Какова должна быть воспитательная роль школы? И есть ли она вообще? Как-никак, именно в семье человек получает основополагающие ценности и представления о добре и зле.
Ребенок смотрит на учителя как на образец
Никогда в истории не назначали учителями безнравственных людей
– Воспитывает в первую очередь семья. Но это не значит, что воспитательная роль школы сводится к нулю. Ребенок почти всегда смотрит на учителя как на образец. И этот образец должен быть не только эталоном знания в своей научной области, но и нравственным примером. Никогда в истории не назначали учителями безнравственных людей, но старались для своих детей находить преподавателей безукоризненной жизни (взять хотя бы пример прп. Арсения Великого, бывшего воспитателем детей императора Феодосия). И из личного опыта каждый увидит как положительное, так и негативное влияние на себя учителя.
Поэтому учителя должны стараться являть в себе авторитет не только научный, но и поведенческий, а родители – настраивать детей критически воспринимать как информацию, преподаваемую в школе, так и коннотативный, невербальный посыл педагога. И при этом все исследовать (аналитически), хорошего держаться, а от плохого отвращаться (ср. 1 Фес. 5, 21–22).
Созидание не столько ума, сколько сердца
– Школа без воспитания – это наш крах. На протяжении десяти лет дети проводят в школе половину дня, школа охватывает фактически весь подростковый возраст, когда идет становление личности. И если в такой период школа отстранится от воспитания, то в души детей вползет столько всего, что в семье вытравить это будет крайне трудно.
Что означает воспитание? Это созидание не столько ума, сколько сердца, это укрепление воли, чтобы выстоять посреди подступающих соблазнов. Это четкие нравственные ориентиры, формирование в детях достойных чад своего Отечества. Конечно, сами по себе слова эти могут оказаться сухими. Если это только слова. Но мне до сих пор помнятся мои школьные учителя, которые были настолько цельными личностями, всецело преданными своему делу, что пример их живет в душе, в памяти.
Впрочем, я учился в советской школе, где была соответствующая идеология. Моим детям повезло больше. Они учатся в православной школе (центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского), где я наблюдаю удивительную гармонию во взаимоотношениях учителей и учащихся. Трудно передать на словах, но в каком-то смысле это отношение родных к родным, чего я не наблюдал в других школах.
Воспитывать возможно, только имея терпение и рассудительность
В воспитании вот ведь в чем сложность. Подлинное воспитание совершается, во-первых, на основе личного примера, а во-вторых, за счет умения находить контакт с детьми. Воспитывать возможно, только имея чуткость к душе ребенка, имея терпение и рассудительность. Если детей будут драть за дисциплину, а весь воспитательный процесс сведется к выговорам, то ничего хорошего не получится.
Когда мой старший сын пошел в первый класс, – это было в другой школе (правда, тоже православной), – то каждый день он возвращался нервный, издерганный и измотанный, в нем родилось противление к подготовке уроков, желание учиться пропало. Как только мы перешли в нашу школу, сын просто преобразился. Для меня это очевидно. Так что если ваш ребенок пошел в школу, то это в любом случае скажется на его воспитании, либо школа будет вам помогать, либо мешать.
Воспитание в школе напрямую зависит от личности учителя
Если же вообще устранить воспитание, то школа превратится в учреждение образовательных услуг, а из школьника вырастет потребитель. Не сын Отечества, не патриот своей Родины, не защитник, не созидатель, а пользователь, который берет от жизни всё, будучи сам никому ничего не должен.
Хочется еще сказать, что подлинное воспитание – это всецелая жертвенность. Когда ты не отстраняешься от детей, их внутреннего мира, их переживаний, а ты с ними в их детских скорбях или искушениях, и они не боятся делиться с тобой, открываются и принимают совет.
Воспитание зиждется на уважении. Не может воспитывать тот, кого не уважают, вряд ли у него это получится. Поэтому воспитание в школе напрямую зависит от личности учителя, от того, насколько он сам дает живой пример подлинного человека.
О каком Образе идёт речь?
Образование без разрешения вопроса об «Образе» утрачивает смысл
– Несомненно, человека воспитывает его окружение. Не случайно говорится в Писании «С преподобным преподобен будеши... и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26). Семья – это, в обычном порядке, наше ближайшее окружение. Поэтому и принято говорить о преимущественном влиянии семьи в воспитании человека. И это действительно так. Но и школа, в которой обычный подросток проводит 11 лет своей жизни, конечно, тоже влияет на его становление. Одноклассники, педагоги, сама атмосфера в школе, – всё это несомненно и объективно влияет на развитие ребенка. И тот высокий нравственный, духовный заряд, который должна нести школа, несомненно, призван созидать не только умного, но и доброго человека. Сейчас же слишком много внимания уделяется «чистым знаниям», в то время как без правильного устроения души даже самые сложные и точные знания не принесут добра. Вообще, образование без разрешения вопроса об «Образе» утрачивает смысл. И таковым оно будет оставаться до тех пор, пока мы не начнём разбираться: о каком Образе идёт речь. Церковь говорит, что человек сотворён по Образу Божию – это данность, осознавая которую, человек стремится к Подобию, то есть к совершенству. Совокупность же совершенств есть – любовь, Бог. Вот та Цель, духовная основа, которая помогает человеку в добром созидании собственной жизни. И школа, несомненно, призвана донести до ребенка эти простые истины.
А вот я тоже учился в советской школе, и мои учителя привили мне все христианские добродетели. И атмосфера в школе была чище и намного нравственнее, чем теперь.
Так что я считаю, что нашему поколению повезло больше, чем современному.