На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.
Каждый раз, когда в храме или в православных СМИ заходит речь о детях на церковной службе, возникает типичная реакция: «А нечего детей водить на службу, молящихся отвлекать! Пришли, причастили – и свободны». Или бывает такой вариант: «В храме дети должны стоять чинно! У меня (моей знакомой прихожанки и т.п.) тоже есть дети, и они никому не мешают!» Конечно, чаще встретишь иные, снисходительные к матерям реакции. Но указанные две так категоричны и распространены, что хочется подробно разобраться в том, насколько они выполнимы и обоснованны…
Сразу прошу у читателя прощения: тема эта для меня животрепещуща, и мыслей я здесь выскажу скорей всего с избытком – избытком букв. Что поделать, почти «программная» статья – я прошу снисхождения.
«Я знаю по себе…»
Начну с утверждения, что заставить детей в храме стать невидимками несложно, потому что «я знаю по себе» или по знакомой, у которой дети – ангелы. К сожалению, это одна из самых больших ловушек в деле раздачи советов и оценочных суждений: мы выдаем совет, основанный на собственном опыте или опыте знакомых, забывая о том, что сколько людей – столько и опытов. Нам кажется, что мы ведем речь об одной и той же ситуации: «У этой дамы есть дети, и она зачем-то притащила их к началу службы. У моей подруги тоже есть дети, но она, умная мама, оставляет их дома, когда идет в храм с утра пораньше». Или: «У меня тоже есть дети: я просто держу ребенка на руках, он спит и никому не мешает».
«Тоже есть дети» – это слишком широкий критерий, чтобы думать, будто мы говорим об одинаковых ситуациях и можем давать советы в категоричном тоне. Если у матери Н. есть дети и есть бабушка, сидящая с детьми, она не сможет понять мать Л., у которой есть дети, а вот бабушка живет в другом городе, и оставить детей решительно не с кем. Мать М. даст совет пойти на службу, оставив ребенка с папой и попросив его подвезти малыша аккурат к Причастию. А мать В. на это горько усмехнется, поскольку ее муж – священник, и оставить его с ребенком, уходя на службу, уж точно не получится.
Бывает, что ситуации внешне более схожи. Например, у двух мам есть дети и есть бабушки, помогающие с детьми. Но у одной бабушка – пенсионерка, живущая в соседнем квартале, а у другой работает по сменам и живет на другом конце города. Наберется ли вторая мама наглости сказать: «Приезжайте-ка, бабушка, завтра к половине восьмого к внукам – я хочу помолиться сходить!»?
Или, допустим, у двух разных мам одинаково нет помощников, и они обе пришли на Литургию с детьми. Почему у одной шалят, а у другой стоят как свечки? Кроме очевидного: «одна мать – плохая, другая – хорошая» – есть еще тысячи разных «почему». У одной между детьми пять лет разницы, у другой – полтора года. Одна может держать младшего на руках, пока старший, сознательный, помогает чистить подсвечники и вообще уже постигает азы молитвы. А другая мама снова беременна, есть угроза выкидыша, и приходится маленького ребенка держать на полу, среди ног чужих «дядей и тетей», что, конечно, малыша «заводит». Или другая все-таки держит младшего на руках, но зато шумно взрывается старший-погодок, который еще сам с удовольствием посидел бы на руках, но нет возможности.
Даже дети-погодки, с одинаковой разницей в возрасте, у двух разных матерей ведут себя в храме по-разному. Есть ведь нюансы типа «зубы режутся», «забыли любимую игрушку», «есть захотели», «и вообще»… Да просто – разный темперамент у детей.
Бывает, что поведение одного и того же ребенка сильно зависит от храма, в который его привели. Если в своем приходе чадо чувствует себя как рыба в воде – вполне немая и незаметная, то, внезапно оказавшись в новом месте, оно может преподнести матери массу неприятных сюрпризов. Чаще всего это связано не с воспитанием, а с тем, что малыш испугался или, наоборот, так восхитился, что любопытство и эмоции бурным потоком льются в уши окружающим. И опять же, нельзя сказать: «А не водите детей в другие храмы!» Имеют же родители право сменить место жительства, сдать машину в ремонт, уехать на лето в деревню…
Да, встречаются дети, сохраняющие идеальное спокойствие во всех описанных ситуациях. Может быть, «идеальный ребенок» просто тихоня по темпераменту. Может быть, дело в благочестии матери, победившей свои страсти настолько, что дети и не знают иного примера поведения, кроме круглосуточных тишины и мира. Но если другие матери еще не таковы – это не повод для линчевания, даже когда кто-то считает себя достойным бросить первый камень.
А бывают и весьма печальные причины детской тихости. Однажды я позавидовала белой завистью одной маме, которая спокойно отпускала двухлетнего сына бродить по храму, и тот большую часть времени тихо стоял в сторонке, иногда выходя на улицу и самостоятельно возвращаясь. Я поспешила познакомиться со счастливой мамой, дабы педагогический опыт перенять. Что же оказалось? Оказалось, что мальчика методично запугивали: «Стой тихо, а то дядя заберет! Всё, иду отдавать тебя дяде! Смотри, вон за тобой уже волк идет, вон, видишь, там хвост торчит…» – ласковым голосом, спокойно так. Получился идеальный для посторонних ребенок, но какой ценой…
А ведь чаще всего дети со временем спокойно перерастают собственную шаловливость. Так, моя старшая дочь, которую на приходе раньше звали ураганом, этим летом вдруг полюбила ходить в сельский храм с утра пораньше и благочинно наблюдать, как читают на клиросе. Возможно, это счастье скоро закончится, и осенью в городе наступит новый всплеск ураганности, ведь там не так много мест, где можно излить детский задор до того, как попадешь в просторный и красивый храм. Возможно – это действительно взросление, и мне нечего опасаться.
