Президент фестиваля монахиня София (Ищенко) и писатель Алексей Солоницын. |
Президент и бессменный руководитель фестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко) видела глобальной задачей этой конференции выработку и принятие кодекса, аналогичного «Кодексу Хейса» – этическому кодексу производства фильмов в Голливуде.
Принятый в 1930-м году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов и сегодня почти забытый, «Кодекс Хейса» представлял собой свод правил, обязательных для выполнения.
«1. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха. 2.Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства. 3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов», – гласили основные принципы «Кодекса Хейса». Частные предписывали запрет на изображение священников в комическом или недостойном виде, запрет на показ обнаженного тела, сцен употребления наркотиков и так далее, и тому подобное. Впрочем, уже в 1967 «Кодекс Хейса» был упразднен, – в Америке наступали новые времена.
Так возможно ли перенести этот опыт на отечественную почву, если кодекс не действует даже там, где был создан? Дискуссия показала, что если подобный кодекс и будет принят в России, то не сейчас, поскольку единодушия нет пока не только в оценках фильмов, но и в оценке необходимости каких-либо общих для всех критериев.
В нескольких выступлениях так или иначе прозвучала тема метафизики кинематографического произведения. Но, несмотря на высокую профессиональную подготовленность участников конференции и их глубокую заинтересованность в диалоге, казалось, что уклон в философскую и богословскую полемику уводит всех от реальных вопросов, стоящих перед православным кинематографом.
Это подтвердили и отклики зала: люди каждый раз просили выступавших приводить конкретные примеры, которые бы отражали их точку зрения, называть фильмы, которые те считают действительно удачными, близкими к идеалу православного кино.
В ходе общего обсуждения сами собой выкристаллизовывались те темы, которые действительно волновали большую часть участников конференции.
Первую из них озвучила в своем выступлении киновед Татьяна Москвина-Ященко, предложившая «расширить палитру фильмов кинофестиваля», включив в программу и те картины, которые привлекают активное внимание общественности, – например, такие, как фильм Андрея Звягинцева «Елена», – чтобы говорить о них с точки зрения верующего человека. Второй темой, так или иначе затронувшей всех собравшихся, стала проблема оценки советского кинематографического наследия. Мнения тут разошлись кардинальным образом. Писатель Алексей Солоницын, предложивший для оценки фильмов такой критерий, как «духовный реализм», отметил, что советские фильмы не могут считаться добрыми, нравственными и правдивыми, поскольку неправда лежала в самой основе отечественного кинематографа той поры.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все были согласны с Солонициным. В частности, противоположное мнение озвучила режиссер Татьяна Карпова.
Впрочем, Алексей Солоницын привел и положительный пример: «Калина красная», по его мнению, является первым послевоенным фильмом о покаянии.
Интересно отметить, что и Татьяна Москвина-Ященко, и Алексей Солоницын в своих выступлениях очень много обращались к анализу произведений Андрея Тарковского, что свидетельствует о том, что именно его фильмы остаются единственным непревзойденным эстетическим и этическим образцом для православной кинокритики.
В свою очередь главный редактор Moscow Media Group LTD А.Ф. Чернавский в своем докладе затронул вопрос выражения на языке кино таких тем, как смерть, суд, страх Божий, чудо, конфликт правды Божией и правды человеческой. С его точки зрения, задача православного кинофильма – сообщить зрителю «радость, удивление, состояние полноты и благодати»: просмотр подобного кинофильма в идеале должен оставлять человека в таком состоянии души, какое бывает после встречи со старцем, с духовным человеком.
Выступление доктора философских наук, профессора В.А. Коваленко было призвано разъяснить, что же значит «метафизика», однако докладчик, несмотря на глубокие экскурсы в философию и филологию, практически не обращался к примерам из области кино.
Выступает игумен Патапий (Зобков). |
Суть его возражений можно постараться свести к следующему тезису: «невозможно отразить истину, не зная ее». Из этого следует, что кинорежиссеру надо следовать пути иконописца или инока – очищать свою душу, страдать, «уступать внутри себя место Богу» и максимально избегать субъективизма.
К практическим аспектам создания православного кино собравшихся вернуло выступление режиссера Петра Солдатенкова, пытавшегося выяснить, как можно кинематографическими средствами, в частности, используя «драматургический квадрат» (тема-герой-событие-эмоция), показать присутствие в человеке Бога, действие промысла Божия.
Завершая конференцию, игуменья София предложила всем участникам принять только одно решение – просить журналистов максимально полно отразить эту встречу в СМИ, чтобы заинтересованные люди могли принять участие в дальнейшей дискуссии.
Православному кино пора начать заглядывать в мир. Слыша разговоры о том, что православное кино существует «уже двадцать лет», не перестаешь огорчаться, с какой охотой мы загоняем себя в узкие рамки, отрываясь и от собственного прошлого, и от мирового кинематографического наследия.
В свое время в православных СМИ активно обсуждался феномен «православной художественной литературы». С одной стороны, в 1990-2000 годы действительно чувствовалась огромная нехватка написанных в христианском духе рассказов и повестей, героями которой были бы верующие, священники и монахи. С другой стороны, возникли трезвые и вполне логичные вопросы: зачем искусственно выделять «православную литературу» из художественной литературы вообще? Где пролегает грань между первой и второй? Оправдывает ли «православность» произведения его средний уровень? Но главный вопрос, наверное, тогда – как и сейчас, – так и не был задан.
Что думает по поводу литературы, а в данном контексте, и кино сами читатели и зрители? Ведь пока православные кинематографисты оттачивают свое мастерство в узких кругах, зритель продолжает смотреть то, что он может найти сам.
Отрадно, что кинофестивали, подобные «Встрече», позволяют людям встретиться и просто поговорить между собой, чтобы узнать, что действительно волнует каждого.
Ведь контркультуры и современная публицистика разъединяет, ликвидирует отношения построенные на любви, постулирует отношения между людьми на договоре.
А мы должны снимать фильмы, где отношения строятся на любви.
И из сотен тысяч векторов таких отношений сложится один вектор сильной и справедливой России.
Большая просьба на популярном сайте "Православие" регулярно помещать ссылки или хоть аннотации на православные рассказы и повести среднего уровня и выше. И на фильмы, которые посмотреть не будет оскорблением христианского достоинства. Так, например, "Белый плен" посоветовать можно, а "Свадьбу" Лунгина все же нет из-за определенных моментов.
Информация очень нужна. Я, к сожалению, только сейчас открываю повести и притчи монаха Варнавы. А они так были бы нужны ближнему хотя бы годом раньше. Дорогие православные авторы, пишите и публикуйтесь, для нас главное не уровень мастерства, а духовный опыт, показанный через обычные бытовые ситуации, простые судьбы.
- православное кино!Еще и увлекательное!