«Учитесь правильно читать!»

Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)

    

Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым, теоретиком и историком литературы и культуры Древней Руси, преподавателем Сретенской духовной семинарии, проректором Литературного института им. Максима Горького.

– Александр Николаевич, приходится признать, что современная школа зачастую отбивает у учащихся интерес к чтению русской классики. Какие бы вы могли дать советы человеку, вновь желающему открыть для себя этот удивительно богатый духовный мир русской литературы?

– Совет один – читать. Как можно больше читать! Начну с самого элементарного. Когда я говорю со студентами, особенно на первой лекции, то задаю им «каверзные вопросы»: «Скажите, вы читали эти произведения?» – «Читали». – «И какая у них основная идея?» Они начинают вспоминать, пытаются что-то отвечать. Говорю: «А вы уверены?» И когда чуть поглубже начинаем копать, оказывается, что, действительно, изучение литературных произведений в школе – очень-очень поверхностное. Может быть, для школы, особенно для средних классов, это и позволительно, потому что там нужно учитывать и возраст ребенка, и его возможности – и психические, и психологические: насколько он может воспринимать те или иные произведения. В старших классах должен быть уже более серьезный подход. В этот период происходит формирование мировоззрения, там подход в изучении произведений будет намного сложнее.

Своим студентам я всегда говорю, что любое произведение русской литературы нужно читать как минимум два раза. Первый раз – это знакомство с сюжетом. Второй раз – знакомство с деталями.

Деталь – царица смысла. Если мы замечаем детали, мы сможем понять смысл

Еще формалисты, сначала немцы в конце XIX века, потом и русские формалисты начала XX века, выявили, что в мировой литературе существует всего лишь 36 сюжетов – правда, некоторые насчитали 38. Но это не суть неважно: 36 или 38 сюжетов. А всё остальное – их вариации. Значит, сюжет не столь важен для раскрытия смысла. Важны детали. Деталь – царица смысла. То есть если мы замечаем детали, то мы тогда сможем понять смысл. Так вот: если мы берем древнерусскую словесность – то в ней нет художественности, там нет образов, и там происходит отражение действительности через идею или посредством идеи – это очень важно. Древнерусская литература – она вся идейна, но она и религиозна, естественно, но вся идейна. Когда в переходный период к Новому времени появляется образ, то тогда уже действительность отражается посредством образа. Посредством художественного восприятия мира и происходит его отражение в произведении.

Алексей Владимирович Чичерин Алексей Владимирович Чичерин
Чтобы понять, какую идею несет или вносит писатель XIX века в свое сочинение, нужно обращать внимание как раз на детали. Когда-то у меня был замечательный учитель – профессор Алексей Владимирович Чичерин, который закончил гимназию еще до революции. И он говорил: «Нас учили медленному чтению – или пристальному чтению». То есть гимназисты не торопились читать, их не обучали скорочтению. Почему? Потому что если быстро читаешь, то не замечаешь детали, не постигаешь смысла.

И он нас также учил медленному чтению. Поэтому и я своих студентов тоже учу пристальному чтению. Я говорю им: «Я мостик между XXI и XIX веком. Почему? Потому что мои учителя родились в XIX веке, они учили меня, теперь я учу вас, уже в XXI веке».

Так вот, посредством внимательного и вдумчивого чтения мы можем открывать смыслы. Даже в тех произведениях, которые, казалось бы, нам очень хорошо знакомы.

Скажем, «Преступление и наказание». Если мы будем говорить о сюжете – это просто детектив. Какой-то юноша-студент убил старуху – вот и преступление, а наказание – каторга; то есть уголовное преступление и уголовное наказание.

Второй уровень восприятия – это открытие нравственного преступления, потому что он преступил нравственную черту – заповедь «не убей» – и обретает нравственное наказание – угрызения совести. Он долго мучается и не может вынести «это», как он называет убийство. Он даже не в силах назвать всё своими именами: свое преступление – убийством. Он не может вынести «это», и для него выход самый простой – донести на себя. Но это неверный выход, это не есть покаяние, это не перемена ума или перемена сознания – как переводится с греческого языка слово «покаяние». Он просто готов понести наказание за совершенное убийство и пойти на каторгу.

