В деревне без помощи не выжить

Сменить столицу на провинцию: опыт Коломыцевых

Михаил и Галина Коломыцевы уехали в провинцию, чтобы зажить крестьянской жизнью. Это не у многих получается – но им удалось. Сегодня их хозяйство ‒ 60 овец, 15 коз, более сотни кур, пасека. Кроме того, Михаил и Галина воспитывают четверых детей. Супруги Коломыцевы рассказывают, в чем секрет жизни в деревне.

Семья Коломыцевых Семья Коломыцевых

Действующие лица:

  • Михаил, 35 лет, музыкант
  • Галина, 40 лет, преподаватель русского языка

Дети:

  1. Ксения, 8 лет
  2. Алексей, 6 лет
  3. Тихон, 3 года
  4. Анастасия, 10 дней

Михаил:

‒ Нельзя сказать, что наша семья стопроцентно городская. Галя – москвичка, а я сам ‒ из орловской деревни. Там провел детство, окончил сельскую школу, музыкальную школу. Поступил в музыкальное училище в Орле и по окончании, в 2003-м году приехал в Москву, чтобы получить высшее образование в Педагогическом университете на музыкальном отделении.

В Италии, Германии, Франции, Норвегии мне чего-то недоставало

Москва – город интересный и красивый, но в то же время сложный из-за большого количества людей. Не все уживаются в этом городе. За 10 лет московской жизни я к ней так и не привык – очень много здесь искусственного. Я тосковал по настоящему: хотелось видеть рассветы, закаты, по росе пройти, под дождем побегать, грибы пособирать. В начале своей музыкальной карьеры я и по Европе поездил – участвовал в фестивалях, в конкурсах. Даже возник соблазн задержаться там на какое-то время. Но в Италии, Германии, Франции, Норвегии мне всё время как будто чего-то недоставало. Красиво ‒ но что-то не то. Потом уже я понял, что на тот момент у меня не было главного – веры в Бога. То есть вера была, но какая-то абстрактная. Мною овладело уныние. А наш университет располагался рядом с Новоспасским монастырём. Я пришел туда, посмотрел на купола… Зашел в церковную палатку, купил крестик, повесил на шею. И так мне стало хорошо!

Потом был долгий период неофитства. Были даже поползновения бросить гармошку и уйти в монастырь. В Новоспасском монастыре я познакомился с отцом Павлом, и он не велел мне забрасывать музыку – сказал, что с гармошкой тоже можно сделать много хорошего. Отец Павел привлек меня к работе в воскресной школе, мы с детьми часто ездили на экскурсии на природу, ходили в пешие походы по Кавказскому заповеднику. Меня еще сильней накрывало желание вернуться в деревню. В 2005-м году отец Павел благословил меня быть старшим в паломнической поездке в Ярославскую область, к отцу Анатолию Денисову. Приехали мы. Отец Анатолий, как узнал, что я гармонист, попросил у меня гармошку и сам заиграл. Потом глава поселения подошел, тоже взял гармошку и начал играть. Я думаю: надо же, да тут все гармонисты! Мы подружились с отцом Анатолием, я стал ездить к нему в Прозорово с паломниками. В одной из групп встретил Галину. Приехали мы в деревню, и вечером я позвал ее погулять. Идем по улице, я говорю Галине: «Смотри, какой дом. Здесь должна жить семья, рождаться дети. Хозяйство большое должно быть». Смотрю: она вроде не против. Думаю: может, её я и искал?..

Прошло какое-то время, и мы с Галей решили создать семью. Мы хотели перебраться в деревню, поближе к отцу Анатолию, но никак не могли найти подходящий дом. А потом отец Анатолий повез нас в Тутаев, к племяннику на свадьбу. Ведь что за свадьба без гармониста? За столом разговорились с сестрой батюшки, она нам и скажи: «Да что вам это Прозорово ‒ там одни медведи. Делать нечего, глухомань. А вот у нас!..» Мы послушались, поехали смотреть дома на правом берегу – всё не наше. Как-то предложили нам полдома в деревушке на левом берегу, недалеко от города. Мы приехали. Деревня – три дома, бурьян по грудь, никого нет. Но цена была очень невысокой. Мы одну ночь подумали и решили брать. Нас устраивало отсутствие магазинов и банков – дорога в деревню хорошая была проложена, от Тутаева всего 7 км. В 300 метрах небольшая речка. Мы как раз искали такое место – уединенное, но вблизи от цивилизации. Так мы купили полдома в деревне Кузнецово. Эта деревня была вотчиной династии Юсуповых.

Мы как раз искали такое место – уединенное, но вблизи от цивилизации

Сначала мы приезжали в Кузнецово ненадолго. На неделю, на две, потом на месяц. Когда родилась Ксения, мы приехали с ней сюда и прожили полгода, до зимы. Даже курочек завели. Оставаться на зиму и не думали – дом у нас старый, пол холодный, водопровода нет, печное отопление. На второе лето вернулись, опять купили курочек, провели в дом воду из колодца, чтобы запустить стиральную машину и облегчить себе быт. Осенью познакомились с Русланом Трофименко и его супругой Ольгой – они рассказали нам, как переехали в Тутаев из Москвы. А мы собирались уже через неделю возвращаться в город на зиму. Я Галине говорю: «Смотри, у Руслана с Ольгой дети уже в школу ходили в Москве, а переехали сюда – и хорошо адаптировались. А у нас только Ксюша маленькая. Давай купим машину дров, поставим обогреватели и заживем счастливой жизнью». Решающим стал аргумент, что кур не придется превращать в тушенку. Так мы ради курочек и остались. Первая зима прошла сказочно, я не помню никаких форс-мажоров.

Сразу скажу, что зарабатываю я своей основной профессией. Я продолжаю оставаться сотрудником Москонцерта, время от времени меня вызывают, и я уезжаю работать музыкантом. Это скромный, но стабильный доход.

Галина:

‒ Несмотря на то, что я родилась и выросла в Москве, в детстве я очень любила проводить время у бабушек в деревне. Поэтому идею покупки дома приняла с радостью. Но первое впечатление от деревни было травматичным: меня укусил слепень, и я заплакала. Смущало, что много комаров, что кругом все живое, все шевелится, все ползает. Однако потом я перестала обращать на это внимание.

