Композитор Ираида Сальникова: «Приумножать данный Богом талант»

Композитор Ираида Сальникова Композитор Ираида Сальникова
    

Увлечение музыкой – наследственное или это был Ваш личный выбор?

В нашей семье все любят музыку, а папа вообще - профессиональный музыкант. С детства помню, что она звучала дома всегда - светская и духовная, отечественная и зарубежная.

Я получила классическое музыкальное образование. После окончания музыкальной школы и училища поступила в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки на теоретико-композиторский факультет по специальности «композиция».

Еще будучи студенткой, познакомилась со своим будущим мужем, поженились мы сразу после окончания моей учебы. Муж – священник, духовно окормляет общину строящегося в Новосибирске храмаво имя преподобного Серафима Саровского.У нас четверо детей.

Мое воцерковление пришлось на самое начало девяностых годов. Как дипломированный музыкант, я получила благословение петь в церковном хоре, где приобрела бесценный опыт певческого участия в богослужениях. Тогда жевозник серьезный профессиональный интерес к церковно-певческому искусству. В ту пору мне посчастливилось общаться с замечательными знатоками духовной музыки - архимандритом Матфеем (Мормылем), Сергеем Зосимовичем Трубачёвым. Именно по их советуя занялась изучением древних церковных распевов, что оказало значительное влияние на всю мою дальнейшую композиторскую деятельность.

Хотя непросто сочетать семейную жизнь, рождение и воспитание детей с творчеством, но с Божией помощью это получается. Я лишь стараюсь следовать своему призванию, развивать и приумножать то, что дано Богом.

Кантата «Заступник земли Русской» Кантата «Заступник земли Русской»
    

От небольших сочинений для хора, детских хоровых рождественских и пасхальных концертных песен, я переходила к более масштабным музыкальным формам. Восемь лет назад стала членомСоюза композиторов России.В 2013 году- лауреатом Международного конкурса композиторов «К 300-летию Александро-Невской лавры» в Санкт-Петербурге, в 2015 году - дипломантом Всероссийской премии «Грани театра масс»в номинации «Лучший патриотический праздник за 2013-2014 годы». Эта была награда за премьерное исполнение кантаты «Заступник земли Русской» на торжественном вечере, посвященном 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Новосибирском театре оперы и балета.

За пять минувших лет в Новосибирской государственной филармонии состоялись три премьеры моих сочинений: симфонические зарисовки,кантата «Александр Покрышкин» для смешанного хора,солистов исимфонического оркестра и маленькая сюита из балета «Дюймовочка» для симфонического оркестра.Все это были очень важные для меня творческие события.

Среди созданных Вами произведений три музыкальных постановки,связанных со значимыми юбилейными датами церковного календаря. Как их принимала публика?

Эти постановки состоялись, прежде всего, благодаря благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.Главной целью при создании всех постановок было привлечь внимание слушателей к истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества.

Сначала была написанакантата «Заступник земли Русской» к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Ееочень тепло встретила публика и сами исполнители.К 1000-летию со дня преставления равноапостольногокнязя Владимирая написалаораторию «Святой Владимир - Креститель Руси». Её премьера состоялась в ноябре 2015 года. В самый же день памяти святого князя 28 июлясостоялось светомузыкальное действо «Святой Владимир - Креститель Руси»с проекциейна фасадеТроице-Владимирскогособора. Её увидели около семи тысяч зрителей.

Опера «Рождество» Опера «Рождество»
    

Наконец, к празднику Рождества Христова 2017 года была приурочена постановка оперы«Рождество». Идея сделать постановку о Рождестве Христовом – одном из самых важных событий в истории человечества возникла вскоре после премьеры оратории о святом Владимире. Очень хотелось продолжить столь удачно сложившееся творческое сотрудничество с замечательным, коллективом Новосибирского театра оперы и балета. Для меня в работе над оперой самым сложным было передать глубинный смысл Евангельского повествования и в то же время создать атмосферу светлого, радостного праздника. В опере звучат отрывки из Евангелия, духовный стих «Во городе Вифлееме», много хоровых частей, на стихи русских поэтов:А. Фета, В. Соловьева, А. Хомякова, фрагмент из акафиста митрополита Трифона Туркестанова «Слава Богу за всё».

В день премьеры зал Оперного театраоказался полон, что, конечно, порадовало.И очень ценнымиоказалисьпоследующие отзывы слушателейразных поколений. Люди говорили о том,моямузыкапривлекаеттем, что следуетлучшим традициям русской классики. Конечно, я благодарна коллегам-музыкантам Новосибирска, Москвы, Петербурга за высокую профессиональную оценку своих трудов.

