Когда шалят чужие дети

Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru
    

Много раз убеждалась, что самый «надежный» способ впасть в какой-либо грех – осудить за этот грех своего ближнего. Вот никогда после рождения собственных детей не думала, что меня будут раздражать чужие малыши, весело бегающие по храму, но… Видно, я слишком часто осуждала тех, кого дети в храме раздражают и от кого изрядно достается и детям, и их родителям. Собственно, временами и мне «доставалось» как мамаше, до сих пор не нашедшей на ребенке кнопочку «Выкл.».

И что же? Буквально на днях в храме я поймала себя на раздраженной мысли: «Ну почему эту бешеную девочку до сих пор никто не успокоит?» Конечно: я, видите ли, помолиться «по-нормальному» пришла на раннюю службу, пока собственные бутузы сладко спят, – и вот он, тут как тут, чужой топот и вскрики. К счастью, я быстро представила, каково сейчас ее маме, сгорающей от стыда и ловящей на себе колючие взгляды. Ей, бедной, уж точно не помолиться – только стой да следи, чтобы подсвечник не был повержен да чтобы чадо не слишком сокращало дистанцию до царских врат, пытаясь пробраться в алтарь.

То есть молиться-то можно: с иными детьми приходится взывать: «Господи, помилуй! Господи, помоги!» – не менее горячо, чем капитану какого-нибудь утлого суденышка в разгар бури. Но так ты и дома помолишься, а хочется ведь услышать и последование литургии, и хотя бы пару строчек из Евангелия… Господи, думаю, помоги Ты ей, неизвестной мне молодой маме. Ну, и вроде бы вскоре не до девочки стало – где-то она там бегает, но мне уже как будто не мешает.

Строго говоря, чужой ребенок вообще не может «мешать» молиться. Ты за него не в ответе, следить за каждым чихом не обязана, мало ли что звуки издает. А сколько раз со мной бывало так, что, увлекшись разговором по телефону, я не сразу реагировала на дочь, настойчиво пытавшуюся что-то у меня спросить. Ребенок уже за юбку тебя тянет – а ты всё никак не оторвешься от какого-то горячего обсуждения. Зато как с Богом пришел поговорить – так сразу любой шорох «мешает».

Надо набраться храбрости и признаться: «отвлекаешься» потому, что еще и не увлеклась как следует.

Значит, дело не в «мешающем», а в отвлекающемся. Надо набраться храбрости и признаться себе, что «отвлекаешься» в основном потому, что еще и не увлеклась как следует. Ну не влечется сердце ко Господу так, как должно оно делать в те минуты, когда вдруг осознает, Кто перед ним: «Господь мой и Бог мой!» В остальное же время сердечные «гады, ихже несть числа» делают твою молитву делом трудным, а порой и тягостным.

Может быть, и раздражение на детей отсюда – из зависти? Скачет ребенок – хорошо ему в храме, легко. А мы трудимся, нудимся, считаем в уме, сколько минут осталось до «Отче наш»… Ну и обидно, в конце концов: ишь, распрыгался! При этом я часто замечала у священников из числа опытных монахов совершенно другое – светлое и радостное – выражение на лице даже в те моменты, когда они смотрят на зашаливших в храме малышей…

Но откуда бы ни приходило чувство дискомфорта из-за вскриков и топота чужого ребенка, я теперь точно знаю, что с ним (дискомфортом и раздражением) лучше всего сделать. Опытным путем узнала всё на той же службе.

Мама маленькой скачущей девочки ближе к Херувимской попыталась дочку «скрутить». Поднялся рев, в сравнении с которым предыдущий легкий топоток показался бы полной тишиной. И тут я вспомнила, что утром в спешке схватила свою сумку не разбирая, то есть вместе со всеми памперсами, машинками, платочками и мишками, которые живут в ней месяцами.

С видом фокусника извлекаю мишку. Есть еще машинка, чехол от телефона и ручка с блокнотом – до конца службы, пожалуй, хватит.

Вуаля! С видом фокусника я извлекаю мишку, стараясь не испугать ребенка слишком пристальным «добрым взглядом». Улыбаюсь маме: всё хорошо, мол, мои дети не лучше. Наступает тишина. В запасе еще машинка, чехол от телефона и ручка с блокнотом – до конца службы, пожалуй, хватит.

