Бедовая баба Рая,
или Мера наших бабушек

У бабы Раи У бабы Раи

Людей, подобных бабе Рае – Раисе Ивановне, остается все меньше и меньше: они покидают нас, уходят в мир иной. Как-то мы будем жить без них?..

Небольшая квартира бабы Раи – на пятом этаже обычного панельного пятиэтажного дома. Ее комната больше напоминает монастырскую келью: святой уголок, Псалтирь, молитвословы, иконы. И утешение: из окна открывается вид на любимый храм Богоявления Господня, что построили в поселке Механический завод города Козельска, недалеко от Оптиной Пустыни, в 2011 году.

С настоятелем этого храма иереем Дионисием Куваевым мы и пришли в гости к бабе Рае. Отец Дионисий регулярно навещает бабушку, исповедует, причащает.

Всю жизнь баба Рая много, очень много работала и молилась – теперь, на 85-м году жизни, ей осталась одна молитва. Она смотрит в окно на родной храм и вспоминает.

Мама и бабушка

В нашей деревне батюшку не трогали – вся деревня верующая была

– Родилась я в 1933 году в Курской области, в деревне Пилюгинке. И замуж вышла за Пилюгина. Деревня наша сейчас считается упраздненной: с 1965 года она стала частью другого села – Нижние Халчи.

Мама и бабушка у меня были, конечно, верующие. Бабушка Пелагея помогала очень старенькому священнику, каждый день у него домовничала и мою маму Александру, тогда просто Шурку, за собой водила. У этого старичка-священника сын тоже был священнослужителем. Когда пришли революционеры, сын решил снять с себя сан, но отец сказал ему: «Что же ты, сын, делаешь?! Разве можно так?!» И Господь этого не попустил: молодой священник внезапно заболел тифом и умер, не успев отказаться от священного сана.

Мама и бабушка постоянно ходили в храм, и я с ними ходила. В городах церкви закрывали, но в нашей деревне батюшку не трогали – вся деревня верующая была. Сороковые года – а вся деревня молилась. Жили дружно, весело, на церковные праздники курей-гусей порежут, столы накроют – празднуют.

«В нашей семье папа был за евангельскую Марфу»

– Папа у меня тоже был верующий – бабушка вымолила дочери хорошего мужа. Он не пил, не курил, благочестивый, хоть и не очень набожный. В нашей семье папа был за евангельскую Марфу: он нас в церковь на лошадке отвезет, мы все молимся, а он дома хозяйничает. В избе приберет, щи наварит, пирогов напечет. Зато те, кто молились, бабушка и мама, они в праздничные дни всякие житейские попечения откладывали.

Огород у нас, как у всех в деревне, был большой, соток пятьдесят, я на нем с малолетства работала. К труду привычная. Кроме меня, в семье росли два брата – Ваня и Леня, а моя старшая сестренка умерла в малолетстве. Братья тоже работали. Мальчишки, им же побегать, поиграть хочется… Убегут – мама кричит: «Ванькя, Ленькя!..»

«Помню войну»

– Помню войну. Папу забрали на фронт – погиб воин Иоанн под Курской дугой. Немцы стояли у нас. Как сейчас помню: мы на печке сидим голодные, а у немцев еда разная, да еще и кофе, и шоколад. Мама просит для детей еды – один немец дал немного хлеба.

Голодали. Как подтает, ходили собирать оставшуюся с осени в поле картошку, искали в земле, не попадется ли какая картофелина. Пекли лепешки из травы. Господь каким-то чудом – видимо, по молитвам мамы и бабушки – сохранил нам корову – ею и спаслись.

«Наши курские соловьи – они знаменитые»

– В нашей Курской области вдоль рек – дубравы: дубы, ясени, клены, березы радуют глаз зеленью листвы, а под ними – дикая малина, смородина, заросли боярышника, орешника. В лесах – барсуки бегают, лисы охотятся, кабаны живут. Весной соловьи заливаются. Наши курские соловьи – они знаменитые: такие трели выдают – дух захватывает, и сердце радуется.

Деревня наша была очень красивая: пруд, горка, лог – все в цвету. Весной – сирень, черемуха – крупная, как вишня. Запах – на всю округу. Летом – травы душистые, ароматные. Гуси пасутся на заливных лугах; вечером хозяйки их позовут, они как закричат: «Га-га-га» – и летят на зов. Обычно домашние гуси плохо летают, а эти летали прекрасно – точно дикие серые гуси.

