Недавно армяне попросили освятить квартиру. Большая дружная семья: работяга отец с жилистыми руками и сединой, мать-домохозяйка, четверо детей, старшие из которых — юноша и девушка — уже студенты.
Мне, привыкшему общаться с нашими обычными русскими семьями, было удивительно и непривычно видеть, с каким почтением у них младшие относятся к старшим. Это чувствуется во всём. После того как со мной поговорил отец почтенного семейства и получил моё принципиальное согласие на освящение квартиры, всё остальное организовывал его старший сын.
Парень заметно огорчился, когда узнал, что мне удобнее приехать самому, т.к. я за рулём, а дом я уже посмотрел на карте и в принципе понял, как туда можно добраться. Несмотря на все мои заверения в том, что мне точно известно расположение их местожительства, он терпеливо ждал меня во дворе, чтобы услужливо взять сумку с требным набором и собственноручно нажать кнопку лифта, поднявшего нас на нужный этаж.
В доме я попросил чистую глубокую чашу под святую воду, стаканчик с подсолнечным маслом и список имён для заздравного поминания в конце чина освящения. Отец с матерью остались недвижимы, дружелюбно разговаривая со мной и рассказывая про прекрасную солнечную Армению, а в это время их чада без обсуждения, мгновенно выполнили мои мелкие просьбы, даже не распределяя их между собой…
Когда старший сын провожал меня, видимо считая, что я могу заблудиться, а требная сумка столь тяжела, что только он, как настоящий джигит, сможет донести её до машины, мне пришли в голову удивительные и немного грустные слова, которые в Евангелии не раз в укор своим соплеменникам повторяет Христос Спаситель: «Аминь, глаголю вам: ни во Израили толикия веры обретох» (Мф. 8:10)...
Можно ли увидеть столь трепетное отношение к пятой заповеди у нас, русских людей, даже находящихся в церковной ограде? Крайне и крайне редко… А ведь это уникальная заповедь, в которой Господь не просто предупреждает не разрушать свою душу чем-либо греховным, но и даёт обещание духовного и земного благополучия вкупе с многолетием: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:6).
Когда приходишь для совершения требы в наши обычные, среднестатистические малоцерковные или даже церковные семьи, то обычно переступаешь порог со словами «мир вашему дому» — и предстают перед тобой приветливые лица мамы и папы, смотрящие на тебя с симпатией, а в дальней комнате виднеется тощая, неестественно согбенная над «компом» спина благороднейшего отпрыска этого замечательного дома.
Вот уже всё при помощи хозяйки и хозяина дома готово к освящению, и тут почтенная мать семейства неуверенно, переминаясь с ноги на ногу, спрашивает:
— А на освящении вся семья должна присутствовать?
— Желательно, — отвечаю, — а что? Кто-то против? Если кто-то из живущих здесь против, то освящать никак нельзя, ведь Бог себя никому не навязывает…
— Ну что вы, что вы, конечно же, нет — живо отвечают, после чего жена, уже немолодая женщина, с таинственным видом удаляется и, встав у дверного косяка, робко вопрошает:
— Кхм.. Петенька, сынок, ты, может быть, с нами помолишься, а то тут батюшка пришёл?
В это время отец с таинственным видом зачем-то многозначительно мне говорит:
— Парень уже в десятый класс перешёл, учится неплохо, в институт готовится… У них теперь своя жизнь, всё сами решают… А наш-то ведь поначитался всякого в интернете и теперь говорит, что попы-де все сплошь развратники и на дорогущих иномарках пешеходов сбивают…
— А он с каким-нибудь священником знаком лично?
— Да не-е-т, ну откуда же у него такие знакомства? — удивлённо разводя руками, отвечает папа.
Иногда Петенька (или Машенька) всё же приходит. Подозрительно глядя на меня уставшими стариковскими глазами, в которых читается невообразимая скука, а то и презрение, он может сухо поздороваться и тут же прямодушно осведомиться: «а надолго?». А иногда так и остаётся на месте, прикованный к компьютеру, и лишь гневно и опасливо озирается, когда процессия, состоящая из меня, папы и мамы заходит в комнату чтобы покропить стены святой водой и покадить.
В такие моменты мне иногда хочется подойти и со словами «изгоняется демон сей!» вылить полную кандию святой воды на системный блок…
Но я понимаю — нельзя. Ведь Бог себя никому не навязывает...