И вот я подумала: чем не рецепт? Как было бы здорово, если бы каждый, кто знает за собой раздражительность на шалящих детей, приносил в храм «сумку Мэри Поппинс». Вот «это был бы сон, волшебный сон»!.. Представьте: мчится по храму пятилетняя «дылда», мама «дылды» держит еще двухлетнего бутуза на собственном семимесячном пузе – ей немного не до «укрощения» старшенькой. А вы, не успев и пораздражаться, ловите «дылду» и вручаете ей блокнот с парой цветных ручек. Так мол и так, дорогое чадо, нарисуй-ка ты цветы в подарок Господу, это будет твоя молитва. О, здорово получилось, теперь рисуй для Богородицы…

Сразу получится и тишина для спокойной молитвы, и победа над раздражением, и сотворенное дело христианской любви. Вы даже не представляете, какими сестрами великого милосердия кажутся мне порой те женщины, которые хотя бы на пять минут во время службы отводят в сторонку кого-нибудь из моих детей «почистить подсвечник», «поцеловать иконки» или «цветочки посмотреть»… Могли бы сказать: твои дети – иди и воспитывай. Но не говорят. Спаси их Бог!

Елена Фетисова

25 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елизавета25 марта 2016, 14:06
Спаси Господи,и за статью, и за комментарии... Считаю что обе стороны, спорящие по этому важному вопросу правы. А решение этого спора, как мне кажется, только одно! Каждому в храме нужно следить ЗА СОБОЙ (и своими детьми). И пытаться исправить только свои грехи (и капризы СВОИХ детей), а чужие не замечать вовсе...
Надеюсь, меня правильно поймут. Простите,если что не так сказала.
Элен11 ноября 2014, 14:25
Статья полезная. Автору благодарность и почтение. Действительно, всё просто, если в наших сердцах любовь: и мамочку пожалеешь, и дети все "своими" становятся и молишься со "страхом и трепетом", не ожидая идеальных условий для молитвы. А если нет любви, то и дети мешают, и мама раздражает... Так может бы нам хотя бы понуждать себя к любви, хоть чуточку?
Валентина 6 ноября 2014, 01:59
Одно время я жила в, Москве и ходила в монастырь на службу- недалеко от меня частенько, сидела на полу бесноватая,обложившись иконами и иногда гавкая- не сильно громко правда...мне всегда было ее очень жалко,хотя, сначала и страшновато..а потом ..потом она мне не мешала...Я не понимаю вообще, какие сложности.... мне кто-то,а дети никогда не мешали- если, Вас раздражает присутствие детей в храме,то вспомните тех мучеников и исповедников российских,которых сослали в лагеря Гулага, к уголовникам в барак и они вынуждены были читать правило,когда на соседних нарах кто материться, а кто в карты играет и поблагодарите Господа,что у Вас ребенок рядом капризничает,и что стоите Вы на ЛИТУРГИИ,на которой совершается самое великое таинство в мире через которое мы грешные можем соединиться с Богом воедино..А Вам ребенок мешает....Попросите, Богородицу,только попросите со смирением....Ей-то виднее орать сейчас, этому ребенку или не орать и почему он орет кстати тоже. Любая ситуация,в том, числе и плач ребенка на литургии для чего-то нам дается. Давайте все-таки за все поблагодарим Бога!
Юлия 3 ноября 2014, 21:37
Какая замечательная статья и какие жуткие коментарии. Не думала даже, что среди моих братьев и сестер столько раздражения на чужих детей. Они вам молится мешают, потому что плохому танцору всегда сцена кривая кажется... Спасибо автору
Маша 198727 октября 2014, 12:43
Мамы,позвольте дать вам совет.
Да,представьте, надо выбирать. Либо вы многодетная и во всем православная, либо вы полноценно молитесь и ваши дети полноценно причащаются. Если вы хотите рожать детей каждый год-полтора, и вам трудно беременной и с детьми - почему надо именно каждое воскресенье причащать их? Одно воскресенье - один ребенок, другое - другой, третье - сама. Если же не с кем оставить - почему дома не побыть? Что, помолиться дома никак нельзя? Или причастие каждую неделю - это для вас гарантия спасения и благочестия детей?
Дети, шумящие в храме, не станут хуже, если приводить их раз в месяц. И не станут лучше, если причащать раз в неделю.
А можно просто рожать с перерывом в 4-5 лет, когда старшие подрастают и могут помочь с младенцем. Самые тихие семьи на приходе именно с таким интервалом между детьми. Но мамы предохраняться не желают, и терпят трудности и других терпеть заставляют.
Нет,я не делаю замечания детям в храме. Но и своих не заставляю быть там ради себя. Дети - не заложники наших хотений. Если они не могут быть тихими- не заставляйте. Если же трудно с ребенком - сижу дома, либо отпускаю старшего с мужем. Вот и все решение проблемы.
Виктория Рязанова15 октября 2014, 22:37
Статья очень хорошая и поучительная. А вот читая комментарии, пршла к выводу - это ж надо,сколько вокруг столпов православия )))
Владислав Шубников12 сентября 2014, 22:29
В приходах, где священником чётко поставлен порядок, ничего подобного не наблюдается. Только ребёнок заплакал, мать тут же берёт его на руки и быстренько выносит, даже с причастия. В одном из храмов, куда я хожу, следуют старым традициям, - не причащают детей, если с ним не причащается хотя бы один из родителей, дабы дитя не чувствовало различия в духе с собственными родителями и не отторгалось. И с многодетными семьями нет проблем - есть крёстные, которые помогают в этом процессе, но даже муж с женой вполне нормально разрешают эти «сложности»: либо ходят попеременно в церковь, оставляя дома некоторых детей, либо один из супругов во дворе с младшими, а другой на исповеди со старшими.
Владислав Шубников12 сентября 2014, 22:27
Великолепно, что приходит понимание «других мамочек», но разве это является целью посещения храма?
И потакание детским желаниям тем более в таком месте, как храм, какой принесёт результат? Разве цель присутствия детей в храме - рисование? Это отвлечение их от сути происходящего и отучение уважения Того, кто для родителей важнее всего в жизни.