«Молилась да трудилась – вот и вся жизнь моя…»

– Подросла я, поехала в город, училась. Мама помогала. Потом на завод пошла работать фрезеровщиком. Замуж вышла, двух дочерей вырастила. Вот дочка моя, Наталья, она мне сейчас помогает. А дальше – что же рассказать? Молилась да трудилась – вот и вся жизнь моя…

«Вот у этих бабушек была такая мера»

О том, как жила баба Рая дальше, есть кому рассказывать. Дочка Наталья вспоминает:

– Мама растила нас с сестрой верующими людьми. Классе в шестом я начала петь на клиросе и несла клиросное послушание в Благовещенском храме города Козельска на протяжении 15 лет. Моя сестра Ольга тоже ходила на клирос. Пели мы вместе с бабушками – у них голоса были хорошие, и пели мы на слух. Денег нам, конечно, никаких не платили. Бабушки были старой закалки – очень крепкие в вере. Они, даже когда подавали в свечную лавку записки о здравии и упокоении, всегда за них сами платили. Им, бывало, скажут: «Вы можете не платить за записки – вы же трудитесь на клиросе». На что они отвечали: «Мы на клиросе поем во славу Божию».

Такого отношения, конечно, нельзя от всех требовать – у каждого своя мера. Но вот у этих бабушек была такая мера.

«Молодая – а в церковь ходит!»

– Нас с сестрой дразнили: богомолки. Кричали насмешливо вслед: «Алилуйя!» В автобусе женщины едут на рынок, а я, молоденькая, в церковь – петь на клиросе. Слышу – шепчутся: «Такая молодая – а в церковь ходит!»

В школе я хорошо училась, но меня постоянно прорабатывала классная руководительница: «Наташа, зачем ты в церковь ходишь?! Ведь нельзя туда ходить!»

«А мама у нас была бедовая»

Тогда она ответила учительнице: «Если будете в школе моих девок притеснять – поеду на вас в Москву жаловаться!»

– Вызывали меня неоднократно к директору. Один раз учительница пришла к нам домой и стала ругаться, выговаривать маме: зачем ее дочери ходят в храм?!

А мама у нас была бедовая – она ответила учительнице: «Если будете в школе моих девок притеснять – поеду на вас в Москву жаловаться!»

И учительница отстала. У мамы была такая крепкая вера, что никто не смел ее трогать.

План выполнила и перевыполнила

«Мама у нас была не просто за веру – она ее отстаивала»

– В нашем храме служил иеромонах Серафим. Как-то начались на него гонения, не давали ему служить, так мама поехала в Калугу в обком и потребовала, чтобы дали отцу Серафиму служить. А обкомовские ее так ехидно спрашивают: «Почему вы приехали в обком в рабочее время?! Вы прогуливаете работу?!» А мама отвечает: «Я уже выполнила план, и мне дали отгул». Обкомовские звонят маминому начальнику, и он подтверждает: «Да, Раиса Ивановна у нас действительно выполнила план и даже перевыполнила этот план, и мы дали ей отгул. А в свое свободное время она может ехать, куда захочет, – мы за это ответственности не несем».

А мама достала из сумки грамоты за ударный труд – и на столе раскладывает, а грамот у нее много, она была ударник труда. Обкомовцы замялись, а потом ответили, что вопрос решат. Вскоре отцу Серафиму разрешили служить, дали ему приход.

Так что мама у нас была не просто за веру – она ее отстаивала.

«Либо у нас работаешь, либо ездишь в Оптину»

Первая Оптинская братия Первая Оптинская братия

– Когда в 1989 году стали восстанавливать Оптину Пустынь, мама уже была на пенсии, но еще работала на своей работе. В течение года она продолжала там работать, а после работы ходила в Оптину помогать в монастыре. Потом начальник заявил ей: «Выбирай: либо у нас работаешь, либо ездишь в Оптину».

И мама ушла с работы.

«Иногда матушка даже ночевала в монастыре – так много работы было»

Такими встретили Оптинские храмы первых насельников монастыря Такими встретили Оптинские храмы первых насельников монастыря

– С того дня на протяжении двадцати лет, до 2009 года, она каждый день ездила в Оптину и работала там с утра до вечера, конечно, без какого-либо вознаграждения – во славу Божию. Работала в основном в «зеленом» цехе, а там работы очень много: нужно почистить овощи, помыть, порезать, салаты покрошить…

Иногда матушка даже ночевала в монастыре – так много работы было в обители. Особенно под праздники: паломники идут волнами в трапезную, а всех нужно усадить, накормить, а потом убрать посуду, помыть – людей не бросишь, не скажешь: «Все, я устала!»

