Десять заповедей, которые снёс Моисей с горы на каменных досках, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу, а вторая — к людям. Шесть слов, начертанных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и матери.
Кровопролития, воровство, похоть, зависть и всевозможная ложь становятся просто неистребимыми, если мы перескочим через заповедь о почитании родителей и не дадим ей должной оценки. Между тем, классическое общество распалось, отцы и дети перестали быть тем, чем быть должны, и только в силу биологии продолжают называться прежними именами. А мы не чувствуем опасности и называем чёрное белым, как будто пророк Иеремия не произнёс «горя» на тех, кто делает это.
Из всех заповедей пятая наиболее нравится родителям. Им кажется, что эти слова обслуживают их родительские интересы и стоят на страже их прав и эгоизма. В действительности это не так. Хотя бы потому, что правильное исполнение этой заповеди предполагает наглядный пример, а значит, совместное проживание нескольких поколений. Я, как отец, должен на глазах своего сына проявить сыновнее почтение к своему отцу, то есть дедушке моего сына. Послушание, уважение, почтение должны быть жизненными принципами, а не высокой теорией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим залогом выстраивания в юной душе правильной системы ценностей и залогом правильного отношения к себе в старости. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на руках и не стал искать счастья с другой женщиной, в другом месте.
Много ли у нас семей, где три и четыре поколения живут рядом? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными?
Итак, из сказанного уже ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о почитании родителей. Пойдём дальше.
Главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестёр. Они рожают одного, максимум — двух детей, думая, что уменьшение количества рождённых улучшит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать погублением или развращением.
Спесивые, изнеженные, заласканные, приготовленные для «великой будущности», эти маленькие эгоисты жестоко разочаруют своих родителей. Те на старости лет опомнятся и станут, быть может, требовать к себе уважения и почтения, согласно пятой заповеди. Но о каких заповедях можно будет вести речь в доме престарелых или над могилой безвременно погибшего посреди разврата молодого человека?
Отец семейства должен быть капитаном корабля. Мать и жена — помощником капитана или — боцманом, хоть и звучит это не по-женски. А дети — юнгами и матросами. Их нужно сбрасывать, как ложных богов, с пьедестала и запрягать в работу. В чёрном теле, а не в белом воротничке нужно держать их. К труду, а не к карманным деньгам должны привыкать их руки. Если родители этого делать не будут, то они — разрушители пятой заповеди, а значит, и уничтожители всех остальных. Рождённые ими гордецы и лентяи не остановятся на отсутствии почтения к родителям. Они начнут и красть, и убивать, и прелюбодействовать. И некому будет сказать святую фразу из Гоголя: «Я тебя породил. Я тебя и убью».
Классическое, или традиционное, общество рождено пятой заповедью. Там, где жена послушна мужу, а дети — маме; там, где старость в почёте, а молодость — в послушании, эту заповедь знают. Там не увлекаются суетным прогрессом и не готовы из-за открытия электрической энергии отказаться от тысячелетних устоев. Счастье и прогресс не только не являются синонимами. Они даже не рифмуются и, более того, часто противоречат друг другу. Вы избрали прогресс? Что ж, готовьтесь поломать всю свою жизнь до самых корней и разделить судьбу старухи у разбитого корыта. Вы хотите счастья? Изберите в качестве ориентира классические ценности и стремитесь к ним, как бы их ни обзывали и ни обсмеивали в газетах.
Всесильный Бибиков, как свидетельствуют мемуары, не смел присесть в присутствии маменьки без её на то разрешения. Иначе щёки «хозяина Киева» были бы отхлёстаны незамедлительно. Милорадович, герой войны 1812 го года, бывал не раз сильно бит отцом за различные грехи. Если в высшем обществе таковы были отношения отцов и детей, то что сказать или подумать о простонародье, где и нравы строже, и верность навыку прочней? Именно такие люди, которые и в генеральских эполетах «съедали» смиренно отцовские и материнские пощёчины, построили, укрепили и многократно отстояли нашу страну. Поколение ничтожных людей, людей без святынь и ценностей, людей, за неимением иных целей в жизни служащих плоду своего прелюбодейного чрева, способно в считанные десятилетия растерять и разрушить всё накопленное столетиями.