Иоанн Крестьянкин говорил не о монастырях, а о любых храмах. У него есть очень подробно расписанная подготовка к исповеди, так вот передача свечек, записок (если отвлекаешь человека), участие в шуме в храме, относятся к тягчайшему греху - против Бога, т.к. этим прерывается общение человека с Богом. Не о «понимании мамаш» должно думать, и не о том «какая я бедная», а обо всех, кто присутствует на службе. В этом будет проявляться любовь к людям и забота о них. Нужно отучаться делать личные (вашей семьи) проблемы общественным достоянием.
Вера14 июля 2014, 20:25
Вот прочитала и представила себя, как мой 5летний сын куда-то удрал вперёд, на руках двухлетняя дочь и шестимесячное пузо, у мужа...на руках вторая двухлетняя дочь. У нас в храме есть отельная комнатка для деток, отделённая дверью от основного храма, в основном ,она открыта и ты можешь постоять-посидеть рядом с этой дверью при этом следить за своими детьми и хоть немного одним глазком смотреть-учавствовать в службе, но иногда какая-нибудь недовольная бабушка закрывает дверь, гневно смотря на шум в комнатке, вот и приходишь что бы просто подвести детей к причастию и всё, получается женщина пока "своё не отражает" и плюс к последнему ещё года 3, то остаётся практически отлучённой от службы(
Anastasija Kukushkina11 июля 2014, 13:26
очень нужная и необходимая статья.Спасибо за статью.Храни ВАС БОЖЕ.
Людмила 9 июля 2014, 15:34
У нас во дворе храма небольшая детская площадка -две качельки, низенькие лавочки для малышек, каруселька "вверх-вниз".
Прихожане в основном молодые семьи, а значит много детей.
Детки, кто давно ходит играют во дворе с "новенькими", следят за службой приглашают к Литургии Верных (к Причастию) так по тихоньку все и дисциплинируемся.
Мария 6 июля 2014, 00:44
Здравствуйте все! Нужная статья. Только вот начинать надо еще дома. Собираете ребенка в храм - собирайте как в гости в Боженьке. А в гостях ведь принято вести себя хорошо, а не только надеть красивый наряд. И еще - не комиксы детям надо читать, а рассказы Шмелева (Богомолье, Лето Господне), на них воспитывать деток. Все описывается глазами семилетнего мальчика, ведь какое у него благоговение перед Господом!Я своих шустриков один раз предупредила, что в храме нельзя громко говорить, что вообще лучше слушать, а что не поймут, после службы спросить. Не хвалюсь, но они просто преображаются в храме, даже ростом выше становятся.И потом в садике изображают кадящего батюшку, крестят всех со словами: "Во имя Отца, и Сына, и СвятАгА духа!" - воспитательница с улыбкой рассказывала. У нас в храме, точнее, в притворе, вывешивают рисунки детей, их дар Боженьке. Только рисуют детки дома, а потом приносят в храм. Понятно, что эти детки уже не будут шуметь в храме.
Анна 3 июля 2014, 16:10
В храм водить детей надо. Где же ещё они встретятся с Господом? Во взрослой жизни, уже порядочно нагрешив и от этого настрадавшись? И руководствоваться принципом, на который ссылается А. Уминский в той же статье: в главном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь. В главном - в своем устремлении к Богу и в направлении к Нему детей, во второстепенном - в тех методах, в которых мы стремимся к главному, а без любви не может быть никакого правильного понимания. И ещё молиться, чтобы ребёнок встретил Господа, на литургии и после принятия Святых Тайн почувствовал Истину и Жизнь, а не только "хорошо отстоял" службу.
Марина 2 июля 2014, 02:15
Вообще я,конечно,впервые читая здесь комментарии,просто в большом недоумении. Как минимум. Из четырех известных мне приходских храмов ни в одном нет комнаты для детей,или столов,или игровых комнат. Никто не читает детям комиксы. Да,иногда могут отвлечь игрушкой.Крайне редко дети бегают и шумят.Крайне редко родители их не выводят и не пресекают по возможности такое поведение. Выводят,в мороз,в дождь,лишь бы не мешать молящимся. Также ясно,что там,где есть дети,не будет абсолютной тишины. Еще понятно,что к причастию традиционно(и совершенно канонично) приносят и приводят детей всех возрастов. Сложности многодетных матерей разновозрастных детей тоже ясны.
Всем,кто рекомендует не приводить детей в храм,дабы иметь возможность смиренно и сладко причаститься в тишине, могу,в свою очередь,порекомендовать уезжать в отдаленные монастырские или деревенские приходские храмы. Детей там,как правило,нет или очень мало.Подыскать такой храм. И не вступать в спор с Евангельским словом.
И поменьше гонять прихожан. Просто неловко бывает. "Баушка! Если вы не можите на коленях в Троицу,идите взад!" И похромала с палочкой,что поделаешь...смиренные ревнители.
Короче,не бывала на портале полгода,и прекрасно. Очень уж многие в грех раздражения вводят. Нечего делать.
Пелагея 1 июля 2014, 23:30
Я только повторюсь,наверное,но что делать многодетным мамочкам,у которых старшим детям больше 7лет,но меньше 12,т.е. тот возраст,когда уже нужно исповедываться,но дети еще не в состоянии без присмотра находится на службе,и есть младшие дети разных возрастов. Так нам что,разорваться что-ли? Либо со всеми приходить к Причастию и причащать только младших или же к началу службы,но к концу младшие дети уже без сил и мамы тоже. Не у всех есть няньки и помощники!А если мама еще и беременна!Будьте снисходительней. К любви призвал нас Господь,так не надо уподобляться фарисеям!
Лариса 1 июля 2014, 23:22
Непослушные дети в храме не должны быть. Храм ДОМ МОЛИТВЫ. Они крадут у тебя молитвы если перед твоим носом невесть что вытворяют. У нас есть такая бабушка с внучкой. Бабушка в одном месте а внучка по всему храму порхает. Я даже меня ла место чтобы только не видеть " выступлений " ее. Вы мамаши вводите всех в искушение если ребенок мешает. Вас осуждать начинают. Статья нужная но не решает проблемы.
ольга29 июня 2014, 23:14
Дарья видимо у вас нет детей !раз так рассуждаете!у меня 3 и разных возрастов одного нужно исповедовать а значит прийти к началу службы !вопрос: куда девать остальных?




