Введение во храм Пресвятой Богородицы: встречаем праздник вместе с детьми

Материнские заметки

Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября по старому и 4 декабря по новому стилю) – первый праздник на пути Рождественского поста. Праздник особенный. Праздник, который может соединить жизнь нашего дома с жизнью нашей Церкви. Праздник, который может стать для нас живым учителем: он и учит, и воспитывает всех празднующих. Впрочем, это особенность любого явления в жизни Церкви.

Как именно встречать этот праздник, наверное, не так уж и важно. Главное все-таки, чтобы эта встреча вообще состоялась. Каждая семья ищет и находит свой собственный путь к храму, к празднику, вообще к соединению жизни дома с Церковью. И если мы только захотим этого, мы сможем всей семьей включаться в круг православного года.

Рассказ о празднике

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар, XIV век Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар, XIV век

27 ноября – заговенье на Рождественский пост. И сразу «хорошая новость»: обязательно сообщаем детям: «Скоро Введение!» Для старших детей это напоминание, для младших – скорее смутное воспоминание, а то и вовсе загадка. Сегодня мы сказали: «4 декабря – Введение», и назавтра сказали: «Уже совсем скоро Введение»… Так этот праздник уже становится некоей ближайшей целью, ожиданием. За три-четыре дня до праздника рассказываем детям о том, как святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою трехлетнюю Дочку, Богородицу.

Чтобы подготовиться к такому разговору с детьми, можно самим почитать «Закон Божий» или, например, такую статью о празднике Введения во храм. Мы прочитаем что-то для разговора с детьми – и таким образом сами что-то узнаем, чему-то научимся. Это очень важный момент: таким образом обучение Закону Божию становится общим делом всей семьи, а не просто неким предметом в некоем учебном заведении.

В какой форме мы расскажем об этом детям, зависит от ситуации. Внимание к собственным детям подскажет, когда и как уместнее всего это сделать. Может быть, за ужином папа или мама расскажут своими словами об этом событии. Или прочитают текст из того же «Закона Божия», из «Священной истории». Можно поговорить с детьми, укладывая их спать. Может быть, дети сами начнут спрашивать: «Так что же такое Введение? Так когда же будет Введение?» И тогда папин или мамин рассказ будет ответом. Иногда дети начинают спрашивать, а папа и мама отвечают: расскажу вечером, – или: расскажу завтра. Тогда интерес, внимание обостряются. Когда старшие дети уже большие, то часто мама начинает рассказывать – и дети сами продолжают этот рассказ для младших. Или все старшие дети начнут наперебой рассказывать друг другу и младшим, кто что вспомнил. Так дети узнают – или вспоминают – о том, к какому именно событию готовится Церковь, к какому событию готовимся мы.

Чтобы закрепить услышанное и для большей наглядности рассматриваем вместе изображения, посвященные этому событию. Это просто: в любой поисковой системе заходим в «Картинки». Прекрасные иконы Введения во храм собраны, например, здесь.

Икона – это «зримое» учение Церкви. Иногда достаточно просто внимательно рассматривать это «богословие в красках». Вот святые Иоаким и Анна, они бережно ведут, охраняют на пути свою маленькую Дочь. Следом за Богородицей идут девы с горящими свечами. Большие ступени храма. Праведный Захария протягивает руки к трехлетней Девочке – будущей Матери Божией. Часто в верхнем углу иконы есть изображение Пресвятой Девы и ангела: по преданию, ангелы служили Пречистой Отроковице, когда Она жила в храме, и приносили Ей пищу. Хорошо сравнивать разные варианты написания икон, а также живописные изображения – и гравюры Гюстава Доре, и полотна великих художников. Иногда это «разглядывание» занимает много времени, и можно отложить такой этап «урока» на следующий день, особенно если мы рассказали детям о празднике перед сном.

Тропарь, кондак, величание

В тропаре и кондаке празднику как бы сконцентрировано праздничное богослужение, отношение Церкви к событию праздника. Хорошо было бы детям, как и всем нам, знать тропари наизусть. Но мне с детства претит идея вызубривания каких бы то ни было молитв. Мне кажется, молитвой нужно молиться, а не мучить детей. Поэтому мне ближе какие-то более естественные формы узнавания богослужебных текстов.

