Общесибирский историко-паломнический интернет-ресурс «Родиновед» представили в середине мая в Новосибирской митрополии в рамках круглого стола «Историко-церковное краеведение. Революция и Церковь. Итоги столетия». О сути проекта, уже объединившего исследователей пяти регионов России, до революции входивших в состав Томской губернии, порталу «Приходы» рассказал его идейный вдохновитель протоиерей Игорь Затолокин, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии, главный редактор журнала «Живоносный Источник» и сайта «Образование и Православие», настоятель храма Рождества Христова в поселке Горный.
На кого рассчитан этот проект сибирских исследователей?
– Он адресован церковным и светским специалистам, краеведам, историкам, вообще людям, ищущим информацию о храмах Сибири, может быть, о своих предках-священнослужителях, об антицерковных репрессиях, о новомучениках. Благодаря новому ресурсу складывается более-менее понятная картина: где какие храмы находились или находятся, кто и когда в них служил. Стоит задача, используя современные технологии, систематизировать все знания о истории Православной Церкви в Западной Сибири, создать паспорт на все когда-либо действовавшие приход или монастырь, и в первую очередь – если они были уничтожены во время безбожного лихолетья.
Протоиерей Игорь Затолокин
Проект «Родиновед» предполагает создание онлайн-карты на которой с точной географической привязкой будут указаны храмы и часовни в границах Томской епархии к моменту разделения на 1924 год.
Временны́м ориентиром для составления карты нашего ресурса не случайно была взята середина 20-х годов XX века. Тогда, несмотря на советскую власть, еще сохранялись и даже строились церковные здания, активно шла приходская жизнь. В конце того же десятилетия картина была уже совсем иной: начинаются жестокие гонения на верующих и массовые закрытия храмов.
Воскресенская церковь Томска в начале XX века
Большую часть информации мы получаем из архивов государственных ведомств, контролировавших церковную жизнь. Впоследствии, в 40-50-е годы прошлого столетия, эти их функции были переданы Совету по делам религий. Из статистических данных государственных органов узнаём, когда и как закрывались храмы. На данном этапе у нас вся статистика собрана, мы располагаем тысячами дел по закрытию храмов. Начали с размещения на портале данных о том, когда храм открылся, и документов о закрытии. В дальнейшем постепенно будем дополнять другой информацией – архивной и аудиовизуальной.
Что Вас побудило начать создание такого ресурса?
– Я как историк много лет занимался именно 20-30-ми годами XX столетия, собрал и изучил большой массив документов по этому периоду. Среди них были и большие документы, и отписки в несколько слов, но, все равно это очень важная историческая информация. Выявленные документы мы бы хотели объединить в общую справочную базу проекта «Родиновед», которая, надеюсь, послужит всем исследователям.
В первую очередь мы говорим не о тех храмах, которые существуют сейчас, потому что о них информационных ресурсов немало. К сожалению, в 30-е годы ХХ века православная топография в нашем регионе была почти уничтожена. Например, по нашим данным, в середине 20-х годов на территории нынешней Новосибирской области имелось более 350 храмов. В 1921 году в ответ на обращение местного духовенства святителем патриархом Тихоном и Священным Синодом было образовано новое викариатство в составе Ново-Николаевского и Каинского уездов, включавших 125 и 73 прихода соответственно, а также части приходов нынешней Омской области и Алтайского края. Епископом Новониколаевским назначили Преосвященного Софрония (Арефьева), но в конце 1922 года он был арестован.
В сентябре 1924 года в Москве совершается архиерейская хиротония архимандрита Никифора (Асташевского) во епископа Новониколаевского – таким образом была учреждена новая Новониколаевская епархия. Всего, по нашим подсчетам, в это время действовало 357 приходов, которые были к тому же разделены обновленческим расколом. На сегодняшний день сохранилось десятка три церковных зданий тех времен, причем большинство из них находятся в полуразрушенном состоянии.
Михаило-Архангельский храм в Усть-Ине был переоборудован в жилой дом
После войны на территории Новосибирской области вообще оставались действующими всего три храма: нынешний кафедральный Вознесенский собор – бывшая кладбищенская церковь, стоявшая на окраине Новосибирска, Никольский храм в селе Новолуговое недалеко от областного центра и храм преподобного Серафима Саровского в городе Болотном, перестроенный из жилого дома. Все остальные приходы были закрыты, здания в большинстве своем разрушены.
