Понятие греха – одно из фундаментальных понятий христианства, и мы постоянно слышим, читаем, произносим это слово. Но есть другое слово – «вина». В церковном обиходе, в религиозной своей жизни мы слышим его гораздо реже, чем слово «грех»; создается впечатление, что слово «вина» не из церковного словаря. Что есть вина? По сути, это внешний результат, следствие нашего греха, и еще – наш долг, зачастую неоплатный. Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними – кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили – а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, – должно ли нам самим от этого стать легче? А как часто бывает, что возможности загладить вину у нас нет, содеянное непоправимо, долг неоплатен – совсем.
Одна женщина – тонкая, чуткая, глубоко верующая – убеждала меня в том, что по раскаянии нашем и вина изглаживается, раны, нанесенные нами, заживают, а если пострадавший от нас человек уже на том свете – тогда и вовсе не надо переживать: ему хорошо, а если плохо, то не по нашей уже вине. После первой своей исповеди я спросила священника, так ли это. Священник ответил: надеяться на это позволительно, но вот уверенности, успокоенности не может быть.
У кого точно не может быть успокоенности, так это у тех, кто хотя бы невольно (если вольно, то это другой разговор) стал причиной смерти. Как журналист, я знаю несколько случаев, когда виновники трагедий, вызванных неосторожностью, непредусмотрительностью, неумением обращаться с оружием и т.п., сами кончали с собой. Вряд ли стоит эти случаи здесь рассказывать. Скажу лишь, что забыть этих людей я не в силах и что в каждом из них я вижу себя: со мной такого не было, но ведь могло быть! Минутами кажется: чтобы жить самой, мне нужно найти какие-то убедительные доводы для убившего себя человека, какие-то основания для того, чтобы сказать ему: «Живи».
Церковь в этих случаях говорит именно «живи»: самоубийство христианину запрещено. Но, призывая человека к жизни, она ведь не может не отвечать на вопрос: «Как теперь жить?» И она отвечает на этот вопрос, о какой бы вине, смертельной или несмертельной, мы ее ни спрашивали. Не надо думать, что ответа на вопрос о жизни с виной у христианства нет.
Прежде всего – чего мы ищем, чего хотим, спрашивая, как нам жить? Мы хотим, чтоб нам стало легче; мы ищем покоя, может быть даже комфорта. Иными словами – возможности спокойно спать. Но святые отцы Церкви не искали себе покоя, не рассчитывали на него. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно открыть обычный молитвослов: «Кое убо не содеях зло, кий грех не сотворих в души моей…» (преподобный Симеон Метафраст). Это отношение к содеянному злу совершенно противоположно распространенным психотерапевтическим советам «оставить прошлое прошлому»; забыть о том, чего уже не исправишь; не изводить себя «попусту». Святой не может и не хочет забыть о содеянном им зле. Он предпочитает видеть свою земную жизнь такой, как она есть. Для чего? Для того, чтобы очищать себя покаянием. Это возможно только представляя себя реально. Мы, сегодняшние, просто не можем обойтись без чувства собственной положительности; не можем, кажется, существовать, не причисляя себя мысленно к светлой части человечества: «У меня, конечно, есть недостатки, и я кое-что в жизни сделал не так, но в целом-то ведь я хороший человек. Ну не такой же я, как всякие там мерзавцы!» А ясное видение содеянного, память о нем выводит нас из этого фарисейского состояния.
Никому, конечно, такого креста не пожелаешь, но мне кажется, что человек, сбивший кого-то машиной и по-настоящему это переживающий (переживают не все, многие и здесь себя оправдывают), никогда уже не сотворит зла сознательно. Никогда не будет жесток, черств, высокомерен. Конечно, близким жертвы от этого ничуть не легче, но я и не пытаюсь смягчить ситуацию – она действительно страшна. Однако тот, кто стал ее причиной, – погибнет, если отвернется от нее, найдя способ себя оправдать или просто сумев забыть; и спасется, если примет весь ее ужас до конца.
Преподобный Моисей Мурин |
Да, это не на стенку проекция, не на экран какой-то – на души человеческие, на судьбы; это помощь горькая, страшная, но кто ж виноват, что иной помощи мы не принимаем, голоса Божиего, в тайне звучащего, не слышим?