Мы видим себя в европейском доме. Да будет известно нам, что этот дом — дом престарелых. Во-первых, потому, что Европа состарилась в войнах, спорах, борьбе за истину. Как старый человек, уставший жить и желающий отдохнуть, Европа уже не живёт, но почивает на «заслуженном» отдыхе. Во-вторых, культура Европы — это культура распавшихся семей. Это — культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат есть, сколько то, что развратничают, не краснея. Это культура, где юноши не имеют авторитетов, а старики — иных целей, кроме путешествий в тёплые края.
Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство — восстановлением справедливости, а разврат — уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога, но любит личину приличия. Конечно, заповедь о почтении к родителям не осталась нетронутой.
Пенсионный фонд и социальные службы выполняют теперь то, что должны выполнять по отношению к постаревшим родителям взрослые дети. Умыть руки и сбросить с себя ответственность — вот главная забота современного человека. И этот человек хочет счастья? Нужно сделать одно из двух. Либо отказаться от счастья, вести жизнь, которую мы ведём, и ждать огня с неба... Либо изменить систему ценностей и повернуться лицом к простым и незаметным человеческим качествам, составляющим сердцевину нашей земной действительности.
По части веры и культуры мы — европейцы. Наши музыканты играют и Гайдна, и Моцарта. Наши учёные ориентируются в мире западных идей с той же свободой, с которой хорошая хозяйка ищет нужную вещь в своём шкафу. Всё, что есть в культуре Запада, понятно нашему сердцу, ибо мы — христиане.
Но мы не полностью отданы Западу. У нашего сердца есть «восточная камера», а у мозга есть «восточное полушарие». Таджикская или афганская деревня, где гостю не показывают лица дочерей, также близки нашей душе. Арабская семья, где сын бежит на голос отца, чтобы налить ему чаю или поправить подушку, тоже должна быть нам близка и дорога.
Высшие достижения Запада нам должны быть понятны. Высшие проявления Востока нам должны быть милы. Высшие достижения Запада — это философия, наука и технологии. Высшие проявления Востока — это ценности не спеша живущего человека. Это ценности, связанные с семьёй: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое.
Технологии, оторванные от морали, поставили мир на грань выживания. Если миру суждено ещё пожить, то это зависит от лучших ценностей Востока. «Чти отца и мать» — одна из них, и не у Запада учиться её реализации.
Моя мать не любила меня с детства: побои, оскорбления унижения. за попытку поцеловать лет в пять она так меня по щеке ударила, что я большую часть жизни прожила думая, что целовать маму - это плохо.
Но с годами все забылось, родители постарели, я "поднялась" по жизни. и так мне захотелось моим стареньким родителям радость доставить, что решила я поменять свою квартиру и их ветхий сарайчик на хороший дом и жить вместе. А обернулось все ужасом. Гнев, ненависть, проклятия, претензии с утра и до ночи. Думаю выражу желание очень многих людей поколения 35-45 лет, которые к Богу пришли, но родителей к нему привести не смогли.
Как уважать, когда в тебя плюют (в прямом смысле) .
Как любить когда тебе желают всех наказаний, проклинают страшными словами.
Как почитать когда разводят сплетни, разжигают скандалы.
Как подчиняться и повиноваться, когда приказы не логичны и явно привносят в жизнь проблемы.
Как исполнять эту заповедь???
И что делать, чтобы этот крест пронести достойно. И крест ли это, или собственнноручно сплетенная петля и никаких подвигов терпения тут не нужно??
Батюшка, помогите мне и сотням таких же.
Интересно, чем же эта фраза свята? Фраза - мерзкая. И по общечеловеческим меркам и по христианским.
Статья полезная, но от этого высказывания я, честно говоря, пребываю в лёгком шоке.
25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Спаси Господи, о.Андрей! Дай Вам Господи сил в трудах Ваших!
Откуда возьмется тогда уважение?