Задача проекта – сохранить память не только о храмах, но и людях, с ними связанных?
– Конечно. Обязательно будем выкладывать информацию о людях; создается отдельная база по духовенству. Определенная сложность состоит в том, что мы обычно узнаём о месте служения клириков в период гонений из частных воспоминаний и, преимущественно, из архивов НКВД. Давно уже собран огромный массив информации по десяткам репрессированных священнослужителей и мирян Новосибирской области и соседних регионов. Сейчас нужно сделать эту базу общедоступной.
Для проведения исследований на местах уже более десятка лет в регионе по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона проводятся полевые экспедиции с участием ученых, а также студентов Новосибирского государственного архитектурно-строительного института. Для них эти экспедиции считаются летней практикой. Участники занимаются обмерами храмов с целью восстановления их исторического облика.
Каким образом будет воссоздаваться исторический облик храмов?
– Это уже отработанная методика. Используя рулетки, отвесы, дальномеры, проводим обмеры того, что сохранилось, затем создается чертеж, и на его основе воссоздается исторический облик здания. Мы даже восстанавливали облик храма по обмерам фундаментов, на основании воспоминаний и архивных документов.
Специфика Западной Сибири, богатой лесами, в том, что церковные здания у нас в большинстве своем были деревянными. При всем том некоторые объекты существовали до 60-х и даже до 80-х годов XX века и были уничтожены пожарами, а порой из-за небрежного отношения местных жителей. В архивных документах часто указывается архитектор, проектировавший храм, или типовой проект из числа утвержденных Святейшим Синодом, по которому данное конкретное здание возводилось. В архивах можно найти переписку и документы XVIII – начала XX века, связанные со строительным ведомством. По крупицам ищем информацию, и на основании этих данных реконструируем внешний облик.
Петропавловский храм в Нагорном Иштане
Случается, встречаем и нестандартные варианты. Например, обследовали храм в поселке Маслянино. Он строился по типовому проекту, но мужики вместо, условно говоря, шестиметровых бревен приготовили восьмиметровые и попросили увеличить проектируемый объем здания. Архитектор согласился и внес в чертежи изменения, соответственно увеличивая и высоту для сохранения пропорций.
Знаю, что, например, в Касимовской епархии Рязанской митрополии разработана целая программа по воссозданию облика руинированного храма методом фотометрии с построением 3D-модели, чтобы сохранить для потомков хоть что-то…
Мы так и делаем. Итогом этих исследований для новосибирских студентов-архитекторов как раз становится создание 3D-модели храма. К сожалению, этих уцелевших зданий, в силу уже упоминавшейся специфики, немного. Недавно совершенно случайно нашли в Искитимском районе храм, который после закрытия начали использовать в виде дома культуры. Ничего общего с церковным зданием у него не осталось. Я много бывал в тех местах и никогда бы не подумал, что это храм.
В этом году поедем туда в экспедицию. Обычно мы останавливаемся в местной школе. Летом – каникулы, здание свободно, а мы приезжаем на две-три недели. Обязательно служим молебен в начале работы. Члены экспедиции – студенты, простые светские люди, но на молебен приходят. Осматриваем место, посещаем местный музей, беседуем со старожилами, собираем устные сведения. Процесс идет уже около двенадцати лет, все отлажено.
Итоги экспедиций обычно публикуются в журнале «Живоносный Источник», а потом, уже как журнальная публикация, информация появляется на нашем сайте «Образование и Православие».
Для студентов это не только хорошая практика – многие начинают глубже интересоваться Православием. Слава Богу, поездками много лет руководит Ирина Львовна Ростовцева, умница и воцерковленный человек. Она в этом направлении большую работу со студентами ведет.
А местные жители как к этому всему относятся?
– Обычно хорошо. Но экспедиции надо готовить. Если поездка в июле-августе, мы уже с весны начинаем объезжать намеченные населенные пункты, договариваться с местными главами администраций, знакомиться с директорами школ, с музейщиками. Нам всегда дают советы, к кому из старожилов можно обратиться с расспросами, у кого сохранились фотографии. А кто-то сам или его близкие были связаны с церковью. Конечно, сведения, почерпнутые из таких бесед, порой бывают субъективными, но это тоже очень важно.
