На вопросы портала Православие.Ru отвечает современный грузинский подвижник и духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин).
–Отец Рафаил, вы прожили долгую жизнь, застали разные политические эпохи. Каждую из них характеризуют свои особенные духовные недуги. Каков главный духовный недуг нашего времени?
– Главным недугом настоящего времени я считаю ложь и двуличность, которые становятся стилем жизни современного человека. Религия уже перестает быть доминантой жизни человека и императивом его поведения. Скорее, религия служит удовлетворением определенных душевных потребностей, подобно эстетическому удовлетворению, которое дает искусство.
На самом деле религия во многом является делом воли. Внутренняя жизнь христианина – это постоянная борьба со своими страстями и греховными навыками, противостояние миру, который, по словам Христа, «лежит во зле». Эта борьба кажется мучительной для многих современных христиан, поэтому их религиозность принимает внешние формы и застывает в них.
Другим недугом нашего времени является обособленность людей и их эмоциональная холодность. В технологический век человек меньше нуждается в помощи другого человека и меньше дорожит им – его заменяет машина. Средства массовой информации способствуют стандартности мышления. Телевизор, компьютер и другие технические изобретения все более заменяют живое общение: человек уходит в виртуальный мир, который становится его второй действительностью. В этом мире он не несет ответственности, чувствует себя свободным от обязанностей и забот – иллюзорный мир ничего не требует от него. Духовное отчуждение нередко переходит в аутизм. Человек чувствует свое одиночество, но и в этом случае телевизор и компьютер предлагают ему общение на расстоянии, виртуальные связи без любви, какое-то мертвое общение, похожее на общение теней. Техника сокращает физические расстояния между людьми и в то же время на эмоциональном плане дистанцирует их друг от друга. Человек перестает любить человека; ближний оказывается дальним. У него пропадает желание видеться с друзьями, ему комфортнее сидеть у компьютера. Здесь кажущееся удобство переводит общение людей на уровень прагматики.
Техника сокращает физические расстояния между людьми, но на эмоциональном плане дистанцирует их друг от друга
Эмоциональная холодность и отчуждение принимают степень нравственного кризиса, который более опасен, чем экономический кризис.
Этот процесс в различных формах проявляется везде, причем, в технически развитых странах с большей силой и разрушительностью.
– Складывается ощущение, что у современных христиан вопросы догматики отошли на задний план: если о чем-то и говорят, то лишь о социальном служении и прочем. О различии в вере говорить и вовсе не принято. Так ли это?
– Догматическое мышление неразрывно связано с духовным состоянием человека, особенно с его мистическими интуициями. При оскудении молитвы и либерализации морали человек перестает чувствовать действие благодати в своей душе, теряет православное мышление и внутреннее свидетельство истины. Характерно, что для святых догмат представлял собой не отвлеченное понятие, а живую истину, и отклонение от догмата воспринималось и ощущалось ими как потеря благодати. У современных людей притуплено это внутреннее свидетельство. Они воспринимают догматы как философские постулаты и тезисы, рассматривают их на уровне плоского рассудочного мышления и поэтому у них стирается граница между догматической истиной и духовной ложью. Теологический максимализм прежнего времени все более вытесняется гуманистическим антропологизмом, при этом ориентиры истины теряются, духовные центры бытия и шкала нравственных ценностей сдвигаются и смещаются со своих мест.
Догматический индифферентизм – это слепота тех, у кого притупились или атрофировались религиозные интуиции
Догматический индифферентизм – это слепота тех, у кого притупились или атрофировались религиозные интуиции. Интеллектуальная всеядность воспринимается как широта мышления и даже свидетельство любви.
Этот вопрос очень важен, поэтому повторим нашу мысль.
Мистические интуиции делают догмат реальной, осязаемой истиной, а современный человек с его приглушенными духовными интуициями воспринимает догмат как продукт определенного времени и эпохи, рассматривает его вроде философской абстракции, сознательно или несознательно прилагает к Церкви и Откровению принцип эволюции, и таким образом делает догмат релятивистским и плюралистическим понятием. По их мнению, догматы можно до времени уважать, как уважают стариков, но можно также безболезненно изменить их или проигнорировать. Практическим проявлением такого рационализма в религии являются экуменизм, униатство и многоголовая гидра модернизма.
А ты что думал, приобрел гарантированный билет в Царство Небесное? Да со страховочкой?
"Прикол" в том, что ты гибнешь и душа идет в ад. То, что мы ходим в церковь, участвуем в Таинствах, молимся, постимся, подвизаемся в христианских добродетелях, всё это нас не спасёт по факту лишь того, что оно есть.
Раз у тебя движение вниз, а не вверх, значит где-то в своем движении к Богу ты ошибся.
Истинное покаяние - когда человек больше не грешит, грех не повторяется, как у прп.Марии Египетской, например. Если ты повторяешь грехи, страсти не искореняются, значит лживое покаяние, теплохладность значит. А что ещё тут скажешь? То, что у многих так, - это тебя не может ободрять.
