Память 23 марта/05 апреля
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Монастырь Ставроникита |
Однажды тринадцатилетний Лука устроил драку с мальчиком-турком. Собравшиеся прохожие увидели, что Лука побеждает, и бросились на него с громкими криками, угрожая смертью. Испуганный мальчик закричал: «Отпустите меня, и я стану мусульманином!» Его поймали на слове, и Лука, силой приведенный служить знатному турку, был обрезан.
Несмотря на заботу хозяев и обещания блестящей карьеры, совесть не давала Луке покоя. Он пренебрегал развлечениями, тайно плача о невозможности покинуть этот дом и избежать порабощения диаволу. Мальчику удалось сообщить опекуну о своем желании сбежать. Тот изложил обстоятельства дела в русском посольстве, надеясь получить там помощь. Но все попытки забрать Луку из дома хозяев оказались тщетными. Наконец он сам вырвался из-под надзора мусульман и, сменив турецкую одежду на христианскую, сел на корабль, который привез его в Смирну. Здесь Лука исповедался священнику, и тот посоветовал мальчику отправиться на гору Афон, дабы найти там путь ко спасению.
Но в большинстве монастырей Святой Горы его отказывались принять по причине юного возраста. В конце концов в рясофор он был пострижен в обители Ставроникита. Тем не менее, Лука не мог найти покоя своей душе и подвергался большим искушениям. Он подумал, что потому не может найти удобного для покаяния места на горе, где пребывало столько святых, что Бог требует от него последнего жертвоприношения – мученического, дабы загладить ошибку кровью и очистить совесть.
Духовный отец скита святой Анны, которому он изложил свой замысел, видя его юный возраст и опасаясь нового отречения, попытался отговорить Луку, но тщетно. Тогда он решил испытать мальчика и предложил ему класть по 800 земных поклонов ежедневно и питаться только сухим хлебом и водой. Лука с радостью подчинился этому правилу, постоянно размышляя о славной смерти за Христа. Получив в итоге благословение предать себя на мученичество, он был облачен в великую схиму и отплыл на остров Митилена вместе с иеромонахом Виссарионом. Ему духовный отец поручил сопровождать Луку и поддерживать вплоть до желанной смерти за Христа.
Со времени прибытия на Митилену Лука чувствовал, как его сердце переполняется радостью и желание мученичества возрастает в нем с каждым шагом при мысли о славной битве, которую незадолго до этого вел святой мученик Феодор (память 17 февраля). Бдением и причащением Святых Таин в сельской церкви он должным образом приготовился к подвигу. После этого, надев поверх монашеской рясы мирскую одежду и испросив прощения со множеством слез у своего спутника и священников той церкви, отправился в местный суд. Но первая его попытка не удалась, и он, опечаленный, вернулся к Виссариону, сказав: «Отче, огонь Христов не был зажжен!»
Однако, воспрянув духом, он снова бросился в битву и отправился к Назир-аге, требуя избавить его от позорной печати обрезания, против воли наложенной на него в детстве. Когда турки посмеялись над ним, Лука заверил судью, что он в полном рассудке, и убеждал Назир-агу незамедлительно исполнить то, что предписывает в таких случаях мусульманский закон. Его привели без конвоя к дому судьи, где он встретил епископа Митиленского. Архиерей был вызван туда из-за обращения в христианство и бегства одной турецкой семьи. Это событие вызвало ярость захватчиков, поэтому христиане острова пребывали в страхе перед кровавыми преследованиями. Лука поклонился епископу и попросил помолиться за него, дабы он довел свое намерение до конца. Несмотря на опасность, епископ приказал отслужить во всех храмах молебен за воина Христова.
В то время как христиане пребывали в тревоге, один Лука держался перед судом храбро и уверенно. Три раза его подвергали допросу, и он постоянно выказывал ту же непреклонную решимость отправиться на смертную казнь, с полнейшим пренебрежением относясь к пустым обещаниям плотских наслаждений, которые ему делали турки. Наитием Святого Духа он находил цитаты из Священного Писания, дабы опровергать мусульманское вероучение. Но особенно потрясало присутствующих полное отсутствие страха у исповедника.
Турки оставили его на три дня в тюрьме, ожидая, что он изменит свое решение. Но когда Лука снова предстал перед судьей, он попросил, как единственную милость, быть казненным на час раньше, дабы, не медля более, присоединиться к Господу. Был произнесен смертный приговор, и мученик так быстро направился к месту казни, что оттолкнул одного из своих стражей, который воскликнул: «Ты что, на свадьбу идешь с такой поспешностью?» Затем Лука попросил дать ему несколько минут и вознес горячую молитву за всех христиан, в особенности за тех, кто помог ему в обращении. Он посетовал одному бывшему там христианину на свою единственную печаль – что он не был подвергнут пытке. Встав под виселицей, он позволил захлестнуть веревку вокруг своего горла в полном спокойствии и, даже не вздрогнув, предал дух Богу (1802).
Три дня его тело оставалось на виселице, и на нем не было
никаких ужасных следов мучений. Лука казался спящим,
полным Божественной благодати, так что насекомые не
дерзали к нему приближаться. Более того, от мертвого тела
исходило сладкое благоухание, свидетельствующее, что Лука
находится рядом с Богом. Затем турки бросили тело мученика
в пучину, привязав к нему тяжелый камень. Но, ко всеобщему
изумлению, оно явилось на поверхности вод, когда некое
судно находилось в опасности из-за сильной бури. Святые
останки прибило к берегу, где христиане погребли их с
почестями, несмотря на запрещение аги.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря