Попробую рассказать о том, как может быть устроено домашнее богослужение в реальности, в обычной семье, с обычными детьми, которые не в состоянии совершать часовые бдения. Простое, сильно сокращенное – но все же богослужение. Домашнее чтение и пение именно из церковной службы.
Домашнее богослужение – лишняя нагрузка?
Очень важно именно для детей сделать церковный праздник, тем более Пасху, ощутимо, наглядно, вкусно Праздником, яркими и добрыми воспоминаниями на всю грядущую большую жизнь. При этом на Великой и Страстной седмице первое и главное – не уборка и не приготовление вкусной еды к Пасхе, не украшение дома, а участие в церковных богослужениях. Каждый день это службы особые, которые бывают только раз в году. И очень хочется и очень хорошо побывать на них на всех.
Чтобы такое участие в церковных службах стало возможным, хорошо бы распланировать, распределить все домашние дела, переделать все, что можно, заранее, максимально разгрузить страстные дни. Все выкручиваются по-своему; как это бывает у нас – об этом я уже писала. И тем не менее с детьми – с младенцами, вечно учащимися школьниками, со старшеклассниками, которые готовятся ко всяким ОГЭ и ЕГЭ, – скорее всего не получится побывать буквально на всех службах. Когда у беременной и кормящей мамы накапливаются усталость и недосып, жизненно необходимо отдыхать, высыпаться. В общем, на деле приходится выбирать, когда мы сможем пойти в храм, а когда останемся дома. Но дома – не значит вообще без службы и без памяти о ней.
Домашнее богослужение развертывает от предпраздничной суеты в «правильную сторону» – не дает забыть о смысле праздника
Хоть как-нибудь обратиться к тому, чем сейчас живет Церковь, не превратить эти особенные дни, особенные часы церковного года в рутинные будни, в бытовые заботы – все это вполне реально. И когда мама беременная, и когда дети маленькие, и когда детей много – реально. И мне кажется, помолиться дома, немного почитать что-то из службы – это не дополнительная нагрузка, а как раз помощь той же маме. Круглосуточно работать как лошадь, готовиться в бытовом плане к Пасхе действительно непросто, физически тяжело. А вот сделать паузу, вернуться с помощью богослужения к смыслу всей этой подготовки – это как раз может еще и восстановить силы. Голову перезагрузить. Вспомнить, ради чего, ради Кого вся эта подготовка. Забыть о куличах и яйцах, о немытом холодильнике (как раз холодильник можно было бы вымыть еще на шестой седмице, не зарастет же он за неделю). И вспомнить о том, что сегодня наш Спаситель идет на Голгофу, страдает за нас, что Его снимают с Креста и полагают во гроб… Так легко в суете домашних дел забыть об этом. И так легко, пытаясь подготовиться к празднику, пытаясь устроить для родных детей радость встречи Пасхи, прямо сейчас заполонить дом раздражительностью и даже бранью…
Самое ужасное – это когда мама все отлично организовала-устроила, стол накрыт, даже все службы «по уставу» мы выстояли, все, что «положено», вычитали – и все это «со всяким раздражением, и яростью, и гневом, и криками, и злоречием со всякой злобой» – с тем, что, по определению, если мы христиане, должно быть «удалено от нас», от наших детей, от нашего дома (ср.: Еф. 4: 31). Домашнее богослужение в таких ситуациях как раз может всех нас развернуть в «правильную сторону».
Благословенная суббота
Благословенная суббота – уже праздник. День покоя. День ожидания Воскресения. День Сошествия нашего Спасителя во ад – смерти уничтожение, ада разрушение.
Вечерня у нас в России обычно служится утром. На вечерне Великой субботы в храме перед Плащаницей читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви. И если мы не идем с детьми в храм, что-то из великосубботнего богослужения мы можем почитать дома. У нас обычно это чтение паремий и всего нескольких песнопений этого дня.
Организовать подобное домашнее богослужение с чтением паремий не так трудно. Утром, от сна восстав, мы зажигаем свечи, вместе встаем на молитву.
