Христиане знают: случайностей у Бога не бывает. Ради подлинного блага для человека Господь не стесняется использовать даже такие, казалось бы, неблагоуханные вещи, как прозаическая селедка. Если рыбой Творец не побрезговал в случае с пророком Ионой, апостолами или просто голодными слушателями Его слова несколько тысяч лет назад, то что мешает Ему делать это и в наши дни? Ведь Господь не брезгует не только безгрешной в общем-то рыбой – мы Ему тоже очень дороги, несмотря на все наши грехи.
Натюрморт с рыбой. Художник: Рудольф Соснин
Ирина Николаевна – человек пожилой, укорененный в церковной жизни с самого детства и прекрасный собеседник, – рассказала мне однажды вот такую замечательную историю.
Было это после революции в России, когда беженцы наводнили многие страны Балтии, в том числе и Эстонию. Между тем скорбь многих людей, покинувших Родину, усугублялась подчас тем, что, попадая на чужбину, родные люди в суматохе тех дней теряли друг друга и порой долго не могли найти. Такие многочисленные факты стали тогда поводом для создания газеты для эмигрантов, охватывающей страны Балтии, в которой каждый желающий мог поместить объявление о своих пропавших родственниках и сообщить последним о своем местонахождении. Многим эта газета действительно помогла отыскать своих близких.
В числе таких счастливцев оказались и два родных дяди нашей прихожанки: Иван Иванович и Александр Иванович. Они не одновременно, но каждый по отдельности бежали из Питера, и один из братьев оказался в Таллине, а другой в Хельсинки. Поскольку были они людьми верующими, то оба стали ходить на чужбине в свои православные храмы, что помогало им выстоять в чужой стране.
Надо сказать, что православные приходы в странах, куда попадали беженцы из России, становились для последних главным местом встреч и общения со своими соотечественниками. Нередко потерявшие друг друга беженцы находили один другого в этих приходах. В надежде встретиться или хотя бы узнать о местонахождении друг друга посещали православные приходы – один в Таллине, а другой в Хельсинки – и оба брата.
Многие выражали им свое сочувствие, но помочь не могли. Тогда оба брата, всю надежду возложив на Бога, стали усиленно молиться. И вот какая-то женщина, узнав о печальной разлуке братьев, посоветовала тому из них, который находился в Таллине, написать объявление в газету, что он и сделал, надеясь, что брат прочитает объявление и даст ему знать о себе.
Но после выхода газеты с объявлением пропавший брат так и не объявился. Женщина, которая посоветовала обратиться в газету, советовала еще подождать или написать новое объявление. И вдруг пришла наконец долгожданная весточка из Хельсинки. Брат, находившийся в Таллине, благодарил Бога, что он послал ему человека, который надоумил его обратиться в газету, а брата надоумил прочитать его объявление в газете.
Когда они встретились, то последний рассказал, каким образом к нему в руки попала газета с объявлением. Он так же, как и его брат в Таллине, ходил в православный приход в Хельсинки, но никто не подсказал ему написать объявление в газету для эмигрантов или следить за объявлениями в газете.
Я не собирался покупать селедку, но продавец уговорил. И завернул селедку в ту самую газету – с объявлением!
«Но Промысл Божий, как мы знаем, невозможно предугадать, – продолжил “хельсинский” брат с улыбкой. – Когда я пошел на рынок за продуктами, то продавец уговорил меня купить селедку, чего у меня не было в мыслях. Придя домой, я развернул газету, в которую продавец завернул селедку, и – представь себе! – сразу на глаза мне попалось твое объявление».
– Вот такое чудо случилось с моими родственниками, – с улыбкой окончила свой рассказ Ирина Николаевна и, извинившись, полезла в карман за платком, чтобы смахнуть набежавшие слезы.