрашивают рисунки на библейские сюжеты. И это все. Беспомощно все это. Не о раскрашивании картинок говорил Господь, когда велел пустить к Нему детей.
Как-то стояла у храма с подружкиной дочкой. Ждали, когда подруга исповедуется. Малышке нет четырех лет, но очень крупная – все шесть дашь. Ребенок – ангел, спокойно пошла со мной на улицу, дала маме помолиться. Прыгала она, она прыгала, да и ударилась, стала плакать. Старушка на лавочке стала пугать ее «Боженькой, Который не любит, чтобы детки плакали». Я поспешно отошла с девочкой подальше.
Знакомая матушка, наставляющая меня в новой для меня роли жены священника, строго-настрого запретила делать замечания прихожанам.
***
Отдельная тема – детки с проблемами. Сколько сейчас ребятишек с аутизмом, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, с психическими заболеваниями разной степени тяжести. Некоторых детей, слышала, считают бесноватыми, потому что странно ведут себя, кричат, дергаются. Тут такой ликбез надо проводить среди населения! Даже представить себе не могу, каково их мамочкам переносить непонимание окружающих.
Бывает, люди пожилого возраста, вырастив одного-двух здоровых благополучных детей, спесиво относятся к молодым родителям. Плохо себя ведут дети? – Значит, плохо живете. Дети нездоровы? – В наказание за грехи. И так далее. Спесь эта опасна. Благополучные дети – не залог благополучных внуков. Кого сейчас не коснулось горе? Кто безгрешен, здоров и может поучать других?
Дети подросли, а мне пришлось оказаться и в роли того, кому дети могут помешать. На двух приходах некому петь, и пришлось мне роль хора взять на себя. Нет, я не просто пою в хоре, я и есть хор. Музыкального образования у меня нет, и нот я не читаю, но могу петь по памяти. И тут главное – не мешать мне. Я чувствую себя как канатоходец, пытаясь сохранить хрупкое равновесие, вытянуть «Херувимскую» до конца, не споткнуться, не упасть, не замереть в ужасе: «Забыла, как петь дальше».
И те немногие ребятишки, которые приходят в храм раз в несколько месяцев на полчаса – как они топают коваными ботинками по каменному полу, как визжат, как громко играют в салочки и нетерпеливо подпрыгивают на месте.
А у меня на глазах слезы, и я ощущаю себя хирургом, которого толкают под руку. «Милость мира» надо петь, а тут чуть аналой с нотами не сваливают.
Теперь поймешь священников, которым нужно сосредоточиться, и которые просят тишины в храме не из вредности, а потому что иначе – нельзя.
Печально, что все мы разобщены как в повседневной жизни, так и в церковной. Атмосфера в храме – дело каждого. Не ваше чадо орет – присмотритесь, может, нуждаются в вашей помощи? Замученной мамочке помогите. И к нерадивой мамочке можно найти подход, не оттолкнув ее от храма. На некоторых приходах за детьми организованно смотрят. Иногда семьи кооперируются, помогая друг другу. Литургия – общее дело, и нет на службе чужих детей.
Отец Феодор сказал как-то на проповеди: «Вы думаете, что, оставив детей без присмотра в притворе, вы хорошее дело делаете, молясь всю службу у алтаря? – Нет, нехорошо, предоставив детей самим себе, приводить их на всю службу. Вы тут молитесь, а они там безобразничают. Нет у нас цели сделать из детей церковников, а нужно просто привить им доброе отношение к Церкви».
Прочитала где-то, что каждый шаг усталой мамы, ведущей своих детей в храм, учтен, каждая слеза записана. Верю, что записана. И, Бог даст, упадет на добрую землю, и будет плод.
Я в храм когда самостоятельно прихожу , то ничего вокруг не замечаю, волнуюсь , сначала успокаиваюсь и погружаюсь в Царство. А вот сегодня с сыном были, 2,8... Все замечательно прошло! Спасибо Господи! Только растревожилась, что и суетились , и все сами посмотреть хотели, и людей отвлекали- о нас заботились много " вам жарко?", " присядьте", " отдохните" . И вполне обоснованное замечание было. Скорее всего, выглядело со стороны , мамочка спокойно реагирует на то, что доставляет неудобства прихожанам.
