Педагогика воздержания, или Зачем детям пост

Материнские заметки

Пост – это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Это некая пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. А вовсе не банальная замена свиной котлеты картофельными драниками.

Слава Богу, об этом говорят. А православные родители обсуждают между собой еще и проблему детского поста. Когда пост становится временем борьбы с плохими привычками и склонностями, борьбы, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Во многих православных семьях в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в Интернет, компьютерные игры. Здорово, когда малыши и подростки вместе с родителями, в согласии и единомыслии, по-настоящему вместе, единым организмом живут жизнью Церкви. В том числе и в дни Великой и Святой четыредесятницы.

Но вот как быть с ограничениями в пище? Духовная составляющая поста, конечно же, несравненно важнее примитивного неядения мяса. Но если так важна «качественная» и «духовная» составляющая поста, то разве ограничения в пище становятся лишними? Это оказывается архаизмом? Примитивным фарисейством, которое мы заклеймим?

Когда заходит речь о детском посте, чаще всего сразу вырисовываются два тезиса:

1. Церковь предназначила пост для взрослых, а не для детей;

2. Пост наносит вред здоровью ребенка.

Чтобы узнать позицию Церкви, стоит обратиться к учению святых отцов. А чтобы понять, нанесет ли пост вред здоровью ребенка, нужно знать, о каком именно ребенке идет речь и чем он болен, и при этом быть врачом, желательно врачом хорошим, образованным и опытным.

Вот что говорит о детском посте великий вселенский учитель и святитель Василий Великий:

«Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому… Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста»[1].

А святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о жителях города Ниневии, которые, будучи обречены Богом на гибель из-за своих грехов, были помилованы ради их готовности исправиться и трехдневного поста:

«Горько стало диаволу, когда он увидел все свое войско обратившимся к Богу и воюющим с демонами, когда в эту борьбу вступили и дети, и жены, малолетние вместе с взрослыми, когда бессловесные животные в качестве соратников были привлечены к воинскому строю. И увидел диавол новое зрелище: скот содействовал людям в (достижении) праведности и постился о спасении хозяев»[2].

Мы видим, что, по мысли великого церковного учителя, имеет свой смысл, свое значение не только пост «малолетних детей», но даже пост – подумать только! – животных.

В другом месте святитель Иоанн Златоуст отдельно говорит о детском посте:

«Вы слышали, что сказан Иоиль: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы… соберите отроков и грудных младенцев (Иоил. 2: 16)… Так как все достигшие мужеского возраста огорчили и прогневали Бога, то пусть, говорит, умоляет Прогневанного возраст, еще не знающий греха»[3].

Итак, для молитвы и поста совсем необязательно наличие развитого интеллекта или, наоборот, погруженность постящегося в серьезные, «взрослые» грехи.

Оказывается, что пост и молитва – это часть жизни нашей Церкви – всей Церкви, а не отдельных ее членов, достигших какого-нибудь определенного возраста. Пост может принести пользу всем нам. И монахам, и мирянам. И взрослым, и юношам, и девушкам, и отрокам, и… да, даже младенцам.

Как быть тем, кто болен, – это, действительно, вопрос очень индивидуальный, кто же может поспорить. Тяжелобольные люди могут оказаться и среди 80-летних монахинь, и среди 30-летних мужчин, и среди пятилетних малышей.

Но правильно ли с уверенностью утверждать, что ограничения в приеме пищи животного происхождения, подобно курению или алкоголю, по определению вредят здоровью младенца, отрока, подростка? Есть врачи, которые уверены в пользе поста – даже для маленьких детей.

Так, о пользе детского поста говорила терапевт Наталья Тарасова в интервью порталу «Правосавие.Ru»[4]. Также и известный московский педиатр с более чем 50-летним стажем, кандидат медицинских наук А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:

«Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым… А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа. В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи… Ели каши, овощи, ягоды, грибы… Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.

Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны употребляться не чаще одного раза в день… Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления, как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры… Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем и особенно от аллергических состояний»[5].

Мне самой посчастливилось много общаться с этим доктором, и я записала ее ответы на вопросы о детском посте. А.М. Тимофеева говорит о том, с какого возраста можно начинать поститься малышам:

Доктор А.М. Тимофеева: «Детям полезно ограничение в мясной пище. И это не приводит ни к малокровию, ни к потере веса»

«Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило… к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного – у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения… Если ребенку больше двух лет и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит – я легко снимаю и рыбу – это только на пользу малышу».

Слова доктора Тимофеевой о посте были ориентиром для нескольких поколений московских православных многодетных семей, где в пост в холодильнике просто не бывало скоромной пищи. Разве что детские кефирчики и несладкие творожки для перекусов младенцев.

Впрочем, разговор не о врачах.

Речь о том, есть ли все-таки смысл в детском посте? Что может дать ребенку, малышу, школьнику, подростку традиция периодического отказа от употребления мяса и молока?

Заметка первая. Пост как привычка

Я выросла в семье, где в пост, как и всегда, готовили еду сразу на всю семью, то есть в пост мама готовила только постные блюда. В большие посты в холодильнике не было скоромного – разве что детское питание. Такими же были и семьи моих друзей и подруг. Такой же была семья и нашего духовника. Такой же оказалась и моя собственная семья.

Дети, которые с детства постятся, привыкают к посту. Привыкают к тому, что ограничения в пище в определенное время – это норма жизни. Так устроен календарь: есть дни постные, есть дни непостные. Как есть дни выходные и есть будни. Как есть лето, осень, зима и весна. Так же и пост – он просто есть.