Сын моей сестры Ольги, Алексей, приезжал на каникулы, и бабушка всегда брала его с собой в Оптину, и он тоже старалась поработать, помочь. Зато жену себе очень хорошую вымолил… Господь за труды послал.

«А мне Никола Угодник помогает!»

Отец Дионисий подключается к рассказу:

– У бабы Раи, кроме трудов в Оптиной, имелось еще два огорода, куры. Станешь у матушки спрашивать, как она всё успевает, а она отвечает: «А мне Никола Угодник помогает!»

Баба Рая выращивала зелень, помидоры, огурцы и даже носила всё это оптинским отцам по первости, когда в монастыре была нужда. Иногда уносила в Оптину ведерко свойских яичек – на угощение. Ведь люди стали приезжать в Оптину гораздо раньше официального открытия монастыря: для того чтобы обитель открылась, там уже должен кто-то жить и трудиться.

«Вставайте – вы приехали в монастырь молиться!»

– У первых оптинских насельников был очень сильный дух! Отец Мелхиседек (Артюхин; ныне архимандрит), отец Илиодор (Гариянц; ныне архидиакон) – они зачастую под праздники и воскресные дни вообще спать не ложились и всю ночь распевали акафисты в храме – там, где ночевали паломники.

А они спать не мешали этим самым паломникам?– спрашиваю. Отец Дионисий (в юности сам бывший в их числе) улыбается:

– Конечно, мешали, причем намеренно! Они говорили: «Вставайте! Вы приехали в монастырь молиться, а не в санаторий отдыхать!»

Как-то одни паломники захватили с собой в поездку колбасу. Оптинские кошки стащили ее прямо у святых врат обители, промыслительно оставив любителей колбасы без деликатеса, не очень подходящего для монастырского устава.

Окрошка для поминальной трапезы

В келье матушки Сепфоры В келье матушки Сепфоры

– Как-то в мае 1997 года баба Рая собрала полную охапку зелени, понесла в монастырь, а там говорят: «Собирайте всё, что есть, – едем в Клыково готовить поминальную трапезу по матушке Сепфоре: старица отошла ко Господу».

Баба Рая вернулась домой и сказала детям: «Умерла матушка Сепфора».

И вся зелень, которую она принесла в монастырь, сгодилась на окрошку для поминальной трапезы.

Наша бедовая Раиса

Молитвенный уголок бабы Раи Молитвенный уголок бабы Раи
В те годы в монастыре подвизался игумен Феодор (Трутнев; † 2003), блаженной жизни человек. Он отличался строгим нравом, особенно был строг по отношению к паломницам – настолько, что женщины даже старались обходить его стороной. Но к бабе Рае отец Феодор относился по-доброму, всегда встречал словами: «О, наша бедовая Раиса!»

Еще баба Рая чинила мешки для подсобного хозяйства монастыря. Мешки рвались – их привозили чинить. Несколько лет чинила она эти мешки.

«И тогда баба Рая читала Псалтирь одна – за себя и за ушедших»

– Потом открыли храм на Мехзаводе. В Оптиной жизнь наладилась, а сама баба Рая постарела. И стала она ходить в мехзаводской храм Богоявления Господня – читать Псалтирь. Читали втроем, три прихожанки, в вагончике, когда еще возвели только фундамент храма. Делили Псалтирь на три части – и вычитывали ее каждый день полностью.

Две другие прихожанки были моложе бабы Раи, и иногда их просили помочь на кухне, в трапезной или по каким-то приходским делам, и тогда она читала Псалтирь одна – за себя и за ушедших.

Главное переживание бабы Раи

Каждый день и каждую ночь баба Рая молится за всех своих земляков

Интересно получилось с квартирой бабы Раи. Квартиры давали в 1975 году. Матушка тянула талончик – и ей досталась такая квартира, из которой 30 лет спустя во всей красе, как на ладони, виден тот самый, любимый храм, за который она будет читать Псалтирь.

Мехзаводской поселок – довольно большой, но в храм ходят далеко не все – и это главное переживание матушки сейчас. Она вздыхает:

– Смотрю я на храм и думаю: когда же все наши люди на поселке станут туда ходить?! Такой красивый храм – почему же люди не идут?!

Каждый день и каждую ночь матушка молится за всех своих земляков. Дочка едет с работы, со свечного завода, ночью, смотрит: у мамы в окне свет горит. Почему он горит? А это свеча: баба Рая молится.

Откуда столько сил?

Из окна виден любимый храм Из окна виден любимый храм
За свои 80 с лишним баба Рая никогда не ходила в больницу и никогда ничем не болела. В четыре утра – на огороде. В восемь утра идет на работу. Ночью – молится.

Откуда столько сил? Все эти силы давал ей Господь.

– Раиса Ивановна, дорогая баба Рая, какое у вас заветное желание?

– Хочется пожить еще на белом свете… Я в окошко смотрю: храм вижу. Хорошо! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

– Может, вам помощь какая нужна?

– Мне – нет, вот если храму нашему кто поможет – это бы хорошо было.

– А какая помощь храму нужна?

– Это у батюшки нашего лучше спросите, он объяснит.

Если кто сможет помочь – просим указывать имена для молитвы

Храм Богоявления Господня Мехзавод Козельск Храм Богоявления Господня Мехзавод Козельск

Отец Дионисий вступает в беседу:

– Нам, слава Богу, уже помогали читатели Портала «Православие.ру». За всех, кто помог, – молимся. На эту помощь мы поставили новые теплые двери у главного входа. Есть еще боковые двери – они пока временные, холодные, по храму гуляют сквозняки, а у нас много прихожан с маленькими детьми. Нет дренажной системы и отвода воды, и во время дождей и таяния снегов храм периодически подтапливает.

Храм наш совсем молодой, работы по благоустройству еще очень много, а прихожане в поселке – люди совсем небогатые. Так что, если кто сможет помочь, просим указывать имена для молитвы. Спаси Господи!

***

Русская Православная Церковь
Московская Патриархия
Козельская епархия
Приход в честь Богоявления Господня

Название организации: Местная православная религиозная организация Приход в честь Богоявления Господня в городе Козельске Калужской епархии Русской Православной Церкви

ИНН 4009007142
КПП 400901001
Расчетный счет 40703810822160101083

в отделении № 8608 Сбербанка России г. Калуга
К/С 30101810100000000612
БИК 042908612
Назначение платежа: добровольное пожертвование

***

Можно просто перевести деньги на карту Сбербанка, номер карты: 4276 2200 1485 0138 – Денис Евгеньевич Куваев.

Ольга Рожнёва

9 января 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Неграмотная. Неграмотная.
Памяти Пелагеи Васильевны Козиной
Неграмотная. Неграмотная
Памяти Пелагеи Васильевны Козиной
Анастасия Горюнова
Хрупкая женщина в белом платочке, одна из миллионов, которые вынесли на своих плечах Русскую Православную Церковь в период страшных гонений.
«Хотели взять церковь в свои руки» «Хотели взять церковь в свои руки»
Памяти 13-ти реполовских новомучеников
«Хотели взять церковь в свои руки» «Хотели взять церковь в свои руки»
Памяти 13-ти реполовских новомучеников
Светлана Поливанова
Они были арестованы и расстреляны в 1937 году за то, что хотели отстоять свой храм. 13 верующих крестьян села Реполово Ханты-Мансийского района. Все уже старики…
Митр. Иона: «Тогда у притесняемых очень сильная молитва была» Митр. Иона: «Тогда у притесняемых очень сильная молитва была» Митр. Иона: «Тогда у притесняемых очень сильная молитва была» «Тогда у притесняемых очень сильная молитва была»
Митрополит Иона (Карпухин) о церковной жизни в советское время
«Чтобы вешалку в храме установить, и то надо было кучу согласований пройти. Все наше делание было здесь», – показывает на сердце митрополит Иона.
Как святитель Николай спас семью священника от рук НКВД Как святитель Николай спас семью священника от рук НКВД
Прот. Михаил Бойко
Как святитель Николай спас семью священника от рук НКВД Как святитель Николай спас семью священника от рук НКВД
Из воспоминаний протоиерея Михаила Бойко
Сергей Герук
Двери отворились, вошел старичок и с порога сказал отцу: «Вам необходимо будет сегодня вечером уйти, потому что уготован вам арест и расстрел».
Архангельский мужик Архангельский мужик
Валентин Фролов
Архангельский мужик Архангельский мужик
Валентин Фролов
О том, как 20 лет назад начал восстанавливать церковь в своем селе, рассказывает Александр Николаевич Панков.
Комментарии
Светлана25 марта 2018, 00:08
Здравствуйте. Скажите пожалуйста как я могу переслать деньги на Храм? я живу в Украине. Спасибо большое)
Людмила ис15 февраля 2018, 22:58
Тёзке Людмиле: Наши дети - общая боль. "Все так живут! А вас - единицы", - вот их ответ. В безбожное время ХХ в. с молоком матери они не впитали веру, которой у нас тогда не было и таких чудесных бабушек в белых платочках не оказалось рядом. Не переживайте. Верьте, что наши теплые (а не сердитые) материнские молитвы со дна моря их достанут. Не раздражающими словами, а молчаливой усердной молитвой мы сможем им помочь. Такая сила дана матери.
ЛЮДМИЛА11 февраля 2018, 09:46
НАМ ПРИМЕР С ТАКОЙ ЖЕНЩИНЫ БРАТЬ НАДО, К СОЖАЛЕНИЮ МОЛОДЕЖЬ У НАС НЕ ВЕРУЮЩАЯ СТАЛА,ЗАБЛУДИЛАСЬ НЕ ПОТОМУ ПУТИ ИДУТ,У МЕНЯ ТРОЕ ДЕТЕЙ,ТОЖЕ СТАРАЛАСЬ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ,НО ТАК КАК У БАБЫ РАИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ,СУЕТНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРЕСИЛИВАЕТ,БЕРИТЕ ПРИМЕР С ТАКИХ ЛЮДЕЙ ,НАС МАЛО ОСТАЛОСЬ.ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ ВЕЛИКОГО ПОСТА!ХРАНИ ГОСПОДЬ ВСЕХ,И РУСЬ НАШУ!
7 февраля 2018, 06:59
Спаси Господи Ольге Рожнёвой за рассказ.
Владимир Ликашин29 января 2018, 23:15
Очень нужная и поучительно статья!! Образец для подражания. А вот как можно задать вопрос о взаимоотношениях пасты и священника? С уважением! Владимир.
Татьяна29 января 2018, 02:28
Низкий поклон бабушке Рае и автору, хорошая статья
Татьяна16 января 2018, 12:08
За что я люблю Ольгу Рожнёву, как автора: за радость после прочитанного в моей душе. "Как-то одни паломники захватили с собой в поездку колбасу. Оптинские кошки стащили ее прямо у святых врат обители, промыслительно оставив любителей колбасы без деликатеса, не очень подходящего для монастырского устава." Это же надо, - думаю. И очень смешно становится. Спасибо, дорогой автор!
Elena13 января 2018, 04:22
Скажите есть ли возможность сделать перевод лля Храма через paypal для тех что проживает не в России?
Наталья13 января 2018, 00:27
Сохраню статью. Начну лениться - буду читать житие этой святой бабулечки.
Игорь Одинцов10 января 2018, 11:20
"Белыми платочками", исполнителями Воли Божией только и спаслась в годы гонений православная Русь. Если бы не они, то тогда страшно подумать, чтобы было со всеми нами.
Ljubovj 9 января 2018, 22:28
prekrasnaja statja!!Spasi Gospodi i pomiluj rabu tvoju Raisu. krepkaja vera i Gospodj pomogaet takim ljudjam .a mi nemochnie.
Natalia 9 января 2018, 18:54
Слава Тебе Господи, что такие люди были и есть в России! Вот они и есть гордость страны. Всех С Рождеством Христовым!:)
наталья 9 января 2018, 16:38
Такие как баба Рая - уходящее поколение. Сегодня прочитала статью под названием "Страна атеистов". Вот выдержки: "в рождественских богослужениях приняли участие менее 2 % россиян", "Россия остается страной неверующих", "характерно, что процент активных православных граждан не растёт".И на что надеяться? На хорошие времена и процветание страны? Будет только хуже в стране атеистов.
Вячеслав 9 января 2018, 16:28
Пример для нас. Спаси Господи и помилуй рабу твою Раису.
Андрей 9 января 2018, 12:11
Вот у таких бабушек стоит вере учиться! Они её сохранили и не свох плечах вынесли в безбожные годы. Им руки целовать и в ноги кланяться надо! Всех со Светлым Рождеством!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×