Чтобы тропарь выучить, его надо попросту много раз спеть – имея перед глазами текст, написанный и украшенный детьми

Логика такова: чтобы тропарь узнать и выучить, его надо попросту много раз спеть. Чтобы начать петь – надо иметь его перед глазами во время молитвы. Чтобы его иметь перед глазами, надо его написать большими четкими буквами и повесить на уровне глаз рядом с иконами. Вот и вся методика.

Чтобы все это претворить в жизнь, за несколько дней до праздника я предлагаю детям написать тропарь Введению во храм, а также кондак и величание. Для этого я готовлю листы плотной бумаги (например для черчения, формата А4). Для пяти-шестилетнего ребенка подготовка такая: разлиновываю лист, оставляю поля; простым карандашом пишу тропарь празднику по-церковнославянски. Пишем буквы четко, но нажимаем несильно. Для того чтобы подготовить этот текст, необязательно хорошо знать грамматику церковнославянского языка: просто открываем текст службы празднику Введения – тропарь церковнославянской графикой на второй странице. Кондак – внутри канона празднику.

Текст подготовлен, и я собираю детей. Сама прочитываю слова тропаря, что надо – перевожу. «По дороге» обсуждаем, где что непонятно. Кондак Введению, по-моему, вполне понятен, а вот собственно тропарь этого праздника не самый простой.

Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.

Пересказать этот тропарь можно примерно так: сегодня мы празднуем предвестие благоволения, милости Божией и подготовку к проповеди о спасении людей; в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа; и мы Ей во весь голос воскликнем: радуйся, исполнение промышления, заботы о нас Создателя (по «Закону Божию» прот. С. Слободского).

Богородица входит в храм: Она начинает Свое служение Богу, Она готовится стать Матерью Бога. Это событие говорит о том, что уже совсем скоро Господь придет на землю и спасет людей.

Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Чтобы услышать, как именно поются тропарь и кондак, можно нажать на кнопку прослушивания под соответствующими текстами здесь. Заодно постепенно запоминаем, как поется четвертый тропарный глас.

Тропарь прочитали, разобрали, послушали – теперь предлагаю ребенку обвести слова тропаря тонким маркером, фломастером, гелевой ручкой или пером для каллиграфии – на вкус и возможности каждого ребенка. Буквицу – первую букву – предлагаю раскрасить и украсить. Дети часто сами придумывают, как оформить текст. Так мы с детьми вместе готовимся к предстоящему событию.

Украшение текстов тропаря, кондака, величания – особый вопрос. С помощью этого украшения мы можем многому научиться. Можно украсить текст орнаментом, древнерусским или византийским. Срисовать эти орнаменты можно из молитвослова. Я использую также специальные церковнославянские прописи, где есть пошаговое исполнение самых простых орнаментов. Рисование орнаментов помогает детям сосредоточиться, успокаивает.

Но есть еще более важная тема. При оформлении буквицы, на полях, вокруг всего текста я предлагаю детям нарисовать простые иллюстрации: некоторые образы из иконографии и гимнографии праздника.

Когда дети срисовывают, они внимательней изучают саму икону и ближе, «руками» узнают изображенное

Зажженные свечи. На иконах Введения во храм изображаются девушки, которые со свечами в руках провожают трехлетнюю Богородицу в храм. И мы можем изобразить на полях эти зажженные свечи – дети могут срисовать их именно с иконы праздника. Когда дети срисовывают, они волей-неволей внимательно изучают саму икону и вообще ближе, «руками» узнают иконописные изображения.

Ступени. Можно нарисовать ступеньки, те самые, по которым маленькая Мария поднималась ко входу в храм. По преданию, этих ступенек было 15, и можно изобразить их все, а можно срисовать ступеньки с иконы – на иконах обычно всего две-три ступенечки.

Диадема. Корона – символ царя и царства, образов, которые пронизывают службу праздника. Ведь святые богоотцы Иоаким и Анна приводят свою Дочь в храм как невесту Царю Небесному: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой. И ты поклонись Ему» (Пс. 44: 11–12). «Диадиму Тя царскую прием, храм, Богоневесто…» – говорится в 6-й песне канона празднику.