После переезда в деревню поначалу я была полна энтузиазма. Но в какой-то момент начала унывать из-за бытовых неудобств: туалет на улице, душа нет, горячей воды нет. В старом доме мы прожили безвыездно два года. Если бы жили и дальше, наверное, я начала бы роптать. Но тут, к счастью, закончили строительство нового дома, где было всё необходимое для комфортной жизни. Мы выкупили брошенный участок рядом с нашим и там построили маленький дом. Взяли в аренду под хозяйство еще 40 соток земли. Сейчас у нас 60 овец, 15 коз, около сотни кур. Было пять семей пчел, но зимой дятел нам две семьи разорил. Он подлетает к улью и стучит клювом. На улице мороз, вялые пчелы выползают в леток, тут он их и подъедает. И синички ему помогают. Осенью у нас ещё конь появился. Огород есть, две теплицы: мы выращиваем помидоры, огурцы, картошку. Я делаю сыры из козьего молока; Миша пиво варит в больших кастрюлях – говорят, вкусное. Ему знакомые дали рецепт, у него стало получаться. Гости хвалят.

В деревне Кузнецово у нас всего два соседа, они живут только летом, на зиму возвращаются в Тутаев – для них эти дома как дача. Но когда Миша отправлялся на работу и оставлял меня одну с детьми, они приезжали нас проведать – всё ли в порядке, справляюсь ли? Когда было только двое детей и одна коза – справлялась, даже когда муж на неделю уезжал. Теперь, когда у нас большое хозяйство и четверо детей, он меня одну не оставляет: если его нет, друзья помогают. Это местные друзья, тутаевские, семья Ефимовых. Очень хорошие люди, верующие, православные. Без них я бы не справилась с трудоёмкими делами: сена дать животным, напоить их.

Первую дочку и сына я родила в Москве. Алеша появился в марте, а в мае мы вернулись в деревню и больше не уезжали. И Тихон, и Настенька уже здесь родились. Я лежала в перинатальном центре в Ярославле, там прекрасные условия – хорошее отношение, отдельная палата, и при этом бесплатно.

Сейчас Ксюша уже в первый класс ходит, в замечательную школу в деревне Борисоглеб. Эту школу уже 30 лет возглавляет директор Марина Львовна Новикова, очень талантливый человек. Ее дочка, Влада Игоревна, ведет первый класс. Удивительные педагоги, мастера своего дела. На общем фоне разрушения образования эта школа – оазис. А как там относятся к детям – как к родным! Когда Миша уезжал, мы позвонили директору ‒ предупредить, что Ксюша не придет в школу: некому будет ее привезти. А Марина Львовна говорит: давайте я её заберу. И приехала утром за Ксюшей, чтобы она не пропускала школу; даже предложила переночевать у них. Не единожды Марина Львовна нас выручала. У Ксюши в классе учится 21 ребёнок; по словам дочки, класс очень дружный, многие знакомые из храма там же учатся. В школе есть завтрак, обед, группа продленного дня, кружки разные: робототехника, рукоделие, театральный кружок Влада Игоревна ведет… Всё бесплатно. Такая вот потрясающая деревенская школа.

Раз или два в год я приезжаю в Москву проведать маму и сестру. И как-то мне не по себе в большом городе – спать не могу. Хочется уехать домой. Я считаю, что мой дом уже здесь. Женщине ведь что главное? Был бы милый рядом. Все мои со мной, чего мне еще желать?

Я считаю, что мой дом уже здесь

Михаил:

‒ Мы хотим приблизиться к крестьянской жизни – такой, какой она была раньше. Мы мало что об этом знаем; нарисовали себе в голове идеальную картинку и пытаемся соответствовать. Наше правило: не мы для хозяйства, а хозяйство для нас. В 4 утра мы не встаем. Я могу прийти к животным и в 7, и в 8 часов. Первое дело с утра – покормить всех, подоить коз. В среднем полтора часа на это уходит. Можно и за час управиться, но это суета, а я люблю неторопливо – кого за ухом почешешь, кого погладишь. С сентября это занятие приходится прерывать и везти дочку на машине в город. Там она садится на автобус и едет в школу в село Борисоглеб. Всего 25 км в один конец. А я возвращаюсь домой и доделываю то, что не успел закончить. Мой завтрак бывает и в 11 утра, и в половине двенадцатого. Если у нас гости, надо им время уделить, всё показать, рассказать. Есть настроение – возьмешь гармошку, поиграешь полчаса. Музыканту нужно практиковаться.

У нас участок чуть больше гектара. Я за день нахаживаю ногами около 10 км, для меня это ощутимая нагрузка, поэтому дети, даже такие маленькие, как наши, могут оказывать неоценимую помощь. Я говорю старшему сыну: «Принеси грабли, пожалуйста», – а они на другом конце участка. Мне тяжело туда идти, а ему только в радость побегать. Много таких поручений: летом сходить к овцам, загон закрыть или пригнать их, газ выключить в старом доме, закрыть печку, принести дров. Алексей уже и печь может сам топить. Даже такие простые работы – это значительная помощь. Если мы не сломаем детей этим деревенским трудом, может, они и захотят остаться здесь. А может, поедут в город учиться. Мы пока не загадываем и давить на них не будем.

Я неоднократно замечал, что у многих переезд в деревню заканчивается разочарованием. Раскрою секрет нашего успеха: нас окружают добрые люди. Благодаря им мы можем развиваться, держимся на плаву. Конечно, мы способны сами себя прокормить, но этого недостаточно, чтобы в деревне чувствовать себя комфортно. Приходится выполнять большой объём физической работы, всё время мы строим что-то – то дом, то скотный двор… Нам помогают добрые люди. В Москве у нас был широкий круг общения, но там мы редко встречались с друзьями. Уехали за 300 км от Москвы – и у нас гости не переводятся. Зимой дороги не успевает снегом заметать, так часто к нам приезжают. И все, кто у нас гостит, помогают нам по мере сил. А мы благодарим их плодами своего труда – молоком, яйцами, сырами. С местными жителями тоже дружим: я детей учу на гармошке играть, а мне помогают, например, сено привезти. Четких договоренностей нет – в чем возникает нужда, то и решаем сообща. Деревня способствует единению, здесь без помощи другого человека никак не выжить.

