Эксперты не нашли оскорбления религиозных символов в постановке оперы «Тангейзер»

Новосибирск, 10 марта 2015 г.

В версии режиссера, Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. Напомним, что протоиерей Димитрий Смирнов назвал этот спектакль "продолжением панк-молебна". "Это продолжение того панк-молебна, который был в храме Христа Спасителя", - сказал он.

    

Эксперты по религии не увидели осквернения религиозной символики в опере Вагнера "Тангейзер" в постановке новосибирского режиссера Тимофея Кулябина. Мировой суд Центрального района Новосибирска во вторник приобщил к материалам дела в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича заключение доцентов кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимира Винокурова и Бориса Фаликова, сообщил корр. ТАСС из зала суда.

"В постановке нет предметов религиозного почитания, богослужебной литературы. Эмблемы и знаки, представляющие мировоззренческую символику, в постановке есть, однако они не портятся и не уничтожаются", - зачитал адвокат защиты заключения Винокурова.

Фаликов сказал суду, что, по его мнению, режиссер спектакля в своей постановке "делает жест, направленный к диалогу с церковью".

"Кулябин ни в коем случае не хочет никого обидеть. Наоборот, он протягивает руку православной церкви, а в ответ получает обиды. То, что происходит на сцене не имеет никакого отношения к религиозному культу. Мы столкнулись здесь с большим невежеством: как религиозным, так и эстетическим. Зритель отождествляет вымысел с реальностью, героя - с автором. Это ошибка. Принимать вымысел за реальность - это соблазн, искушение. И дело пастыря - избавлять от подобных искушений", - сказал эксперт.

Спектакль-опера "Тангейзер" поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. Действие в ней перенесено в наши дни.

В версии режиссера, Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. После обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера и директора театра были возбуждены административные дела по ч. 2 ст.5.26 КоАП РФ "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение".

Напомним также, что в подобной, хоть и не сравнимой по масштабам ситуации, Элладская Церковь заняла непримиримую позицию. Это было в 1988 году, когда даже старец Паисий принял участие в протестах против показа богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа». Тогда, чтобы не допустить показа, Элладская Церковь приняла решение об акции всецерковного протеста. «Старец Паисий никогда не выходил в народ, но вот в этом случае он пошел, чтобы участвовать в этом протесте вместе со всеми людьми», - рассказывал митрополит Афанасий Лимассольский.

Вот как об этом расссказывается в житии старца: "В 1988 году во всей Греции возникли волнения в связи с показом богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа», снятого по книге писателя Казандзакиса.

Помимо отдельных протестов благочестивых представителей греческого народа, Элладская Православная Церковь приняла решение о проведении 6—7 ноября 1988 г. (н. ст.) акции всецерковного протеста, принять участие в которой Церковь призвала и Святую Гору Афон.
Многие были против этого решения, считая, что акции протеста не слишком духовное дело. Такие люди говорили, что из-за их пренебрежения к фильму Скорцезе этот фильм будет менее популярным.

Мнение Старца было совершенно противоположным. «Во времена иконоборчества, — говорил он, — у Золотых ворот Константинополя десять христиан решительно защитили икону Христа и пошли ради нее на мучение. Сейчас — когда хулится Лицо Христа — нам нельзя оставаться равнодушными. Если бы мы — такие «рассудительные» и «разумные» — жили в ту эпоху, то мы бы сказали десяти мученикам: «Поступая так, вы ведете себя недуховно. Отнеситесь к Спафарию, который лезет по лестнице, чтобы сбросить икону вниз, с пренебрежением, а когда положение дел изменится, мы повесим на это место другую икону — да еще более византийскую, чем прежняя». В этом-то весь и ужас! Свое падение, свою трусость, свое желание устроиться поудобнее мы выдаем за что-то высшее!»

Считая протест против показа богохульного фильма исповеданием веры, Старец поспешил встать в ряды верных чад воинствующей Церкви. Кроме благословений и побуждений принять участие в акции протеста, которые Старец дал разным людям, он, вместе с другими отцами, подписал обращение в монастырь Кутлумуш, выражая желание участвовать в поездке святогорских монахов в Салоники на акцию протеста против показа богохульной картины. Своей позицией Старец содействовал тому, что Священный Кинот принял решение об официальном участии большого числа святогорских монахов в этой акции. Присутствие протоэпистата, антипросопов большинства монастырей, игуменов и около ста святогорских монахов воодушевило и укрепило собравшихся в Салониках христиан. Особое чувство у собравшихся вызвало присутствие Старца Паисия, который, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все время стоял на ногах. В конце акции толпы людей, желавших выразить Старцу свое благоговение, так стеснили его, что он подвергся опасности быть раздавленным.

В этой акции протеста также принимали участие монахи и монахини из монастырей, находящихся в миру, и множество верующих. Скоординированные действия и молитвы всех христиан — в том числе и Старца — привели к благому результату. Греческое правительство запретило показ богохульной картины".

10 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Большинство россиян считают недопустимым неуважение к чувствам верующих - опрос Большинство россиян считают недопустимым неуважение к чувствам верующих - опрос
67% жителей России полагают, что создатели художественных произведений не должны своими творениями задевать чувства верующих. Это мнение чаще разделяют представители старшего поколения (77% старше 60 лет), последователи православия (70%) и других религий (71%), нежели молодежь (53% от 18 до 24 лет) и атеисты (57%)
Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности
"А может, пофантазируем на тему нового прочтения "истории Холокоста"? Что же вы на это не отважитесь?"
В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать искусство только с традиционными ценностями
Государство будет выделять средства только тем деятелям искусства, которые ориентированы на духовное и физическое благополучие народа,
Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером»
Ситуация вокруг новосибирской постановки оперы "Тангейзер" вызвала широкий общественный резонанс.
Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть исключен образ Христа, - Новосибирская епархия
Новосибирская епархия обратилась с открытым письмом к министру культуры РФ Владимиру Мединскому
Новосибирская епархия призывает убрать «Тангейзер» из репертуара театра Новосибирская епархия призывает убрать «Тангейзер» из репертуара театра
​Новосибирская епархия призвала руководство ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» полностью исключить скандальную вариацию оперы "Тангейзер" из репертуара театра.
Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера»
Прокуратура Новосибирска опротестовала постановление мирового суда Центрального района Новосибирска, прекратившего производства по административным делам в отношении постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича.
Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения»
"Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки".
В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией
Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда на общественных слушаниях в Министерстве культуры России, посвященных обсуждению оперы «Тангейзер», заявил о невозможности полной автономии искусства.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×