«Если исповедь перейдет в разряд необязательных таинств, то наши приходы будут духовно обезглавлены, а священники превратятся в требоисполнителей и церковных функционеров», – считает кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. Отец Вадим прокомментировал порталу «Православие.Ru» проект документа «О подготовке ко Святому Причащению».
– Отец Вадим, расскажите о ваших впечатлениях от Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению». Что вам понравилось, с чем вы, может быть, не согласны, что стоило бы добавить?
– Тема эта очень острая. Более 20 лет она активно обсуждается в Русской Православной Церкви. Хорошо, что церковное священноначалие решило упорядочить приходскую практику. Но надо признать, что поначалу ожидания были самые разные. В ходе церковных дискуссий высказывались столь радикальные предложения, что новость о подготовке такого документа воспринималась с волнением. Когда же текст «Проекта…» стал доступен, то лично я обрадовался. Авторы, тщательно изучив церковно-исторический опыт, за основу взяли традицию во многом уже господствующую в жизни Русской Православной Церкви и проверенную временем. В «Проекте документа…» четко указывается на необходимость таинства покаяния перед причащением, ясно говорится о необходимости евхаристического поста, говения и молитвенной подготовки. Разъясняются случаи, когда от этих требований можно отступать. Конечно, невозможно в таком общем руководстве прописать все жизненные ситуации, но главное сделано – даны ориентиры, которые помогут пастырям принять правильное решение в различных обстоятельствах.
– Какие сложные вопросы были решены в этом документе?
– Наиболее острыми вопросами предшествовавших дискуссий были вопросы о частоте причащения и взаимосвязи исповеди и причастия.
В «Проекте документа…» указывается, что существуют различные традиции, но при этом невозможна внешняя регламентация частоты причащения Святых Христовых Таин. Необходим индивидуальный подход, где вопрос о причащении решается, исходя из исповеди мирянина и благословения его духовника. Это, на мой взгляд, мудрое решение. Часто в интернет-пространстве предлагалась идея ввести некую универсальную норму или набор норм, определяющих количество причащений христианина. Как мне кажется, ни к чему хорошему это не приведет. Как известно из истории нашей Церкви, подобное нормирование провоцирует формальное отношение к величайшему таинству Церкви. Конечно, целью каждого христианина является полнота жизни во Христе, а значит – и регулярное причащение Святых Тела и Крови Господних. По мере воцерковления оно, естественно, становится всё более частым и осмысленным, но до этого надо дорасти – нельзя просто предписать людям причащаться с такой-то периодичностью. Помню, как на одном приходе, где принято было всем вместе причащаться на каждой Литургии, на таинстве исповеди выяснилось, что одна из прихожанок имеет недавно совершенные смертные грехи. Когда ей было сказано о невозможности приступить к Святой Чаше и об опасности причаститься «во осуждение…», прихожанка огорчилась: «Что же обо мне подумают мои друзья и знакомые, если я не подойду к Чаше вместе со всеми?» Не хотелось бы, чтобы следование норме и общественному мнению стало важнее искреннего стремления ко Христу и духовного делания.
В отношении взаимосвязи таинств покаяния и причащения… Горячие головы предлагали разорвать эту связь и предоставить каждому самостоятельно решать, когда исповедоваться и когда причащаться. Традиция Русской Церкви, где принято исповедоваться перед причастием, выставлялась как какой-то анахронизм, а в пример приводилась практика Элладской Церкви. Часто тема подавалась так, будто бы уже весь православный мир давно не исповедуется перед причастием, а только чада Русской Церкви остаются такими темными и чуждыми «евхаристического сознания». Очень рад, что создатели «Проекта документа…» не увлеклись этой идеей. Взаимосвязь таинств покаяния и причащения очевидна для людей, которые понимают их духовный смысл. Наверное, многие, особенно жившие в советский период, помнят плакат в столовой «Мойте руки перед едой». Можно пуститься в теоретические рассуждения о том, что мытье рук и принятие пищи – два независимых физиологических процесса, но реальность человеческой жизни такова, что если вы не выстроите эти процессы последовательно и взаимосвязанно, то рискуете заболеть. Нечто подобное мы имеем и в отношении исповеди и причастия. Как можно приходить на встречу с Богом, не очистив душу в таинстве покаяния? Этот же призыв звучит и в проповеди апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30). Разве можно найти что-либо еще более соответствующее «испытанию себя», чем исповедь у духовника?