Чем больше вина, тем меньше оставляет она человеку ложных выходов, боковых дорожек; раздавленный огромной виной человек с неизбежностью должен понять, что путь у него теперь один – вверх, к Тому, Кто сказал разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43).
Мне известны (тоже как журналисту, как судебному репортеру) люди, неспособные принять этот евангельский эпизод. Как же так: резал-резал людей, грабил-грабил на дорогах, а потом сказал несколько слов – и в рай! Где справедливость?
А она – в словах разбойника Благоразумного, разобравшегося наконец в происходящем: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41). Вот как говорил об этом разбойнике святитель Иоанн Шанхайский в одной из своих проповедей:
«Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот – несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же – убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.
Взирая на Висевшего на кресте, он словно в зеркале увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (см.: Мф. 27: 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.
Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем».
Разбойник не вошел бы в райскую обитель, если бы забыл о том, что творил. Он вошел именно потому, что помнил.
Церковь, кстати, чтит не одного Благоразумного разбойника – многих; один из них – святой мученик Моисей Мурин. Его житие поражает – именно мученическим концом. Смерть от руки напавших на монашескую обитель разбойников он принял как желанную для себя расплату, как закономерное и необходимое следствие тех убийств, которые совершил сам. Как подтверждение Христовых слов: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Вот что делает с человеком память о вине.
«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…» – это из дневника Николая Евграфовича Пестова, профессора-химика, духовного писателя, подвижника, тайного просветителя обездоленной советской России. В молодости он был большевиком, комиссаром, служил в ЧК. А затем всю жизнь был движим великим раскаянием.
Но может ли обычный, далекий от аскетических подвигов человек чисто психологически выдержать эту тяжесть – постоянную память о вине? Способен ли он пребывать в таком напряжении изо дня в день? Ему ведь нужен отдых, нужно какое-то приемлемое самочувствие, и сон, в конце концов, нужен спокойный – чтобы не сгореть…
О сне в молитвах вечернего правила говорится не раз: «И неосужденна ныне сном уснути сотвори», «мирен сон и безмятежен даруй мне», «…да с миром лягу, усну и почию…» В какой-то момент меня, что называется, осенило: не о том здесь речь, чтоб нам хорошо выспаться, но о том, чтобы мы, не имеющие на самом деле права на необходимый нам покой, получили его по милости Божией – именно потому, что не можем без него обойтись. И это касается не только сна – всей нашей повседневной жизни. Наша вина не отнимает от нас права на осенний лес, на весенний воздух, на морской прибой, на дружбу и любовь, на творчество и познание. Потому что это все дает нам – Он. И мы плохо поступим, если не примем Его дара.
За каждой литургией мы слышим 50-й псалом Давида – покаянный вопль, вырвавшийся из груди царя-псалмопевца после того, как пророк Нафан указал ему на его страшную вину. По-настоящему вслушавшись в этот текст, человек удивляется. Чего просит Давид, погубивший честного и доблестного Урию из-за похоти своей? Он просит того, что после такого поступка представляется невозможным: радости. «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14). Но разве смог бы Давид просить себе радости, если бы не увидел без всяких прикрас и самооправданий – и глубину своего падения, и ужас его последствий для других людей?
Чувство вины очень сильное чувство. Психологи говорят, что оно на условной шкале стоит ниже депрессии, то есть уныния. Между тем, автор предлагает "жить с ним", очевидно имея в виду раскаяние.
Я же скорее соглашусь с психологами, которые предлагают снять груз вины с себя, так как понимают, что человек, которому свойственно испытывать это чувство, все равно полностью не освободится от него, либо оно перейдет в раскаяние, которое уже совсем другое чувство, созидательное.
Вообще же, хотелось бы почитать на эту тему рассуждения священников, православных психологов и, конечно же, святых отцов, а не просто рассуждения из личного, или чужого, опыта.
Эти слова мне сказал один батюшка, когда у меня было не лучшее время жизни. Смысл кратко таков: несомненно нужно помнить всё, что сделал в разрез с Евангелием, - это обязательное условие! Но отчаяваться не стоит, Господь милостив и прощает человеку, чтобы не сотворил человек, если конечно последний приносит искреннее и сердечное покаяние. Таково одно из таинств нашей Церкви.
