Не хотелось ввязываться в полемику по поводу идеи уранополитизма, но последняя статья обнаружила явление, о котором обязательно надо сказать несколько слов. Это явление – духовное нечувствие, нравственная индифферентность, выдаваемая за истину.
Патриотизм, любовь к Родине, к своему Отечеству – это не «дерьмо», по выражению автора статьи (Александра Люльки), не «вещь, безразличная для спасения» и даже не «любовь к месту своего происхождения» – это любовь именно к Отечеству, во всём многообразии и полноте смысла этого слова.
Автор статьи удивляется, что сайт опубликовал материал, посвященный критике уранополитизма, в День Победы. Так потому и опубликовал, что неизвестно еще, кто победил бы в той войне, если бы среди русских воинов были популярны подобные идеи. Потому и опубликовал, что труднее врагам Отечества придумать более изощренную и разлагающую нравственность идею, чем пресловутый уранополитизм. Или автор считает, что Победа – это всего лишь «голый» факт истории, которому можно приписать какой угодно смысл? И то чувство всенародного ликования, пусть даже со слезами и болью, но ликования торжества правды – это всего лишь «уметы», проявление излишней сентиментальности? Если автор всерьез так считает, то можно только пожалеть его и посоветовать ему обратиться к опытному духовнику, желательно принадлежащему к старшему поколению. Может быть, он объяснит, что означает Победа для нашего народа и на чем эта победа основана.
Отец Даниил Сысоев, при всём уважении к его деятельности, мог, как всякий человек, ошибаться, и его идея уранополитизма в том виде и развитии, в каком она преподносится, в частности, в упомянутой выше статье, – это идея, чуждая церковному сознанию и вносящая соблазн.
Автор утверждает, что патриотизм для него, как и для отца Даниила, – это, прежде всего, идеология. Знаете, если у человека отсутствует музыкальный слух, то, наверное, нет смысла обсуждать с ним достоинства того или иного музыкального произведения. Ну, нет у человека музыкального слуха и всё. Что тут попишешь? И это в самом деле ни хорошо, ни плохо. Но по поводу отсутствия чувства любви к Родине сказать так никак не получится. Если человек в понятие патриотизма вкладывает только идеологический смысл, в то время как для иных это слово наполнено куда более богатым содержанием, – спорить тут, казалось бы, не о чем. Если бы не одно «но». Патриотизм, любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь – это именно чувство, возникающее в душе человека вследствие правильной организации его духовной жизни. Это не значит, что патриотами не могут быть атеисты или иноверцы, но значит, что всю полноту этого понятия человеку в нашем Отечестве помогает раскрыть и осмыслить именно Православие. И если у православного человека этого чувства в душе нет, то возникают серьезные вопросы о его духовной жизни, ее соответствии тому Духу Христову, без причастности к Которому никто не может быть христианином.
В рассуждениях автора можно заметить странную мысль, а именно: опасность, что Отечество может угрожать его, автора, богопочитанию. И в этом случае автор решительно настроен Отечество свое отвергнуть. Можно только изумляться странности представлений автора об Отечестве! Напомним, что это понятие как раз и вбирает в себя те самые лучшие – и именно с церковной, духовной точки зрения – качества и требования, традиции и особенности, которые никоим образом не могут помешать истинному богопочитанию, а только помочь ему. И, напротив, как уже говорилось, отсутствие понимания этого свидетельствует, возможно, о неправильной духовной жизни.
При всём моем уважении к отцу Даниилу позволю себе критику одного его высказывания, приведенного в статье Александра Люльки. Вот эти слова: «Нет такой заповеди, чтобы любить земную родину, но есть прямая заповедь почитания и покорности властям… Писание и Предание (то, чему учили все, всегда и повсеместно) не признает в принципе двойной родины у христиан».
Давайте определимся. Никакой «двойной родины» у нас нет, а есть конкретная земная жизнь со всеми ее скорбями, недоумениями, радостями, страстями, падениями и победами… земная жизнь, в условиях которой человек ищет Царствие Божие и правду его, и всё, что согласно с этим главным исканием, человек учится любить, а что противно – учится отвергать, пусть даже с трудом и болью, и происходит это не в какой-то метафизической, умозрительной области, а в конкретном мире, именуемом нами Отечеством.
Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества.
Лик иконы может быть затемнен от времени, он может быть исковеркан, поруган и осквернен, но, несмотря ни на что, в иконе мы продолжаем видеть икону, а не просто доску, покрытую красками. И чувство благоговения и любви к иконе отнюдь не отменяет чувства благоговения и любви к Богу и стремления в Небесное Царствие.
Больше того, наша цель как граждан своего земного Отечества состоит в том, чтобы эту икону привести в надлежащий вид, «отреставрировать» ее, если угодно, умолить Господа ее освятить, если она была осквернена, и молиться перед ней с благоговением и любовью.
Увы, чувство патриотизма в высшем, лучшем значении этого слова утрачено многими. И именно это как раз свидетельствует не о высоте духовной жизни, а о ее ущербности. Если угодно, это свидетельствует о духовном инфантилизме, мнении, что духовная жизнь возможна в отрыве от конкретики и реалий земной жизни со всеми ее вызовами и данностями. Господь воспринял человеческую плоть, освятил и преобразил ее Своим воплощением. И жизнь телесная перестала считаться чем-то низменным и вторичным.
Русская Церковь на протяжении веков создавала эту икону Царствия Божиего, создавала жизнью множества людей, стремившихся к святости. Эти люди жили не только возвышенной духовной, но и душевной и телесной жизнью, и святость, освящение Духом Святым принимали не только души и даже не только тела (становившиеся по успении мощами), но и земля, и предметный мир. И именно из этого сочетания богатства духовной, душевной и телесной жизни складывалось постепенно то, что мы именуем сегодня Отечеством, Родиной. Что стремимся отстоять от поругания, что стремимся восстановить и освящения чего просим слезно у Господа. Это понятие – земное Отечество – не только не противно понятию Отечества Небесного, но оно с ним связано неразрывно, как в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь связаны воедино Церковь Торжествующая и Воинствующая. И этой Церкви в нашем Отечестве присущи свои, самобытные особенности и черты – от душевных до обрядовых, культурных и материальных.
Господь освящает всё разнообразие человеческой жизни, стремящейся к Нему и желающей служить Его правде. Из этого стремления, из освящения духовной, душевной и телесной жизни, жизни не только отдельных людей, но и народов, объединенных единым духом, складывается понятие Родины. Можно сказать, что Святая Русь – наше Отечество – это реальность духовной, душевной и телесной полноты, образовавшаяся из тысячелетнего соработничества Бога и Его людей на территориях исторической Руси. Эта реальность – дар Божий, своеобразие, которое ничуть не противно непостижимому многообразию духовной жизни. Больше того, наше Отечество – это дар Святого Духа, который мы не просто должны, а обязаны сохранить и приумножить, подобно слуге, призванному к умножению талантов.
Нечувствие и неценение этого дара есть именно следствие разрушения духовной жизни, цель, которая, может быть, сознательно была поставлена теми, кто хочет разрушить Святую Русь окончательно, стереть это понятие из памяти человечества.
Нужно быть слепым, чтобы не видеть это единство высочайших духовных устремлений и любви к своей земной Родине, которым жила и живет наша Церковь на протяжении столетий. Живет Церковь, не отдельные даже люди, а Церковь в своей полноте, то есть Тело Христово.
Вселенская Православная Церковь состоит из нескольких частей. Она разделена не в духовном смысле, но именно в смысле душевном, культурном, территориальном, и это ничуть не противно ее единству и полноте. Больше того, эта самобытность, повторюсь, есть не результат какого-то человеческого волюнтаризма, а именно дар Божией любви и Промысла о разных народах.