Принято у нас ссылаться на советские годы: мол за семьдесят лет раздербанили всё, что можно, а теперь вот живём на обломках великой православной империи. Но мне кажется, что проблема ещё глубже: в самом менталитете нашего, без преувеличения, великого народа, в котором отчего-то заложено довольно пренебрежительное отношение к старшим. Дед с бабкою в наших сказках нередко глупы, жадны до безобразия и чванливы, в чём их и обличают, перехитрив своей смекалкой и положительной дерзновенностью, добрые молодцы и красны девицы.
Как-то мне рассказывала моя прихожанка, мама пятерых детей, о том, как она в детской больнице сидела вместе с многодетной узбечкой и та гордо ей заявила: мол «у нас дети для родителей, а у вас всё ровно наоборот, вот и растите вы, русские, себе не слуг и помощников, но сатрапов на старость»...
Мы с той мамой посовещались и вместе пришли к двоякому выводу о том, что узбечка с одной стороны права в смысле недостатка нормальной патриархальности в наших семьях, где родители постоянно вслух всячески подчёркивают свою главную миссию «жить ради детей». А с другой стороны, чрезмерная ветхозаветная строгость тоже современной семье не подходит.
Никто, конечно, не отрицает, что «всё лучшее — детям» и что жить нужно для них и ради них, но пусть дети этого не слышат по десять раз на дню. Пусть папа в своей семье будет как архиерей в Церкви, пусть все делается с его благословения и последнее слово будет за ним. Некоторые матери ропщут на то, что дети непослушны и строптивы, но показывают ли они пример послушания и кротости по отношению к своему мужу? Ведь именно об этом сказано в послании апостола Павла, которое читается во время венчания: «… А жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). В том плане, что власть мужа и отца в семье сакральна (как и власть родителей) и сделанное вопреки его воле даже якобы благое дело может привести только к худшему результату.
Вот и получается, что растут наши детки, постоянно слыша о том, что мама и папа живут ради них и для них (увы, чаще всего, для него — одного единственного, хотя многодетность, почитаемая теперь за дурной тон, сама по себе решает целый ряд вышеизложенных проблем), и при этом видя, как мама в ответ на замечание или просто комментарий мужа изливает на него поток словесной канонады, а то и помоев… Ну, как ребёнку в такой ситуации не превратиться в эгоистичного и грубого нарцисса, по-хамски и потребительски-прагматично относящегося к родителям?
С другой стороны, излишняя, прямо-таки ветхозаветная (или античная, где детей и жену глава семьи мог продать, согласно римскому праву, в рабство) патриархальность, несомненно, обедняет культуру и богатство личности. Ведь там, где царит чрезмерная строгость и несоразмерная жёсткость — там нет любви. Да и дети в таких семьях растут менее одарёнными, ведь своевременное развитие многих способностей почти невозможно без некоторых «своевольных» детских экспериментов, например — по разлитию жидкостей и окраске стола манной кашей с вареньем.
Так что если бы меня спросили о том, какой у нас в русском народе самый главный недостаток, я бы помимо всего наносного (типа пьянства или искусственно выращенной в советские годы и доведённой до абсурда зависти) назвал бы хамов грех во всех его разнообразных проявлениях.
Без победы над этим недугом у нас ни в семьях, ни в государстве точно ничего хорошего не сложится.
Нет смысла доказывать, что узбеки, таджики и иные мусульмане хуже нас, ибо "живут паршиво" (бедность не порок). У каждого народа есть свои грехи. Да, узбеки в массе своей не знают Христа, и грехов у них предостаточно. Но узбекская семья, действительно, крепче, и отношения в ней нормальнее чем у нас. А что касается христианства, такие ли уж мы благочестивые православные? В русском народе есть святые праведники, но большинство, увы, живёт безбожно.
Я считаю, что главный недостаток нашего народа - безбожие. Русский человек без Бога - дрянь, а не человек. Я Фёдору Михайловичу доверяю в этом вопросе. Зная Бога и веря в Него, всегда будешь знать, что надо чтить отца и мать своих.
Жизнь с детства я познавала из книг, благо хороших книг дома было много (Шолохов, Пришвин, Бажов, Бианки, Толстой и А. и Л., Пушкин, Крылов, Гоголь, Куприн, Чехов, Достоевский...), всех не перечислишь. О Боге у нас в доме не говорили, Он был "в душе".
Не знаю, любила ли меня моя мама, но хорошо заботилась обо мне до 17 лет: кормила и одевала, потом мне было предложено покинуть помещение и самостоятельно справляться со своими проблемами.
Сейчас я, слава Богу, самостоятельный человек, регулярно поддерживаю родителей своих. "Чти отца своего и мать..." Я чту, раз Господь так заповедал, благодарю за сытое и беззаботное детство, отдаю должное, жалею...но доверять и любить в полной мере не могу
"Страшно то, что мог ты не родиться, даже если страшно, что живёшь." (Е.Евтушенко)
Сори.
Исходя из простейшей логики и простого жизненного опыта, опять же, по простому, скажу: люди, вам Богом дана жизнь через ваших предков, как вы зачастую думаете, - "таких-сяких-всяких" и всё такое..., но ведь - если бы их, "таких-сяких" не было, то, увы, - вас бы, "таких классных?)", тоже просто не было бы.
Далее, - других предков, увы, - не будет! Они, - наши предки, такие, какие есть и были. А мы - их дети. Точка.
Так что, - любите друг друга. Старайтесь, по крайней мере.
Сори.
А вот с обращением на Вы к родителям категорически не согласна - к Отцу небесному на Ты, а в семье что же? как-то не по-родственному!
Эти дети навлекают на свои головы проклятие Божие. И вина тому матриархат и советский феминизм который и убил семью.
Мы Бога зовем Отец. И живем в Отечестве Русском. А как мы будем слушаться своего небесного Отца, если мы земного слушать не умеем? Мы земного папашу хулим. И Бог нас не полюбит за такие дела.
Все, кто против родителей - все проклятые, это тяжкий грех. А у русских много такого в манерах. А это гибель.
Почему "черные" богатые и здоровые и все у них хорошо? Потому, что они благочестивее русских. А сын матери одиночки, которая постоянно хулит отца в присутствии сына поимеет ли "дни благи"? Будет ли долголетен на земли? Нет. Он и ей честь не воздаст, когда она станет старой.
Отсюда идет почтение к старшим и старикам, вообще к иерархии. От семьи, от малой церкви, от патриархата, той святыни которую русские не сберегли.
У нас этого нет, нет уважение ни к старикам, ни к власти, ни к старшим, ни к папам, ни к мамам и от того мы страдаем.
У нас матриархат и семья разрушена. Все русские, которых я знаю, воспитанные родителями жившими при СССР не чтят отцов, и дети и внуки их не блюдут пятую заповедь.
Не хотят иметь благо и быть долголетними на земли.
Приходишь в семью и пытаешь говорить со старшим, а тебе отвечает сынуля прыщавый или жена. А муж тихонько в уголку помалкивает.
Он только отвечает за всё. За всё отвечает, но ничто ему не принадлежит. Вот в чем катастрофа русской семьи.
Ясное дело я б тоже не женился при таком раскладе.
И если чуда Божия не будет, мы все вымрем как индейцы.
Потому что семья - это малая церковь, а если там правит женщина, то там мерзость и запустение.
Там нет уважения родителей к детям. Т.е. дети обречены на страдание, т.к. впадают в грех "злословия родителей". А сказано - "смертью да умрет, злословящий отца или мать!"
(продолжение)
"Ребёнок воспитывается в семье, это было и при Советском Союзе." - Не претендуя на истину, вспоминается одно из выступлений Аркадия Райкина. Не помню дословно, но там, спешащая на работу мама говорит дворничихе, мол, если что, ты моего сынишку приструни, участкового милиционера также просит, мол, если что, припугни и так далее, т.е. вовлекает в воспитание своего сынишки всё общество, все его структуры и, я думаю, что , если общество, действительно, не будет равнодушным, ребенок вырастит неплохим человеком, хотя нельзя отбрасывать и еще одну, очень важную составляющую - самого воспитываемого, его реакцию на воспитателей.
Меня никто не наставлял почитать моего отца, это было вполне естественным - он много работал, в выходные сам строил дачу. Мама всегда была за ним, как за каменной стеной. Как говорится, у хорошего мужа жена хорошая.