Что касается различия практик в Поместных Церквах, то серьезно ошибаются те, кто думает, что будто бы только в Русской Церкви обязательно исповедуются перед причастием. Но даже если бы это было так, следовало бы принять во внимание, что Русская Церковь – это более половины всего православного мира, а значит, ее практика, как минимум, заслуживает бережного и уважительного отношения. Мне довелось общаться с клириками Грузинской и Болгарской Церквей, и выяснилось, что такой же принцип связи таинств является для них нормой. На таком же подходе к таинствам настаивают авторитетные румынские духовники (архимандрит Клеопа (Илие), архимандрит Иустин (Пырву), иеромонах Дионисий (Игнат) и др.). В Элладской Церкви также осознают необходимость исповеди перед причастием, но делают это несколько иначе, чем в России: если человек редко причащается, то он должен обязательно поисповедоваться; если же он регулярно посещает своего духовника, то исповедь непосредственно перед причастием не требуется. Надо заметить, что на святой горе Афон паломники, желающие причаститься, обязаны пройти исповедь. О традициях других Поместных Церквей можно было бы провести специальное исследование, но уже и то, что известно, явно не соответствует мифу о какой-то особенной практике в России. Ясно просматривается общий принцип: там, где планка духовной жизни поднята достаточно высоко, взаимосвязь исповеди и причастия соблюдается строго.
Таинство покаяния – живая нить, которая соединяет верующего не только с Богом, но и со священником. Таинство покаяния – это уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, совместные чаепития, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости. Если исповедь перейдет в разряд необязательных таинств, то наши приходы будут духовно обезглавлены, а священники превратятся в требоисполнителей и церковных функционеров.
Печальные последствия отчуждения этих таинств можно наблюдать в жизни католиков. На II Ватиканском соборе были понижены евхаристические требования, в частности теперь католикам не нужно исповедоваться перед причащением. Существует предписание исповедоваться, когда человек совершил смертные грехи или же один раз в год. В результате исповедь стала исчезать, и проблема эта стоит столь остро, что в марте 2011 года Бенедикт XVI был вынужден, как сообщалось в католических СМИ, открыто высказать «озабоченность в связи с растущим в Католической церкви пренебрежением к таинству покаяния».
Конечно, в определенных ситуациях, что специально оговаривается в «Проекте документа…», возможно отступление от общих норм, но за правило должна быть принята именно обязательность исповеди перед причастием.
– Отец Вадим, как вы думаете, нуждается ли этот документ в каких-либо дополнениях?
– Повторюсь, что в целом «Проект документа…» выглядит продуманным и взвешенным. Мои предложения – это не замечания, а пожелания сделать несколько дополнительных смысловых акцентов.
Мне кажется, что должно быть более четко прописано значение духовного руководства в вопросах подготовки к Причащению Святых Таин. В жизни многих людей часто возникают обстоятельства, когда необходимы послабления, но решать этот вопрос должны священники, а не миряне на основе своих субъективных представлений о христианстве, почерпнутых неизвестно из каких источников. Здесь недопустимо самочиние, так же как в медицине неприемлемо самолечение. В «Проекте документа…» говорится о духовниках, но несколько расплывчато. Позиции мирянина и священника не соотнесены. Думаю, должно быть ясно сказано, что особенности личного применения церковных норм необходимо согласовывать со священником-духовником.
Еще одна деталь: авторы «Проекта документа…» говорят о возможности причащения в дни Светлой седмицы без говения и исповеди для тех, кто благочестиво провел Великий пост. Но почему-то умалчивается о подобном периоде от Рождества Христова до Богоявления (Святки). Логично было бы и здесь предоставить такую же возможность для причащения.
Еще один момент, который, на мой взгляд, следует затронуть – это соотношение практики подготовки к причастию мирян и священнослужителей.
– Да, один из аргументов послабления для мирян поста перед причастием звучит так: почему миряне постятся, а священники – нет?
– Так говорить – не корректно. Все священнослужители готовятся к служению Литургии, но вопрос о постной пище предоставлен их собственной воле. Священники, имея опыт и знания, должны сами себя ограничивать, учитывая личные обстоятельства и приходские условия, и соблюдать определенные правила подготовки для служения Евхаристии. Я знаю священников, которые перед службой постятся, но не буду отрицать, что большинство священнослужителей накануне Литургии, если нет многодневного поста, среды или пятницы, вкушают скоромную пищу. Но, повторюсь, это не значит, что они вообще не готовятся. Тем не менее основания для соблазна существуют, и необходимо в этом документе или в другом, адресованном священнослужителям, согласовать эти практики. Потому что, действительно, никуда не годится, если благочестивые миряне постятся три дня и более, а священнослужитель, который их исповедует, этого не делает. Получается, что мы связываем бремена неудобоносимые, которые сами не трогаем. Мне кажется, надо или поднимать духовную планку для священнослужителей, или же опускать ее для воцерковленных прихожан.