Не только ребенок ребенку рознь, но и ребенок самому себе рознь, когда переходит на новую возрастную ступень.
В любом случае, это показывает, что не только ребенок ребенку рознь, но и ребенок самому себе рознь, когда переходит на новую возрастную ступень. И когда в храме мы видим маму, чьи дети далеки от идеала, нам стоит не сравнивать их с детьми соседки, а понять, что, возможно, далеки они лишь в данный момент и по причинам веским, но для нас неочевидным.
Что опаснее: шалость или «дикая» мама?
«Ну, хорошо, – мне возразят, – все дети разные. Но кто ж заставляет мамашу тащить детей в храм на службу, если именно ее дети – это ураган? Могла бы ведь прийти к концу Причастия, причастить и быстренько “освободить помещение”».
Хочется сначала ответить с точки зрения практической: это не всегда возможно. Во-первых, в храмах, слава Богу, есть такие многодетные мамы, у которых первые дети уже старше семи лет и могут сознательно присутствовать на службе, исповедоваться, но еще не доросли до того, чтобы быть отпущенными на Литургию заранее без родительницы, у которой младшие пребывают в возрасте несознательном и крикливом. Получается, что такая мама или приведет семейство к концу службы, из-за чего старшие останутся без должной подготовки к Причастию, или придет, допустим, к пению Херувимской со всеми старшими и младшими – собирать укоризненные взгляды.
Потом, очень трудно прийти с детьми точно к Причастию – конец службы по времени всегда немного «плавает». Летом в храм легко войти и легко выйти из него, если дитя капризничает. Но зимой стремительное выскакивание с ребенком из протопленного храма на мороз весьма чревато. Неужели мы действительно готовы оберегать свой «молитвенный покой» ценой чужого воспаления легких?
Но главная моя мысль здесь вот какая: а мамы – они вообще люди ли? Если женщине, готовой рожать детей, мы на полном серьезе рекомендуем приходить всегда только к концу службы, мы обрекаем ее на одно из двух: либо годы и годы полного отлучения от Причастия (да и исповеди тоже) – либо поспешное, скомканное, нервозное приступание к Чаше прямо с порога.
Да, можно меня обрубить фразой о том, что «послушание превыше поста и молитвы» и что долг матери – христианское воспитание детей, а всё прочее второстепенно, в том числе и собственные духовные запросы.
Но что есть христианское воспитание детей? Неужели только передача свода церковных «правил приличия»? Очень быстро на практике мамы-христианки приходят к осознанию того, что в воспитании задача-минимум – это по возможности оградить чадо от дурного влияния твоих собственных неизжитых страстей и подарить тепло любви, достаточное для того, чтобы ребенок мог познать Бога как Отца и Церковь как свою Мать. Потому что если земные отец и мать – это только раздражительность, угрюмство и крики, то в будущем слова о Небесном Отечестве выросших детей не слишком вдохновят. «Знаем, – скажут, – кто такие отец с матерью, проходили, больше не нуждаемся».
Мамы, лишенные хотя бы минимума церковной жизни, «дичают» особенно быстро. Что, кроме Чаши Жизни, может дать им обновление и силы?
Но, увы, материнство – это часто именно раздражительность и крики (да, это мой опыт, и его мало, чтобы говорить за всех, но я знаю слишком много мам, чей опыт весьма схожий). Мамы особенно быстро выдыхаются и «дичают», сталкиваясь с тем, насколько очевиднее становятся их страсти в процессе «сидения» с детьми. Мамы, лишенные хотя бы минимума церковной жизни, «дичают» особенно быстро. Что, кроме Чаши Жизни, может дать им обновление и силы?
Домашние молитвы и подвиги благочестия – это наши, человеческие усилия. Они – лишь подготовка к общению с Тем, Кто единственный властен вдохнуть жизнь и любовь в наше затрепанное грехами и бытом сердце. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). И тем более не будем иметь любви, хотя бы отдаленно напоминающей ту, которую должны являть родители-христиане. Понимаем ли мы, что, пытаясь ради тишины под сводами храма, полностью выключить матерей из литургической жизни, мы «выключаем» собственное будущее – то будущее, которое сейчас растят эти матери?
Конечно, я не говорю о том, что матери каждую службу вместе со всеми детьми должны приходить к началу ради более полной подготовки родительницы ко Причащению. Но я считаю, что женщине жизненно необходимо хотя бы изредка уделять время именно для собственного участия в Литургии, продумав заранее, чем занять в храме малышей, которых часто совсем не с кем оставить. Об этом, впрочем, я уже пыталась рассуждать («Ребенок в поисках смысла»). Хорошо, когда есть возможность с кем-то оставить детей и не смущать прихожан, но возможность – объективно – есть не всегда. Зато мамы умеют ценить время. Эти редкие общецерковные молитвы будут теми просветами, между которыми в остальные дни, при согласии исповедующего священника, мать тоже сможет причащаться, даже приходя с детьми к концу службы. Душа, рассеивающаяся в «пеленочных» буднях, будет как бы подстраиваться периодически по камертону редких, но полных служб.
Немного громких слов о единстве
Конечно, последнее предложение – это вызов всем «нормальным» прихожанам, которые тоже хотели бы возможно полнее и спокойнее участвовать в богослужении, а не слушать писки и топот чад молящейся мамочки. Но дело в том, что мистическая сторона Литургии не исчерпывается таинственным соединением отдельных молящихся личностей со Христом. И уж тем более не сводится лишь к спокойному «выстаиванию» в храме для удовлетворения собственных «духовных потребностей».
