Много раз убеждалась, что самый «надежный» способ впасть в какой-либо грех – осудить за этот грех своего ближнего. Вот никогда после рождения собственных детей не думала, что меня будут раздражать чужие малыши, весело бегающие по храму, но… Видно, я слишком часто осуждала тех, кого дети в храме раздражают и от кого изрядно достается и детям, и их родителям. Собственно, временами и мне «доставалось» как мамаше, до сих пор не нашедшей на ребенке кнопочку «Выкл.».
И что же? Буквально на днях в храме я поймала себя на раздраженной мысли: «Ну почему эту бешеную девочку до сих пор никто не успокоит?» Конечно: я, видите ли, помолиться «по-нормальному» пришла на раннюю службу, пока собственные бутузы сладко спят, – и вот он, тут как тут, чужой топот и вскрики. К счастью, я быстро представила, каково сейчас ее маме, сгорающей от стыда и ловящей на себе колючие взгляды. Ей, бедной, уж точно не помолиться – только стой да следи, чтобы подсвечник не был повержен да чтобы чадо не слишком сокращало дистанцию до царских врат, пытаясь пробраться в алтарь.
То есть молиться-то можно: с иными детьми приходится взывать: «Господи, помилуй! Господи, помоги!» – не менее горячо, чем капитану какого-нибудь утлого суденышка в разгар бури. Но так ты и дома помолишься, а хочется ведь услышать и последование литургии, и хотя бы пару строчек из Евангелия… Господи, думаю, помоги Ты ей, неизвестной мне молодой маме. Ну, и вроде бы вскоре не до девочки стало – где-то она там бегает, но мне уже как будто не мешает.
Строго говоря, чужой ребенок вообще не может «мешать» молиться. Ты за него не в ответе, следить за каждым чихом не обязана, мало ли что звуки издает. А сколько раз со мной бывало так, что, увлекшись разговором по телефону, я не сразу реагировала на дочь, настойчиво пытавшуюся что-то у меня спросить. Ребенок уже за юбку тебя тянет – а ты всё никак не оторвешься от какого-то горячего обсуждения. Зато как с Богом пришел поговорить – так сразу любой шорох «мешает».
Надо набраться храбрости и признаться: «отвлекаешься» потому, что еще и не увлеклась как следует.
Значит, дело не в «мешающем», а в отвлекающемся. Надо набраться храбрости и признаться себе, что «отвлекаешься» в основном потому, что еще и не увлеклась как следует. Ну не влечется сердце ко Господу так, как должно оно делать в те минуты, когда вдруг осознает, Кто перед ним: «Господь мой и Бог мой!» В остальное же время сердечные «гады, ихже несть числа» делают твою молитву делом трудным, а порой и тягостным.
Может быть, и раздражение на детей отсюда – из зависти? Скачет ребенок – хорошо ему в храме, легко. А мы трудимся, нудимся, считаем в уме, сколько минут осталось до «Отче наш»… Ну и обидно, в конце концов: ишь, распрыгался! При этом я часто замечала у священников из числа опытных монахов совершенно другое – светлое и радостное – выражение на лице даже в те моменты, когда они смотрят на зашаливших в храме малышей…
Но откуда бы ни приходило чувство дискомфорта из-за вскриков и топота чужого ребенка, я теперь точно знаю, что с ним (дискомфортом и раздражением) лучше всего сделать. Опытным путем узнала всё на той же службе.
Мама маленькой скачущей девочки ближе к Херувимской попыталась дочку «скрутить». Поднялся рев, в сравнении с которым предыдущий легкий топоток показался бы полной тишиной. И тут я вспомнила, что утром в спешке схватила свою сумку не разбирая, то есть вместе со всеми памперсами, машинками, платочками и мишками, которые живут в ней месяцами.
С видом фокусника извлекаю мишку. Есть еще машинка, чехол от телефона и ручка с блокнотом – до конца службы, пожалуй, хватит.
Вуаля! С видом фокусника я извлекаю мишку, стараясь не испугать ребенка слишком пристальным «добрым взглядом». Улыбаюсь маме: всё хорошо, мол, мои дети не лучше. Наступает тишина. В запасе еще машинка, чехол от телефона и ручка с блокнотом – до конца службы, пожалуй, хватит.
И вот я подумала: чем не рецепт? Как было бы здорово, если бы каждый, кто знает за собой раздражительность на шалящих детей, приносил в храм «сумку Мэри Поппинс». Вот «это был бы сон, волшебный сон»!.. Представьте: мчится по храму пятилетняя «дылда», мама «дылды» держит еще двухлетнего бутуза на собственном семимесячном пузе – ей немного не до «укрощения» старшенькой. А вы, не успев и пораздражаться, ловите «дылду» и вручаете ей блокнот с парой цветных ручек. Так мол и так, дорогое чадо, нарисуй-ка ты цветы в подарок Господу, это будет твоя молитва. О, здорово получилось, теперь рисуй для Богородицы…
Сразу получится и тишина для спокойной молитвы, и победа над раздражением, и сотворенное дело христианской любви. Вы даже не представляете, какими сестрами великого милосердия кажутся мне порой те женщины, которые хотя бы на пять минут во время службы отводят в сторонку кого-нибудь из моих детей «почистить подсвечник», «поцеловать иконки» или «цветочки посмотреть»… Могли бы сказать: твои дети – иди и воспитывай. Но не говорят. Спаси их Бог!
Надеюсь, меня правильно поймут. Простите,если что не так сказала.
Да,представьте, надо выбирать. Либо вы многодетная и во всем православная, либо вы полноценно молитесь и ваши дети полноценно причащаются. Если вы хотите рожать детей каждый год-полтора, и вам трудно беременной и с детьми - почему надо именно каждое воскресенье причащать их? Одно воскресенье - один ребенок, другое - другой, третье - сама. Если же не с кем оставить - почему дома не побыть? Что, помолиться дома никак нельзя? Или причастие каждую неделю - это для вас гарантия спасения и благочестия детей?
Дети, шумящие в храме, не станут хуже, если приводить их раз в месяц. И не станут лучше, если причащать раз в неделю.
А можно просто рожать с перерывом в 4-5 лет, когда старшие подрастают и могут помочь с младенцем. Самые тихие семьи на приходе именно с таким интервалом между детьми. Но мамы предохраняться не желают, и терпят трудности и других терпеть заставляют.
Нет,я не делаю замечания детям в храме. Но и своих не заставляю быть там ради себя. Дети - не заложники наших хотений. Если они не могут быть тихими- не заставляйте. Если же трудно с ребенком - сижу дома, либо отпускаю старшего с мужем. Вот и все решение проблемы.
И потакание детским желаниям тем более в таком месте, как храм, какой принесёт результат? Разве цель присутствия детей в храме - рисование? Это отвлечение их от сути происходящего и отучение уважения Того, кто для родителей важнее всего в жизни.
Иоанн Крестьянкин говорил не о монастырях, а о любых храмах. У него есть очень подробно расписанная подготовка к исповеди, так вот передача свечек, записок (если отвлекаешь человека), участие в шуме в храме, относятся к тягчайшему греху - против Бога, т.к. этим прерывается общение человека с Богом. Не о «понимании мамаш» должно думать, и не о том «какая я бедная», а обо всех, кто присутствует на службе. В этом будет проявляться любовь к людям и забота о них. Нужно отучаться делать личные (вашей семьи) проблемы общественным достоянием.
Прихожане в основном молодые семьи, а значит много детей.
Детки, кто давно ходит играют во дворе с "новенькими", следят за службой приглашают к Литургии Верных (к Причастию) так по тихоньку все и дисциплинируемся.
Всем,кто рекомендует не приводить детей в храм,дабы иметь возможность смиренно и сладко причаститься в тишине, могу,в свою очередь,порекомендовать уезжать в отдаленные монастырские или деревенские приходские храмы. Детей там,как правило,нет или очень мало.Подыскать такой храм. И не вступать в спор с Евангельским словом.
И поменьше гонять прихожан. Просто неловко бывает. "Баушка! Если вы не можите на коленях в Троицу,идите взад!" И похромала с палочкой,что поделаешь...смиренные ревнители.
Короче,не бывала на портале полгода,и прекрасно. Очень уж многие в грех раздражения вводят. Нечего делать.
Как это делать? - да каждый раз по-разному, как-то само-собой получается.
Безусловно, о. Иоанн Крестьянкин непререкаемый авторитет, но не надо забывать, что в монатырь едут люди издалека, со всех концов... А приходской храм, согласитесь, это немного другое.
Низкий поклон вам, дорогие многодетные мамы и папы, помощи Божией и терпения, терпения, терпения...
Добро пожаловать в мир праздных женщин.
И да,меня тоже отчитывали на весь храм прихожане за то,что младенец кряхтел,принесенный за 5 минут на Причастие.Бес его завел,наверное...
Молитвы нашей и для всех!
Ведь Храм поверьте, поле битвы!
И там не место для утех!
Монах с улыбкой осмотрелся?
Он рад бесчинству малых чад?!!!
Нет, он за жизнь натерпелся,
Уста его теперь молчат...
Монах хотел сказать, - "Сестрица!
Ведь, не песочница же Храм!
В тиши так сладко причаститься!
А тут такое? Стыд и срам!
Пускай детишки будут дома!
В начале нужен интерес!
А так, им сено и солома...
И в Храме их заводит бес"...
А мамы радостно внимают,
И тут, и там, всё смех и грех...
Они по Бога забывают,
И, дьявол празднует успех...!
Ведь осуждение там будет!
И злость, и ненависть, и гнев...
И служба душу не остудит,
Не в радость, праздничный распев...