Многие народы хотели бы иметь свою самостоятельность в том смысле, о котором мы говорим, но им эта самостоятельность как особенный дар Святого Духа не дается. И в этом тоже есть великий и неотменимый дар Божий – в этой целостности отдельных частей Единой Церкви. Это, знаете, подобно тому, как священник, раздробляя на Престоле Тело Христово, говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, Раздробляемый и Неразделяемый, всегда Ядомый и никогдаже Иждиваемый, но причащающияся Освящаяй». То есть здесь звучит очевидная антиномия – кажущееся противоречие. Агнец, будучи раздробляем предметно, по Божиему установлению не раздробляется по Своей сути; так и Единая Церковь, разделенная на несколько Патриархий или национальных Церквей, сохраняет свое святое единство.
Та любовь к России, любовь к своему Отечеству, что мы находим во множестве и множестве русских сердец на протяжении всей русской истории, любовь, которую мы смело назовем и патриотизмом, – это не отвлеченное чувство, а чувство духовное, связывающее тесно Родину земную с Небесным Отечеством. И пусть мы знаем, что земля и все дела на ней сгорят, но это отнюдь не значит, что мы должны быть равнодушны к своему Отечеству. И если угодно, отнесите это к еще одной антиномии духовной жизни…
Что же сказать напоследок о патриотических чувствах. Какое трогательное место есть в Евангелии, когда Господь, Творец Вселенной, взирает с высокого места на град Иерусалим и с болью, но и с любовью чрезвычайной говорит: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23: 37).
Потрясающие слова и предостерегающие. Послушаем Господа, прибежим под Его покров, и Отечество наше, подобно городу ниневитян, да будет помиловано Господом и принято в Его жизнь! К этому будем стремиться, этого искать вместе с Господом, не боясь чувства любви к своей Родине, не боясь патриотизма, а возрастая в вере, верности и любви к Богу и ближним на той земле, в том народе и в том Отечестве, которое по Своей неизреченной милости даровал нам Господь.
Не надо забывать, что в старом русском языке слово "мир" было многозначным. Это было не только отсутствие войны, не только земной шар, но и человеческое сообщество (такое употребление можно во множестве встретить в классике и мемуарах прошлых веков, в пословицах. Например, "на миру и смерть красна" - т.е. на людях, с людьми). Мне кажется, в этом смысле и выражение "не от мира сего" нужно понимать - не "инопланетянин", которому здесь всё неродное и всё безразлично, а не сливающийся с толпой (миром) в её страстях и пороках. Это именно тот мир, который так возлюбил Бог, что отдал сына...
Любви всем - и к земле и к Небу.
"кто не возненавидит отца своего и матерь свою не достоин Меня"
"враги человеку домашние его"
"горе вам если все будут говорить о вас хорошо"
"Царство Мое не от мира сего"
"если мир вас возненавидит то знайте что Меня он раньше вас возненавидел".
"Я не знаю что делать, что меньший грех: отказаться и не защищать свою родину или убивать своих собратьев по Христу - русских православных Московского патриархата! Может кто что подскажет?"
Это сложнейший вопрос, даже батюшка Олег Стеняев не смог мне на него дать ответ, сказав только что вопрос сложный и опасный, и что надо помолиться.
Помолитесь, Евгений...Может Господь вам откроет?
Что касается моего мнения, то думаю вам нельзя идти на войну, ведь там придётся стрелять в своих братьев во Христе, с которыми вы причащаетесь из одной Чаши. Если и меня призовут на войну, и я не пойду вас убивать.
хм... Верно ли это утверждение для Карфагена, Майя, фашистской Германии?
Отсутствие очищения ума от мирских понятий - одна из главных проблем видения истины.
Если Вы любите Родину, то Вам следовало бы восстать против пришедшей к власти проамериканской клики, свергнувшей сначала законную (пусть и не идеальную) власть, а теперь воюющую против собственного народа на Донбассе. Если возможности восстать нет, то постарайтесь уклониться от участия в братоубийственной бойне. Это в данной ситуации будет самым настоящим патриотизмом.
И не смешивайте понятия "власть", "государство" и "родина". Иногда эти понятия оказываются в противоречии.
Со Спасова древнего Образа, с горящей свечи восковой.
С чего начинается Родина? С часовни у Красных ворот,
С Заступницы Матушки Иверской, к Которой стремится народ.
С чего же Она начинается? С признания в детских грехах
Отчизна моя отражается в священника добрых глазах.
А где же Она завершается? В бездонной небес синеве
Где время и вечность сливаются в молитве о Русской земле
В годину горькую, глухую,
когда невмоготу и жить,
Не дай нам Бог остыть душою,
И ложью совесть усыпить.
не дай нам Бог, в безумной спешке,
всем разувериться вконец.
не вспомнить. как за нас, за грешных,
Сын Божий нес свой тяжкий крест.
НЕ дай нам Бог, с клеймом иуды,
отречься от родства славян.
прикрыть цинизм словоблудием,
за истину принять обман...
Не дай нам Бог, над краем бездны,
когда слепой ведет слепца,
Оставив всякую надежду,
пройти путь мнимый до конца.
да не покинь же нас надежда,
среди неисчислимых бед.
и дай нам Бог, чтобы как прежде,
сиял в конце тоннеля свет.
Однако,упразднение советского наследия(памятников Ленину),а-ля по-украински - преступно. Многие трудились честно и так по-большевистски плевать в собственную историю,значит запускать ее по второму кругу... Осмысление и очищение - органический процесс; к примеру,нет конфликта по поводу того,что не награждают ныне орденом Ленина,уважая награжденных,дойдет и до того,что человека похоронят. Не надо превращать это в идейное шоу. Именно поэтому он там и лежит.
Уранополитизм действительно напоминает ересь протестанствующих.
Что-то последнее время развелось ересей разных. Кочетковская(своеобразная ересь жидовствующих конца 20 - начала 21 века), теперь вот крайности уранополитизма.
Накат за накатом на Церковь после информационной войны 2012 года с плясками кощунниц и спиливанием крестов и прочими эксцессами.
Российское государство выгодная штука и его СТОИТ беречь(разумный вопрос для христиан) и МОЖНО любить или не любить(нейтральный вопрос для христиан).
Саудовскую Аравию христианам любить не стоит и вообще как-то странно ее любить. Или Вавилон.. Я лично думаю, что это мерзкое государство(Саудию) вообще имеет смысл разрушить под чистую за все то, зло которое там творится.
Христианство универсальный способ встретиться с Творцом вселенной для всех людей, всех этносов вне зависимости от принадлежности паспорта к тому или иному земному отечеству.
Но автор статьи, почему-то упорно понимает под словом земное отечество - исключительно Россию. Это странно.
Благодарю за добрый и спокойный тон статьи.
Мир вам.
2013-05-31 Д.:
..."Такое ощущение, что "уранополиты" специально педалируют свою ересь для неких русофобов, Позиция А.Люльки и прочих последователей "уранополитизма" радикальна и несгибаема. Налицо формирование сектантствующей группы по протестантскому принципу".
Совершенно верно! Так работают "Свидетели Иеговы" - один в один. Фарисейство, начетничество и тупое упрямство; возражений НЕ слышат и НЕ собираются слушать, заученно твердят одно и то же... Очень похоже на спланированную акцию. Было бы смешно, если б не было так грустно... Часы, квартира, пыль - не очень-то прокатили, так взялись от имени православных впаривать ЕРЕСЬ с целью скомпромитировать РПЦ и православный народ.
Простите меня, но что-то не верю я, что эти мОлодцы не ведают, что творят.
===================
Совершенно согласна. Не знаю, понимает ли например Кураев, почему именно его "подняли на щит" все русофобы и клеветники на православие и РПЦ? Мне кажется, именно по причите его "уранополитизма" и заигрывания с протестанскими идейками.
Напрашивается вывод : -
все уранополиты это просто либералы. А действия их это действия протестантов, чем пользуются откровенные ВРАГИ нашей Церкви.
Протоиерей Георгий Митрофанов:
" Каким патриотом может быть христианин? Только одним: патриотом Царствия Небесного. То есть он уже автоматически таким образом становится в оппозицию тому, земному, отечеству, в котором он пребывает."