То, что другие погибнут, это их дело, а вот когда за тобой черти придут, вот это ужас истинный.
Уважаемый Виктор!
Не говорите, пожалуйста, лишнего. Точнее, того, чего не знаете и НЕ МОЖЕТЕ знать. Хорошо?
Например, в нашем Царицынском храме иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (г. Москва) 8 священников. И ни один из них - ни большинство, ни меньшинство - "по бумажке" не говорит!
А Вы, кстати, про какой именно храм толкуете, в котором службы "немного короче"?
Да и отчего и за счет чего они короче-то?
А я так и не пойму,для чего хожу в церковь,чем вразумляюсь..Страсти не покоряются,становится только хуже,помыслы и дела ,одни чернее другого... Где помощь? В чём прикол?
Мне кажется, помощьв том, что Вы стали видеть и замечать за собой всё больше грехов - и это хорошо. "Прикол" в том, что Господь помаленьку открывает Вам духовное зрение на ваше внутреннее состояние. Главное - исповедовать грехи и СТАРАТЬСЯ их не повторять, - и они с Божией помощью уйдут. Помощи Вам Божией. Простите.
Много ли православных знает эти самые догматы?
Много ли православных знает вообще чем отличается Православие от других христианских религий?
Да о знании каких догматов может идти речь, если наши православные и Библию то не читают.
ПОЧЕМУ сектанты знают Библию и свою догматику наизусть?
ПОТОМУ, ЧТО их этому УЧАТ наших, православных никто не учит и поэтому, нало того, что мы невежды, любой сектант в богословскм споре заткнёт рот православному, за редким исключением, к сожалению.
В церкви нужно не только молиться, но и давать ПРОПОВЕДИ, разбирать БИБЛИЮ, нужно УЧИТЬ своих прихожан.
Есть пример: В одной из церквей так и делают, службы там немного короче, но во время проповеди батюшка не только произносит как большинство священников делают стандартную, прочитанную по книжке проповедь, он учит людей, показывает отличия Православия, наставляет как правильно ходить в церковь, правильно жить, пояснет обряды церковные и.т.д. Вот там люди грамотные, и чище, они знают, что они делают, и как правильно идти к Богу, даже бабушки там на неофитов не кидаются с клюками, и не разносят нелепые поверия.
Так и должен верующий человек мыслить и рассуждать, хорошо, что есть такие как О.Рафаил и пишут прямо о зле и добре. А мы как-то обабились, оталерантились, всё эвфемизмы, всё виляния, всё как бы не обидеть чёрта. А в этом правды нет. Дьявола больше боимся, чем Бога, это я давно уже заметил.
Главной задачей уважаемых ПАСТЫРЕЙ- не отрываться от ЭТОЙ СИЛЫ КАКИЕ бы служебные ступени они не имели.
Теперешнее время самое благоприятное.
Алексей.
ВЕЛИКОЕ ДЕЙСТВО-РАБОТА САМОГО БОГА-НЕОБХОДИМОЕ НАМ ВСЕМ ВРАЗУМЛЕНИЕ.В свое время Вам всем это откроется.
С уважением!
Алексей.Держитесь Веры Православной!!!Она совсем проста,как и Сам Бог!!!
Возможно стоить, к большому сожалению, дополнить список недугов, это нетрезвость, сребролюбие и блуд.
2.\Практическим проявлением такого рационализма в религии являются экуменизм, униатство и многоголовая гидра модернизма.\Практическим антидотом видимо в первую очередь будет борьба с собственными страстями, соответственно с сектантством и фанатизмом всех мастей.Культурная среда СМИ да и сама культура ( ее фундаментальная основа) требует незамедлительного процесса воцерквления.
Спасибо.
Можно ли верить в ложь, надеяться на ложь, любить ложь?
В очередной раз, с ужасом, констатирую - да, можно верить, надеяться и любить ложь.
Это вопрос воли каждого отдельного человека. Ложь открывает многие желанные двери, позволяет достичь успеха, разрушает неудобные догматы и принципы лично неугодные.
Единственный ретранслятор лжи в мир - это человек. Посредником между обманутым человеком и отцом лжи может быть только человек-лжец.
Какой путь от самообмана до обмана ближнего?
Слава Богу, что есть Церковь Христова и пастыри православные, дающие возможность всем желающим отличать Истину от лжи.
Только в Церкви я научился ненавидеть ложь и научился ненавидеть себя, когда скатываюсь в жижу мелкой лжи.
Слава Богу за таинство исповеди отсекающей падение от подъема.
Благодарю отец Рафаил за напоминание.
Уставшему от постоянных пастырских заигрываний со слабостями и страстями ветхого человека так нужно честное, нелицеприятное слово истины и здравого смысла!
Спаси вас Господь!
Каждая статья о. Рафаила - удар по злу, комфортно залегшему в сердце.
С уважением, К.