деле мало проводится или не проводится совсем,
работа в школах и дошкольных учреждениях -
дети не привыкли обращаться к Батюшке за
советами." Дорогая Алина, школа вне религии и вне политики. Пока родители не перестанут жить по принципу "пускай воспитывает детсад, школа, армия", не начнут заниматься воспитанием своих детей сами, ничего не изменится. Ребёнок воспитывается в семье, это было и при Советском Союзе.
А вот у моего мужа все, как в статье: уважение, почитание и даже страх перед родителями. В итоге мальчик вырос и осталась куча обид, комплексов. Он, конечно, тоже очень любит родителей, но ....
Я считаю, что нельзя навязать любовь и уважение. Их надо заслужить! А излишняя строгость тоже никчему.
И как это - всегда соглашаться с мужем?! Он ведь тоже человек и бывает не прав!
2.Батюшка не жил на Кавказе и в ср. Азии и поэтому не очень хорошо представляет себе природу и суть их уважения к старшим. Например у них безусловно есть уважение к своим старшим (родственникам) но при этом может быть полное безразличие или даже враждебность к чужим старшим. Вообще неверно делать очень глубокие выводы и обобщения по нескольким примерам из жизни недостаточно глубоко изучив вопрос.
3.На мой личный взгляд термин "русский народ" к населению проживающему на территории РФ сейчас мало приемлем, потому что этот термин подразумевает общность людей объединенных единой национальной идеей, общим видением прошлого - настоящего - будущего, а этого НЕТ. Главная беда этнически русского населения на территории РФ - разруха в головах.. все остальное это следствия.
У них в семьях много детей, соответственно много молодёжи трудоспособного возраста. А в наших семьях детей мало, народ вымирает, пенсионеров скоро будет больше чем людей трудоспособного возраста. Поэтому есть потребность в рабочей силе.
Как говорит поговорка "Свято место пусто не бывает". Если какой-то народ не хочет "плодиться и размножаться" по Божией заповеди, то на его место придут другие народы...
Спорит с папой мама - позже спорят с ними дети по любым поводам; многие женщины любят поговорку "Муж – голова, а жена-то – шея", но вот ведь правильно это и в другом смысле: от жены зависит и мир в семье, и послушание детей родителям, и взаимное уважение и почитание старших...
Только вот многие женщины признавать это не хотят... Понимаю их: сама когда-то такая была... Помоги, Господи, нам...
Стоит ли удивляться, что ребенок больше привязан к компьютеру, чем к родителям, если из компьютера он узнал В РАЗЫ больше, чем от них?! Компьютер не увиливает, не отшучивается, у него всегда есть время. Задал вопрос - получил ответ. Но что за ответ, и кто ответил ребенку?
Я могу с уверенностью сказать, что родители живут ради меня. И то, что я это знаю, налагает на меня дополнительную ответственность, которая, кроме всего прочего, помогает мне не сходить с прямого пути.
По поводу русского фольклёра - всё-таки добры молодцы и красны девицы побеждают нечисть. Не повод же лезть в печь к Бабе-Яге только потому, что она старше?!
Так что лень, формализм и бездуховность - наши главные враги.
Категорически не могу согласится, что армянские и узбекские семьи воспитывают детей лучше, чем русские. Если Вам посчастливилось встретить одну хорошую армянскую семью и десяток плохих русских, то это не повод делать выводы.
По моему мнению, абсолютно не важно, какая это семья и какие формальные правила там установлены. Это не имеет никакого значения, а как раз то, что этому придаётся значение и есть главная проблема русского народа. Как и в своё время израильского, когда фарисеи подменили веру соблюдением формальных правил.
Разве в том дело, что родители живут ради детей? Нет! Многие родители под видом заботы стараются не вмешиваться в жизнь ребенка, но делают это от лени. Ребенка нужно воспитывать - то есть учить Страху перед Богом и наказывать за проступки (Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Прит. 13:25)), а не скрываться за маской гуманизма. Нужно не установить формальные правила, но и воспитывать духовность, внушить Страх Божий, доброту и любовь к ближнему. Но это трудно, гораздо легче находить оправдания и отговорки.
Дорогой отец Димитрий! Спасибо за статью. Какой важный вопрос Вы поднимаете! С какой любовью Вы нас вразумляете!
Ждем от Вас новых творческих работ. Желаем здоровья и всего самого хорошего.