Богатство

Из наследия Оптинских старцев

Пример нестяжательности

Оптинские старцы являли собой пример нестяжательности.

Старец Лев
Старец Лев
Первый старец Оптиной, Лев, пережил многочисленные гонения. Старца переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был пострижен келейно. Всё это он принимал с полным благодушием и переходил на новое место с пением «Достойно есть» и своей любимой иконой – Владимирским образом Божией Матери. Эта икона, подарок духовного наставника, была его единственным сокровищем.

Преподобный Макарий до поступления в монастырь владел имением. Но, управляя им, за прибылью не гнался. Позднее он писал о своем понимании счастья: «Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья».

Старец жил в скромной келье, где вся мебель состояла из узенькой койки, кресла и письменного стола. На столе – стопки многочисленных писем, духовные журналы и святоотеческие книги. (С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг Оптиной лучшие духовные и интеллектуальные силы России.)

В восточном углу – иконы с неугасимой лампадой и вместо аналоя деревянный треугольник для совершения правила, с Евангелием. Это было всё богатство старца, под чьим духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри.

Преподобный Моисей, будучи настоятелем Оптиной, много строил. Все громадные постройки были произведены без накопления денег, с помощью Божией, – и столько же для обители, сколько на помощь бедным для заработков. Он покупал иногда за высшую, чем просили, цену вовсе ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающемуся продавцу, покупал гнилые припасы, сам употребляя их в пищу, держал на жаловании сирот: одних для отпугивания ворон, других для ловли кротов.

В гостинице не было установлено никакой платы, но всякому предлагалось класть в кружку по усердию. Один богатый купец спросил, не боится ли настоятель, что все будут жить даром. И преподобный Моисей ответил: «Не заплатят девяносто девять, Бог пошлет сотого, который за всех заплатит». Купец после этого сделался благодетелем Оптиной. При приеме в обитель преподобный Моисей не требовал денежного вклада; он любил принимать больных, слепых, бедных, которые ничем не могли воздать обители. Когда при его кончине открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стенкою. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», – сказал его брат, преподобный Антоний.

Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий, когда был молодым монахом, работал в пекарне: пек хлеб, варил хмелины (дрожжи), помогал повару. Любителям карьерной лестницы это будет непонятно: как же так: с блестящими способностями, знанием пяти языков – и помощник повара? Он мог достичь высот карьеры и стать богатым человеком, но всё это променял на монашескую рясу. И жил в скромной келье.

Преподобный Исаакий I своей жизнью подавал пример нестяжательности.

Так, когда однажды родные прислали ему меховую шубу, он спрятал ее, и она лежала у него без употребления. Обстановка его кельи (как и всех тогдашних помещений в скиту) отличалась необыкновенной простотой. Даже простого шкафа для одежды у него не было, и лишь скромная деревянная кровать, покрытая ватным одеялом, составляла все убранство кельи смиренного подвижника. Денег и ценных вещей он никогда у себя не держал, а если получал что из дому, то тотчас же относил духовному отцу и таким образом соблюдал себя от страсти сребролюбия, возгревая в сердце любовь к нестяжанию и нищете.

Преподобный Иосиф, ученик старца Амвросия, много лет не имел своей кельи и спал в приемной своего духовного отца, преподобного Амвросия. Причем эта приемная была занята посетителями с утра и до ночи. Однажды, изнемогая от трудов, отец Иосиф дожидался в темном проходном коридорчике, пока старец закончит прием посетителей, и заснул, сидя на пороге. Старец по дороге в свою спальню запнулся о келейника. Разбуженный отец Иосиф только кротко улыбнулся, а его великий наставник, несомненно, вознес молитву за своего преданного ученика, чтобы Господь укрепил его в подвиге смирения и терпения.

Когда по праздникам старец Иосиф служил собором в монастыре, пока был в силах, никогда не позволял себе ездить, а ходил пешком и зимой и осенью, в любую непогоду. Носил старую и бедную одежду. Долгое время носил он потертый меховой подрясник, который уже не грел, а только тяготил его, слабого и зябкого, но он никак не соглашался поменять его. Наконец уже духовные чада, не спрашивая у него, купили мех и сшили ему новый подрясник. Батюшка, не желая огорчить своих питомцев, принял этот подрясник с любовью, но и то велел переменить воротник, чтобы ничем не отличаться от простого монаха.

Родственников, приезжавших к нему, он принимал наравне со всеми, в той же приемной. Беседовал с ними, но никаких чаепитий и особых утешений не предлагал. В общении был ровен со всеми. Всегда приветливый и участливый, он ни перед кем не заискивал, никого не привлекал, никого особо не отличал, даже для лиц высокопоставленных не изменял своих порядков. В нем не было лицеприятия или человекоугодничества. Подадут ему большую сумму на поминовение или же бедная крестьянка принесет в дар простое полотенце – благодарность одна: «Спаси, Господи», просфора, иконочка на благословение и теплое отеческое слово в напутствие.

Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий, будучи в миру блестящим военным, полковником, поменял богатую жизнь на монашество.

«Когда я принимал настоятельство от отца Иосифа, – вспоминал отец Варсонофий, – то он вручил мне 100 рублей денег, с которых 54 рубля велел заплатить одному козельскому торговцу, у которого он брал для скита рыбу и другие припасы. Следовательно, осталось 46 рублей на содержание скита. Сначала приходило на ум, как я на такие средства буду содержать скит, но затем я успокоился, положившись на волю Божию. Ведь скит-то не мой, а Иоанна Крестителя, он нас и прокормит, чего мне смущаться. И действительно, Иоанн Креститель не оставил скит. Мы ни в чём не нуждались. Рекой полились пожертвования».

Он умолчал, однако, о первом пожертвовании, внесенном в скитскую казну, – собственных сбережениях: 60 000 рублей.

Когда отца Варсонофия переводили в заброшенный монастырь в Коломну, сборы старца, не имевшего почти никакого имущества, были недолгими. Он говорил духовным чадам: «Немного вещей беру я с собою: образа все остаются, а из картин возьму только портрет великого старца и духовного благодетеля моего отца Анатолия и батюшку отца Амвросия. Остальное останется так, как было».

Духовное чадо преподобного Нектария вспоминал: «Я помню, мне зачем-то нужны деньги. Я прошу у батюшки. Он выносит целую скомканную пачку. С усмешкой: “Вот, сосчитай эти тряпочки”».

Этих примеров так много, что можно сказать: Оптинские преподобные самой жизнью своей дали нам пример нестяжательности.

От мирских людей старцы не требовали такого же подвига, понимая, что им нужно содержать семью, но учили правильно относиться к деньгам.

Само по себе богатство не губит и не спасает

Старцы объясняли, что губит людей не богатство само по себе, которое есть вещь ни добрая, ни злая – средняя, а привязанность души к этому богатству, страсть сребролюбия. Само же по себе богатство не губит и не спасает. Старец Лев наставлял:

«Подлинно, что трудно спастись среди обилия, или, яснее, в богатстве; однако же “от Бога вся возможна”. А поелику богатство есть вещь сама по себе ни добрая, ни злая – средняя и при том сказано: “Избавление мужу свое ему богатство”, то, следственно, ничто не возбраняет богатому хранить умеренность в отношении нужных в жизни, никто не препятствует ему посильно трудиться, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа».

Опасения, что богатым невозможно спастись

Преподобный Лев советовал богатым людям:

«Итак, ни богатство не обвиняйте, ибо судьбы Всевышнего привели вас в жизнь такого семейства, и о том равно не беспокойтесь, что оно не в полной нашей воле, но храните умеренность; любите труд посильный, милостыню, непосредственную преданность к Богу, возможную молитву и одно изящнейшее святое смирение, за коим да управит в прочем Господь вас, о вас и в вас и утешит сердце ваше, по мере смирения, утешением благодатным».

Старец Макарий отвечал своему духовному чаду на его опасения, что, имея много денег, он не сможет спастись:

«Пишешь, что тебя беспокоит мысль безнадежия о спасении, что, имея деньги, будто не можешь спастися. Это явное коварство вражие и сеть его, не дающая тебе мира и спокойствия. Оставя пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нестяжательную и нищенскую? Ни силы твои, ни образование, ни состояние твоего здоровья не позволят тебе сего исполнить, а того, что выше силы твоей, Бог от тебя не потребует».

Не сами деньги мешают спасению, а пристрастие к ним

Преподобный Макарий советовал тому же духовному чаду:

«Но избегай пристрастия к богатству и надежды на него, также излишества в пространстве и роскоши; но живи, сообразуясь со своими немощами, благодари Бога, даровавшего тебе обеспечение жизни, и смиряй свои помыслы».

Преподобный Иосиф объяснял, что не сами деньги мешают спасению, а пристрастие к ним:

«Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи.

Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие или сердечную привязанность к богатству – чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе. Можно и наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрастия, то есть, есть ли они, нет ли их, человек бывает равнодушен – тогда и деньги не помешают его спасению».

Старец Варсонофий напоминал, что огромное богатство не помешало спастись Филарету Милостивому или Аврааму, который тоже был очень богат. Можно и в бедности погибнуть, привязавшись к деньгам:

«Вот, например, Филарет Милостивый: он имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство, помогая бедным и обездоленным. Авраам тоже был очень богат; его богатство по тогдашнему времени заключалось в огромных стадах, но это не помешало ему спастись.

А можно и в бедности погибнуть, привязавшись к деньгам. Стоял, например, один нищий на паперти: терпел и голод, и холод, лишь бы накопить денег. Накопил рублей 40–50 и умер. И пошла его душа в ад, так как привязана была к деньгам, а не к Богу».

                        

Душа, алчущая богатства, никогда не насытится

В то же время Оптинские старцы понимали, какой соблазн несут в себе деньги, предупреждали об опасности для души человека богатства и желания обогащения.

На желание своего чада иметь богатство преподобный Иосиф отвечал:

«Богаты люди чистотою сердечною, терпением, кротостию, смирением, любовью, а настоящее, земное богатство – его считают богомудрые люди уметом, мусором, тенью. Душа, алчущая богатства, никогда не насытится, хотя целые горы золота приобретет, и тогда не будет покойна, а будет мучиться алчбою еще больше приобрести. И чем больше приобретает, тем больше делается скупее. Так и сказано: “Сребролюбие – корень всякому злу” (1 Тим. 6: 10). Надо, с болью надо понуждать себя к добродетели».

Богатство не приносит счастья

Старец Варсонофий говорил о том, что богатство не приносит человеку счастья, и приводил в пример Рокфеллера:

«Кажется, ни в какой другой стране нет таких колоссальных богачей, как в Америке. В настоящее время, например, там славится миллионер Рокфеллер. Кроме всякого недвижимого имущества, денег у него целый миллиард. Ведь это 1000 миллионов. Вообразите себе 1000 сундуков, и в каждом сундуке по миллиону, и около каждого сундука по солдату с ружьем, ведь целый полк солдат разместить придется. Рассуждая по-человечески, этому ли человеку не быть счастливым?

А между тем он несчастнейший человек в мире. У него неизлечимая болезнь желудка, в котором сделан треугольный клапан, куда золотыми зондами накачивается пища; остальные питательные соки втираются в тело. При этом он иногда испытывает такие мучительные боли, что жаждет умереть, думая, что в аду легче будет. Все время он проводит в том, что читает всевозможные газеты, желая узнать, не появилась ли какая-нибудь знаменитость в медицинском мире. И как скоро прочтет о какой-нибудь знаменитости, сейчас же сооружает корабль и посылает за ним. Но до сих пор облегчения ни от кого не получил. Вам кажется странным, отчего я заговорил о Рокфеллере, какое вам до него дело? А заговорил я о нем, чтобы показать вам, что само по себе богатство не может принести человеку счастья».

Внезапное богатство

Преподобный Варсонофий в беседе также рассказывал о внезапно разбогатевшем человеке. Это богатство не принесло ему счастья, а наоборот, угрожало гибелью его душе:

«Жил тут один офицер, необычайно набожный. Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель сколько мог из своих скудных сбережений. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его, и особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и он на ней женился.

И вот произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве промчится мимо на своих рысаках вместе со своею супругою. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и опять вернулся к своему прежнему образу жизни».

Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы)
Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы)
Богатые часто забывают единое на потребу

Преподобный Варсонофий напоминал, что счастье и радость возможны для человека, только когда он с Господом. А богатые люди, озабоченные удовлетворением только своих прихотей, часто забывают об этом:

«Люди богатые часто забывают единое на потребу и всё время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои бесчисленные прихоти».

«Радость бывает только о Господе, а если человек далек от Бога, то далек он от истинного счастья».

Верить в Божественный Промысл и полагаться на волю Божию

Преподобный Лев учил, что Господь мог бы обогатить всех сразу, но это было бы не полезно. Для получения вечных благ бедность удобнее, чем богатство, и большая часть людей пребывает в умеренном или бедном состоянии по Божией воле:

«…для получения благ вечных бедность удобнее, нежели богатство, и большая часть людей находится в умеренном или бедном состоянии, чем в богатом. А это всё творит Премудрый Промыслитель: неужели бы Он не мог всех обогатить? Но какая из сего была бы польза? Он смиряет и возвышает, убожит и богатит; и воли Его кто противиться может?»

Один человек пожаловался старцу Льву на бедность и получил ответ:

«Жалуешься на бедность, но богатство для тебя ещё вредно: когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя».