Мы заранее говорим детям о том, что такое богослужение планируется, и они вполне готовы к нему, ждут этого нашего особенного события. Одеваемся немного торжественно. Открываем «Последование вечерни во Святую и Великую субботу» – в книжках, на планшете (например, здесь: https://pravoslavie.ru/docs/37_Triod-Fast-Great-Saturday_sub_vel-f1a2ff.pdf). Читаем не все: я знаю, что мои дети, даже большие, не смогут всю службу слушать внимательно.
Сначала – обычные, привычные начальные молитвы. Потом – некоторые стихиры, которые говорят о событии дня. О том, что происходит днесь – сегодня, сейчас. Можно дать детям – тем, кто хорошо и легко читает; лет с восьми, а то и с девяти, – читать стихиры по очереди.
Церковнославянские обороты вполне легко, как поэзия, воспринимаются в контексте. Если есть сомнения в том, что детям все понятно, и если это уместно – когда родители сами читают стихиры, они могут прямо на ходу перевести конкретное слово, понижая голос и таким образом выделяя перевод, или использовать вместо славянского слова сразу переводное. Но не устраивать сейчас, во время молитвы, разбор слов и предложений…
Не стоит устраивать сейчас разбор непонятных слов: сейчас – не обучение, а именно молитва
Это только перебьет молитву. Сейчас – не обучение, сейчас – именно молитва. Поэтому в первую очередь стараемся сами сосредоточиться на молитве.
Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше (Когда родители читают эту молитву сами вслух, если уместно, можно сразу вместо «уне мне бяше» произнести «лучше было бы мне»), аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.
Здесь как раз видно, что в целом практически все слова, все фразы без перевода вполне понятны. Когда читает сам ребенок лет девяти, тем более пятнадцати, славянские слова становятся понятнее из-за того, что ребенок сам их видит. Когда читают вслух родители, то здесь важно читать все четко, ясно проговаривая все слова.
Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях Мертваго яко единаго от умерших: Сего бо держати отнюд не могу, но погубляю с Ним, имиже царствовах: аз имех мертвецы от века, но Сей (се) всех воздвизает.
Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.
Днесь ад стеня вопиет: пожерта (погибла) моя бысть держава, Пастырь распятся и Адама воскреси: имиже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всех изблевах. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смертная держава.
Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу (можно попросить произнести ребенка, который обычно на общей молитве читает эти слова).
Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих, Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец.
Затем сразу переходим к чтению паремий. Все они указаны, перечислены в текстах службы и на всех основных православных сайтах. Если мы хоть как-то читаем с детьми Священное Писание в течение года, в течение жизни, то здесь будут понятны все образы, все сюжеты.
Начинаем мы молитву стоя, а паремии обычно читаем сидя. Так дети не устают, так чтение оказывается не большой нагрузкой.
Начинаем молитву стоя, а паремии обычно читаем сидя: так дети не устают
При этом дома мы обычно читаем Ветхий Завет на русском языке. Иногда можно сразу же посмотреть и краткое толкование этих ветхозаветных чтений – такое удобно делать, используя подборки в интернете. Например, на портале «Православие.Ru» есть отдельно тексты этих паремий на русском языке и тут же короткие комментарии[1] – о том, почему именно этот текст именно в Великую субботу читается. Дети лет с шести-восьми не только спокойно, но с интересом все это воспринимают.
В храме после прочтения шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор повторяет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь. На домашнем богослужении мы тоже можем сделать перерыв в чтениях. Если мы сидели – здесь встаем, папа или кто-то из старших детей, если хочет, читает стих, а мы хором поем припев. Потом снова садимся и продолжаем чтение Ветхого Завета.
Надо сказать, что подряд прочитать все эти паремии с маленькими детьми, да и с подростками, может быть трудно. Здесь стоит ориентироваться на конкретных детей и вообще быть к ним внимательными. Мы легко можем увидеть, что дети уже не воспринимают чтение, устали. Так что обычно в таком случае читаем не все паремии подряд, а, например, только первые три-четыре (на выбор). Потом «Поим Господеви». Потом еще три-четыре паремии.