Третий уровень понимания романа Достоевского – богословский. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин

И, наконец, третий уровень понимания – богословский уровень. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин. Если первый и второй уровни мы еще как-то самостоятельно можем увидеть и осмыслить, то для понимания третьего, богословского, уровня необходимы определенные знания. Чтобы увидеть и истолковать параллели между Раскольниковым и Каином, нужно неплохо знать, во-первых, Священное Писание, во-вторых, очень хорошо знать Евангелие. Вспомним, что Достоевский на каторге имел право читать только Новый Завет, который ему подарила Наталья Фонвизина, жена одного из декабристов. И он за пять лет выучил его чуть ли не наизусть. Поэтому все произведения, написанные Достоевским после каторги и ссылки, можно читать и раскрывать только с помощью ключа – Нового Завета, и прежде всего Евангелия, иначе не получится.

В школе этого не проходят, то есть на этот уровень школьники никогда не выйдут, но даже и в вузах на этот уровень не выходят, поэтому, конечно же, очень многое зависит от преподавателя, как он заинтересует школьника или студента. Но важно также, чтобы была определенная база, потому что любое произведение русской словесности надо рассматривать, во-первых, в контексте своего времени; во-вторых, в окружении других произведений; и в-третьих, с позиции мировоззрения самого писателя. Вот почему нужно знать и мировоззрение писателя. Скажем, Пушкин в юности был атеистом, но стал глубоко верующим человеком. Следовательно, нельзя с одних и тех же позиций рассматривать его лирику периода Царскосельского лицея и те произведения, которые были написаны им в Михайловском и после Михайловского. Это два совершенно разных по мировоззрению писателя и поэта.

Владимир Кошевой (Раскольников). Кадр из фильма Владимир Кошевой (Раскольников). Кадр из фильма "Преступление и наказание"
    

Так что, не учитывая разные обстоятельства в жизни писателя и эволюцию его мировоззрения, мы обречены на непонимание и его творчества, и всей русской литературы. Да и мы сами меняемся с каждым годом, значит, изменяется и наше восприятие литературных произведений.

Многие произведения я перечитываю если не ежегодно, то раз в два года – несомненно, чтобы обновить в памяти. И когда готовишься к лекциям и практическим занятиям, чтобы выделить какие-то интересные моменты, то самое удивительное, что каждый раз что-нибудь новое находишь и для себя. В этом и величие, и сила русской словесности! Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя. Скажем, через лирику можно лучше понять поэта, через прозаические художественные произведения можно понять его мировоззрение и так далее.

Книга – это общение. Без книги не может развиваться личность

В минувшем году у нас широко отмечался юбилей Лермонтова – 200 лет со дня рождения. Но мало кто обращает внимание на то, как много читал Лермонтов. С самого детства, и когда учился в Благородном пансионе при университете, и когда два года был студентом философского факультета Московского университета, он очень много читал. У него мало было друзей – в общем-то, почти не было друзей, но самым настоящим его другом была книга. И многие отмечали, что на переменах его всегда видели сидящим на подоконнике с какой-нибудь книгой. Потому что книга – это особое общение. Без книги не может развиваться личность – это сразу я могу сказать. Многие полагают, что интернет может заменить знания, но в интернете нет знаний, есть лишь информация. Во-первых, знания – это определенная система. А во-вторых, в интернете можно отыскать текст, скажем, художественного произведения, но, чтобы его интерпретировать, нужно хорошенько поработать творчески самому, или с кем-то побеседовать из друзей, или поговорить с учителем, или вести дневник.

Вот то, что я всегда рекомендую своим студентам, – вести дневник. Почему? Потому что это – самонаблюдение. Это не просто отражение прочитанного, какая-то оценка действительности, но это наблюдение за собою, за своим ростом – каким ты был год назад или каким был 10 лет назад; ты можешь увидеть и круг своего общения, и чтения, и оценить ход своих мыслей, как они развиваются.

