О догматах и традиции

Источник: Карелин-Р.Ru

Святые Отцы. Миниатюра
Святые Отцы. Миниатюра
Один из главных методов, постоянно употребляемых модернистами, для осуществления их заветной цели – реформации Православия – состоит в том, чтобы заменить понятия догматов частными мнениями и теологуменами, то есть сделать терминологическую перетасовку, и в этой создавшейся путанице проводить нужные для них идеи, то есть ловить рыбу в мутной воде.

Догмат – это богооткровенная истина о Божестве, Его свойствах и действиях в мире. Умозрительная истина необходима для вечного спасения, и поэтому необходима для всех православных христиан. Церковь определяет догматы; но Церковь – не эволюционирующий организм, а духовное пламя и свет Пятидесятницы. Одно из свойств Церкви – самотождественность в Духе Святом. Она не сочиняет, не изобретает, не открывает новых догматов, а выводит их из Священного Писания и Священного Предания, раскрывает их, дает им твердую словесную формулировку, и утверждает постановлениями (оросами) соборов, рецептированных общим признанием всего церковного народа – иерархии и мирян. Догматы – это кристаллизация того, во что Церковь верила везде и во все времена.

Надо сказать, что термин «догмат» существовал в античной философии и означал фундаментальные постулаты, базовую основу, главные идеи и принципы философских школ и систем. В политике и юстиции догматом назывались основные законы государства, а также постановления правительства в чрезвычайных ситуациях, которые должны быть исполненными всеми гражданами под угрозой сурового наказания.

Частные богословские мнения и теологумены почти синонимические понятия с той разницей, что теологумен это мнение, основанное на высказывания одного или нескольких отцов, вопреки большинству; а частное мнение это размышление, которое может обойтись без каких либо ссылок, и, так сказать, происходит само из себя: это растение, которое выросло из черепной коробки оригинального мыслителя.

Частные мнения не подтверждены голосом Церкви и поэтому представляют собой опасные догадки, с высокой возможностью ошибок; а если они осуждены Церковью, то приближаются и смыкаются с ересью.

Мнение (докса) отличается от догмата тем, что представляет собой плод субъективного исследования богословских проблем и личной интерпретации божественного Откровения без ориентира на святоотеческую экзегетику. Как бы правдоподобным не казалось частное мнение, какое бы авторитетное лицо не высказывало его, оно не может служить основой или образцом веры; на нем нельзя строить богословские доказательства: в этом случае оно приходит в противоречие с главным принципом церковного сознания, а именно с принципом соборности, как условием для хранения истины.

В тех случаях, когда в церковных оросах и вероисповедальных книгах трудно найти ответ на поставленную проблему, то следует ориентироваться голосом большинства отцов, по принципу консенсуса (согласия).

В первые века было распространено множество апокрифов, сочиненных еретиками, и только Церковь могла отличить истинные Евангелия от подложных и тем самым сохранить в чистоте Православие. В некоторых концепциях настоящее время в у современных модернистов отражены апокрифические учения и апокатастатические чаяния, например, учение профессора Осипова о церкви в аду перекликается с апокрифом «Хождения Богородицы по мукам» и является по сравнению с ним более радикальным оригенизмом.

Теперь остановимся на главных признаках догмата.

1. Богооткровенность. Каждый догмат основан на свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

2. Церковность. Признание догмата Вселенской Церковью.

3. Обязательность догмата для всех верующих. Догмат является как содержанием православного учения, так и непременным условием принадлежности к Православной Церкви. Таким образом, догмат служит оградой, разделяющей православных от неправославных. Люди, не исповедующие церковные догматы и не верующие в них, уже отпадают от христианства, даже если формально принадлежат к нему. Таким образом, догматы являются критерием нашей веры.

Догматы неразрывно связаны с заповедями Священного Писания, которые можно назвать «нравственными догматами». Через исполнение заповедей человек начинает воспринимать догматы не как вероисповедальные формулы, но как силу и свет, преобразующие душу. Он чувствует, что догматическая истина – это жизнь его духа и неоскудевающий источник благодати; а ложные догматы – это мрак и смерть души.

Модернисты выдают свои частные мнения, противоречащие Священному Преданию и церковной традиции, за учение Церкви. Эти люди, отличающиеся смелой изобретательностью и бойким языком, проповедают то, чему никогда не учила Церковь.

Понятия «предание» и «традиция» близки друг к другу и происходят от одного корня. Но предание более целостное и всеохватывающее понятие, относящееся главным образом к содержанию, по сравнению с которым традиция имеет более конкретный и частный характер. Во многих случаях предание и традиция становятся синонимами, замещающими друг друга.

Традиция это коммуникативное средство, которое включает в себя преемственность, сохранение и передачу знаний. Традицию можно сравнить с руслом реки, а предание – с ее потоком. Как волны текут от истока до устья реки, но поток остается одним и тем же, – так предание, охраняемое традицией, проходит через века и тысячелетия, оставаясь единым в хроносе.

Традиция это не только сумма знаний; это отношение человека к знаниям, это направленность его воли, это одна из основ его ментальных установок, это шкала ценностей, по которой человек определяет свои поступки.

Творения святых отцов многогранны и разнообразны. Но их объединяет один дух, одно предание, одна традиция, одно поле божественного Логоса, озаряемое вечным светом. Поэтому, чтобы правильно понять творения святых отцов, нужно находиться в одной традиции с ними.

В протестантских деноминациях ведется кропотливая патрологическая работа, но там разрушено предание, отвергнута традиция, и поэтому потерян ключ к пониманию святых отцов. Их патрологические исследования пропитаны духом субъективизма, рационализма и скептицизма, которые переходят в псевдонаучный нигилизм.

Протестантизм начался с призыва разрушить форму ради свободы духа, а кончился разрушением самого духа, потерей объективных ориентиров и гностической слепотой. Это грозное предупреждение для нас…

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Источник: Карелин-Р.Ru

18 декабря 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×