Конечно это опыт. Спасибо , что немного успокоили.
А до 2 лет вообще постоянно кричала.
В храме с кричащим ребенком позволяла находиться себе только подходя к чаше.
И вот сегодня на литургии стоим в притворе. На улице май, тепло. И в течение ВСЕГО Евхаристического канона позади не кричал, А РЫЧАЛ подобно тигру малыш лет полтора перемежая жутким ревом.
Сделала замечание:мол, не минус двадцать на улице, можно и там погулять. В ответ-скандал.
"Вы нас выгоняете из храма!". Ага, то есть не они нас выгоняют вкупе с Богом из дома молитвы, молясь на своего кудрявого "кумира" семьи,а а наоборот.
И это православные женщины..за ящиком служащие глаза спрятали "они нас не слушают все равно ,эти мамочки"...
Вот так.
Сейчас водим обоих вместе со свекровью, конечно, трудно, приходим тоже под конец, в пол 10, иногда вывожу на улицу, почему то именно в церкви они начинают баловаться и совершенно не слышать меня, рвутся к свечам, фу фу, чтоб задуть маленькие свечки, мальчик залезет под икону и ничто его оттуда не вытащит, хорошо когда в церкви детки постарше, стоят спокойно, и мои тоже успокаиваются рядом с ними. А бывает какая нибудь девочка большая носится и никто ей замечание не делает, и тогда они совсем не управляемые..
Раньше я могла одна с двумя, мальчика в коляске, девочка в кенгуру, было легче, сейчас хоть плач от бессилия )) а когда приходим домой, то сын говорит,, мама я больше так не буду,,))
Он очень любит причастие и когда Врата открываются он радуется и ручки скрещивает, сам подходит и говорит имя.. Сегодня милый дедушка нам сказал что ничего страшного что они шумят, дети должны приходить тоже (Владикавказ)
Не давно на праздник Петра и Павла. Мои дети меня удивили,выстояли полностью молебен. Я была сильно удивлена(и про себя благодарила Бога,что все это не зря)
Спаси Господи!
И еще - большое-большое спасибо и нижайший поклон нашим дорогим родителям,воспитывающих с любовью своих детей,приводящим их в храм и старающимся воспитать их в любви к Христу и к Церкви!:)
Стоило ли об этом писать??? Может, отсюда все эти проблемы с детьми?
Божьей милостью мама троих деток. Старший с синдромом СДВГ.
Спасибо огромное за статью-очень своевременно - даже заплакала, а то поддалась унынию и отчаянию. Стою одна на поле боя, все в Храме, а я где? Воодушевила меня статья и успокоила. Спасибо!
Понимаю, что дети мешают -делаю все, что могу. К концу службы висят на мне все трое:) И объясняешь им и говоришь, и рассказываешь...только делать это в Храме во время службы -еще больше отвлекать всех остальных.
Простите нас все,кому мы мешаем.
Мой малый опыт с поля боя за молитву (может, пригодится кому): затыкаю уши и/или закрываю глаза, молюсь про себя, как могу. Иногда вопию внутри о том, чтобы прекратилось во мне кипение желчи на всех этих шумящих и терзающих мою раздражительную душонку, прошу милости и тишины, и молитвы. Это же тренировка от Господа, испытание.
Сегодня попалось: "Когда у христианина кончается терпение, он включает долготерпение".
Простите, если кого обидела. Всем папам и мамам низкий поклон.
Уважаемая Ольга (2013-10-29 18:46),может быть, Вам неприятно это слышать,но у детей , кроме мамочек, есть папочки.
Вы считаете, что папочки не несут крест?
Почему такое выделение мамочек???
Семья -- это малая церковь, и глава семьи -- муж, а не мамочка.
Людмила, я с Вами согласна, что в такой ситуации, когда жара, давка, то малышам надо и нужно(!!!) давать пройти вперед, чтобы им не стало плохо, чтобы они не испугались, если их кто-то случайно придавит! Это понятно! Но, согласитесь, это индивидуальная ситуация и в ней продвигают свое чадо вперед родители(!).