Весна (цветущие ветки). «Се днесь возсия концем весна радостная…» – это 7-я песнь канона Введению. Не только весна, но и вообще цветы, особенно белые — это символ Пресвятой Богородицы, Ее чистоты.

Эти и другие подобные образы вообще можно использовать в оформлении всего дома к празднику. Когда мы предложим детям такие темы в качестве иллюстраций, мы обязательно объясним, какое отношение все это имеет к Введению во храм. А значит, дети смогут лучше познакомиться с богослужением, глубже вникнут в смысл события. Процесс рисования будет закреплением «пройденного материала» – рассказа о празднике.

Для старших детей я только разлиновываю лист, они уже сами списывают текст тропаря на церковнославянском. Когда много детей, технически дело обстоит так: один ребенок пишет (или обводит) тропарь, другой – кондак, третий – величание празднику, четвертый делает орнамент-рамку, украшает тексты изображениями. Найти дело можно каждому, главное – чтобы дети участвовали с радостью, активно. Иногда вопрос распределения «работ» решается просто: кто-то один с готовностью берется списывать тропарь, а другие вообще отказываются, не хотят или у них много других занятий. Это не страшно: когда мы встанем на молитву, все будут видеть этот текст, все его будут прочитывать и петь, поэтому познакомятся с написанным текстом все дети. Когда, наоборот, все хотят писать один и тот же тропарь – тоже не проблема: пусть будет несколько экземпляров. Один мы повесим на кухне или в столовой, другой – в спальне, третий возьмем с собой в храм, чтобы подпевать хору во время службы.

Иногда тексты получаются красивыми, иногда – не очень. Безусловно, величание, которое подготовил пятилетний ребенок, будет написано старательно, но криво и украшено тоже соответственно. Но это ведь не работа на оценку детских достижений и не на оценку маминого педагогического творчества. Пусть кривовато, пусть с исправлениями – зато ребенок делал сам. Нам важен не только результат, но и процесс этого обучения. Собственно, как раз процесс и есть обучение.

В любом случае хотя бы один написанный и красиво оформленный тропарь мы размещаем рядом с иконами. Так, чтобы мы могли видеть этот текст, вставая всей семьей на молитву. Например, в одной квартире у нас рядом с иконами стоял холодильник, и мы прикрепляли текст молитвы магнитами к холодильнику. Потом мы переехали, холодильник оказался слишком далеко от икон – и мы стали приклеивать текст малярным скотчем к шкафу под иконами. Сейчас мы взяли рамки для фотографий, вставили в них тексты тропаря, кондака и величания и повесили рядом с иконами.

Перед тем, как сесть за стол, мы обычно все вместе поем «Отче наш». Наступает канун праздника – и вместо привычной молитвы мы поем тропарь Введению Пресвятой Богородицы во храм. Это уже праздник – то, что нарушает будничный, привычный распорядок дня. Тропарь празднику мы поем каждый раз, когда садимся за стол, и в сам день праздника, и до самого дня отдания – до 8 декабря. Текст перед глазами – ничего учить наизусть не надо. Тот, кто читать не умеет или пока плохо справляется с церковнославянской графикой, – просто подпевает. Если мы поем тропарь вот так, по нескольку раз в день, то к отданию этот текст все знают уже наизусть.

Кондак и величание мы поем по дороге в храм, поем, заканчивая вечерние молитвы, – тоже до самого отдания. Так наша жизнь приближается к празднику.

Накануне праздника

Именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы начинаем потихонечку украшать наш дом к Рождеству Христову. Сейчас, в начале поста, вырезаем снежинки в неограниченных количествах. Делаем бумажных ангелов. Всем этим можно начать заниматься заранее, чтобы перед праздником сократить уборку. Ведь если дети начали резать бумагу – обрезки обязательно разнесутся по всему дому… В канун праздника прикрепляем снежинки и бумажных ангелов к окнам, подвешиваем к потолку. Так на первый праздник Рождественского поста мы начинаем подготовку к Рождеству.

Канун праздника – это еще и большая готовка: я стараюсь приготовить всю еду заранее, чтобы назавтра, когда мы вернемся из храма, можно было сразу садиться за стол.