Участие в Литургии, момент Причащения Телу Христову есть одновременно и момент приобщения всему соборному единству Церкви. Вдохновляюще написал об этом протоиерей Александр Шмеман: «Церковь есть восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога. В ней крещеные – то есть соединенные со Христом и живущие участием в Его жизни через преломление хлеба – воссоединяются с Богом, а в Боге вновь обретают и единство друг с другом. Как же проявляется оно? Прежде всего, в деятельной любви, в которой каждый сознает себя принадлежащим всем, а всех – как принадлежащих ему…»
Нужно открыть глаза и увидеть в соседке с малышами не помеху нашим индивидуальным благочестивым интересам, а близкого человека.
Увы нам: здесь речь идет даже не о том, что хотя бы на Литургии надо найти в себе силы и мирно потерпеть ту соседку сбоку, у которой на руках дитя устроило джигитовку. Речь о том, что хотя бы на Литургии нам стоит открыть глаза так, чтобы увидеть в этой соседке не помеху нашим индивидуальным благочестивым интересам, а близкую родственницу, родного человека. А в ее «невыносимом» ребенке узреть как бы собственного внука или сына. И не просто не выгнать их куда подальше за плохое поведение, но предложить помощь, да так, чтобы мама, изнуренная стыдом за «концерт» в храме, не постеснялась ее принять…
Конечно, я понимаю, что рассуждаю так потому, что сама мама, и возможно, слишком «тяну одеяло на себя». Будь я монахиней, будь бездетной или пожилой и давно забывшей, что такое маленькие дети, я бы, наверное, «запела» по-другому.
К тому же, призывая к гуманному отношению к мамам со чадами, нужно признать и другой полюс у этой проблемы. Разновидность нашего, специфически-материнского духовного падения – это поза «Ах, смотрите: я мать-героиня, и мне все, все вокруг должны!» В таком состоянии женщина как-то отчаянно пускает любую ситуацию под откос, уже демонстративно не переживая из-за детских шалостей и агрессивно реагируя на малейший косой взгляд в свою сторону. Но, может быть, и здесь лекарство – это исповедь и Литургия, а не «Приходите, когда подрастете, – лет через пятнадцать»?..
Божественная Литургия не утренник для детей. Господь не звал детей на Тайную Вечерю. Дети еще не могут молиться со взрослыми." По-моему уважаемая р.б. Ирина так и не поняла смысла статьи! А смысл в том: Как матери на службу ходить и причащаться, если не с кем детей оставить?????И Ирина не ответила на этот вопрос, а посоветовала дома молиться. как все просто и одновременно ужасно. Ужасно потому что - равнодушно. Я сама в такой ситуации, НЕ С КЕМ оставить детей. Я не могу ходить на службы ни на вечерние, ни на утренние, не могу причаститься. Я бы спросила у такой р.б. Ирины, а Вы сами хоть один раз хоть одной маме предложили посидеть дома с ее детьми, чтоб мать смогла в храм сходить???? Мне еще ни разу никто не предложил.....
Хожу больше сама на службу, детей иногда, уговариваю. Муж неверующий, поэтому есть свои сложности, а давить не детей не хочу и не могу.
Если бы Церковь считала не нужным приводить детей в храм, мы бы об этом уже узнали, но такой информации у нас нет. И Сам Господь наш Иисус Христос говорил, что бы не препятствовали детям подходить к Нему. Здесь было бы хорошо всем нам постараться решить эту задачу мирно и с любовью, как и пишет автор. Всё будет хорошо!
Шла из храма и всю дорогу думала, есть ведь где-то храм для мам с детьми. Ну, как есть храмы при больницах для болящих, для заключенных при тюрьмах, для военнослужащих в воинских частях. А для мам? Нас ведь много таких, которые, по сути, отлучены от службы. Которых даже перед Причастием выгоняют из храма, чтобы грудничок своим "мамама" не мешал батюшке сказать проповедь. Выходит, что маме проповедь не нужна.
А ведь мама - она и болящая, и служащая, и даже отчасти заключенная. И ей тоже нужно в храм. И папе, у которого выходных дней для посещения храма, гораздо меньше, тоже необходимо быть на службе. И детям старшим, которые выросли в храме, тоже тяжело без богослужения.
Я хочу такой храм для семейных людей! Мне в нем не будут мешать дети! И я не стану осуждать других родителей в том, что они "эгоистичные фарисеи, мешающие собоной молитве". Может, молитва мамы с грудничком на руках и не сравнится с молитвой монаха и одинокого благочестивого мирянина, но ведь и две лепты убогой вдовы не остались забыты!
И нам в храме делают замечания и советуют пойти домой, но я знаю, что вне храма мы погибнем. Нас в дверь, а мы в окно, нас в окно, а мы через крышу. А в светском детском саду меня спрашивают: "вы с ребенком в храм ходите? Сразу видно, они другие детки"...
А на счет того, что подрастет и уйдет, ну то что ж...., но я знаю зерно посеяно... А если ребенка воспитывают до 3 лет, а потом лишь исправляют, то понимаю как мало у меня времени...
О СВОИХ ЖЕ ДЕТЯХ подумайте, мамочки. Вы сами их калечите. И не удивляйтесь потом, что ребенок, достигший возраста понимания, наотрез откажется ходить в Храм и быть может на всю жизнь. Не о себе думайте, а о детях и не вбивайте в них мнимую благодать гвоздями с максимально-материнской жестокостью.
И Храм - это не игровая детская площадка, где, даже не истерящие, дети должны оттопыриваться вволю. Храм - это Дом Молитвы. И пока вы дома не объясните это ребенку, пока он не достигнет возраста понимания этого - не вколачивайте в него отвращения к Храму, озабоченные лишь своим, подчас надуманным, благочестием. И если уж хотите причастить ребенка, то приходите к Чаше так и в то время, что бы ВСЕМ была польза, а не всем ВРЕД.
Прочитал комментарии. И не нашел НИ ОДНОГО коммента, где бы говорили о том, А ДЕТЯМ то каково? Все только о себе и беспокоятся - кто-то детей терпеть не хочет, кто-то на других прихожан наплевал. В общем - каждый за себя и никто ЗА ДЕТЕЙ.