Анна Берсенева

12 марта 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Дарья28 марта 2019, 00:21
Конечно, неважно где жить, главное-спасение души. Но я вас очень понимаю, потому что в городе с детьми, не смотря ни на какие школы и кружки, - жизнь неестественная. В деревне тяжело, но живо. Очень хочется, чтобы таких примеров, как ваш, становилось все больше!!!
Иван19 марта 2019, 13:44
Наталия, вынести ребёнка из горящего дома - дело сакральное или житейское? Вроде как не сакральное, но это подвиг. Вот так же и вырастить четверых детей в вымерающей стране, где у всех по 1-2 ребенка, это подвиг. Даже если кому-то это очень не нравится...
Наталия 18 марта 2019, 21:09
Иван 17 марта 2019, 21:34, благодарю за ответ. Заметила, что при общении с молодежью слово подвиг лучше использовать аккуратно, чтобы не пропал интерес к делу с их стороны: раз подвиг, то я не смогу, можно и так обойтись и др. Прагматики :)).То есть выражение "то, что не по плечу это подвиг" работает и в обратную сторону. Результат – как вариант, не хотят ехать в деревню строить дом :)). Поэтому с одной стороны, я так же не нахожу зазорного считать подвигом, то что у кого-то получилось, а у меня – нет, но с другой стороны, все же склоняюсь к тому, чтобы использовать это слово в отношении вещей более сакральных, чем дела житейские.
Олег18 марта 2019, 13:55
"Царство Божие внутрь вас есть". Поэтому нет никакой разницы где жить - в городе или деревне. В городе проще наладить духовную жизнь - легче заработать на жизнь, больше времени остается на на молитву, на храм, на чтение святых отцов, проще заниматься православной аскетикой. Детям тоже в городе лучше - есть возможность полноценного развития, учебы и общения. А "закаты и рассветы" и в Москве есть. Просто места надо знать.
Наталия18 марта 2019, 01:41
Комментатору без имени:
Хочу вас разочаровать, т. к. я не одна только Наталия, которая пишет комментарии. В следующий раз не буду писать моё имя, как Вы делаете. Smart!
Я только написала пожелание, чтобы мы все были добрее и привела цитату Св. Никодима. Прежде, чем кого-то обвинять, нужно быть уверенным во всём. Наталия- очень красивое имя и очень распространённое! Я не согласна с той Наталией, которая доказывает свою правоту о подвиге.
Мне очень понравились герои статьи. Для меня они герои! Дай Бог им добра и здоровья на долгие годы!
А Вас я прощаю.Нам всем надо работать над собой!
Анна (еще одна)18 марта 2019, 00:52
Есть меткая русская поговорка: «Пустое ведро громко шумит». Почитаешь комментарии, и сразу понятно, кому заняться нечем, кроме как учить других, как им жить.
Иван17 марта 2019, 21:34
Наталия, по Евангелию вообще подвиг это норма. Даже мученичество. "Возьми крест свой и следуй за Мною". Вопрос в том по плечу ли нам с вами эта евангельская норма? Если же нет, то нет ничего зазорного в том, чтобы признать это подвигом. А тех, кто делает более нас с вами - героями. Для меня лично четверо и более детей
в наше время это безусловный подвиг. А если уж строго по евангельски то слово "подвиг" вообще можно отменить. Потому как что бы благое человек не делал, он лишь выполняет евангельскую заповедь...
Иоанна_ 17 марта 2019, 20:21
Наталья, когда подавляющее большинство вокруг живёт по законам века сего, тогда "просто" исполнение заповедей Божиих вполне себе тянет на подвиг. К примеру, что такое 4 детей один за другим? Если не знаете, то я вам объясню: это 10 лет без сна. И если в многодетности нет ничего особенного, тогда почему почти у всех 1-2?
Иван17 марта 2019, 20:11
Наталья, а Вы сами сколько детей вырастили, если не секрет? Для меня, лично, растить четверых детей - подвиг. Как и для абсолютного большинства наших сограждан. Своих, или чужих, без разницы. Вы вот лично скольких вырастили? И почему Вам во что бы то ни стало хочется доказать что это НЕ подвиг??? Вот это удивляет. Что-то личное тут чувствуется. Это делает больно Вашему самолюбию? Что-то вроде "пусть я не герой, но и другие не лучше"?
17 марта 2019, 19:13
Наталия!
"Кто в беседе упорно желает настоять на своём мнении, хотя бы оно и было справедливо, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом". Преп. Иоанн Лествичник.