"Советским патриотом можем быть лишь идиот или подлец, жулик, потому что невозможно гордиться вот такой страной, которая попрала историческую Россию."
"А самое главное, патриотизм, обратите внимание, всегда предполагает что: гордость. Вроде бы гордость – это грех. И как же может Церковь культивировать грех? В то же время, патриотизм всегда был неразделим с язычеством: мой бог сильнее вашего, поэтому мой народ лучше вашего. И так далее. То есть по существу мы реанимируем мучительно, веками преодолевавшиеся с таким трудом христианством чисто языческие стереотипы."
http://www.grad-petrov.ru/archive.phtml?subj=9&mess=209
Скажу то, что не понравится уранополитам - никак.
Без долгих рассуждений - что есть Церковь земная? Что есть Церковь небесная? НЕ ОДНО ли это ТЕЛО ХРИСТОВО? Если есть земное ТЕЛО ХРИСТОВО - то почему не быть ЗЕМНОМУ ОТЕЧЕСТВУ? И почему ОНО может быть противно НЕБЕСНОМУ? Духовный центр может быть на земле - это было проповедовано многими и многими святыми и исповедниками. Первый, Второй, а затем и Третий Рим. Четвертому, как вы помните, не быти. Может, именно этого добиваются те, кто подмывает основы Земной Церкви, которая едина с Небесной? Чтобы не было Духовного Центра? Чтобы не было больше Третьего Рима? Чтобы наступило то время, которое никому (хочется надеяться) из нас не хочется видеть, потому что оно богопротивно по сути? Время полного беззакония?
Что мы видим из этих слов? То, что «благочестивого монарха» нужно любить вовсе не по причине его превосходства или священной власти, а по причине того, что он «о целости Отечества и общем благополучии» печется, и о здравии его молить, «как Отечеству нужном». Итак, если царя нужно любить как пекущегося об Отечестве, то не наипаче ли само Отечество надлежит любить, защищать и беречь? Да, я думаю, читатель понял, что слово «отечество» и слово «общество» здесь в принципе означает одно и то же.
«Должно его [монарха] от чистого сердца любить, как первого по Боге отца, промыслителя и попечителя, о целости отечества и общем благополучии неусыпно пекущегося… О здравии его, как Отечеству нужном, мирном царствовании и мудром правлении молить усердно Бога… При случае за здравие его и своего здравия не щадить. Главу в естественном теле, когда следует ей опасность, все члены защищают и хранят, хотя и сами страждут, ибо от бедствия главы и всему телу следует бедствие. В обществе глава – царь, которого целость и здравие всем хранить должно, ибо от его целости и общества целость зависит, и от его бедствия всему обществу бедствие бывает».Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2 Статья 7: О взаимной должности христианской. Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их. http://azbyka.ru/otechnik/?Tihon_Zadonskij/ob_istinnom_hristianstve_kniga2=7_2
Мысль у него такая, что человеку необходимо ощущать принадлежность к своему народу для того, чтобы почувствовать себя лично в Истории.
В общем то патриотизм - это благодарность своим предкам и своей родине за жизнь, за знания, за Веру и ответственность перед своими потомками за это же.
Возможно, Вам виднее, что у меня "отрублено", но стоило бы, как раз-таки, перестать видеть Православие как нашу специфическую национальную черту, и понять, что множество других народов входят в орбиту Православия не менее промыслительно. И именно этот процесс - процесс христианизации (для непонятливых - "православизации") мира пошел, фактически, после падения России как Империи, России как "Третьего Рима". Как, в свое время, христианизация вышла за пределы Византии в Болгарию, на Русь, к славянам. Поэтому - тысячу лет назад Русь, а сегодня и Пакистан, и США, и Африка. И слава Богу, что в Русской Церкви куда меньше национализма, чем в той же греческой, что мы видим и понимаем нашу вселенскую роль и, раз уж нам был вверен однажды "Третий Рим". Не мы им стали, а Господь вверил, так же и отнял, как у греков отнял на столетия османского ига. И, собственно, показал, что без царя, империи и территории можно право славить Его.
Дмитрий:
..." А продвижение идеи "будь сначала православным, а потом уж патриотом, и никак не наоборот!" создаёт, судя по комментариям, впечатление, что её приверженцы хотят уклониться от исполнения своих обязанностей перед своим же народом.
Поясню: это именно что впечатление. Может, субъективное и неверное. Но "встречают по одёжке".
Дмитрий, спасибо Вам. Совершенно с Вами согласна. Вы, конечно, дипломат, а я - нет, что написано - то и читаю ("каждый пишет- как он слышит...") и поэтому задаю вопрос прямо: граждане Небесного Отечества, а (не приведи, Господи!)если случится война, пойдёте вы защищать рубежи России и её народ (вот даже рука не поднимается написать вам НАШУ РОДИНУ и НАШ НАРОД)? Власов (генерал) - предатель или нет?
Будьте добры, ответьте пожалуйста, только честно и прямо, от СЕБЯ ЛИЧНО, без ЦИТАТ.
Опять двадцать пять. При чём здесь Пакистан? Не надо забалтываться.
Россия после падения Византии - центр Православия. Таким образом, кто не защищает Россию, не защищает Православие.
Самим Богом вещи духовного порядка поставлены в связь с земными пространствами. Так, например, Христос воплотился в пределах Римской империи, что таинственным образом предвосхищало христианизацию этого государства. Это было понято ап. Павлом. Поэтому даже до христианизации Рима христиане дорого целили своё римское гражданство.
Миссия Руси стать Третьим Римом также ощущалась наиболее прозорливыми людьми очень рано (перечитайте "Слово о законе и благодати").
Необычно разговаривать с христианами, у которых чувство таинственного и промыслительного отрублено напрочь. "Бог - он есть; царя - не надо. Мы на кочке проживём".
Спаси меня, долготерпеливый Господи! Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою, при содействующей мне, грешному, благодати Твоей, и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользою употребив в дело мнас, который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, – и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко; и когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистаго сердца: блажен я, что пришел Ты, Владыко!
Православные,не стоит язвить, ругаться и обзываться. Если мы христиане, то нас должны узнавать по любви между собою. Все наши земные предпочтения и привязанности к временному являются ничем перед любовью к Вечному Богу и Его Вселенской Православной Церкви. Будем хранить заповеди Божиии и исполняя их утверждать Церковь, воевать и побеждать вместе с Нею во славу Триипостасного Бога нашего!
Так и российский "новый человек" - это дюжинный буржуа-мещанин, вызревший в пост-сталинском СССР, для которого нет такого НАЦИОНАЛЬНОГО унижения, которое он не готов вынести ради того, чтобы избежать опасной конфронтации - "Идет чумазый и, кажется, уже пришел" (М. Салтыков-Щедрин).
Знание патристики, и, если угодно, святоотеческий дух - это разные вещи. Разумеется, я не хочу упрекнуть наших благочестивых предков ни в чем, но мне бы хотелось отделить эти благочестивые и, во многом, верные и незыблемые мнения от догматики, от чего-то общеобязательного для православных христиан во все времена и эпохи. Часто приходится слышать от некоторых комментаторов здесь, да и от многих авторов, что, якобы "не патриот - не православный". Для православных в Пакистане, допустим, вопрос о патриотизме вообще не стоит - им бы выжить в сложившихся условиях. Про себя могу сказать, что я был куда более патриотичен до воцерковления, и куда более индифферентен к национальным и политическим вопросам - после. И воцерковлялся я отнюдь не у "кочетковцев". Конечно, как граждане, и, более того, как носители языка и культуры, мы можем быть патриотами - России, Греции, Сербии, США, Сирии, whatever. Но я не понимаю и не могу понять тех, кто это - независимое от нашей веры, и освящаемое нашей верой чувство - делает каким-то обязательным свойством, критерием "православности". Хотя критерии у нас ясны, и об этом говорил свт. Игнатий - твердое исповедание всей полноты Православной веры, покаяние, произволение к праведной жизни, участие в Таинствах.(кто помнит список целиком, прошу дополнить).