А затем мы снова встаем и поем другие стихи сегодняшнего дня и снова вместе повторяем припев, на этот раз такой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». «Во всех языцех» – «во всех народах», можно сразу сказать – и дальше читать «языцех» по-славянски.
Это очень торжественные, в целом вполне понятные и яркие стихи:
Чтец: Господа пойте и превозносите во вся веки.
Хор: Господа пойте и превозносите во вся веки.
Чтец: Благословите, вся дела Господня.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Чтец: Благословите Ангели Господни.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Чтец: Благословите Небеса.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Как раз поэзия – ветхозаветно-детская – никакого перевода не требует:
Чтец: Благословите солнце и луна.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Чтец: Благословите звезды небесныя.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Чтец: Благословите всяк дождь и роса.
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Чтец: Благословите вси дуси (можно просто сразу прочитать вместо «дуси» – «духи»).
Хор: Господа пойте и превозносите Его во веки.
Дальше – «благословите Его горы и холми», «моря и реки», даже «кити и вся движущаяся в водах», «вся птицы небесныя», «зверие и вси скоти».
И наконец:
Чтец: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви.
Хор: Поюще и превозносяще во вся веки.
После этих стихов снимаем черные великопостные кружева с икон, вешаем белые и красные рушники. Ведь именно в этот момент в храме священники снимают черное и фиолетовое, надевают пасхальные одежды. Все, приходит праздник! Он сейчас приходит в мир, приходит вот так ощутимо, наглядно в храме, и так же наглядно, понятно детям – в нашем родном доме.
После этого последнего, активного перерыва заканчиваем домашнее богослужение чтением Евангелия – Мф. 28: 1–20 – скорее всего на церковнославянском: наши дети, по идее, много раз слышали этот сюжет, в пересказах и на русском языке, и уже легко узнают и поймут славянский текст.
Паремии сюжетные, значит – интересные и не хуже любых рассказов воспринимаются детьми. Мы читаем их на понятном детям языке, дети сидят, чтение перемежается пением – все это означает, что дети вполне воспринимают подобное домашнее богослужение и вполне активно участвуют в нем. Наши дети уже привыкли к нашим особенным домашним богослужениям и вполне готовы воспринимать его. То сидим, то встаем, и эта простая вещь – перемена положения – тоже помогает не уставать, не ослаблять внимания. Читаем вместе, следим по книге, читаем четко – значит, все более-менее понятно, и значит, тоже не тяжело. А еще и внешние моменты помогают: горит лампадка, свечи перед иконами.
И смена рушников на иконах – ожидаемая перемена «от Поста к Пасхе» – тоже яркое эмоциональное воздействие
И смена полотенец на иконах, ожидаемая, долгожданная перемена «от Поста к Пасхе» – тоже яркое эмоциональное воздействие и тоже – залог внимания и вообще «радостного настроения» всего этого действа. И при этом все это – молитва. Все это – к Богу и о Боге, все это – о том чуде нашей жизни, которое днесь совершается.
Можно ли «переборщить» с домашней молитвой?
Конечно, в каждой семье домашнее богослужение будет устроено по-своему. И должно быть устроено по-своему. Тот упрощенный вариант, который я предложила, – всего лишь вариант, который пока прижился в нашем доме, не более того.
Этот вариант никак не универсальный. Кто-то, увидев его, скажет: это полная профанация: все сократили. Читать Библию сидя, даже если это Ветхий Завет, – никуда не годится. Да еще и на русском языке, в синодальном переводе… И вообще все должны в такие дни идти в храм, на каждую службу, выстаивать от начала до конца. Что ж, кто может вычитывать всю службу – тот и так ее без меня вычитывает, кто может вместе с детьми ходить прямо на все службы – тот и так ходит. А у меня, к сожалению, не получается…
А кто-то скажет, наоборот, о том, что все это слишком сложно, слишком тяжело и вообще, как теперь модно говорить, все это значит «перекормить детей Православием», отвратить их от веры.