Преподобный Варсонофий советовал верить в Божественный Промысл, Который устраивает всё во благо каждому человеку, и полагаться на волю Божию. Двум инокам, жаловавшимся на нехватку денег и писавшим, что, если бы деньги были, они могли бы часто навещать Оптину, старец отвечал:

«Как важно полагаться во всем на волю Божию! Крепко нужно верить в Его Божественный Промысл, устрояющий всё во благо. Эту Пасху я был утешен приездом двух иноков, которые раньше жили у нас, а потом были переведены в Петроград. Скучают они по Оптиной обители, дорога дорога, при их скудных средствах часто не поедешь. Они сетуют: вот денег нет, а было бы их много, часто навещали бы святую обитель Оптину пустынь. Я же отвечал им на это: “Было бы у вас много денег, верьте, что вовсе не поехали бы к нам”».

Старец также писал:

«Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу».

Лишнего не собирай

Преподобный Иосиф наставлял:

«Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? Лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему и быть как неимущему – такое устроение и было у святых.

Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении».

Перенесение без ропота потери имущества вменяется в милостыню

Преподобный Амвросий учил, что если мы потеряем какое-то имущество или его украдут у нас, то нужно переносить это без ропота, благодушно, и тогда Господь вменит нам это в милостыню:

«Отъятие имения вменяется в двойную милостыню. Не жалей».

Старец Иосиф также наставлял, что когда не возвращают долг люди бедные, то если простишь этот долг, это вменится в милостыню:

«Про долги можно и не напоминать, особенно если знаешь, что те, кому дала, нуждаются. Это в милостыню тебе вменится от Господа».

Разумное употребление богатства земного

Эту статью мы закончим мудрыми словами преподобного Амвросия:

«Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собою в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва

4 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богатство – лишний груз Богатство – лишний груз
о. Василий (Паскье)
Богатство – лишний груз Богатство – лишний груз
Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице
Архимандрит Василий (Паскье)
В чем разница между верблюдом – неразумным творением и, можно представить, разумным купцом – богатым человеком? Мне кажется, очень просто. У верблюда, наверное, только одна мысль: «Как избавиться от этого груза, который уже несколько километров я ношу с собой, как быстро избавиться от него, для того, чтобы найти покой и утешение?» (MP3 файл. Продолжительность 18:39 мин. Размер 13.5 Mb)
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Часть 2
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Часть 2
Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. А что можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? И к каким последствиям для отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации ведет поклонение им сегодня? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы.
«Служили Ему имением своим» «Служили Ему имением своим»
Прот. Андрей Ткачев
«Служили Ему имением своим» «Служили Ему имением своим»
Протоиерей Андрей Ткачев
Тот же Дух, что повлек Иоанну, «жену Хузы, домоправителя Иродова», в число учениц Христовых, впоследствии воодушевлял множество женщин на подобные труды. Богатые, но без высшей цели в жизни не находящие в богатстве радости, знатные женщины часто приходили к Богу и начинали служить Ему имением своим. Это урок и нам.
Разговор о богатстве Разговор о богатстве
Часть 2
Протоиерей Андрей Ткачев
Если нас учат или, что хуже, поучают люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно дубиной, отмахиваться притчей «Врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах остаться без наказания. Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки, то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо поэтому Моисей брал во свидетели небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1)
Христианское отношение к собственности Христианское отношение к собственности
Петр Малков
Как бы ни был богат или беден человек, перед лицом Божиим он является членом Церкви, где все люди составляют единое Тело Христово. И при этом каждый из нас должен быть готов к одному — к полной самоотдаче Богу и Его воле: как раз к тому, что не смог исполнить евангельский богатый юноша, для которого собственное богатство оказалось важнее возможности последовать за Христом.
Богатство Богатство
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Ныне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза.
Комментарии
Надежда Митрофанова12 апреля 2016, 18:04
спасибо ,сильная статья. это пример для подражания. и исправления наших душ, будем стараться , и исправляться.
Александр Королёв 3 февраля 2015, 11:26
Бог в сердце моём.
Дионисий 6 сентября 2013, 17:58
Господи Помилуй Россию.
Елена13 июня 2013, 17:17
Верую в Божесвенный Промысел, который устраивает всё во благо каждому человеку, и полагаюсь на Волю Божию!Спаси и сохрани!
Андрей Железняк 5 апреля 2013, 17:01
Нищета мирская, земная, материальная - это когда деньги становятся вожделением, причем совершенно недостижимым. И даже их самое маленькое количество, необходимое для жизни уже не справляется с мирскими суетами, а наоборот разогревает неугасимый пламень страсти и вожделения.
Богатство - это мир внутри нас, это согласие людей с нами,
это желание жить для кого-то, это желание отдавать себя людям.
P.S Женщины России - храни Вас Бог и Ваш Плод.
Инна 5 апреля 2013, 13:15
Прекрасная статья!!!! Преподобные мои любимые Оптинские старцы - молите Бога о нас грешных!!!!!
Елена.Украина 4 апреля 2013, 19:49
Мария(04.04.2013. 12.01): "Наверно, самая сложная тема.
Без денег прожить труднее, чем без Бога"...