Но, согласитесь, что когда в Храме свободно, и просто стоит очередь к Причастию, а маленькие (а то уже и достаточно взрослые-было и такое) дети именно расталкивают пожилых людей, мужчин, женщин, да даже своих родителей!.. То это уже другое... В каждом Храме, настоятели устанавливают свои порядки, и мы стараемся их выполнять... Но скажу вам на своем собственном примере, как избалованному ребенку, в свое время, когда в СССР был лозунг "Все лучшее детям", и лучший кусок, и лучшее место... Теперь мне очень тяжело... Ревность, раздражение и т.д обуревают, когда "не мне первой и не мне лучшее!".... И бороться с этим ох как трудно! Поэтому и боюсь я за таких деток, что им в будущем будет тяжело заниматься самовоспитанием, т.к на себе чувствую, что воспитание-это труд, перевоспитание-это вдвойне, а то и втройне тяжелее!!!
Еще раз, прошу прощения если моя точка зрения кого-то обидела...
Но как же радостно бывает, даже до слез, когда кто-то уступит место присесть и надеть ребенку шапочку или пропустит приложиться к иконе!
Не ругайте, пожалуйста, нас, родителей, за то что мы хотим даже такого круху принести в Храм не только к Причастию, но и на Лигургию. Я верю в то, что дети тоже молятся. Дайте им возможность идти к Господу с младенчества.
Спаси Господи за статью!
А мне внука на клирос брать приходиться (родители то работают) а я певчая.Сестры тоже нервничают он отвлекает...
А если бы вы работали врачом участковым, или на фабрике, или в школе - вы бы тоже внука с собой везде водили? Я думаю, нет. Или в храме петь, или со внуком сидеть, что-то одно.
У всех тех, у кого дети плохо ведут себя в храме, одно общее - они считают храм таким особенным местом (увы, не в смысле благоговейного отношения) - где, во-первых, им все должны, все, поголовно - и матушки, и батюшки - а вот они никому и ничего. А, во-вторых, храм для них такое особенное место, где дети могут стоять на голове. Нигде нельзя - ни дома, ни на детской площадке, ни в поликлинике - а в храме можно! В других местах мы помним, что вокруг нас люди, с которыми нужно считаться, а в храме - нет! У нас дети - ангелы, расступитесь все!
Вот поэтому не слишком понравились обе статьи. Все сказано: и как бабушки церковные должны себя вести, и как правильные батюшки себя ведут, главного не сказано: мамы-то как должны детей воспитывать, чтобы они себя вели спокойно и другим не мешали (а в идеале бы и сами привыкали к молитве, по возрасту)?
Многие комментирующие, похоже, статью не дочитали до конца, потому и обрадовались: мой тоже плохо ведет себя в храме! Это и обо мне! А ведь смысл в противоположном: Цитирую:
Отец Феодор сказал как-то на проповеди: «Вы думаете, что, оставив детей без присмотра в притворе, вы хорошее дело делаете, молясь всю службу у алтаря? – Нет, нехорошо, предоставив детей самим себе, приводить их на всю службу. Вы тут молитесь, а они там безобразничают. Нет у нас цели сделать из детей церковников, а нужно просто привить им доброе отношение к Церкви»
Кстати, вопрос о рисовании во время Херувимской, или чтения Евангелия, достаточно спорный, на мой взгляд.
Если же ваш ребенок не слушается не только в храме, а вообще везде - значит... вы явно делаете что-то не то.
Вы позволите ребенку кричать и бегать, если в соседней комнате больной человек? Или приведете его на занятия, пусть и для малышей, а не в школе, если он будет кричать и мешать всем заниматься? А если приведете его во вполне светкое место - в театр или кино, тожже разрешите громко говорить, ходить между рядами?
Вы уверены, что ваш ребенок - центр земли? То есть скажете всем -потерпите, у меня ребенок - непоседливый... Всякое бывает, и дети гиперактивные, и прочее... И снисходительность нужна. Только не перекладывайте свои проблемы на окружающих!
Никогда не слышала о таком "замечательном" воспитании, чтобы ребенок не знал слова "нельзя" и делал, что хотел. С чего вдруг в храме другие должны быть правила воспитания?
