Обертки для постных кондитерских изделий «От всей души». На левой обертке ангел в виде мальчика облачен в детскую рубашечку и держит в руках надкусанную плитку шоколада Напомним читателям [см. Часть 2], что под нормой иконопочитания авторы понимают использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей, как:
- молитва, обращение ума от образа к первообразу;
- явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
- почитание священных изображений, то есть воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
- освящение профанного пространства жизни человека;
- благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.
При условии:
- использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
- изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
- размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию, вольному или невольному.
Далее под священными изображениями, как и прежде, понимаются любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.
Священные изображения в оформлении полиграфической продукции и изделий
В последнее время распространилась практика использования священных изображений (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православные храмы) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба, в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.
Названные изделия используются для нужд православных приходов, епархиальных учреждений, отделов и комиссий, общественных организаций и богоугодных заведений и т.п. При этом отчасти копируются светские приемы и делаются попытки воспроизвести старую дореволюционную традицию.
Следует различать назначение документов, снабжаемых указанными изображениями. Существуют документы долговременного хранения и благочестивого использования, например наградные грамоты и документы, ставленные грамоты священников и т.п. Можно предположить, что подобные документы будут благоговейно храниться и имеющийся на них герб в виде иконы (или содержащий икону в качестве его части), оттиск печати организации, включающий в себя священные изображения, не подвергнутся поруганию.
Однако использование бланков церковных или православных организаций с сакральной символикой и оттисками печати, ее содержащими, в текущей деловой переписке, особенно со светскими адресатами, и в рутинной канцелярской практике с большой долей вероятности приведет к поруганию священных изображений, символов и знаков, например в результате бытовой утилизации или иным образом.
Поэтому следует разработать указанные изделия без священных изображений или создать два разных их типа:
- для документов долговременного хранения и благочестивого использования;
- для текущей деловой переписки и канцелярской работы.
Подобное разделение встречалось и в прошлом, когда, например, изготавливались двусторонние печати: одна сторона была простой, а другая – для особых торжественных случаев.
Печать патриарха Иова (1589–1605) Возможные возражения со ссылками на древнюю христианскую традицию использования священных изображений для изготовления печатей не совсем обоснованны. Следует иметь в виду ряд отличий нашего времени от прошлых веков.
- Во-первых, в старину документооборот не был столь массовым явлением, как сейчас: царские, княжеские, епископские грамоты были относительно немногочисленны и изготавливались для практически «вечного хранения» в надежном месте.
- Во-вторых, в древности важные документы снабжались вислыми двусторонними печатями, причем нередко из металла (золота, серебра, меди, олова, свинца и даже железа). Именно поэтому до нас дошли древние византийские и русские печати, которые хорошо описаны специалистами по сфрагистике[1].
- В-третьих, старинные двусторонние вислые печати обычно имели на одной стороне надписание имени и должности владельца, а на другой – священное или иное изображение. Например, на лицевой стороне печатей патриархов Иова и Филарета не было даже крупного изображения креста – только надписание имени, сана и изображение благословляющей руки.
Печать патриарха Филарета (1619–1633)
Поэтому и в наше время церковные и православные организации для рядовой переписки и делопроизводства вполне могут обойтись простой печатью без священных изображений (включая прорись храма, куполов с крестами и т.п.), а в качестве герба или эмблемы своей организации использовать рисунки, не содержащие сакральные образы, символы и знаки.
Жалованная грамота Великого Новгорода Соловецкому монастырю на Соловецкий и другие острова 1459–1470 гг. с вислыми свинцовыми печатями городских концов
Для рядовой переписки вполне можно обойтись печатями и бланками без священных изображений
Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции следующего типа: баннеры (одноразовые или кратковременного использования), православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, этикетки, упаковка товаров и т.п.
Священные изображения на таких изделиях также не предназначены для молитвенного почитания, а служат неразумным и неблагочестивым украшательством, в результате которого профанируется священное.
В своем большинстве эти изделия в скором времени по использовании подлежат утилизации, что затруднительно делать благочестивым образом. Особенно это касается баннеров – зачастую многометровых полотен, которые почти невозможно утилизировать благочестиво.
Недопустимо также использовать священные изображения в качестве дизайнерских элементов оформления колонтитулов страниц каких-либо изданий и т.п.