Представьте себе, что это именно Вас, такого молодого и зеленого, сам Марк Бернес держит под руку и рассказывает :)
Врядли кто-то скажет лучше.
Хотя в одном грузинском фильме была и такая фраза: "Родина - там, где покоится прах наших предков".
Есть вещи, которые необязательно надо прописывать где-то, чтобы их выполнять. Так, например, было с почитанием икон. Этот вопрос для Церкви с самого начала был настолько ясным, что не надо было ничего по этому поводу специально писать.
Вот и Вы тут комментарии оставляете, хотя нигде в Писании не сказано, что Вы должны отстаивать свою точку зрения в интернете, стуча по клавишам.
Чрезмерно раздутый уранополитизм, вплоть до отрицания своей земной Отчизны - продолжение масонских лозунгов про интернационализм и "общечеловеческие ценности", только эта зараза уже не снаружи атакует Церковь, а разлагает изнутри.
Мне кажется, что мы стоим на пороге новой грандиозной ереси, по масштабам и важности аналогичной иконоборчеству.
Вы не изучали ересь иконоборчества? Не сталкивались с протестанскими проповедниками по этому вопросу?
Их главные аргументы:
1) в Писании якобы это не прописано;
2) догмат о почитании икон и мощей был принят лишь на 7-м Вселенском Соборе, а значит - не от Писания это, а человеческие выдумки!
..."Такое ощущение, что "уранополиты" специально педалируют свою ересь для неких русофобов, Позиция А.Люльки и прочих последователей "уранополитизма" радикальна и несгибаема. Налицо формирование сектантствующей группы по протестантскому принципу".
Совершенно верно! Так работают "Свидетели Иеговы" - один в один. Фарисейство, начетничество и тупое упрямство; возражений НЕ слышат и НЕ собираются слушать, заученно твердят одно и то же... Очень похоже на спланированную акцию. Было бы смешно, если б не было так грустно... Часы, квартира, пыль - не очень-то прокатили, так взялись от имени православных впаривать ЕРЕСЬ с целью скомпромитировать РПЦ и православный народ.
Простите меня, но что-то не верю я, что эти мОлодцы не ведают, что творят.
3. Теория симфонии властей, насколько мне известно, также не принята "на соборном уровне". И что? Это "частное мнение" св. Юстиниана?
Ян.
/// до недавнего времени она именовалась не Русской (это при коммунистах произошло), а Греко-Российской. ///
Ещё одна ложь уранополитов. Это факультативное, не принятое никем официально название, к тому же позднее (XVIII-XIX в. - время, на которое сами уранополиты, когда им удобно, ссылаются как на сомнительное).
Начиная с Крещения Руси употребляются названия "Церковь", "Божия Церковь", "Русская Церковь" (ну или "митрополия русская", "митрополия (киевская и) всея Руси"). Упоминания о греках не было.
С XV в. эти упоминания совсем ни к чему, т.к. центр Православия окончательно переместился в Москву - ergo, упоминание о греках потворствует греческому национализму (это, кстати, к вопросу об объективности уранополитов - име претит, вероятно, только русский патриотизм?)
Собственно, митр. Илариону уже в XI в. было ясно, что Русь, равно как и прочие народы, восприняла христианство не столько от греков, сколько непосредственно от Св. Духа. Позже это было закреплено присвоением св. Владимиру статуса "равноапостольный".
(продолжение)
Василий.
/// Константину, сожалею, но указанные Вами источники (Филофей и проч) не относятся к святоотеческим, их авторы не прославлены, а идеи не приняты на соборном уровне. В каком-то смысле это аргументация на уровне благочестивых и близких лично Вам частных мнений православных христиан... ///
1. Какая потрясяющая гордость. Верно ли я истолковываю Ваше утверждение: А. Люлька, а, возможно, и Вы лично, лучше владеете патристикой, чем митр. Иларион, митр. Кирилл II, авторы некоторых из цитированных сочинений? Митрополиты свв. Пётр, Алексий, Феогност, неизменно поддерживавших Москву в борьбе русских княжеств? И благочестивое монашество Древней Руси, хранившее книжное богатство, в том числе рукописи греческих Отцов?
2. Это мнения, близкие не лично мне, а миллионам православных христиан - наших предков и их главе - Русской Церкви. ВСЯ литература русского средневековья в той или иной степень церковна. Что касается летописей, политических трактатов и других подобных сочинений, то главные из них создавались при непосредственном участии и поддержке Церкви. Какого ещё одобрения Вам надо? Вселенского собора после каждого нового сочинения русской книжности?
1. Алексей:
/// до 18 века люди не знали что такое патриотизм и никогда не воевали ни за какое отечество. однако были войны, были победы. ///
Налицо связывание патриотизма с современным европейским понятием нации (хотя оно всё же возникло не в XVIII в., а ранее). Как же, в этом случае, понимать высокую патриотическую гражданственность греков, проявившуюся во время греко-персидских войн? Чувства римских граждан, считавших, что "dulce et decorum est pro patria mori" (сладостно и прекрасно умереть за Родину)? Наконец, упорство византийцев, продолжавших до XV в. называть себя ромеями? Даже такой еретик, как Лютер, Примеры, отсносящиеся к Руси, мною уже приводились, повторяться не буду.
Теперь ещё раз Дмитрии Донском, раз его действия в оечередной раз передёргиваются. Наш славный предок не отделял Православия от земли, вручённой ему Богом. Почитайте его духовную грамоту (и вообще духовные грамоты великих князей). Что их волнует перед смертью? Судьба "отчины своей Москвы" и конкретных её земель, волостей, городов и селений. Духовная Дмитрия Ивановича составлялась в присутствии Сергия.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm
"Христос обращает речь к городу, желая таким образом вразумить слушателей, и говорит: "Иерусалим, Иерусалим” (ст. 37)! Что значит это сугубое воззвание? Это голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто пред любимою женщиною, которую постоянно любили, но которая презрела любившего ее, и чрез то заслужила наказание, Он оправдывается, когда намерен уже был поразить казнью. То же делает Он и чрез пророков, когда говорит: "Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась”(Иер. 3:7). Сделав такое воззвание к Иерусалиму, Христос исчисляет совершенные им убийства: "Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, … и вы не захотели!” (ст. 37). Защищая от преступлений против Него, Он говорит, что и всем этим ты не отвратил Меня от себя, и не отклонил великого благоволения Моего к тебе; напротив, Я хотел, и не однажды или два раза, но многократно, привлечь тебя. "Сколько раз, — говорит Он, - хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели”? Этими словами Он хочет показать, что они всегда отдалялись от Него, по причине грехов; сравнением же изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов.
вообще-то не существует "национальных Церквей". такое утверждение - это ересь этнофилетизма, осужденная Соборно.
Поместные Церкви разделены ПО МЕСТам управления. это территориальное разделение, а не этническое. в Русскую Православную Церковь входят православные евреи, армяне, греки, татары, чеченцы, азербайджанцы и т.д. и до недавнего времени она именовалась не Русской (это при коммунистах произошло), а Греко-Российской.
только в конце, он приводит одну(!) цитату - сожаление Господа об жителях Иерусалима, что они отвергли Его. но какое отношение данная цитата имеет к патриотизму я так и не понял. в толковании Св.Отцов также ничего патриотического не заметил.
не понимаю, почему так. почему здесь одни эмоции и безосновательные увтерждения? если патриотизм - это заповедь для православных, то проблем с аргументацией быть не должно.
P.S.
о.Дмитрий, если вы будете в следующий раз ещё раз писать про патриотизм, прошу вас чётко определить что есть Родина. дайте пожалуйста чёткое определение. пока этого не будет - все призывы любить/не любить эту Родину абстрактны.
1) людям (жителям СССР)
2) патриотизму
позволю усомниться. и вот почему:
1) победа от Бога, а не от людей. это есть Православие. Бог управляет миром. приписывать победу людям значит отвергать Божие вмешательство, Его промысел. это деизм, но никак не Православие.