Галина29 июня 2014, 18:36
С трудом могу себе представить, что в дореволюционной России так подстраивались под чад...Может оттого они у нас такие нетерпимые ко всему во что нужно труд вложить? Была свидетельницей одного случая: мать пришла с с 8-ми месячным младенцем к началу литургии, он по причине не умения ходить-находился у нее на руках и вот через некоторое время начал кряхтеть и прикладывать голову ей на плечо, тогда она достала из пакета одеяло, постелила его на пол (не переживайте, пол был теплый, деревянный и покрыт линолеумом) и через 5 минут дите мирно спало. Видно было, что для младенца-это привычная обстановка, еще с утробы... Что бы дети были смиренны, для этого нужно смирение нам самим...И вовсе не нужно им в Храме читать комиксы и раскрашивать раскраски...
НН29 июня 2014, 16:20
Если в храме есть чужие дети - это значит, что в храме нет общины... На мой взгляд (и по опыту) многодетным мамам надо обязательно помогать (если они позволяют).
Как это делать? - да каждый раз по-разному, как-то само-собой получается.
Безусловно, о. Иоанн Крестьянкин непререкаемый авторитет, но не надо забывать, что в монатырь едут люди издалека, со всех концов... А приходской храм, согласитесь, это немного другое.
Низкий поклон вам, дорогие многодетные мамы и папы, помощи Божией и терпения, терпения, терпения...
Алла27 июня 2014, 13:05
Здорово!
Марина27 июня 2014, 03:56
Короче говоря,у православной семьи должен быть один ребенок. Водим его строго по силам,к Причастию,потом на 5 минут,а там на 10 минут...А если нет бабушек и нянь,то и нечего больше детей заводить. Или всех их-к Причастию. Независимо от возраста. А как вырастет младший,тут старшие будут с радостью и терпением внимать службе от начала до конца. А если церковная только мать,то и вообще нечего делать-все равно за двумя маленькими детьми года и трех лет не уследишь даже 5 минут,чтоб они провели в тишине и благоговении.

