Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам!..” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
***
Как дредноут, поднявший трапы у причала Москвы, бьющей в его борта пеной дней, белый храм святителя Николая в Толмачах, одним боком выходящий в Толмачевский переулок, а другими – на территорию Третьяковской галереи, не пускал ни с какой стороны.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
тел: (495) 957-07-81.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
***
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
***
А прославилась она, когда от иконы исцелилась сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петровна Папина. «В лето 7196 месяца октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима Патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутренним являтися из боку ея», – повествует о событии церковная запись Преображенской церкви.
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
И был ответ:
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
***
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке:
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница
грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
***
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Доподлинно известно лишь то, что прославление иконы Божией Матери «Споручница грешных» началось в Николо-Одринском монастыре Орловской губернии, где долгое время она стояла вместе с другими ветхими иконами в монастырской часовне, забытая всеми, и покрывалась пылью, пока в монастырь не пришла некая купеческая жена Почепина с двухлетним сыном. Младенчик страдал тяжелыми припадками.
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.
Какая интересная статья!
Очень интересный рассказ. как будто вместе все побывали у прекрасных святынь.
Матери Божия, пресвятая Богородица!
Моли Бога о нас, грешных!
Спаси, сохрани и помилуй нас!
Прошу за сына своего, р. Б. Виктора.Даруй ему, Божия матерь здравия душевное и телесное! Одна из самых моих любимых и почитаемых икон Божией Матери " Всех скорбящих радости". С молодых лет, как только приблизилась к храму, сразу же обратилась и обращаюсь к ней.
В нашем храме , куда я хожу есть такая икона, старинная, видимо была когда складнем, а теперь только одна эта икона, вся потертая, но любимая! Образ милый и всепрощающий!
Матушка заступница, заступи, даруй мне получить работу, помочь людям и себе грешной!
Вчера на сайте Владимира Головина прочла из Евангелии фразу : " Кто хочет идти за мною, отвергнись себя , и возьми крест свой и следуй за Мною".
Во дни великого поста много искушений, различных скорбей. Только не оставь нас, Боже!
Автору статьи большая благодарность.
Вразуми, укрепи и наставь на путь праведный племянницу мою Анну !!!
Живем далеко в Архангельской области.
Cпаси Господи.
Еще можно пройти переулками (от Третьяковки) в сторону Полянки и зайти в храм св.Григория Неокесарийского. Удивительный храм! (оранж. цвета). Там есть Боголюбская икона Б.М. и много других святынь. Но там рано служба заканчивается.
Во время Пасхального фестиваля на многих храмах в районе Полянки-Ордынки проходят концерты звонильной недели.
Надо на Пасху посмотреть расписание на сайте Пасхального фестиваля (худрук В.Гергиев). То есть звонарь по очереди переходит от храма к храму и играет разные звоны (извините, не знаю, как правильно сказать). Можно стоять и слушать прямо на улице. Виртуозы.
Храм в Хамовниках - это метро "Парк культуры"-кольцевая, выход из метро и направо, обогнуть здание и в сторону Комс. проспекта. Если не мешает листва, храм виден.
Там еще есть чудотв. икона БМ "Троеручица".
Прошу Ваших молитв о здравии Фотинии со чадом и сродниками. Храни Вас Господь.
Можете проверить свои знания о Владимирской иконе здесь:
http://www.liveinternet.ru/polls.php?cmd=showpoll&pollid=893899
Перед правым приделом, перед иконой свт.Николая, на полу есть памятная доска, о том, что здесь во время служб стоял П.М.Третьяков.
Вниманию СВетлан - Фотиний: над иконой Владимирской слева на стене есть роспись "Встреча Господа нашего ИИсуса у колодца с самарянкой" (а ее звали Фотиния).
Здесь также великолепный хор п-рук. Пузакова, он часто участвует в разных концертах и фестивалях, а здесь его можно услышать бесплатно.
В дни памяти П.Чайковского (кажется ноябрь) и С.Рахманинова (март-апрель?) на службе хор исполняет их произведения - соотв. Литургию и Всенощную. Даты уточняйте на сайте. НЕ знаю, является ли это традицией, но сама слушала лет 10 назад.
В храме Всех скорбящих радость Литургию Чайковского исполняли на след. день.
Еще интересно. Во храме, где "Владимирская" службы всегда начинаются в 17 ч. Во "Всех скорбящих радость" - в 18 часов. Поэтому после службы в первом храме можно еще пройти во второй и приложиться к иконе.
Если потом пойти по Ордынке в сторону от центра, то можно попасть в Марфо-Мариинскую обитель и приложиться к мощам. св.преп. Елисаветы Феодоровны. Идти 5-10 минут.
(начало)
Первые две иконы - Владимирская и Всех скорбящих радость находятся в храмах, неподалеку друг от друга, 5 мин ходьбы - у м. Третьяковская (можно по карте на Яндексе посмотреть)
В Третьяковский храм можно попасть бесплатно во время богослужений, в пятн веч, сб утром и вечером, вскр утром
Расписание см.http://hramvtolmachah.ru/
В среду молебен. А в большие праздники храм открыт и по будням (вход с Толмач. переулка, там, где сидит охранник, пройти в след. здание от входа в храм, по стрелке).
Очень важно, что кроме Владимирской, можно здесь приложиться еще к одной святыне - Троице кисти Андрея Рублева. "В преддверии Дня Святой Троицы из зала постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах будет перенесена икона «Троица» письма преподобного Андрея Рублева. Это случается всего один раз в год"-см. недавние новости сайта. (пишу 7июля 2013 г.)
Прошу Ваших молитв о здравии Фотинии со чадом и сродниками. Храни Вас Господь.
Спасибо за замечательную, интересную и познавательную статью ! Пресвятая Богородице,моли Бога о нас грешных!
C уважением, Ольга. Люблю этот храм, икона чудная. Спасибо.