2) до 18 века люди не знали что такое патриотизм и никогда не воевали ни за какое отечество. однако были войны, были победы.
тот же св.блг.князь Дмитрий Донской по благословению и ПРЯМОМУ НАКАЗУ прп.Сергия Радонежского воевал за Веру Православную и православных Христиан, когда стала такая угроза. пока была угроза захвата страны-отечества - ничего подобного не было. прп.Сергий предлагал платить дань. итого, мотивом к войне было сохранение Православной веры, а не патриотизм.
"Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах.
... Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. "
(Святитель Тихон Задонский. "Сокровище духовное, от мира собираемое." Глава 32 "Сев и жатва".)
Кстати, скажите - а как бы Вы понимали слово "мир" в этих словах Спасителя к апостолам:
"Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир."
(Ин., 15:19)
Что значит "не от мира сего"? Ведь они же не инопланетяне, а простые рожденные в Иудее рыбаки...
И не все ведь люди мира поголовно их ненавидели - были же у апостолов последователи...
Ну а насчет какое там слово стоит - то тут уж, пожалуйста, Вы потрудитесь:
http://azbyka.ru/biblia/?1Jn.2&r
Здесь к синодальному переводу справа вверху можно подключить параллельные переводы на греческий, славянский и латинский языки - и там смотреть какое слово употреблено, и искать значения слова в словарях :)
Желаю успешных поисков, ведущих к верному пониманию Писания!
Бог в помощь!
Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Иоан. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения - диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Иоан. 17,15), то есть мира, о котором и в другом месте (1Иоан. 5,19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, - очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Иоан. 8,44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.
Рад, что Вы внимаете аргументам и у нас действительно идет диалог :)
Итак, вот толкования из святоотеческого Предания, от Феофилакта Болгарского:
http://feofilakt.ru/1e-ioanna/glava-2
15. Нелюбите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Применив учение к возрастам духовным, апостол присовокупляет увещание. Не любите мира. Это говорит как бы детям; ибо дети всегда трепещут от радости пред тем, что кажется приятным. Потом высказывает причину, почему никто не должен любить мира, ни того, что в мире. Затем предлагает учение отцам и юношам, которые более способны и совершенны. Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире, разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя чрез чувства, возбуждает похоть. Ибо под очами, главным орудием из чувств, он подразумевал и остальные чувства. Под похотью же разумеется всякое зло: прелюбодеяние, пьянство, неприличные любезности, убийства (совершаются ли они из корыстолюбия, или для уничтожения соперников), коварство, под которым нужно разуметь и всякое противодействие, - вообще все, враждебное Богу, а нами совершаемое чрез похоть плотскую.
(1-е Петра 1 глава / Библия. Современный перевод)
11 Дорогие друзья! Я взываю к вам, как к путникам и пришельцам, чтобы вы чуждались страстей плотских, враждующих с вашей душой.
12 Язычники, среди которых вы живёте, могут обвинить вас в том, что вы поступаете неправедно. Так живите же так, чтобы, наблюдая ваши добрые поступки, язычники восславили Бога в день пришествия.
(1-е Петра 2 глава / Библия. Современный перевод)
///А Александр Люлька, как прежде его и отец Даниил Сысоев, говорили не от ветра головы своея, а от святых Отцов.///
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»(Ис.,5,21)
«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.»(Притч.;16;25)
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Уважаемый Николай (2013-05-30 21:03), приведите доказательства Ваших слов.
Почему Вы не привели оригинальный текст? Если Вы знаете, то скажите нам, какое слово стоит в оригинале, а мы посмотрим в словарях перевод. Но Вы этого не сделали, как и не привели ни одного толкования из святоотеческого наследия.
мир - как среда обитания, пространство, видимая вселенная;
мир - как состояние отсутствия войны или вражды;
мир - как пораженная грехом человеческая природа, греховные навыки и устремления падшей человеческой природы. Именно об этом мире говорится в приведенных Вами словах. О нем же (и ни в коем случае не о первом!) сказано что "нечистый - князь мира сего".
Как видите, незнание таких простых вещей может привести к очень пагубным последствиям.
Кстати, именно из такой относительной бедности русского языка родились нападки протестантов на наше поклонение иконам как на идолопоклонство. Ведь в греческом языке есть два слова "поклонение", одно из которых означает поклонение Богу, а другое - поклонение святыне.
Поэтому, как уже замечали здесь неоднократно, главная причина спора - в разном понимании термина "патриотизм". Местами этот спор напоминает двух сцепившихся людей, из которых один кричит:
"А я говорю, что Вася - толстый!"
а второй не менее яростно ему в ответ:
"Ты врешь! На самом деле все знают, что Петя - высокий!".
Учите языки - и будет Вам счастье :)
По секрету замечу, что украинский в этом смысле богаче русского :)
"Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего."
(Первое Иоанна 2, 15-16)
Читатель, вы на этих словах основываете неприятие патриотизма и любви к Отечеству?
Должен заметить, что из верных слов Вы делаете неверный вывод, а причина - пресловутые "трудности перевода".
Дело в том, что древнегреческий и древнееврйский языки намного богаче, чем современный русский. Богаче в том смысле, что там намного меньше омонимов, т.е. слов, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение.
Для примера, что такое в русском языке коса? Это и инструмент для заготовки сена, и сплетенные волосы, и пеньковая подмотка для сантехника, и длинный плоский изогнутый песчаный остров.
А что такое язык? Это и орган во рту, и средство общения (русский, украинский), и пленник для допроса, и языки пламени, и даже у пчеловодов есть языки - оттянутые пчелами самостоятельно на пустом месте соты для меда.
Тавифа.
/// Несколько же святых отцов, которые о ней говорили, все, как один, жили в 19-20 веках. ///
Уже, в комментариях на статью А.Люльки, были приведены мнения православных церковных людей XI-XIV веков на этот счёт. Была также показана избирательность А.Люльки в цитировании "Сказания о Мамаевом побоище". Но, в высокомерии своём, уранополиты предпочитают этого не замечать.
Напишу ещё. Архиепископ Ростовский Вассиан Рыло в послании Ивану III выражался следующим образом:
"И поревнуй преже бывшим прародителем твоим, великим князем, не точию обороняху Русскую землю от поганых, но и иныа страны приимаху под себе, еже глаголю Игоря, и Святослава, и Владимера, иже на греческих царих дань имали, потом же и Владимира Манамаха, како и колико бися съ окаанными половци за Русскую землю, и инеи мнози..."
Из Хронографа 1512 года:
"Наша же российская земля растет, и младеет, и возвышается. Ей же, Христе милостивый, дажь расти и младети и разширятися и до скончания века..."
О посланиях Филофея я умалчиваю, все и так знают.
Сколько Вам, уранополиты, ещё нужно цитат?
В сознании православных людей давно слились воедино Православие и Русь, Москва - Третий Рим, земля, хранимая Богородицей. После падения Византии и освобождения из-под ордынской зависимости это стало ещё более важным, т.к. и религиозный, и политический центры вселенной оказались перемещены на Русь, где пребывают по сей день.
> "Ссылка на слова Господа, уж простите, необоснована. Не город Иерусалим побивал пророков Божьих камнями, а вполне конкретные люди".
Совершенно верно, город, Отечество - это не камни только, но и люди. И как одними камнями побивали христиан, так иные камни стали Гробом Господним, как одни люди кричали: "распни", так иные люди стали Апостолами. И боль Господа была об отвергнувших Его соотечественниках, а радость - о добрых последователях. Но и то и другое было осолено любовью. В чём противоречие?
(От Матфея 4 глава / Библия. Современный перевод)
2 Ничего не прибавляй к тому, что я заповедаю тебе, и ничего не убавляй, повинуйся заповедям Господа, Бога твоего, которые я дал тебе.
