Брат мой ангел,
или Удобная концепция

Известно про преподобного Иоанна Колова, что в юности он как-то разгорелся такой ревностью к подвижничеству, что сказал своему брату Даниилу: «Хочу жить как ангел – не заботиться о теле, не есть пищу, приготовленную на огне, не иметь никакого попечения», – после чего разделся и нагой вышел из кельи в пустыню.

Но милостью Божией в ту ночь было очень холодно, и юноша, не стерпев страдания, вернулся и стал просить брата впустить его в келью. Тогда произошел разговор, показывающий, что и святым подвижникам не чужды ирония и сарказм.

– Кто там? – спросил Даниил.

– Это я, твой брат Иоанн. Мне холодно.

– Не обманывай меня, демон! Как смеешь говорить, что ты – мой брат? Разве не знаешь, что мой брат – ангел, что он не заботится о теле?

Тогда Иоанн в сокрушении сотворил молитву и сказал:

– Я – брат твой Иоанн. Ныне я понял, не стерпев холода, что на мне плоть.

– Да, брат, на тебе плоть, и для нее ты должен трудиться о пище и одежде, – ответил Даниил, впуская Иоанна в келью.

***

При начале воцерковления я как-то попала на исповедь к отцу Александру Салтыкову. И мужественно покаялась ему в том, что меня борет гордость. Батюшка устало переступил с ноги на ногу и довольно флегматично ответил:

– Гордость борола великих подвижников, потому что им было чем гордиться. А нас борет скорее глупость.

Конечно, терминологически фраза не безупречна, но ирония имеет на это право. Поистине – несусветная глупость гордиться, будучи в грехах, как в репьях.

Преподобный Иоанн Колов еще мог возмечтать, как будет жить по-ангельски: он с ранней юности ушел в пустыню, годами питался так, как не каждый из нас сможет провести первую седмицу Великого поста, спал мало, трудился много, одевался в самую грубую одежду, подолгу молился днями и ночами. Он хранил мысли и сердце не только от нечистых движений – похоти, зависти, гнева, – но и от праздных, суетных… И он мог подумать, что сумеет жить как ангел!

Но нам, грешным, с чего бы лелеять подобные мечты? А ведь если разобраться, то это совсем, совсем не редкое явление. Сколько суждений церковных людей вдохновляются подсознательным убеждением, что не плоть на нас…

Заговоришь ли с людьми о храмовом благолепии, тут же кто-нибудь сморщится: «Суета сует! К духовной жизни отношения не имеет!»

Неужели? А почему же подвижники составили такое прекрасное богослужение? Зачем святые гимнографы трудились, чтобы придать его содержанию самые совершенные формы? Зачем святые иконописцы вознесли свое дело на такую эстетическую высоту? Разве не потому, что понимали: органы чувств – телесный состав – и с душой связаны, и с духом?

Скажешь ли о том, что кому-то нужна помощь психотерапевта, а в ответ всплеск гнева: «Вы вообще верующие или нет?! Как психотерапевт поможет душе?! Молиться надо и каяться!»

Зачем же великие преподобные отцы рассуждали о трехсоставности человеческого естества? Зачем скорбели о его поврежденности, зачем искали пути облегчить гнет этой поврежденности на людей? Почему Великий Антоний шутил с братией? Почему Типикон называет «утешением» вкусную еду?

Упомянешь ли о благословении священноначалия на карантинные меры – мученически заводит такой «богослов» глаза: «Среди каких маловеров я живу! И какие маловеры мною в Церкви управляют!»

И это говорит современный человек, не умеющий снести и малое страдание! Который при головной боли тотчас пьет обезболивающие, зубы лечит с уколом, операции делает с общим наркозом… Но как доходит до рассуждений о чужих бедствиях, бывающих от болезней, – не плоть на нем! Исключительно дух…

Преподобный Досифей, великий послушник аввы Дорофея, умирая от болезни легких, не мог молиться от страдания, и авва понял это и заповедал юноше хотя бы держать в уме память о Боге. А мы живем без страданий… не потому ли претендуем всё преодолеть силою своего великого духа?

С чего бы?

Подвижники ли? Да полноте! В лучшем случае убиваем время в интернете.

***

Но это – в лучшем.

А вообще-то подобному недопониманию свойственно порождать плоды, прямо противоположные заявленным, – когда христианский подвиг начинает восприниматься чем-то совершенно излишним. Нет-нет, формально вопрос так, само собой, не ставится. По крайней мере поначалу. Однако в самом деле – если не плоть на нас, то зачем нам аскетика? Зачем воздержание, если не плоть на нас? Зачем трезвение, зачем самоограничения? Зачем беречь органы чувств, зачем подвизаться?

Если не плоть на нас, то зачем нам аскетика? Зачем воздержание, зачем трезвение?

И вот вроде бы человек только что смотрел на всех как на заблудших и недостаточно духовных, и вдруг – ррраз: узнаёшь о нем, что он, например, живет в блуде. И знакомые говорят с ужасом: «Как же так? Это же самый ревностный прихожанин / монах / батюшка! Постоянно ходит на службы, регулярно причащается…»

Но на самом деле это еще не ужас. Что тут нового? Все же знают, какая жирная стрелка в схеме по «Лествице» ведет от страсти гордости к страсти блуда. Поэтому то, что «маловеры» и «суетные» людишки не впали в блуд, а он впал, – это не ужас, это закономерность. Ужас же в том, что в этом состоянии человек зачастую не может покаяться. Возомнив, что он – дух, человек как бы отделил себя от своего тела. Тело блудит? Да. Но это не его вина, это «обстоятельства так сложились». А дух его как был возвышенным, так и остался.

Очень удобная концепция – попробуй-ка ухватить дух без тела! Попробуй-ка без тела подвергнуть его состояние критическому анализу. Можно спокойненько совмещать самые подлые поступки с самым высоким о себе мнением.

А с чего бы еще процветали разные «младостарцы»? С того, что всегда найдутся люди, которые скажут: «Ну и что, что лжет?.. и высказывает еретические мысли… и ведет себя вызывающе… и позволяет себе непозволительное?.. Он это делает, потому что нас любит / воспитывает / испытывает… Надо смотреть не на форму, а на дух!!!»

Ну да, на что нам еще и смотреть нашими телесными очами? Сразу на дух, конечно.

***

Недавно довелось порассуждать об особенностях нашего монастырского устава относительно цвета облачений. На Обрезание Господне у нас тоже особый устав о цвете: мы служим в бордовом. По той же самой причине, по какой иконописцы пишут бордовой нижнюю одежду Господа. Это символ человеческой плоти, принятой Им на Себя не призрачно, а истинно, – утверждению этого догмата, по сути, посвящен праздник.

Господь наш пришел на землю во плоти. Не имея греха, Он принял наше естество со всеми последствиями грехопадения для него. Он болел, уставал, тосковал… Он трудился «о пище и одежде». Его обрезали «во осьмый день», и, наверное, Он поплакал. И на Благовещение мы услышим в Апостольском чтении, что Господь сделал всё это, чтобы «во всём уподобиться братиям… потому что, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 17–18).

Господь пришел на землю во плоти. Он знал, что разделить нашу боль можно только из нашей же плоти

Господь знал, что разделить нашу боль можно только из нашей же плоти, – и не возгнушался ею. Он не посчитал суетой исцелять людей от болезней, не счел низким для Себя подчиняться обрядовым законам и даже народным традициям. Господь вошел в нашем естестве в самую толщу человеческих отношений, где мы притираемся друг к другу, регулярно раня себя и ближних.

А когда мы гордо претендуем быть исключительно духом, то отсекаем себе, по сути, путь, на котором научились бы понимать и разделять чью-то боль.

Никто не восходит сразу к созерцанию Фаворского света, нет! – но прежде должно потрудиться, служа братии. Прежде должно научиться жалеть и самоотверженно покоить ближнего. Научиться радовать его, научиться снимать с него гнет жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву31 января 2021, 09:32
Ну вот - опять... Вы не имеете представления ни о медицине, ни о химии, ни нейрохимии, но смело беретесь цитировать какого-то ученого. И невдомек Вам, что не знать физиологических причин возникновения нарушений, совсем не одно и то же, что не знать происходящих при этом процессов. Мы до конца не знаем и того, как возникла нефть, но это же не значит, что нам неизвестна ее химическая формула.
Игорь Ковалев29 января 2021, 16:44
инокиня Наталья И кстати, ваша точка зрения о депрессиях основана на недоказанных гипотезах."В настоящее время не существует ясного понимания нейробиологических причин клинической депрессии (большого депрессивного расстройства). В научной среде на этот счёт есть ряд гипотез, ни одна из которых пока не получила убедительных доказательств."
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву28 января 2021, 21:11
Вот в этом и есть Ваша проблема: Вам всё объяснили, но Ваших знаний не хватает, чтобы эти объяснения не то чтобы понять, но и вообще увидеть. Поэтому Вы говорите, что Вам ничего не объяснили. И так во всем - всю эту обширную переписку. Простите, не вижу поэтому смысла Вам что-то еще объяснять.
Игорь Ковалев28 января 2021, 17:56
инокиня Наталья. " что депрессия является исключительно следствием грехов и страстей..."/-Матушка,ну зачем лукавить? Про "исключительно " -никто не говорил,я говорил: "большинство",проф. Осипов говорил:"главные".Объясните, почему нельзя сначала духовные средства применить, а если нет улучшения,тогда-психотерапевт и таблетки?А насчёт оккультизма,вы просто голословно заявили дважды,что мои "рассуждения о том,как действует благодать на материю,-чистый оккультизм."И ничего не объясняли,как же вас понять? Ну да ладно,вы так думаете,а я считаю,что я думаю по православному.Доказательств вы не привели, так, что это просто обвинения ни на чём не основанные.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву28 января 2021, 12:13
Да-да, очень мне нравятся все эти рассуждения про то, что депрессия является исключительно следствием грехов и страстей... в свете жития свт.Тихона Задонского или, например, прп.Олимпиады...
Игорь Ковалев28 января 2021, 11:01
инокиня Наталья. С чего вы взяли,что я не понимаю,что смех дан в утешение? Просто утешения ещё большего можно достичь с помощью радостотворного плача,а смех не обязательно использовать, как пишет Иоанн Златоуст и назидание можно произнести и не в виде шутки,как и поступали большинство святых и Сам Господь,и Апостолы.А ссору и гнев погасить можно и шуткой, как советовал Амвросий Оптинский,а можно и кротостью,как говорит Григорий Богослов.Так, что совсем не обязательно в жизни шутить и смеяться и можно обойтись без этого, тем более монахам.Поэтому, прямое понимание слов свт. Игнатия не видится чем то очень строгим и не выполнимым.
Игорь Ковалев28 января 2021, 10:45
инокиня Наталья"Я, конечно, согласна со свт.Игнатием. Равно как и со всеми другими святыми."/Как такое может быть???Когда например,Варсонофий Оптинский оправдывал свои шутки,тем,что и великие святые,такие,как Антоний Великий шутили.А свт. Игнатий пишет,что нельзя думать,чтобы Антоний Великий шутил,да и монахам это запрещено.Свт.Игнатий более строго смотрел на этот вопрос.Я был не прав,шутки некоторых св.Отцов назидательны и являются исключением из общего правила,озвученного свт. Игнатием.А Иоанн Златоуст допускал смех явно мирянам по снисхождению к их немощи,т.к. далее пишет,что смех нам дан,но не обязательно им пользоваться и лучше плакать о грехах,а настоящая радость всегда с печалью.
Игорь Ковалев27 января 2021, 22:19
инокиня Наталья.Сейчас попалось "случайно" видео на ютуб-канале проф.А.И.Осипова "Главные причины депрессии". Говорит,что главные причины-грехи и страсти,а бороться с депрессией предлагает чтением св.Отцов, исповедью,Причастием,а не обращением к психологу.Не я один по невежеству придерживаюсь таких взглядов,но и уважаемый, опытный профессор.Насчёт моей депрессии,были и внешние проблемы,и про нерадение я мягко сказал,не посещал церковь и не молился где-то полгода,а не Причащался ещё больше.А вот после исповеди и Причастия мир и спокойствие пришло, хотя внешне ничего не изменилось.И те,кто молится с чувством покаяния и сокрушения и т.д.,сами знаете,не может быть в явной прелести.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву27 января 2021, 19:54
Хэппи энд... Знаю несколько подобных историй. В одном случае женщина сама решила, что у нее депрессия, и всем (в том числе докторам) стоило большого труда стащить ее с лекарств. Зато в трех других больные послушались таких вот, как Вы, советчиков, и отказ от лечения привел к суициду. И знаете, Игорь, тут не зря все дружно обращают Ваше внимание на Ваше духовное состояние. Потому что мысли о самоубийстве в нормальном течении жизни всегда являются признаком или душевного недуга, или сильного самообольщения. Как раз свт.Игнатий описывает этот механизм очень подробно. Просто от "уныния по нерадению" мысли о суициде не появятся.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву 18:4927 января 2021, 19:38