М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов
    

Если же говорить о тех произведениях, которые непременно нужно прочесть, то это, собственно, вся школьная программа. Это, естественно, Пушкин: и «Евгений Онегин», и «Капитанская дочка», но между ними непременно должен быть и «Борис Годунов». Почему? Потому что в данном случае мы имеем пример переосмысления Александром Сергеевичем и сюжета, и самих исторических событий. И до Пушкина писали на этот исторический сюжет, но, правда, до него в центре внимания драматургов был Дмитрий Самозванец. Даже Лопе де Вега написал трагедию «Дмитрий Самозванец», и Сумароков написал. Пушкин же пишет по-другому, хотя поначалу он тоже думал писать о Дмитрии Самозванце, но в конечном итоге его привлек Борис Годунов, его заинтересовала трагическая судьба такой сильной личности, как Борис Годунов. А трагедия, в чем она заключалась? Убийца на троне, его нравственные терзания. Это было созвучно его времени, потому что император Александр I взошел на престол после трагической смерти своего отца. Виновен он или не виновен? Александр I всегда ощущал свою вину в гибели Павла I. Вот Пушкин неслучайно и взял этот сюжет, потому что что-то было в этой атмосфере созвучно Смутному времени. И в отношениях к императору многие видели отражение отношений к Борису Годунову. Но, с другой стороны, Пушкин обращает внимание и на ответственность народа в ходе истории. Почему? Потому что народ-то выкрикнул: «Бориску на царство»! Значит, народ тоже отвечает за преступника на троне, если он его избрал? Несомненно. Почему народ и безмолвствует в конце, понимаете? Он не хочет быть соучастником нового кровавого преступления.

То есть каждое произведение нужно уметь истолковать соответствующим образом.

Печорина нельзя воспринимать так, как его «проходят» в школе, – с ореолом романтичности

Если говорить о Лермонтове, то это непременно «Герой нашего времени». Но воспринимать его следует только не так, не романтически, как его «проходят» в школе: это герой замечательный, с ореолом романтичности, ну, правда, изгой, «лишний» человек – и всем его жалко. Но почитайте внимательно предисловие Лермонтова к этому сочинению: он свидетельствует, что обобщил все пороки современного ему общества в этом человеке. То есть это самый порочный человек, который только может быть. И тогда посмотрите на образ Печорина через эти пороки. Что мы видим? Я не говорю обо всех девятнадцати заповедях для христианина. Девять заповедей блаженства вообще не касаются Печорина, хотя человек он первоначально был религиозный, во всяком случае воспитывался в той среде. Вспомните «Тамань», когда он заходит в дом и сразу же поворачивается в красный угол, чтобы перекреститься, но не видит икон. «Дурной признак», – думает он. Понимаете, он-то замечает такие детали. Посмотрите: Печорин нарушает все десять ветхозаветных заповедей. Все десять заповедей, которые уберегают человека от греха. Вот болезнь, которую называет Лермонтов. Он говорит, что болезнь им указана, а как из нее излечиться – Бог весть. Понимаете? И, опять-таки, Лермонтов дает поле свободы воображению и сознанию читателя. Я, писатель, указал болезнь, а вот как вы будете из нее выходить, обнаружишь ли и ты, читатель, эту болезнь у себя? Диагноз поставлен. Посмотри на себя, если обнаружил такое – значит, меняйся. Русская литература как раз и способствует изменению человека.

У Гоголя – опять же-таки с правильным толкованием – могу рекомендовать и «Ревизор». Что такое финальная сцена в «Ревизоре»? Это картина Страшного суда. Нужно понимать, почему все они замерли. «В чем застану, в том и сужу», – сказал Господь. Когда настанет Божий суд, не сможешь уже пошевелить ни одним членом – ни рукой, ни ногой, и ничего уже не сможешь изменить в своей судьбе. Вот это должно воздействовать, сильно должно воздействовать на зрителя и читателя, полагал Гоголь.

Ревизор. Немая сцена. Московский Художественный театр. 1908 г. Ревизор. Немая сцена. Московский Художественный театр. 1908 г.
    