Как ни странно ассоциировать молитву, службу с каким бы то ни было негативом, конечно, детей еще как можно «забить» и домашними «молитвенными стояниями», и церковными. Например, если перед «молитвой» обругать, а то и побить детей за то, что в комнате не убрано. По-настоящему побить или подзатыльников надавать – не важно. Тогда «молитва» окажется делом, из-за которого «мне больно», «меня ругают», «меня не любят». И ребенок всю «молитву» может смаковать обиду на родителей, на младших братьев или сестер, из-за которых его наказали. Или если во время «молитвы» (в кавычках, потому как что это за молитва, если мы не молимся?) на детей кричать, дергать: криво стоит, не в ту сторону смотрит, присел и т.п. Или если всю службу, даже сокращенную, кто-то будет непрерывно читать, монотонно гундосить себе под нос, как тот самый пономарь, – чтобы никто ничего не понял, чтобы стало скучно даже тому, кто с радостью пришел на молитву. Или устроить для маленьких детей двухчасовое бдение, да еще заставить стоять «как свечка» – нечто противное физиологическому и психологическому уровню развития ребенка. Или устроить домашнюю молитву в ситуации, когда дети не предупреждены о молитве, когда они, уже достаточно взрослые, запланировали себе что-то важное и интересное для них самих, а мы директивно заставим их встать на общую молитву.
Или начать устраивать общие молитвы как особенное явление в семье, где дети уже подростки, и при этом никогда раньше в их жизни ничего подобного не бывало, и при этом отношения с родителями в целом холодные, тяжелые, никакого взаимопонимания… Вообще в подобной ситуации непросто заставить детей делать что бы то ни было неприятное для них, но некоторые родители пытаются, используя в таких случаях угрозы, наказания… По-моему, когда все так запущено, не всегда значит «все, поезд ушел». Но скорее всего здесь уместнее будет родительская молитва за детей, а не вместе с детьми.
Впрочем, мы сейчас немного о другом. О том, что негатив вокруг «общей домашней молитвы», вокруг семейной «религиозности» провоцируется отнюдь не «слишком большим количеством Православия» в жизни семьи. А ситуациями, когда внешнего много, а внутреннее сильно хромает.
Общая домашняя молитва – только в любви и с любовью. Недопустимо сопряжение ее с принуждением и наказанием
Когда это внешнее сопряжено с насилием, когда вера используется как инструмент наказания и управления. Когда, собственно, церковная жизнь семьи сопрягается с тем самым «раздражением, и яростью, и гневом, и криками, и злоречием со всякой злобой».
Домашняя молитва – в любви и в радости
А когда мы сами стремимся к молитве, когда мы внимательны к собственным детям всех возрастов, когда хотя бы немного стремимся к «любви, радости, миру, долготерпению, кротости» и прочим плодам Духа Святого, хотя бы в качестве ценности их представляем, когда приобщаем детей к церковной жизни с их раннего детства – тогда подобные домашние богослужения оказываются радостью для детей. Или хотя бы просто естественной частью их жизни.
И если домашняя молитва, попытка совершить домашнее богослужение вместе с детьми не извращается, не выворачивается наизнанку нашими, родительскими страстями, нашей распущенностью, то эта попытка оказывается особенным, очень даже положительным опытом семейной жизни. И особенным воспоминанием для того, кто переживал подобный опыт в детстве.
Домашнее богослужение, даже такое простое, как у нас, помогает и детям, и родителям встречать Благословенную субботу в том случае, если не получается пойти в храм. Так наши дети узнают особенности богослужения Великой субботы, смогут узнать, полюбить и собственно церковную службу. Так утро Великой субботы мы встречаем чтением Священного Писания. Так вместо того, чтобы превратить Великую субботу в бытовую подготовку к Пасхе, мы все-таки обращаем самих себя, наших детей, весь свой дом к тому, чем сейчас живет Церковь. Так мы еще немного приобщаем наш дом к Церкви.