Какой смысл отвечать Вам на этот вопрос? Я, конечно, согласна со свт.Игнатием. Равно как и со всеми другими святыми. Но Вы-то считаете, что если я согласна со свт.Игнатием, то должна быть согласна и с Вами. А с Вами я не согласна. Святые знали, кому они пишут, когда и зачем. Поэтому Великий Златоуст в одном месте писал, что смех расслабляет и вреден, а в другом - что смех дан нам в утешение, чтобы снять с нас излишнее давление жизни. А Вы этого не понимаете. Вот, попыталась я Вам объяснить, почему Ваши рассуждения о действии благодати на материю, неправославны. И Вы ничего не поняли. Проблема не в том, что Вы мало знаете, а в том, что Вы не понимаете, насколько Вы мало знаете.
Игорь Ковалев27 января 2021, 15:52
Катерина. Ну,да при чём здесь вся личность? Сучок у меня в глазу заметили и обличили.А,что Господь говорит по этому поводу?/Кого это я поучал и учил духовной жизни??? Если оспаривать чьё-то мнение по вашему поучать,то мы тут все друг друга получаем и вы меня в том числе.Получается,чтобы не поучать,нужно со всем соглашаться. И каким образом вы можете судить о моём духовном опыте и в какой мере я обладаю или нет духовностью??? Откровения , уверен на этот счёт вам не было.Получается это всё домыслы.А про опыт в духовных состояниях надо с духовником разговаривать,т.к. тщеславие никто не отменял.
Игорь Ковалев27 января 2021, 10:15
И. У двух родственниц была тяжёлая депрессия.У одной из них бывает постоянно(один -два раза в год).Только в начале января последняя закончилась.С паническими атаками,отсутствием аппетита,мыслями о самоубийстве.Решила в этот раз обойтись без таблеток, хотя они с прошлого раза остались.Я советовал молитву,псалмы хотя бы слушать.Стала слушать плюс движение,общение и в этот раз обошлась без таблеток. Вторую уговорил исповедоваться и Причаститься и прошла депрессия,хотя таблетки тоже принимала.Сам один раз впал в уныние по нерадению,а как стали приходить мысли о самоубийстве(хотя сам по природе весёлый и жизнерадостный)стал молиться,исповедовался и Причастился и всё резко прошло.
Катерина 27 января 2021, 01:46
Игорь Ковалев26 января 2021, 19:32 -- при чем тут Ваша личность? Я имею ввиду одну из её черт, а не всю целиком. Тем более, если Вы осознаете свою страстность, зачем падшему человеку брать на себя риск поучать ангельский чин духовной жизни, не обладая ни малейшим намеком на наличие этой духовности в себе? Объясните мне, каким образом страстной падший грешник сможет дать духовный совет другому грешнику? Слепой поведет другого слепого, так что ли? А цитировать Св. Писание и сам враг рода человеческого не прочь в своих интересах. Если не сам лично, то уж тогда через свой рупор - (падшего, грешного и самодовольного). А что, очень удобно, полная маскировка и ходить далеко не надо...
Игорь Ковалев26 января 2021, 19:32
Наталия Ростова,Катерина. Зачем переходить на личности? Я человек страстный,думаю и вы бесстрастия не достигли.Все больны духовно.Так зачем выяснять,кто более скромный и у кого выше мнение о себе???
Игорь Ковалев26 января 2021, 18:49
инокиня Наталья. "Ну, слава Богу,Вы поняли:"... и овладеть ими"."/-И каким образом это и вообще оккультизм относятся к моим словам?????/Так вы прямо и не ответили согласны вы или нет со словами свт. Игнатия:"Никак не должно думать,чтоб послабление состояло в празднословии,шутках и смехе,воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским". Откуда вы взяли,что свт. Игнатий говорил про шутки и смех из человекоугодия,для меня загадка,впрочем как и тема оккультизма?Конструктивная дискуссия не получилась.Если,чем обидел ,извините.И вам всего хорошего.
Игорь Ковалев26 января 2021, 15:32
иерей Георгий Орлов. Думаете,надо было не спорить,а признать,что я оккультист,а Антоний Великий шутил и значит Игнатий Брянчанинов ошибался?Уж, извините,такому совету не последую./Я давно уже задумался о своём духовном состоянии,поэтому и обсуждаю духовные вопросы здесь./Так большинство древних св. Отцов,как раз пишут о вреде шуток и смеха.В том числе и сам Антоний Великий.А в другом месте Иоанн Златоуст пишет так:"Смех делает слабыми узы целомудрия,смех отталкивает,смех не воспоминает о страхе Божием, смех не боится угрозы геенны,смех — путеводитель блуда,шутливость — изобличение необузданного человека,смехотворство производит то,что мы впадаем в беспечность... "
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву25 января 2021, 19:26
Ну, слава Богу, Вы поняли: "... и овладеть ими". А рассуждать о логике Вам не надо. Ни о моей, ни вообще... не Ваше это. Всего Вам хорошего. Простите за резкость.
инокиня Наталья -- иерею Георгию Орлову25 января 2021, 18:55
Ох, спасибо, батюшка... А то тут уже не только мне досталось, но и почтеннейше мною уважаемому свт.Игнатию. Поистине, не так страшны методички, как их исполнители))) Понятно ведь, что свт.Игнатий имел ввиду вполне конкретные вещи - смехотворство и шутовство из человекоугодия... А человек всё машет шашкой, прикрываясь авторитетом великого святителя. Конечно, - юмор способен снимать с нас давление жизни. Под определенным давлением он становится иронией, а под еще большим - сарказмом. Почему и брат прп.Иоанна съязвил на выходку его юношеского максимализма... и даже само Священное Писание порою обнаруживает сарказм. Как язвили пророки! И можно их понять, зная Священную Историю...
Андрей25 января 2021, 18:37
Игорь Ковалев 25 января 2021 11:55, святитель Игнатий Брянчанинов специально предупреждает о том, что и слова святых отцов могут быть применены не к месту или не ко времени. Мало в нашу эпоху подлинных наставников, посему мирянам остаётся метод проб и ошибок. Лучше бы не выдавать своё мнение за нечто достойное общественного внимания, даже если оно и впрямь научно обосновано и не совсем лишено здравого смысла. Просто потому, что нам не открыта духовная сторона вопроса. Если угодно, комбинаторика волеизявлений других разумных существ, видимых и невидимых. Тем более не ведомо, зачем то или иное событие было либо не было попущено. Отвечать то будем прежде всего за себя и этого вполне достаточно.
иерей Георгий Орлов25 января 2021, 18:19
Игорь Ковалев, Отцы Церкви это прежде всего великие святые учителя древности. И уже в древности и были выработаны все основные вероучительные положения. Недаром Вселенских соборов всего 7, а не 27. Потому что вопросы вроде смеха и т.п. не относятся к первостепенным для христианина. Если вы считаете необходимым спорить о таком маловажном вопросе с такой страстью, вам надо бы задуматься о собственной духовной жизни. У вас духовних есть? "Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась" святитель Иоанн Златоуст.
И.25 января 2021, 16:39