Важно, конечно, чтобы пост не был насилием. В нашей семье все постятся. Но я обязательно спрашиваю каждого из детей: ты будешь поститься этим постом? Конечно, этот вопрос задается ребенку, живущему «внутри» православной, церковной культуры, живущему в семье, где в пост не бывает не поста. И твердое намерение ребенка поститься уже «предрешено» всем строем жизни семьи. Но такая постановка вопроса показывает пост все-таки как собственный выбор каждого.

Не что-либо иное, а именно соблюдение поста становится для ребенка одним из признаков «взрослости»

В нашей семье трехлетний малыш получает и стакан молока на ночь, и творожок на завтрак. А вот пятилетний ребенок уже строго соблюдает все посты. Причем по собственному желанию. Ведь старшие братья и сестра постятся, ведь родители – тоже постятся. «Я уже большой!» – возмущается пятилетний малыш, когда я предлагаю ему допить за младшей сестрой молоко в среду или в пятницу. Что ж, я не заставляю, большой – так большой, не пей. Вот так соблюдение поста становится одним из признаков «взрослости».

И ведь способность отказаться от чего-то, способность не съесть, не выпить что-то, что можно было бы, что хотелось бы, – это действительно признак взросления. Именно это, а не наличие своего собственного мобильника или карманных денег. Пусть это воздержание детское, незрелое, пусть это подражание взрослым – но это уже воздержание.

И дети, которые привыкли поститься с детства, легко постятся и потом, в отрочестве, в юности, во взрослой жизни. Если мы приучаем к посту шестилетнее чадо, то нам не придется ломать голову, как же ему, двенадцатилетнему, пятнадцатилетнему, предложить начать поститься. Воздержание, пост станет естественной частью его жизни. Если наш ребенок вообще останется в Церкви, конечно…

Заметка вторая. Пост как возможность плыть против течения

Пост школьника – это отдельная история. В школьной столовой на завтраки и обеды дают всегда скоромную еду. Иногда бывает рыба, но не по средам или пятницам, а по понедельникам и четвергам. Удивительно, но факт. И отправляя детей в школу, мы предлагаем не разбирать, а есть все, кроме мяса.

Но дети делают выбор сами. Я в детстве постилась строго, даже без рыбы. Двое из моих детей-школьников сами решили поститься строго не только дома, но и в школе, и постятся так уже несколько лет. Я не хвалю их за это и, конечно, не ругаю. Просто даю им с собой что-нибудь из постной еды.

А вот еще один мой ребенок-школьник, который учится в том же самом заведении и питается в той же самой столовой, постом ест в школе молочное, отказываясь только от мяса. И в этом случае я тоже и не хвалю, и не ругаю. Ни вслух, ни про себя – никак. Не сравниваю этого ребенка с «постниками». Каждый делает выбор сам. Главное и удивительное другое: дети, «выросшие» в ритме постов, ко времени поступления в первый класс готовы самостоятельно и свободно выбрать для себя воздержание в пище.

И это уже не домашнее говение, где всегда на столе вкусные, любимые и разнообразные постные блюда. Здесь у тебя прямо в тарелке лежит тушеная капуста и горячая сосиска. И ты съедаешь капусту с хлебом, а сосиску предлагаешь кому-то из одноклассников. Вот это уже – действительно воздержание. Вот это уже – подвиг, на который способен далеко не каждый взрослый человек. Вот это уже пост. Настоящий.

Если ребенок учится в обычной общеобразовательной школе и при этом постится, то, как правило, это оказывается заметным. Все едят котлеты, а ты не ешь. Все протягивают руки за йогуртом, а ты отходишь в сторону. Все едят пирожные, мороженое, другие вкусности – а ты отказываешься. Не потому, что ты их не любишь. Не потому, что мама заставила, – мамы здесь нет, мама не видит. Ты просто «верующий». А вот это – уже «религиозные убеждения». Видимые, практически осязаемые – в отличие от любых голословных деклараций.

Я училась в разных школах, закончила светский институт. И надо сказать, что чаще всего одноклассники и однокурсники с уважением относятся к тем, кто постится. Да, даже в начальной школе дети вполне в состоянии оценить подвиг отказа от вкусной еды, которая лежит у тебя в тарелке. Оценить подвиг непокупки мороженого, когда у тебя есть на него деньги. Оценить – не значит при этом возвести «постника» на некий пьедестал. Пост как раз не входит в категорию «крутого». Наоборот, пост выпадает из всех систем оценок «крутости» и «некрутости». Это что-то непонятное, странное, другое.

Пост помогает и во всем остальном быть другим, непохожим на одноклассников: не курить, сохранять целомудрие…

В десятом классе я оказалась в новой школе. Когда обнаружилось, что я соблюдаю посты – а все, конечно, залезают в твою тарелку, как и в твою личную жизнь, – новые одноклассники, среди которых не было ни одного церковного человека, были удивлены. Местные шуты, конечно, посмеялись. А вот когда они увидели, как это все воплощается в жизнь, когда увидели, что я и вправду люблю школьные сосиски, а по средам и пятницам действительно предлагаю эти шедевры кулинарного искусства им, вечно голодным, – вот это они быстро оценили. И уже спрашивали: «А что, у тебя уже начался пост?» И до конца школы никто уже не смеялся. Все поняли: есть вещи, которые я сама себе не позволяю. Не из-за страха, не из трусости, не по причине зависимости от родителей – а в соответствии с собственным странным регламентом.