Я редко хожу в храм, который рядом с домом, именно из-за постоянного шума, гама, детских криков, вдобавок к толчее возле свечного ящика и исповеди в полный голос. Дети там чувствуют себя совершенно свободно, они ходят вдоль и поперек, протискиваясь между людьми. О какой молитве можно тут говорить?
Я не думаю, что такой ребенок, став подростком, останется в Церкви, что мы и видим сейчас - младенцев полно, а начиная с 13 лет - единицы, и так в каждом храме. А то и вообще ни одного подростка от 13 до 19 лет.
Спаси Бог за такую статью! и я не знаю службы с ребенком влетала в самую толпу, и я всклокоченная и вспотевшая держала чадо свое ну руках в очереди на Причастие, и мысли одолевали: ну может не надо так часто водить?! Но сама ведь иду! сама радуюсь, как лишить своего ребенка радости? доченьке5,5, приходим к Херувимской или чуть раньше к Евангелию... в меру своего разумения объясняю, что значит та или или иная часть службы... верю, что что-то останется...
про о. Федора Соколова... как удивительно, я как раз читаю о нем книгу :)
Но, насколько я понимаю, речь идет о семье, живущей в Западной Европе.
По моему опыту, дети, воспитывающиеся хоть и в русских семьях, но в западной среде, гораздо более эгоцентричны, более "свободны" от уважения и почитания старших.
Опять же, по наблюдениям, в крепких приходах с развитой общиной нет таких проблем с детьми.
Где есть послушание самих прихожан, там есть и послушание детей.
Как я рад , что Вы были знакомы с о. Феодором (Соколовым).
Мне тоже довелось немного с ним общаться, даже вне стен храма. Если у Вас есть воспоминания, напишите их. Вы же знаете, что таких батюшек, каким был о. Феодор еще поискать.Царство ему небесное! (Книга "Божий дар" у меня имеется).
Дорогие братья и сестры!
О детях в храме почитайте книгу матери, ныне покойного о. Феодора (Соколова), Наталии Николаевны Соколовой (дочери Николая Евграфовича Пестова)с название "Под кровом Всевышнего".
Господи, Иисусе Христе,сыне Божий, помилуй нас грешных!
Я мама 4 мальчиков и 1 девочки. Все дети в храме с момента зачатия. Я воспитываю своих детей. Тем не менее они не стоят всю службу в храме, тихо сложив крылья за спиной и внимая соборной молитве.
Ребенок есть ребенок, особенно мальчишка. И в статье речь не идет о детях, которые "не имеют элементарных понятий о морали и нравственности, которые должны прививаться с пеленок". А просто о детской подвижности и непосредственности, к которым нужно относиться в храме снисходительно - конечно, в разумных пределах.
"Живой пример ПРАВИЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ СЕМЬИ (Мужчины, женщины и дети)!! И дети учатся уважению к старшим и с самого детства учатся послушанию и смирению..."
В деревне, где летом отдыхаем, так раньше и делали - когда детей было мало. Но когда на службу приходит 500-1000 человек, как в Тушино, например, это просто нереально. ПОэтому это уже вопрос технический. Дети идут первые, иначе их задавят. А попробуйте с малышом на руках и другим за ручку постоять в очереди минут 10 - и грудничок пищит, и тот, кого за ручку держишь, вот-вот вырвется и потеряется. А если еще и непраздна...
А в нашем храме дети обычно службу проводят возле поминального ящика, рисуют или общаются между собой. Добиться от них благоговейного или хотя бы спокойного стояния на службе не удается. Я думаю, что пусть лучше уж в одном углу болтают и рисуют, нежели вообще в храм не ходят. Главное, чтобы по храму не бегали и не шумели. Мне кажется, что не водить в храм или приводить только к Чаше приведет к тому, что дети, повзрослев, не станут ходить на службу. Для них должно стать неотъемлемой частью жизни воскресенье проводить в храме. Это сейчас они службу не воспринимают (хотя и запоминают песнопения и ход службы), а потом дозреют и до нее.