– Разрешите вас спросить о молитвенном правиле. Существует традиция в Последование ко Святому Причащению включать еще три канона. В Документе говорится об этом, но несколько расплывчато. Нет строгого требования. Это хорошо или плохо, на ваш взгляд? Также и присутствие на вечернем богослужении накануне названо важным, но не обязательным.
– Что касается молитвенного правила, то до его полного исполнения людей надо довести. Новоначальные, которые с трудом произносят молитву «Отче наш…», не способны сразу вычитать все каноны и молитвы. Если люди делают свои первые духовные шаги, раскаиваются в грехах, искренне стараются жить по заповедям Божиим, стремятся в храм, но еще не способны вычитать всё правило, то нельзя их лишать причастия. Необходимо поддерживать и развивать их духовный порыв, тогда они освоят и молитвенное правило. Если требование молитв будет сформулировано однозначно и жестко, то священники, для которых этот Документ станет руководством к действию, окажутся в сложном положении. В этом вопросе должно быть пространство для пастырского индивидуального подхода, поэтому считаю, что формулировки найдены самые подходящие. Единственная деталь: здесь, как мне кажется, также необходим акцент, что в случае, если общепринятое молитвенное правило по какой-то причине оказывается трудновыполнимым или невыполнимым, то изменения его должны быть благословлены духовником.
Завершая наш разговор, отмечу, что столь открытое и искреннее обсуждение данной темы – добрый знак в жизни нашей Церкви. Дай Бог, чтобы и другие церковные вопросы решались в таком же ключе.
Объясните, пожалуйста, что подразумевает понятие "неообновленцы" и по каким признакам вы их можете распознавать.
Ответ архимандрита Рафаила:
..."Обновленчество — это попытка соединить несоединяемое: христианство и либерализм; это уния между Церковью и духом полуязыческого мира, замена подвига мученичества, на котором стоит Церковь, перманентным приспособленчеством, где нравственность заменяется прагматикой".
От себя добавлю: легче всего распознать их можно по НЕПРЕСТАННОМУ ЗУДУ что-то менять, при чём всегда в сторону ЛИБЕРАЛИЗМА. В Москве - это кочетковцы и их последователи (если Вы вдруг не знаете...), которые пришли на смену обновленцам 20-х годов, потому и НЕО.
И как духовенство собирается выполнять это правило об обязательной исповеди перед причастием?
Или обязательность исповеди перед Причастием будет касаться только мирян? Выделяя духовенство в отдельную, привилегированную касту? Известно, что существуют приходы, в которых служит только один священник. Как ему исповедываться перед каждым Причастием?
Известно, что существуют приходы, в которых Литургия служится каждый день. Значит, священникам, служащим на таких приходах предлагается жить в постоянном дополнительном посте перед каждым Причастием. Ведь они причащаются на каждой Литургии.
Может сторонникам традиции уже стОит задуматься о том почему святые отцы Церкви не установили в церковных догматах такое правила – обязательная исповедь перед Причастием?
Модернисты не против исповеди для мирян перед причастием, но для себя прокапывают особый «альтернативный» путь в Церкви, разрушая все, что задевает их комфорт, самолюбие и гордыню. Они мыслят себя христианской элитой, для которой должен быть особый путь и особое место в Церкви. Для них унизительно исповедоваться, но признаться в этом не хотят, поэтому пытаются всеми силами дискредитировать и заболтать прекрасную традицию Церкви.
Модернисты! Жаждете альтернативу – идите к католикам. Они вашу идею уже осуществили и осознали бедственные плоды, о чем хорошо сказано в данном интервью.
О чем ВЫ дискутируете?! Надо ли человеку каяться в грехах,
прежде чем принять в себя Божественный Огонь??! До чего мы дошли, если обсуждаем совершенно очевидные вещи...
Мы живем в современном мире исполненном такой мерзости, что трудно представить себе человека, который вынырнув из этого омута может быть готов приступить к святыне.
Необходимо стоять за сохранение поста и исповеди перед причастием.
Слава Богу, в комментариях преобладает эта точка зрения, а плодовитые Maximus и иже с ним, это только несколько голосов, хотя и весьма назойливых. М.б. не следует и отвечать на их комментарии. Позиция их ясна, споря с ними мы даем им повод тиражировать свои высказывания.
Н.Н.
..."Это Вы и единомышленные Вам "консерваторы" стремитесь всеми силами запретить и недопустить появления каких-то альтернатив".
Спасибо за комплимент. Всего Вам доброго. Простите.
Вы что же, правда думаете, что Вам кто-то сбоирается мешать исповедоваться перед причастием? Покажите мне хоть одно утверждене о том, что надо запретить эту практику.
Ситуация на самом деле ровно обратная. Это Вы и единомышленные Вам "консерваторы" стремитесь всеми силами запретить и недопустить появления каких-то альтернатив.
..."Полностью согласна с Н.Н. Такое ощущение, что специально многие пишут (на заказ) и спорить с ними бесполезно. Те же, кто соблюдает таинство исповеди, пост, молитвы, перед Причастием, будут продолжать соблюдать, невзирая на разные мнения и документы"...
Наталья, спасибо за понимание. Конечно,о.Олег утешил, но если честно, то тревога у меня остаётся, и она не беспочвенна. Посмотрите 2 фильма, обязательно в том порядке, как ссылки. Думаю, Вы меня поймёте...
1. http://www.ogkochetkov.ru/video/detail/razoblachenie-pro-et-contra/
2. http://video.yandex.by/users/ryibak/view/21/?ncrnd=2911#
Аполлоний Аквит,Анатолий Пеньшин,Maximus,Агафоклия,Вера Холодная (и ещё2-3 в том же роде)- не удивлюсь, если они присутствовали в храме... А Вы говорите, НИКТО не помешает.
"Науками и богословием еще никто духовности не достигал, «этот бес (высокоумие и самомнение) изгоняется лишь постом и молитвой»! Так, что пусть пустозвонят, а мы на местах точно, сами разберемся с православным народом!"
Конечно, печально слышать проповедь обскурантизма от священника.
Но, слава Богу, не только из таких представителей духовенства состоит Русская церковь: «Говоря о современном русском монашестве, приходится признать, что у нас нет ученых монастырей, почти нет ученых иноков, а недоверие к науке, образованию и просвещению по-прежнему, несмотря на предпринимаемые Священноначалием усилия по повышению образовательного уровня иноков и инокинь, прочно сохраняется в монашеской среде. Причина такого положения заключается в представлении о том, что ученость не нужна для спасения, что она несовместима со смирением и с монашеским аскетическим деланием.
Но история просветительской деятельности монастырей убеждает нас в обратном. Книга и знание не могут помешать благочестию и смирению. Святитель Игнатий (Брянчанинов), сам великий подвижник и аскет, в беседе с архиепископом Леонидом (Краснопевковым) советовал ему изучать греческий язык, церковную историю и другие науки для своего служения.» (митр. Иларион (Алфеев). Монашество как таинство Церкви).
Здесь речь идет об исповеди и причастии. О других таинствах нужно говорить отдельно, и рассматривать их также отдельно. Общий принцип в том, что если есть потребность в разнообразии, ее нужно реализовать.
Если говорить об обрядовых моментах то ближайшее подобное решение может быть реализовано в отношении языка. Если приход вместе с духовенством склонятся к богослужению на русском, то, с благословения архиерея, нужно им дать такое право — служить на русском (при этом я лично русской на богослужении не приемлю, и в такой приход бы не ходил).
Относительно колумбария, то, в общем, тоже не вижу здесь никакой проблемы.
«Судя по тому, как "либеральное крыло" оседлало этот сайт и сколько -Maximus, Аполлоний Аквит, Анатолий Пеньшин-
наплодил Свято-Филаретовский ин-т - радоваться рано...»
Еще раз повторяю специально для Вас: никакого отношения к кочетковцам, и, соответственно, к Свято-Филаретовскому институту лично я не имею. Хотя ничего ужасного в «либеральном» крыле, также как и в «консервативном» тоже, не вижу. До тех пор, пока они оба не пытаются сделать свои подходы общеобязательными, и навязать их всем окружающим. И до тех пор пока они оба держатся в определенных рамках и не радикализуются.
И относительно "революции". Да не нужна никакая революция. Но эволюция Церкви - процесс нормальный, естественый и неостановимый.