Можно рекомендовать к чтению и его романтические произведения, но обязательно посмотреть, как они написаны и с какой целью. Почему человек сильнее нечистой силы, и когда он сильнее? Когда он с Богом, когда он верующий. Почему, скажем, Фома Брут погибает в повести «Вий»? Потому что он маловерный, хотя и бурсак, учится в семинарии – понимаете? – а веры в нем нет. Он и напивается для храбрости, так сказать, перед тем, как идти в храм отчитывать панночку. Почему? Потому что слаб верой, он не верит, что Господь его может спасти. А что, горилка поможет, храбрости добавит? Понимаете, вот в каждом произведении есть своя определенная изюминка, ее нужно непременно видеть.

“Портрет” и “Шинель” следует изучать вместе – вот как они стоят в цикле “Петербургские повести”

Очень сильные произведения – я считаю, обязательно нужно эти произведения знать – и «Портрет», и «Шинель». Но их следует изучать вместе. Вот как они стоят в цикле «Петербургских повестей» Гоголя, так их и нужно рассматривать. Почему? Потому что «Портрет» посвящен рассмотрению таланта у человека, тому, что талантом надо служить Богу. Вот этот безымянный художник, который написал портрет ростовщика, в котором воплотил нечистую силу, чем и согрешил, потом раскаялся, ушел в монастырь и послужил Богу – написал «Рождество». Понимаете, мы видим здесь преображение личности. И повесть «Шинель». Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные.

Несомненно, «Тараса Бульбу» нужно прочитать, особенно через призму тех событий, которые происходят сейчас на Украине. И обратить внимание именно на вторую авторскую редакцию повести – это тоже немаловажный момент. Существуют первая и вторая редакции. Во второй редакции слово «русский» в значении «православный» употреблено Гоголем, если не ошибаюсь, 36 раз, а в первой редакции, по-моему, три или четыре раза.

Русский – значит православный. Это синонимы, и Гоголь это знал

А как сейчас перевели эту повесть на украинский язык? Там вместо «русский» – употреблено слово «украинец», а это – совершенно другой смысл. Потому что русский – значит православный. Это – синонимы, и Гоголь это знал. Так было в Древней Руси и в древнерусской словесности, точно в таком же значении Гоголь употребляет это понятие и в своей повести. Вот когда мы посмотрим на «Тараса Бульбу» именно с этих позиций, то открывается особый смысл… Почему? Потому что там за веру православную, за землю русскую они сражаются и за братьев своих православных… Понимаете, тогда это совершенно другое восприятие. И еще нужно вспомнить: «Ну шо, сынко, помогли тебе твои ляхи?» Это звучит как предостережение для нас: помогают ли ляхи, и Запад в целом, или нет?

У Ф.М. Достоевского нужно хотя бы три произведения прочесть, по нарастающей. Это «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Сложные произведения, но читать надо именно так, по нарастающей. Достоевского нужно рассматривать и читать после Гоголя, потому что он отталкивается от Гоголя. И попытаться рассмотреть, какую проблему поднимает писатель. В первом романе – проблему гордой личности. И роман «Идиот» первоначально замысливался как роман о проявлении смирения в гордой личности. Но Достоевский дважды начинал и дважды бросал его – не получалось. Почему? Потому что гордый человек, такой, каким был Раскольников, не смиряется. И поэтому нужно было уже кроткого человека показать – князя Мышкина. С другой стороны, Достоевский ставит вопрос: если Россия – православная держава, если русские себя считают православными, то сохранили ли они Православие, действительно ли они истинно православные? Готовы ли они ко Второму пришествию Христа – вот в чем вопрос. Если они – богоизбранный народ и если русская идея – это хранение Православия до Страшного суда, то сохранили ли они его или нет? Скажем, в «Преступлении и наказании» мы видим относительно здоровое общество, подчеркиваю – относительно здоровое общество и двух больных людей – Свидригайлова и Раскольникова, то, скажем, в «Идиоте» – наоборот: тут два относительно здоровых человека. Получается: Настасья Филипповна и князь Мышкин – два относительно здоровых человека и абсолютно больное общество. Достоевский показывает: а кто может принять Христа, если общество-то больное?