Многие комментаторы высказали свою точку зрения - да и перестали писать. И только вы, с упорством, достойным лучшего применения, разводите демагогию под каждой статьей. Уже пора успокоиться.
Наталия 17 марта 2019, 16:57
Иван, /Героями их считают как раз те, кто на такой подвиг пока не решился. Например я/. Иван, если какое либо дело считать подвигом, то на него решиться будет очень тяжело, практически невозможно. Это большой психологический барьер. Либо Вы к этому просто пока еще не готовы, либо это не совсем Ваш путь, время покажет, сейчас не надо спешить.
Наталия17 марта 2019, 13:10
/Мног. прав. семьи в наше время это уже априори герои… за преданность друг другу и Богу/. Иван, это все исполнение заповедей спасения, по Евангелию – это норма, подвиг – это исполнение заповедей совершенства, это гораздо труднее. Когда исполнение кем-либо заповедей спасения называют подвигом, то окружающие это намного проще воспринимают, чем когда то же самое исполнение заповедей называют нормой, ведь это и больше обязывает. Подвиг – это, напр., вырастить несколько приемных детей как своих, или устроить хорошую богадельню в провинции и пр. А верить в Бога, любить свою семью, строить дом и растить детей это, по выраж., напр., о. А. Ткачева – норма библейского человека, но не подвиг.
Иван17 марта 2019, 00:18
Наталия16 марта 2019:54 "Неужели так хочется чувствовать себя героем?" Наталия, это Вы о ком??? Кому хочется чувствовать себя героем? Вы всерьез думаете что это члены семьи, о которой идет речь в статье, пишет тут комменты под разными никами?)) Надо уж совсем перегреться чтобы додуматься до таких подозрений)). Героями их считают как раз те, кто на такой подвиг пока не решился. Например я. И герои они даже не из-за переезда в деревню, от городских благ и комфорта. Они герои прежде всего за свою преданность друг другу и Богу. Многодетные православные семьи в наше время это уже априори герои. А вот Ваше навязчивое желание принизить и обесценить их жизнь уже начинает вызывать беспокойство...
Р16 марта 2019, 18:37
У супругов 4(!) детей, они счастливы и любят друг друга. Может это и объясняет тот негатив, который иные комментаторы хотят вылить на эту семью? Неустроенность личной жизни, обида на тех, у кого эта жизнь сложилась? Дорогие мои, зависть плохой советчик. Кроме того, вы видите лишь часть большой истории. Чтобы создать такую идилию люди трудились, во многом себе отказывали, упорно работали над своим счастьем. Все в ваших руках. Получилось у них, получится и у вас. Главное верить!
Ира16 марта 2019, 15:22
У меня сложилось впечатление, что большинство негативных комментариев про героев, переехавших в деревню, "подспудно" содержат критику за рекламу этого переезда, за то, что герои призывают к этому. А мне кажется, что как раз рекламы и призыва всем переехать в деревню во всех этих статьях нет. Большинство героев говорят про трудности и про то, как они эти трудности преодолевают, но никто не призывает последовать их примеру. Безусловно, они говорят и о своих мотивах, и о своих позитивных впечатлениях от жизни в деревне. В центре публикации остаются сами герои и их выбор, но этот выбор не навязывается читателю, как "легкая" или "приятная" жизнь в деревне.
Катерина 16 марта 2019, 14:56
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана.
Не без Воли Бога тайной
И на казнь осуждена".
Свт. Филарет Московский (Дроздов)
Это к вопросу о том, почему одни переезжают в деревню как бы по красному ковру, а других всё наперекосяк.
Наталия16 марта 2019, 12:54
Уважаемые комментаторы! Героизм и просто жизнь по здравому смыслу это далеко не одно и то же. Юля утверждает, что описанный опыт это не опыт героев, а просто выбор хороших людей жить согласно своему желанию, здравому смыслу и наличию материальных возможностей. И о материальных возможностях в провинции она то же рассуждает трезво. Поэтому удивляют нападки на ее комментарии. Складывается впечатление, что они невольно задевают самооценку, вот поэтому и несутся стаи тапок. Неужели так хочется чувствовать себя героем? Или в наше время поступать просто по здравому смыслу это уже героизм?
Катерина 16 марта 2019, 12:13
Юлия15 марта 2019, 02:11 - а при чем тут Ваша знакомая? Речь идет о совершенно другой семье с совершенно другим подходом к жизни. Автор отличным русским языком этот подход прекрасно описала. Что в ЭТОМ подходе не так, если ЭТОТ подход работает? Думайте, Юлия, думайте. Сравнивайте. Учитесь анализировать.
Иван16 марта 2019, 03:09
Анна13 марта 2019"То, что люди стремятся к лучшему для себя и своих детей нет ничего плохого и стыдного. Но и хвалиться особо нечем." То что люди стремятся к лучшему для своих детей, и готовы жертвовать ради этого своей карьерой и комфортом - это уже подвиг! То что у людей в семье не один ребенок, как у большинства наших сограждан, а четверо, это по нашим временам ооочень большой подвиг! Если сомневаетесь - посмотрите статистику по абортам и разводам в нашей стране. "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Устрой СВОЮ семью, и постепенно вокруг тебя все начнет преображаться. А нам надо сразу в мировом масштабе, чтобы разом все человечество облагодетельствовать, иначе не считается...
В.К.16 марта 2019, 02:40
Максим15 марта 2019, 20:20 "Не осуждайте коментаторов, ведь каждая точка зрения имеет право быть.Такие как Юля просто говорят что есть...". Т.е. "такие как Юля" комментаторы имеют право походя осуждать других людей, например эту прекрасную позитивную семью, представленную в статье. Имеют право осуждать, потому как "каждая точка зрения имеет право быть". А вот как самих этих осуждальщиков начинают обсуждать, то они сразу обижаются? Ох, как это знакомо... Согласна с Ильей.
Максим15 марта 2019, 20:20
Дорогие друзья! Не осуждайте коментаторов, ведь каждая точка зрения имеет право быть. А то читатель может надеть Розовые очки. Такие как Юля просто говорят что есть и отрицательный опыт переездов в деревню, что надо трезво взвесить силы.
Р.S. диагнозы хороши в медучреждениях, и в конце всегда должна стоять фамилия и подпись!
Наталия15 марта 2019, 20:09
Комментатору без имени:
Цитата из 54 Псалма не меняет сути цитаты Святого Никодима! Ведь он говорил о добрых словах, исходящих от души и с радостью!!!
Дай Бог нам мудрости отличать лесть и злые намерения от добрых!!!
Кто уповает на Господа, тому легче во всём!
Говорите добрые слова побольше!!!
Илья15 марта 2019, 15:59
Диалог в комментариях отражает старые как мир болячки человеческие: зависть и злословие. Вот я живу кое-как, жизнь моя не сложилась, но вместо того, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, я ругаю всех и вся (москвичей, правительство, автора этой статьи) завидую и жалуюсь на то, как несправедливо устроен мир. А тут кто-то взял и смог! И у него получилось! И о нем теперь пишут статьи, хвалят и восхищаются. Как же так?! Обидно! Оболью-ка я его грязью, постараюсь найти соринку у него в глазу, авось мне и полегчает...
П.15 марта 2019, 13:29
Юлия, то чем вы тут занимаетесь называется в психологии "обесцениванием". Вы намеренно обесцениваете чужой подвиг ("да у них же работа в Москве, да так каждый смог бы..."), чтобы повысить свою собственную "значимость" в своих глазах...
Юлия15 марта 2019, 02:11
Наша знакомая семья бросила так работу в городе, уехали в деревню, к русской печке, к закатам, хотели жить в своем доме. В деревне единственное место, где можно было работать мужу- это на заводе. Работа тяжелая, 8 - часовой день, это не на гармошке играть. Есть хозяйство, огород, но сил на него не так уж и много после работы. Прошёл год, завод на гране, платят минималку 10000 людям, а детей двое маленьких, опять переезд в город. Становиться фермером? Так сначала надо вложиться, а потом еще найти пути сбыта. Тем более городские люди не имеют навыков. Хорошо, был " запасной аэродром", а ведь есть и те, у кого его нет.
П.15 марта 2019, 00:50
Маша, герой вовсе не тот кто просто живёт в провинции. Место жительства само по себе не делает героем. Герой тот кто родил 3-4-5 детей, растит их для Бога, не ноет и не унывает. Вот это герой! А так живи ты хоть в трижды глуши, но если больше чем на 1 ребёнка решиться не можешь, на Бога не надеешься, вечно ноешь как тебе плохо и как повезло москвичам... Какой уж тут героизм...
Юлия15 марта 2019, 00:26
Иулиания, конечно вы правы, если брать за провинцию Сургут, Петербург, Екатеринбург и пр..., но здесь немного о другом. Тем более Михаил и сам пишет, что " в деревне без помощи не выжить". Слава Богу хоть какая-то помощь есть. И Анна, позвольте, человек из Орловской деревни, учился в Орле, приехал в Москву, но для жизни выбрал третье место, недалеко от столицы, не родную деревню,- не клеится как-то с решимостью и благодарностью.. Вы хотите , чтобы люди без обсуждений, без рассуждений упаковали чемоданы и переехали жить в деревню?
Катерина 14 марта 2019, 23:46
Маша14 марта 2019, 17:50 - Вы перечисляете полное отсутствие всего необходимого для жизни в деревне. Тогда переезд этой семьи в эту выженную напалмом пустыню действительно геройство?
14 марта 2019, 22:21
Наталия "умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы".
Анастасия Лукошникова14 марта 2019, 20:19
Михаил и Галина! Помним вас по Новоспасскому . Вы удивительные молодцы! Помощи вам Божией! Мы в свое время не решились на такой эксперимент, а теперь и вовсе не осилим, но, глядя на вас радуемся!!! Павел и Анастасия
Наталия14 марта 2019, 19:41
Святой Никодим Святогорец:»Всякое доброе слово о ближнем и радость о нём суть в тебе плод и действие Святого Духа, как, напротив, всякое о нём худое слово и презрительное его ОСУЖДЕНИЕ происходят от твоего злонравия и диавольского тебе внушения».
Очень хороший секрет подсказал святой Никодим -
научиться говорить хорошее о наших ближних.
Заповедь Господа - делать всё с любовью!
Сердце, питающее злобу, не принимает Духа Святого!
Дай Бог нам всем любви к ближнему, терпения и добра!!!
Антон14 марта 2019, 18:15
Михаил, спасибо за то что делитесь опытом!
Автору спасибо, ждём новых историй из жизни простых, но очень сильных людей! Нам всем нужны такие примеры!
Маша14 марта 2019, 17:50
Анна Берсенева, поймите правильно- мне симпатичны люди,о которых Вы пишете в своих статьях. Но..Я соглашусь с другой Анной - уж очень пафосно иногда получается, вроде геройства. А ведь герои те, кто там жил и живет. А когда есть запасной аэродром вроде квартиры..Вот у меня, допустим, получится переехать, продав всё в городе.Согласна и с комментарием Лены, которая пожила, но потом ради учебы ребенка уехала в город. Образование, медицина - вот главные минусы инфраструктуры жизни в деревне. В свое время не было бы такого оттока жителей именно из-за отсутствия школ и больниц, водопровода и газа. А работа? А так- кто же против жизни в своем доме,на своей земле? А одному- это возможно? Не думаю.
Иулиания14 марта 2019, 12:42
Юлии: провинция провинции - рознь. В моем родном городе остались знакомые, которые зарабатывают как я в Москве, либо больше. В Татарстане в селах не так все плохо. Из мусульман веру в советские годы не выскребали гнилой коммунистической идеологией. А вот с русской деревней сложнее. Но так радостно читать про тех, кто несмотря на все трудности в ней, решаются на переезд. Не всей же России в Москву переезжать. :)
Анна Берсенева14 марта 2019, 11:33
Наталия, идея очень проста. Это рассказы о людях, у которых можно поучиться решимости, деятельности, радости и благодарности. Умению жить без нытья и претензий. Опыт переезда в деревню - для желающих переехать горожан. Пример настоящей христианской жизни - для всех остальных. Христос сказал: "Радуйтесь!". А не нойте. Мои герои - радуются. Судя по комментариям, многим стоит этому поучиться.
Ждите новых материалов о радостных людях.
Людмила ис14 марта 2019, 11:06
Е.Н.Поселянин(1870-1931)в очерке "Обновление" познание человеком Христа сравнивает с жизнью изможденного рабочего, оказавшегося за пределами города, на природе:"И как там, в городе, в его грустном быте всё говорило о безотрадном труде...так здесь всё говорило о том, что жизнь может быть прекрасна, разнообразна и содержательна...с тихими уютными домиками в зелени, со старыми шепчущими соснами, крепко пахнущими папоротниками, лесными тенями и перекликающимися соловьями, казалась ему в эти часы близкой и родной ему жизнью...И задался он мечтою брать от города только работу, а жить там, у полей и лесов"; "Город для нашей души- это мир,которому мы служим как рабы купленные"(Избранное.М.,2014).
Катерина 14 марта 2019, 09:41
Михаил, Божьец помощи и здоровья вам всем. Остальное приложится. Автор, в Ваших рассказах встречаются косвенные упоминания об очень интересных местных людях,которые и являются тем оазисом, характер и жизненный настрой которых и является тем магнитом, притягивающих переезжающих. Вот бы и о них написать? Например, директор упомянутой школы. Гармонисты. (Если на память)
Юлия14 марта 2019, 00:22
Никто никого не оскорбляет. Просто в каждой статье такой акцент " люди добрее, чем...". Так вы сами в этом " чем " жили. А вообще я писала, что хорошая семья, понравилась своей искренностью( только это не опубликовали). По Михаилу видно, что жизнь эту он знает, она ему близка. Но жизни в деревне надо с детства учиться, это не так просто из города приехать и хозяйство завести. Интересно, чем живут люди местные? Или они все в Москву на работу ездят? Про учительницу интересно. Когда знаешь, как люди живут в провинциях, уже такие статьи не возьмут.
Наталия14 марта 2019, 00:03
Для Анны Берсеневой. Вы пишете в одном из ответов, что рубрика называется "Сменить столицу на провинцию", то есть рассказы именно о переехавших жителях мегаполиса, и такая идея должна быть понятна. Не совсем согласна. Безусловно, описанный опыт важен, герои заслуживают уважения, и автор - признательности за предпринятый труд. Однако, из дальнейших Ваших ответов возражающим комментаторам, не ясно, в чем Вы сами видите идею подобного цикла статей на сайте. Ведь какую публикацию на Православии.ру не возьми, ее смысловой посыл будет адресован очень широкому кругу читателей, а не отдельной, пусть и значимой группе людей. По Вашей же логике будет: кому интересно поехать пусть Вконтакте общается.
Александр13 марта 2019, 23:56
Очевидно, что глава семьи нашел себя в деревне, эта жизнь ему по душе, жена... ну вроде как тоже сильно не против, вот с детьми посложнее будет, у подрастающих детей в деревне, увы, нет будущего.
Ирина13 марта 2019, 23:49
Так сложилось, что я знаю и Михаила, и Галину. Познакомились в Новоспасском монастыре, в Воскресной школе. Их история описана здесь открыто и с любовью. Пусть будет мир, совет и помощь Божья. Они дествительно с радостью живут в деревне, решая все вопросы по мере поступления. У нас ещё есть одна история перезда девушки из Москвы в Архангельскую деревню, в Ошевенск. Прошлым летом купила там дом и осенью переехала. Трудно, но радостно. В Москве долго работала в институте при Академии РАНХиГс, но решила изменить свою жизнь. И таких людей становится больше и больше. Да, она так же как и местные жители ищет возможности и заработать, и развивать село, и делиться своими знания
Михаил Коломыцев13 марта 2019, 23:27
Антон, уехать в деревню-это большой шаг. И сделать его, прежде хорошо нужно подумать, все взвесить. Скажу прямо, что касается денег, то здесь в двух коментариях не описать. Но живя в деревне денег нужно не меньше чем в городе. Содержать хозяйство это еще та песня. Многие думают за счёт хозяйства жить, так это утопия,а если нет, то это путь избранных. Гораздо удобнее жить в городе и работать на крупного работадателя, не думая о различных трудностях(точи детали и получай свой руб) а в деревне на Бога надейся и сам вкалывай!
Лена13 марта 2019, 23:24
только нужно искать село с асфальтированной дорогой и газопроводом, чтобы не зависеть от погоды и электричества. Местные люди в отдалённых сёлах просты и отзывчивы. Общение совсем не такое, как в городе, а по-существу поговорили и разошлись трудится. Мне нравится, что в жизнь на природе не может быть праздной. Понимаешь ценность простых вещей, начинаешь понимать, сколько же в тебе лишнего, ненужного, без чего можно спокойно обойтись. Ребёнок видит и общается с животными в естественной среде, а не то что в городе - зоопарк или собаки разодетые, или кошки на помойке. Уехала из деревни только потому, что ребёнку у школу надо было. Самые наилучшие воспоминания остались. Слава Богу за всё!
Лена13 марта 2019, 22:56
У меня был опыт жизни в глуши без личного транспорта. Год прожила с 6ти летним ребенком в дачном товариществе в 15 км от небольшого городка расположенного в теплых краях. Уехала из Москвы к ''печке''. Печку топила, воду носила, Богу молилась, особенно на ночь, по-началу страшновато было. Ребенок читать научился за три недели, тк других источников информации не было, рисовал птиц бегал в пижаме и валенках по чистому снегу. Ходили через поле на полтора км на автобус, если не успевали, то шли ещё 2.5 до электрички. Привыкли. Чувствовали себя прекрасно. От воздуха голова постоянно кружилась. За год стало ясно - жить так можно и нужно, если кто желает так жить,
Катерина 13 марта 2019, 22:27
Анна13 марта 2019, 17:51 - мой вопрос был просто сформулирован. Что плохого в том, что конкретная высоконравственная трудолюбивая верующая семья, не белоручки, т.е. обладающая сокровищами, которые по Евангелию никто не украдет, переехала в конкретную провинцию, обогатив её этими сокровищами. Вы побоялись ответить на него даже себе, тут же соскользнув на какое-то абстрактное глобальное возрождение. Потому что люди Вашей категории и мыслят неконкретно, непременно в масштабах страны, а лучше сразу всей планеты, и всё подать немедленно, сию минуту. Как у Бунина "слишком вдаль простираетесь". И потрыднеть в стиле "Шеф, всё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!" тоже ведь любите. Не деятель.
Михаил13 марта 2019, 21:42
Без машины в деревне боюсь что никак.... Машина большое значение для деревни. Подъезды к деревни,дороги. Строит.материалы.
Анна Берсенева13 марта 2019, 21:07
Комментарий от Михаила Коломыцева:

«Всех грамотных и остроумных приглашаю в гости! Потрудимся, пообщаемся, в баньке попаримся!
Так сказать поднимем провинцию!)))
Меня можно найти через фейсбук, вконтакте!»
Анна Берсенева13 марта 2019, 21:05
Анна, громкие слова «возрождение провинции» прозвучали от вас, а не от героев. Ни в одной статье в рубрике «Сменить столицу на провинцию» не говорится о каких-либо масштабных процессах. Это исключительно личный опыт переехавших горожан, который может быть полезен другим горожанам. Если кого-то возмущает, что люди переехали в провинцию и хорошо живут - думаю, это не повод предъявлять претензии автору (мне) или героям.
Антон13 марта 2019, 20:54
Анна, с отдельно взятых семей и возрождается провинция
Антон13 марта 2019, 20:45
Спасибо за ответ. Спрашивал про квартиру и доход не из праздного любопытства, а для практического применения. Интересен опыт людей переезжающих в деревню из городов. Вы молодцы!
Анна13 марта 2019, 18:10
Катерина, я попробую сейчас сформулировать свое мнение. Просто задела основная мысль статей, мне именно идея возрождения показалась ненастоящей. Как Вы говорите: "Божий Промысел, спасающий провинцию вопреки усилиям зла". Это, к сожалению, только пафос. То, что люди стремятся к лучшему для себя и своих детей нет ничего плохого и стыдного. Но и хвалиться особо нечем. Хвалить тут надо за крепкую семью, за деток, за труд и веру. Но это не громкие слова: возрождение провинции. Это спасение себя и своей семьи, как уж получается.
13 марта 2019, 17:57
Юлия, странная постановка вопроса - «почему они не могли быть людьми в Москве». Вы понимаете, что оскорбляете людей?
Анна13 марта 2019, 17:51
Катерина, почему плохого? Просто это не возрождение деревни.
Анна13 марта 2019, 17:49
Маша, Вы удивитесь, но в малых городах з/п по 8т., но сами понимаете, в семье, где больше одного ребенка, выучить и пристроить детей в большом городе возможность есть не у всех. Поэтому-то и говорю, что переехать в провинцию СОВСЕМ и просто жить, нормально не возможно. Только выживать. А вернее, умирать вместе с ней. К сожалению, я знаю чем пишу. Мы сами 14 лет после большого города прожили в райцентре, снимая квартиру, и сдавая свою в городе. Тогда еще можно было во что-то одеться и иногда куда-то съездить. Потом, так сложилось, что пришлось продать городскую однушу и стать частью провинции. Сейчас перед нами каждый день вопрос, купить кефир, или отложить на обувь, или сдать деньги в школу
Евгений13 марта 2019, 17:34
Такие истории вдохновляют! Помоги вам Бог. А куда писать, чтобы получить бесценный опыт? )
Анна Рябикова13 марта 2019, 17:06
Дай Бог трудолюбивой семье здоровья, счастья, сил!
Такие статьи о переезде вызывают некоторый диссонанс у читающих неспроста. С одной стороны, невозможно не проникнуться уважением к таким дружным семьям, с другой стороны видно, что в деревнях нет никакой инфраструктуры. Поэтому детям со временем придётся уезжать учиться в город, желающим учиться в 10 классе- в город, здравоохранение - в город, и за зарплатой тоже в город, как тут верно заметили комментаторы.
Многие хотят жить на земле, многие. Но так как не монахи, есть дети, есть обязанности...
Катерина 13 марта 2019, 14:46
Анна13 марта 2019, 00:18 - Вы для начала сформулируйте ясно и четко прежде всего для себя самой то, во что именно Вы/вы ("вас" несколько за одним компьютером?) не верите в этой истории.По теме статьи. Во всех историях с переездами ясно виден Божий Промысел, спасающий провинцию вопреки усилиям зла, а не благодаря усилиям стоящим у власти.Вот казалось бы, все сделано, чтоб убить провинцию. Недостаточно работы и денег в местах. Население редеет. А Он внезапно пробуждает переезжать туда именно тех, у кого есть Вера в Бога,качественное образование, независимый доход, социальная зрелость, трудолюбие, детолюбие. Происходит перераспределение этих качеств именно в пользу провинции. Что именно плохо?
маша13 марта 2019, 14:18
Анна, я не знаю семей, переехавших из города в деревню. А вот наоборот- много! И не знаю тех,кто уехать бы хотел из города жить с доме с печкой. 18269 руб. -зарплата, это серьезно? это полставки? Это только в небольших городах считается зарплатой неплохой для женщин и то, а в Москве ..Удивили. А вообще в деревне и малых городах тяжело, с работой плохо, поэтому спасают огороды, но не в фермерских масштабах, конечно. А с возрастом еще тяжелее..Много деток- хорошо, помощники, но они уже уедут..
Анна13 марта 2019, 13:49
Иулиания, никто москвичей не обвиняет, что они в Москве родились. Но поймите,не нужно называть возвращением в деревню проживание в провинции, когда у тебя основной источник дохода и жизни в городе остался. Это как миссионер, который в чужую страну приехал не навсегда, а на 3-4 года.
Анна13 марта 2019, 13:41
Антон, герой имеет московскую прописку и получает московские детские.
Светлана 13 марта 2019, 12:25
Замечательная семья! С новорожденной малышкой вас! Дай Бог здоровья, терпения и сил!
Юлия13 марта 2019, 11:48
Люди, живущие в провинции от приезжих отличаются глобально. Деревенские жители живут так, потому что жить по- другому они не могут, у них нет других возможностей. Приезжие, - это люди, которые выбирают сознательно такой образ жизни, по своей воле. Не понравилось- всегда можно отъехать назад. Это их выбор, значит так им уютнее. Одни ищут комфорт, а у других просто нет выбора. Очень большая и принципиальная разница жить там и быть приезжим. Неужели, чтобы быть людьми, людям надо уезжать в провинцию, что им мешает быть людьми в Москве. Что мешает москвичам быть такими же, как эта учительница?
Сергей Мудров13 марта 2019, 11:47
Живём в провинциальном городе в Беларуси, тоже не отказались бы переехать в деревню. Но в семье машину никто не водит (ни я, ни жена), а можно ли жить в деревне, полагаясь только на общественный транспорт? Есть ли у кого такой опыт—жизнь в деревне без собственной машины, да ещё и с маленькими детьми? Было бы интересно узнать.
Алла13 марта 2019, 11:03
Просто у нас есть часть сограждан, которые рады читать про несчастья других, превозмогания, жизнь на грани нищеты. А если герои рассказа живут более-менее нормально, то всегда подвергнутся критики, дескать, нашли кого в пример ставить. Куда легче "поддерживать" кого-то в его несчастье, а не в счастье.
13 марта 2019, 10:42
Какие вы молодцы! Дай Вам Бог здоровья и счастья!
Анна Берсенева13 марта 2019, 09:38
Анна.
Эти статьи не преследуют цель заслужить ваше одобрение. Горожане делятся опытом, как они обустраивают свою жизнь в деревне. Это интересно и полезно другим горожанам, которые задумываются о такой возможности. Если вам это не интересно и не полезно - ничего страшного. Думаю, на этом сайте вы сможете найти публикации себе по душе.
Жанна13 марта 2019, 09:00
Спаси Господи Михаила и Галину!
Помощи Божией, умножения любви и добра в Вашей семье, сил и здравия на нелёгком, но столь радостном пути к Богу!
А до храма далеко вам добираться? Может помощь нужна какая-то?
р. Б. Любовь13 марта 2019, 00:37
С Великим постом!Дружная большая семья с Божией помощью и покровом Богородицы!На таких Возрождается русская деревня!Молодцы!
Анна13 марта 2019, 00:18
Анна Берсенева, напишите про переезд в провинцию людей, живущих полностью на тех же условиях, что и местные жители, на тех же зарплатах в таком же жилье. Тогда мы поверим. Батюшки не в счет, им помогают, это отдельная тема. Иначе это получается просто смена условий жизни на более комфортные и все. Ни о каком возрождении, да и просто выживании провинции речи не идет. Ведь, смею надеяться, портал не только для жителей Москвы и подмосковья.
Анна12 марта 2019, 23:58
Ну, понятно. Чтобы выжить в провинции, все равно в Москве работать надо. Вобщем, нет будующего у деревни.
Алексей12 марта 2019, 22:50
Смелые ребята. Удачи вам и не разочаровываться. А я вот трушу. На закаты посмотреть и то летом готов. И пожить ничего не делая тоже готов и тоже летом. Ну, или чуть-чуть зимой. Но работать!!! ..... не готов((( Особенно тронул аргумент - не губить кур и остаться зимовать) Храни вас Бог. Очень по доброму завидую. И радуюсь. Что для меня не характерно. А значит статья РАБОТАЕТ!!!!!)))))) Спасибо!
Антоний12 марта 2019, 20:32
Подай, Господи, помощь твою в делах праведных всем покинувшим столицу и нашедшим свое счастье в иных градах! Нам же, Боже, помоги жить благочестно на Священной Московской земле наших прадедов, благолепие златоглавого града нашего Стольного, всею душою любимого, приумножь, и твердости духовной нам даруй. Аминь.
Мария12 марта 2019, 17:40
Тут никто не упекает никого в «неправильности» - но периодически за провинцию пытаются выдать ближайшее Подмосковье. Эта история - конечно не тот случай.
Чего плохого в квартире в Москве? А уж тут, когда у людей такое хозяйство, тем более.
А без квартиры и в глуши - это к агафье лыковой за советом... да и той помогают
Ира12 марта 2019, 17:37
Спасибо за статью! 60 овец и 100 кур впечатляют наповал. И готовность жены следовать за любимым тоже. Фотографии очень теплые и милые.
Анна Берсенева12 марта 2019, 17:08
Комментарий от Михаила Коломыцева:

Дорогие Друзья! Спасибо за добрые слова! Хочу сразу уточнить на счет московских зарплат. Квартиру мы не сдаём, там живет родная сестра. Зарплата моя очень скромна для того чтобы ее называть московской. За февраль мне было начисленно 18269руб. Эта зарплата мне платится из месяца в месяц и не меняется три года.
Для тех кому интересны детали связанные с переездом на ПМЖ в деревню, пишите, готов делиться своим опытом.
Тимофей12 марта 2019, 16:55
Какие молодцы!!!!! Бог в помощь!!!
Иулиания12 марта 2019, 16:06
1. Муж из орловской губернии. Москвичка только жена. 2. В статье люди признаются, что живут не без помощи со стороны. Но это же здорово! Значит, есть добро и те, кто готов помочь. 3. Даже если остался доход от сдачи московской квартиры, почему это кого-то смущает? Москвичи не виноваты, что родились в Москве и у них есть квартира для сдачи. На их месте каждый бы из вас поступал бы, возможно, аналогичным образом. 4. В деревню возвращаются отнюдь не глупые люди. Потрясающая, на мой взгляд, тенденция. 5. Не пьют. Честно трудятся.
Анна Берсенева12 марта 2019, 15:15
Маша, обратите внимание, что рубрика называется "Сменить столицу на провинцию". То есть это рассказы именно о переехавших жителях мегаполиса, такая идея, понимаете? Впрочем, у нас нас были материалы о двух семьях, которые переехали в деревню не из Москвы. Мы писали о них в рубрике "Формула семьи".
Первая - семья Константина Поварова. Переехали в деревню из подмосковного города Протвино: https://pravoslavie.ru/119289.html
Вторая - семья отца Алексея Ким. Переехали в деревню из Тольятти: http://www.pravoslavie.ru/119425.html