Сказанное относится и к распечаткам священных изображений на любых материальных носителях, производимых с электронных ресурсов, если подобные распечатки имеют временное ограниченное назначение.
Священные изображения в виртуальном пространстве
Отцы VII Вселенского Собора в своем определении, разумеется, не предусматривали изготовление икон в виде фотографий (негативов и их отпечатков), кинофильмов, голограмм, лазерных шоу, цифровых изображений (фотографии, видеофильмы, компьютерные игры и т.п.) и др. Однако догматизированное (то есть утвержденное) ими и развитое последующими православными богословами учение о почитании в иконе ипостаси (лица), а не материи, позволяет и в наше время определить пределы благочестивого отношения к священным изображениям, изготовленным в любой изобретенной человеком форме.
«Ведь образ Христов, – пишет преподобный Феодор Студит, – на каком бы материале он ни был запечатлен, неотделим от Самого Христа, так как сохраняется вне материи, в представлении. Поэтому обоим – Христу и Его образу – подобает одна и та же честь и поклонение»[2]. То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.
Поэтому в дореволюционной России во избежание соблазна для верующих принимались меры к запрещению воспроизводить священные изображения новыми техническими средствами, например в кинематографе, называемом тогда «живой фотографией»:
«Принимая во внимание, что живая фотография посредством быстрого движения показываемых лиц производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазн, Святейший Синод определяет: воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих…»[3].
Наше время богато новыми технологиями воспроизведения изображения, что создает дополнительные соблазны. Одним из таковых является компьютер и цифровые технологии вообще.
Здесь надо сказать, что недопустимо использовать священные изображения в качестве «значка» (букв. «иконки») доступа к какой-либо программе, хотя бы и религиозного назначения. Например, в одной компьютерной программе электронной Библии в качестве «значка» («иконки») доступа используется лицевая сторона оклада Богослужебного Евангелия с изображением Господа Иисуса Христа и евангелистов. Поэтому при обращении к программе пользователь касается пальцем (или курсором) самого священного изображения, что неблагочестиво.
Первая страница презентации «Иконопись Древней Руси». Название написано поверх изображений на иконах
Недопустимой профанацией Сакрального является использование священных изображений в качестве фона, на который накладываются посторонние текст или изображения (например реклама, заголовки и др.).
Неблагочестиво также превращать священные образы в «плавающие» картинки на экране монитора.
Нельзя использовать визуальные эффекты, связанные с произвольным обращением со священными изображениями, например разделением их на фрагменты, дроблением, искажением и т.п. (печально видеть, как «эффекта ради» на экране компьютера в одной православной презентации в осколки «разбивался» образ Богородицы при переходе от одного слайда к другому).
Неблагочестиво использовать священные изображения в виртуальном (цифровом) пространстве в качестве декора, оформления логотипа и т.д.
Допустимая благоговейная форма использования священных изображений на любом носителе (в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве) – это употребление их в качестве просветительского иллюстративного материала к соответствующим текстам.
Разработчикам интернет-сайтов следует предусмотреть, чтобы священные изображения и их фрагменты не выходили на печать в виде элементов украшения страниц, фирменного стиля сайта и т.п.
«Православный китч»
Образец западной религиозной живописи: «Ангельское пение». Вильям Бугро. 1881. Музей Гетти. Нередко изделия церковного и православного обихода: иконы, лампады, подсвечники, малая пластика и т.д., которые продаются в светских и интернет-магазинах, а порой и в церковных лавках, – сделаны вульгарно и даже пошло.
Отдельно можно выделить ставшие уже привычными фигурки ангелов-куколок. Выполненные в инфантильно-мультипликационной манере, они искажают образ бесплотных духов, служащих Богу (см.: Евр. 1: 14), при явлении которых люди в Ветхом (см.: Суд. 13: 3–22) и Новом Завете (см.: Мф. 28: 2–8; Откр. 7: 1; 8: 2) испытывали страх и ужас. Вместо этого подобная «продукция» настраивает ее обладателей на фамильярно-сентиментальное восприятие слуг Божиих. В таком виде их задача не возвещать волю Творца – защищать (см.: Пс. 33: 8), извещать (см.: Лк. 1: 11–20; 26–38) или карать (см.: Пс. 34: 5–6), – но «порхать» и играть на скрипке в духе выхолощенной религиозности западной христианской живописи.