Вероятно,вы имеете в виду отвержение необходимости Покаяния,завершающим чином,которого является исповедь. Оно мнгообразно и подразумевает наличие постоянного покаянного духа,что гораздо важнее исповеди по-бумажке,скажем. Достаточно намерения исповедать грех,а время(до или после Причастия) и форма - вторичны. А при глубоком покаянии бывает и так:
* Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
* Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по "воле"Божией.(Рим.8:26-27)
Един Свят,един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца - аминь! А мы все в меру своего причастия по-дару веры. Святая - святым!
3. Здесь вы уже от осуждения священников перешли к осуждению Церкви. Я, признаюсь, в шоке от такого «христианского» устроения души. Как можно, испытывая такую ненависть к Церкви и священнослужителям, приступать к Чаше Христовой? Не буду далее углубляться в эту тему,Бог вам судья, но постараюсь ответить по существу вашего вопроса.
Не путайте «равночестие» и «равноправие». Перед Богом мужчина и женщина имеют равную честь, ибо оба являются носителями Образа Божия. Поэтому и святость, и близость к Богу могут стяжать и те, и другие не зависимо от пола, чему Божия Матерь, равноапостольные жены, мученицы и преподобные - яркие свидетели. А равноправие – это уравниловка. Этого нет в Церкви, потому что Бог изначально определил отношения мужчины и женщины как главы и помощницы. Если мы христиане, то должны принять волю Божию в отношении себя в том виде, в каком она нам явлена, и осуществить свое предназначение. Если же нас не устраивают богоустановленные принципы отношений мужчины и женщины, то зачем называем себя христианами?
2. «Разве священники исповедуются друг у друга перед служением Литургии? Они исповедуются перед Престолом и редко - у своего духовника? Почему сложилась такая практика? Не это ли приводит к тому, что в нашей Церкви появилось много страшных дел и священников (прелюбодеев, гомосексуалистов, жестоких)?» Какое у вас уродливое представление о священниках и их жизни? Отвечаю вам как священник, что в течение моих лет служения (более 15 лет), стараюсь исповедоваться не реже чем раз в неделю. Все мои знакомые священники поступают приблизительно так же. Очень часто мы исповедуемся перед службой друг другу в алтаре, чего миряне не видят. Были случаи, когда перерыв был более недели, и я ощущал как каменеет мое сердце и торопился к покаянной исповеди как к источнику жизни. Отвергать необходимость исповеди перед причастием могут только те, кто никогда искренне не каялся и не переживал внутреннего обновления в этом Таинстве.
1. «…жить в одном ритме с Церковью…» означает, что человек постоянно совершает или полноценно участвует во всем суточном круге богослужений (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й час, Литургия, 9-й час). Хотелось бы посмотреть на такого человека, а потом уже рассуждать о его причащении. Если же мы так не живем, то давайте и не будем высоко думать о себе. Ваш вопрос о частоте причащения ясно изложен в Документе и хорошо изъяснен в данной статье. Подойдите к своему духовнику или священнику вашего прихода, посоветуйтесь с ним, и он вам благословит вашу меру. Или вам все же необходим какой-то штамп, под который вы будете подстраивать свою жизнь? Сожалею, но штампы отменяются.
У меня возникают вопросы...
..."3.Хотя утверждается, что в Церкви равночестны и мужеский пол и женский, просто они призваны к исполнению только им присущих функций, все-таки дискриминация по полу в нашей Церкви есть, потому что даже на Светлой седмице не разрешается причащаться женщинам недавно родившим и с месячным кровотечением! Маленьких девочек, когда крестят, в алтарь не вносят"...
МАРИЯ
..."Господи помилуй, какой ужас - вот эти люди, которые выступают так страстно тут за разделение Таинств и в своем помрачении поучают всех - и есть нынешняя паства Русской Церкви?"...
2013-10-11 16:34
Н.Н.:
..."Также рискну предположить, что следующий вопрос для обсуждения, который ВБРОСЯТ либералы - "женское священство", ссылаясь на то, что это острая необходимость и такая практика была..."
Как видите, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы просчитать, что будет дальше... Первый (не основной!) вброс сделан...
О том и речь,что миряне могут нравственно не уступать и даже превосходить их... Врач,учитель,сапожник...