На Всенощной мамаша продержала на руках малыша, бившегося в истерике, всю Службу. Беспрерывная истерика была у ребенка, но мамаша мужественно отстояла всю Службу, а на следующий день жаловалась подруге - дескать у ребенка ночью и понос был, и температура поднялась, и кровь носом шла. И очень искренне этому удивлялась. А чему удивляться, если этой истерикой она нанесла физический вред своему ребенку, вымотала терпеливых прихожан, изувечила Службу. Вопрос - зачем? Зачем приносить столько вреда всем? В особенности своему малышу. Да у него в подсознании отложится (даже если пока он это осознанно не понимает), что Храм это то место, где ему плохо, очень плохо и больно.
Простите, но Вы пытаетесь указывать всем прихожанам, не довольным поведением, вероятно, сначала Ваших собственных, а только потом уже всех "шумливых" детей в Храме как надо к ним относиться.
Позвольте, а где же Бог в этом распоряжении? В Доме Божием, во время самой Литургии (!) Вы призываете по сути забыть о службе ради удобства Вас и Ваших детей. (Не слышите службу из-за ералаша, устроенного детьми? Ух, какая жестокость к детям! Ай, ай, ай!). Я еще раз прошу прощения, но ничего кроме припудренного эгоизма я в Вашей статье не вижу. Больше того, если продолжить Вашу логику, то может получиться, что не плохо было бы на службе остаться только мамочкам и деткам (это же будущее (!)), а кому не нравится тарарам, могут быть свободны (ведь, все равно не слышно ничего).
Может, следует поглубже изучить эту тему с точки зрения Святоотеческого учения, а не только личного опыта? Заодно и нас просветите, и соломоново решение найдете. Помоги, Господи!
Уже третью неделю в нашем храме обсуждается тема "Поведение в церкви". Сколько прихожан, столько и мнений. Причем, очень сильное расхождение между поколениями. Я мама четверых(правда одна доченька умерла в три года) детей тоже пережила все этапы взросления детей в храме. Мне повезло, так как мальчики подрастая один за другим ушли в алтарь(спаси Господи отца Иннокентия), а девочек старалась воспитывать как могла. Сразу приходили к середине службы, потом мальчиков отправляла пораньше(за что частенько со смирением принимала выговор) сама приходила позже с дочкой. Чем старше дети, тем становилось легче. Но к настоящей вере и воцерковлению стала приходить только сейчас, но знаю точно каждое посещение храма разное и тогда, и сейчас. Я поняла - главное дойти до храма, к середине, к концу службы, с детьми, вырваться самой или с "нервами" отстоять службу. Господь даст сил. Мои уже подростки и что же...приходиться бороться с собой, чтобы уже самой пожалеть и не осудить приходящих мамочек. Борьба в душе будет всегда, иначе мы уже умерли. Дай Бог мамочкам сил, терпения.
Но, прочитав всё с комментариями, я для себя так и не определилась, как быть нам.
Мы стоим от начала до конца, поправляя свечи, разглядывая картинки в детском молитвословике, периодически вися на маминых руках. Но малышкино поведение далеко от идеала - особенно в звуковом плане. Доча больна по неврологии, но это не сразу видно со стороны. Рядом с приходскими детьми ее возраста, завороженно следящими за Богослужением, она выглядит дикой необузданной обезьянкой, даже и бесноватой, прости Господи. Мне бесконечно больно и стыдно да и физически тяжело в необъятном пальто постоянно тягать туда-сюда наши 20 килограммчиков чистого счастья, чтоб хотя бы не так громко бормотала... И какая уж тут молитва, когда к выносу Чаши у меня уже руки трясутся, а к Причастию трясёт всю.
Косые или жалостные взгляды, ворчание. Или делают замечание непосредственно ребенку - то в игривом тоне, а то и с давлением - а дитя обращенной к ней речи не понимает и даже не умеет слушать. У нас диагноз, увы. Медицина считает неизлечимым. И объяснять эту всем и каждому, поверьте - слишком больно, чтобы не разрыдаться на первом слове. А бабушка живет в другой стране.
Выходит - мне до конца дней моих заказана дорога не только в музеи, театры, концерты, во многие гости, но и даже - в храм?
Итак, а С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ маме на службе быть - можно или нет?
Когда я работала заместителем бухгалтера в одном совхозе ,что в Белоруссии ,то ко мне всегда приходили обычные доярки,телятницы и просто рабочие ферм,чаще по вопросам зарплаты в день ее выдачи.Зарплаты небольшие,а люди думают,что ее воруют бухгалтера.Но сейчас не о том.Приходя ко мне от них несло навозом уже за версту.Приходилось тратить минут по 10 на каждого недовольного,что бы по расчетному все объяснить.Мои бухгалтера просто выходили с кабинета.А когда возвращались,то смеясь спрашивали ,как я это терплю и переношу.Я и тогда и сейчас не смела подумать плохо о этих людях.Это их труд,тяжелый труд за мизерные деньги .Добавим еще насмешки.А с моей гордой и тоже ураганной натурой ничего не станется,если я 10 минут понюхаю запах навоза. Только на пользу:смиряет меня "принцессу".
Вопрос:"Нужно ли мне было бы всех прогнать и попросить помыться.И только после этого входить?".Каждый ответит себе сам. И самое главное,как мой вопрос созвучен с вопросом о детях в храмах и церквях.
Терпимее нужно быть.Милосердия не бывает чрезмерно.Что значат все ваши молитвы и труды,если любви не имеете.
Господь наш Иисус Христос не разрешил не пускать к Нему детей.
Поэтому кто мы такие есть и имеем ли право обсуждать тему пускать ли детей в Дом Божий?
И зачем еще спорить и ссориться на эту тему? Давайте любить друг друга, оказывать помощь.
