Память 8 / 21 июля
Преподобный Феофил Мироточивый |
Несколько месяцев святой ходил по городам и весям с проповедью Слова Божия, что было так необходимо в мрачные времена турецкого владычества. Затем он отправился в Ватопедский монастырь на Святой Горе и стал прислуживать епископу Мефимнскому Малахии, жившему там на покое. После его смерти он покинул Афон и отправился вместе с епископом Акакием с миссией от святого Нифонта Константинопольского (память 11 августа) к патриарху Александрийскому Иоакиму (память 17 сентября). Последний силой божественного дара чудотворения заставлял мамлюков уважать права христиан.
В 1509 году они посетили Синайскую гору, а на следующий год во время паломничества к святым местам Акакий скончался. Тогда Феодосий вернулся на Афон и поступил в Иверский монастырь. Подобно трудолюбивой пчеле, он старался собрать в своей душе добродетели, которые находил у других. Хороший каллиграф, святой с большим искусством и старанием переписал там все богослужебные книги[2]. Как невозможно укрыться в темноте тому, кто идет с зажженным светильником, так стали видны и добродетели подвижника. Слава Феодосия вскоре распространилась так широко, что весьма многие пожелали встать под его духовное водительство, особенно из Фессалоники, где в то время не осталось подобных пастырей. Тогда, ссылаясь на недомогание, святой ушел в затвор, приняв перед этим схиму с именем Феофил (ок. 1516). Тем самым он не выполнил предписания патриарха Константинопольского Феоклита, который во время пребывания в Фессалонике пожелал возвести его в епископский сан.
Сначала схимник поселился в келье на территории монастыря Ивирон, затем перешел в другую, расположенную около Карей. Здесь он встретился (1522) с будущим протом и своим биографом Серафимом, их связала крепкая дружба. Через некоторое время (не позже 1535), стремясь к полному безмолвию, он удалился в еще более уединенную келью святого Василия, принадлежавшую монастырю Пантократор. Феофил восстановил ее и подвизался с учеником Исааком в строгом отшельничестве, питая себя Священным Писанием, текстами светоносных отцов, пребывая во внутренней молитве. Так, целиком посвятив себя любви к Господу, уже не он жил, но в нем – Христос (см.: Гал. 2: 20).
В строгом подвиге и молитве он достиг «меры полного возраста Христова» (Еф. 4: 13) и заранее узнал о дне, когда покинет земной мир. Это дало ему время составить «Завещание». Затем он призвал к себе священников, которые совершили елеосвящение, и смиренно попросил у всех прощения. Весь следующий день он провел в молчании, причастился Святых Тайн и велел своему ученику Исааку не сообщать никому о его кончине, а тело отнести в лес на съедение диким зверям. Тихо опустившись на ложе, он произнес: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой!» – и заснул праведным сном 8 июля 1548 года перед заходом солнца.
Исаак повиновался распоряжению духовника и отнес его тело в лес. Однако насельники Пантократора, узнав об этом, отправились на поиски святых мощей и, найдя их, тайно перенесли к себе в монастырь. С большим трудом Исааку удалось снова завладеть мощами учителя и поместить их в церковь при келье. Там мощи сразу стали источать благоухание, свидетельствуя о богоугодной жизни святого Феофила.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря