Мотаем пленку назад. Да подальше

Покушение на Александра II Покушение на Александра II

Гражданская война в России не закончилась. Это гораздо тревожнее, чем отсутствие мирного договора с Японией. Прямых наследников Белого движения и Красного эксперимента, махновцев и террористов-эсеров, конечно, нет. Но есть сочувствующие, мечтающие, избирательно и страстно читающие страницы отечественной истории и готовые за пейзаж из своей амбразуры на многое. От битья горшков в соцсетях до битья по лицу оппонента. Это скверно, как скверен всякий пожар внутри любого дома, и войну надо заканчивать.

Воюют все как-то вокруг Сталина и репрессий. Взвешивают загубленные души и растоптанные судьбы на одних весах с полетом в космос и тоннами выплавленного чугуна, не замечая как бы, что такие противопоставления «кислого» «горячему» обречены на итоговый пшик. Избирательность подходов вопиющая. И даже в вопросе репрессий всё чаще начинают с чисток партаппарата. Со зловещего 1937-го. О повешенных попах и расстрелянных монахах предпочитают молчать. То ли тему не знают, то ли вечно светский, а значит, вечно однобокий дискурс совершает своеобразное «обрезание» над языками спорящих.

Мне же никак не удается начинать с «отца народов». Упрямая память твердит, что творцом железной машины под названием «Партия», машины, без которой никакие репрессии и чистки были бы невозможны, Сталин не был. Начинать, видимо, надо с уроженца Симбирской губернии, не нашедшего покой в земле и подвергшегося мумификации. Но и с него начинать ошибочно.

Россия еще до Ленина вынашивала идею революции. И отнюдь не бескровной

Россия задолго до Ленина вынашивала идею революции. Отнюдь не бескровной. Сам Ленин в статье «Памяти Герцена» бегло упоминает своих предшественников. Это дворяне и помещики, декабристы, разбудившие Герцена. Потом революционная пропаганда, разночинцы. А уже потом – «буря 1905 года» и прочие, нам уже известные, бури. Ленину важно тянуть нитку преемственности. Он не хочет быть «свалившимся с “Луны”». И нам нужно взять кончик этой нити и пойти в историческую тьму лет на сто-двести, чтобы разобраться, где вершки, а где корешки.

Не будем наивны. Без греховного помысла не бывает греха. А без злой теории не бывает социальных кошмаров. Революционная пропаганда, например, – это подстрекательство к массовым убийствам ради эфемерной цели. Вот кто, например, Карамазова-старшего убил? Только Смердяков или Иван тоже? Иван тоже. Он идеологический «убивец». На юридическом языке – заказчик преступления. А Смердяков только исполнитель. Вы с этим легко согласитесь, если представите себя идеолога и вербовщика в ИГИЛ[1]. Он сам себя не взрывает, но взлетают на воздух камикадзе и отрезаются человеческие головы именно после его проповеднических усилий. С этим невозможно спорить.

Значит, в случае с кровавым русским XX веком виновны и декабристы, и Герцен, и Чернышевский, и Белинский, и Петрашевский. И вся вообще «королевская рать». Декабристы, к примеру, хотели уничтожить под ноль весь Царствующий Дом и планировали на первых порах своего переворота бессрочную диктатуру. Герцен прямо звал Русь к топору, а солдат в Крымскую войну – к переходу на сторону «цивилизованного» противника. Думаете, только винтовка стреляет в третьем акте? Нет, господа. Топорик тоже не сразу в ход идет. Шевченко тоже писал-писал про топоры и вражью кровь – и вот, на наших глазах своего добился. И топоры ожили, и кровь полилась.

И я не могу повесить Ленина в воздухе, алхимически отделив его от почвы, на которой он вырос. Чернышевский сам ни в кого не стрелял из маузера, но его «Что делать?» Ленин прочел какое-то безумное количество раз. Эта книга переформатировала и перепрошила мозг Ильича, сделав его таким именно, каким мы его знаем. И если мы дети малые, то Чернышевский – «цаца», а Ильич – «бяка». Но если мы взрослые и ответственные люди, что-то понимающие в истории, то Чернышевского (и не его одного) нужно ставить рядом с Лениным и судить обоих. Конечно, Савенкова, Засулич, Богрова и прочих террористов судить легче. У них кровь на руках. Но судить надо и теоретиков. Это они проектировали сталинские бараки задолго до их построения.

Если уж судить, то надо судить и теоретиков: это они проектировали сталинские бараки задолго до их построения

Надо, господа, друзья и товарищи, смело отматывать назад историческую пленку. Да подальше. Иначе всё будет бестолково, поверхностно и нечестно.

Если вы «против» сталинских репрессий, но «за» ленинскую партию, то это сапоги всмятку. Если вы «против» и Ленина, и Сталина, но «за» декабристов или «за» Чернышевского, то это какой-то «Сон разума» из офортов Гойи.

А если вы, как в фильме Абуладзе «Покаяние», готовы еженощно «пахана» из земли выкапывать, то не забудьте вместе с ним выкапывать две трети русской интеллигенции XIX века. В джунглях революции они со Сталиным «одной крови».

От разговоров на дачах, от кружка Станкевича, от народников и разночинцев история России неумолимо катилась к «Черному переделу», к «Земле и воле», к «Катехизису революционера». И до крови трех русских Революций были реки крови растянутого во времени террора, сначала индивидуального, а затем массового. И тот, и тот были идеологически оправданны. Нельзя валить все на большевиков. Нечестно.

Убивать жандармов, взрывать Царя, стрелять в министров, кроваво вычищать революционные ряды Россия училась задолго до большевиков. Смерть сделали оправданной, а кровь – привычной не большевики, а их многочисленные предшественники. Этот генезис нельзя не замечать; заметив, нельзя не осудить; а осудив, не перетряхнуть свое залежалое мировоззрение, с легкостью позволяющее всех собак вешать на одного персонажа и продолжать любить тех, кто этого персонажа духовно породил.

Осуждая Сталина за репрессии, нужно осудить весь бесовский легион отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий труд. На многое нужно будет посмотреть свежим взглядом. А свежий взгляд – это такая вещь, которая способна превратить террориста в монархиста (как Л. Тихомирова) или марксиста – в православного священника (как С. Булгакова). Кстати, если подобная ревизия всего послепетровского пантеона нами не приемлема в принципе, то, возможно, душа наша не тайная христианка, как писал Тертуллиан, а какая-то тайная комсомолка. Хоть на словах мы это и будем жарко опровергать.

Перетряхивая историю, пытаясь создать родословную книгу «сына Каинова, сына Люциферова», не забудем о французах. Не об Алене Делоне или Мопассане, конечно. Не забудем о Робеспьере, Марате, Дантоне и т.п. И Ленин, и Троцкий, и Бухарин называли себя верными и тщательными учениками, последователями «певцов гильотины». Делали они это с гордостью. С гордостью же называли себя «якобинцами». Как и якобинцы, большевики спасали народ, не спрашивая у народа, хочет ли он большевистского спасения. Как и якобинцы, большевики были последовательными гонителями христианства. Мы, дескать, убили Царя земного. Теперь нужно добраться и до Царя Небесного.

Если сравнить меры советских богоборцев с мерами французов конца XVIII века, то они совпадут до неразличимости

Если сравнить меры советских богоборцев по борьбе с религий с мерами французов конца XVIII века, то они совпадут до неразличимости. По всем пунктам. Включая осквернение мощей, попытки изменения календаря и семидневной библейской недели, кощунственных революционных «богослужений», создания параллельных и лояльных церковных структур и так далее.

И я, опять-таки, отказываюсь валить все на отечественных безбожников, делая вид, что ничего не знаю об их идейных вдохновителях. Кое-что знаю. Знаю и то, что лязг гильотины предварялся вполне травоядными и гуманными рассуждениями и книжками. Кто там помнит, что без Руссо не было бы Робеспьера, а значит и залитой кровью парижской мостовой? Как и у нас впоследствии, сначала невинные разговоры о всеобщем счастье, а потом – фанатики, приходящие во власть. И не зря Толстой именно портрет Руссо повесил на шею вместо снятого крестика.

Короче, любителям судить придется сильно расширить скамью подсудимых. И не забывать при этом, что это наша история. Наша. В ней нужно не столько крайних искать, сколько узелки распутывать. Только с одной целью – опять узлов не навязать.

[1] Террористическая организация, запрещенная в России.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Западня для России Западня для России
Елена Чавчавадзе
Западня для России Западня для России
Елена Чавчавадзе о новой серии своего фильма, посвященного революции 1917 года
Наши исследования подтверждают: революция была вызвана совсем не борьбой классов.
Что рассказывают исповедные росписи Что рассказывают исповедные росписи
Алексей Григоренко
Что рассказывают исповедные росписи Что рассказывают исповедные росписи
Размышляя об истоках катастрофы 1917 года
Алексей Григоренко
В XIX веке продолжилось окостенение и выхолащивание церковного духа. Свидетельство этого – исповедные росписи, такой вот способ контроля за умонастроением населения. А священник становился глазом и ухом государства на местах.
В гражданских войнах победителей не бывает В гражданских войнах победителей не бывает
Василий Цветков
В гражданских войнах победителей не бывает В гражданских войнах победителей не бывает
Беседа с д.и.н. профессором Василием Цветковым о Гражданской войне. Часть 1
Не стоит считать, что в России все было идеально, а потом вдруг извне ворвались какие-то «темные силы». Но проблемы, которые существуют в обществе, могут быть решены по-разному.
Комментарии
р.Б. Сергий 4 апреля 2019, 08:55
to Яна (Jana W) 3 апреля 2019, 18:29

В своем предыдущем комментарии я писал не о МАССОВОМ возвращении храмов,после войны и восстановлении монашества в тот-же период, а о первых шагах в этом направлении, ни в коей мере не сравнивая это с подъемом христианской жизни в конце 90-х годов прошлого века.
Хорошо, что мы поняли, что не стоит смешивать отдельные страницы истории нашей страны,отстоящие,пусть даже на десяток лет друг от друга.Не стоит делать это в полемическом и пропагандистском запале.Небольшая неточность может подорвать доверие к постулату,который мы пытаемся защитить.
И ещё: какая бы ни была история,это- история НАШЕЙ страны. Слава Богу за все.За скорбь и за радость.
Яна (Jana W) 3 апреля 2019, 18:29
р.Б. Сергий, Вы правы в том, что необходима точность. Но тут и то, что у меня не всегда есть возможность столько сказать. И да, пишу то, что знаю точно. Не беру ВОВ, а только тот послевоенный период, когда было улучшение. Но никак не Хрущевский период (и так все ясно) Конкретно: 1947г- был закрыт один из красивейших Храмов. 1950- репрессирован о.Иоанн Крестьянкин. В основном, здания вернули Церкви не после 1943, а только в 1990-х. Др.были разрушены, и воссозданы заново начиная с 90-х. В любом случае, спасибо за содержательный подробный коммент,тем более, что рассказали о том, чему были свидетелем.
Галина И. 3 апреля 2019, 15:06
НН 2 апреля 2019, 12:45. Что- то у вас все в куче: и социализм, и капитализм, и религия, и золотой телец- да еще с большой буквы! Социализм как 1-я фаза коммунизма содержал в своих целевых установках христианские ценности (см. "Моральный кодекс строителя коммунизма"). Вообще- то "симбиоз социализма и религии"-это идея святого, общего братского жития в монастырях. Общежитие по- греч. "КИНОВИЯ",по- латыни- "КОММУНИЗМ".Об этом говорил еще свт. Иоанн Златоуст. На Руси ее воплотил прп. Сергий Радонежский, затем его ученики.Искаженный взгляд на социализм- коммунизм только как на форму соц.- экономических отношений породил учение Маркса о классовой борьбе и неизбежности революций. Что и получили.
НН 2 апреля 2019, 12:45
АлександрГ., Согласна с Вами.Я уже писала о том,что СССР"кокнули" не во времена богоборчества,а когда явно и на деле он от этого отказался,на государственном уровне отметив 1000-летие Крещения Руси,включив высших иерархов РПЦ во властные и общественные структуры,священнослужители имели возможность говорить со студентами,военными,космонавтами,по телевизору и тд.Если в России до 1917г церковность стремительно падала, то в начале перестройки она начала возрождаться,и если к этому непредвзято относится,то это факт.Симбиоз социализма и религиозности неприемлем Золотому Тельцу,об этом я пытаюсь неумело писать.Капитализм ради прибыли готов на любые преступления, включая уничтожение стран и народов.
р.Б. Сергий 2 апреля 2019, 09:24
Яна (Jana W) 1 апреля 2019, 17:54
продолжение комментария.
А вот в чем с Вами согласен, в том, что новая волна гонений на Церковь началась при приходе к власти Хрущева, столь ныне любимого отдельными либералами.В начале 60-х годов массово закрывали храмы, препятствовали присутствию детей и молодежи на службах, особенно на Пасху. Это, я сам помню, т.к. уже,слава Богу,разменял 7 десяток этой жизни. Тот же Хрущев, одновременно с построением коммунизма к 1980 г.,обещал показать по ТВ последнего в СССР попа.Но,как говорится :"Бодливой корове Бог рогов не дал" Так, что немного изучайте тему о которой пишите, тем более,пока живы люди,в т.ч. старше меня,которые помнят,как было на самом деле.
р.Б. Сергий 2 апреля 2019, 09:14
to Яна (Jana W) 1 апреля 2019, 17:54
Корректнее обращайтесь с датами : встреча Сталина с митрополитом Сергием произошла в 1943 г. Тогда же было и восстановлено Патриаршество, т.е. НЕ ПОСЛЕ войны, а в самый её переломный момент (Сталинградская битва), когда уверенность в Победе была неоспоримой.
Было разрешено монашество и восстановление монастырей : если к 1938 г.,на территории нашей страны не было ни одного монастыря, то к 1951 г. их число равнялось 89.
"Союз воинствующих безбожников" действовал с 1925 г. и прекратил свое существование, по распоряжению того же Сталина в 1947 г., т.е. вскоре после окончания войны.
А вот в чем с Вами согласен напишу в след.комменте.
АлександрГ. 1 апреля 2019, 22:17
это те же самые общественные отношения, но складывающиеся в сфере производства. А вот если сердце свое человек отдает мамоне, то он и выстраивает отношения в обществе в ином направлении. То есть проблема не в том, как назвать строй, а проблема в самом человеке, какой он. При этом каждое поколение само избирает систему ценностей в которой оно желает жить. С чего начинается “книга Судей”? А начинается она с того, что у нормальных родителей, которых Господь только-только ввел в Израиль и дал им землю, появляются дети, начинающие блудить. Они начали разделять иную систему ценностей. Вот в этом моменте, если подумать мы можем найти параллели с нашим недавним прошлым.
АлександрГ. 1 апреля 2019, 22:16
НН 1 апреля 2019, 10:37 "Так мб, меньшее зло СОЦИАЛИЗМ?"..........
Дорогая НН, вопрос ведь не в том, какую вывеску привесить. В Ветхом Завете есть момент, когда народ Израиля обратился к Самуилу с просьбой назначить царя. В тот момент времени у Израиля были очередные непрятности. И как обычно, они усмотрели причину их не в том, что они начали блудить, а в том, что у них царя нет. То есть они думали, что по щелчку - назначат царя и все изменится, все наладится. Не наладилось, не изменилось. Потому, как дело было в человеках. Вот кому отдает сердце человек, так и выстраивает он отношения с ближними. И общественные отношения складываются именно из этого. А экономические отношения, это те же
Яна (Jana W) 1 апреля 2019, 17:54
Причем здесь славное прошлое нашей Родины, речь о другом. Причем здесь общ. строй, когда говорится о богоборческом.После революц.октября 1917 Церковь объявили врагом №1. Храмы разрушили, священников и мирян убивали, издевались, и это было узаконено. Это уже после войны открыли храмы, какое-то послабление было. Но притеснения продолжались. "церкви сравняем с землей". Союз воинствующих безбожников, что они творили. Так понятно?
НН 1 апреля 2019, 16:58
Ольга: /Если невозможно исправить современную систему (а она выросла из бывших революционеров) человеческими методами, нужно обратиться к Богу. Нужно исповедывать грехи рода, начиная с бабушек и дедушек./ - Научите, как это делать. Может, прямо подойти к священнику да так и начать: я хочу исповедовать грехи своих бабушек и дедушек и всего рода. И что, по-Вашему, мне должен ответить священник? И про убийство без суда 7-рых русских царей их же родственниками и ближайшем окружением тоже нам надо каяться? И про"Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор" при Петре1 тоже нам надо каяться? Феодализм, капитализм, крепостное право в России тоже из революционеров выросли? Что-то не сходится...
АлександрГ. 1 апреля 2019, 13:59
ибо он и есть образ Божий. Потому они сначала и пытаются оскотинить человека, а потом придумывают роботов. И безбожие никуда не делось, оно есть и сейчас, и оно снова нам готово родить и уже рожает в недрах либерализма богоборцев. …. И на самом деле, первые большевики, готовые принести Россию в жертву мировой революции, немногим отличаются от либерал-глобалистов 90-х. Ибо, эти также готовы были принести Россию в жертву глобализму.
АлександрГ. 1 апреля 2019, 13:58
Вадим К. АлександруГ. 1 апреля 2019, 11:12 "Материализм гораздо древнее и глубже коммунизма и либерализма"........
Вот и я о том же. Коммунизм, либерализм. А что в основе? А в основе материализм. А что есть материализм? А материализм, есть безбожие. И наши батюшки в 19-м веке, используя этот термин предупреждали, что вслед за безбожниками явятся богоборцы. И на самом деле, безбожники были и до 17-го года и они же совершали февраль. Клятвопреступничество это есть безбожие. А их сменили богоборцы. И наши батюшки в советский период времени использовали два термина: безбожники и богоборцы. И богоборцы сначала скидывают Бога, а потом начинают грызть друг друга, ибо ненавистен сам человек, ибо он
1 апреля 2019, 11:59
Как много хочется сказать, но количество знаков в комментариях ограничено, да и сами слова ох как трудно подобрать верно. Кратко, всей душой понимаю то что написал отец Андрей, огромная благодарность ему за это. И как горько что в комментариях все то же самое, та же беда, ковыряния частностей, без взгляда на всю канву событий. P.S А отматывается пленка до Адама и Евы...
Вадим К. 1 апреля 2019, 11:20
Дорогой Игорь! Сознаюсь, мне ближе не дворянская Россия, а та, где учили, что все люди в своих правах равны и никто не вправе эксплуатировать другого. Я так воспитан и не вижу в таком взгляде на мир ничего греховного, а напротив, считаю, что это ближе к истине, если и не она сама. Хотите, побейте камнями, зарубите шашками или назовите безбожным совком, но от такого воспитания я не отрекусь, как и от своих дедов. И думаю, что я не одинок и не Вам отлучать нас от Христа.
Вадим К. АлександруГ. 1 апреля 2019, 11:12
Материализм гораздо древнее и глубже коммунизма и либерализма. Сказал безумный в сердце своем: Бога нет! Вот что главное, а не то, как его люди назвали. Не за идеи Бог будет судить каждого, а за то, что он водрузил в своем главном органе и не только неверие. Почему я и приводил слова ап. Павла про некоторых людей, которые говорят о себе, что веруют в Бога, а делами от Него отрекаются. Можно себя считать верующим в Него, а сердце иметь при этом самое материалистическое. Ап. Павел так и говорит, что сребролюбец равен идолопоклоннику. Корень надо блюсти и порицая чужие соринки наблюдать, чтобы и самому не впасть в искушение, ведь все согрешили и требуют равно спасения. Или нет? Вот о чем я.
НН 1 апреля 2019, 10:37
АлександрГ.-Вадиму К.
/Материализм,уважаемый Вадим.Материализм,это безбожие и порожденные им коммунизм и либерализм одинаковы в своих проявлениях./-Согласна. А капитализм? Не материален?! Так мб, меньшее зло СОЦИАЛИЗМ?
"М.Туган-Барановский писал,что термин «социализм» подчёркивает значение общественного сотрудничества в новой социальной модели,в противоположность господствовавшей экономической школе,признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства.Социализм,таким образом, противопоставлялся индивидуализму". Ну не могут 2-5% воцерковлённых ЗАСТАВИТЬ жить 95% остальных по ИДЕАЛЬНЫМ ДУХОВНЫМ законам!Так было и будет!
Вячеслав 1 апреля 2019, 10:23
"
Катерина 31 марта 2019, 22:11
Вадим К. - неужели ещё кому-то непонятна антихристианская богоборческая природа коммунизма?"
Так же как и капитализма, империализма, фашизма, фундаментализма и т.д. и даже феодализм, процветающий в дореволюционной России был богоборческим, хоть и декларировал совершенно другое, а для некоторых классов строил рай на земле за счет других. И когда власть перешла к другим людям сразу кровь, резня, гражданская война, её как бы не большевики инициировали. Почему про это не говорят?
Вадим К. 1 апреля 2019, 10:16
Катерина, и мне понятна. Только непонятно, зачем всех гуртом записывать в кровопийц и губителей, которые все 70 лет только и думали о том, как замучить и погубить свой же русский народ? Ведь я застал еще то время и знаю, что Вы мягко говоря очень сгущаете краски. Чем противоречит 8-часовой рабочий день Евангелию? Где в нем написано, что порабощать простого человека и наживаться на его труде это вовсе не плохо, ведь за противоположное ратуют очевидные безбожники-коммунисты? Мне кажется, что исповедовать такое православие хуже всякого безбожия и есть фарисейское лицемерие, паразитирующее на вере в Бога. Убедите меня в обратном.
Ольга 1 апреля 2019, 09:08
Доброго здоровья. Поддерживаю о.Андрея! Давно пора этот разговор начать. А начинать нужно с амвона, откуда батюшки должны разъяснять прихожанам о родовом грехе. А нам нужно честно признаться: нет ни одной семьи, в которой не переплетены были в семейных узах и верующие и коммунисты. Наш народ понес наказание за убийство царской семьи, за отступление от Бога в нескольких поколениях. Помрачнение ума, атеистические и социалистические миазмы - я думаю, многие это понимают. Сейчас настало время покаяния. Если невозможно исправить современную систему (а она выросла из бывших революционеров) человеческими методами, нужно обратиться к Богу. Нужно исповедывать грехи рода, начиная с бабушек и дедушек.
Катерина 31 марта 2019, 22:11
Вадим К. - неужели ещё кому-то непонятна антихристианская богоборческая природа коммунизма?
АлександрГ. - Вадиму К. 31 марта 2019, 22:03
Вадим К.31 марта 2019, 13:39. Материализм, уважаемый Вадим. Материализм, это безбожие и порожденные им коммунизм и либерализм одинаковы в своих проявлениях. Оба порождают в уме человека доминанту материального над духовным и оба ставят индивидуума в центр мироздания. И заметьте, наши "друзья" либералы осуждают не материализм как таковой, а коммунизм. А это есть чистейшей воды манипулирование сознанием.
АлександрГ.31 марта 2019, 21:44
Катерина 31 марта 2019, 11:18
"АлександрГ., цитаты из Св. Писания ничего не доказывают и не меняют сатанинской природы революции и служащих ей. Как известно, и враг рода человеческого охотно цитирует Библию (в своих интересах)". ..........

Катерина, а Вы точно хорошо понимаете, что именно я пишу? У меня такое ощущение, что Вы начинаете спорить не со мной, а с тем кого Вы нарисовали у себя в голове. Если это так, то спорьте дальше, но уже без моего участия.
Вадим К.31 марта 2019, 14:04
По поводу неосуждения. Добро отделять от зла - дело все-таки не нашего суда. Это сделано в Писании. Наще дело правильно его понимать, правильно отделить добро от зла и поступать согласно с добром, но отнюдь не становиться прокурорами чужих дел. Даже Господь сказал: кто Меня поставил судить между вами? Такие праведные суды в итоге выливаются в нечто, что хуже безбожия. Это они привели жену-грешницу и искушали Христа: не побить ли нам ее камнями, что скажешь? Как же решил Христос? И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши. Грех назови грехом, но человеку оставь шанс самому исправиться и быть живым. А мы все судим мертвых и возобновляем их войны. Доколе?
Вадим К.31 марта 2019, 13:39
Я, Иоанна, с Вами не спорю: разворовали страну в 1991 те, кто стоял у руля ее руководства. Были они коммунистами? Формально, да. Но в программе их партии так поступать, как поступили они, написано не было, а при Сталине не нужно Вам объяснять, что бы с ними сделали. Так кто они были? Обычные люди, прельстившиеся долларом. Таких не было при царе? Были и не быть их не могло. Как даже и при Сталине они были, ведь такова жадная природа падшего человека даже смерти не бояться. Так причем тут коммунисты? Их ошибка была в другом: они думали, что при их власти такого больше не будет. Гнев человека не творит правды Божией, а я у Вас с Катериной вижу тот самый гнев.
НН31 марта 2019, 12:02
АлександрГ.,Мы с Вами понимаем друг друга,я иногда утрирую,простите.Многие понимают,что происходит.Нам,в РФ,в нач 90-ых "впарили"то,что сейчас на Украине.Но кто это понимает,ничего не докажет тем нашим соотечественникам,котор и в нашествии татар и татаро-монгольском иге усмотрит руку Сталина и репрессии.Попробуйте им сказать,что они вольно-невольно помогают тем,кто добивается,чтоб мы признали,что власть в СССР была преступной,следоват,и СССР-то же,и современ Россия,как правоприемница СССР-тоже.И как во времена холод войны СССР назвали"Империей зла"-то и РФ-не лучше,поэтому будет правильно её уничтожить.Если СССР построен на крови,то Россия до1917г-на крови 7! царей.Их свои убили.Нормально?
Катерина 31 марта 2019, 11:18
АлександрГ., цитаты из Св. Писания ничего не доказывают и не меняют сатанинской природы революции и служащих ей. Как известно, и враг рода человеческого охотно цитирует Библию (в своих интересах).
Игорь31 марта 2019, 07:47
Задел батюшка за живое.Количество комментариев зашкаливает.Многие революционеров оправдывают и методы их. И это на православном сайте.Кого защищаешь, тот тебе и ближе.
АлександрГ.31 марта 2019, 01:16
израильтянам во Второзаконии “Помни путь свой, которым вел тебя твой Господь”. Помни путь свой, это означает знай свою историю. Помни падения и подьемы, заблуждения и возвращения. Но это только одно измерение. На наших глазах в нашем сознании пытаются поменять полюсами подъем и падение, возвращение меняется на заблуждение. Но наше Священство эти вещи прекрасно понимает. Я это просто слышу из проповедей Святейшего, в этом же направлении и эта статья.
АлександрГ.31 марта 2019, 01:15
Если мы взглянем в себя, то в нас наше прошлое, наши воспоминания живы и по сей день и существуют одновременно с нашим настоящим. Прошлое для нас реально, в нашей памяти живы наши родители, маленькие еще наши дети. Можно ли эту конструкцию человека использовать с точки зрения зла? Да можно. Нужно только вмешаться в наше прошлое, в наши воспоминания и тем самым изменится наше настоящее и наше будущее. Потому, что будущее формируется здесь и сейчас. Вот именно, это самое сейчас в наиболее явной форме происходит сейчас на Украине. На наших глазах, им изменяют прошлое. Но эти же попытки наблюдаются и у нас. Нам пытаются создать фантом. Но это же нарушает то, что сказал Господь израильтянам во
АлександрГ.31 марта 2019, 01:13
НН30 марта 2019, 11:50. Уважаемая НН., то что история пересматривается и перетрактовывается это давно уже не новость. На мой взгляд, мы просто не отдаем себе отчета в том насколько это серьезно и насколько это глубоко. Все эти так называемые научные споры, различие в точках зрения это все не так безобидно, как кажется. ……… Вот смотрите, человек создан по образу и подобию Божию. Это мы знаем. Правда с трудом понимаем как это. Идем дальше, Блаженный Августин утверждает, что в Боге нет времени в привычном нам понимании, в Нем прошлое, настоящее, будущее существуют одновременно. Если мы взглянем в себя, то в нас наше прошлое, наши воспоминания живы и по сей день и существуют одновременно с нашим
АлександрГ.31 марта 2019, 00:44
Катерина 30 марта 2019, 17:12. Простите, а зачем Вы мне рассказываете о большевиках то, что я и так знаю. При случае, когда мы будем обсуждать именно большевиков я Вам и о них расскажу. Расскажу, как отдельные борцы за счастье народное воровали бриллианты и вместе с ними пытались бежать за границу, и как их ловили и вытаскивали из-за границы. Или пытались вытаскивать. В общем, там рассказывать можно очень много. Я ведь их не оправдываю, так что не нужно искать подтекст там, где его нет. Мои слова нужно понимать дословно. Хорошее называть хорошим, независимо от того, кто это совершил, а плохое называть плохим также независимо ни от чего. Это не сложно.
Катерина 30 марта 2019, 17:27
Оттуда же: "а еще через полтора месяца лучшая, самая стойкая, самая дисциплинированная советско-таманская стотысячная армия погибла частью на полях Ставропольской губернии, частью - в Астраханских степях, частью - в Дарьяльском ущелье на Военно-Грузинской дороге. Сорокин был, оказывается, прав. Мошенники же, конечно, заранее приготовили себе сорок автомобилей и на них спокойно, через степи, приехали в Астрахань, а на русских полях, под русским небом, от русской руки безвременно, беспричинно, самым бесславным и презренным образом погибли и полегли десятки тысяч русских же, темных, доверчивых и явно обманутых людей".Мошенники разумеется большевсткое командование этой воинской части.
Катерина 30 марта 2019, 17:12
АлександрГ.30 марта 2019, 01:01 - в библиотеке Машкова, Илья Сургучев "Большевики в Ставрополье": -"Товарищ! Все, что было до тебя, все люди, украшавшие землю, строившие соборы, писавшие книги, высекавшие из мрамора статуи, -- все эти люди -- ничто.Ибо сами они буржуи и работают для буржуев" И далее особенно точно: "Помни, что выше твоего живота и желудка нет ничего на земле. Ты должен жить в раю, как можно меньше работать и как можно больше получать. Твоя сытость - выше всего, - выше родины, выше отцов и дедов, выше Бога. Пусть твой ночной горшок будет самым святым предметом для тебя: в нем пищу ты себе варишь."
Иоанна_ 30 марта 2019, 16:22
/Уклонись от зла и сотвори добро - вот и все, что требуется для богоугождения.// "Вот и всё", просто замечательно, только сначала надо отделить добро от зла и развести их в разные стороны. Кто пытается оправдать зло или смешивает зло с добром под предлогом "неосуждения", тот рискует потерять духовные ориентиры и уклониться на путь зла.
НН30 марта 2019, 11:50
АлександрГ., Вы же прекрасно понимаете, что сейчас с успехом переписывается история СССР и в первую очередь России до 1917г. Нам внушают,что революция была превнесена ИЗ ВНЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО врагами России,а в самой-то России была "Тишь да гладь, да Божья благлдать",народ жил хорошо,его благосостояние росло бешеными темпами,но люди не понимали этого, а нашлась кучка предателей и провокаторов и исключительно на иностранные деньги учинили революцию в октябре 1917г(февраль вскольз упоминается).Уже нет участников и очевидцев тех событий. "Историю пишут победители". Сейчас-приватизаторы народной собственности и те, кому они платят.Так было и будет.Ответ в свете срвремен трактовки-нет, не поддержал.
АлександрГ.30 марта 2019, 01:01
Скажите, а пошел бы народ за большевиками, если бы до этого были обеспечены социальные права трудящихся?
АлександрГ.30 марта 2019, 00:57
О чем статья? О узелках и о уроках? Вот и надо делать выводы и не повторять ошибок прошлого. И не так все просто с тем, что политологи называют "социальными правами трудящихся". И насколько это не просто, свидетельствуют многочисленные проповеди нашего священства с четко выраженным вектором социальной направленности. А так да, все эти проблемы и несправедливость, желание нажиться на ближнем будут до окончания века. И до окончания века будет извечным "блаженны алчущие правды, ибо насытятся" и вечна будет заповедь "относись к ближнему своему, ...........". Но понятно и другое, там где мы можем менять что-то, мы должны своими поступками это менять (не резать-менять), а где не можем - терпеть.
Катерина 29 марта 2019, 20:24
Иоанна_ 29 марта 2019, 09:15 - несколько лет назад разговорилась с одной литовской полькой, а как у них было во время и сразу после перестройки. Вот так, как Вы пишите, все производственные ресурсы были поделены литовской партийной верхушкой.
Катерина 29 марта 2019, 20:05
Вадим К. 29 марта 2019, 13:18 - а почему бы и не обличить безбожника, который и сам в ад идет и еще и других с собой своим диавольским марксизмом соблазняет? Тем более что три раза в течении 100 лет они поставили Россию просто на грань существования. Разбойник покаялся. Это главное, что хочет донести до нас Евангелие. А не причины его казни. Его социальное положение, профессиональное образование и пр.
Вадим К. 29 марта 2019, 13:18
Катерина, все правильно: борьба за права трудящихся не приведет сама по себе в Царствие Божие. Недовольство и борьба здесь, на грешной земле будут до скончания века. Но православный в этой борьбе не должен участвовать ни на одной из сторон и кипеть злостью даже на безбожников, ведь это известная ловушка лукавого - якобы праведный гнев. Уклонись от зла и сотвори добро - вот и все, что требуется для богоугождения, а не громы в чей-то адрес, даже и в безбожнический. А за что был осужден разбойник, скорее всего известно - он мог быть одним из сотоварищей Вараввы, о котором ев. Марк сообщает, что он был в узах "со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство", (Мк. 15, 7).
Алла29 марта 2019, 12:25
Катерина, к чему все эти разговоры, что 8-ми часовой рабочий день и прочие блага не нужны для нашего спасения? Пусть народ терпит, а маленькая кучка наслаждается всеми благами? Помещики да капиталисты почему-то имели ВСЁ уже здесь, в земной жизни, а основная масса должна страдать и надеяться только на вечность? С какой такой стати? Именно потому, что они не хотели отдавать добровольно свои привилегии, их у них отобрали силой.
Иоанна_ 29 марта 2019, 09:15
/Теперь тоже берут проценты, только тратят их не на вышеперечисленное, а кладут на личные счета зарубежом.// Откуда же взялись эти циники, дорогой Вадим? Отвечу, хотя ответ и так очевиден: это следствие того духовного отупения, которое и не могло не наступить там, откуда с остервенением изгоняют Бога, где человек не имеет никакой альтернативы в своём духовном поиске, кроме официального лицемерия и лжи. А с крахом репрессивного аппарата эти люди, лишённые всяких моральных тормозов (в основном детишки бывшей советской номенклатуры) развернулись во всей своей красе...
Вячеслав28 марта 2019, 18:42
Катерина28 марта 2019, 15:24
Если кто хочет 8часового рабдня.... А я читаю тут только "дай дай дай, а не дашь - убить вас мало" Нда... очень православно. И весьма инфантильно. Ясно же, что власть безбожников, как бы она себя ни называла, не расположена делать что-то доброе.
ИНтересное слово рабдень.Звучит почти как опердень из банковской сферы. А кто тут пишет "дай дай дай"? Здесь я вижу описание того, что советская власть народу дала: а именно бесплатную медицину, работу, бесплатное общедоступное образование, организацию массового отдыха, массовый спорт и отсутствие периодического голода, который преследовал крестьян в царской России. Но это конечно для вас злое и неспасительное.

Катерина28 марта 2019, 17:17
АлександрГ./Вячеслав - как вы думаете, каким образом нечестие тех или иных наших современников повлияет на состояние наших душ в Вечности? каким образом наличие или отсутствие 8часового рабочего дня, премий, бонусов, состояние медобслуживания, прививки против болезней, криминал в наших жизнях повлияет на личное спасение Вас, или Вас, или меня? они могут сократить или удлинит наши жизни, да. сделать их более или менее затяжными и мучительными, тоже да. но ко спасению они не имеют никакого отношения. вот если мы с вами так или иначе сможем улучшить это качество жизни У ДРУГИХ, своей заботой о других, своим активным участием в мелочах жизни, которые каждому/каждой из нас доступны, это спасет.
АлександрГ.28 марта 2019, 15:48
Катерина, а Вы не подскажете чем у нас в медицине занимаются страховщики? Что они делают и за счет чего они живут? Какова их форма собственности? Откуда они получают деньги? И отчего же у “бедных” страховщиков в кабинетах “роденовские кони” и “мыслители” стоят?
Катерина28 марта 2019, 15:24
Наше с Вами дело как христиан не ходить за контрагентом, скурпулезно подсчитывая его грехи. Если кто хочет 8часового рабдня - тот организовывает рабочее движение. Желающий помочь старикам - вот как тетенька из предыдушей статьи, кормящая на свои блокадников, забытых потомками комми. А я читаю тут только "дай дай дай, а не дашь - убить вас мало" Нда... очень православно. И весьма инфантильно. Ясно же, что власть безбожников, как бы она себя ни называла, не расположена делать что-то доброе. А если бы вдруг расположилась в один миг - ей не на кого оперетъся в обществе 3% христиан. Остальные 97% шкуру спустят с ближнего своего при первой же возможности (см. криминальные 90е годы прошлого века).
Катерина28 марта 2019, 15:18
Разбойник на кресте. Его раскаяние. Мы не знаем его биографии. Мы не знаем точно, за что его приговорили к чудовищной смертной казни. У евангелистов-очевидцев стоит "разбойник" да и все. Значит, и это не важно. И как он докатился до жизни такой, тоже. Возможно, у его бедных родителей не было 8часового рабочего дня, и они мальчиком совершенно не занимались. А может, он вырос сиротой вообще, обреченный безжалостной римской властью на кошмарное детство без высшего образования. Важно его осознание своей вины перед другими, от него пострадавшими, перед всеми (может, и замученными уже им самим римскими легионерами тоже). А не вины римской власти перед ним.
Катерина28 марта 2019, 15:15
во-первых, дома строили не "коммунисты". Дома строил народ на народные деньги. Среди которых были как коммунисты, так и их антиподы. Коммунисты же только хвастались успехами, которые тоже принадлежали народу. А не им. Но речь не о том.
Вячеслав28 марта 2019, 12:39
"Катерина 27 марта 2019, 21:52
Вячеслав27 марта 2019, 12:10 - обывательское выражение "бесплатное медобслуживание", введеное коммунистами,вовсе не бесплатное и не было им никогда. "
Конечно конечно, при коммунистах открылись тысячи медицинских учреждений, мед институтов. Были практически побеждены многие заболевания. А было это потому что на это пускалась часть финансовых потоков. В т.ч. и от продажи за рубеж ресурсов и продукции. НЕ из кармана рабочего, а из общегосударственного кармана. И каждый житель страны могу получить мед помощь, не доставая кошелек. Чего до сих пор нет в тех странах, где "победили" какие-то "правящие социалистически партии".
Вадим К.28 марта 2019, 10:59
Катерина, коммунисты проценты брали, действительно, и оплачивали ими всеобщее бесплатное мед. обслуживание и высшее образование (и не только), строили дома для всех. Теперь тоже берут проценты, только тратят их не на вышеперечисленное, а кладут на личные счета зарубежом. Православие это не оправдывает и оправдать не может. Господь предупреждает: что вы говорите Мне: Господи, Господи! а что говорю, того не исполняете? Отойдите от Меня делающие неправду. И ап. Павел говорит про некоторых, что они говорят о себе, что веруют в Бога, но делами своими от Него отрекаются. Эти слова разве пустой звук? Из-за вас хулится Мое имя среди язычников, еще говорит Бог. Не стоит нам об этом забывать.
Макаров28 марта 2019, 06:59
НН 27 марта 2019, 13:02
Историю современной Украины знаю ТОЛЬКО по словам и впечатлениям троих своих знакомых... моих знакомых не интересует безвиз и цеевропа, они-то действительно хотели скинуть насквозь прогнившую власть Януковича и др олигархов...

Я не знаю, что интересует Ваших знакомых, но что майдановский переворот начался после отказа Януковича от европейского пути -- это исторический факт. Может Вам Ваши знакомые ещё расскажут, что на востоке Украины всё было безоблачно, пока туда не пришёл Путин, и Вы этому поверите? Сейчас на Украине стало модно оправдывать свои гадости "рукой Москвы". Так вот это тоже неправда, и побоища заезжих бандеровцев с местными начались задолго до войны.
Катерина 27 марта 2019, 21:52
Вячеслав27 марта 2019, 12:10 - обывательское выражение "бесплатное медобслуживание", введеное коммунистами,вовсе не бесплатное и не было им никогда. Оно же каким-то образом получало деньги в обществе, еще только направляющемуся к пику коммунизма и оперирующему денежными единицами? Финансовые средства начислялись, как и в любой стране, в % с заработанных каждым трудящимся средств. Точно такую же систему ввели в послевоенные годы и правящие социалистическии партии. Каждая в своих родинах. Но только коммунисты обладали бессовесностью, выдавая совокупное достижение людей за достижения их ком системы, пользуясь или неграмотностью людей. Или ленью ума.Соци же называли вещи своими именами.
Катерина 27 марта 2019, 20:47
Вячеслав27 марта 2019, 12:27 - нет, они, будучи добронравными, ужаснулись при виде тех реальных плодов, которые принесла идеология марксизма и не захотели решать свои производственные проблемы ценой слез сирот и вдов. А для Вас это ведь в порядке...Забудьте 8часовой рабдень.
АлександрГ.27 марта 2019, 16:32
Идем дальше. Слушаем проповеди нашего Святейшего Патриарха Кирилла и нашего священства. Они о грехах, личных и коллективных. НАШИХ ГРЕХАХ. Но там ведь ни слова, о том, что наши современные язвы и пороки можно оправдать грехом тех кто жил до нас. И даже когда упоминается наше недавнее прошлое, оно упоминается к назиданию. Вот так и так делать нельзя. А мы чего? У нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Нам можно потому, как большевики делали хуже.
АлександрГ.27 марта 2019, 16:30
Чувствуете и эти действовали в рамках той же самой логики: “буржуи плохие, значит мы имеем право их всех к ногтю”. Они же свой грех оправдывали чужим грехом. И чем современное оправдание греха отличается от логики большевиков? А ничем не отличается. …………….

А на самом деле, для христианина, грех совершенный демократом, коммунистом, большевиком, февралистом и прочими “истами” все-равно должен оставаться грехом. Потому как это грех и не мы определили, что есть грех, а что есть добродетель. И не нам отменять это. И уж тем более не нам в этом ковыряться и разбирать, здесь глазки мы прикроем, а здесь откроем.
АлександрГ.27 марта 2019, 16:28
а вы в ответ говорите о том, что сейчас воровать можно и прочие непотребства творить тоже можно потому, что большевики сделали то-то и то-то. Вы же пытаетесь нынешние непотребства оправдать тем, что сделали большевики, которых мы вроде как осуждаем. …………. После чего, открываем учебник истории. Находим события 20-х годов прошлого столетия. Читаем, “мы старый мир разрушим до основанья, а затем, мы свой, мы новый мир построим”. “Пушкин, Достоевский, Толстой буржуйские писатели, Суворов, Кутузов, Александр Невский - эксплуататоры”, “Буржуи кровь народную пили”. И дальше больше, поскольку буржуи народную кровь пили, то и мы сейчас “ихней” крови попьем, а до кого не дотянемся, от того откажемся.
АлександрГ.27 марта 2019, 16:26
Нельзя грех оправдывать грехом. На худом доброго не построишь. Казалось бы очевидные вещи и возражающих нет. Ан нет. Есть возражающие. Открываем сегодняшние новости. “Мэр Белгорода вышел для присяги под “Марш повстанцев”из “Звездных войн”, как будто бы русских маршей уже нет. Арестовали Абызова, подозревают в хищении 4 млрд. руб. Планы Минтруда по увеличению рабочей недели жительницам сел. Не жителям, а жительницам. Начинаем об этом говорить. И что в ответ? А в ответ раздается: “а большевики младенцев ели и кровью невинных запивали”. Вопрос: “мы чего совсем ку-ку?”. Вы ведь о чем говорите? Вам же говорят о том, что сейчас так делать нельзя, а вы в ответ говорите о том, что сейчас воровать мо
НН27 марта 2019, 13:02
Макаров27 марта 2019, 07:17, я уже писала, что любая революция - потрясение. Добавлю, что революция СНИЗУ. Историю современной Украины знаю ТОЛЬКО по словам и впечатлениям троих своих знакомых, живущих то там, то здесь. В 2014г был уже не первый майдан, и моих знакомых не интересует безвиз и цеевропа, они-то действительно хотели скинуть насквозь прогнившую власть Януковича и др олигархов, и таких было по их словам больше тех, кто стоял за кружевные трусики и безвиз. Правильно, не надо ВЛАСТИ ДОПУСКАТЬ ДО ТОГО, чтоб начали жечть покрышки СНИЗУ и др. беснование, а делать, если хотите, революцию СВЕРХУ. Поступившись своими ЭКОНОМИЧЕСКИМИ интересами. А вот этого-то b нет! Речь только об этом!
Вячеслав27 марта 2019, 12:27
"Поэтому рабочий класс и отшатнулся от Компартий в Ц. Европе и предпочел ГОРАЗДО более умеренных соци. С лучшим результатом, кстати."
Рабочий класс кап. стран отшатнулся потому что ему дали морковку как ишачку. Увидели как в СССР относятся к паразитам и стали рабочий класс умасливать, чтобы у себя такого не случилось. Стали обрабатывать мозги получше, американской мечтой, злыми кровавыми коммунистами, как сейчас нам говорят. И не рабочий класс отшатнулся, а его очень умело отшатнули.
Вячеслав27 марта 2019, 12:10
"Катерина 26 марта 2019, 22:20
Если провести сравнительный анализ достижений в социальной области коммунистов в СССР и социалистов в Ц. Европе, то удивляет скромность достижений стран Варшавского договора. При всех своих кровожадных методах советская власть достигла гораздо меньшего по сравнению с умеренными методами социалистов."
Да ну. Меньше? Европа и США жили и живут за счет половины мира и то не имели бесплатной медицины и бесплатного В.О. А также не имели массового спорта и массовых лагерей детского отдыха. А мы расслабились, решили что это всё нам просто так даётся, забыли, что бороться надо, вот всякая ... в верхи и пролезла и "дом коммунистов" свалили.
Галина И.27 марта 2019, 12:05
Сколько бы ни мотали пленку назад,каждый будет мотать в своем направлении, и,действительно, только появятся новые узлы. В истории часто шла имитация образа Страшного суда, где роль судей брали на себя душевные люди, не знающие Бога, распространявшие вечный вирус войны. Прот. Г. Флоровский:"Суровый исторический приговор должен перерождаться в творческий призыв. Православие есть не только предание, но и задача..., живая закваска, растущее семя,наш долг и призвание. Подлинный исторический синтез не столько в истолковании прошлого, сколько в творческом исполнении будущего".Верить в Бога, не во власть зла и богоборчества. Жить,избегая квазирелигии и преодолевая тяжесть времени Божьей благодатью.
Вячеслав27 марта 2019, 08:54
Яна (Jana W)26 марта 2019, 17:04 Но идея статьи не об этом, и получается, что о.Андрей о цареубийстве- (см. что такое Помазанник Божий)- а вы о 8 часовом раб.дне для рабочих и зарплате. Вам о богоборцах-убийцах- а вы о дворянах, когда об их вине и говорится.

РЕчь об этом зашла, конкретно, что мы получили после революции... А вообще в РИ было скотское положение низжих классов по сравнению с высшими, о чем и разговор. Истоки недовольства.
Макаров27 марта 2019, 07:17
НН 25 марта 2019, 22:48
Майдан поддержали нормальные украинцы, хотевшие искоренения коррупции и убрать из власти олигархов. Их обманули, это другая история. Но власть дала повод...

Чтобы искоренить коррупцию и убрать олигархов, не нужно жечь шины и беркутовцев. Вы наверно забыли, но майдан начался после отказа Януковича от "европейского пути". И никто никого не обманывал - люди прекрасно знали, на что шли. На Украине все годы независимости шла лютая борьба за власть между "схидняками" и "западенцами", страна глубоко расколота не столько по политическому, как по этническому признаку. Вот эта трещина и спровоцировала катастрофу в обществе. А уже потом виноватыми назначили Путина и Россию.
НН26 марта 2019, 23:36
Катерина /Вы и Ваши единомышленники думаете весьма потребительски. Брать вместо дать- ваш мотто. Но чтобы что-то взять, это надо заработать. Создать. Не только себе. Другим тоже./- О, как всё запущенно-то. Простите, но у меня такое впечатление, что "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька"- тот самый случай. Вникайте в суть написанного даже тогда, когда Вы не согласны и Вам не нравится написанное, иначе так и будем бузину с дядькой путать, горячее с зелёным сравнивать, приписывать другим свои мысли и обличать. Уже даже не смешно, уровень полемики стремительно падает, мягко говоря. Простите и всего хорошего. АНТОНИЙ, спаси Вас Господь! Крепости духа, мира в душе, здоровья и милости Божией Вам.
Катерина 26 марта 2019, 22:36
Вячеслав26 марта 2019, 16:21 - я неясно выразилась? Я отказываю в принадлежности христианству тем, для кого поруганные церкви и убитые священики уравновешиваются 8часовым рабочим днем. Вы же съезжаете с этого видимо все-таки неудобного для Вашс определения на буржуазную революцию. Кто прибивал священиков гвоздями к дверям храмов? Кто испражнялся на алтари наших монастырей? Кто выкидывал из рак мощи наших святых? Войска Керенского? Сторонники отрекшегося (чтоб этого и избежать!) царя? Нет, это были будущие строители Вашего 8часового рабочего дня. Большевики. Поэтому рабочий класс и отшатнулся от Компартий в Ц. Европе и предпочел ГОРАЗДО более умеренных соци. С лучшим результатом, кстати.
Катерина 26 марта 2019, 22:20
Если провести сравнительный анализ достижений в социальной области коммунистов в СССР и социалистов в Ц. Европе, то удивляет скромность достижений стран Варшавского договора. При всех своих кровожадных методах советская власть достигла гораздо меньшего по сравнению с умеренными методами социалистов. Почему средний советский человек-турист заходился в припадке при виде капиталистических витрин? Потому что на самом деле он не ценил дружбу и мир народам, и у него не было иммунитета против соблазнов материализма. Поэтому дом, построенный коммунистами на таком песке, не мог не рухнуть.
НН26 марта 2019, 19:12
Иоанна_ , Да, Некрасов писал о повседневной работе и жизни НЕпреступников; НОРМАЛЬНЫЕ, не нарушавшие существ законов СВОЕГО времени люди жили и работали так практически ВСЕГДА и ВЕЗДЕ. А Беломорканал и др. строили люди, нарушившие законы СВОЕГО времени и ОСУЖДЕННЫЕ СУДОМ, отять же по законам ТОГО времени. За что судили-вопрос спорный, до сих пор историки во мнениях расходятся. Увы, но это были ПРЕСТУПНИКИ. Не думаем же мы, что при Сталине было идеальное общество: не существовало убийц, грабителей, насильников, растратчиков и тд. Конечно же были! Да, наряду с ними работали и "политические". Но народ жил и работал совсем по-другому, революции не хотел. А на войну пошел и в войне победил!
Яна (Jana W)26 марта 2019, 17:33
Алла, (25 марта 2019, 19:04) Вы не совсем правильно поняли суть моего коммента, на это есть толкования Св.Отцов, для понимания "Помазанник",(Толкования на Пс. 104:15) И др., можно найти по Стиху из Псалтири "Не прикасайтесь к Помазанным моим" Но все равно, спасибо за ответ, интересно было узнать такую т. зрения.
Яна (Jana W)26 марта 2019, 17:04
Да использовали детский труд и в Европе времён РИ, и в СССР. Со временем всё меньше. Благодаря прогрессу и тех.новшествам. В деревнях много детки работали, даже еще в 80-е. У простых людей прислуги нет. Кстати, в РИ приезжали многие из Европы, тут было лучше. Колонисты, переселенцы.Кто-то по семейным обст-вам. Хотя и тут работали как пчёлки, но у себя дома им было еще труднее. Но идея статьи не об этом, и получается, что о.Андрей о цареубийстве- (см. что такое Помазанник Божий)- а вы о 8 часовом раб.дне для рабочих и зарплате. Вам о богоборцах-убийцах- а вы о дворянах, когда об их вине и говорится. См.Послание к Римлянам Св. Апостола Павла, XIII. Это даже об отношении к власти вообще.
Катерина26 марта 2019, 16:46
НН, ну тогда наберите в гугле (лучше на английском, французском или немецком языках) "8часовой рабочий день" и "5дневная рабочая неделя" и посмотрите, как, кем и главное посредством чего эти условия были достигнуты в перечисленных Вами странах. Вы ведь не думаете, я надеюсь, что 5тидневная 40часовая неделя были кем-то подарены рабочему классу в один день?.. также как и повышение зарплаты при уменьшении этих часов?...такзех полезно, кто именно и как вообще додумался до этого. средства достижения (!) важны. Вы и Ваши единомышленники думаете весьма потребительски. Брать вместо дать - ваш мотто. Но чтобы что-то взять, это надо заработать. Создать. Не только себе. Другим тоже.
Вячеслав26 марта 2019, 16:21
"Катерина 25 марта 2019, 23:09
Так сказать не путайте ....с яичницей. Если бы вы попробывали разобраться в тех временах, то были бы далеко не так категоричны. Церковь, а даже не вся Церковь, а определенные круги хотели уйти от гос.контроля и приветствовали буржуазную революцию 17 года. ПРичем даже те, кого потом святыми назовут. А вы им в христианстве отказываете. А потом часть людей Церкви пошла против новой власти, а власть ой как не любит когда против неё идут и оказались репрессированы, причем не только они, но и те кто пошел за ними. Это не цена 8 часового рабочего дня, это цена противостояния Церкви и власти.
Иоанна_ 26 марта 2019, 15:55
25 марта 2019, 23:17 Аноним, если не знать, что это Некрасов, то вполне можно было бы поставить дату, к примеру, 1931-1934 (Беломорканал), ну и ещё приложить список "строек социализма" на пару страниц, пришлось бы только добавить новые строфы про колючую проволоку, смотровые вышки, а грамотеев-десятников заменить на "социально близких" урок...
Наталия26 марта 2019, 14:47
Не имеет смысла "разматывать клубок" всех грешных "идей" назад до Каина. Не имеет смысла, как делают многие, включая комментарии под этой статьей, без конца выяснять, кто виноватее - чиновники или революционеры. Имеет смысл понять, что в России никакие бунты никогда бы не привели к требованию: "долой царя", то есть к революции, если бы задолго до этого русский православный менталитет не был подорван и раздвоен, если бы народ и государство, народ и вышее общество в России не были разделены так, что стали чуждыми друг другу. Вот куда нужно "домотать ленту". И тогда станет очевидно - Россия есть Православное Царство от Бога. Иного не дано.
НН26 марта 2019, 11:25
Катерина /Пока ценности не поменяются местами-сначала Бог, потом 8часовой рабочий день,то можно забыть о 8часовом рабочем дне./-Екатерина, Вы путаете Богово и кесарево. Если бы было так, как Вы пишете, на деле, то вся Скандинавия,пол-Европы и в СССР работали бы по 20ч, а в России до 1917 г-по 8ч и менее. Уж не говоря о ДЕТСКОМ труде- его и в помине не было бы. Сначала Бог-это в Церкви,для церковных людей, а 8-ми часовой рабочий день-забота государственной власти. Не должна власть давать поводы для всенародного недовольства. Перечитайте коммент АЛЕКСандраГ от23 марта 2019,20:16- и попробуйте с ним не согласиться! Ужас-то в том, что сейчас чиновничий маразм и соц-экономич расслоение нарастает.
Катерина 26 марта 2019, 00:34
А это ненормальное кол-во каких-то невероятно популярных ворожей, бабок, предсказательниц в России? А полное отсутствие у большинства крещеных в Православии даже искры интереса к Православию после Крещения? Господь обещает Аврааму блага, но "только ходи предо Мною". Т.е. поступай по Божьим заповедям. Сколько православных христиан "ходят" перед Богом?.. Вот то-то и оно.
Катерина 25 марта 2019, 23:57
Блестящй анализ описываемых батюшкой событий дал Бунин. Будучи тонко чувствующим наблюдательным талантливым современником всей той гадости, онописал и проанализировал те мелочи, из котоых и складывался год за годом революционный дух.
Яна (Jana W)25 марта 2019, 23:35
О. Андрей открыл очень важную тему (началось не со сталинских репрессий. Работа велась уже давно) Ошибочно реагировать:"Ах, Чернышевского и декабристов тронули, а ваши цари сами такие!" Революцию, конечно, получили по грехам, как и то, что случилось потом, и сейчас. Никто и не отрицает вины дворянства, высшие революционеры, тем более, декабристы, произошли не из обычных семей. Но категории церковные будут отличаться от антицерковных. Если ни цареубийство, ни массовые репрессии православных, ни о чем говорят, и с целью оправдать революцию, оправдывают и это. Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас! Простите нас, грешных!
25 марта 2019, 23:17
Анна25 марта 2019, 17:04 "К примеру, 8-ми часовой рабочий день -а с какого периода? Отпуска - а когда выходные вообще появились, шестидневную рабочую неделю помните?"
Каковы были условия труда рабочих до революции можно узнать хотя бы из произведений классиков
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
.....
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!...
Н.А. Некрасов "Железная дорога. 1864г.
Катерина 25 марта 2019, 23:09
Цена 8часового рабочего дня и прочей социальной справедливости были поруганные церкви и убитые священники. Христианин, для которого такая игра стоила таких свеч, уже не христианин. Отпал. Играет в другой команде. Потому было отобранно полученное такой ценой равенство, поэтому не дается никакое благополучие. Видно же по людям, как они сразу мутируют - как-только чуть чуть поднялся из грязи в князи... всё. Пал. Был бедным, смирялся. А начал хорошо кушать. Всё. Свинья свиньей. Пока ценности не поменяются местами - сначала Бог, потом 8часовой рабочий день, то можно забыть о 8часовом рабочем дне.
НН25 марта 2019, 23:05
Любая революция-потрясение, даже та, которая несоизмеримо улучшила положение ТРУДЯЩИХСЯ. Разговор о том, что в последнее время мы учавствуем в новом мифотворстве, что царь и дворяне-ангелоподобны и умны, а рабочие и крестьяне-исчадие ада и не понимали, глупенькие, как они замечательно жили в бараках в скотских условиях, они и их дети работали по 10-12!час в таких же условиях, детская смертность зашкаливала и тд. И нас убеждают, что плохо, когда весь народ живёт примерно одинаково, без огромного соц-эконом расслоения. А когда у народа отобрали всё им заработанное и построенное, у государства нет денег на лечение детей - это нормально, с этим надо смириться и помалкивать. И на Украину кивают.
НН25 марта 2019, 22:48
Анна /Недовольные были, есть и будут всегда, всех нельзя сделать счастливыми. А для революции нужна небольшая кучка дегтя,.... Ложка дегтя-бочку меда портит/-Верно. Только всё дело в том, что сколько недовольных и чем недовольны. А вот сравнение общества с бочкой мёда-не корректное. Мёд-неодушевлённая однородная масса, а общество-разнообразные живые люди. Если бы на той же Украине была кучка людей недовольных запрещением напр. гейпарадов или ношения кружевных трусиков-то не было бы майдана. Майдан поддержали нормальные украинцы, хотевшие искоренения коррупции и убрать из власти олигархов. Их обманули, это другая история. Но власть дала повод практически всенародному недовольству! В этом беда
Вячеслав25 марта 2019, 20:31
Елена Делова25 марта 2019, 17:28
При социализме были иные, коренным образом, отличные от капитализма приоритеты и оставаться человеком было одним из главных. Был культ доброты, дружбы и взаимопомощи. Лозунг "Человек человеку - друг, товарищ и брат" был вовсе не декларативным. Разве это и не есть настоящие христианские ценности?
Этого сейчас и не хватает, но народ воспитанный при СССР этого жаждет, несмотря на 20 лет мозголомного капитализма.
Вячеслав25 марта 2019, 20:28
Анна25 марта 2019, 17:04
Вы спросили, я ответил-стало. 11 ноября 1917 декрет о введении 8 часового рабочего дня. Постановлением СовНарКомв от 14 июня 1918 года "Об отпусках" А при царе сколько дней в неделю работали, а отпуска были? У нас не было выхода, кроме как срочно колл-ть и инд-ть страну, ойна назревала и все это понимали. Далеко ее везде паспорта не выдавали, кто заводы строил и работал на них -бывшие крестьяне. За "бп деревни"не отвечаю, это глупость правителей. У дореволюционной женщины была зарплата 400 р. советскими как у доцента или старшего офицера при СССР ? НЕ смешите, женщины получали копейки.Я при СССР жил и знаю, а до и после революции мои предки жили...
Алла25 марта 2019, 19:04
Яна, никогда Господь не определял монархию, как лучшую форму правления Более того, когда евреи потребовали себе царя, это оценивается в Писании, как богоотступничество. "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;"
Алла25 марта 2019, 18:57
Анна, разумеется, рабочим стало лучше жить при советской власти. Вы слышали про Ленский расстрел? Такие чудовищные условия труда в советское время для честных тружеников были разве что во время Войны. А "освобождения" крестьян было не освобождением, а просто грабежом. Крестьян обобрали в пользу помещиков. Это общеизвестные факты. К тому же дорога ложка к обеду, а к 1860-ым эта ложка уже лет на 50-100, как опоздала. Кстати, а как же, по вашему, в другим странах крепостное право прекратило существование, если не инициативой сверху?
Елена Делова25 марта 2019, 17:28
Вячеслав25 марта 2019, 13:46


Вячеслав25 марта 2019, 13:46 - полностью соглашаюсь с Вами.
При социализме были иные, коренным образом, отличные от капитализма приоритеты и оставаться человеком было одним из главных. Был культ доброты, дружбы и взаимопомощи. Лозунг "Человек человеку - друг, товарищ и брат" был вовсе не декларативным. Разве это и не есть настоящие христианские ценности?

Сейчас же все это заменено культом насилия, индивидуализма и права силы.

(Почему комментарий идет от имени Елены Деловой, хотя я не Елена Делова. Видимо, какой-то сбой.)
Анна25 марта 2019, 17:09
Еще немного, если позволите. Про много недовольных и неизбежность революции вследствие этого. Был период когда так тоже думала, а вот неправда это. Недовольные были, есть и будут всегда, всех нельзя сделать счастливыми. А для революции нужна небольшая кучка дегтя, хорошо удобренная разными способами. Ложка дегтя - бочку меда портит. Подавляющее большинство людей - заложники в руках активных (не скажу кого). Посмотрите на соседнюю страну а ведь они нормальные, они жить, работать хотят, детей растить, вот где сердце кровью обливается, заложники и есть.
Анна25 марта 2019, 17:04
Вячеслав25 марта 2019,13:46 Вячеслав, а ведь Вы не указываете на целую картинку. К примеру, 8-ми часовой рабочий день -а с какого периода? Отпуска - а когда выходные вообще появились, шестидневную рабочую неделю помните? А какой ценой встала коллективизация и индустриализация? Образование - Вы знаете о том, что в деревнях людям не давали паспорта? И "бесперспективными" деревни объявили именно в СССР - добили. Зп рабочего и доцента - и я об этом, у доцента - как у рабочего, у рабочего - как у женщины при царе
Отец Андрей нам об этом и говорит - революция, какие бы причины и доводы у нее ни были, не сделала нам лучше, ровно как и распад СССР.. а дальше - дальше думайте сами, как говорится..
Марина, Киев25 марта 2019, 14:08
Отец Андрей заставляет думать. Благодарю вас, отец Андрей!
Вячеслав25 марта 2019, 13:46
Анна25 марта 2019, 10:33 Вы сами себе ответьте на вопрос - стало лучше крестьянам, рабочим после революции? В России не было прописки, ее придумали Советы, плюс трудовая книжка - это не крепостное право? Уравняли мужчин и женщин - зп стала одинаково маленькая.

Стало: 8-ми часовой рабочий день,отпуска, бесплатная медицина, бесплатное образование, возможность быть тем кем желаешь: возможность избираться в органы власти, возможность получать высшее образование и т.д. Я сомневаюсь, что при царе зарплата у квалифицированных рабочих сравнивалась к примеру с зарплатой военного или с зарплатой доцента. Кстати, рабочих и крестьян не продавали в СССР, а при крепостном праве?
Александр25 марта 2019, 13:38
«Да поможет Бог и нам изгладить из сердец наших последние следы того страшного времени, влияние которого, как наследственная болезнь, еще долго потом переходило в жизнь нашу от поколения к поколению. Простим грешной тени царя Иоанна, ибо не он один несет ответственность за свое царствованье; не он один создал свой произвол, и пытки, и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность и в обычай. Эти возмутительные явления были подготовлены предыдущими временами, и земля, упавшая так низко, что могла смотреть на них без негодования, сама создала и усовершенствовала Иоанна, подобно тому как раболепные римляне времен упадка создавали Тивериев, Неронов и Калигул.
/A.K.Толстой. «Князь Серебряный»/
Вадим К. (продолжение)25 марта 2019, 12:46
Ровоам, сын Соломона тому яркий библейский пример. Народ просил его уменьшить тяжелое налоговое ярмо, которое наложил его мудрый отец. Просил, но не был услышан, и в итоге единое государство распалось на два, а Бог предупредил Ровоама, пытавшегося наказать мятежников: не иди на них, ибо от Меня это было. И даже праведный Давид допускал ошибки в управлении и потому не раз оказывался в тяжелой ситуации. Грешен тот, кто поднимает руку на помазанника Божия, но и они не должны почивать от того на лаврах и ждать от людей одного терпения. Кто-то из святых про новое время так сказал: малые не слушаются и не боятся старших, старшие не любят и не заботятся о младших, оттого раздоры и мятежи.
Вадим К.25 марта 2019, 12:38
Комсомольцем я не был, ведь в то время, когда достиг соответствующего возраста, эта организация доживала свои последние дни. С комсомолом у меня больше отрицательных ассоциаций, чем положительных. К тому же важна не какая-то в одну сторону преломляющая призма, а то, как все обстояло на деле. Террористы были плохи, и здесь не может быть у христианина сомнений, но почему оказалось их так много и последующее за ними озверение по какой причине приняло такой масштаб? Было ли оно обусловлено только действительно имевшей место агитацией свободного насилия или и неспособностью старого строя авторитетно вести за собой народ? И цари, помазанники Божии совершали роковые ошибки - в этом нет сомнений.
Анна25 марта 2019, 10:33
Немного о комментариях: очень много уважаемых авторов считают, что виноваты были власти, мол, создавали ситуацию, еще, мол нигде не было такого, чтоб крепостное право только в 1860 году закончилось (помнится, так стали писать в 90-х). Действительно, нигде такого не было, что царь сам освободил крестьян, да еще и дал им свою фамилию (Романовы, Орловы - не просто так распространенные фамилии). Рая на земле нет, власти - не все святые. Вы сами себе ответьте на вопрос - стало лучше крестьянам, рабочим после революции? В России не было прописки, ее придумали Советы, плюс трудовая книжка - это не крепостное право? Уравняли мужчин и женщин - зп стала одинаково маленькая. Крестьяне что получили?
Сергей25 марта 2019, 09:28
Как всегда публицистика о. Андрея замечательна. В деле миротворчества на полях продолжающейся гражданской войны в наших головах не менее важно изучать и освещать преемственность духовной, православной, патриотической жизни страны в годины смут. Например есть подробнейшие списки разрушенных храмов, а вот список незакрывавшихся храмов Москвы я в сети не нашел, самому пришлось составлять. Несмотря на все гонения, малым числом, но люди верили, молились и сохранили Церковь. И это тоже история нашей страны, достойная гордости поколений, но оставляемая зачастую без должного внимания. Нельзя уподобляться нынешним светским СМИ и безконечно муссировать один и тот же исторический негатив
Антоний25 марта 2019, 07:10
Дорогая сестра НН, Божией Вам помощи в дни Великого поста! Полностью Вас поддерживаю в вопросе необходимой трезвой оценки Церковью деятельности властей. Молчать - значит предать. Важно, что такая оценка сегодня есть. Об отрыве чиновничества от народа представители Церкви говорят регулярно. В очередной раз вчера говорил об этом митрополит Иларион в "Церкви и мире". Многие служители Церкви открыто давали негативные комментарии о пенсионной реформе, причем порой весьма жёсткие. Мое же мнение однозначно. Наша власть - выбрана нами, это наемные специалисты. Мы наняли их, чтобы они обслуживали наши интересы, мы их содержим, и мы вправе требовать от них отчета.
Александр24 марта 2019, 21:29

"Всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает" Н.М. Карамзин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (Рим.13:1)
Яна (Jana W)24 марта 2019, 20:00
Что касается "обсуждения" царей. А что такое Помазанник Божий? "Это- живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда и самодержавный характер царской власти – не земной, но небесной по слову Писания: «СЕРДЦЕ ЦАРЯ – В РУЦЕ ГОСПОДА… КУДА ЗАХОЧЕТ, ОН НАПРАВЛЯЕТ ЕГО» (ПРИТ.21,1).Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил. Грозен глагол Божий, предостерегающий дерзких и неразумных: «НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ПОМАЗАННЫМ МОИМ» (ПС.104, 15)". (Но церковные люди это и так знают. Остальные категории здесь неприменимы)
АлександрГ.24 марта 2019, 18:28
В недавней работе Е.Н.Чавчавадзе, посвященной русско-японской войне и событиям 1905 года, есть такой примечательный факт. В ходе русско-японской войны в плен к японцам попало порядка 70-80 тыс. солдат и офицеров русской армиии. В плену с ними велась пропагандисткая работа. В итоге порядка 40 тыс. человек, в той или иной степени поддались революционной пропаганде. Работу вели, не японцы, а англосаксы: американцы. Примечательно во всем этом, как количество тех кто поддался пропаганде (оно просто огромно), так и то что за 12-ть лет до 1917 г. у англосаксов уже были наработанные идеологические заготовки. И они сработали. Кстати, идеи декабристов также имели отнюдь не российские корни.
Павел24 марта 2019, 14:20
О РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий:

Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников – не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе…
НН24 марта 2019, 13:38
АлександрГ,Вячеслав,ВадимК,Антоний -вот у нас с вами точно христианско-комсомольские сердца,и я не считаю, что это плохо! Какое время-такие и люди, и наоборот. Конечно, мы можем на кухнях втихаря обсуждать то, что нам не нравится и помалкивать нАлюдях, делать вид, что со всем согласны или всё безразлично. Это мы уже проходили в недалёком прошлом. Дело Церкви-молиться за власть и поддерживать её в БЛАГИХ начинаниях, а не занимать соглашательскую позицию с антинародными законами, созданием очередных исторических мифов, заискивать перед имущими власть и богатство. Пусть Церковь занимается спасением душ,а государство в лице власти-безопасностью и благосостоянием страны и народа.И будет порядок.
Алла24 марта 2019, 07:29
Что интересно, по логике батюшки "плохие" всегда только революционеры. Ну а как насчет властей, которые своими действиями создали такую ситуацию в стране? Общество не будет недовольным на ровном месте настолько, чтобы аж революцию учинить. Россия здорово отставала по уровню прав и свобод человека и социальным показателям от Европы. Что говорит, у нас крепостное право сохранилось до 60 года, это же просто позор, такого нигде в Европе уже не было. А было подобное в США, и что в итоге? Правильно, гражданская война между Севером и Югом. Неразрешенные конфликты в конце-концов разрешаются кровью. И власть виновата как минимум не меньше, чем революционеры. А я бы сказала, что куда больше.
Дмитрий23 марта 2019, 21:08
Все эти революционеры, декабристы, террористы - дети русского народа, как и сегодняшние депутаты и ростовщики. Глупо обвинять в чём-то самих себя!
АлександрГ.23 марта 2019, 20:16
Как произошло, что русскому мужику оказался ближе революционер-инородец, чем собственный барин? А очень просто, барин перестал быть для мужика единоверцем. В Церковь не ходит, говорит на непонятном языке, заповедей Божьих не соблюдает, дворню развращает. Обращение к мужикам через губу, с презрением, не как к ближнему, а как к скотам. Годами жили в Европах, проматывая состояние. Да и сам народ начинает развращаться. Так и порвалась единая некогда ткань народного организма. И уж если мы завели разговор о узелках, которые мы должны вроде бы как развязывать, то сейчас ситуация по своему наполнению очень похожа. От высказываний чиновников можно просто падать. Им же явно противопоказано говорить.
Михаил Чернушенко23 марта 2019, 16:17
Революция - это тяжкий грех, Каинский грех. Сталинский режим в сочетании с внешней агрессией Запада - это исцеляющее Божие наказание за грех. Смиренно претерпев это наказание, русский народ получил возможность стать на путь покаяния.
Каяться можно и нужно в грехе Революции. А Запад зовет нас каяться в "сталинизме" - то есть в том, что было Божиим наказанием.
Галина И.23 марта 2019, 16:09
С убийством Авеля человечество вступило в порочный круг, используя данную Богом свободу по своему злому произволению.На протяжении тысячелетий каинизм в сердцах и делах его потомков ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ все более прогрессирует как место противления Богу. "В нем найдена кровь пророков и святых, и всех убитых на земле"(Отк).К саморазрушению христ. Руси можно отнести смуту нач. XVIIв,восстание Степана Разина в 1670г, бунт Пугачева в 1774г., опричнину и др. "Домострой" Сильвестра с его прямыми призывами к тяжким телесным наказаниям был принят -всеми!- как всеобщее руководство к жизни. Если бы не Христос,сошествие Святого Духа и не святые,царство мира сего в своем отступлении от Бога давно бы погибло.
Вячеслав23 марта 2019, 14:54
р.Б Евгений22 марта 2019, 08:52
Без Денег ни книгу не издать, ни революции не учинить!!! У американца Генри Форда очень понятно об этом говорится в публикации за 1920 год, которую тут же запретили, кстати.

Кто запретил кстати? А вы откуда узнали не из тех же книг, где про кровавую советскую власть написано? А вы знаете к примеру, что Америка учавствовала в интервенции и высаживалась на нашей земле?
Вячеслав23 марта 2019, 14:51
Однобоко смотрите... А что породило Герцена и Ленина? Не отношение ли правящего класса (а тогда это были феодалы, то бишь по нашему дворяне) к рабочим людям как к говорящей вещи? Хотите объективного расследования- рассматриваете всё. Рассмотрите в какую кабалу загнала реформа 61 года. Рассмотрите положение рабочих на заводах, ещё в тех годах. Там честному человеку то особо и деваться некуда было... Можно ещё про положение попов припомнить, кем они стали в государственной машине.
НН23 марта 2019, 14:22
Андрей/Всех отец Андрей упомянул и Сталина и Ленина и Чернышевского и декабристов,только самых главных "забыл"упомянуть,тех из за действий которых они все и появились-власть/-Я тоже это заметила. Может быть, о.Андрей напишет другую статью, о роли царей и всего дворянства в возникновении революционной обстановки? Они,цари,тоже от Адама и Евы произошли и также грешны. И ответственности у них побольше было, чем у Герцена и др. за состояние страны и народа. И власть могли употребить,чтоб не допускать революционной обстановки,во время одёргивать зарвавшихся дворян, интересоваться условиями жизни и нуждами рабочих и крестьян, их правами? За какие-то действия и прощения попросить, по-христиански?
Вадим К.23 марта 2019, 13:31
Ленин был в 1917 г. не один, там была целая команда, отношения внутри которой были неоднозначны. Думается, все произошло тогда так, как произошло потому, что царская Россия столкнулась с вызовами времени и хотела решить их методами старыми и на новые вопросы дать старый ответ. Это не выходило, проблемы загонялись на внезаконное поле. Ведь сколько молодых людей, которые действительно желали облегчения своему народу решили стать фактически убийцами. Вспомним, как и Достоевский оказался в их числе. Так что в статье вскрыта только половина вопроса, более очевидная для православного читателя и вина возложена только на революционеров. А все ли было правильно у власти? Это тоже вопрос.
Ольга23 марта 2019, 10:57
"Вот только, почему ни слова о Боге? Разве история творится не по Божьему промыслу?" Бог попускает когда человек к чему-то настрйчиво стремится и мне кажется, вобщем-то, контекст статьи вполне себе созвучный. Хотя действительно не хватает рассуждений об общем падении духовности и оскудении Веры, что и породило все известное...
Антоний23 марта 2019, 06:57
В сотый раз напишу одно и то же: цель анализа исторических событий состоит в том, чтобы брать из прошлого лучшее, отметая худшее. Учиться на ошибках прошлого - воистину мудрый путь к процветанию Отечества. Поступая так, мы построим сильную, справедливую, по-настоящему народную (т.е. существующую в интересах народа) державу. У нее будет могучая армия и промышленность, мощная система социальной защиты, передовое образование (направленное не на растление и воспитание бесполых эгоистичных евро-уродцев, но на воспитание достойных и квалифицированных Сынов и Дочерей Отчизны) и здравоохранение (запретим, наконец, аборты и наладим выпуск лекарств) и, главное, - крепкая духовность.
Павел23 марта 2019, 05:49
Если узелки начать разматывать, то все слова и будут о Боге. В таком виде изложение мысли о. Андрея кажется доступным и понятным любому неравнодушному к истории Отечества человеку (и христианину и не христианину). Многая и благая лета батюшке!
Андрей22 марта 2019, 23:36
Всех отец Андрей упомянул и Сталина и Ленина и Чернышевского и декабристов , только самых главных "забыл" упомянуть , тех из за действий которых они все и появились - власть . Царей , бояр, дворян и прочих лучших людей России . Там где власть не гнобит народ там не рождаются идеи по свержению власти , а даже если в паре тройке голов что то такое и появляется , то не находит массового отклика в сердцах народа....
Нина22 марта 2019, 20:19
Во многом могу согласиться с отцом Андреем. Вот только, почему ни слова о Боге? Разве история творится не по Божьему промыслу? На мой взгляд, люди лишь орудие в руках Божьих и поэтому, мне кажется, с этих позиций надо рассматривать вопрос о "роли личности в истории".
22 марта 2019, 19:14
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Вот то, что все всегда искали. И ищут. А ведь все сказано в заповедях Господних. Когда эти заповеди просто игнорируются, в лучшем случае, трактуются "С одной стороны... с другой стороны..." возникает протест. Может лучше не вуалировать обход СПРАВЕДЛИВОСТИ "с одной стороны, с другой стороны..." - и не будет никакого протеста?
Батюшка, в очередной раз, низкий поклон Вам за труды. Храни Вас, Господи!
наталия22 марта 2019, 19:06
Огромное спасиБО отцу Андрею, всегда чётко расставляющего акценты,он возвращает смещённые понятия на место, как в данном случае о "злодее всего" Сталине, напомнив о Ленине и нашей интеллигенции. Стоит почитать дневники святителя Арсения (Стадницкого), который рассказывает как студенты МДА(!) в праздничные дни били стёкла преподавателям, инспектору - традиция была такая. Я уж не говорю о бомберах и тех, кто резал генерал-губернаторов - всё образованная молодежь и иже с ними. Интеллигенция страшная сила, потому что вражеская.Они подписали в своей Думе приговор Царю и Семье. А мы всё талдычим: Сталин-Сталин.И кто научил? А внуки вертухаев и революционеров - интеллигенция нашла козла отпущения.
р.Б. Сергий22 марта 2019, 16:52
Наталии Ростовой 22 марта 2019,08:23
Как я понял, о.Андрей ни к чему не пытался "призывать".На мой взгляд, он просто расширено объяснил известную истину :" Когда Бог на первом месте, всё остальное на своем" Это относится как к марксистам,так и к монархистам и последователям прочих "измов".По крайней мере я так понял написанное.А призывать священник может только к спасению души и соблюдению заповедей Божьих.ИМХО.
НН22 марта 2019, 16:34
И ещё, на мой взгляд, смысл этой статьи можно выразить и вот этими словами: "История есть отражение духовной реальности....Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого – когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое". (Архиепископ Алексий(Фролов). Не надо нам вестись на поводу тех, кто постоянно сыплет соль на заживающие раны, делят нас на красных и белых и тд. Лозунг "Разделяй и властвуй!" - известно кому принадлежит. И властвует на земле - Золотой Телец...
НН22 марта 2019, 16:17
Наталия Ростова, Возьму на себя смелость сказать, что смысл статьи о.Андрея в последних 4-х строках. На мой взгляд, плёнку надо отматывать до сотворения Адама и Евы. В Раю они совершили первый грех-НЕпослушание Отцу. И Господь оставил их по сути такими, какими они были. А дальше- читайте Ветхий Завет, историю древнего мира, историю средних веков и так до современной истории. И мы увидим, что не было в истории России, включая революции и репрессии, НИЧЕГО такого, чего не было в истории других стран. Только почему-то русских всё время призывают каяться за своё прошлое, а другие страны и не думают это делать, живя по принципу:"Да, моя страна была неправа, но это МОЯ страна!". Спасибо, о.Андрей.
Наталия22 марта 2019, 15:24
Очень верная статья. Но идеи сами по себе - не первоисточник. Они - выражение духа времени. Это западнай дух. Его на Руси до Петра не было. "Привязав" Россию к Западу, Петр принес в нее дух апостасии. Благочестие и вера были подорваны сверху. Только через эту замену духа благочестия на дух мира революционные идеи смогли прижиться на русской почве. Революцию совершил Петр. Духовную. С этого началось "зачатие", и Россия стала "беременна" революцией. "Царь Петр был первый большевик" (М. Волошин)
Наталья22 марта 2019, 14:51
Браво, отец Андрей. Лучше не скажешь
Андрей К.22 марта 2019, 11:58
Всецело поддерживаю Вашу точку зрения о. Андрей! Очень полезная статья, всё, как всегда по полочкам разложили. Помощи Вам Божией! Телесного и духовного здравия! Спаси Господи!
Марина22 марта 2019, 10:17
Спасибо, отец Андрей, за Вашу, как всегда выверенную и точную по формулировкам статью. Абсолютно согласна. Дай Бог Вам доброго здравия и сил душевных в Вашем служении! Спаси Господи!
Татьяна22 марта 2019, 09:12
Спаси Вас Господь, отец Андрей! Темы же мыслями мучается разум мой и душа моя.
р.Б Евгений22 марта 2019, 08:52
Статья "зрит в корень" исторических фактов! Осталось только обозначить "питательную среду" для корней. Идея становится фактом при финансовой подпитке!! Без Денег ни книгу не издать, ни революции не учинить!!! У американца Генри Форда очень понятно об этом говорится в публикации за 1920 год, которую тут же запретили, кстати. И про революцию 1917 года более полно и правдиво написано, чем в нашихх учебниках...
геннадий ильин22 марта 2019, 08:28
Спасибо за статью. Не знаю, что и сказать. Нет слов. Фильмы обязательно посмотрю. На сердце остался рубец от осознания прожитого времени. Ощущаю себя подростком из видеоклипа группы "Пинк Флойд". Всю осознанную жизнь провёл под марш пионерского барабана и громких лозунгов. Да, время даёт оценку прожитому. Объективную. Жалко, что сейчас мы не в силах, как и тогда, раньше, что-то изменить в судьбе Отчизны. Господи, помоги России!
Наталия Ростова22 марта 2019, 08:23
Я не поняла к чему призывает батюшка. /Надо ставить рядом и судить обоих/./Но судить надо и теоретиков/./То...душа наша не тайная христианка, а тайная комсомолка.Хоть на словах мы это и будем жарко опровергать/.
К чему призыв? Достать из ножен меч и идти в атаку? На кого? На либералов, льющих грязь на нынешнюю власть, правительство, Православие? Или это призыв учить наших детей историю, которая вся сплошь на крови, дабы не повторить фатальных ошибок в будущем? В общем, объясните мне, пожалуйста, кто-нибудь, к чему ведёт нас о.Андрей. А то как-то не хочется быть инертным существом, живущим по принципу - "лишь бы меня не трогали".
Маргарита22 марта 2019, 08:14
Спасибо, отец Андрей!!! Ясно, точно и, боюсь, вовремя
Макаров22 марта 2019, 07:17
Гражданская война в России не закончилась.

Гражданская война не закончилась и в США. И в Великобритании. И вообще нигде. Увы, состояние войны свойственно человеческой натуре. Поэтому поиски "первопричин" неизбежно уведут нас к самому истоку зла. Словом, читайте "Религиозно-философские основы истории" Тихомирова (только не заботливо сокращённый кем-то вариант, а полный текст книги).
григорий22 марта 2019, 07:10
Отличная статья, отец Андрей! Отличная.
И почти во всем хотелось бы тут с Вами согласиться. Пусть Ленин и был главным разрушителем и уничтожителем, но именно либеральное и революционно настроенное "образованное общество" XIX века несёт основную вину за ужасы братоубийства. именно они со времён декабристов (воспеваемых за попытку устроить в России военный переворот, диктатуру и фактически разжечь гражданскую войну, пусть и с "добрыми помыслами"), Герцена и Писарева с Чернышевским, разжигавшими долго, яростно и упорно и ,увы, всё ещё находящихся в рамках школьной программы, от них идёт питательная нить к эсеровским и большевистским боевикам-бомбистам. И про французский опыт они ведь знали...
Игорь22 марта 2019, 02:16
Благодарю,батюшка!Присоединяюсь.Появление новой "просвещенной" по западному образцу элиты,далекой от чаяний народа,от его веры, и мыслящей философией Вольтера и Руссо началось ещё при Петре.Не случайно тогда происходит знаковое событие - отмена патриаршества и попытка приравнять церковь к министерству с целью,конечно,улучшения государства и жизни граждан.Двуглавый орёл остаётся с одной головой ,а низложение второй постепенно становится задачей этой самой новой элиты так же для улучшения государства и жизни...Революция во Франции не ужаснула,а привлекла их,потому что весь строй мыслей,жизни,языка,одежды и любого подражания был "там".Стоит разглядеть теперь нас теперешних...
Andrej22 марта 2019, 01:43
отец Андрей здравствуйте.всегда с интересом читаю вас но очень сложно писано. не понятно
С уважением Андрей
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×