Добро пожаловать в мир праздных женщин.
И да,меня тоже отчитывали на весь храм прихожане за то,что младенец кряхтел,принесенный за 5 минут на Причастие.Бес его завел,наверное...
Маша26 июня 2014, 19:16
А я не подхожу к чужим детям. А то мамочки так косятся-это как же чужой подошел и внимание обратил?!
Irina Goldina26 июня 2014, 16:48
не нужно приводить маленьких детей на всю службу, приводите к причастию, не отвлекайте других прихожан. Храм превращается в детский сад. Благоговейное отношение к службе теряется и дети этому не учатся.
Светлана26 июня 2014, 12:26
Замечательная статья! СПАСИБО!
Борис Иконников26 июня 2014, 11:49
И всё же Храм, лишь для молитвы ...
Молитвы нашей и для всех!
Ведь Храм поверьте, поле битвы!
И там не место для утех!

Монах с улыбкой осмотрелся?
Он рад бесчинству малых чад?!!!
Нет, он за жизнь натерпелся,
Уста его теперь молчат...

Монах хотел сказать, - "Сестрица!
Ведь, не песочница же Храм!
В тиши так сладко причаститься!
А тут такое? Стыд и срам!

Пускай детишки будут дома!
В начале нужен интерес!
А так, им сено и солома...
И в Храме их заводит бес"...

А мамы радостно внимают,
И тут, и там, всё смех и грех...
Они по Бога забывают,
И, дьявол празднует успех...!

Ведь осуждение там будет!
И злость, и ненависть, и гнев...
И служба душу не остудит,
Не в радость, праздничный распев...

Не искушайте, мамы, братьев,
Сестёр не нужно искушать...
Что толку в радостных объятьях?
Когда нам зла не избежать!

Пускай ребёнок сам попросит,
Подарит веру Бог с судьбой!
Пусть он надежду в сердце носит!
Мамуль, возьми меня с собой!

Тогда не грех, тогда и надо!
Не искушая и с терпеньем...
Внимает службе Божье стадо...
И крестится с Благоговеньем!

Борис Иконников. 26.06.14



Дионисий26 июня 2014, 09:47
Дай Бог Вам здоровья.Прочитал и удивился,как, оказывается все просто,если по любви к ближнему.Сам очень часто с раздражением думал про таких деток.У меня у самого две дочери.Младшей два годика.Спасибо за поучение.
Ольга26 июня 2014, 09:38
Спаси, Вас, Господи! Чудесная статья! Я распечатала ее и положила на стоик в храме для таких "святых ведьм " как я и мне подобных....
Галина Б.26 июня 2014, 04:51
Наверное, тут и самое время вспомнить о страхе Господнем.
Дети очень хорошо поймут:что же о нас Боженька подумает, глядя с Небес? Просто указать ему взглядом на верх: давай не будем с тобой непослушными перед Богом. Или выбрать икону святого и пусть ребенок поглядывает на ее периодически, не огорчил ли он этого святого? А все святые с икон смотрят на нас то строго, то одобрительно, улыбаясь глазами. Поле невозделанное - разговор с детьми о Боге. А как интересно наблюдать плоды этих разговоров. Только не единоразово, а на протяжении всей жизни, пока он уже со со своими детьми не начнет говорить о Нём.
Игрушка - это временное отвлечение, иногда сумка должна быть доверху набита, чтоб на всю службу хватило, а напоминание о взгляде Господа - это размышление на всю жизнь.
Бог в помощь.
Александр Калашников26 июня 2014, 02:25
Все это весьма неоднозначно.
Если дети стоят на службе как солдатики, то, возможно, это только по причине их боязни огорчить родителей. Мои уже взросленькие, и очень похоже, что с ними дело обстоит именно так.
Но вот, например, когда мы с ними (я им) читаем Евангелие дома, то они, тихие как мышата, ловят каждый звук. Когда же читаем Каноны ко Причастию, то они за все время ни звука не проронят (к середине уснут, конечно, но подсознание - оно все слышит).
Вот и тема-то! Не могут дети настолько отвлечься от обстановки (стоя да еще и людей много незнакомых вокруг), чтобы только службу видеть-слышать. Дома же нет дискомфортных факторов, поэтому они и могут полностью переключиться.
Ну не способны дети к многозадачности, не способны настолько управлять своим вниманием.
И еще. Замечено по своим детям. Для детей храм есть элемент жизни, мало отличающийся от иных элементов, в то время как для взрослых - нас, которых Господь заставил придти в храм после многих лет нашего безбожия, - это нечто такое, что мы там и дышать стесняемся. Дети в храме живут, не играют, а именно живут, мы же только молимся, то есть играем...
Прости, Господи.
Эмилия25 июня 2014, 22:16
"А сколько раз со мной бывало так, что, увлекшись разговором по телефону, я не сразу реагировала на дочь, настойчиво пытавшуюся что-то у меня спросить. Ребенок уже за юбку тебя тянет – а ты всё никак не оторвешься от какого-то горячего обсуждения. Зато как с Богом пришел поговорить – так сразу любой шорох «мешает».

Вот, а если бы по любви все делалось и взаимопомощи, то не было бы и шума!
Алла25 июня 2014, 21:52
Спасибо огромное, какая правильная статья!!!
Игоррь М25 июня 2014, 20:09
Как было бы здорово, если бы каждый, кто знает за собой раздражительность на шалящих детей, приносил в храм «сумку Мэри Поппинс».- Оригинально!
Ксения25 июня 2014, 19:37
Полностью согласна с Анной.
Если благоговение к святыне не воспитать с раннего детства, то впоследствии (когда наскучит рисовать в храме на любезно предоставленном блокноте) непонимание происходящего во время богослужения вызовет нежелание посещать храм.
Дети уже в 2 года вполне должны (способны) понимать, где они находятся. Превращение храма в игровую комнату убивает благоговение в самом нежном возрасте.
евгений25 июня 2014, 15:14
Спаси,Господи НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА И ТЕМ ИСПОЛНИТЕ ЗАКОН ХРИСТОВ(АП. ПАВЕЛ). Практические советы,пропущенные через себя,особенно ценны.
Olga Vivienn25 июня 2014, 14:53
Елена, очень доброе рассуждение! Крепитесь и замечайте дальше такие тонкости. Это нужно. У меня нет семьи, детишек, но как дошкольный педагог (лишь по полученному образованию), вижу Ваш педагогический взгляд и самое главное ОПЫТ!
У нас детишек приводят не часто, к сожалению, лишь на Причастие по выходным. Это настоящая радость - слушать и смотреть на них. А сегодня, уходя из храма, нагрянули дошколята, я поспешила вернуться, лишь на секундочку посмотреть, как батюшка окропляет их водичкой, а они смотрят с благоговением вверх или прячутся от холодных капелек. Какие-то секунды, а душа наполнилась небывалом Светом. Ребёнок в Храме.
Елена25 июня 2014, 14:10
Спасибо большое автору. Мои дети уже подросли. Все забывается, как было трудно. И теперь все чаще ловлю себя на раздражении, если рядом не могут дитя утихомирить. Просто сама стала уже забывать какими были мои дети и наших добрейших бабушек, которые помогали, уговаривали, объясняли моим детям и мне неразумной мамаше, чувствующей себя со своими детями центром вселенной. Спасибо, большое Елена, за совет. Мы ведь должны друг другу помогать, тем более в Храме. Господь ведь так и сказал: "Милости хочу, а не жертвы."
Анна25 июня 2014, 14:04
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). "Опыт построения исповеди." ....И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой..."