Достоевский показывает: а кто может принять Христа, если общество-то больное?

Ну и, конечно же, вершина творчества писателя – «Братья Карамазовы», с главнейшим вопросом: где есть спасение – в миру, в Церкви или между миром и монастырем, как у Алеши Карамазова? Но это незавершенное произведение, потому что в нем фигурируют три брата и, по замыслу Достоевского, каждому из них должен был быть посвящен роман, а в целом это должна была быть трилогия. И, соответственно, в каждом из этих романов предполагалась доминирующая идея. В написанном романе доминирует Иван Карамазов, с его рационализмом, рассудочным сознанием. Во втором – Дмитрий Карамазов, со своими страстями. Третий роман должен был быть об Алеше и духовном развитии и его самого, и общества, и других героев, и читателя.

Понимаете, вопрос даже не в том, что читать, вопрос – как читать. Потому что у каждого писателя мы можем найти произведения очень сильные и очень слабые. Это естественно: каждый человек способен на взлеты и падения, ошибки и достижения. Конечно, чтобы в какой-то степени сократить время на поиск нужных произведений, лучше попросить совета у наставника, у учителя, у преподавателя, что нужно почитать. Но повторяю: у каждого писателя мы можем найти совершенно замечательные произведения, но самое главное – как мы их будем читать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Кино — важнейшее из искусств, пока народ неграмотен» (+ВИДЕО) «Кино — важнейшее из искусств, пока народ неграмотен» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Кино — важнейшее из искусств, пока народ неграмотен» (+ВИДЕО) «Кино — важнейшее из искусств, пока народ неграмотен»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Напиши свою пьесу с тем же самым сюжетом и ставь ее, но не надо искажать тот смысл, который закладывал автор!
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Александр Ужанков
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Беседы о русской литературе
Александр Ужанков
Русская литература гораздо важнее, чем европейская. Неслучайно XIX век русской литературы в мировом контексте считается «золотым веком».
Аудитории, музеи, домашние библиотеки (+ВИДЕО) Аудитории, музеи, домашние библиотеки (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Аудитории, музеи, домашние библиотеки (+ВИДЕО) Аудитории, музеи, домашние библиотеки
Беседа 2-я о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Дома непременно должны быть те книги, к которым «в минуту жизни трудную» протянул руку, взял и почитал, или же те, которые постоянно подпитывают наше сознание, наш интеллект.
Комментарии
Дмитрий28 марта 2018, 10:59
Благодарность за интересный текст. В литературе светской путеводители нужны не меньше, чем в литературе духовной.
Andrey Svetlako 2 июня 2016, 15:00
Не смог промолчать...

Владимир: #Единственная ремарка: слова "Народ безмолвствует" в "Борисе Годунове" не принадлежат перу Пушкина. Их вставил Державин, будучи цензором.

Уважаемый Владимир! Будьте аккуратнее и вдумчивее в распространении того, что встретили в Интернете. Ваша "ремарка" напичкана столькими несуразностями, что диву даешься их концентрации.

Во-первых, Державин благословил Александра Сергеевича "в гроб сходя", что случилось с ним в 1816 г. Написан же Борис Годунов был в 1825-м... Во-вторых, цензором Державин не был никогда! В-третьих, помогал готовить рукопись к публикации Пушкину тоже поэт (как Державин), но по фамилии Жуковский. В-четвертых, фраза "Народ безмолвствует" принадлежит перу не Пушкина, и не Жуковского, а историку Карамзину, памяти которого и посвящено первое издание Бориса Годунова. В-пятых, Пушкин сам принимал участие в самой окончательной верстке первого издания в 1830-м и не мог без собственного согласия заменить исходную концовку Народ: "Да здравствует царь Дмитрий Иванович!" на ремарку (Народ безмолвствует). Слишком принципиальна замена! И нет в его письмах или воспоминаниях о нем авторской ярости по отношению к такой важнейшей "подмене смысла", а ведь даже по отношению к другим - значимым с одной стороны и по-настоящему чужеродным с другой стороны - цензурным редакциям горячекровный Пушкин всегда прямолинеен и ... руглив!