И как ни удивительно, то, что я строго постилась, отдавала своим одноклассникам сосиски и колбасу, помогло мне и во всем остальном быть другой. В глазах моих одноклассников я была «верующей», «с убеждениями». Значит, мне «прощалось» и то, что я «даже не пробовала курить» и – что еще страшнее – «до сих пор ни с кем не целовалась». Мне было «позволено» открыто заявлять о том, что отношения до брака для меня неприемлемы. Сказать, что меня прямо вот так все уважали – нет, этого не было. Мне просто «позволялось» быть не такой, как все, меня не гнобили, не унижали, как это обычно делают с «белыми воронами»… Это означало и то, что на настоящие «свои» тусовки я не попадала, мне не предлагали со всеми выпить, мне не поверяли «свои» секреты, и иногда… да, иногда мне это было обидно. И хотя со мной общались, некоторые по-своему даже любили, иногда мне хотелось быть «такой, как все». Но назвался груздем – полезай в кузов. Впрочем, проблемы православных подростков – это, конечно, совсем другая тема.

Заметка третья. Пост как вид послушания

Почему мы постимся именно в среду и в пятницу, а не в четверг и в субботу? Почему постимся с 27 ноября по 6 января, а не с 25 ноября, не с 16 декабря? Почему Великий пост именно семь недель, а не восемь и не три? Тому есть причины. О них можно и нужно узнавать, можно их обсуждать, но главное в том, что именно так заповедано нам нашей Церковью. Почему пост предполагает ограничения в пище, а не в одежде, не во сне, не в общении? Почему не едим мяса и молока? Ведь запрет на мучное и сладкое, например, представляется более логичным, полезным и серьезным. Почему мы, православные люди, в пост не употребляем именно продукты животного происхождения? Тому тоже есть причины. Но здесь главная причина – наше доверие, наше послушание Церкви.

Важна свобода. Важна и свобода выбора. Но путь к свободе лежит через послушание. И пост – это возможность научиться слушаться. Слушать голос Православной Церкви.

Мы не просто заставляем своих детей выполнять некий набор религиозных обрядов: поклоны, молитва перед едой, крестное знамение, исповедь… – мы не заставляем ни в коем случае вообще никого, кроме самих себя. Мы сами живем жизнью Церкви и приобщаем к этой жизни своих детей. И не просто приобщаем, а все что только можно объясняем, учим их учению Церкви, учимся вместе с ними, вместе стараемся найти объяснение церковным обычаям, традициям, уставам. Не просто «так надо», а – «почему именно надо», почему именно так будет лучше для нас. Но… «и так надо» – тоже. И даже если мы не нашли объяснения, даже если мы не довольны объяснением – все равно мы принимаем то, что нам предлагает Церковь. Мы принимаем – потому что верим.

Соблюдая пост и зная, что он установлен Церковью, дети учатся соблюдать церковные установления вообще

Когда дети соблюдают пост, зная, что пост установлен Церковью, дети учатся соблюдать церковные установления вообще. Такая простая, такая банальная, такая осязаемая вещь, как пост, с детства, с младенчества учит нас подчинять свою жизнь, свои желания, свой холодильник и даже свою тарелку… учению Церкви. «Не так живи, как хочется, а как Бог велит» – такую чудесную русскую народную поговорку приводит учебник первого класса программы «Школа России» по литературному чтению. «Не так живи, как хочется, а как Бог велит» – говорит нам, нашим детям соблюдение поста.

Заметка четвертая. Пост как наука управления собой

Фото: Евгений Теплов / Православие.Ru Фото: Евгений Теплов / Православие.Ru
Воздержание – это управление самим собой, это когда человек «держит» самого себя в руках. Когда он перестает быть рабом своих желаний, но становится их господином и правителем. Об этом интересно говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Начальники – те, которые умеют управлять сами собою… Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот должен прежде всего устроить свою собственную душу, потому что она – ближайший его дом… Кто мог устроить свою душу и одно в ней сделать господствующим, а другое подчиненным, тот будет в состоянии управлять и домом; кто домом, тот и городом, а кто городом, тот и вселенной»[6].

Порядок в семье, устройство государства – все это начинается со способности каждого к управлению самим собой. Человек, умеющий управлять собой, – царь, самодержец в своей душе. В противном случае, как говорит русская поговорка, получается нечто страшное и, увы, обыденное: мы живем «без царя в голове», когда демократические массы наших желаний командуют нашей волей, разумом, духом.

Подчинение своих чувств, своего языка, своих стремлений, своих желаний «царю в голове» – это и есть воздержание. Когда мы читаем творения святителя Иоанна Златоуста, то часто слово «воздержание» в греческом тексте будет звучать как σωφροσύνης. Что буквально означает «целомудрие». Да, оказывается, целомудрие, целостная мудрость и воздержание – очень близкие понятия.

Научить ребенка воздержанию – одна из главных педагогических задач, поставленных перед нами, родителями, все тем же дорогим и любимым святителем Иоанном Златоустом. Вот о чем великий вселенский учитель и святитель предлагает родителям говорить с детьми:

«Сначала о воздержании (σωφροσύνης), или прежде всего о несообщении с нечестивыми… об обращении с добрыми… о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности, о том, что и деньги, и слава, и все подобное – ничто»[7].

Вот так, в одном ряду: способность управлять собой в половой сфере, способность формировать и фильтровать свой круг общения, способность управлять своим желудком, управлять своим гневом… Короче, держать свою жизнь в порядке, в узде.

Именно такое воздержание, воздержание во всех сферах жизни, управление всеми желаниями и чувствами и есть истинное воздержание и истинное целомудрие. Но, заметим, здесь имеет место и управление своим «чревом».

А самое интересное то, что именно воздержание в пище может быть первой ступенькой на пути к постижению искусства управления самим собой.

Так, в «Трактате о воспитании детей» Златоуст предлагает разные способы научить ребенка целомудрию, воздержанию именно в половой жизни. И один из способов такой:

«Пусть <твой ребенок> выучится поститься, если не постоянно, то по крайней мере два раза в неделю – в среду и в пятницу»[8].

Казалось бы, причем здесь целомудрие? Ну, не ест ребенок мяса в определенные дни – как это поможет ему сохранить себя от блуда, от этой страсти «юного возраста»?

А помощь может быть очень существенной.

Желание поесть, желание вкусно поесть – одно из основных и сильнейших для человека. И если двенадцатилетний человек способен управлять своим желудком, способен не съесть сардельку, когда ему этого хочется, – то он… научился управлять своими желаниями. Не всеми, конечно. Но – самыми сильными, самыми естественными желаниями. И ему в четырнадцать, в шестнадцать лет будет легче научиться управлять и другими своими естественными желаниями. Не значит, что будет легко, – но легче.

Вот хочется чего-нибудь вкусненького на завтрак. Естественное и нормальное человеческое желание. Открываем холодильник – а там творожок шоколадный со взбитыми сливками. Любимый! Протягиваешь к нему руку – и тут же вопрос самому себе: а сейчас не пост? Увы, среда. Значит, будем ждать до завтра. Или в школьном буфете горячие пирожки с мясом. В кармане деньги на два таких пирожка. И – автоматически вопрос: а можно? Ну, конечно, сегодня же вторник, значит – можно! Да, у того, кто постится много лет, этот вопрос всегда есть на автоматическом уровне. Этот вопрос задает мне каждое утро мой шестилетний сын: а сегодня молоко можно? Сейчас начал ориентироваться в календаре, бежит, смотрит: какой сегодня день? Есть пометка, что пост?

Это очень важный вопрос: можно ли хотеть дальше или нельзя? можно съесть то, что хочется, или нельзя? И ответ на этот вопрос находится не в плоскости собственных желаний, возможностей или логических рассуждений моего Я, моего кошелька, моего холодильника, а в плоскости можно и нельзя некоего высшего, внешнего закона.

По этой же схеме работает система управления и другими желаниями, чувствами, стремлениями. Мне нравится этот молодой человек. И я ему тоже нравлюсь. И вот уже мы влюблены до «просто с ума сойти». Но есть вещи, которых делать нельзя. Хочу принадлежать вот этому, обожаемому, зеленоглазому, вот прямо без остатка… Можно? Можно. Но не сейчас.

Этому «нельзя», когда «хочется», и учит воздержание в пище

Как ни банально, плоско и прозаично такое сравнение… Но мясо, молоко – это отнюдь не зло, это дар Божий, который мы принимаем с молитвой и благодарностью. Но не сейчас, Великим постом, а после Пасхальной Литургии и после молитвы и благословения стола. Вот и дорогого человека можно любить всего, без остатка, и душой, и телом. Но вот именно телом – только после венчания. Пусть сильно хочется, пусть он сильно хочет – но ведь нельзя. Даже если он не хочет ждать и уходит… Все равно нельзя. И этому нельзя, когда хочется, и учит воздержание в пище.

Воздержание в половой сфере, воздержание в гневе, воздержание в словах – это уровень гораздо более серьезный, чем воздержание в пище. И многие соблюдающие пост в области укрощения желудка находятся в некоем антивоздержании в области управления своим языком, раздражительностью… Но все же воздержание в пище как более примитивное может подготовить нас и наших детей к более серьезным видам воздержания. Главное – понимать, что это примитивное воздержание чрезвычайно важный, но лишь начальный этап. И без этой начальной подготовки, без этой первой ступени мы бросаем своих детей на поле битвы с мiром, со страстями безоружными, нетренированными, неподготовленными.

***

Конечно, если дети не научились поститься, если они не постятся сейчас и никогда не будут поститься в будущем, это никак не означает, что они погрязнут во всех страстях, что они обязательно будут рабами своих желаний. И, наоборот, если они постятся с трехлетнего возраста и растут в воцерковленной семье, это никак не гарантирует того, что они не станут в шестнадцать лет наркоманами, алкоголиками и блудниками. Увы. Гарантий не бывает вообще. К тому же для достойной подготовки будущего воина Христова, коего мы призваны вырастить, конечно же, недостаточно просто по пятницам не готовить мясного. Но, тем не менее, пост – это педагог-помощник в деле воспитания наших детей. Пост – это данный Церковью нам и нашим детям «костыль» для прохождения узкого и непростого пути к дверям Царства Небесного.

Как и любое другое лекарство, некоторому числу людей пост не показан. Для того, чтобы принять пост, чтобы определить дозировку и условия для приема этого чудодейственного, проверенного веками лекарства, необходимо проконсультироваться с врачом-священником. Но прежде, чем просто выкинуть из своей жизни, из жизни своей семьи это целительное воспитательно-профилактическое средство, выкинуть только потому, что мы не поняли аннотацию к нему, только потому, что этому педагогическому лекарству уже несколько тысяч лет, – стоит хотя бы попробовать. А вдруг поможет? Вдруг сработает?

Купить книгу Анны Сапрыкиной "Материнские заметки" можно здесь:

Анна Сапрыкина

21 марта 2016 г.

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] См.: Василий Великий, святитель. Беседы. Беседа 2. О посте 2-я.

[2] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 2. О покаянии ниневитян // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. Кн. 3.

[3] См.: Иоанн Златоуст, святитель. О статуях. Беседа третья // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Кн. 1.

[4] http://www.pravoslavie.ru/88505.html.

[5] Тимофеева А.М. Беседы детского доктора. М., 2003. С. 92–93.

[6] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на деяния апостолов // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 1.

[7] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послания к Колосянам // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 11. Кн. 1.

[8] См.: Иоанн Златоуст, святитель. De inani gloria et de educandis liberis. §79.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
Как сделать праздник частью жизни семьи? Как рассказать детям о значении православных праздников, постах и богослужении? Об этом – новая книга Анны Сапрыкиной, представленная автором на онлайн-презентации.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье»
Издательство «Вольный Странник» и портал Православие.ru объявляют фотоконкурс «Православные праздники в современной семье». Давайте поделимся идеями, как можно создать праздничную атмосферу!
Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной
скоро выйдут в издательстве «Вольный странник»

«Литургия. Самая главная служба. Текст с объяснениями для детей и взрослых» и «Православные праздники в современной семье» – новые книги Анны Сапрыкиной, автора публикаций и изданий о православном семейном образовании.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Комментарии
Екатерина 5 июля 2021, 11:50
Трансферрин, ферритин, и % насыщения транферрина железом. Вот по этим показателям можно выяснить действительно недостаток железа. Поэтому если чувствуете усталось, разбитость, нехватку сил, плохое настроение, раздражительность надо сдать эти анализы. Врач объяснила, что хотя во многих продуктах растительного происхождения есть микроэлемент железо, которым мы пытаемся заменить мясные продукты в пост, но суть в том, что оно усваивается из них крайне плохо, поэтому все вегетарианцы обязательно принимают препараты железа. Вне поста нужно очень хорошо следить за своим рационом питания, в котором обязательно должно присутствовать мясо с высоким содержанием железа. Чтобы потом не заболеть.
Екатерина 5 июля 2021, 11:42
Нехватка серотонина приводит к разладу в работе коры головного мозга, у девочек это так называемый в медицине Предменструальный синдром, плохое подавленное настроение, депрессия, иногда даже психоз. Потом людям приходится идти к психологам и психиатрам, лечиться тяжёлыми лекарствами, вместо того, чтобы восстанавливать баланс микроэлементов в организме.Поэтому вывод один. Поститься нужно очень аккуратно. Особенно женщинам и юным девочкам. У мужчин дефицит железа бывает редко. А женский организм склонен к дефициту железа, потому что несёт ежемесячные кровопотери. И речь здесь идёт не о гемоглобине, который считают показателем уровня железа в организме. Сдавать нужно скрытое железо.
Екатерина 5 июля 2021, 11:31
Могу поделиться своим опытом! Постилась сама и детей постила с 3-ёх лет. Очень хотелось, чтобы с детства дети росли с правильным настроем. Но, к сожалению... Через несколько лет таких постов врач прописал нам железо, теперь все пьём препараты железа. Из-за недостатка железа у меня и старшей дочери началось кислородное голодание, стали тяжело дышать, выяснилось у врача,что железо участвует в формированиии эритроцитов, которые переносят кислород. Это привело к недостатку питания кислородом головного мозга и ослаблению умственных процессом. Также Железо участвует в синтезе аминокислоты триптофана, которая способствует выработке серотонина. Если будет не хватать железа, выйдет из строя всё.
C.C. 4 мая 2016, 10:25
Почему, некоторые любят обличать других в зависти? Снова согласна с комментариями Иоанны. Конечно статья о многом говорит. Но к сожалению у нас люди только стали воцерковляться, причем не всей семьёй.Я тоже стала пробовать в этом году приучать к посту детей-школьников. Увы, столкнулась с многими проблемами. Прочитав комментарий Иоанна21 марта 2016, 15:00, буду руководствоваться этим советом. Хотелось бы прочитать статью какого-нибудь автора(в частности о воспитании детей), который прошел путь воцерковления и воспитания детей с неверующим супругом. Как преодолевались трудности, как складывались отношения с супругом, какие ошибки были допущены. Наверное такой автор появится только в будущем. Простите, это не зависть, это насущные вопросы, которые хотелось бы как-то решить. Ведь нам, не идеальным семьям и таким же не идеальным христианам тоже хочется жить с Христом. А люди, которые достигли совершенства в этих вопросах пусть делятся своим опытом, а не обличают других в зависти. Это я обращаюсь не к автору, а к Сергей22 марта 2016, 19:00. А работы автора мне очень нравятся, и пусть не всё, но многое позаимствовала из её советов. Постящиеся и сильные люди, будьте снисходительны к нам малодушным и немощным. Нам нужен ваш опыт и поддержка, а не упреки.
Елена27 марта 2016, 14:27
Если статья про пост, то 90 процентов в ней будет о еде, и в отзывах - то же самое. Пост - не диета! Давайте будем об этом помнить. Воздержание в еде лишь помогает духовной составляющей поста.
Екатерина Сибирева26 марта 2016, 19:39
Статья очень понравилась, интересно читать о семьях, где соблюдается преемственность веры, пока это встречается нечасто. Мы (большинство людей среднего возраста) в нашем советском детстве знать не знали о постах и до всего доходили сами, с Божьей помощью, уже в сознательном возрасте. Пишу, т.к. ни в статье, ни в комментариях не встретила, по-моему, самое простое, но сильное объяснение поста детям - "Христос принял за тебя, за твое спасение, мучения и смерть на Кресте, а ты ради Христа от чего готов отказаться, какую, хоть маленькую, жертву ты готов принести ради любви к Господу?" И начинать, мне кажется, нужно постепенно и с малого, например, с ограничения в сладком и играх, как уже писали, но только в будние дни. Даже строго постящиеся взрослые позволяют себе время от времени постные сладости, что уж говорить о детях - им проще от мясного отказаться, чем от сладкого. И, конечно, проще в тех семьях, где постятся все, а если глава семьи пост не признает, и в холодильнике все как обычно, как будто поста нет, то очень трудно ограничивать даже себя, а уж детей тем более.
Иоанна26 марта 2016, 18:05
Можно не быть педиатром с хорошим стажем, а только мамой своих детей и церковным человеком, обладающим некоторой рассудительностью, чтобы отличить разумный подход от варварских крайностей, пусть даже творимых под благочестивым предлогом.
саша26 марта 2016, 13:32
интересная статья
Светлана26 марта 2016, 13:12
Статья хороша в целом. Чувствуется, что жизнь в семье организована удивительно чётко.

Но у меня возник один вопрос...

Автор пишет, что перед постом всем задаётся вопрос будет ли ребёнок поститься.
Это прекрасно. Но мама тут же оговаривается, что, вообще-то, пост, конечно, предрешён.
Это тоже понятно - церковная семья, все постятся.

Но если вдруг случится так, что кто-то из детей однажды не захочет держать пост, сможет ли мама спокойно и честно (ведь был дан свободный выбор) готовить ему скоромную еду?

Или выбор ребёнка - иллюзия?
Мария25 марта 2016, 19:10
Ада Михайловна Тимофеева -детский доктор с почти 60-летнимими стажем. У нее лечились мои дети, когда были маленькие - она без всякой аппаратуры ставила диагноз, который подтверждался впоследствии всяческими ультрасовременными методами обследования. Все мои дети по ее рекомендации и благословению духовника постились после грудного вскармливания и, за исключением одного из детей, который лет с 16 подсел на фастфуд все были здоровы выше среднего.Чтоб оспаривать мнение опытнейшего педиатра нужно быть, как минимум педиатром с хорошим стажем. Чтоб оспаривать мнение святых отцов, нужно по меньшей мере пребывать в той же мере, т к Господь, и днесь Тойже. Ниже я уже писала, что популярное ныне мнение, что дети до 7 лет не должны поститься взято из воздуха и передано по цепочке. Ни в уставе, ни в типиконе, ни в Правилах св. соборов этого нет! А частное мнение свт Иоанна Златоуста. я предпочту частному мнению некоторых (слава Богу, не большинства!) московских священников, благословляющих и несоблюдение супружеских постов, за которое - это уже из Номоканона! - нельзя причащаться на Пасху.
Иван25 марта 2016, 11:55
Здоровье ребёнка основной фактор, питание должно быть разнообразным, внусным, привлекательным, богатым ценными и полезными веществами нужными для нормальнлго роста и развития "маленького" человека. Бездумно отправлять детей на "хлеб и воду" - преступление, категорически против такому варварскому подходу соблюдения поста.
Марина24 марта 2016, 18:16
Статья красивая и высокая. У меня так по жизни не получилось и не получается. На третьей неделе поста всегда "приходит" дисбактериоз. Поосторожней с ограничением в белке 2х летних деток. Спаси Господи!
24 марта 2016, 12:55
Да, пост для маленьких детей это круто. Можно в школе, конечно, ничего не есть. У нас школы для детей до 11 лет заканчиваются в 16.30. Ну как ребенку целый день голодать? С собой еду брать категорически запрещено. Ничего! У старших-по расписанию. Уроки могут заканчиваться в 18 часов. С собой еду тоже запрещено носить. И как быть? Моей дочери скоро 8. Она не соблюдает посты. Она учится в католической школе, всегда рыбный лен по пятницам, хоть это хорошо. Но на пост я не готова. У кого дети постятся, что вы им на завтрак даете? Меня особенно завтрак смущает. Моя всегда ест йогурт или кашу. Хлеб с вареньем-не вариант. И так дети много сахара едят. Елена Михейлис
Вероника23 марта 2016, 19:42
Мне эти *материнские заметки* очень понравились.Видно,в своей семье Анна Сапрыкина создала ПРАВИЛЬНУЮ атмосферу.Но для этого надо быть очень духовным человеком. Эта женщина - великая труженница! Редко кто учит детей с пеленок ,что *хотелки* должны занимать последнее место в жизни.
Ведь воспитание ребенка в православном духе - это не акции от поста до поста,это ГРОМАДНЫЙ каждодневный ТРУД.И если женщина ЖИВЕТ православием ,то дети будут расти не в фальшивой атмосфере.Анна,дай Вам Бог здоровья! и всем мамам - терпения.
22 марта 2016, 23:03
Спасибо за статью.
как ремарка- "... Современные технологии разведения животных основаны на ускоренном взращивании коров, птиц и свиней путем их стимулирования гормоносодержащими препаратами.
Этот факт является причиной акселерации, появившейся у подрастающего поколения. При постоянном употреблении мяса, содержащего стимуляторы роста, происходит ускорение роста и физического созревания детей.....".

Иоанна22 марта 2016, 19:51
Наталья, позвольте дать вам совет. Приобщайте сына к церковной жизни, старайтесь, чтобы он почувствовал любовь Божию. Не делайте пока акцент на пост. СО ВРЕМЕНЕМ всё встанет на свои места. И молитесь за него. Да поможет вам Господь!
Сергей22 марта 2016, 19:06
Давно не читал такой целостной, грамотной и лаконичной статьи. Автор очень смело передаёт свой ЛИЧНЫЙ опыт. "Поругание" этого опыта неизбежно. Многие православные в своих комментариях откровенно завидуют автору и её успехам в воспитании. Возможно она обличила и кого то из "взрослых православных" чёткостью и обоснованностью своей позиции. Как необычайно важен и безкомпромисен чин анафематствования нашей Церкви, так же целостно изложена позиция автора по вопросу детского поста. Читая получил истинное удовольствие.
Иоанна22 марта 2016, 18:41
Мария, это не "церковные реформаторы", а уважаемые московские батюшки, многие из которых сами росли в церковных семьях, вот как наш настоятель. Он повторяет то, что говорили своим прихожанам его дед и отец, все священники: беременные и дети до 7 лет НЕ постятся. В наших храмах тучи младенцев, а вот подростков - сколько? Куда они все деваются? Самый частый случай - родители "перегнули палку". Григорий, откровенное мясо - это кусок мяса, котлета, сосиска. А гарнир, даже если на нём оказался мясной соус - можно.
Светлана Коновалова22 марта 2016, 14:29
Простите меня,я сама уже давно пощусь и вот пришла к таким выводам-надо поступать по любви и не делать из поста идола,а приучать малолетних детей к посту это ,по моему ,фарисейство и гордыня,вот какие мы православные,а православие заключается только в проявлении любви к ближнему, о чем говорят все мудрые старцы,а святые отцы,которые здесь упоминаются, жили в прекрасной экологической среде и ели экологически чистые продукты.А вот если маленьких детей взять и сходить с ними в детскую больницу,например,и отнести сладости и т.д.больным детям,да еще и малообеспеченным,и сказать своему ребенку,что его конфетами мы угостим нуждающегося ну и т.д.у каждого своя интерпретация поступка,вот тогда действительно для ребенка пост будет понятен в его истинном смысле,а то у нас у православных все сводится к диете.Почитайте отца Павла Груздева.Простите,с уважением,Светлана.Дай Бог всем деткам здоровья.
ТаняСем22 марта 2016, 12:26
Иоанна 21.03.2016 15:00,большое спасибо вам за добрые слова и поддержку,конечно стараюсь по мере сил,но так хочется,чтоб по Божьим заповедям все получалось,но вы правы,что Господь и намерения целует,буду по силам вносить свою лепту,а Господь Сам управит и буду надеяться,что поможет! Доброго здоровья вам и радостного Поста!!!Слава Богу за все!!!
Татьяна22 марта 2016, 11:27
Очень хорошо, что ребенок приучен в посту, я сейчас имею в виду пост кулинарный. Но когда ребенок, отказываясь от сосиски и предлагает ее своему другу, однокласснику или кому-нибудь еще, кто не постится, то, я считаю, что это плохо. Получается так- сам спасаешься, а других подставляешь....
Ирина22 марта 2016, 11:21
Хорошая статья.Вот только не согласна,что пост-это отказ от животной пищи,а не от сладкого,одежды и т.п.Некоторые безболезненно откажутся от мяса,а вот от конфет,телевизора,компьютера,кстати и красивой одежды,которая более подходила бы в пасхальные дни,если и откажутся то с трудом.Некоторые мудрые батюшки советуют родителям не столько лишать в посты детей животной пищи,сколько ограничивать их в пристрастиях,это и компьютеры,и сладости,и др.Ну наестся ребёнок постной каши,уткнётся в экран гаджета и всё.Где здесь пост?
Елена22 марта 2016, 07:34
Дай Бог Вам здоровья, Анна! Всегда читаю Ваши статьи. Меня с мамой к посту приучала бабушка Нина! Царство ей Небесное! Было тяжеловато в последних классах школы. А сейчас, по прошествии времени в Великий пост ощущаю благо от поста. Нет даже радости от вкушения мяса в постные дни, а наоборот. Если родители своим примером будут показывать, как надо постится, то детская отзывчивая душа сама захочет поста. Главное любовь. Спасибо за статью!
Григорий22 марта 2016, 05:32
Иоанне. Сильно сказано - откровенное мясо!
С постом приятным. Главное не делать из поста идола, иначе в суеверие впасть можно. Пост только средство ко спасению, наш помощник на пути к Богу. Он ведь когда призовёт к Себе нас не будет спрашивать, ели мы мясо, нет ли. Ему важно что в сердце нашем, увидит ли Он в нём Своё отражение, а мы в свою очередь почувствуем ли Его Прикосновение, Его Любовь Бесконечную. Вот это и главное.
Екатерина21 марта 2016, 22:13
детский пост возможен только в той семье,где строго постятся родители.У нас глава семьи- против поста,это определяет многое.Против папы не пойдёшь, холодильник ломится,так сказать..Дети воцерковлены,ведут посильную духовную жизнь,но к посту не приучены, да и папа не велит.. Первую и последнюю неделю держим круговую оборону)))
Наталия21 марта 2016, 21:34
У меня четвёртый Великий пост, имею послабление по болезни. Сыну 11 лет, тоже не очень здоров. Не знаю, как приучить его к посту, да и нельзя ему полностью его соблюдать. Чтоб не было ему в тягость, договариемся, что не будет кушать сладкое, играть в компьютерные игры (хотя он итак мало в них играет и они без всякого насилия и магических штучек), смотреть мультики только два дня в неделю, кроме среды и пятницы. В еде постится частично: варю постный борщ - ест. Совсем без мяса не может, рыбу не любит, а овощные блюда практически не ест, тоже не любит, "не лезет", только через силу и со слезами. Вот такой у нас пост уже не первый год. Как усилить его, чтобы ребёнок сам смог и захотел на столь длительный период или хотя бы на несколько дней отказаться от мяса - не знаю. Без кефира (молоко не пьёт, желудок не держит) оставить сына не могу, так как желудок нездоровый. Смысл поста объясняла, но в виду горячей нелюбви сына к овощной пище, особенно грибам,фасоли (последние и не очень-то ему можно), отказ от мяса почти нереален, а рыбу он итак не очень любит. Объяснять, что постишься - значит, взрослый - не вариант, не сработает. Что нам делать в таком случае - может, кто опытный подскажет?