Мы привыкли к тому, что опера - сугубо светский музыкальный жанр. Нет ли некоего противоречия в том, что с театральных подмостков звучит Евангелие?

Многие композиторы брали за основу своих оперных либретто Библейские сюжеты. Достаточно вспомнить оперы А. Серова «Юдифь»,Д. Россини «Моисей в Египте»,Д. Верди «Набукко»,Д. Мийо «Давид»,К. Сен-Санса «Самсон и Далила».С XVII века на Украине и Великороссии существовала традиция постановки театрализованных действ, отражающих Евангельские события. Святителем Димитрием Ростовским была создана «Рождественская драма», котораясчитается древнейшей русской оперой.

Как сами артисты оперного театра восприняли эту постановку?

Думаю, что не ошибусь, сказав, что ощущение светлого праздника, радости о Рождестве Христовом передалось и исполнителям,и зрителям спектакля.

Если бы какая-либо епархия захотела повторить эту постановку у себя, Вы готовы к такому сотрудничеству? Возможно ли концертное исполнение оперы?

Для такого сотрудничества есть все возможности! Если, например, нет оркестра, можно исполнить оперу в сопровождении фортепиано.

Свето-музыкальное действо Свето-музыкальное действо
    

В социальных сетях сразу после премьеры закипела острая дискуссия, поддержанная СМИ. Одни люди восприняли постановку оперы с воодушевлением, другие начали обвинять православных в попытке навязывать свою идеологию в светском государстве. Одно свободомыслящее интернет-издание вообще констатировало, что «произошел захват театра другой аудиторией». Как Вы думаете, в чем причина такой реакции?

Зная, какой насыщенный и разнообразный репертуар сегодня в Новосибирском оперном театре, считаю, что такое обвинение беспочвенно. Аудитория на постановке оперы практически та же, что и на других спектаклях, концертах. Присутствовали зрители разного возраста, социального статуса. Было много детей и в зале и на сцене. Многие исполнители пригласилина спектакль своих родных и друзей. Поэтому, считаю такое мнение и реакцию, мягко говоря,надуманными и искусственными.

Культурная жизнь Новосибирска оказалась в фокусе общественного внимания после истории с «Тангейзером». В сущности, именно эта история остро поставила вопрос о том, где проходит грань между свободой творчества и оскорблением религиозных чувств. Многие обвиняют Церковь в попытке ограничить эту свободу, в стремлении к цензуре. Что бы Вы ответили на эти обвинения?

В последнее время возникла мода переделывать классику «на новый лад», меняя сюжет, его трактовку, переносят действие в другие эпохи. На мой взгляд- не всегда удачно. Сегодня это уже не новаторство, а банальный штамп. После революции ставились такие спектакли. В то же время начались и гонения на Церковь. Каким-то образом эти тенденции совпадают…

Что мешает поставить спектакль так, как задумал его автор? Наверное, он имел свой творческий замысел, когда сочинял свое произведение. Ради пиара, привлечения внимания показывать мерзости со сцены и говорить, что это хорошо, и концептуально это оправдать? Конечно, это личное дело режиссера-творца –самовыражаться, но почему при этом должны быть поруганы христианские святыни? Нет, это не цензура со стороны Церкви, а защита.

Вы преподаватель музыкальных дисциплин. Насколько современным учащимся интересна и понятна классическая музыка? Что на Ваш взгляд можно сделать для того, чтобы воспитывать музыкальный вкус детей, чтобы его не портили низкопробные шлягеры, звучащие повсеместно?

Я преподавала в Православной гимназии, много лет была доцентом факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета на отделении музыкально-компьютерных технологий.Сейчас работаю в детской школе искусств. Конечно, очень многое зависит от семьи. Как Вы помните, мой интерес к музыке был привит именно родителями.

Убеждена, что важнейшей задачей преподавателей является приобщение детей и молодежи к великому классическому искусству, к многовековым духовным и культурным традициям нашей страны. Конечно, хочется,чтобы было больше просветительских проектов на концертных площадках, в театрах, осуществлялась господдержка творческих музыкальных союзов, музыкальных учебных заведений. Тогда мы сможем надеяться на достойное музыкальное воспитание наших детей.

Опера «Рождество» Опера «Рождество»
    

10 марта 2017 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×