Так как Елена попросила поделиться своим опытом, то хотелось бы сказать о следующем.
Из моего опыта: проживаю в Японии, во время службы в помещении при Храме есть игровая комната и занятия с детьми. Родитель может взять ребенка на службу или же оставить в таком своеобразном детском садике, детей к Причастию приведут. Как это практически организовать при Храме в России не знаю. Просто есть еще и такой опыт организации церковной общины, как мне кажется , очень правильный. Мне кажется для человека, счищающего себя христиан ином, не может быть чужих детей. Все мы братья и сестры во Христе.
Спаси Бог.
"Некоторые семьи ходят в храм десятилетиями, но в храме даже и не интересуются как эта семья живет."
Это про нас. С пятью детьми ходим в один храм более десяти лет, а до сих пор знаем только нескольких людей. Очень не хватает общины, общения, элементарной небольшой помощи. Например, во время службы один из малышей просится в туалет. И других малышей оставить не с кем, приходится всех тащить с собой.
Лучше всего вначале приходить в храм не одной маме с малышами, а вместе с мужем, бабушкой, подругой и т.д. Пока все детки маленькие, мы приходили к Херувимской или к Символу Веры, т.е. к середине службы. Иначе дети устают и просят кушать. Когда детки постарше, хорошо занять их чем-то полезным, например, гасить свечки, наливать св. воду для бабушек, которым трудно нагнуться, и т.д. Еще старше - поручать им кого-то из малышей.
Задача родителей - как можно раньше приучать ребенка к благоговейному поведению в храме, как личным примером, так и подходящими историями. И с пониманием относиться к замечаниям.
Задача остальных - попробовать вместо замечания предложить помощь, но при этом знать, что бывают ситуации неразрешимые, когда надо просто потерпеть с молитвой (представьте, например, на месте орущего дитя - юродивого или просто больного человека). Поверьте, мать чаще всего сама не рада, ей нужна ваша поддержка.
"На литургию люди приходят для совместной молитвы. Конечно, детский плач, смех, возня отвлекают. Что делать? Если молодая мама не работает, то вполне может приехать в храм с ребенком в будний день, когда молящихся мало, а порой и крайне мало: и ребенок сильно никому не помешает, и поучаствовать в таинствах можно - исповедаться, причаститься. Другой вариант - приезжать в храм к причастию. Молиться и дома можно, было бы желание! А говорить о том, что терпения нет у бабушек-дедушек-прочих прихожан в храме - пустое. Да, терпения нет, а у автора статьи оно есть? Не похоже."
В ответ на Ваш комментарий хочется Вам же пожелать терпения))) А если службы по будням нет? А если к началу службы ради исповеди нужно привезти старших детей?
"Если уж не получается воспитать ребенка так, чтобы не мешал в храме, или бывает ребенок себя неважно чувствует для посещения церкви (зубы, животик и т.п.), то оставайтесь дома или приходите к самому концу службы. За вас и так молятся и будет вам благодать, просто позвольте людям почувствовать Бога, не испытывайте терпение прихожан (поводов в жизни и так предостаточно)."
Такое ощущение, что Вы невнимательно прочитали статью. Там как раз есть о том, что матери надо самой бывать с храме и причащаться, а Вы говорите - за вас и так помолятся, и хватит с вас. И дело зачастую не в воспитании, а в возрастных или психических особенностях ребенка. И, у кого были малыши, те знают: утром зачастую невозможно определить, болит ли что-то у малыша.
На деле-то все просто: как и во всем, нужна золотая середина. То есть, конечно, и мамочки должны по возможности сдерживать своих детей, приучать их к благоговению, и остальные прихожане, само собой, тоже должны относиться снисходительно и быть готовыми помочь. И будет всем счастье.
Хотелось бы ответить на некоторые комментарии:
"общин православных не хватает православному народу. Нет единства религии и духа. Поэтому все как волки, злятся, кричат, ругаются. У нас нет дружбы, наши сердца заморожены.
Я всегда наблюдаю за другими религиозными конфессиями. Вы посмотрите как они себя ведут! Они своего из грязи в князи, а у нас наоборот."
Золотые слова! У меня есть друзья из других христианских конфессий, так вот у них община - почти как семья, все друг друга знают, если беда у одного, он обзвонит всех, и ему помогут молитвой и делами. У нас, увы, такое отношение - большая редкость. И это печально.
В нашем храме много родителей с детьми, особенно по воскресеньям. Но никогда на них не шикают, не осуждают родителей, что ребенок ходит по храму или громко что- то скажет. Это же дети, а не послушные, безмолвные куколки - все разные, но каждому из них необходимо быть в храме, необходимо приобщение к Святым Таинствам.
Взрослым следовало бы проявлять христианское терпение и милосердие к детям в храме, особенно на литургии - какие же мы христиане без этого?!
"Пустите детей приходить ко Мне",- сказал Господь, и слава Богу, что малышей в храмах становится все больше. Это растет наша смена, наши маленькие христиане, в которых ,по словам о.Иоанна Крестьянкина " кроется будущее мира".
Им, этим детям верующих родителей выходить в очень не простую жизнь, полную ежеминутных соблазнов и трудностей и т.д., и вера, которая закладывается в них с детства, должна вынести наших детей из любой житейской пучины к Богу.
Спаси нас всех Господи.
Храни Господь!
Ириша Н :
"Господь не говорил "Стойте на службах во что бы то ни стало"
"Как совесть будет чиста, если мы считаем, что прослушивание слов литургии важнее, чем проявление любви к ближнему? И надо думать не о своем спокойствии, а о том, какие ассоциации с храмом мы дадим этим детям, и от каждого зависит, понравится им в храме "
Ириша Н , что такое литургия, по вашему? Прослушивание каких-то слов? И Господь не говорил "стоять" на службах? А чтобы детям понравилось в храме, может там хоровод какой или еще какое развлечение устроить?