Подозреваю, что в этих материалах вас тоже что-то может не устроить. Тогда предложите нам семью, которая, по вашему мнению, достойна того, чтобы о ней написали.
Антон12 марта 2019, 15:02
Если об этом не было сказано, то не значит что этого нет или не может быть, верно? Для этого вопрос и задавал, чтобы уточнить. Спасибо за пояснение.
Иулиания12 марта 2019, 14:56
Пусть вместо мирских новостей постом будут такие истории. Спасибо!
Маша12 марта 2019, 14:06
Все статьи про переезд в деревню похожи. Все москвичи и не теряют связи с Москвой - зарплаты московские остаются) Расскажите про переезды в деревню не москвичей.
12 марта 2019, 13:27
Здорово, молодцы. Бог в помощь! Ждём очередных недовольных комментариев о том, как неправильно живёт эта семья.
Антону12 марта 2019, 12:08
Антон, читайте внимательно. Герои НЕ сдают квартиру в Москве. Михаил РАБОТАЕТ МУЗЫКАНТОМ.
Татьяна12 марта 2019, 10:03
Помощи Божией Михаилу,Галине,деткам,храни вас Господь!
Антон12 марта 2019, 07:33
Добрый день, если есть возможность узнать, обходятся ли только своим хозяйством или есть дополнительные заработки, кроме уже оговоренных (сдача квартиры в Москве и т.д.)?
Елена12 марта 2019, 05:27
Прекрасно! Храни вашу семью, Господь!
Катерина 12 марта 2019, 00:45
Божьей вам помощи, семья Коломыцевых. Спасибо автору и редакции очередную публикацию о просто хороших людях(до этого буквально на секундочку зашла на сайт Комсомолки -эээ... лучше б и не заходила, а тут такой подарок).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×