Аксаков С.Т. Добрый день Степана Михайловича / Сост. Т. А. Соколовой. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 656 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы»). |
ПИСАТЕЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Писатель и мемуарист, литературный и театральный критик, неутомимый пропагандист столь любезных сердцу русского человека охоты и рыбалки, государственный чиновник и видный общественный деятель. Все это — Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859).
Современник Н. М. Карамзина и Г. Р. Державина, И. В. Киреевского и А. И. Писарева, И. С. Тургенева и С. П. Шевырева, близкий друг Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина, он написал прекрасные воспоминания о них, ставшие непреходящим свидетельством эпохи.
Русская читающая публика с нетерпением ждала откликов С. Т. Аксакова о произведениях русских писателей и поэтов — А. С. Пушкина, М. Н. Загоскина, князя А. А. Шаховского, Ю. В. Жадовской. Почитатели театра старались не пропустить статей Аксакова (печатавшихся, правда, в основном под псевдонимом) о русском национальном театре в лице его главнейших представителей — великих актеров П. А. Каратыгина, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина.
Но, безусловно, главным трудом Сергея Тимофеевича Аксакова была и остается его автобиографическая трилогия: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука», завершенная автором на склоне лет, в 1856 году. Воистину: эту удивительную трилогию знала вся читающая Россия, плененная чистотой помыслов ее героев, красотой народного языка, который и лежит в основе всего творчества Аксакова. И сколько бы лет ни минуло, всё новые и новые поколения читателей (и совсем еще юных, и уже проживших жизнь) будут обращаться к этой удивительной, бессмертной прозе, рисующей зримые картины давно ушедшей, но такой притягательно-родной жизни.
И как не вспомнить определение, данное «Семейной хронике» последователем С.Т.Аксакова на литературном поприще М.М.Пришвиным: «богоданная книга».
Т.А.Соколова