Стихийной духовная жизнь быть не должна

Ответ на критическую заметку священника Димитрия Шишкина

Священник Димитрий Фетисов Священник Димитрий Фетисов
Отвечая на критику такого достойного оппонента, как отец Димитрий Шишкин, не могу не заметить, что… мало уместно здесь слово «оппонент». Признаюсь, если бы я прочитал его статью вне полемического контекста, я, в целом согласившись с прочитанным, щелкнул бы курсором по позиции «нравится» и занялся бы преспокойно другими делами. Но поскольку текст был написан в ответ на мою статью «Почувствовать Бога», он поначалу меня немного озадачил. Меня удивил и, пожалуй, даже немного расстроил тот факт, что дорогой отец Димитрий полемизирует с некоторыми «моими» мыслями и посылами, коих я не имел в виду при написании собственного опуса. Ну что ж, поделом мне: ведь если возникла возможность столь серьезного разночтения, значит, какие-то свои мысли я действительно выразил недостаточно четко. Или слишком энергично «свалил все в одну кучу».

Пожалуй, «расплывшись» в тексте, я действительно недостаточно четко разграничил три темы, на которые и указывает мой уважаемый тёзка и собрат во Христе: 1) об «окамененном нечувствии», 2) об истинных и благих переживаниях и чувствованиях и 3) об экзальтации. Должен сразу сказать, что в публицистических текстах я и не стараюсь ставить себе такие глобальные задачи, как рассказать понемногу о многом, раскрыть первое, второе, третье, четвертое… И так до тех пор, пока даже самый терпеливый читатель не щелкнет «закрыть вкладку» по причине нестерпимой рези в глазах и зуда в черепной коробке. Задача колонки в интернет-формате, на мой взгляд, скромнее: привлечь внимание читателя к какой-либо теме, не претендуя на ее выработку «до дна», или, наоборот, разобрать тему подробно, но тогда сама тема не должна быть слишком объемной.

Речь шла о попытках христиан – чаще всего новоначальных – слишком слепо отдаваться любому своему чувству, своему хотению-нехотению в вопросах духовной жизни

Несомненным недостатком моей статьи является то, что я, видимо, недостаточно четко указал: я не планирую презентовать собственный «учебник аскетического делания», а лишь желаю сделать пару замечаний о попытках христиан – чаще всего новоначальных – слишком слепо отдаваться любому своему чувству, своему хотению-нехотению в вопросах духовной жизни. Я хотел рассмотреть не духовную жизнь вообще – «вообще» ее можно только проживать, – а в формате интернет-колонки можно лишь обратить внимание на отдельные аспекты духовной жизни. В данном случае я стремился говорить о крайностях, впадая в которые, христианин рискует подменить духовную жизнь душевным, эмоциональным суррогатом и выпасть из-под благодатного покрова Церковных Таинств по причине чрезмерного доверия любому чувственному наитию типа: «Ах, мне сегодня что-то расхотелось причащаться!» Повторюсь, речь я вел именно о крайностях. Конечно, если рассматривать предложенные мною меры по борьбе с этим явлением как рецепт духовной жизни вообще – «рецепт» будет, безусловно «кривоватеньким» и вызывающим ответную критику. Жаль, что я, видимо, нечетко выразил свою мысль, чем и ввел в заблуждение отца Димитрия. Если уж опытный и образованный батюшка, прочитав мой опус, заподозрил во мне симпатии к католической аскетике (по сути, утопающей в чувственности), то чего же ждать от обычных воцерковляющихся и воцерковлённых прихожан, в великом множестве посещающих сайт Pravoslavie.Ru

К тому же, конечно, я не привёл живых положительных примеров, чтобы проиллюстрировать, каким мне представляется идеал христианина, нашедшего золотую середину между крайностями, между «окамененным нечувствием» и экзальтацией, и с помощью Божией восстановившего свою способность к познанию сути вещей (а равно и цельности чувств в их органичном соединении с другими составами человеческого естества), утраченной нашими прародителями в грехопадении.

Подводя итоги, скажу, что абсолютно согласен с тем, что текст мой критиковать стоило, дабы этим я мог возрастать во внимании к произносимому слову. Но есть и другой аспект: в замечаниях отца Димитрия мне встретились и такие моменты, которые принять на свой счет я не могу даже ради эффектного, но, увы, показного в данном случае, смирения. С чем я не согласен?

Я категорически не согласен с изначальным утверждением отца Димитрия, будто бы из моей статьи следует, что «“нечувствие” является нормой» в жизни православного христианина. Полностью согласен с моим оппонентом, говорящим о том, что это весьма «тревожный сигнал, являющийся поводом для самоукорения и сокрушения сердечного». Хочу подчеркнуть, что из моей статьи вовсе не следует, будто бы такое состояние является нормальным и с ним не следует бороться. Тем паче я согласен с отцом Димитрием в том, что «нельзя говорить, что человек может жить духовной жизнью вне осознания этой жизни, вне духовных переживаний. И говорить о том, что чувства благоговения, покаяния и сокрушения являются необязательными в духовной жизни – это замечание неосторожное и притом опасное». Однако подобного – действительно вопиющего – замечания я в собственном тексте найти и не смог… А текст был точно мой, и вроде бы – тот самый…

Иногда следует понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах, а не ждать, когда нахлынут возвышенные чувства. В данном случае очень самонадеянно и даже прелестно ждать «наития»

По данному поводу я лишь писал, что иногда следует понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах, а не ждать, когда нахлынут возвышенные чувства, чтобы лишь тогда – если нахлынут – причащаться. Так ведь и не дождаться можно. Да, молитву и, например, исповедь нельзя сравнить с привычкой чистить зубы (к которой тебя сначала настоятельно приучают, а потом ты этот полезный навык и не замечаешь вовсе), а поход в храм – это всё-таки не поход в спортзал… Но и стихийной духовная жизнь быть не должна. В данном случае очень самонадеянно и даже прелестно ждать «наития». И «спотыкается» здесь, как правило, даже не «неофит», а тот, кто только-только начинает интересоваться духовной жизнью.

Так, буквально на днях, находясь в сельской местности, я познакомился с одним фермером, который, распознав во мне священника, очень долго убеждал меня, что Бог и загробная жизнь действительно существуют. Когда я с радостью согласился с этим утверждением, он мне значительно пояснил, что в связи с этим ему раз в году, в Великий Четверг, необходимо посещать храм и даже причащаться. На мой вопрос, почему же он, будучи верующим человеком, столь редко посещает храм и причащается (проживая, кстати, совсем недалеко от церкви), мой собеседник важно ответил, что, дескать, хоть он это делает и редко, но зато не как все остальные, а с истинным духовным жаром и сокрушением сердечным.

Говоря в статье о «недоверии своим, даже возвышенным, чувствам» я подразумеваю вовсе не полное и безапелляционное исключение чувственной сферы бытия человека из Богообщения и не вступаю этим, как это следует из замечаний отца Димитрия, в конфонтацию со святителем Григорием Паламой, но имею в виду то же, что и автор критики – трезвение.

Подозревать в любом посетившем тебя чувстве «объективность» – это опасная крайность

На моё утверждение о том, что все мы (за исключением людей, достигших определённого опыта Богопознания) находимся в той или иной степени в прелести, автор возражает, что это не совсем так и «это вовсе не означает, что мы не способны объективно оценить явления духовного мира и своё состояние». Данное утверждение, на мой взгляд, нивелирует саму проблему грехопадения, исказившего нашу «объективность» до неузнаваемости. Да, вместе с Богопознанием, вместе с работой по очищению сердца от страстей человеку возвращается и дар истинного познания себя и мира. Но подозревать в любом посетившем тебя наитии, в любом чувстве «объективность» – это опасная крайность.

Я всё же настаиваю на том, что послушание, хотя бы в форме совещания со священником, «советования», позволяет нам в значительной мере избежать состояния прелести и, смирившись, в какой-то мере узреть своё падение и несовершенство (но далеко не полностью – иначе бы мы умерли от ужаса и отчаяния) и начать духовное возрастание. Собственно, и отец Димитрий говорит о послушании, как советовании с рассуждением. Но в данном случае не совсем понятно, почему он начинает критиковать понятие «безусловного послушания» (этим термином я не оперировал вовсе, имея в виду духовника или приходского пастыря как доброго советника в вопросах молитвы и участия в Таинствах, но не старца) словами святителя Игнатия Брянчанинова, которые относятся, в общем-то, к проблеме младостарчества.

Мне не раз доводилось видеть, как, вырывая мысли святителя Игнатия о невозможности абсолютного послушания из контекста, многие начинали отрицать послушание вообще

Кстати, мне не раз доводилось видеть, как, вырывая эти мысли святителя Игнатия о невозможности абсолютного послушания «ввиду отсутствия ныне духовно зрелых руководителей» из контекста, многие начинали отрицать послушание вообще. Таковые совершенно самочинно назначали себе молитвенное правило и пост (впадая здесь в крайности) или совершенно не слушались своего мужа, игумена или архиерея, самонадеянно говоря при этом что «он (муж, игумен, архиерей) – духовно неопытный человек, а святитель Игнатий таковых слушаться не советовал».

Священника-духовника я вижу вовсе не как старца, но как терапевта, который давно знает своего пациента и может быстрее определить причину заболевания

Я считаю, что помимо мистики послушания (кто не отмечал, что взятое даже у незнакомого священника благословение, например, «на дорогу», действительно, по милости Божией, хранит нас), христианину необходим просто объективный, оценивающий взгляд «со стороны». Здесь священника-духовника я вижу вовсе не как старца, эффектно повелевающего высаживать вверх корешками рассаду, но как терапевта, который давно знает своего пациента и может его, в случае необходимости, предостеречь от опасности, может быстрее определить причину того или иного заболевания, исходя из истории болезни, а не только краткого наблюдения за симптомами, заметными постороннему наблюдателю лишь здесь и сейчас.

И речь, конечно же, не идёт о том, что решение всех вопросов и запросов духовной жизни нужно «повесить» на батюшку, а самим не «алкать» и не «жаждать» Богообщения…

А в целом, дорогой батюшка, я могу лишь поблагодарить вас за возможность еще раз вернуться к затронутой мной теме и «поработать над ошибками»!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ангелина Балерина 6 октября 2014, 00:29
Две точки зрения, а истина скорее всего, как всегда, где-то посередине. Вспомнилась басня, как несколько слепых шли и наткнулись на слона. Один слепой ухватился за его ногу, другой - за хобот, третий - за хвост... и каждый после утверждал, что знает, каков слон. Первый говорил, что слон толстый и твердый, второй - что он гибкий, третий - что тонкий как веревка. Каждый был прав, и каждый ошибался. Может, это и не слишком оптимистично, но... Ведь и умнейший апостол Павел писал, что мы все видим "гадательно, как в зеркале": то ли мутно, то ли шиворот-навыворот. Уместна ли в таком случае полемика?...
д. Вадим 4 октября 2014, 22:37
Мне думается, что эта дискуссия в чем-то близка к спору между сторонниками прп. Нила Сорского и прп. Иосифа Волоцкого, где есть противопоставления общежития и скита, послушания и умно-сердечного делания. Здесь правильнее не противопоставлять, а разобраться во взаимозависимости. Если есть только послушание, и нет продолжения в умно-сердечном делании, то костенеет форма. Если есть умно-сердечное делание, но отсутствует внутренняя самоорганизация, обретенная в послушании, то "несет во все тяжкие".
Михаил 4 октября 2014, 21:16
р.б. Алексею:
Я тоже так рассуждаю и так и живу, но в церковь иду ещё и для того, ( это выступает как дополнительная мотивация, но немаловажная, как ребенка не только любят, но и "стакан воды принесет") иду, чтобы жилось легче мне и моей семье. И вижу, что результат есть, несмотря на то, что чувствовать я могу разное и идти на молитву в разном настроении.
Требований ведь не много - будь трезв, не кушай, ну и в ночь на воскресенье, по возможности, не читай суетного не смотри тв и комп дабы не отяготить сердце. Тогда ты придешь в храм более-менее во вменяемом состоянии и сделаешь, что можешь и совесть будет спокойна.
Нам ведь главное научиться у Христа кротости и смирению, собственно в церкви ты получаешь эту благодать к этому научению, даже если ты ничего не ощущаешь. В конце концов ты изменишься. Просто это не быстрое дело.
На то чтобы стяжать дух Христов, плод духовен - радость, мир, долготерпение, на это уходят годы. Ведь это всё очень трудное дело. Сатана ведь не спит тоже - прельщает, ищет повода чтобы убрать тебя из церкви.
Артем 3 октября 2014, 00:35
Спасибо отец Димитрий, все подробно объяснили и разложили. Статья "Почувствовать Бога" написана простым и очень доступным языком- это понравилось, несколько раз перечитывал, нет в ней "нечувствие"- это норма, упоминается что это одно из сопутствующих состояний человека ставшего на путь воцерковления и духовного роста.
"Речь нередко идет о проблеме духовного сладострастия. При этом недуге новоначальный христианин начинает искать чувственного (пусть и довольно возвышенного) услаждения в молитве, подменяя стремление к Богу страстным исканием второстепенных последствий близости к Нему – слезного покаяния, теплоты сердечной и радости, которыми Господь действительно авансом одаривает иногда неофитов.."
"И если хотя бы умом человек понимает, что его жизнь не соответствует Евангелию, значит, он уже может исповедоваться, и это будет пусть и несовершенное, но покаяние".
Из этих двух предложений никак не вытекает что:
"И говорить о том, что чувства благоговения, покаяния и сокрушения являются необязательными в духовной жизни".
В тоже время статья отца Димитрия Шишкина замечательно написана, в ней очень много полезного более глубоко все расписано и она для более продвинутых в духовной жизни. Простите!
р.б. Алексей 2 октября 2014, 23:03
Уважаемые Батюшки!
Могу я попытаться кратко выразить некоторые мысли/выводы, которые вытекают из этих статей. Эти выводы важны лично для меня, надеюсь, еще кому-то они могут быть полезны.

1. Таинства Церкви действуют вне зависимости от наличия в нас каких-то чувств. (Пример - крещение младенца или если мы не чувствуем "действия" Святого Причастия, это не значит, что его не было)
2. Мы идем в церковь не для себя, не для того, чтобы что-то почувствовать. Это потребительское отношение. Мы идем, чтобы попытаться хотя-бы краешком, хотя-бы на малейшую долю секундочки приблизиться к Совершенству, принести в жертву свое время, свое внимание, свое терпение и т.д., в конце концов - денежные средства. И только после этого всего, по значимости, мы надеемся на то, что нам будет дано как-то ощутить Его незримое присутствие.
3. Если же этого не происходит, то мы не отчаиваемся, и продолжаем стараться жить по-христиански, ходить в храм, молиться, поститься и не грешить. "Да будет воля Твоя, яко не небеси и на земле."

Если можно, прокомментируйте мои выводы, не хотел бы заблуждаться, а тем более вводить кого-то в заблуждение.
Инна 2 октября 2014, 18:30
Достойный пример доброжелательной и миролюбивой дискуссии.Спаcибо, о.Димитрий, что учите нас правильно вести полемику
Владимир Алябьев 2 октября 2014, 18:09
Очень понравилось Спасибо..
Александр 2 октября 2014, 15:15
Вера Православная живая, процесс окормления творческий. Радостно что есть мнения и диалог.А благодать Духа, не даст перейти грань.
Слава Богу за все.
иерей Димитрий Шишкин 2 октября 2014, 14:19
Дорогой отец Димитрий! Ещё раз хочу засвидетельствовать Вам своё почтение и подтвердить что статья моя - это ни в коем случае не полемика лично с Вами, но скорее дополнение, развёрнутый комментарий к Вашей статье. Простите, если чем-то Вас огорчил!
Ирина Ти. 2 октября 2014, 13:48
Отцы, спасибо вам за труды, вы пишете об одном и том же, но с разных точек зрения, поэтому - вам обоим - низкий поклон!
Ждём новых публикаций, беседы очень интересны и есть о чем поговорить в семейном кругу.
Петя 2 октября 2014, 13:04
Ув. Батюшки! Одна просьба: Вы иногда и о "староконечных" вспоминайте пожалуйста... Люди ведь...
Мария 2 октября 2014, 12:39
Отцы Димитрии, спасибо вам за то, что печетесь о нас и стоите на страже наших душ. Как мне кажется, именно из-за этого и произошло уточнение с обеих сторон – чтобы каждое слово достигло своей цели и было правильно услышано и принято.
Со своей стороны о статье «Почувствовать Бога» могу сказать, что она была настолько четким попаданием и помогла откорректировать мои мысли и настрой, что большая Вам, отец Димитрий, за нее благодарность. В тот момент нужно было, без резких движений и кардинального изменения движения, только немного меня «подрулить», чтобы продолжить движение по прямой, а не в направлении бордюра и вынужденной остановки – именно это и произошло. Особенно помогли приведенные в статье слова преподобных Оптинских старцев о молитве. Еще раз спасибо.
НН 2 октября 2014, 11:15
Благословите, дорогой о.Димитрий!
Наверное, для себя Вы правильно сделали, что ещё раз вернулись к затронутой Вами теме, а лично мне и в первой статье всё было понятно однозначно. Скорее всего, условно говоря(т.к. невозможно судить только по публикациям), Вас можно отнести к ортодоксам, а о. Димитрий Шишкин - не совсем ортодокс. Но это моё личное мнение, а оно может быть и ошибочным. Вот и всё. Спаси Вас Господи за Ваши труды в назидании нас, грешных. Простите!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×