Все дело не в детях вовсе. А во взрослых.Если видишь,что мама переживает,если ребенок шумит,никогда никто не будет раздражаться.Возмущает поведение взрослых,непонимающих,куда они пришли, что происходит в данный момент, не желающих ограничивать свое чадо в любых желаниях.Пока взрослые не поймут,что храм Божий-это не очередь в кассу и не супермаркет (где тоже можно молиться),у ребенка не сформируется правильное и благоговейное отношение к нему.
Сколько удивительного сказал Иоанн Кронштадтский о Божественной литургии. Может,пора вводить в школе основы православия? Тогда "прослушивание слов литургии" пройдет?
Простите за горячность.
Дорогие люди! Чьи дети от чрева тихи и святы, чьи бабушки близки и церковны, чьи мужья и сыновья свободны на время церковной службы, и прочие прекрасные добрые люди, чья молитва сильна и высока, кто любит делиться своим ценным опытом и советами. Вы безусловно правы. Просто вспоминайте иногда о том, что есть еще и несовершенные мамашки, чьи дети орут и балуются (не обязательно потому,что никогда не причащаются, невоспитанны или одержимы бесом). Мамашки, которые боятся вас, как огня, и готовы мерзнуть на улице, храня ваш покой. Просто вспоминайте и помолитесь о нас, непутевых, при случае. Может, тогда в мире станет чуть больше любви.
А еще имя ТИХОН, очень созвучное слову ТИШИНА, в переводе с греческого означает "ПРИНОСЯЩИЙ СЧАСТЬЕ".
Тишина нужна всем, может быть в разных количествах и с разной частотой, но она нужна всем. Ее не ценят, когда она есть, и без нее не могут обойтись, когда ее не хватает. Ею наслаждаются, когда она желанная и долгожданная. В ней черпают силы для того, чтобы продолжать дальше жить в шуме нашей суетливой и торопливой жизни. Ведь по-настоящему оценить пользу и важность тишины можно лишь устав от шума.
Многие люди очень любят тишину. Но купить ее, наверное, сложно. Может быть, просто нужно ее найти. А потом стараться ее не потерять. И просто пользоваться тем хорошим, что она дает нам. И научить этому наших детей.
О Боге сказано, что «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106:29).
Духовное и физическое здоровье, как ни парадоксально, но тоже зависит от тишины: « …в тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15).В духовной жизни апостол Павел предписывает никого «не злословить, быть не сварливыми, но тихими» (Тит. 3:2).
Более того, Бог, не в шуме, не в землетрясении, и не в огне, а в «веянии тихого ветра» (3Цар 19:12).
"Согласна по поводу терпения, но также хочу и с другой стороны посмотреть. Нас с вами что плохо воспитывали? почему мы говорим о терпении? А слова Христа по поводу : не искушай ближнего своего? А где тут любовь к ближнему и самое элементарное уважение к чувствам других людей?"...
МАРИАННА, о терпении мы говорим потому, что Господь заповедовал терпением нашим спасать души наши. Статью написала мама, которая, по всей видимости, всё прекрасно понимает и осознаёт, и ищет золотую середану, и не надо её и ей подобным мамам так агрессивно упрекать. Была бы невоспитанная или "пофигистка"(простите!) - не просила бы советов и помощи. Да, в храме есть и больные, и престарелые - но они-то как раз более снисходительны, чем остальные; они терпят гораздо больше, чем неудобство от маленьких детей. Дети в храме - это ВСЕГДА радость! Будем об этом помнить - и наше чувство раздажения к МНОГОДЕТНЫМ родителям, которые приводят детей в храм не смотря на косые взгляды, упрёки и агрессивность некоторых православных, превратится в благодарность и сострадание. Простите!
Не совсем понятно, что подразумевает автор, используя ироничное выражение "индивидуальные благочестивые интересы". Да, молитва обычно связана с определенными жизненными обстоятельствами, которые у каждого различны и порой требуют немалых затрат душевных и физических сил. Кто-то близких похоронил, кто-то за больного переживает, а кому-то предстоит ответственная работа, от выполнения которой зависят здоровье и благополучие многих людей. При этом довод некоторых комментаторов о том, что "настоящей молитве ничто не помешает" здесь видится неуместным.
А шалости и баловство в храме часто бывают очень некрасивыми. Как они могут пойти на пользу ребенку или его родителям?
Божией помощи всем!
"В храме Смоленской Божией Матери заботятся о маленьких прихожанах не только в праздники.
– Детям обычно тяжело выстаивать службы, – поясняет настоятель. – Они не могут так долго молиться и слушать. Поэтому, пока ждут Причастия, они могут порисовать.
И действительно, на скамейках храма лежат листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, а на стендах, рядом с фотографиями, запечатлевшими самые яркие моменты приходской жизни, можно увидеть картины маленьких художников".
А слова отца Иоанна(Крестьянкина)заставляют задуматься... БЛАГОГОВЕНИЕ...
От себя хочу сказать, что понимаю и тех кому шум мешает и отвлекает от службы, но и, т.к. недавно сама стала мамой, теперь и мамочек понимаю. Доченьке сейчас 8 месяцев, а я причащалась последний раз перед родами. Не могу себе представить как бы я с такой крошкой отстояла службу, чтобы исповедаться и подготовиться к причастию, тем более ребенок не такой уж и спокойный.
Хорошую идею предложили Алевтина и Марианна о создании спец.помещений, где можно оставить ребенка во время службы - я поддерживаю. Но это уже для деток постарше подойдет.
Вот и получается - только встанешь на путь воцерковления, как тут же выпадаешь из жизни церковной, остается только ждать пока малышка еще немного подрастет и сможет хоть несколько часов обойтись без мамы и то когда у мужа есть время. А тем кто считает, что настоящей молитве ничто не может помешать, хочу сказать - возможно Вы и правы, но есть ведь люди новоначальные, которые совсем недавно стали делать робкие шаги к воцерковлению и их молитва еще не так глубока и сосредоточена, поэтому не удивительно, что шум их отвлекает, а некоторых и раздражает.
так что давайте радоваться детям в храме. у меня вообще, почему-то на это поколение, которое сейчас бегает по храму очень большие надежды.. пусть бегают. приходите дорогие мамочки, когда сможете - тогда и приходите. со всеми своими детками.
Кто же вас люди воспитывал???????? И вера и религия и любовь к ближнему тут не причем, обычная невоспитанность и свинство и своих детей мы также воспитываем, т.к. дети подражают взрослым, а раз взрослые в храме ведут себя по хамский, дети делают тоже самое... С себя начинать надо....
И наше поведение и поведение наших детей в ДОМЕ БОГА это грех прежде всего наш и не надо искать сучек в глазе брата своего( надо же разозлился, надо же сделал нам замечание, какое нетерпение и не любовь к ближнему), у себя прежде вынь бревно.
Мы уподобляемся людям которые специально оставляют кошелек на лавочке и уходят, а потом возвратившись и не найдя кошелек, кричат о том как этот мир погряз грязи, кражах и т.д. А ведь грех прежде всего на нас лежит, зачем искушали ближнего?
Работали с малых лет. Все без исключения. Умели делать всё.
Никто их цветами жизни не называл и не боялся, чтобы их не растоптали.
Никто с ними не цацкался и пылинки не сдувал. Никто им не разрешал делать что хочется. Знали слово "надо" и "нельзя".
Веру сохранили. Вырастили и детей и внуков и правнуков. И Россия с такими людьми была великой державой.
У кого-то было по другому?
А мы что делаем с нашими детьми? Растим самолюбивыми слизняками.
Казалось бы, очем мне плакать сегодня? Да было трудно, но все позади и сыновья стоят в Храме, и невестка и внучка. Моя печаль вот о чем. Мне все чаще встречаются молодые девушки и женщины (отдел у нас женский), ровесники моих детей, от которых я слышу страшные слова: "Я никогда не пойду в Храм и не поведу своих детей, хватит с меня моего детства". Ну а дальше рассказы похожие один на другой о том, как их водили в Храм их родители, мои ровесники. Наверное поэтому я и начал вспоминать и анализировать прошедшую жизнь и, если мой опыт кому-то поможет, я готова им поделится.
Всё так. Многие из нас привыкли своих детей поручать сначала воспитателям в яслях и детсаду, потом учителям в школе, между школой и домом - улице, и только по праздникам и выходным самим своими детьми заниматься. И в храме точно знаем, что с ними ничего плохого не случится, если и выпустить ребёнка из вида на какое-то время. Конечно, опытная и ответственная мама найдёт верное решение, и дети будут вести себя нормально; неопытная и ответственная - наберётся опыта и научится; а неответственная будет позволять своим детям вести себя так, как им заблагорассудится... Но много ли у нас таких? Нет, просто они в глаза бросаются. Но приводят же они детей в храм! Может, будем к ним терпимее, подождём, потерпим, поможем как-то, помолимся о них и их чадах - а там, глядишь, или всё же научаться чему-нибудь, или детки подрастут...
А по большому счёту, "Надо научиться терпеть СЕБЯ, а не окружающих" - тогда у нас и проблем не будет.
И ещё: если одевать детей ПРАЗДНИЧНО - то и ведут они себя по-другому... Если папа приходит в храм в спортивном костюме, мама - в том, в чём в магазин ходит, а ребёнка одевают так, чтобы грязи не видно было - то ребёнок и будет вести себя так, как в песочнице. А вот если белые колготки, большие белые банты (не обязательно маленьких девочек в платки кутать!), наглаженные брючки, светлые рубашки с бабочкой... Это не просто, но не так уж и сложно, поверьте! И результат не заставит себя долго ждать. Проверено! Простите!
К вопросу о бабушках и их помощи. А бабушки остались? Нет, ну вот те самые бабушки, что искренне любят своих внуков и пекут пирожки? что водят деток в храм и читают им книжки? Я таких уже даааавно не вижу. У нас бабушки нынче вконтактах "восседают" и в компьютерные игры играют. ну и кому давать возможность маме помолиться?!....вопрос риторический...
"...И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой.
Господи, прости нашу неблагоговейность! Сами неблагоговейны и детей приучаем к этому."
На литургию люди приходят для совместной молитвы. Конечно, детский плач, смех, возня отвлекают. Что делать? Если молодая мама не работает, то вполне может приехать в храм с ребенком в будний день, когда молящихся мало, а порой и крайне мало: и ребенок сильно никому не помешает, и поучаствовать в таинствах можно - исповедаться, причаститься. Другой вариант - приезжать в храм к причастию. Молиться и дома можно, было бы желание! А говорить о том, что терпения нет у бабушек-дедушек-прочих прихожан в храме - пустое. Да, терпения нет, а у автора статьи оно есть? Не похоже.
С уважением. Вера
У каждого своя мера.Главное ведь сердце,а не ноги на литургии.Много есть примеров,когда домашняя молитва была угоднее,чем в храме,с осуждениями.Давайте смотреть первую очередь в себя,в свое сердце,за себя же будем ответ давать.А если сильно с нервами не впорядке-пейте успокоительные.
