Вопрос:

Есть ли возможность сопоставить библейский рассказ о возникновении языков (см.: Быт. 11: 1–8) с данными науки?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Из всех существующих гипотез о происхождении языков самой авторитетной в настоящее время является гипотеза моногенеза, которая полностью согласуется с повествованием книги Бытия.

Моногенез (от греч. mónos – один и génesis – рождение, происхождение) – процесс возникновения человеческого языка из одного источника. Гипотезу эту выдвинул итальянский лингвист Альфреде Тромбетти (Trombetti; 1866–1929). С ним связаны первые опыты объединения семей языков в более крупные группы, названные позже макросистемами. Он также предположил наличие лексических связей, которые подтверждают гипотезу моногенеза. В 60-е годы XX века американский языковед и антрополог Моррис Сводеш (Swadesh; 1909–1967) создал метод лексикостатистической глоттохронологии, который позволил сделать оценки родства между языками. Метод заключается в составлении «списков Сводеша» для этих языков. В них содержатся перечни из 100, 200 или 207 базовых лексем языка, считающихся универсалиями. Благодаря этому методу определялось языковое родство. Лингвистическая компаративистика, занимающаяся сравнением языков с целью установления их родства, постепенно расширяет эмпирический материал в пользу гипотезы моногенеза.

По мнению академика РАН В.В. Иванова, теория моногенеза «в настоящее время представляется более вероятной» (Моногенеза теория // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 309). Идею единого древнего языка отстаивал член-корреcпондент РАН С.А. Старостин (1953–2005): «Есть набор корней, которые так или иначе обнаруживаются по всему земному шару <…> Кроме того, есть общие соображения – соображения структуры языка. Все, чем мы занимаемся в сравнительном языкознании, – это оболочка языка, собственно звуковая его сторона, то, как конкретные смыслы реализуются в разных языках. А оболочка очень эфемерна, она постоянно меняется: звуки переходят в другие или вовсе исчезают, происходят сложные фонетические изменения, слова теряются. Но если мы снимем эту оболочку и посмотрим, что там внутри, окажется, что мы в общем-то все говорим на одном языке. Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это – наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение – синтаксические актанты. Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково. Очень сомнительно, чтобы эта «глубинная структура» возникла в различных местах независимо» (Знание – сила. 2003. № 8).

Древние христианские писатели обсуждали вопрос: каким был первозданный язык?

Некоторые святые отцы и учителя Церкви (Ориген, блаженный Иероним, блаженный Августин, Диодор, Евсевий Памфил и др.) считали, что языком Адама и Евы был древнееврейский язык. Они исходили из того, что в нем находят свое начало первобытные имена (Адам, Ева, Каин, Сиф и пр.), что из него удобно объясняются имена многих древних народов (вавилонян, халдеев, кушитов и т.п.) и что, наконец, древнейшие остатки человеческой культуры носят довольно ясные следы кушито-семитического влияния. Святитель Филарет Московский мнение это оправдывает сравнением древнееврейского языка с другими языками: «Более всех имеет он чистоты, простоты и правильности в своем образовании» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. С. 38).

19 февраля 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×