Вследствие некого священнического "шовинизма",Господь может попускать им вразумительные падения. Католическая болезнь: "аз властью мне данной,прощаю и разрешаю"; испортила много - изначально достойных пастырей. Они оторвались от реальности,создав себе церковь виртуальную,в которой все тепло и сладко. И беда в том,что эту иллюзию им создают определенного типа прихожане,для которых они полубоги. Прощает не священник,а Дух,дуновением Христовым,данный Апостолам и переданный ими своим преемникам - епископам,а те,в свою очередь,делегировали часть своих даров иереям - полуепископам. Без дьякона - архиерейской службы не бывает,а без священника - сколько угодно. Именно благодать священства имел в виду прп. Силуан Афонский,когда говорил,что пастыри подобны агнцам,она их делает такими,а вот лично они могут ей абсолютно не соответствовать.
Женщины - почитаются в чести,как сонаследницы благодатной жизни. Но это относится больше к Вечности,а на земле упор на то самое функциональное разграничение,ради помощи в сохранении мужественности и женственности,которые отличают нас от детей и позволяют нести мирские обязанности. Возможность преодоления обязательности некоторых чинов и обрядов призвана способствовать тому-же.
..." И еще,необходимо напомнить,что священник,должен приводить людей к Богу,а не к самому себе"...
Да это вообще не обсуждается, как само собой разумеющееся!
А Вы как тот Вовочка: прибегает домой и с порога: папа, мама, вы тут сидитье и ничего не знаете! А детей-то, оказывается, не в капусте находят! И
предпоследняя Ваша фраза в 5-6 слов укладывается. Попробуйте. Краткость - сестра таланта.
Простите. Заканчиваю это непродуктивное и недушеполезное писАние и чтение... Я всё выяснила для себя.
Батюшка Олег, утешили своим словом. Надеемся на наших батюшек, что все послабления в индивидуальном, а не принудительном порядке. Вразуми нас всех, Господи.
1. Если человек старается жить в одном ритме с Церковью и причащается в каждое воскресенье, а иногда и чаще, то как часто ему нужно исповедоваться? Не станет ли Таинство исповеди "пропуском" к Причащению?
2. Разве священники исповедуются друг у друга перед служением Литургии? Они исповедуются перед Престолом и редко - у своего духовника? Почему сложилась такая практика? Не это ли приводит к тому, что в нашей Церкви появилось много страшных дел и священников (прелюбодеев, гомосексуалистов, жестоких)?
3.Хотя утверждается, что в Церкви равночестны и мужеский пол и женский, просто они призваны к исполнению только им присущих функций, все-таки дискриминация по полу в нашей Церкви есть, потому что даже на Светлой седмице не разрешается причащаться женщинам недавно родившим и с месячным кровотечением! Маленьких девочек, когда крестят, в алтарь не вносят! Надо честно сказать, что женщины считаются низшими существами в Церкви, а не лукавить. (Божия Матерь - исключение). Почему Церковь лукавит в этих вопросах?
* Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
* все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.(Гал.3:26-27) - Господь уже присутствует в таковых,поэтому они могут переживать ощутимое извещение благодати о прощении,еще до исповеди:
* Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.(Ин.3:8)
Т.е.исповедь перед божественной Трапезой,для таковых,сопоставима с мытьем рук. А из приведенных мной ниже Евангельских цитат мы видим,что есть неумытыми руками не оскверняет человека. Он может их помыть и после,при более благопртятных обстоятельствах.
Проблема лишь в сохранении благопристойности и чинности церковной жизни,которую и необходимо грамотно разрешить. Что-бы не плевать в тарелку друг другу из зависти или возношения.
..."Науками и богословием еще никто духовности не достигал, «этот бес (высокоумие и самомнение) изгоняется лишь постом и молитвой»! Так, что пусть пустозвонят, а мы на местах точно, сами разберемся с православным народом!"
Батюшка, благословите! Спасибо, утешили. Да я тоже так думаю, но как прочитаешь ....
-"Аполлоний Аквит:
Приходы будут не обезглавливаться,а отходя от безличного иудаизма,направляться к троичной ипостасности и равночестности,сохраняя монархию священника не за счет подавления "оппозиции",а по-образу Троицы,почитая один другого высшим себя. Почему нет; аргументируйте?"
- так и заунывешь... Как Вы пишите-ВЫСОКОУМИЕ и САМОМНЕНИЕ- невооруженным глазом видно, какого духа; и ведь правда, гораздо полезнее что-либо полезное почитать, чем в этой трясине барахтаться. Ведь смотрите, другие постоянные участники форума практически перестали писать, понимая всю НЕПРОДУКТИВНОСТЬ и БЕЗПОЛЕЗНОСТЬ этого занятия...