Игорь Ковалев, психотерапевт легкие формы расстройства не будет "глушить" антидепрессантами и транквилизаторами. Вы встречали человека с тяжелой формой депрессии, представляете себе что это? пытались ему помочь "советом", не будучи специалистом? Ваши "рекомендации" ему, как если бы человек с множественными переломами костей ноги как-то сумел добраться до травмопункта, а вместо направления в стационар и операции под наркозом травматолог выдал ему инструкцию в 10 страниц А4 петитом по наложению гипса, морализаторствовал "сам виноват, надо ходить широкими проспектами, а не оврагами", еще кучу "надо было, не надо было" и домой отправил. А ему может уже необходим препарат от болевого шока.
Игорь Ковалев25 января 2021, 11:55
Андрей."Не только по книге нужно учиться,но и на практике,да ещё и наставники нужны многоопытные... "/-Совершенно с вами согласен, но в настоящее время особенно для мирян:"Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей.Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания,вере правой, жительству по заповедям евангельским,глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства."(Свт.Игнатий Брянчанинов,прп.Нил Сорский)
Игорь Ковалев25 января 2021, 10:43
инокиня Наталья.По аскетике привёл вам слова святителя Игнатия,которые прямо опровергают ваши,а не своё мнение транслировал.По поводу нарушений в головном мозге,не спорю,есть случаи, когда надо идти к врачу и принимать лекарства.Но я же говорю о тех проблемах,которыми занимается психотерапевт,и их уже перечислял:депрессии,резкие перепады настроения, панические атаки,навязчивые мысли,приступы гнева и страха и т.п.Это явные признаки душевного расстройства в большинстве случаев по причине страстей,грехов и влияния падших духов,и лечатся "постом и молитвой",а не таблетками.И человека из вашего примера,который из-за пьянства разрушил семью,надо лечить покаянием и молитвой,а не антидепрессантами.
Игорь Ковалев25 января 2021, 10:14
инокиня Наталья."Оккультизм (от лат. occultus– тайный, скрытый)–это таинственные учения и культы,выражающие стремление проникнуть в духовный мир,познать потусторонние силы и овладеть ими."Как раз какие-нибудь шаманские ритуалы и есть оккультизм.А по вашей логике получается Спиридон Тримифундский,по молитве,которого ящерица превратилась в золото(а это явное изменение материи), занимался оккультизмом.Ваше неправильное определение приводит к нелепостям.А у меня вполне православная вера во всемогущество Создателя,который может изменить и материю,и физические законы.И кстати,в молитве на принятие святой воды произносим:во здравие ДУШИ и ТЕЛА.
Наталия Ростова - Игорю25 января 2021, 09:17
/Миллионный раз говорю/ Игорь, на этом сайте Вы заслужили себе репутацию человека, который любит спорить и доказывать свою правоту. Что святые отцы по этому поводу говорят? Со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе... (преп. Амвросий). Я заметила, что нет ни одного человека, с которым бы Вы вели дискуссию и мирно разошлись. За собой, любимым, Вы оставляете последнее слово. И складывается ощущение, что из св. Игнатия Брянчанинова, Вы сотворили себе кумира. Вряд ли, он бы обрадовался этому обстоятельству. Есть ещё и другие Святые...
Игорь Ковалев24 января 2021, 22:42
Иоанна. Вы же знаете в аскетических вопросах между мнением Паисия Святогорца и Игнатия Брянчанинова,я выберу всегда мнение святителя Игнатия.Потому, что его творения хвалили и рекомендовали почти все известные подвижники за последние 150 лет,начиная с Оптинских старцев и заканчивая Иоанном Крестьянкиным.Даже за пределами России.например Серафим Роуз называл его путеводной звездой 20 века.И никто из них не утверждал, что он в чём то ошибался,а наоборот говорили,что его учение в согласии с учением древних св. Отцов и написано по внушению Святого Духа.
Андрей24 января 2021, 21:54
Игорь Ковалев 24 января 2021 16:44, давно сказано: "Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны."(с) Жаль только, что многие не осознали глубины и суровости смысла. Наверно сами не носили погон, потому и не представляют как запросто можно погибнуть или хуже того - попасть в плен из-за малейшей ошибки командира. Противник то своего шанса постарается не упустить, тем более если это подлинный профессионал высочайшего класса. Не только по книге нужно учиться, но и на практике, да ещё и наставники нужны многоопытные ибо конкретика бывает ой какая разная. Азбука, однако.
Катерина 24 января 2021, 21:01
Игорь Ковалев, святые советовали на основе своего опыта, пройдя, как Пушкин это описал 《Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв》, Вы же беретесь давать советы с чужого плеча, не пережив этого даже в наималейшей степени в качестве мирского. Это всё-равно мне будет давать советы по писанию икон ученик художественной школы. От скромности Вы не умрете, чего у Вас нет, того нет ;)
Игорь Ковалев24 января 2021, 16:44
Катерина.Не поучаю,а критикую и привожу не своё мнение,а мнения св. Отцов,в отличии от вас.Св. Отцы(Симеон Новый Богослов, Игнатий Брянчанинов) советуют изучать Писание и творения св. Отцов и все советы,даже духовника сверять с ними и противоречащее-отвергать.Что,я и делаю, увидев противоречие,указал на это.Пользуюсь советом игумена Никона Воробьёва, чего и вам желаю:"Миллионный раз говорю:хочешь понять духовную жизнь и уяснить себе множество вопросов, связанных с ней, — читай, тщательно изучай творения епископа Игнатия (Брянчанинова)"И кстати,за год столкнулся уже с четвёртым человеком в сане,утверждающим,что святитель Игнатий ошибался.Поэтому смотрю не на звания,а на слова.
Игорь Ковалев24 января 2021, 16:15
Катерина."Плач...Вы...применять пытаетесь натужно,это вершина,к которой святые шли десятилетиями"/Уже не один раз писал,что прежде,чем спорить,могли бы прочитать св. Отцов об этом вопросе.Вы заблуждаетесь!Плач у новоначальных тоже должен быть.Читайте главы "О слёзах" и "Учение о плаче Пимена Великого" свт. Игнатия Брянчанинова,а также главу "О радостотворном плаче" прп.Иоанна Лествичника.Слова св. Отцов,что в тот день,когда мы не плакали о грехах,находились в самообольщении,очень хорошо описывают суть правильного и неправильного духовного состояния.А если большинство св. Отцов,говорили,что шутки и смех вредны и обходились без них,то считаю,что Оптинские старцы ошибались в этом вопросе.
Иоанна_ 24 января 2021, 14:02