(Второзаконие 4 глава / Библия. Современный перевод)
Вы напрасно упрекаете меня в нечестности. Любя еврейский народ и скорбя о жестокосердии многих его сынов, Господь именно являет пример патриотизма истинного, подлинной любви к своему земному Отечеству. Больше того многие евреи ведь стали христианами и не отреклись от своего Отечества, а явили образец любви к Богу и своему народу даже до смерти. И смерть эта, ради Христа, принесла добрые плоды в распространении Евангелия по всему миру.
Мы, очевидно, называем патриотизмом разные вещи, а потому и спорим напрасно. В русском языке для обозначения явления, обозначенного Вами есть понятие "квасного патриотизма" или "национал-патриотизма". Я не являюсь сторонником ни того, ни другого.
Говоря, что "никто из древних Отцов не писал о патриотизме" вы вполне ли честны перед Богом? А если вдруг писали, тогда как быть?
Вы обвиняете меня в том, что в моей статье "больше эмоций, чем спокойного рассуждения". Подписываюсь по каждым словом, только замечу, что не всякие эмоции лживы и не всякое "спокойное рассуждение" истинно.
Искреннее, но самочинное стремление к Небесному Царствию, увы, часто в истории сочеталось с ересями, "отгрестись" от которых Церкви стоило немалых усилий.
Вот что святитель Феофан Затворник пишет о служении Отечеству:
"Христианин, делаясь членом Церкви, не перестаёт быть и членом общества. Он должен, принявши христианство, освятить им и своё служение обществу. Общество и служение ему есть лучшее поприще для обнаружения и укрепления духа благочестия. Плод служения Отечеству столь велик, сколь велика награда добродетели. Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу...".
"Возник вопрос. Отечество каждого ли народа является иконой Царствия Божия или только Россия? А то, есть весьма разные Отечества. Саудовская Аравия, например".
Хороший вопрос. Так вот, я уверен, что и в Саудовской Аравии есть люди, для которых их Отечество является иконой Царствия Божьего, даже если подавляющее большинство эту икону не видят. Если Вы обращали внимание, то даже лик Спасителя и Божьей Матери на иконах разных народов имеют свои, национальные черты. И я нигде не слышал, чтобы это считалось ересью. Скорее такое написание происходит из глубины осмысления того факта, что "Господь во всём был подобен нам", кроме греха.
И еще приведу замечательные слова (они же - косвенный ответ тем, кто предлагает "уранополитам" бежать от цивилизации):
"Христиане не отличаются от прочих людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов... и ведут жизнь, ничем не отличающуюся от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому-либо человеческому учению, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому привелось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы... Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна.."
3. Итого, что имеем?
Уранополитов, исказивших определение патриотизма, умело толкующих заповеди в свою пользу (заранее подготовились что-ли?) и требующих цитат и заповедей от своих оппонентов, время от времени победно заявляющих: "нет аргументов!" Напоминающих, про "не сотвори себе кумира", но со стороны странно как-то: не пытаются ли из о.Даниила кумира сделать...
Патриотов, не много говорящих про заповеди, но много о любви, начисто не соответствующих своему портрету, нарисованному уранополитами.
Что предлагают?
Уранополиты: любить только Бога, любить жену, все остальное -- выбросить (даже Богом данное).
Патриоты: любить Бога, любить Родину, только потом жену, только потом -- себя. Заметьте: не любить Бога патриоты не предлагают, (хотя уранополиты исходят из этого) даже любовь к Отечеству выше любви к Богу никто не ставит.
В чем все согласны? В любви к Богу. (хотя не все поняли, что здесь согласие)
Что не учли все? Не учли, что грозят нам 2 опасности:
1. Забудем Небесное Отечество -- грозит нам участь Западной Европы или Содома;
2. Забудем Отечество земное -- грозит нам участь Византии, что тоже не сладко.
Хотя отец Дмитрий разъяснил все уже понятнее некуда, но спор на грани ссоры продолжается. "Да будет между вами любовь" -- разве не заповедь, которую нельзя игнорировать? Кто мы после этого?
1. Слова "не сотвори себе кумира" были сказаны про древних идолопоклонников, которые из дерева или глины творили себе идолов. Однако, учитывая кем было нам дано то самое дерево и та самая глина (это дано Богом), сложно упрекнуть в идолопоклонстве мастера, который экономно тратит материал. От высказавшихся здесь уранополитов я слышал именно это: привели сильно искаженное толкование понятия любви к Отечеству, объявили его идолопоклонством (так оно и есть) и начали обвинять в идолопоклонстве патриотов, не глядя, что патриоты говорят о совсем иной любви к Родине, а вовсе не о том, что Вы себе сами нарисовали.
2. Постоянно требовать заповедь и все эти "где написано" мы уже много раз проходили. Написано далеко не все что дОлжно делать. Это одно из отличий Православия от учений продолжателей Ветхозаветной веры: те мудрецы домудрились до 600 с лишним заповедей, и все-то расписано, а все равно еще не хватает... Инок Алексий, Вы в эту сторону клоните? Если нет, то о любви к ближнему, про отеческие гробы и прочее уже много наговорено -- больше, чем достаточно, чтобы найти объект любви и в Отечестве. Хотите добавку? Будет. "Отдавайте Богу Богово, а кесарю -- кесарево". Совсем кесаря "отшить", вместе со своими ближними (кто как раз и является частями земного Отечества), как предложил Александр Люлька, тоже нигде не заповедуется, если уж так рассуждать.
На сём: да, мы естественно для православных стремимся к Небесному Отечеству, любим его больше своей жизни, но у нас есть обязательства и перед земным нашим Отечеством. Все эти дискуссии очень искусственны, как и сама идея уранополитизма. Не вовремя и не к месту.
..."может хоть с сегодняшнего дня отказаться от благ жизни земной, возложив свое упование на жизнь небесную, чтобы явить собою пример того, что он пытается проповедовать другим, чтобы его слова не повисали в воздухе, а подкрепились реальным действием (а начать можно с того, чтобы отказаться от интернета, например), иначе все столь высокопарные слова будут не более, чем лицемерие".
Очень правильные слова!
Добавлю ещё: ОБЯЗАТЕЛЬНО покинуть Москву и другие большие города, своих детей и внуков научить только азбуке(церковнославянской,т.к. другая им не потребуется- дальше же учиться им ни к чему), раздать своё имущество и по городам и весям проповедывать православие и свои взгляды кавказским и азиатским народам и русским парням, которые не "косят" от армии и не собираются перечеркивать историю России и подвиги своих дедов и отцов!
Это с мирской точки зрения. А с христианской меня интересует только один вопрос: вы так уверены, что спасётесь?
Патриотизм свт. Николая не имел ничего общего со слепым преклонением перед всем русским. Напротив, именно когда подлинно патриотические чувства свт. Николая уязвлялись особенно тяжело, он наиболее критично отзывался о своей Родине: «Платится Россия за свое невежество и свою гордость — считала японцев необразованным и слабым народом, не приготовилась, как должно, к войне…» Вину за поражение в войне с Японией и революционные потрясения святитель возлагал прежде всего на само русское общество: «Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него… Гнилой труп она по нравственности.. не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. … Душа стонет, сердце разорваться готово»
Патриотизм.
«Личность каждого коренится в своей народности, как растение в почве, — писал свт. Николай после окончания русско-японской войны, — разметайте почву или иссушите, обесплодьте ее, — растение завянет. Так я вяну духом от посрамления моей родины поражением ее на суше и море, и внутренними неурядицами… Целый день такая тоска, такое уныние, что не смотрел бы на свет Божий, всякое дело из рук валится!»[24]
Итак, святитель понимал, что патриотизм — естественное для человека (и оправданное в Евангелии) чувство, и поэтому не только допускал его у японцев, но и поощрял его. Когда к нему пришел директор Семинарии сообщить, что во всех японских школах следующие два дня не учатся, а празднуют победу над Россией и заключение мира, и значит, в миссийских школах следует сделать то же самое, свт. Николай записал в своем дневнике: «Несомненно! Пусть себе и наши учащиеся празднуют и радуются не меньше других, имеют на то полное право, как патриоты»[25].