Тем более, что эта ремарка настолько талантлива и уместна, что сказать о ней иначе как "по-пушкински талантлива и уместна" - нельзя. Она же вошла в афоризмы русского языка! И не благодаря автору Карамзину, а именно благодаря Пушкину. Даже если предположить, что предложил такую переделку Пушкину Жуковский. Это еще лучше, ибо тогда авторство её принадлежит трем великим литераторам 19 века одновременно - и тем она ценнее для потомков!

Интересующимся могу порекомендовать как первое знакомство с этим сложнейшим моментом пушкиноведения вот эту статью: Листов и др. К ИСТОРИИ РЕМАРКИ «НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ» В «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ» (http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v82/v82-0962.htm)

Спасибо Александру Николаевичу Ужанкову за то, что поднимает столь важные вопросы! Храни нас всех Господь!
Николай11 июля 2015, 22:35
Спаси Господи за добрые советы.
Вячеслав 6 июля 2015, 16:27
Всегда надо смотреть, что стоит за словами.Все народы призваны Богом,действительно.Но речь идет о месте народа в Плане Господнем, и Бог эту задачу народу даёт. Про задачу Израиля св.Апостол Павел прямо сказал в "Послании к Римлянам", каждый сам захочет-прочтёт. Задачу русского народа все первые русские Святые именно так видели, атеист может конечно отвергать, его дело. Человек (как и народ в целом), может и отказаться нести эту ношу, чем мы все всё больше и занимаемся. Выскажу свою личную мысль: не хочешь нести, так лучше и русским себя не мни, хотя бы из голой эгоистичной практичности, посколько, как написано, "раб,не знающий волю хозяина и не делающий, пострадает го-ораздо меньше" (цитата вольная).За другие народы- не знаю. Свою бы шкуру, как говорится.....
Лена15 июня 2015, 20:53
ВНИМАНИЕ! Вконтакте есть группа, посвящённая работам А.Н. Ужанкова, там есть его аудио- и видеолекции, ссылки на статьи и книги! http://vk.com/aleksandr_uzhankov
Наталья11 июня 2015, 00:09
Сильно, очень сильно. Жаль, в школе я этого не знала.
Александр 9 июня 2015, 21:20
Все выступления, статьи и интервью Александра Николаевича чрезвычайно важны и полезны. Очень просим всех, от кого это зависит, как можно больше записывать и публиковать А.Н. Ужанкова. Тема, начатая в этой публикации, очень надеюсь, будет продолжена. ЖДЁМ!!!
Наталия 9 июня 2015, 18:03
По видимому, "нищие духом" и "духовно нищие" это совсем разные нищие.
Так, одни "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3).
А в другом случае, "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3:17).
АлександрГ. 8 июня 2015, 10:17
Какое замечательное интервью. "Зацепило", пониманиние Александром Ужанковым русской идеи. "Зацепило" по-хорошему, даже дыхание перехватило. Соглашусь, что сохранение Православия до Страшного суда, это и есть Русская идея. Без осознания этого, мы просто погибнем. Мы просто сами разберемся на атомы и молекулы, чтобы затем раствориться среди других народов.
Василий Н. 7 июня 2015, 23:48
Цитата: "С другой стороны, Достоевский ставит вопрос: если Россия – православная держава, если русские себя считают православными, то сохранили ли они Православие, действительно ли они истинно православные? Готовы ли они ко Второму пришествию Христа – вот в чем вопрос. Если они – богоизбранный народ..."

