Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Творение Адама

""В своем втором «Слове» преподобный Анастасий Синаит комментирует повествование Бытия о творении Богом первых людей:

Вот почему человек, в отличие от Ангелов и домашних животных, был создан не из одной сущности, но из неких двух, неподобных и иносущных вещей: материи и нематериального, перстного и божественного, тленного и нетленного. И поскольку не мы пришли к Богу, а, наоборот, Бог пришел к нам, то [из этого можно заключить, что] прежде было вещественное, а затем уже к перстному [присоединилось] божественное (II, 2, 1).

Здесь у преп. Анастасия можно увидеть намек на то, что при творении Адама между созданием его тела и дарованием ему души проходит некий промежуток времени. Такого же мнения поддерживались свт. Кирилл Александрийский и преп. Серафим Саровский. По их мнению, человек был сотворен не мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое нельзя назвать человеком, и только после этого посредством Божественного дуновения оно становится душою живою (Быт. 2, 7), богообразным человеком.

Однако в Предании Церкви закрепилось другое мнение — Адам творится одновременно из души и тела. Это мнение утвердилось как раз во времена, когда жил преп. Анастасий — в эпоху борьбы с монофизитством и монофелитством. Православные полемисты отстаивали ту точку зрения, что душа и тело людей возникают в одно и то же время. С этим согласен и преп. Анастасий (см. ниже). Однако для большинства богословов, как православных, так и монофизитов и монофелитов было очевидно, что порядок творения тела и души Адама является архетипом, по которому соединяются тело и душа всех последующих людей. Некоторые из монофизитов обосновывали свое мнение о единой сложной природе Богочеловека на восходящем еще к Аристотелю представлении, что эмбрион человека одухотворяется лишь на сороковой день после зачатия. Используя антропологическую парадигму, они говорили, что как душа на сороковой день соединяется с телом эмбриона и из двух природ (из которых телесная реально уже существует) получается единая смешанная человеческая природа. Подобно этому и в Богочеловеке Божественная природа и человеческая смешаны в единой сложной природе.

Последовательную критику монофизитских и монофелитских взглядов, после Леонтия Византийского, предпринял преп. Максим Исповедник. Он убедительно показал, что нельзя считать, будто тело предсуществует душе в виде самостоятельной природы. Понятие «человек» приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или телу в отдельности.[1]

Можно предположить, что через «железный занавес» исламского завоевания до преп. Анастасия не дошли такие тонкие богословские нюансы противомонофизитской и противомонофелитской полемики, и поэтому Синаит не соединял в аналогической связи творение Адама и рождение последующих людей:

Образование человека в материнской утробе ясно указывает нам на ипостасное единение Христа. Ибо когда происходит зачатие человека, то в материнской утробе сочетаются душа и тело в неизреченном и необъяснимом, двояком и обоюдосуществующем соединении и слиянии. И ни тело не образовывается и не устрояется раньше, чем душа, ни душа не упреждает тело и не предсуществует ему; но смертное и бессмертное, словно две инородные сущности, взаимосочетаются, [образно] являя ипостасное единение двух инородных сущностей Христа — бессмертного Божества и смертного человечества Его (II, 2, 4).

Итак, не только Адам есть образ Христа (о чем мы будем рассуждать ниже), но и каждый человек своим соединением души и тела символизирует соединение во Христе Божественной и человеческой природ. Мы видим, что преп. Анастасий настаивает на одновременном образовании в каждом человеке (кроме Адама) души и тела.


[1] См. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие / Курс лекций, ч. III. — М.: ПСТБИ, 1997. — С. 58–59.

Иеромонах Адриан (Пашин)

26 февраля 2007 г.

Рейтинг: 4 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×