О. Иоанн Крестьянкин когда ещё говорил: Если мы их не остановим, то они разорят церковь (не дословно, но смысл точен). Дискуссией их точно не остановить...
Простите.
Необходимо напомнить еще,что притчи: о пшенице и плевелах на поле(Мф.13:24-30) и чудесном улове рыб всякого рода(Мф.13:47-50) - относятся к внутрицерковной жизни!
И еще,необходимо напомнить,что священник,должен приводить людей к Богу,а не к самому себе. Иначе это будет языческая секта внутри самой Церкви,последствия от пребывания в которой - тяжелые психические травмы,часто неисцельные. Приходы будут не обезглавливаться,а отходя от безличного иудаизма,направляться к троичной ипостасности и равночестности,сохраняя монархию священника не за счет подавления "оппозиции",а по-образу Троицы,почитая один другого высшим себя. Почему нет; аргументируйте?
Вы пишите:
"Батюшка, простите!
Революции ПОКА не будет (на мой взгляд, так точнее).
Судя по тому, как "либеральное крыло" оседлало этот сайт и сколько -Maximus, Аполлоний Аквит, Анатолий Пеньшин-
наплодил Свято-Филаретовский ин-т - радоваться рано...
Сначала они вытеснят своей непомерной активностью православных с сайта (кому охота в бесконечной тягомотине
тонуть... лечше что-либо полезное для души почитать), а потом и рукополагаться начнут... "Ползучий переворот". Даже и писать дальше не хочется...
На всё ВОЛЯ БОЖИЯ! Господи, спаси и сохрани..."
Не нужно унывать и думать, что мы сами по себе «болтаемся» в этом противостоянии православного и обновленческого. Вспомните, чем закончилась эпоха Введенского и его споспешников, даже большевики не помогли! Надо молиться на местах, жить духовной, а не душевной жизнью. Многие из деятелей этих новшеств и не подозревают, кто за ними стоит. Но, поверьте, нормальный священник то знает! Неужели мне в приходе запретят исповедовать?! Это абсурд! Никому из моих прихожан это и в голову то не придет! А, то, что это от «большего ума» - это точно! Науками и богословием еще никто духовности не достигал, «этот бес (высокоумие и самомнение) изгоняется лишь постом и молитвой»! Так, что пусть пустозвонят, а мы на местах точно, сами разберемся с православным народом!
Исповедь -это покаяние ,когда человек даёт ОБЕЩАНИЕ Господу оставить исповеданный грех.
А если человек часто исповедуется,то это значит что либо он согрешает какими-то новыми уникальными грехами,либо в случае повторных грехов, он не серьезно относится к таинству Покаяния,воспринимая его как дежурное событие(прочитал список грехов) и каясь на исповеди лжет,давая ложное обещание Богу.Можно купить пособие для исповеди: 100500 грехов и каждый день ходить на исповедь и коретенько так минут за 40 прочитать ее батюшке.Вот это покаяние!Ничего не пропустишь! Подобная частая исповедь,для пропуска к Причастию -скорее будет усыплять трезвение в духовной жизни,нежели споспешествовать.
Не стоит путать откровение помыслов и сакральное таинство Покаяния.Откровение помыслов может быть ежедневное,а вот Исповедь нет.К исповеди надо готовиться и созреть в плане глубокого переосмысливания жизни.
Исповедь это не беседа с батюшкой о своих сомнениях,а МОНОЛОГ,когда человек кается Господу.
Исповедь перед Причастием полезна ,если человек искренно дает обещание Богу более исповеданным грехом не грешить.
Но жесткой связи: абсолютная обязательность исповеди перед причастием ,быть не должно.
"Слава Богу, революции не будет! А дальше мы сами разберемся на месте!"
Батюшка, простите!
Революции ПОКА не будет (на мой взгляд, так точнее).
Судя по тому, как "либеральное крыло" оседлало этот сайт и сколько -Maximus, Аполлоний Аквит, Анатолий Пеньшин-
наплодил Свято-Филаретовский ин-т - радоваться рано...
Сначала они вытеснят своей непомерной активностью православных с сайта (кому охота в бесконечной тягомотине
тонуть... лечше что-либо полезное для души почитать), а потом и рукополагаться начнут... "Ползучий переворот". Даже и писать дальше не хочется...