Посмотрите житие и поучения преподобного Паисия Святогорца - они изобилуют шутками и юмором! И юмор весьма своеобразный был у него! Но он блестяще пользовался своим чувством юмора как даром Божиим для вразумления и утешения ближних. / Игорь Ковалёв, консенсус патрум касается прежде всего догматических вопросов, шутки и смех к таковым не относятся. В Церкви МОГУТ существовать разные мнения по менее значимым вопросам, и Церковь этому не препятствует. Мнение святителя Игнатия в данном случае - не догмат, а его частное мнение. Есть и другие мнения на этот счёт, не менее авторитетные.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву24 января 2021, 13:29
И, да, благодать может, конечно, изменять биохимические процессы. Только когда эти процессы нарушаются у человеке в желудке или щитовидной железе, то он не только молится, но и пьет лекарства. А когда процессы нарушаются в головном мозге, то к нему тут же прибегает толпа безответственных советчиков, которые сами в его коже не бывали, но точно знают, что надо только молиться и каяться.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву24 января 2021, 13:22
1. Оккультизм - не ритуалы. Оккультизм - это в первую очередь учение о том, как духовными практиками действовать на материальный мир. 2. Возможно, что Вы имеете представление об этом вопросе верное, просто оговорились... возможно, но маловероятно. Потому что в богословии - как в математике - важна точность и тончайшие оттенки смысла. И если Вы этой точностью с такой легкостью пренебрегли, когда рассуждали о взаимодействии благодати (т.е. духа) с материей, значит Вы в этом не разбираетесь. 3. Аскетика занимается вопросом исцеления падшего ТРЕХСОСТАВНОГО человеческого естества. Если Вы не понимаете, как взаимодействуют дух и плоть, то стоит ли Вам транслировать свое мнение по этим вопросам?
И.24 января 2021, 03:52
Игорь Ковалев23 января 2021, 18:34 Вообще-то мы не "что угодно думаем", а видим разные примеры из жизни святых. И если монах следует наставлению "имей Бога пред очами твоими", наверное он разберется, что и когда ему и его подопечным позволительно и полезно. Только и всего. Вы не смеетесь, а другую часть наставления "должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб не попустил им пребыть в греховной жизни, чтоб не восхитила их смерть прежде, нежели они успеют принести покаяние" выполняете? Что толку не смеяться, если в это время чужим грехам только счет вести.
Катерина 24 января 2021, 02:12
А вообще, когда мирской поучает монашествующее лицо тому, как надо духовно жить (вероятно, богатейшая практика у человека и в том, и в другом состоянии?..:) причем не в мелочах каких, а вообще, глобально - это даже забавно читать, поскольку никаких других чувств такое высокое мнение о себе у меня лично не вызывает.
Катерина 24 января 2021, 01:45
Игорь Ковалев, т.е. Вы хотите сказать, что святые лечили грех ближнего другим грехом? Так и получается по Вашим словам. Но этого быть никак не может. Значит, их мягкий необидный сдержанный юмор ради ближнего из другой материи, чем наш с Вами. Плач же, о котором Вы вычитали и все к себе и другим применять пытаетесь натужно, это вершина, к которой святые шли десятилетиями тяжелой работы над собой. Или Вы в самом деле считаете, что описанный святыми плач это раз и навсегда застывшее прокрустово ложе, в которое вгоняется сознание любого монаха немедленно после пострига?
Игорь Ковалев23 января 2021, 18:34
И.,Катерина. Мы то,что угодно можем думать , а св. Отцы так писали:"Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии,шутках и смехе,воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Плач – жизнь монаха:рождает его мысль сознания своей греховности мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его – в святых мыслях покаяния,как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ и ПРЕСЛЕДУЮТСЯ во всех благоустроенных монастырях"(свт.Игнатий Брянчанинов)
Елена23 января 2021, 16:48
Спасибо, матушка. Прочесть бы в декабре..
Игорь Ковалев23 января 2021, 15:22
Продолжение.инокиня Наталья.Говорю про биохимию ,прочитав вашу статью по ссылке.Есть,наверное случаи, когда надо сразу отправлять к психотерапевту,хотя и сомневаюсь.Но подавляющее большинство душевных недугов -это воздействие на человека грехов,страстей и падших духов,а как сказал Господь:"Сей род изгоняется ТОЛЬКО постом и молитвой",а не таблетками.И читал,что православные психотерапевты стараются человека направить в Церковь,а вы наоборот из Церкви к психотерапевту на таблетки.Это у меня и вызывает недоумение,тем более,что вы инокиня.А в тонкости аскетики я не забираюсь.Мы же говорим не о непрестанной молитве и т.п.,а о принципах внешнего поведения и об их влиянии на духовное состояние.
Игорь Ковалев23 января 2021, 14:57
инокиня Наталья.Оккультизм это общение,ритуалы и практики,связанные с падшими духами.А я говорю о влиянии Святого Духа на организм человека.Согласитесь,это разные вещи.Из фильма беру сам факт изменения молекулы воды после освящения, поэтому и написал на молекулярном уровне.Изменения происходят и на клеточном уровне,если больные раком исцеляются, т.е. раковые клетки изменяются.Не являюсь специалистом ни в медицине,ни в химии,поэтому в нюансах могу ошибаться.Наука,конечно подтверждает чудо,а не объясняет,иначе это не будет чудом.Моя мысль,что Благодать может изменять биохимические процессы в организме,а не только медикаменты.
И.22 января 2021, 23:55
Игорь Ковалев, у монахов есть духовники, они им дают рекомендации сообразно их текущему духовному состоянию. Сами привели пример уместности шуток для врачевания слабостей, возвращения внимания в нужное русло. Полагаю, святые и во время шуток не забывали о главном, не празднословили, а употребляли дозированно как лекарство. В конечном итоге, и шуткой служили Богу и ближнему, а не потворствовали удовлетворению своих желаний. Шутки, смех тоже могут и должны быть осознанными, как и отказ от них. Прочая деятельность не "рассеивает" Ваше внимание?Не требует иногда определенной концентрации внимания на каком-либо предмете(те же комменты писать)?Так что на счет Вашего опыта, а не трактования святых?
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву22 января 2021, 21:34
Фильм "Вода" - оккультный псевдонаучный бред, куда бессовестно вставили обрывки выступлений известных и почтенных людей - священнослужителей и ученых. И если Вы считаете, что наука может доказывать явления мира духовного, то Вы стоите на позициях именно оккультизма. Наука может отметить, что произошло нечто сверхъестественное, т.е. чудо, но настоящая наука никогда не возьмется рассуждать как это произошло, и каков механизм действия чудес. Поэтому Ваше "благодать изменяет структуру материи... на молекулярном уровне" - это чистый оккультизм. Кстати, а почему именно на молекулярном? Почему не на атомарном? Не на электронном? Не на квантовом?..)) Рано Вам, Игорь, в тонкости аскетики забираться.