Сути по некоторым рассуждениям статьи, Вы находитесь в сложной духовной ситуации, причем выйти из нее не можете, даже с помощью Церкви (конечно, возможно Вы пробуете рассуждать за другого, но в этом случае Ваша статья пустословие). Прежде всего необходимо четко сформулировать понятие "вины", пусть и в варианте Вашего персонального "тезауруса". Иначе, ни Вы сами, ни читатели не поймут Ваши мысли. К примеру, с точки зрения уголовного и гражданского судопроизводства "вина" это не "это внешний результат, следствие нашего греха", а наоборот "внутренний субъективный элемент состава преступления, причем его предваряющий".
Поэтому, скорее всего, Вы толкуете, о муках совести или угрызениях совести.
Как жить с виной? Осознать и покаяться, а причиненный вред или ущерб загладить или компенсировать потерпевшему или его родственникам. Все достаточно просто: например, если так случилось, и Вам, те родственники говорят: "Мы прощаем Вас, но мы потеряли источник дохода для проживания, поэтому выплатите нам 1 000 000 рублей, можно в валюте". При таком обороте Ваш вопрос (свободного времени) - Как жить с виной? - автоматически переформулируется в менее духовный - Как мне рассчитаться с долгом?
"Испытывать чувство вины за свои грехи может быть и признаком внутренней, глубоко скрытой гордости.
Когда человек винит себя и только себя в своих грехах - это признак его ненадеяния на Бога и помощь Божию."
Думаю, эти слова относятся к грехам, повторяемым снова и снова по немощи человеческой. А автор имеет в виду нечто иное, грех,который забыть просто невозможно, да и нельзя, вероятно.. Без помощи Божьей такой грех способен раздавить человека, и искренне раскаявшийся уже не совершит его вновь ни за что..
"Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними – кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили – а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, – должно ли нам самим от этого стать легче?" - именно эти мысли и занимали меня сегодня...и тут Ваша статья...БЛАГОДАРЮ!
Когда человек винит себя и только себя в своих грехах - это признак его ненадеяния на Бога и помощь Божию. Это признак того, что человек боролся с грехом своими силами и надеялся САМ себя спасти, своими "заслугами" войти в Царство Божие.
Это признак и того, что человек мало верит в Любовь Божию, в Его желание спасти каждого из нас. И не за какие-то наши "добрые" дела (дела, которые мы по своему разумению считаем добрыми), а просто потому, что этот грешный человек дорог Ему, как самое дорогое, что только может быть во всем сотворенном мире.
Это не мои мысли, это мой убогий пересказ из Никодима Святогорца.
И пока не утвердит Господь Духом Владычним, человек будет падать. А Дух Божий не придет, пока сердце не очищено покаянием, не подготовлено для принятия Благодати Духа.Потому что невозможно заполнить сосуд чистой водой, если он уже заполнен грязью. И просим Господа словами Давида:"Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух Прав обнови во утробе моей! Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене! Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя!"
Трижды просим Духа Божия, потому что своими силами победить грех не может человек, а только милостью и с помощью Господа.
Вот оттого и мучает вина или совесть, или просто болеем чем-то... да ну ее, родимую, поближе к пяткам! Как там говорят - один раз живем? Режь, пей, убивай, воруй и любодействуй!! Обматери всех по матушке, ежели чего не так скажут в твою сторону! Так ведь удобно!
А где мы с вами, люди?!
И спасибо Вам, как нужна мне сейчас эта статья.
Кто однажды испытал на себе эту брань, и преодолел её - тот поймёт. Это как эпический рубеж в жизни отдельной личности, на котором испытывается Вера, доверие к Творцу. И есть плата за прохождение этого рубежа - покаяние.
И если покаяние искреннее, полное, с сокрушением сердца, с непреодолимой Верой - тогда от чувства вины избавляешься, и на его месте рождается радость. Радость великая. Радость от того, что Господь простил грех. И в этой радости уже нет места чувствам вины, скорби. Да, твои грехи будут всю жизнь на памяти. Но воспоминание о них не будет рождать вины. С воспоминанием будет отныне связана радость прощенного греха. И в этой радости - любовь и доверие к Господу, укрепление Веры, духовный рост... И многие другие духовные дары.
Спаси, Господи!
Отлмчная статья! Видно, что автор сам пережил то о чем пишет.