Не искушайте, мамы, братьев,
Сестёр не нужно искушать...
Что толку в радостных объятьях?
Когда нам зла не избежать!
Пускай ребёнок сам попросит,
Подарит веру Бог с судьбой!
Пусть он надежду в сердце носит!
Мамуль, возьми меня с собой!
Тогда не грех, тогда и надо!
Не искушая и с терпеньем...
Внимает службе Божье стадо...
И крестится с Благоговеньем!
Борис Иконников. 26.06.14
Дети очень хорошо поймут:что же о нас Боженька подумает, глядя с Небес? Просто указать ему взглядом на верх: давай не будем с тобой непослушными перед Богом. Или выбрать икону святого и пусть ребенок поглядывает на ее периодически, не огорчил ли он этого святого? А все святые с икон смотрят на нас то строго, то одобрительно, улыбаясь глазами. Поле невозделанное - разговор с детьми о Боге. А как интересно наблюдать плоды этих разговоров. Только не единоразово, а на протяжении всей жизни, пока он уже со со своими детьми не начнет говорить о Нём.
Игрушка - это временное отвлечение, иногда сумка должна быть доверху набита, чтоб на всю службу хватило, а напоминание о взгляде Господа - это размышление на всю жизнь.
Бог в помощь.
Если дети стоят на службе как солдатики, то, возможно, это только по причине их боязни огорчить родителей. Мои уже взросленькие, и очень похоже, что с ними дело обстоит именно так.
Но вот, например, когда мы с ними (я им) читаем Евангелие дома, то они, тихие как мышата, ловят каждый звук. Когда же читаем Каноны ко Причастию, то они за все время ни звука не проронят (к середине уснут, конечно, но подсознание - оно все слышит).
Вот и тема-то! Не могут дети настолько отвлечься от обстановки (стоя да еще и людей много незнакомых вокруг), чтобы только службу видеть-слышать. Дома же нет дискомфортных факторов, поэтому они и могут полностью переключиться.
Ну не способны дети к многозадачности, не способны настолько управлять своим вниманием.
И еще. Замечено по своим детям. Для детей храм есть элемент жизни, мало отличающийся от иных элементов, в то время как для взрослых - нас, которых Господь заставил придти в храм после многих лет нашего безбожия, - это нечто такое, что мы там и дышать стесняемся. Дети в храме живут, не играют, а именно живут, мы же только молимся, то есть играем...
Прости, Господи.
Вот, а если бы по любви все делалось и взаимопомощи, то не было бы и шума!
Если благоговение к святыне не воспитать с раннего детства, то впоследствии (когда наскучит рисовать в храме на любезно предоставленном блокноте) непонимание происходящего во время богослужения вызовет нежелание посещать храм.
Дети уже в 2 года вполне должны (способны) понимать, где они находятся. Превращение храма в игровую комнату убивает благоговение в самом нежном возрасте.
У нас детишек приводят не часто, к сожалению, лишь на Причастие по выходным. Это настоящая радость - слушать и смотреть на них. А сегодня, уходя из храма, нагрянули дошколята, я поспешила вернуться, лишь на секундочку посмотреть, как батюшка окропляет их водичкой, а они смотрят с благоговением вверх или прячутся от холодных капелек. Какие-то секунды, а душа наполнилась небывалом Светом. Ребёнок в Храме.
Может, все же прислушаться к словам о.Иоанна? Храм Божий - это не игровая комната в Икее, поймите уже, дорогие родители. Сколько может выдержать Ваш ребенок спокойно и благоговейно - это его мера, а значит, на какое-то время и Ваша.
И да, если что - я сама мама с большим уже стажем. И по опыту своему могу сказать, что дети, которым позволялось прыгать или рисовать в храме, во взрослом возрасте туда не приходят.
У меня всего трое детей. Но на богослужение удается вырваться разве что на ночные службы.
Сколько это? Раза два в год? Мало? Ну, конечно, мало. Вот поэтому и приходим, и приводим своих детей на богослужение, на Причастие и Исповедь. Стараемся никого не отвлекать и сами от этого старания больше мучаемся, да и дергаем детей.
К сожалению, полностью находиться в храме в течение всей службы не получается - детки малые, терпения у них не хватает.
Но меня немного возмутил что ли комментарий Дарьи.
Почему же я с детьми должна, по ее совету, приходить до или после богослужения?
Ведь Литургия - это общая молитва! Это совсем иное,чем просто помолиться сообща вне службы.
И мамочкам, и папочкам тоже нужно давать шанс побывать на богослужении, ведь они могут себе это позволить очень редко.
У многих женщин детки рождаются, для примера с 20 до 40 лет, - и что же - вот так, и приходить все 20 лет только до или после службы…
Странный совет какой-то.
"Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
И, обняв их, возложил руки на них и благословил их".Мк. 10,13-16.
Вероятно за этим?!
Мне понравилась статья.