Я всегда вспоминаю эпизод из жития Серафима Саровского:
"Как-то к нему в Саров приехала вдова Мотовилова со своим сынишкой восьмилетним Николенькой. Тот к большим просторам привыкший, начал по келье бегать, да звуки разные развеселые издавать. Мать было хлопотать и роптать стала: «Не бегай! Перестань! Сядь да серьезности поучись». А старец улыбнулся и говорит: «С малюткой Ангел Божий играет, матушка! Как можно ребенка останавливать в его беспечных играх. Играй, играй, деточка! Христос с тобой!» "
А насчет факта, что шумящие дети якобы мешают молящимся, то скажу свою мысль:
"Чем усерднее соблюдаешь заповеди, чем усерднее молишься, тем сильнее приступают бесы, пытаясь всячески отвлечь, заставить ум о лукавствии мира помышлять и нерадеть. Так вот надо бороться с этим и еще усерднее молиться, прося у Бога помощи."
Простите меня еще раз, я солгал. Это не моя мысль. Это я у святых отцов узнал.
"Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное." (Евангелие от Матфея 19:14)
Что поделать - искушение. Надо терпеть.
Я думаю дети с родителями не при чем тут. Многих, кстати, наоборот умиляет. Не стоит мамашам внимания обращать на такие помыслы ни на свои, ни на чужие - это вражье. Я думаю, надо просто тихонько молится и не беспокоится.
Т.е. по моему вообще не о чем переживать.
Разве что плохо, если мама не ходит в церковь, из-за таких соблазнов, что типа - " а что люди скажут". Вот это плохо.
Светлане Коновалове: мерзнуть и мокнуть под окном конечно не будем, не враг же я своему ребенку. В морозы мы уходим в другой храм, подальше, зимой там служба наверху, а мы стоим в нижнем храме в просторном притворе. А батюшки нашего храма нас знают, когда дочери было очень плохо, они причащали ее на дому, и по-моему, переживают за нас.
Я думаю так - ребенок ангел, ему все можно. Причем, такое поведение бывает обычно на первом, реже втором причастии. К третьему причастию эти же дети сильно успокаиваются. Всем надо потерпеть и помолиться за этого маленького причастника. Представьте, как неудобно матери?
Больше смущает когда вполне подрощенные дети 6-9 лет сидят всю службу с книжками-айпедами. Вот тут я конечно сильно против. Хотя? откуда нам знать, что позволено ребенку в Доме Божьем?
А если подумать на что отвлекаются мысли взрослых во время службы - так порой уж лучше пусть играют. Церковь - корабль грешников (кающихся). Наверное там всем нам найдется место.
А их поведение - вот все трое, и все экстроверты. Ну не стоят они на одном месте. Младший (2), увидев любые двери -бежит наружу. Вот так и прошу милости у Бога....
А еще -у нас по субботам воскресная школа, и прихожане знают, что будет много мамочек. День мамочек в храме...
болезни будешь рождать детей»(Быт. 3, 16) «Не Адам прельщён; но жена , прельстившись, впала в преступление; впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2,15).Жена должна учить детей своих достойному поведению в храме и на службе. Да получает она через это скорби, но и благодать от Господа если претерпит, а смотря на недостойное поведение чада пусть молится Богу, а не надеяться на свои силы и человеков. Жене талант дан одной пять, другой два, иной один каждой по силе: «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе»( Мф.25, 15). Пусть учиться терпению и на службу приходить должна не как вздумается, а к началу. Пусть и дети её учатся терпению «и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется»( Мф.10, 22).
Конечно, все дети, также как и все люди, разные. Если ребенок себя в храме вести не умеет (либо родители не научили, либо от природы такой), то да, к сожалению, желательно стараться только к Причастию с ним приходить. Это тоже своего рода крест для родителей, по крайней мере на несколько лет, который нужно со смирением нести, а не эгоистично продвигать свои права на соборную молитву, игнорируя окружающих.
Простите, если кого обидела.
Да не переживайте вы так!
Я еще не мама, и абсолютно нормально воспринимаю шалости детей в церкви. Не в этом проблема. Всяким бабушкам и прочим, кто пришел в церковь после распада СССР, стоит набраться смертельного терпения!
Всем священникам призывать родителей с детьми, бабушек, дедушек на службы и причастия!
Очень многое зависит от настоятеля храма. Не как он ведет службы, а какую деятельность ведет с прихожанами, молодыми семьями и детьми. Нужно вовлекать всех и создавать общины.
Этих самых общин православных не хватает православному народу. Нет единства религии и духа. Поэтому все как волки, зляться, кричат, ругаются. За пределами церкви все снова превращаются в оборотней, я не знаю почему. Сама ищу ответа на поведение нашего русского человека в церкви и за ее пределами. У нас нет дружбы, наши сердца заморожены.
Я всегда наблюдаю за другими религиозными конфессиями. Вы посмотрите как они себя ведут! Они своего из грязи в князи, а у нас наоборот. Еще и распнут,оклеветованного и униженного, например, что случилось с иереем Глебом Грозовским. Хотя он, очень продуктивный священник, но случилась такая бесовская война. Дай Бог чтобы все разрешилось!
Поэтому, автор, я вообще не вижу проблемы мамы и дети вне или в церкви. Все должно быть иначе, чтобы даже не возникал такой вопрос : хорошо или плохо?
Ни хорошо, ни плохо, так должно быть и точка.
Спасибо.
У меня шумная и неспокойная дочка - на Литургии стою раза два-три в год.
Остальное - на улице мерзнем.
Если муж с ней погуляет- тогда помолюсь.
А без семьи я идти в храм не могу. Как так, я в храме а семья дома мается? мы все делаем вместе. Да и дочка без меня плачет и так из-за работы-садика редко видимся.
Во-вторых, относительно того, что матери "жизненно необходимо хотя бы изредка уделять время именно для собственного участия в Литургии" - наверное так и есть, однако и ребенку было бы полезно видеть внутренне сосредоточенную и ласковую маму, хотя бы только во время литургии.
По-моему, помочь матери в храме – долг любого прихожанина, и каким же черствым должно быть сердце, чтобы прогонять из храма мать с младенцем!
Замечательно! :)
Мои благодарности автору!:)
постараюсь свой опыт отправить по мылу :)
Доброго дня!