3 декабря утром, если это будний день, работа и учеба по полной программе. Но к вечеру мы стараемся освободиться и попасть на службу. Пропускаем же мы тренировки, когда болеем. Вот и сейчас можно пропустить: двунадесятые праздники всего двенадцать раз в году, как это не трудно подсчитать, причем часть из них попадает на каникулы и выходные.

Перед тем, как идти на всенощную, снова вспоминаем с детьми, какой именно наступает праздник. Можно включить документальный фильм о Введении во храм, такие фильмы обычно совсем короткие, ознакомительные. Напоминаем детям, что в богослужении «богородичный» цвет – голубой, и сегодня священнослужители будут в голубых облачениях. Стараемся надеть девочкам голубые платочки, иногда и голубые платья, мальчики стараются отыскать тоже что-то голубое или синее – но это, конечно же, не догма, к тому же не всегда технически выполнимо.

Мы приезжаем в храм ближе к помазанию. Попасть на всю службу – это что-то из далекой, недоступной девической жизни… Обычно папа идет в храм, часто со старшими детьми, а я с младшими остаюсь на улице (или в детской комнате, если таковая при храме имеется).

Ближе к Евангелию мы присоединяемся к папе. И получается, что дети оказываются в храме в те полчаса, когда поется и тропарь, и кондак, и величание Введения во храм. Это тексты, которые дети уже узнают, – ведь они совсем недавно писали и даже пели эти слова. Подобные песнопения перестают быть для детей некоей фоновой церковной музыкой: теперь всё понятно, теперь это символ праздника. Дети часто подпевают хору, особенно величание – его очень легко запомнить.

Малыши с удовольствием отмечают: да, священники действительно все в голубом. И уже знают, что это – в честь Пресвятой Богородицы. И сразу обращают внимание: и бантики на лампадках голубые, и аналои, и закладка в большом золотом Евангелии. Или «непорядок»: один алтарник почему-то в белом, а другой – в золотом… Так даже маленькие дети становятся несколько внимательнее к происходящему в храме.

Во время помазания на всенощной читается праздничный канон, поются ирмосы на «катавасии». И сегодня это совершенно особенные песнопения, и мы с радостью узнаем их. Родные и любимые рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите!» Я напоминаю детям, что сейчас они услышат эти слова, – и это всегда оказывается настоящим маленьким чудом. Так праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы оказывается «дверью» к празднику Рождества Христова.

Все, о чем говорили с детьми дома, находит «подтверждение» в храме. Все, что было словами, – в церкви центр жизни

Подходим к помазанию, и дети вместе со всеми верующими прикладываются к иконе Введения во храм. Мы уже рассматривали дома подобные изображения – икона оказывается знакомой, родной, ожидаемой даже для малышей. Мы смотрели картинки в интернете – а теперь мы прикладываемся к ножкам маленькой Девы Марии. Все то, о чем мы говорили с детьми дома, находит «подтверждение» в храме. Все, что было словами, – здесь, в церкви, центр жизни. Так богослужение оказывается не только молитвой, но еще и вершиной в своеобразном растянутом, живом «уроке Закона Божия»…

После вечерних молитв мы открываем с детьми тот евангельский текст, который будет прочитываться завтра во время праздничной Литургии. Это похвала Пресвятой Богородице, тексты, которые читаются во время всех Богородичных праздников. Если мы завтра попадем на службу к началу, то дети услышат это евангельское чтение по-церковнославянски, из уст диакона – и поймут, что именно читается в храме. Если опоздаем, что вполне возможно, то мы, получится, все-таки услышали те слова, которые нам предлагает Церковь в этот праздничный день.

Дети в постелях – мы выключаем свет, зажигаем свечу. И при детях читаем вслух канон празднику Введения Пресвятой Богородицы. Мы, обремененные не только тяжелым игом грехов, но и благим игом родительства, далеко не всегда можем спокойно и сосредоточенно помолиться в храме. А тут появляется возможность прочитать удивительные слова, которые Церковь преподносит именно сегодняшнему событию, помолиться трехлетней Богородице и Ее родителям в относительной тишине. Сначала канон празднику, потом – правило к Причастию. И дети постепенно засыпают под чтение этих молитв. Может быть, сегодня они заснут быстро – и мы с мужем останемся на молитве вдвоем…

День праздника

А утром мы все идем в храм, обычно причащаемся. Если это будний день, то хотя бы на раннее богослужение. Одеваемся нарядно, снова по возможности в голубое. По дороге в храм, в машине, поем тропарь, кондак, величание – чтобы напомнить детям о празднике.

После Литургии возвращаемся домой, садимся за праздничный стол. Разложили еду по тарелкам – и пока дети еще голодные и поэтому едят молча, мы стараемся что-то почитать. Что-то, что поможет нам вернуться мысленно к сегодняшнему событию. Можно взять проповеди на день Введения во храм – отца Иоанна (Крестьянкина), владыки Антония Сурожского, слова святого Григория Паламы, святителя Филарета Московского к этому празднику… Не проповеди целиком, ни в коем случае. Целиком можно почитать вдвоем с мужем. А сейчас просто зачитаем вслух пару фрагментов из теста проповеди, просто что-то интересное. Если это будет буквально одна-две фразы, одна мысль – это никак не перегрузит детей, никак не наскучит и не вызовет отторжения. Зато настроит нашу семейную трапезу на определенный лад – на праздник Введения Пресвятой Богородицы.

В остальном день обычный, но «выходной», даже в будни. Если есть возможность, можно куда-то сходить – в музей, в парк или пригласить гостей. Дети смотрят мультики, фильмы, гуляют, катаются на коньках… Помимо общеобразовательной школы у наших детей много других занятий, и обычно дети не пропускают их. Но в такие праздники у нас правило: дети сами могут выбрать, пойти им на занятия или нет. Так, самбо они с удовольствием пропускают, а вот попасть на занятие в художественную школу – это для них само по себе праздник. Так что мы живем в этот день обычной нашей жизнью, но по «праздничному варианту». И каждый раз перед едой поем тропарь Введению во храм – и это снова возвращает нас к сегодняшнему событию.

Вспоминая всенощную праздника, на вечерней молитве мы споем детям или вместе с детьми Рождественские ирмосы. Если каждый день, укладывая детей, петь эти слова – в конце концов мы все выучим их наизусть, причем снова без всякого напряжения.

Церковь вспоминает рождественские молитвословия – значит, Рождество потихонечку приходит в наш дом, и мы уже готовимся его встречать. Так что на ночь – сюрприз. С сегодняшнего дня мы начинаем петь колядки – русские, украинские, а также английские, французские, сербские. Минорными рождественскими песнями я укладываю детей спать, мажорные поем как получается. С этого дня мы достаем диски с колядками… Таким образом к Рождеству эти песни дети выучат наизусть – и тоже без напряжения и вызубривания. С этого дня (в реальности скорее с завтрашнего) мы вообще готовим наши рождественские праздники, учим стихи, украшаем дом. Впрочем, об этом я уже писала.

Урок жизни

Подобная подготовка к празднику оказывается для детей настоящим живым уроком. В этом уроке – и священная история Нового Завета, и церковнославянский, и знакомство с богослужением… Но таким образом дети не просто «учатся», не просто «проходят» что-то, но «проживают» это событие церковной жизни. Введение во храм Пресвятой Богородицы становится праздником нашего дома – а значит, праздником, родным для наших детей. Мы не просто получаем информацию, за правильное усвоение которой можем получить «пятерку» и похвалу в дневнике, – но снова и снова со всей нашей Церковью провожаем трехлетнюю Отроковицу, сами приветствуя Богоневесту во время богослужения в храме… В этом обучении основание – в родном доме детей, а завершение – в церкви. Это и есть наша задача: не просто передать детям знания, но приобщить наш дом Церкви.

Впрочем, вся эта «программа домашнего образования», как все вообще подобные планы, – всего лишь инструмент, вспомогательная, наглядная, но только – форма. Форма помогает нам «держать курс», не более того.