Нет богоизбранных народов. Вернее, таковым был только ветхозаветный еврейский народ. Бог равно призывает все народы.
Относительно "Тараса Бульбы" - считаю, что это более сложное произведение. Потому что помню, как сами казаки сжигали польских женщин заживо в костелах, а их детей поднимали на копья и кидали туда же, в огонь (кто не помнит, перечитайте повесть). И можно сколько угодно говорить, что это ответ на то, что творили поляки. Никакие зверства ничем не могут быть оправданы. Такова моя позиция, и менять ее не собираюсь.
Скептически отношусь также к тому, что русский и православный - синонимы. В нашей стране есть множество людей, не исповедующих никакой религии, но они от этого не перестают быть русскими.
Простите.
Татьяна Органова 7 июня 2015, 20:01
Мне кажется, что Александр Николаевич употребил выражение "духовная нищета" не в православном, а житейском понимании. Он и растолковал это далее - тот,"который собирает земные богатства, а не духовные". Русский язык многозначен, надо обращать внимание на глубинный смыл, не на букву, а на дух.
Читательница (Подмосковье) 7 июня 2015, 14:58
В дополнение:
Автор: «Поэтому все произведения, написанные Достоевским после каторги и ссылки, можно читать и раскрывать только с помощью ключа – Нового Завета, и прежде всего Евангелия, иначе не получится».
Предполагаю, что и произведения Гоголя – тоже. Я не понимаю, как, читая «Шинель» «с помощью ключа», можно говорить о духовной нищете Башмачкина. Филолог мог бы найти синоним понятию «духовная нищета» (в буквальном смысле), чтобы подобные недоразумения не возникали.
Уважаемый Автор и Редакция, простите меня, если что-то "не так". Буду очень рада, если Высокое редакционное руководство объявит мне выговор (только не строгий). )

Виктория 7 июня 2015, 14:52
Спаси Господи! Отличная статья. Какое счастье, что есть столько прекрасных произведений. Жаль некому растолковать понимание третьего уровня, а до самой ещё не доходит.
Читательница (Подмосковье) 7 июня 2015, 09:42
ааа: "Вы думаете вы это знаете, а проф. Александр Ужанков нет?"
Православные люди, читая статьи на православном сайте, считают, что они написаны в соответствии с Евангелием и святоотеческим толкованием, а не вразрез с ним.
Вполне допускаю, что профессор, глубоко погрузившись в художественную литературу, подзабыл Писание и Святых отцов.
На сайте много молодых читателей, только начинающих изучать православие, поэтому не нужно вводить их в заблуждение.
Раз пришлось Вам отвечать, заодно приведу и слова нашего Патриарха: «При этом, нищета духовная не сводится к пассивному ожиданию чуда, но вмещает в себя как внешние и так и внутренние духовные подвиги, она есть не слабость, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над властью страстей («Слово пастыря»).
Павел 6 июня 2015, 22:48
Часть собственного жизненного опыта по прочтении статьи показалась мне странной. Мне повезло с учительницей литературы, многое, о чем сказал Александр Николаевич, так или иначе преподавали мне в школе, да так, что технический вуз не погасил во мне эту искру - а вот медленному чтению я учился, на свой страх и риск читая современную французскую философию по-французски... Это и странно. Видимо, медленное чтение, этот кусочек истинной культуры, у нас почему-то почти утрачен. Хорошо, что еще остались люди, которых учили учителя, родившиеся в XIX веке. Спаси Вас Господи, Александр Николаевич!
aaa 6 июня 2015, 14:25
@Читательница (Подмосковье)

Духовная нищета в буквальном смысле слова. Не та, о которой говорил Спаситель. Вы думаете вы это знаете, а проф. Александр Ужанков нет?

Понимайте это как духовная слепота, как и вы сказали.

Ксения 5 июня 2015, 23:56
Спасибо за статью и завтра весь Русский Светский Мир празднует день памяти А.С. Пушкина. Вот что передаю Вам, дорогие из далекой зарубежной страны- племяннице мужа 14 лет и читает она по моде запада про вампиров, про то, как планета погибает, двух слов связать не может, но отец ее рад, что она читает и ему похоже неважно содержание, вот так. А мне стало так радостно, что я могу читать на русском и передать это своим детям. Наши великие мыслители и писатели русского мира- навсегда и со смыслом и грустно за племянницу мужа и потерянное поколение без Царька в голове и носом в айпеде, простите.
Читательница (Подмосковье) 5 июня 2015, 21:14
Согласна с автором: нужно читать и перечитывать классику. Порой можно услышать от воцерковленных людей, что не стоит читать художественную литературу, за исключением той, которая принадлежит перу «православных авторов».
Читать нужно - и русскую, и зарубежную классику, только - через призму нравственности и духовности. Сейчас то, что изучалось в школе, воспринимается совсем по-другому. Сейчас получаешь огромное удовольствие, перечитывая те произведения, которые в школе с трудом удавалось дочитать до конца. Только, к сожалению, времени на все не хватает.
Меня удивили слова автора: «Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные».
По-моему, автор сам себе противоречит. Духовная нищета – это христианская добродетель, она возвышает, приближает к Богу. «Блаженны нищие духом…». Не стану приводить множество цитат о духовной нищете из святоотеческой литературы.
Чтобы понять, что хотел сказать автор, даже пожертвовала временем, чтобы прослушать его лекцию «Духовная нищета маленького человека». В ней – то же понимание духовной нищеты.
Да, Башмачкин «незлобив», но если говорить о нем как о человеке, собирающем «земные богатства, а не духовные», то он духовно слеп. Из лекции автора»: Акакий Акакиевич – «совершенно бездуховная личность», он – «маленький человек, потому что духовно нищ, не материальнео, а духовно». Я в недоумении.
Владимир 5 июня 2015, 16:21
Спасибо автору за любовь и добрые напутствия.
Единственная ремарка: слова "Народ безмолвствует" в "Борисе Годунове" не принадлежат перу Пушкина. Их вставил Державин, будучи цензором. И по поводу реального участия Бориса Годунова в убийстве царевича Димитрия в историографии есть целый ряд серьезно обоснованных сомнений в этом соучастии Годунова в убийстве отрока. Но это, конечно, нисколько не умаляет гения Александр Сергеевича.
Тамара 5 июня 2015, 14:03
Замечательная статья. Спасибо огромное профессору Ужанкову А. за раскрытие темы "что читать и как читать". Так бы с детства толковать детям уже в школе о культуре чтения и, главное, о смысле прочитанного.Действительно, можно привить интерес к чтению, а можно его отбить. И скорочтение не показатель. Уже при приеме в школу смотрят на технику чтения, а спросишь ребенка, о чем он прочитал,он и не сможет пересказать. Не всегда бывает нужна скорость, качество должно превышать количество. Еще раз огромное спасибо.
Сантехник 5 июня 2015, 13:08
Ну, так дайте методичку правильного чтения /СМИ - смотрения/! Нет там ничего сврехсложного, но она позволит она хотя бы обьяснить ребятам что и как читать; отсюда - программа обучения... Внимательное чтение, умение выделять главное, фиксиоовать его, критерий выбора - ну, отфильтровывпть нечетабельное и не смтрибельное чтение-смотрение... Как там говорил кн. Мышкин: " С детьми абсолютно обо всем можно говорить" - /а ведь эту фразу-мысль я читал лет 40-45 назад"/...
Понять Канта без первоисточника - можно только для сдачи экзамена... Отсюда - пробежался по учебникам, потом первоисточнивам, опять по пособичм, опять по первоисточникам... С карандашом - или с чем там сейчас - и пара мыслей остаются на всю жизнь, уж не знаю, в голове, или где еще... А при необходимости - просмитрел выделенное за пол-часа - и спустя десятилетия вспомнил...
Только нужен ли нам Кант, а если нужен, то в каких обьемах..?
Вывод прост. Методичка выбора читаемой лит-ры, критерии, культура чтения - 95% лит- СМИ- ИНФОРМАЦИИ ЛИБО ПУСТОТА, ЛИБО ВО ВРЕД. лично проверено...
Людмила 5 июня 2015, 11:54
Спаси, Господи! То, к чему я пришла, здесь озвучено. Мне тоже повезло. Я в жизни встретила двух смолянок, да и библиотеки, в которых приходилось работать, располагают к медленному чтению.
Марина 5 июня 2015, 11:25
Спасибо! Очень познавательно! В последнее время уже и не хочется читать, без совета или одобрения Церкви. Уж слишком много "литературы".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×