Иоанна21 марта 2016, 15:34
Дорогая ТаняСем! Делайте то, что в ваших силах, и ваше старание будет ценно для Господа. Господь и намерение милует, как мы знаем. Отец Алексий (Уминский) давно ещё так благословлял: детям-школьникам МОЖНО есть в школе то, что дают, кроме откровенного мяса. А дома уже пусть они постятся вместе с вами. Мне такой подход по душе. Тем более, у вас даже ещё не школьник, а малыш детсадовского возраста. Так что переживать не стоит. Да поможет вам Господь!
мария21 марта 2016, 15:00
Иоанна, в статье не написано нигде, что несоблюдение поста младенцами является грехом! И советоваться с духовником по поводу поста 2 летнего-как и всех остальных возникающих вопросов и можно и нужно. Если у Вас есть дети, Вы должны знать, что ребенка, не приученного к посту до 7 лет, вряд ли получится легко приобщить к нему по достижении этого рубежа. Кроме того, НИГДЕ не сказано - ни в Церковном уставе, ни в канонах, что ребенок до 7 лет не должен поститься. В Правилах есть разрешение ослабы поста для родившей в Страстную неделю женщины в виде небольшого количества вина и елея. А насчет частных мнений: мне как-то больше доверяется святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту, чем нашим церковным реформаторам, сочиняющим правила от ветра в голове - первые находятся, мы знаем, где, а где те окажутся, неизвестно. И последнее, если Вы читали статью, автор пишет о себе, что она с младенчества соблюдала пост без рыбы, как и дети в ей знакомых воцерковленных семьях, как видите, это не помешало ей остаться в Церкви. По-моему, главная мысль статьи как раз о самом простом средстве еще в детстве научиться управлять своей волей, что поможет избежать и бунта и греховных падений в период гормональных изменений.
Иоанна21 марта 2016, 13:09
Зачем брать благословение духовника на пост 2-летнего ребёнка?? Есть церковные правила: пост - с 7 лет. Зачем эти крайности? Для младенца достаточно отказаться от мяса и сократить сладости. Жёсткий пост мы можем устроить себе, а с детьми надо быть аккуратнее. Иначе в подростковом возрасте можем получить бунт. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОМ ребёнку есть в пост рыбу, яйца и молоко.
ТаняСем21 марта 2016, 13:05
Очень полезные советы для нас всегда нахожу у Анны Сапрыкиной и слава Богу!!!!что у нее сложилась правильная церковная и мирская жизнь,что хватило силы воли и духовности выстроить именно так свою жизнь,что"телесные отношения-только после венчания,что сосиска-всегда сокурсникам в постные дни",но.....я вот незнаю как объяснить своей доче о силе Поста и о его канонах,кроме как не есть скоромного и то ...в садике она ест все,что дадут,т.к я мать-одиночка в 48 лет и забираю ее только вечером после работы,хотя и в Храм ей нравится ходить,хоть и редко это бывает,прости меня,Боже,грешную!А автору статьи счастливого,нелицемерного Поста и семейной радости в Пасхальные дни!!! Слава Богу за все!
Любовь21 марта 2016, 12:43
Замечательная статья, вот только мнение доктора Тимофеевой том, что двухлетние дети могут поститься даже без рыбы-это уж как-то совсем круто...Некорректно сравнивать питание наших предков и наше.Качество продуктов на столах большинства наших соотечественников даже рядом не стояло с тем , что ели наши предки, взять хотя бы хлеб. И, к сожалению, фрукты, каждый день в марте далеко не все могут себе позволить. Молоко доступнее.
ТАТИАНА1721 марта 2016, 12:01
"Когда демократические массы наших желаний командуют нашей волей,разумом,духом." Анна,как это правильно и хорошо сказано! Очень толковая статья;всем ,кто имеет детей,НАДО обязательно внимательно прочитать и сделать для себя выводы.Конечно,дело не в сосисках (хотя и в них тоже),задача - в обуздании своего "хочу". И,безусловно,в семье очень важен ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР родителей.Мне кажется,что НРАВСТВЕННЫЙ ТОН в семье задает все-таки женщина.
Благоприятного всем ПОСТА!

Татиана21 марта 2016, 11:18
Срасибо! У вас редкий дар не ворчать, а очень корректно убеждать в необходимости поста для духовной и физической пользы.
Виктория21 марта 2016, 11:04
Анна, спаси Господи за статью. Очень грамотно написано. Полностью с вами согласна. Моя 4летняя дочка тоже начала поститься вместе с нами. И пусть пока это только отказ от конфет на время поста. Но когда ей предлагают конфетку она говорит, что сейчас пост и нельзя.
Сергей21 марта 2016, 10:51
Спасибо за статью.
Лидия21 марта 2016, 10:45
Как и всегда с большим вниманием и интересом читаю работы Анны Сапрыкиной. Большое спасибо. Умные, проверенные собственным опытом, подтвержденные Святыми отцами, советы, очень помогают разобраться в проблемах семьи и воспитания детей. И не только маленьких. Но и строить отношения, воцерковляться вместе со взрослыми детьми. Еще раз, спасибо.
Любовь21 марта 2016, 09:55
Спаси Господи за статью! Многая и благая лета всем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×