Я хотела бы привести в подтверждение слов отца Дмитрия такой факт.
Св. Равноапостольный Николай Японский, который во время Русско-Японской войны (1904-1905г.) на вопросы новообращенных православных японцев, что же им делать. Война идёт с Россией. Япония их родина. А из России православие и они чада Руской православной Церкви т.к. их крестил св. Николай. И святитель Николай благословил свою японскую паству молиться о победе японского оружия. Сам же в это время литургию не служил, т. к.за литургией просится о победе,но при этом не забывать,что они православные и помогать пленным, относится к ним по христиански. И известно,то в лагерях русских военнопленных были (насколько я помню) японские священники, т.к. русских не пускали. И японские православные христиане, относились к пленным с христианской добротой. Мало того, после этой войны (проигрышной для России) император Николай II оценил достойное поведение равноапостольного Николая Японского.
Вот пример поведения и отношения и к земному отечеству и Небесному наших великих святых.
А вот из дневника святителя Николая Японского:
А по поводу обвинений одной из газет, будто он употребил двадцать тысяч йен на подкуп шпионов из японцев, свт. Николай отметил в своем дневнике: «Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться в пользу чужой для него России изменить своему собственному Отечеству!»[22]
Не слишком ли серьезные заявления для обычного священника?
"земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному"
Кто из святых это утверждал?
Если интересы государства противоречат интересам Церкви что вы выберете?
Если государство - то да без сомнений вы патриот, если Церковь - христианин, уранополит, если угодно клерикал.
Давайте ещё поговорим о том, чтобы родителей переименовать, руководствуясь исключительно Писанием (См.: Мф. 23: 9).
Низкий поклон отцу Димитрию за вразумительную статью и благодарение администраторам сайта за ее публикацию, так тема патриотизма ныне приобретает крайнюю важность и значимость, особенно, в свете попытки светской власти "оседлать" национально освободительное движение русского народа!
Ранее этот вопрос подробно обсуждался на сайтах "Благодатного Огня" и Русской Народной Линии:
http://www.blagogon.ru/digest/362/
http://www.blagogon.ru/digest/400/
http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/25/vstan_i_hodi/
http://goo.gl/F7WJY
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Давайте попробуем взять несколько цитат и из них составить аргумент...
Сперва - вроде как якобы совсем против патриотизма - послание ап. Павла Филиппийцам, 3:20
"Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа"
Но сопоставим стремление к Небесному Отечеству вот с этими словами:
1-е Послание ап. Иоанна, 4:20-21
"Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего."
Ну и как Вы собираетесь возлюбить Отечество Небесное, не потренировавшись на Родине земной?
Быть может, наша земная Родина - один из данных нам талантов, за правильное обращение с которым хочется услышать:
"хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего."
(Евангелие от Матфея, 25:21).
о. Димитрию - спасибо за статью!
Св. Николай Японский во время русско-японской войны говорил японцам, что они должны сражаться за свое Отечество, Японию. При этом сам он оставался русским патриотом, о чем открыто заявил. Он писал в окружном послании православным японцам: "...Как ваш брат по вере, русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его?" http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9
"Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего."
(Первое Иоанна 2, 15-16)
великомученик открыто встал на защиту своей веры.
Есть две опасности: любить слепо, без рассуждения, и рассуждать без любви, "квасной патриотизм"- пример первого, уранополитизм - второго.
возникли бы при потере Отечества еще век назад, очень сложно понять эти устремления. Так же как невозможно понять, почему в обоих Заветах упор делается на противопоставлении небесного и греховного, но не небес и земного пути. "Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла."
пытаются избежать. Интернет (мгновенные сообщения по всему миру), возможность перемещаться в любую точку планеты за несколько часов, обеспеченность, защищенность от перемен и сытость.
Это - видимость, мнимая свобода, которая заставляет забыть о связи с родной землей, со своими соотечественниками (и согражданами, какой бы церкви они не принадлежали). Многие из противников патриотических чувств - граждане разных, часто противостоящих по многим вопросам друг другу государств. Но ведь это уже было за мировую историю не раз. Византия, Русь, Грузия, Осетия, Армения. Православные с обеих сторон. Почему же церковь не только не отказывалась от жизни народов, но и вставала на защиту и призывала к свершениям и подвигам? Призывает и сейчас.
1) Всякое ли земное Отечество нужно почитать? Или все же речь идет только об Отечестве, которое является христианским? Мне кажется, здесь обязательно надо делать различие.
Было бы странно требовать почтения к земному языческому Отечеству в качестве образа Небесного Отечества, например, от древнеримских мучеников. Апостол Петр, например, сравнивал Рим с Вавилоном; если бы Рим был иконой, наверное, вряд ли он бы так "непочтительно" выразился?
2) аналогия с иконой вызывает и другие вопросы. Наверное, автор все же под иконой подразумевает Святую Русь, на которую наслоились петровские, советские и т.п. наслоения? Тогда нужно конкретизировать, на мой взгляд: что именно мы почитаем, а что - наслоения, которые лишние. Русь свята своими святыми, так ведь?
Тимур, Александр и даже многие последователи Сысоева - трудолюбцы, а любви не хватает. Христа распяли в большинстве патриоты и во многом из патриотических соображений.
Отец Даниил делами доказал личный патриотизм, по Духу выраженный в Вашей статье, отец Димитрий.
Он тонко чувствовал грань лжепатриотизма, лжеправославия и лжедуховности, поэтому уточнил понятия - для Вас ясные, но для большинства сильно размытые безответственностью.
Послушайте проповеди целостно и удостоверитесь.
Благодарю Бога за вразумление администраторов сайта и за эту статью.
Спасибо о.Димитрию за статью!
А Яросаву и другим "уранополитам" - наконец-то открыть глаза и прочистить уши.
Кому интересно, поищите на интернете толкование, у меня книга (бумажная), вводить всю беседу было бы долго. Святитель Иоанн писал многословно и "злоторечиво".
Тавифа.
Никто из древних Отцов не писал о патриотизме, потому что это естествнно любить ту землю, где Господь дал тебе прожить земую жизнь. А вот о стремлении к Небесному писалось всеми.
Мне не понравилась статья А.Люльки,она написана путанно и вызвала большие споры, а не поячнила недоумения. Но и у о.Димитрий больше эмоций, чем спокойного рассуждения.
Ересь - сознательное отклонение от догматов веры. Как можно назвать ересью стремление к Небесному Царствию? И разве любовь к земному Отечеству есть догмат Православия?
В вопросе, который вызвал такие бурные обсуждения, нужно быть предельно аккуратным в выборе формулировок.
Ссылка на слова Господа, уж простите, необоснована. Не город Иерусалим побивал пророков Божьих камнями, а вполне конкретные люди. И поэтому в устах Христовых это лишь явная метонимия, так же как Израиль в устах пророков означал, как правило, отнюдь не одноимённое государство...
Это становится совершенно очевидно в завершении слов Господа: "и вы не захотели...оставляется вам дом ваш пуст". Христос Свой народ имеет в виду, точнее тех из него, которые отвергли Своего Владыку.
Всё остальное - это только эмоции, не основанные ни на Писании ни на Предании Церкви.
Патриоты, у вас нет содержательных и авторитетных для христиан аргументов в пользу своей идеологии. Она никакого отношения не имеет к христианским добродетелям. Ни слова в Писании не сказано о ней.
Несколько же святых отцов, которые о ней говорили, все, как один, жили в 19-20 веках. Это исключение, а не consensus patrum. Про то, что те же отцы тут же говорили и о безоговорочном приоритете стремлении в истинное Отечество христиан - на Небеса, можно даже и не упоминать.
"...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6,19-21).
Любовь к ближнему не требует никакого патриотизма. Она основана на повелении Господа.
Прислушайтесь к ап.Павлу: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа"(Фил.3,20).