Все любят заботиться о детях (ах, это наше будущее! Сироты, отказники...), а количество людей, которых заботят старики - на несколько порядков меньше, чем тех, кто заботиться о детях. Только не любят об этом писать и напоминать.
Есть еще одна проблема, о которой здесь не сказано - далеко не всегда мужчины отцы своим детям (не в физическом смысле) - в душевном. Перекладывают воспитание на жену, на нее же падает весь быт, у отца же работа или увлечение какое которые важнее детей. "
Я читала эту статью именно чтобы найти ответ на эти вопросы, но так и не нашла. Ситуация очень сложная, так как разговоры не помогают, дети чувствуют отчуждение отца и с завистью смотрят как в других семьях отец играет с ребёнком. Что женщине делать? Терпеть и ждать, что муж прозреет?
Нет, бить, конечно, проще. К тому же все по Писанию.
Но в наше время это однозначно, в 10 случаях из 10, приведет к тем последствиям, которые раньше случались в 1 случае из 10: побег из семьи, примыкание к дурной компании, отторжение всех моральных ценностей, которые пыталась привить семья.
Есть такой святой - Алексий, Божий человек. Однако пошел против воли родителей и сбежал из дома, бросив и родителей, и законную жену.
Впрочем, статья-то не для взрослых, для подростков.
"В обычай вошло во многих Российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худыя обстоятельства: слезныя приключения и рода человеческаго приращению вредныя душегубства." Здесь мы видим положение дел на Севере России, где требовались дополнительные руки в хозяйстве. Поэтому (т.е из ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАСЧЁТА, а никак не из духовного) родители заставляли своих молодых сыновей жениться на взрослых уже женщинах. Последствия, о которых пишет Ломоносов, о которых ему было известно не понаслышке, были очень далеки от духа христианской любви.
Статья очень интересная, эмоциональная, но есть на это тему значительно лучше, у тех же священников.
Есть еще одна проблема, о которой здесь не сказано - далеко не всегда мужчины отцы своим детям (не в физическом смысле) - в душевном. Перекладывают воспитание на жену, на нее же падает весь быт, у отца же работа или увлечение какое которые важнее детей.
Александр Меншиков сбежал в детстве от отца, который бил его до полусмерти, и продавал пирожки на улице.
Бежали в юности из семьи Михаил Ломоносов и Василий Тредиаковский. Обоих собирались женить и заставить "жить, как люди". Первого - заниматься ловлей рыбы и торговлей, второго - быть сельским священником.
Николай Алексеевич Некрасов желал заниматься литературой, а не идти в военную службу. Отец за это лишил его поддержки и всякого общения.
Россию строили "смиренные" дети?
Жизнь многообразна, а лозунги всегда односторонни.
А "Детство" Горького все помнят? Как дядя Михаил, выросший под жесткой волей деда, начал пить и забил до смерти свою жену? Как отчим бил беременную мать Алеши, а мальчик, увидев это, бросился на него с ножом?
Пятую заповедь нарушают любящие родители, говорите? Начиналось с таких, а не с любящих. То, что началось в 60-х годах ХХ века - "либерализация" отношений с детьми - это естественный процесс, после многовекового "молчать, сопляк, я лучше знаю". Все должно быть в разумных пределах, вот и все. Но это и так всем понятно. Вопрос: где эти пределы? Вот на это статья и не отвечает.
Что касается басни, то налицо подмена понятий: употребление власти и физическое насилие не есть одно и тоже.
С уважением, не дерзая учить, а лишь высказывая свою точку зрения.
Я не помню, чтобы Господь наш поднял руку на человека
А как же случаи в храме? Не только руку поднял: бичами торговцев оттуда прогонял!
Мало того -- потом веками проверено и утверждено то, что кратко сформулировано в басне: "Там не читать морали, где должно власть употребить!"
Или вот: Хеллоуин. Тут надо молитву усилить, и уповать на помощь Божию, чтобы чадо не соблазнилось. Особенно, если это исходит от авторитетной личности (воспитатель, учитель).
Спасибо, что не устаёте напоминать.
СпасиБо за статью