Катерина 22 января 2021, 21:01
"Очевидно,что такое употребление просто меньшее зло из двух"-- по-моему, это вовме не очевидно, а очевиднее то, что в святых руках применение чего-то во благо, а у греховодников ровно наоборот.
Андрей22 января 2021, 19:45
Игорь Ковалев 22 января 2021 10:52, пусть о высоких состояниях преподобия скажут знающие не по наслышке, если посчитают нужным. Самое же большее из возможностей естествознания это помочь человеку прийти к основанию престола Вседержителя. Посему антинаучно апеллировать к микроскопу в контексте разговора о свойствах крещенской воды. Пожалуй не в меньшей степени, чем было бы увидеть фотографию выключенного компьютера и рассуждать о том, какое именно на нём установлено программное обеспечение.
Игорь Ковалев22 января 2021, 12:34
И. "Не смейся,не шути,а то..." что? "/По словам св. Отцов,смех и шутки отгоняют покаянные чувства,плач, страх Божий,смиренномудрие, приносят страстные мысли, рассеянность.По своему опыту ещё и тщеславие борет,когда шутка понравится другим.Варсонофий Оптинский говорит,что использовал шутки,чтобы отогнать уныние у слушающих,а Амвросий Оптинский советовал шутку, чтобы разрядить обстановку во время ссоры.Очевидно,что такое употребление просто меньшее зло из двух.А монахи ведут более внимательную жизнь,чем миряне,где главное-покаяние,плач. Поэтому для монахов последствия шуток и смеха более чувствительны, как противоречащие главному в монашеской жизни.Об этом говорит и свт. Игнатий Брянчанинов.
Игорь Ковалев22 января 2021, 10:52
инокиня Наталья.Где оккультизм???Это факты,подтверждённые наукой. Посмотрите фильм,если не ошибаюсь "Вода" и называется,где под микроскопом рассматривают молекулы воды до освящения и после.А разве вы не знаете, что мощи Спиридона Тримифунтского(и не только его)нетлеют,остаются мягкими и имеют температуру 36 гр.,что противоречит физическим законам?А сколько случаев чудесных исцелений было в истории,включая рак,когда изменялся и состав крови и сами ткани.Так,что это не у меня оккультизм,а у вас материализм.А в цитатах про шутки и смех и толковать нечего,св. Отцы пишут конкретно:отгоняют плач, страх Божий,приносят страстные помыслы, рассеянность.Странно,что современные монахи об этом не знают.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву21 января 2021, 23:21
Ваши рассуждения о том, как действует благодать на материю, - чистый оккультизм. Разве можно с такими заблуждениями в самых элементарных вещах, рассуждать о православной аскетике и браться толковать святых отцов?
И.21 января 2021, 19:10
Игорь Ковалев20.01.2021, 17:02 наверное в любом действии важнее осознанность, чем слепое подражание, пусть и великим. "Не смейся, не шути, а то..." что? из Вашего, например, личного опыта? Вот предупреждение "Не влезай, убьет!" на трансформаторной будке для тех, кто туда лезет без необходимой квалификации и без соблюдения техники безопасности. Соответственно, оно не означает тотальный запрет на действия в или с ней. Скажем так, можно просто читать инструкции к прибору, зубрить и механически повторять, а можно вникнуть в причину того или иного запрета, его конечную цель, и осознанно действовать. Так чем, по Вашему опыту, грозят шутки и смех монахам? чем простым мирянам?
Игорь Ковалев21 января 2021, 16:17
Наталия Ростова. " никогда не смеяться над шутками, и редко улыбаться, это дыхание мрака. Жуть какая-то."/Это правильное поведение человека, который занимается покаянием. Говорю не о себе , а вообще, сам этим не могу похвалиться. Не слышали про радостотворный плач?Прп Иоанн Лествичник:"Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость)." "Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач; то без сомнения ничто столько не противится ему, как смех."
Игорь Ковалев21 января 2021, 15:04
инокиня Наталья.Вы забываете,что Благодать изменяет структуру материи. Освященная вода изменяется на молекулярном уровне,а мы состоим в основном из воды.На примере святых видим,что и тело,и душа изменяются под воздействием Святого Духа и нарушают законы физики и химии.Поэтому в первую очередь это лечится духовными средствами,т.к. и нарушения происходят в основном от греха и страстей.И только если нет улучшения,то психотерапевт и таблетки.И то нужно отправлять не в тоталитарную секту под управлением прельщённого батюшки.Пример же есть в Писании борьбы с депрессией,когда Давид пел псалмы царю.А,что помогают таблетки,так возможно,это бесы отходят от человека, чтобы он подсел на антидепрессанты.
Игорь Ковалев21 января 2021, 12:45
инокиня Наталья./У нас же консенсус патрум, если большинство св. Отцом, причём Великих считало шутки и смех вредными,то это истина.Вред от них очевиден:отгоняют мысли о покаянии,страх Божий, приходят страстные помыслы, рассеянность и по себе смотрю, если моя шутка понравилась другим,то тщеславие борет. Варсонофий Оптинский объясняет употребление шуток желанием отогнать уныние у слушающих.Получается это просто меньшее зло в конкретном случае..Сам Амвросий Оптинский говорил так:"Смех изгоняет страх Божий". "Смеяться поменьше,а то от этого недолжные помыслы приходят." Сам то я и шучу и смеюсь, стараюсь конечно поменьше,но чувствую вред от этого, считаю грехом и каюсь на исповеди.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву20 января 2021, 20:56
Ваше представление о душевных недугах указывает на крайне слабое знание православной антропологии. Мягко говоря. Можете посмотреть материал https://pravoslavie.ru/135066.html А шутил при мне старец Кирилл (Павлов), и при моих друзьях - старец Иоанн (Крестьянкин). Это о тех людях, про которых вообще нет двух мнений - все знают, что они святые люди. Да и так навскидку несложно припомнить, например, прп.Амвросия Оптинского... да и прочих святых, про которых все помнили, что они были веселыми людьми, могли и пошутить, и даже (о, ужас!)) посмеяться. Так что тут у Вас тоже какое-то не вполне православное вИдение мира обнаруживается.
Наталия Ростова- Игорю20 января 2021, 20:42
И все-таки, жизнь- это чудо! А чуда не запретишь. Да здравствует, амплитуда! То падаешь, то летишь!...Игорь, наверное, никогда не смеяться над шутками, и редко улыбаться ( судя по Вашему слогу), это дыхание мрака. Жуть какая-то. Я, например, в людях очень ценю хорошее чувство юмора. Амвросий оптинский тоже. И сам был непрочь пошутить. Он какой-то, в Вашем представлении, неправильный святой? Да? А уж поучать людей, Вы тоже мастер. Так что, давайте не будем ставить духовные диагнозы...
Игорь Ковалев20 января 2021, 17:02