писал; " Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей......Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский". Если Серафим Вырицкий, Серафим Роуз, и еще многие православные, тот же Достоевский, писали о величии России, о том, что через нее придет спасение, мы уже видим, что творится в мире. Господи, храни нас, храни Россию, ибо и мы должны быть достойны, великой Родины, великих святых наших, которые денно и нощно, молились за Россию.Если любишь Бога, то любишь и семью, которую Он дал, и Землю2
Однако после того, как появились христианские государства, стало возможно и любовь к земному Отечеству осмысливать по-другому. Это уже не поклонение гению императора и не служение земным массовым идеологиям, это форма служения Богу.
Родина, общество - это расширенная семья, как св. Филарет Московский говорит. А как можно не любить свою семью? Как можно не ценить и не беречь ту великую национальную культуру, которая возросла у нас на христианской почве под защитой державы российской?
Я люблю Бога. Я люблю Россию, понимая под ней народ её, воспитанный (так или иначе) Церковью Христовой и хранящий истину.
Призываю братьев и сестёр быть снисходительными друг ко другу. "Сысоевцы" - совсем не секта и не представляют собой какого-то единого, организованного сообщества. Большей частью это, как знаю из опыта, спокойные люди, совсем не склонные к эпатажу и раздорам.
Согласна, присоединяюсь и поддерживаю, но по своей греховности думаю, что это в лучшем случае - нравственная и духовная слепота. Закралась смутная тревога, что нечистоплотнные люди, используя имя о. Даниила и то, что он не может ни ответить, ни поправить их, совершенно сознательно вносят раскол и смуту в неокрепшие души молодых православных людей (а ведь это золотой фонд страны и нации!). Согласна с тем, что в данном случае обязательно нужен адекватный ответ (и не один!) уважаемых пастырей и даже Священноначалия. Иначе поздно будет - Кочетков нам цветочком покажется... Простите за резкость, но это очень серьёзно.
Св.муч.ИУСТИН ФИЛОСОФ:
"Живут они в своем отечестве, но как пришельцы... Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна"
Свт. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ: "Наше истинное Отечество не здесь,но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны"
«Патриотизм, любовь к Родине, готовность отдать за неё жизнь – это именно чувство, возникающее в душе человека вследствие правильной организации его духовной жизни. … всю полноту этого понятия человеку в нашем Отечестве помогает раскрыть и осмыслить именно Православие».
В существовании этой духовной закономерности я убедилась в собственной жизни. Когда я училась в школе (в 80-е годы, конец эпохи застоя), среди ребят слово «патриот» употреблялось в отрицательном смысле и с издевательской интонацией (наверное, потому, что в то время патриотизм ассоциировался с официозом, обязаловкой, скукой). Когда кто-то говорил «ты что, патриот, что ли?», это значило «тебе больше всех надо?».
Воцерковлялась я в начале 90-х во время учёбы в вузе. И так совпало, что в этот период времени я входила в церковную жизнь, осваивала духовную литературу, проходила в вузе курс истории России, читала много книг по русской истории и искусству (которые стали доступны только после перестройки). И вот это сочетание знаний об истории своего Отечества и Божественной благодати, излившейся на новоначального христианина, привело к тому, что как-то незаметно я обнаружила в себе это чувство – патриотизм… Для меня стала очевидной эта связь «земное Отечество – это икона Отечества Небесного», связь Церкви Торжествующей и Церкви Воинствующей. И сейчас я твёрдо уверена, что любовь к Отечеству пробудилась во мне именно под действием Божественной благодати.
Но любовь сия греховна, ведь люблю я ее по своим земным привязанностям - среда для меня комфортная, я здесь привыкла, здесь я ходила в школу, в институт, здесь меня окружают мои родные и друзья, у меня возникает ностальгия, когда я гуляю по местам, где гуляла в детстве с мамой, люди вокруг говорят на понятном мне языке, мне дорог мой обустроенный быт и все в том же духе, проще говоря: привязка к земному. А ведь больше всего земного я должна любить Бога и Царствие Его. И не соглашаться и уж тем более не защищать и жизнь свою не полагать за закон об абортах. И ни в коем случае я не должна подчинять свои частные (в данном случае религиозные) интересы богопротивным законам этой страны, к чему обязывает патриотизм.
Так что выбор поставлен. А быть патриотом или быть с Богом выбирает для себя каждый сам, создавая в своей голове различные смеси верований и находя им подтверждения в истории и у святых отцов. Но что четко каждый христианин знает внутри себя, даже если и не осознает до конца, что подчиняя свои частные религиозные интересы интересам безбожного государства, он уж точно в Царствие Небесное не попадет, если не покается...
* * *
Отец Дмитрий служит в Украине, где государственными праздниками являются Рождество и Пасха. Гражданин Люлька живет в России, в Москве, где разрешены аборты, где власти всеми возможными способами усложняют строительство новых храмов, где периодически митингуют геи, где власти не дают Церкви радио и тв вещания на центральных каналах, где планируется уроки по "секс просвету" в школах, где воспитателей дет.садов учат на курсах повышения квалификации бесполовому воспитанию, где в реале не дают детям изучать ОПК в школах и т.д. и т.п. В статье о.Дмитрий приводит в пример то Отечество, которое в истории наименовалась Русью Святой, Русью Православной и то Отечество, СССР, которое открыто шло против Бога. Надеюсь всем понятно, что за текстом участвуют понятия этих четырех разных Отечеств? Надо ли объяснять, что нельзя переносить свои чувства патриотические со страны, которая была оплотом православия, на страну, где власти ведут богопротивную политику? СССР, как и Россия официально страны светские, безбожные. Да, я люблю Россию даже в том виде, когда она ведет тихую богопротивную политику.
"Жаль, что кроме эмоций и навешивания ярлыков не нашлось другой аргументации."
Этот упрек в первую очередь обратите к себе. И прочитайте статью о. Димитрия, наконец. Там прямо сказано, что "уранополитизм сроднен ереси иконоборчества"(с)
И сравнивать Петра 1 с Отечеством по меньшей мере некорректно. Только Вы этого не хотите замечать.
Почему? Вам виднее. Мне таких как Вы просто не понять.
Христиан убивали в т.ч. из любви к отеческим гробам, как и под Петра Первого прогибались именно с теми же чувствами(когда он похабные пародии на монастыри делал)
Не сотворите сбе кумира со своей родины вт.ч.
После прочтения «той» статьи, я подумал - «что-то я ещё не всё понимаю в православие». Создалось ощущение, что нахожусь на каком-то другом сайте. Простите за моё мнение, но «ту статью» считаю даже – опасной, в наше время. Слава Богу увидел эту статью, был нехороший осадок, спасибо!
Спаси Бог!
«Никакой «двойной родины» у нас нет, а есть конкретная земная жизнь со всеми ее скорбями, недоумениями, радостями, страстями, падениями и победами… земная жизнь, в условиях которой человек ищет Царствие Божие и правду его, и всё, что согласно с этим главным исканием, человек учится любить, а что противно – учится отвергать, пусть даже с трудом и болью, и происходит это не в какой-то метафизической, умозрительной области, а в конкретном мире, именуемом нами Отечеством»
Хочется подписаться под каждым словом...
В последнее время из среды "сысоевцев" исходят все более и более нездоровые вещи. Эпатаж в лице Энтео провозглашается средством миссии, к той демонстративной травле чувства патриотизма, согласно развязанной лидерами "сысоевцев" в интернете, другого названия кроме "троллинг" не подберешь. По видимому в их собственной среде это священное чувство для нашего народа, где каждая семья была затронута Войной, уже окончательно затравлено. Во всяком случае, молодые "сысоевцы" позволяют себе в интернете совершенно хамские высказывания по поводу патриотизма и собственного народа. Отец Даниил безусловно сподобился от Господа мученического венца и своей кровью полностью очистил себя для Царствия Небесного. Но вот из среды его последователей, по моим наблюдениям, формируется секта, где критерием истинности является не согласное мнение Церкви, а мнение господствующее в их узкой среде.
Не поддадимся соблазну, исполним свой долг перед Господом.