Может, все же прислушаться к словам о.Иоанна? Храм Божий - это не игровая комната в Икее, поймите уже, дорогие родители. Сколько может выдержать Ваш ребенок спокойно и благоговейно - это его мера, а значит, на какое-то время и Ваша.
И да, если что - я сама мама с большим уже стажем. И по опыту своему могу сказать, что дети, которым позволялось прыгать или рисовать в храме, во взрослом возрасте туда не приходят.
Ольга Канева25 июня 2014, 13:38
Очень хорошая и "теплая" такая статья. Спасибо.
У меня всего трое детей. Но на богослужение удается вырваться разве что на ночные службы.
Сколько это? Раза два в год? Мало? Ну, конечно, мало. Вот поэтому и приходим, и приводим своих детей на богослужение, на Причастие и Исповедь. Стараемся никого не отвлекать и сами от этого старания больше мучаемся, да и дергаем детей.
К сожалению, полностью находиться в храме в течение всей службы не получается - детки малые, терпения у них не хватает.

Но меня немного возмутил что ли комментарий Дарьи.
Почему же я с детьми должна, по ее совету, приходить до или после богослужения?
Ведь Литургия - это общая молитва! Это совсем иное,чем просто помолиться сообща вне службы.
И мамочкам, и папочкам тоже нужно давать шанс побывать на богослужении, ведь они могут себе это позволить очень редко.

У многих женщин детки рождаются, для примера с 20 до 40 лет, - и что же - вот так, и приходить все 20 лет только до или после службы…
Странный совет какой-то.
Вячеслав25 июня 2014, 13:34
Зачем детей в храм приводить?!

"Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
И, обняв их, возложил руки на них и благословил их".Мк. 10,13-16.

Вероятно за этим?!
Татьяна25 июня 2014, 12:25
"Нельзя ребенку позволять почувствовать, что он может плохо себя вести в церкви. Те недолгие минуты, проведенные им в церкви, должны стать для него временем общения с Богом. И родители ради этих минут должны жертвовать своей молитвой, своим хождением в храм, возможностью причащаться, той "духовной жизнью", которую они вели до рождения ребенка. Здесь просто необходима жертва. В этой жертве и заключается смысл настоящего воспитания ребенка".Прот.А.Уминский. Статья "Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок?"
Татьяна25 июня 2014, 12:17
Дети в храме-это особая тема. У меня своих детей пока нет, но наблюдая за другими, часто вижу полное непонимание и игнорирование своих детей православными мамами. Бывает, ребёнок орёт, извивается, просит уйти, а мамы с каменными лицами стоят и молятся. Или ещё возьмут и начнут по храму ходить, к иконам всем прикладывать плачущих детей. Дети ещё слишком малы, чтобы всё выдержать, им тяжело, скучно, или может жарко и душно в храме. Ну и кто тебя услышит, если ты своего ребёнка не слышишь? Вот ему конкретно сейчас плохо.Его нужно игнорировать, чтобы услышать всё последование литургии?
ТаняСем25 июня 2014, 12:01
Действительно согласна с автором,что пока саму не коснется-не узнаешь,ведь я тоже всегда критично относилась к детям вообще,как в Храме,так и в обществе,прости меня,Господи!А сейчас,сама мама 3-х летней дочи и для меня все мамочки стали очень понятны,точнее их состояние!!!А в Храм нужно приводить обязательно!!!И неважно в какое время,ведь Господь нас всех ждет ВСЕГДА!!!Только можно по силам там быть и поучиться тому МИЛОСЕРДИЮ к деткам и "невоцерковленным"людям,какое дарует нам всем Всепрощающий Господь!!!
Галина25 июня 2014, 11:46
"Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16). Если бы мы действительно были бы праведны, то детки бы успокаивались и вели себя достойно.
Мне понравилась статья.
Сергий25 июня 2014, 11:46
Огромное спасибо за статью. Храни Вас Бог
Дарья25 июня 2014, 11:04
А зачем приводить маленьких детей в храм во время службы? Зачем мешать другим людям? Можно же прийти с ребёнком до или после службы, совместно помолиться, поговорить с батюшкой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×