инокиня Наталья "Иначе отчего бы многие великие святые умели пошутить? Имею опыт общения со святыми людьми - они шутили)))"/Не помню, чтобы кто-нибудь из великих святых шутил. В патерике сказано, что даже долгий разговор на духовную тему считали празднословием. Значит не такие и святые, те люди ,с которыми вы имели опыт общения,если заповеди нарушают.Вообще всё это вызывает озабоченность, когда монахи не видят вреда в шутках, а с проблемами направляют к психотерапевту, когда мне молодой священник говорит, что спорт смотреть это не грех,а увлечение.Почему раньше это было грехом(и шутки,и просмотр спорта),а сейчас нет???И вроде все " Лествицу" читают и "Поучения Аввы Дорофея".
Игорь Ковалев20 января 2021, 14:22
инокиня Наталья "А при чем тут психология? Речь шла про помощь психотерапевта."/-Я вообще о том, что человеку нужен не психотерапевт или психолог, а духовник и правильная духовная жизнь. Специально посмотрел какие проблемы решает психотерапевт:депрессии, перепады настроения,навязчивые мысли, приступы гнева и страха и т.п. Это же всё духовные проблемы,которые решаются покаянием,молитвой, постом,исповедью, Причастием,исполнением заповедей.С психикой проблемы будут, если человек в прелести, как в примере от Наталии Ростовой(называет себя блаженным, всех поучает). И ему то тем более не психотерапевт нужен, а внушение духовника.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву20 января 2021, 07:48
А в отношении прп.Антония Вы в чем-то правы - в оригинальном тексте не сказано прямо, что он шутил с братией. Хотя в пересказах такое толкование бывает. Но и толкование свт.Игнатия имеет ввиду не просто шутки, а "смех неподобный". Иначе отчего бы многие великие святые умели пошутить? Имею опыт общения со святыми людьми - они шутили)))
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву20 января 2021, 07:43
А при чем тут психология? Речь шла про помощь психотерапевта.
Игорь Ковалев19 января 2021, 22:09
Продолжение."Плач – жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его – в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях"(свт.Игнатий Брянчанинов)
Игорь Ковалев19 января 2021, 22:03
"Почему Великий Антоний шутил с братией?/- Антоний Великий не шутил с братией!"Антоний Великий,будучи спрошен,позволительно ли иногда смеяться,отвечал: Господь осуждает смеющихся. Восплачетеся и возрыдаете вы, сказал Он ученикам Своим, а мир возрадуется (Ин. 16, 20). Истинному монаху не должно смеяться..."/"Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев,что Авва утешает братию, он соблазнился этим."-"Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии...Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии,шутках и смехе,воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским." (свт.Игнатий Брянчанинов)
Игорь Ковалев19 января 2021, 10:49
"Вы вообще верующие или нет?! Как психотерапевт поможет душе?"/-Тоже часто возникает такой вопрос. Если сами психотерапевты, прочитав Исаака Сирина , говорят, что это величайший психолог, то почему мы отодвигаем св Отцов и идём к психотерапевту, который нам рассказывает,что нас в детстве недолюбили или подобную глупость и поэтому у нас проблемы.А ведь св. Отцы объясняют и всё наше поведение,и мысли,и как их привести в порядок.При правильной духовной жизни, дух направляет и душу,и тело(" едино на потребу") и не может быть психологических проблем, потому,что мир в душе. А Антоний Великий не шутил с братией,когда,увидев их,охотник соблазнился,прочитайте объяснение Игнатия Брянчанинова.
Елена17 января 2021, 23:21
Читала статью и соглашалась, очень верно, матушка Наталья, Вы пишите. Сломала я 3 января руку серьезно, и первое, о чем при сильной боли думала-анализировала, что тело страждет, и духу труднее молиться, труднее выполнять молитвенное правило, читать Псалтирь в группе, а про поход в храм на Рождество и святки вообще забыть. Дух, душа и тело очень взаимосвязаны. Приняла всё с миром. Теперь особо благодарю возможность работать онлайн. Слава Богу за Его Промыслительность!
Сергий17 января 2021, 16:44
Можно сказать, что эта статья догматическая! Человек может спастись только во всей своей полноте: а это и дух, и душа и тело. И если они приведены в гармонию Духом Святым, то это и есть верный путь к Царству Божию. Спаси нас всех, Господь! Многая лета инокине Наталии!
Иоанна_ 16 января 2021, 20:45
Антоний, можно решить квартирный вопрос или финансовые проблемы, но нельзя "решить" проблемы психологические и духовные. Их можно только РЕШАТЬ, причём, заниматься этим придётся всю жизнь, с большим трудом и с переменным успехом продвигаясь от минуса к плюсу (в лучшем случае). Статья понравилась.
Наталия Ростова16 января 2021, 17:24
Матушка, благодарю за ответ! Очень нравятся Ваши статьи, написаны нетривиально и простым слогом.
инокиня Наталья -- Наталие Ростовой16 января 2021, 08:47
Читая нам нравственное богословие, о.В.Свешников как-то сказал, что даже во фразе "я хочу исполнить волю Божию" можно расставить акценты самым разным (и даже самым неугодным Богу) образом. Мы с Вами не знаем, чего хотел этот юноша. Мы чаще всего даже свои дурные побудительные мотивы до конца не осознаем. Впрочем, возможно, что голова юноши уехала не от того, что он ведет себя неверно, а он ведет себя неверно от того, что у него уехала голова. У меня был случай, когда я думала, что у человек расстраивается психика из-за неправильного в духовном плане поведения. А потом ему стало совсем плохо, его положили в ПНД, и там очень хороший, глубоковоцерковленный доктор за месяц привел его в порядок.
Антоний15 января 2021, 21:44
Крепко запомнилась следующая когда-то прочитанная фраза (может, не совсем дословно): Сначала нужно решить свои основные психологические проблемы, а уже потом думать о более-менее серьезной духовной жизни. Тогда это стало для меня почти шоком, а со временем все больше убеждаюсь, что так и есть. К примеру, если человек в принципе не доверяет (плохо идет на контакт) мало знакомым людям, то при воцерковлении он очень долго не сможет довериться батюшке - и это не какое-то особое искушение, а реальная психологическая проблема.
Наталия Ростова15 января 2021, 17:25
У меня вопрос к инокине Наталье. Есть у нас в храме прихожанин один. Мирянин. Молодой парень. Перемолился он, акафисты читал пачками каждый день, псалтирь, молитвослов, и даже забывал, что кушать надо. В итоге, теперь просит называть себя блаженным Александром (имя изменено). Поучает других прихожан, и всё это с благостной улыбкой на лице. Вопрос. Вот он тоже хотел угодить Богу. Может даже очень хотел. Старался. Молился. И в этом-то, получается его вина...Или нет вины? Ведь очень заметно, что с головой у него ТЕПЕРЬ явно не в порядке. Это вообще пройдёт или будет только и дальше развиваться по худшему сценарию? Жалко его.
Вадим14 января 2021, 23:07
Многие впервые входя в православный храм испытывают чувство сильного страха. Лет десять назад я очень боялся ходить в храм. Поэтому перестал, собственно говоря это делать. А ещё, всё казалось мне таким сложным и непостижимым. В других конфессиях как то попроще. И только сейчас я без боязни и с охотой иду в Храм! Страх мой теперь иного рода:" Молю вас братия- имейте страх божий...". Красоту православного богослужения нельзя передать словами. Блажен тот, кому дано насладиться ей!
Андрей14 января 2021, 20:29
Быть может проблема ещё и в том, что люди знают факты, но редко задумываются над их значением. Вот медведь, это крупный хищный зверь обитающий практически по всей территории России где только есть крупные лесные массивы. А что это смертельная опасность словно бы и невдомёк.
И.14 января 2021, 19:40
Кто уже "как ангел" в интернете не сидит, кто мнит себя ангелом, тоже вряд ли прочитает. Статья для тех, кто сам "живет без страданий…" и думает, что все без исключения так же, как он? Все жития святых показывают, что каждый случай индивидуален и конкретному человеку в определенным месте и времени помогают персональным советом преодолеть его грех без обобщений и глобальных выводов. Тот же прп.Иоанн Колов нашел слова для прислужницы, чтобы пройти к Таисии, слова для Таисии, приведшие к тому, что "один час искреннего покаяния грешницы удовлетворил Милосердого Судию и возвратил заблуждшееся дитя к её Любвеобильному Отцу". Увидели, что кто-то уже "вознёсся", помогите. Не можете - промолчите.
Катерина14 января 2021, 16:28
о туберкулезе, его заразности советую лучше прочитать статьи на сайтах санэпидемстанций, и не надо ничего представлять, надо рационально действовать в соответствии с описанным в советских учебниках гражданской обороны, а также использоватъ опыт Великой Отечественной войны, ничего из этого на практике применено не было ни в России, ни в других странах, за исключением Таиланда, Северной Кореи (почти сразу понявших откуда ветер дует)
Юлия 14 января 2021, 16:08
Очень понравилась статья. Написано простым доступным языком. Увидела себя. Мечтаем о небесном, а что под носом у себя не видем и лень свою оправдываем.Спасибо.
инокиня Наталья -- Людмиле14 января 2021, 13:40
Разное количество нередко означает разное качество. Здоровому человеку заразиться туберкулезом от одного прикосновения маловероятно. Мне как-то пьяный уголовник, которого я успокаивала, плюнул в лицо... Спросила докторов, пора ли мне беспокоиться, и они сказали - маловероятно)) А ковид - очень заразен даже по воздуху. И опасен. И лечить его еще толком не научились. Но главное: речь была не столько об опасности заразиться, сколько о мирном приятии благословения священноначалия. Которое, согласитесь, будет отвечать за принятое решение перед Богом. Представьте, что это ВАМ надо принять решение, от которого буду зависеть чьи-то жизни. Как у Вас с воображением? Представили?..
Любовь14 января 2021, 12:47
Спасибо! Отрезвляюще и направляющее к себе! Написано хорошим языком ,без "ветий"
Елена О14 января 2021, 12:32
Так ведь сказано, что рыкающий не дремлет - вот люди и боятся. Особенно боятся новоначальные, которых пугают со всех сторон - неправильно крестится, неправильно молится, неправильно стоит, неправильно сидит, неправильно слушает, неправильно читает. Понятно, что человек устает от этого и начинает изучать - как правильно.
Елена14 января 2021, 12:00
Спаси Бог!!
Людмила14 января 2021, 10:50
Спасибо, хорошо написано. Только в одном не могу согласиться, что в храме освящённом надо остерегаться. Вера моя тогда не спасает меня. Если бы я (с детства брезгливая)опасалась туберкулёзных и разных заразных болезней, то не смогла бы целовать иконы и руку батюшке. А так ВЕРЮ, что в храме освящённом и Ангелом охраняемым, не может быть так, что сегодня мы целуем иконы, не боясь никакой заразы и так это и ЕСТЬ, а возвещённая опасность вдруг вмиг меняет всё. Пандемия пройдёт, а прочие опасные болезни останутся. Снова снимем маски и прикладываться с целованием будем к иконам? Дух святой выборочно действует? Верую, что только по попущению Божиему случается болезнь даже в храме.
Наталия Ростова - продолжение14 января 2021, 08:42
"Успокойся", говорит. "Лучше валерьяночки попей с пустырником, мученица ты наша, и хватит взваливать на себя то, что и удержать на спине не сможешь, не то что пойти с этой ношей. Выдохни и доверься Богу. Прими это как данность. И увидишь, что скоро всё наладится" Выдохнула. Действительно, всё наладилось. И пришла к выводу, что суетиться - это бестолковое занятие. Бояться - тоже. Надо жить по совести и творить малые дела, а в малом можно Богу угодить. И всё Бог может простить, только надо каяться и не осуждать других людей. Вот в этой простоте, как мне объяснил батюшка, можно заслужить право жить в Царствие Божьем....
Наталия Ростова14 января 2021, 08:32
Человек - существо рефлексирующее. А уж современный человек, ещё и тревожный. 365 раз в Библии нам написано - "Не бойся!", прям по числу дней в году, а мы всего боимся. Недомолились - плохо, перемолились - ещё хуже. Не постимся - ужас, постимся по уставу - кошмар, я уже подвижник! В общем, большинство наших духовных и житейских проблем происходят от страха. Мотыляет человека, как листок на ветру, от одной крайности к другой. А нужно-то только успокоиться и довериться Богу. Когда у меня были большие материальные затруднения, я ночей не спала, измотанная была до жути. Отсюда и мысли возникали - мученица я. Бог воздаст. Пока духовник на землю меня не опустил...Продолжение.
Анна14 января 2021, 05:48
Многоуважаемая инокиня Наталья, поздравляю Вас с Рождеством и Новым Годом. Желаю Вам здоровья и сил. Спасибо за Ваши статьи!
Игорь Александрович14 января 2021, 03:14
Правда без любви порождает жестокость. На мой взгляд, вся статья между строк именно об этом и в этом её тайная назидательность (для части людей, читающей буквицы помимо прочего ещё и сердцем), которая, кстати именно по духу. Если в этом же материале пойти только по пути рационализации ума, то можно ниспасть в осуждение ближних, занимая одну из двух предложенных взаимно конфликтующих позиций. Боже, упаси от таких исходов всех нас! Христос же примиряет разногласия, в Себе объединяя их, да будем и мы с Ним во исполнении полноты Обещавшего нам Царствие!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×