Содержание обучения – это не то, чему мы учим, а то, как и чем живет наш дом и живет ли он действительно Церковью

Эта форма, эта схема «обучения» и «подготовки к празднику» – вещь удобная. Но совсем не всегда все получается так ровно и красиво. Иногда все получается довольно скомкано, стройные планы нарушает реальная жизнь: дети болеют, в расписание занятий вклиниваются концерты-соревнования, работы слишком много, да и просто у самой нет сил… Или я забываю что-то подготовить заранее. Но когда этот план есть – тогда есть шанс, что все получится, и, может быть, даже больше запланированного. А если не получается – это тоже не беда. Беда бывает тогда, когда мама кричит на детей, раздражается на мужа, дергается, унывает и отчаивается – и все из-за попыток нарисовать тропарь, или приготовить салат к празднику, или даже успеть на всенощную. Беда, когда мы во что бы то ни стало пытаемся соблюсти форму, попирая содержание. А содержание… это не то, чему мы научили детей, а то, как живем мы сами, родители. Чем живет наш дом, и живет ли он действительно Церковью.

Содержание – следование за Матерью Божией, за трехлетней Девочкой и за Ее родителями, сегодня ведущими свою Дочку в храм… «Раба Божия бых аз», – говорит праведная Анна священнику Захарии в 8-й песне канона Введению. Она приходит в храм, чтобы «Рожденную привести Давшему Ю». Истинное воспитание, истинное образование – воспитывать своих детей не как свою собственность, а как Божиих сыновей и дочерей. Не для себя растить наших детей, а для Бога. У нас может быть много планов, много идей, много амбиций, много собственных представлений о том, кем должны быть наши дети, чем они должны заниматься, какими они должны вырасти. А Господь по Своему усмотрению ведет этого человека – нашего ребенка – по Ему ведомому, Ему угодному пути… И путь нашего ребенка может быть совсем не таким, какой мы навоображали.

Но пойдут ли наши дети по этому, Богом данному пути? Мы можем этого хотеть, мы можем и будем об этом молиться. Будем направлять ребенка. Будем наставлять, советовать, учить. Любить. Но не нам решать, куда и как он пойдет в жизни. Решение за самим ребенком. Святые праведные Иоаким и Анна повели свою Дочку к храму – но в храм Она пришла сама, это был Ее выбор, Ее добрая воля, Ее решение. И наше дело вот так же спокойно, внимательно и заботливо, как святые богоотцы, вести своих деток к Господу… Поручая Богу – истинному Отцу, Учителю и Воспитателю – каждого своего ребенка. Посвящая Ему и своих детей, и самих себя, и весь дом свой. И всю жизнь свою.

Анна Сапрыкина

2 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
Как сделать праздник частью жизни семьи? Как рассказать детям о значении православных праздников, постах и богослужении? Об этом – новая книга Анны Сапрыкиной, представленная автором на онлайн-презентации.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье»
Издательство «Вольный Странник» и портал Православие.ru объявляют фотоконкурс «Православные праздники в современной семье». Давайте поделимся идеями, как можно создать праздничную атмосферу!
Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной
скоро выйдут в издательстве «Вольный странник»

