Вопрос:
Я врач. С некоторых пор стал сомневаться в правильности врачебной тактики в отношении уходящих больных. Обычно, с целью сгладить ощущение страха приближающейся смерти, мы вводим лекарства, вызывающие медикаментозный сон или просто тормозящие работу нервной системы, наркотики, изменяющие состояние психики в том числе. Родной отец мой, приближаясь к переходу, категорически и с властью запретил мне вводить ему наркотики, был в трезвом уме и доброй памяти до самого конца его времени. Сознательно поменял обезболивание и сон на трезвое принятие неизбежного. Мне непонятен этот урок, хотя важность его чувствую. Получается, что, стремясь максимально обезболить и успокоить, мы лишаем человека возможности выбора?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Смерть – врата, через которые человек от временной жизни переходит в вечность. «По смерти две дороги: одна ведет в вечное блаженство праведных, другая ведет в вечное неблагополучие грешников ожесточенных и непокаявшихся» (святитель Тихон Задонский). Христианин должен готовить себя к этому исходу всей своей жизнью, проводя ее благочестиво. Перед лицом приближающейся смерти он должен успеть завершить этот духовный труд. С древнейших библейских времен людям, жившим праведно, Господь Бог открывал время их кончины. Псалмопевец молитвенно просит: «Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть» (Пс. 38: 5).
Христианин должен в своей последней болезни получить напутствие святыми таинствами (исповедь, причастие и соборование). Его ожидание смерти должно быть не унылым и тревожным, а молитвенно бодрым. «Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха» (св. Иоанн Лествичник. Лествица. 6: 14).
Поэтому с христианским опытом смерти не совместимы лекарства, вызывающие медикаментозный сон, или наркотики, изменяющие состояние психики. В случае болезненного возбуждения возможны только успокаивающие средства, не изменяющие сознание, а при сильных болях допустимы препараты, ослабляющие боль. Однако это должно применяться с согласия страждущего.
«Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг. Последние минуты могут искупить всю его жизнь» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти // Полн. собр. творений. М., 2002. Т. 3, С. 108).
15 июля 2008 г.