В результате этого священные изображения, по определению являющиеся святыней, превращаются в своего рода «православный китч», профанирующий само церковное искусство, предназначенное для содействия благоговейной молитве.
Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами
Кич профанирует церковное искусство, предназначенное для содействия благоговейной молитве
Корнем названной проблемы является вольность авторов и производителей подобной продукции, их пренебрежение церковной иконописной традицией ради собственного самовыражения или получения прибыли. Однако не лишне будет напомнить предостережение Священного Писания: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10).
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1551 года (Стоглавый Собор) запретил писать иконы по суемудрию, «от своего замышления», то есть по произволу художника, но
писать «с древних образцов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии иконописцы» (гл. 41. 1)[4].
В особой главе, посвященной иконописи (гл. 43), Собор предписывает иконописцам с особым благоговением создавать святые образы, а именно: чтобы они
«с превеликим тщанием писали образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священномученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов».
Если они этого не делают, то Собор предписывает им
«от таковаго дела престати, да не Божие имя таковаго ради писма похуляется. И аще которые не престанут от таковаго дела, таковии царскою грозою накажутся и от Бога осудятся»[5].
Упаковка рождественского подарка (из бумаги), выполненная в форме храма с изображением Святого Семейства и ангела. Священное изображение нанесено на профанный предмет из недолговечного материала Дореволюционные гражданские законы в защиту веры, входившие в русское церковное право, также требовали следить за высоким качеством икон. В частности, «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» предписывал «наблюдать, чтоб ни в церквях, ни в продаже и нигде не было икон, неискусно написанных и тем более писанных в странном и соблазнительном виде»[6].
Широко распространившаяся сегодня китчевая религиозная продукция стала для многих привычной. Вместо того чтобы воспитывать в людях священный трепет перед Божественным, такая продукция приземляет священные образы, делая их восприятие мещанско-потребительским.
Церковь призывает иконописцев следовать лучшим образцам, стремясь достичь догматической и вероучительной чистоты и цельности священных изображений, а также такой художественной выразительности, которыми обладало православное церковное искусство в периоды своего наивысшего расцвета.
Как же определить художественное качество произведения церковного искусства, его эстетическую ценность? Одно из важнейших понятий в эстетике – красота. Где нет красоты, там нет и образа Божия. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Красота там, где Дух Святый». Поэтому красота Божия – это категория и эстетики, и онтологии. Форма и содержание священного образа не вмещаются в понятие «произведение искусства», но доходят до глубины понятия «церковная святыня». Тот или иной образ призван являть благовестие Христово о спасении мира через спасение человека[7].
Икона должна являть образ Бога – во Христе, в Божией Матери, в обоженном человеке, прославленном Церковью в лике святых. В иконе должна быть та правда о Боге и человеке, какой ее знает Церковь. Где нет красоты в ее высшем понимании, накопленном опытом Церкви, там нет Бога, там не может быть и Его образа[8].
Ответственность верующих
Нам всем следует помнить, что мы ответственны за те священные изображения, которые оказались в нашем распоряжении.
Их должно быть столько, сколько, например, святых угодников мы хотим почитать и молиться им, но так, чтобы мы были способны содержать эти иконы надлежащим образом. Нередко у православных христиан накапливается такое количество священных изображений (и разных других святынь), что они уже не знают, что с ними делать.
Следует избегать необдуманного накопительства священных изображений
Со священными изображениями, как и со всем остальным, не должно быть необдуманного накопительства. Если знакомые, вернувшись из паломничества, хотят подарить нам очередную иконку, то не будет греха, если мы со смирением откажемся (например, сославшись на то, что у нас уже много икон и новые некуда ставить).
Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.).
«Магнит из бересты, резной с золотом: монах с книгой «Три собора. Дивеевский монастырь» (описание взято с сайта производителя) Отдельных слов заслуживает возникший недавно обычай изготавливать иконы и иные священные изображения, а также молитвы на магнитах. Данные изделия в силу их крепежного характера помещаются чаще всего на холодильниках, превращая последние в своего рода «иконостасы». Производители такой продукции не стесняются называть ее сувенирной и часто поражают своей безграмотностью. Так, одна фирма изготавливает подобные магниты массовыми сериями на любой вкус, рекламируя свой товар – «Церковные магниты на холодильник» – как оригинальные, но дешевые безделушки[9].
Священные изображения должны содержаться в чистоте и порядке.
Ношение икон в кошельках и портмоне не соответствует благоговейному почитанию священного.
Не следует производить и приобретать священные изображения-подвески на свободных креплениях (цепочках, шнурках) для употребления их в автомобилях. Во время движения такие подвески сильно раскачиваются из стороны в сторону, что противоречит благоговейному отношению к изображенным на них святым образам.
Икона-подвеска на автомобильном зеркале заднего вида
О благоговении к текстам религиозного содержания
Благоговейное, почтительное отношение должно распространяться и на тексты религиозного содержания, а также на те, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников. С такими текстами, где бы они ни встречались – в церковной, светской печати, на баннерах или где-либо еще, – нельзя обращаться обычным образом. Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При необходимости – только сжигать. Еще лучше стараться поступать так, чтобы не возникало нужды в сжигании этих текстов, быть рассудительными в их приобретении, чтобы не возникало впоследствии недоумения, что делать с их преизбытком. Ведь сегодня не так легко передать кому-то ставшие ненужными духовные книги и периодику: у многих они есть в достаточном объеме, приходские библиотеки в целом тоже укомплектованы.
Утилизация предметов со священными изображениями и текстами
К таковым предметам, как правило, относятся многотиражные и единичные полиграфические изображения христианских святынь и символов: газеты, журналы, календари, документы (например, бланки писем) и распечатки компьютерных текстов, имеющие священные изображения и т.п., но не только это.
Большинство таких предметов не следует производить, распространять и приобретать, но раз уж они оказались в наших руках, то ради святыни мы должно утилизировать их благочестивым способом. Однако следует иметь в виду мнение современных подвижников благочестия на эту тему. Так, преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил, что сжигать можно только такую икону, на которой оказалось какое-то другое недостойное изображение или что-то другое непотребное и это невозможно стереть. «Если у иконы сохранился лик, ведь можно же ее обновить, сделать ей новую рамку. Как можно зарывать в землю или сжигать икону Господа или святого?!»[10].
Это вновь возвращает нас к современной практике неоправданно широкого использования священных изображений в качестве «украшательства» «православных товаров», церковных документов и т.п.
Еще раз скажем о «православной таре» для «православных товаров». Любая упаковка по своему функциональному назначению не предназначена для молитвы, а подлежит утилизации (уничтожению, выбрасыванию в бытовые отходы и т.п.) после использования самого товара. Наносить на упаковку священные тексты, тексты молитвословий, содержащих имя Божие, и священные изображения есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей. Попытки производителей оправдаться в этом преднамеренном кощунстве предупреждениями к покупателям «благочестивым образом» утилизировать их продукцию не имеют никаких оправданий.
Мы грешим, покупая товар в упаковке со священным изображением, и поощряем ко греху производителя
Самым ярким примером такой иконоборческой деятельности является изготовление упаковок для свечей с иконами Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. Производитель такой упаковки сознательно обрекает покупателей своей продукции или «коллекционировать» вырезанные из коробок бумажные иконки (предлагая использовать их профанным образом в качестве закладок), или искать место для их «благочестивого сжигания», или заваливать ими ближайший храм, который должен будет сжигать их за всех своих прихожан, или, не заморачиваясь, выбрасывать упаковку в бытовой мусор. И всё это ради «конкурентной борьбы» за покупателя, который-де скорее купит товар в «православной упаковке», то есть с иконой, чем без оной. Потому согрешает не только производитель, но и покупатель, ибо каждой такой покупкой он стимулирует делать именно такую кощунственную упаковку.
«Свечи освящены у иконы Божией Матери “Семистрельная”» (рекламный слоган на упаковке) Повторим, что «рыночным образом» воздействовать на таких горе-производителей можно только абсолютным бойкотом их продукции как богохульной.
Изготовление священного образа, в скором времени предназначенного для уничтожения (сжигания), неразумно и неблагочестиво, а по сути – и кощунственно. Одно дело – благоговейно утилизировать иконы, не поддающиеся восстановлению, и совсем другое – уничтожать священные изображения, находящиеся в хорошем состоянии, но изначально созданные не для молитвенного поклонения, а для декоративного оформления упаковки или товара временного пользования (календари, церковные газеты, журналы и т.п.).
Размещение священных изображений в качестве декоративных элементов на долговечном упаковочном материале, в том числе и для предметов, предназначенных для богослужения (домашнего или церковного, например для ладана), также неуместно и неблагочестиво, поскольку не соответствует норме иконопочитания и является профанацией сакрального образа. Изображение Креста и святых образов на таре из долговечных материалов (например из металла) создает только дополнительные трудности при ее утилизации.
В церковной практике принято относиться с благоговением даже к вышедшим из употребления или пришедшим в негодность освященным предметам, богослужебной утвари, предметам церковного обихода (вплоть до поминальных записок, поданных прихожанами).
Коробка для ладана с изображениями образов Богородицы, ангелов и знака Креста Поэтому в случае прихода в негодность, обветшания, истечения срока службы и т.п. освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте.
В последнем случае лучше всего сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.), поскольку при сохранении существующего положения вещей это придется делать многократно. Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она чистая.
К сожалению, надо признать, что даже до сжигания доходит далеко не всё. По неведению, невнимательности многие священные изображения подвергаются утилизации вместе с обычным бытовым мусором.
Выводы
1. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям следует осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т.п.
2. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.
3. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением правил благоговейного к ним отношения.
4. Не следует производить, распространять и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений, или те, на которые они нанесены, если они искажают иконописный канон.
5. Надо всегда помнить, что мы ответственны пред Богом за те священные изображения, которые изготавливаем, распространяем, приобретаем или храним (дома, в автомобиле и т.д.). Поэтому:
- не следует производить, распространять, приобретать и использовать сувенирные изделия со священными изображениями;
- не следует производить, распространять, приобретать и использовать в автомобилях священные изображения-подвески на свободных креплениях (цепочках, шнурках);
6. К текстам религиозного содержания, а также к тем, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников необходимо относиться с должным благоговением, подобно как к священным изображениям.
7. Отказ от неправомерного использования священных изображений и текстов для обыденных предметов позволит свести объемы благочестивой утилизации их материальных носителей до приемлемого уровня, обусловленного естественными причинами.
Есть приемник и излучатель. Как бы ни был силен сигнал, плохой приемник выдаст плохой звук. Приемник - человек. Чистому все чисто, ап. Павел.
Простите, о чем конкретно я должна поговорить со священником?
Страх наказания тоже присутствует, как ни крути. Иначе не было бы геены, о которой не раз говорил и Сам Спаситель, предостерегая от попадания туда на вечные муки. И мне кажется, до проповеди Христа Бог не представал в виде свирепого властелина: Он всегда неизменен, а,значит, Он всегда - Любовь.
С Праздником вас! Простите за опечатку, печатала с телефона, мелкая клавиатура.)
Я отвечала именно вам, на данный ваш пост: "Картина «Ангельское пение» Вильяма Бугро - хорошая живопись. Наслаждайтесь ей, если она вызывает у вас благочестивые чувства. Но церковная традиция иначе представляет нам ангелов в ветхом и Новом завете, в иконописи...Явлениее ангела - не умилительно в нашем понимании, но страшно. Нельзя превращать служителя Божия в пупсика с крылашками." То есть, отвечая вам, я не обсуждала позицию авторов и потому ничего не исказила, лишь выразила своё мнение. Надеюсь, теперь вы меня правильно поняли.)
...люди порой изображают ангелов милыми и нежными просто потому, что нам тяжело все время находиться в страхе и напряжении, в осознании того, что надо бояться и ангелов тоже. Ведь нам хочется любви, доброты, милосердия, заботы, а не одного натужного страха - это ведь очень тяжело - все время бояться.
Наталья, конечно тяжело всё время бояться. Только непонятно, зачем ? В основе Православия не страх наказания, а Божья любовь. Проповедь Христа - это проповедь любви, впервые в тогдашнем мире Бог предстал не в виде свирепого властелина, а любящего Отца. "Страх Божий" должен быть благоговейным, а не напряжённым и натужным. Поговорите об этом со священником.
Зачем вы пишете подобные вещи? По сути, вы назвали меня лгуньей за высказанное мною мнение о том, что картины не равны иконам и они, картины, с изображением Спасителя и библейских сюжетов, могут быть прекрасны. Разве так можно общаться с людьми? Я ведь вас лично ничем не обидела.
Толку защищать иконы, если ты при этом вот так обижаешь своего ближнего.
Простите, но никто не обязан соглашаться с вами и мое несогласие - не повод обижать меня вышеназванным образом. Не знаю, чем уж я вас так "завела", но простите.
Кстати, на наших нательных крестиках тоже изображен распятый Спаситель.Можно ли считать это Его образом?
Если закручивать гайки, то так, чтобы не сорвать резьбу, но и не ослабить. Все в меру.
Я уже говорила об этом, что на православные магазины, частные, тоже стоит обратить внимание. Там полно народа кучкуется. Но закрыть его, конечно, не получится. А вот просветить своих прихожан на приходах, батюшки просто обязаны. Надо выпускать брошюрки на эту тему и прям при входе в храм раздавать...
Есть градации искусства живописи и церковного искусства.
"Сикстинская Мадонна" Рафаэля когда-то потрясла Ф.М. Достоевского как и вас. Это хорошо. Но она не может заменить икону Богородицы и САМА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИКОНОЙ. Картина «Ангельское пение» Вильяма Бугро - хорошая живопись. Наслаждайтесь ей, если она вызывает у вас благочестивые чувства. Но церковная традиция иначе представляет нам ангелов в ветхом и Новом завете, в иконописи. Подробнее см. статью: Схиархимандрит Авраам (Рейдман). http://pravoslavie.ru/120412.html. Явлениее ангела - не умилительно в нашем понимании, но страшно. Нельзя превращать служителя Божия в пупсика с крылашками.
Кто-нибудь умный, растолкуйте пожалуйста.
Но, позвольте! Когда в моём детстве, на протяжении многих тысяч километров - ни одного храма, а сплошная тайга, именно эта "западная живопись" в мои восемь лет заставила меня впервые задуматься о Боге. Я говорю сейчас о Сикстинской Мадонне Рафаэля, той самой, с ангелочками. Для меня эта картина навсегда теперь будет знАчимой.
..со смирением откажемся от подарка-иконы, типа ставить уже некуда..
Человек старался, вёз нам из поездки этот подарок, а мы такие, со смирением, благочестиво его отшиваем. Вообще, как-то не по-нашему, не по-русски. Наш народ-то славится широкой душой, а не этим лукавством...Не хорошее это "смирение".
Интересно мнение авторов о фотографировании во время совершения Таинств. Снимают все – и крестины, и соборование, и исповедь, и причастие…Получается - Таинства напоказ. Угодно ли это Богу? И хотят ли сами участники Таинств, чтобы их фотографировали, например, у Чаши с открытым ртом? Ведь когда идет съемка, их об этом не спрашивают. Я бы возмутилась, если бы меня в этот момент сфотографировали, а потом еще выложили бы фото в интернете на всеобщее обозрение - самых разных людей. Мне кажется, и без съемки Таинств можно делать интересные фоторепортажи о богослужении.
Картина "Ангельское пение" - прекрасна, от нее веет чистотой и смирением, но не "духом выхолощенной религиозности западной христианской живописи." Всегда нравилась эта работа художника. И в голову не придет увидеть в ней что-то непотребное.
Меня тоже беспокоит, что мы нательный крестик волей-неволей профанируем. Извините, вспотел, нагнулся низко и крестик выпал из-под одежды, у женщин свои заморочки - как этого избежать? Раз уж мы призваны его носить, и за неношение креста ругают, то видимо никак. Печенья-крестики, просфоры с крестами, кресты на подсвечниках и паникадилах.. Мы действительно привыкли.
Еще хотелось бы услышать мнение уважаемых авторов об очень распространенном сейчас обычае фотографировать Евхаристическую Чашу с освященными Святыми Дарами, причащение. Читала мнение покойного ныне владыки Алексия (Фролова) о том, что это категорически недопустимо и полностью с ним согласна. Но об этом никто не говорит.
И ещё. Зачем навешивать обидные ярлыки "православный кич", если статуэтки деток-ангелов пришли к нам с Запада ?