1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру.
Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя).
В январе
В январе
Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля
Владыка с самого начала не был реальным руководителем движения, называвшегося его именем. Согласно протоколам его допросов (от 22, 30 сентября и 9 октября
Верность заместителю местоблюстителя патриаршего престола сохранили лишь два ленинградских епископа — Николай (Ярушевич) и Сергий (Зенкевич). Четверо из восьми архиереев заняли двойственную позицию. Они не присоединились к оппозиции епископа Димитрия, но и не поминали на богослужениях митрополита Сергия. Так, наместник Александро-Невской Лавры епископ Григорий (Лебедев), пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра, никому не подчинялся и поминал лишь патриаршего местоблюстителя престола митрополита Петра. Некоторое время так же поступали архиепископ Гавриил (Воеводин), епископы Серафим (Протопопов) и Стефан (Бех). 19 февраля митрополит Сергий назначил в Ленинград нового главу епархии — митрополита Серафима (Чичагова).
Митрополит Иосиф (Петровых) |
В послании к ленинградской пастве от 2 марта митрополит Иосиф сообщил о переходе на самоуправление митрополита Агафангела (Преображенского) и трех его викариев, а также о том, что он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митрополита Сергия и его Синода не имеющими силы, требует канонически правильного решения судом епископов вопроса о переводе и до этого суда не считает себя вправе предоставлять вверенную ему паству произволу церковных администраторов, не пользующихся доверием; поручает временное управление епархией епископу Димитрию и просит епископа Григория в качестве его наместника продолжать управление Александро-Невской Лаврой, призывая возносить свое имя за богослужением, несмотря на невозможность для себя приехать в Ленинград.
Особенно ярко владыка Иосиф высказал свою церковную позицию в февральском
Митрополит Иосиф, взяв на себя руководство епархией, пытался объединить ярославскую группу с ленинградскими иосифлянами, но митрополит Агафангел решил управлять самостоятельно, без какого бы то ни было слияния с другими оппозициями, а уже в мае
За акт официального отделения от митрополита Сергия власти из Ростова, где владыка Иосиф проживал с сентября
27 марта Временный Патриарший Священный Синод уволил с кафедр и запретил в священнослужении митрополита Иосифа и единомысленных с ним епископов. Но, по словам митрополита Иоанна (Снычева), «все указанные архиереи… решительно пренебрегли запрещением и продолжали служить и управлять епархиями». В середине апреля митрополит Иосиф письмом просил Е. А. Тучкова снять с него обвинения и допустить в Ленинград. Это была его последняя апелляция к властям.
Епископ Димитрий (Любимов), ставший после ссылки митрополита Иосифа в феврале
В Московской епархии центром движения стал Серпухов, а лидером — епископ Максим (Жижиленко), рукоположенный отошедшими от митрополита Сергия архиереями. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска. В Центрально-Черноземной обл. и на Юге России иосифлянские, или, как их здесь еще называли, буевские, приходы возглавил епископ Козловский, управлявший Воронежской епархией, Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал епископ Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в г. Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре
Митрополит Серафим (Чичагов) с духовенством. 1920-е гг. |
Иосифлянское движение с самого начала приобрело политическую антиправительственную окраску, выйдя за чисто религиозные рамки. Не без оснований некоторые исследователи считают, что «ядро идеологии иосифлянского раскола — отрицательное отношение к отечественной советской действительности, а церковно-канонические мотивы — лишь внешняя оболочка». В трагические годы великого перелома движение имело немалую, оппозиционную властям, социальную базу. Очевидцы вспоминали: «В церкви Воскресения-на-Крови тогда было очень много народу… Сюда хлынула масса раскулаченных… Сюда приходили все обиженные и недовольные. Митрополит Иосиф невольно стал для них знаменем». Неслучайно одним из основных требований всех «непоминающих» было отстаивание постановления Всероссийского Поместного Собора от 15 августа
Наиболее активных участников движения из среды мирян можно условно разделить на три категории: представители научной интеллигенции; фанатично верующие люди — блаженные, юродивые, странники, прозорливцы и др.; представители социальных слоев, недовольных новым строем, — именно они придавали движению политическую окраску. В иосифлянском же духовенстве имелось особенно много людей идейных, отличавшихся нравственной чистотой, широко в нем было представлено монашество. Некоторые из самых стойких иосифлян отличались либеральными взглядами, другие были убежденными монархистами. Причем монархическая тенденция постепенно усиливалась. Логика ожесточенной борьбы доходила до крайности. Многие верующие называли собор Воскресения Христова в Ленинграде «белым» храмом, в противоположность «красным» церквам. Неоднородность состава иосифлян определяла и различие их взглядов в церковных вопросах. Большинство смотрело на митрополита Сергия как на иерарха, превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия, а некоторые видели в нем настоящего отступника от Православия, предателя и убийцу церковной свободы, общение с которым невозможно даже в том случае, если его действия признает сам местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр.
К выразителям умеренных взглядов из руководителей движения принадлежали сам митрополит Иосиф, епископ Сергий (Дружинин), протоиерей Василий Верюжский. Более жесткую позицию, доходившую до отрицания Таинств сергиан, занимали епископ Димитрий (Любимов), протоиерей Феодор Андреев, священник Николай Прозоров и профессор М. А. Новоселов. Частично эти различия были связаны с политическими пристрастиями.
Весной
В марте — ноябре
1977 год – Состоялась поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и сопровождавших его членов делегации Русской Православной Церкви в Индию (22 января - 2 февраля).Патриарх Пимен
Это был ответный визит главе Ортодоксальной Сирийской Церкви Католикосата Востока Василию Map Фоме Матфею I, Патриарху-Католикосу Востока, Митрополиту Маланкарскому.
1992 год – В Киеве состоялось епископское совещание Украинской Православной Церкви.
Совещание приняло новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, Священному Синоду и ко всем архиереям Русской Православной Церкви.
В обращении содержался упрек Русской Церкви в том, что священноначалие умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии, что «определенные силы, в том числе из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против Православия в Украине. Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей».
1992 год – Епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) дезавуировали свои подписи под епископским обращением.
На следующий день, 23 января, решением Синода Украинской Православной Церкви они были смещены со своих кафедр. Епископы Сергий и Алипий были назначены викариями Киевской митрополии, а владыке Онуфрию было предписано поменяться местами с преосвященным Иларионом (Шукало), управлявшим Ивано-Франковской епархией. Кроме того, за отказ братии Киево-Печерской Лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Церкви о даровании ей автокефалии с должности наместника был смещен архимандрит Елевферий (Диденко).
1995 год – В Москве прошли III Международные Рождественские образовательные чтения (22 - 28 января).
Чтения были организованы Московским Патриархатом совместно с Министерством образования Российской Федерации, Московской духовной академией, Российской академией образования, Православным университетом им. св. апостола Иоанна Богослова, Свято-Тихоновским богословским институтом, Московским департаментом образования, департаментом образования Московской обл. и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.
Почетным председателем чтений был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В работе чтений приняли участие более 1000 человек, в том числе представители духовенства Русской Православной Церкви, видные деятели науки и культуры, преподаватели различных образовательных учреждений. Всего в ходе чтений было заслушано около 200 докладов и сообщений.