«Литургия. Самая главная служба. Текст с объяснениями для детей и взрослых» и «Православные праздники в современной семье» – новые книги Анны Сапрыкиной, автора публикаций и изданий о православном семейном образовании.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Комментарии
Татьяна Нн 5 декабря 2016, 19:34
Спаси Господь,Анна!Такая нужная,добрая,мудрая статья!Благодаря вашим публикациям в нашей семье появилось много хороших традиций-чтение перед сном,пение колядок и др.Низкий Вам поклон!Каждая такая статья приносит мне гораздо больше пользы,чем огромное количество книг по воцерковлению детей,педагогике,до-и школьному обучению и психологии
Ольга 3 декабря 2016, 22:03
Какая ПРЕКРАСНАЯ статья! Спасибо!
Ольга 3 декабря 2016, 13:22
Спасибо автору!
Каждый раз чувствую себя маленькой девочкой, попавшей в сказку :)
Наталия 3 декабря 2016, 13:20
Как же все кропотливо-кропотливо, до мелочей. Даже подбор одежды голубого цвета и пение в машине, праздничный стол. Здорово, когда есть желание и силы на такое кропотливое делание. С Праздником!
Юлия 3 декабря 2016, 13:05
Анна, спаси вас Господь. Пишите больше таких статей. Людям без искры и фантазии они как воздух. И за это отдельное спасибо: "Беда бывает тогда, когда мама кричит на детей, раздражается на мужа, дергается, унывает и отчаивается – и все из-за попыток нарисовать тропарь, или приготовить салат к празднику, или даже успеть на всенощную. Беда, когда мы во что бы то ни стало пытаемся соблюсти форму, попирая содержание. А содержание… это не то, чему мы научили детей, а то, как живем мы сами, родители".
Андрей 3 декабря 2016, 01:52
Помоги Вам, Господи, Анна. И мужу Вашему. И детям Вашим. Чтобы дети Ваши стали монахами, Матушками,Священниками и "просто" хорошими честными православными людьми. Ваш рассказ для меня,- мечта, сказка. Но, видимо, всё это есть... И семьи такие, и жёны, и мужья... Благодать Вам на Благодать... И ещё раз Благодать... Спасибо, что поделились...Как до Святых, как до Звезды, так и тут...
3 декабря 2016, 00:29
Спасибо, Анна, за ваш рассказ. Какой творческий подход, как всё интересно и в то же время просто! Только сегодня за ужином я рассказывала пятилетней внучке про маленькую Деву Марию, как родители привели Её в храм и Она стала жить там... Но сколько новых возможностей приобщения к празднику открыли мне вы, дорогая Анна. Если удастся воплотить хотя бы какую-то часть из прочитанного, уже будет замечательно. Да хранит Господь вас, вашего супруга и ваших детей. Божией помощи во все делах ваших. НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Маргарита 2 декабря 2016, 22:07
После статей этого автора неизменно впадаю в уныние. Таких высот в воспитание ребёнка мне никогда не достичь. Прости меня, Господи!
моня драфтман 2 декабря 2016, 18:48
Красненько дякую! Это по украински.
покорно благодарю.Нашей третьей внучке как раз три годика.Ваша статья.как шпаргалка на экзамене.Спаси Вас Господи.Мира Вам и долгоденствия.
Анастасия 2 декабря 2016, 17:49
Так приятно прочитать в очередной раз описание жизненного устройства замечательной семьи Анны. Искренне удивляюсь и восхищаюсь тому, как можно успевать так много, глубоко и творчески прорабатывать с детьми все православные праздники! Я вот с двумя-то детками не успеваю. Собрать и отвести детей в Храм на причастие один раз в месяц - для меня уже достижение. Прочитав о жизни такой семьи, есть к чему стремиться!
Виктория 2 декабря 2016, 16:39
Анна,спаси вас Господи! Вы очень мне помогли советом.
Наталия 2 декабря 2016, 14:42
Не перестаю благодарить Вас, дорогая Анна, спасибо за теплое семейное обучение! Спасибо за все советы, подсказки и наглядные изображения, я просто списываю и срисовываю их, тем самым порядочно экономлю свое время. Если старвться делать хоть какую-то часть из предложенного, то с каждым годом диапазон увеличивается. Самой хочется стать ребенком на время и пожить в подобной семье. Поэтому, по мере возможности, своим детям мы должны постараться дарить эти праздники, проживать их все вместе, радоваться и нести Свет Христов в мир.
ТаняСем 2 декабря 2016, 14:26
Боже,помоги мне,грешной привести мою 5-ти летнюю доченьку к Тебе,как Ты хочешь!Ведь одно дело желать,а другое дело сделать...И очень радостно читать про те семьи,где папа и мама с детьми одно целое,где готовятся к Праздникам добросовестно не на бегу,а продуманно и серьезно,успевая при этом еще и работать!Чего мне,грешной,никак не удается при одних руках,ведь все бегом и наспех,а время идет и доченька растет,хоть еще пока и стремиться к Господу!!!!Да и о праздниках я ей могу рассказать всего ничего,прочитав православную литературу...Прости меня,Господи и не оставь нас,грешных!!!
Полина 2 декабря 2016, 12:02
Спасибо, Анна! Прекрасная статья ! .. выводить церковно славянские буквы -это надо попробовать )
Наталья 2 декабря 2016, 11:31
Спасибо, Анна. Спасибо за то, что не взирая на скорость жизни, вы находите время остановиться и поделиться своим опытом воспитания, восполнения детишек. Каждая статья открывает суть этого не легкого делания. Низкий поклон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×