Поскольку в советское время почти все разрушили, у нас, к сожалению, отсутствует преемственность приходской жизни, живая историческая память утрачена. Открываются новые приходы – люди начинают приносить туда сохранившиеся в семье иконы, иногда колокола, церковную утварь, принадлежавшие другому, уже исчезнувшему храму. В старых приходах, например, в храме в Болотном (это как раз мое благочиние), есть много старинных сибирских икон, простых, но интересных. Большей частью они из ранее закрытых и разоренных окрестных церквей, но какая откуда, чаще всего уже не узнать.
Покровская церковь с приютом-яслями в Новониколаевске (Новосибирске).
Здание сохранилось
Участниками экспедиций не только проводятся исследования, но ставятся памятные кресты. В идеале они должны появиться во всех местах, где раньше стояли храмы?
– Да, очень хотелось бы. В особо важных местах, связанных с жизнью наших новомучеников или святителей, мы хотели бы поставить памятные кресты, связанные, в первую очередь, с храмами, где они служили. Кресты разработали для этого не деревянные, а, скорее, вандалоустойчивые, из листового металла, который разрезан специальным образом на полосы, а они между собой сварены. Получается очень красивое, ажурное переплетение. Такой крест можно поставить даже в чистом поле, не боясь того, что его спилят или сломают.
Уже установили два таких креста. Один из них – два года назад в селе Доронино: там, где сейчас сельский дом культуры, некогда стоял храм, и в нем служил священномученик Николай Ермолов. Другой крест поставили на кладбище, на месте уже не существующего села Веснино, где тоже раньше был храм.
В этом году мы тоже хотим установить крест, вероятнее всего, это будет на территории бывшего поселка Дальний, на месте мученичества сельского священника Василия Гоголушко, которому палачи-богоборцы отрубили голову. Есть еще несколько вариантов, надо будет все объехать, осмотреть на месте.
Кстати, со многими родственниками репрессированных или просто служивших в Новосибирске священников мы поддерживаем связь. Зимой я ездил в Петербург, где встретился с дочерью последнего священника села Легостаево Ниной Яковлевной Мазаевой. Она является заслуженной артисткой РСФСР, женой знаменитого артиста Владимира Ляхова. Ей уже за девяносто, но она в очень бодром состоянии.
Именно в Легостаево был в начале XIX века построен первый на территории области каменный храм. Сейчас он полуразрушен, сохранилась, наверное, пятая часть церковного здания. А где-то рядом находится захоронение очень известного местночтимого святого – отца Иоанна Мухина. Житие его описано в Томских епархиальных ведомостях.
Отец Иоанн служил здесь в XVIII столетии, был погребен у храма, а когда храм переносили, останки священника обнаружили нетленными. Мощи перенесли к новому храму, и над могилой поставили часовню. Она, конечно, тоже давно разрушена. Мы несколько лет назад пытались найти точное место захоронения праведника. Представляете себе, насколько это был чтимый святой, если сюда шли паломники в течение всего XIX века!
Геофизики с помощью приборов изучили участок и обнаружили под землей пусто́ты, где может находиться захоронение. Договорились с археологами, этнографами, но не сумели найти понимание у местных властей. В год 100-летия революции хотелось бы вернуться к этому вопросу. Думаю, что найдем возможность в ближайшее время произвести археологические раскопки.
Волонтеры из других епархий могут в ваших церковно-археологических экспедициях участвовать?
– Конечно, могут! Более того, очень хотелось бы, чтобы возникли объединения любителей церковной истории и краеведения во всех епархиях. Время катастрофически уходит: старожилы умирают, кто-то уезжает. А, собственно говоря, именно люди и являются хранителями целого пласта новейшей церковной истории. Важны ведь не только документы и вещи, но и устные свидетельства очевидцев, их важно фиксировать. Это все – часть нашей общей памяти.
Беседовала Ольга КИРЬЯНОВА
Фотографии храмов собраны интернет-ресурсом «Родиновед»