Простите меня,Мария,не могу согласиться с Вами. Даже самый богатый человек в мире не застрахован от неожиданной нищеты, и самого бедного,во мгновение ока,Господь может сделать богатым. Но в этом ли спасение? В этом ли главная цель нашей жизни? Нет. Господь нам говорит о другом:"ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО,И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ" (Мф.6,33). Если нет денег - Бог может помочь,способов у Него для этого более,чем достаточно. Вся проблема в человеке - если нет Бога в душе,нет веры в Его заботу и Промысел,нет доверия Ему - то человеку уже ничего не поможет. Только Сам Господь,если,конечно,человек это понимает. Жизнь без Бога - это сущий ад. Если Господь оставляет человека без Своей помощи(за грехи,или испытывая его веру на верность Ему),то никакие деньги не смогут помочь в такой ситуации,потому что помощь,сила,благодать и любовь Божья не покупается,она дается даром. Но дается тому,кто надеется на Него больше,чем на себя,с верой обращаясь ко Господу во всех своих проблемах и печалях. Никогда еще не отказал Он такому человеку.
"БЛАЖЕН,ЕМУЖЕ БОГ ИАКОВЛЬ ПОМОЩНИК ЕГО,
УПОВАНИЕ ЕГО НА ГОСПОДА БОГА СВОЕГО,
СОТВОРШАГО НЕБО И ЗЕМЛЮ,МОРЕ И ВСЯ,ЯЖЕ В НИХ;
ХРАНЯЩАГО ИСТИНУ В ВЕК,ТВОРЯЩАГО СУД ОБИДИМЫМ,
ДАЮЩАГО ПИЩУ АЛЧУЩИМ..."
Псалтирь 145,5-10.
Елена М 4 апреля 2013, 15:08
Глава 30 из притчей Соломоновых. Слова Агура или самого Соломона, я не совсем поняла. 30:7 "Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, 9 Дабы присытившись я не отрекся Тебя и не сказал:"кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе"
Мария 4 апреля 2013, 12:01
Наверно, самая сложная тема.
Без денег прожить труднее, чем без Бога.
Самой страшно от этой мысли, но ведь оно где-то в глубине души таким крепким гвоздём сидит, что всю её к деньгам и приколачивает насмерть.
Спаси, Господи, и помилуй от сребролюбия. И прости за страх остаться в нищете, в невозможности помочь близким материально, а не только сочувствием.
На всё воля Твоя.
Дмитрий 4 апреля 2013, 11:43
Как же всё верно сказано.Как же плоть моя противится истине.
Мария 4 апреля 2013, 11:25
Богатство, это когда не голоден, есть свой угол, кровать, любящие дети, радость от своих занятий, радость жизни, радость от маленьких чудес, радость солнцу, пению птиц, шуму волн, ненастной погоде, помощь другим, чувство благодарности, отсутствие гнева, енависти,раздражительности, желание творить, любовь, ходить в церковь, слушать песнопения, молитвы, читать псалтирь и др. святое писание. Вдыхать ладан, смотреть на горящие свечи, быть с Богом. Помогать нуждающимся словом и делом.Быть на службах Сретенского монастыря.

Нищета, это нищенство духом, голод, холод, рваные сапоги, отсутствие одежды по погоде, обидчивость, гнев, ненависть, памятозлобие, безработица, неприятное занятие, когда с понедельника ждешь пятницы, отсутствие своей койки, своего угла, зависимость от недруга, нелицеприятных обстоятельств, совершение греха, зависть, отсутствие радости от благоприятной погоды, давление свежим воздухом, раздражение от щебетания птиц,музыки, бессилие, безделие, нежелание видеть и слышать кого либо, тяжесть во всем теле, желание лежать с тупым взором в телек.
Андрей 4 апреля 2013, 10:11
статья великолепна, спасибо! Оптинские старцы - это духовники всего нашего Отечества, которые навсегда останутся с нами!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×