Через детей тоже спасаемся, почему бы не помогать мамам нести свой крест, вместо того, чтобы делать им замечания?
Наверное проще было раньше, когда всей семьей ходили в храм: на каждом шагу в храме были то мама, то папа, то старшие братья и сестры, тети, дяди, крестные родители, бабушки и дедушки, чтобы присмотреть за ребенком. Но даже если этот старинный уклад потерялся, мы можем помогать друг другу, ведь мы все братья и сестры во Христе.
Мамы с детьми-непоседами! Ходите в храм, как можете, и не слишком много внимания обращайте на замечания: люди везде люди, а дети должны знать, что такое храм, им и вам очень нужна Божья помощь и поддержка через приобщение Св. Тайн.
Я как-то такое же мнение высказала в присутствии одной бабушки (она же матушка). Мне было дурно от ее ответа - "Да-а-а???". ЕЕ внуки последними не будут!!!
Считаю, дело в родителях.
У нас на клиросе постоянно надо было смотреть под ноги, чтобы не наступить на очередного малыша. Певчие многие с детьми, оставить не с кем. Так эти детишки от 0 до 6 лет спокойно всю службу (около 3 часов) находились на клиросе.
Благоговение, молитвенность, внутренняя тишина идет от родителей прежде всего.
Хорошая статья была недавно опубликована: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/64970.htm
Очень интересная статья.
Совсем по другому получается,если при храме есть детсая комната...
Еще хотел поделиться дивным акафистом с помощью которого сам получил очень большую помощь
АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ВОСПИТАНИЕ»
http://akafist.ru/bogorodica/vospitanie/akafist/
Еще раз хочу поблагодарить за прекрасную статью
Храни Господь и Божья Матерь!
И потом взрослые могут эмоции и усталость контролировать, а дети нет, вот и выпоескивают как умеют.
"Много званных, да мало избранных.." Подумайте об этом благочестивые взрослые.....
Соглашусь с р.Б.Анной (2013-10-22 13:25).
Из детей сотворили идолов, кумиров.
Какое вообще воспитание, если родители разрешают своим детям вставать впереди всех перед чашей, показывая тем самым своим детям, что они (детки) главнее всех остальных взрослых.
Старики и старушки, другие взрослые пусть обождут, тут мой "ангел" пришёл в храм, всем расступиться.
Моё личное мнение, что дети не первыми должны стоять к чаше, а последними, в соответствии с иерархией.
Только это сложно, нужно тратить время и силы, куда проще восхищаться всеми пакостями своего любименького, а заодно потребовать того же от окружающих, как же, он у меня ТАКОЙ МИЛЫЙ, а этот милый не имеет элементарных понятий о морали и нравственности, которые должны прививаться с пеленок. Да и кто бы ему их прививал???
НО! Хотела бы сказать еще об одной проблеме, которая очень задевает (может по гордости - не знаю).
Когда идет Причастие или же идем ко Кресту в конце службы, маленькие дети, которые уже могут ходить (родителей с детьми на руках не берем), просто расталкивают прихожан и встают первыми... Расталкивают старушек, мужчин, женщин, идут по ногам...
Есть пример, который я видела сама своими глазами в Бари. Там первыми идут мужчины!!! А если дети, то только у мужчины на руках.
С моей, грешной, точки зрения-это правильно! Дети и мы (женщины/девушки) на живом примере видим,смиряемся и учимся, что мужчины - ПЕРВЫЕ, они глава семьи, их надо уважать и пропускать вперед! Живой пример ПРАВИЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ СЕМЬИ (Мужчины, женщины и дети)!! И дети учатся уважению к старшим и с самого детства учатся послушанию и смирению...
Простите, если обидела или резко высказалась...
Отвлекает другое-хождение людей со свечками на Литургии,вплоть до самого главного Евхаристического момента,ну а протиснуться меж молящихся к подсвечнику во время Херувимской стало уже нормой.
Вот это печально.
У меня тоже два года дочка непоседа , стала приводить к концу службы стою десять минут и уже два замечания и гонят в дождь в мороз как преступников, стою уже прям у входа.
И так приходишь уже к самому концу по-этой причине. И все равно куча недовольных тетенек....