На всё ВОЛЯ БОЖИЯ! Господи, спаси и сохрани...
о том что исповедь в тягость, скорее наоборот, что сначала надо исповедаться у батюшки а потом приступать к причастию. Если бы тема вдруг не стала такой обсуждаемой на сайте, то и не знал бы что кого-то исповедь перед причастием уже не устраивает. Спасибо за статью.
Написано лично для вас.
..."Думается, со временем разнообразие все же пробьет себе дорогу, и у нас перестанут всех равнять под одну гребенку".
Вы имеете ввиду РАЗНОобразин только в подходах к исповеди и Причастию, или и к другим Таинствам? Или вообще на разных приходах может быть разнообразие? Крестить по-разному, венчать по-разному (к каждой паре подходить чисто индивидуально... может, кому-то удобнее будет в субботу повенчаться...).
Отпевать тоже с "выдумкой"... кому-то неудобно на кладбище хоронить, в кулумбарии хлопот меньше - так и пусть себе в крематории сжигают (о.Кочетков благословлял, точно знаю)...
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»
И приходы превратятся в клубы по интересам...
Вы,милая,защищаете определенное мнение,определенной группы людей. Не делайтесь рабой мнений,делайтесь рабой Истины. Которая уникальна и ипостасна. Тогда будете защищать ее,так,как она вам велит. Современное правило ко святому Причащению,включая обязательную исповедь перед ним,необходимо оставить,как "рыбу",лекало - общий закон. Но не забывать,что духовная жизнь уникальна и ипостасна,она и призвана восстанавливать личное бытие в Боге,Его образ и подобие в себе. Ваши колкости,как женщины - не заметил. А как сестре во Христе: Бог простит,а мы постараемся уподобиться Ему... Пусть "ваши",точнее формулируют - это поможет выработать верную общую позицию.
Думается, со временем разнообразие все же пробьет себе дорогу, и у нас перестанут всех равнять под одну гребенку.
Без исповеди я считаю,нельзя принять Причастие!так должно быть всегда,для мирян.Что касается Священиков, то для них есть свои Правила,утвержденные епископом.Что касается часто ли надо Причащаться,я думаю для каждого воцерковленного человека подскажет--совесть...Но стараться надо,постоянно чистить себя покаяннием в Исповеди и обязательно Причастие!!И без Благословения Священника не Причащаться!!! ---Как мои мысли написаны!!! Полностью согласна и поддерживаю!!!
"Дочитав до "мойте руки перед едой",как пример обязательного совмещения Причастия с исповедью - чтение дальнейшего материала потеряло смысл. Ибо очевидно самообличение: что никакой разницы; что с исповедью,что без исповеди - нет"...
Вы это серьёзно? Такое впечатление, что не понимаете смысла того, что читаете (если только роль у Вас такая...). А если не роль- то очень печально... Уровень ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА, довольно простого, - ниже плинтуса. А что же тогда происходит с более сложными текстами, как они в Вашей буйной голове трансформируются?! Страшно представить...
Или Вам это не важно? Главное, даже не прочитав текста,
"выдать" своё "мнение"? Надо умственно развиваться - тогда Ваше мнение может кого-то заинтересовать, а так... на "заказуху" похоже. Простите.
Только я бы добавил ещё вот что: чтение покаянных канонов я бы все таки отнес к подготовке к Исповеди. Всё таки нужно как-то разделять два Таинства, а не превращать их в одно. Среди воцерковленных прихожан в настоящее время существует ещё и такая практика: прихожанин договаривается со священником об исповеди в будний день, перед этим он готовится - говеет (не путать с постом), испытывает совесть, вычитывает покаянные каноны (кто-то три дня подряд вычитывает только канон Спасителю, кто-то вычитывает и Спасителю И Божией Матери, а кто-то все три), после чего исповедуется, а потом через день, два или три подходит ко Святому Причастию, вычитав уже канон ко Причастию и соответствующие молитвы. На самом деле такая практика очень действенна, поскольку заставляет прихожанина жить более напряженной духовной жизнью и после исповеди стараться избегать нелепых грехов типа осуждения, чревоугодия и т.д.
На мой взгляд чтение покаянных канонов более приличествует именно Таинству Покаяния. А то мы как-то перестали воспринимать это таинство именно Таинством. Некоторые позволяют себе подходить к Исповеди как к простой требе.
Слава Богу за все!
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Ин. 3:8)
Почему же они не верят в Бога?