Ад самооправдания. Часть 1

    

«Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16).

Тема оправдания очень деликатна и богословски глубока. Если спрошу вас, как человек оправдывается в этой жизни, вы ответите: «Делами». Не правда ли?

Но здесь Христос говорит нам нечто более глубокое, и нам надо быть внимательными, потому что оправдание делами — это дискуссия, у которой есть начало, но нет конца, и исключено, чтобы она когда-нибудь закончилась. Если начнешь говорить с кем-нибудь об этом — и если Бог начнет говорить с нами, — никогда не найдешь этому конца.

Самооправдание — это колоссальное духовное мучение, потому что каждый защищает свои дела и глубоко в душе считает их правильными. Чтобы оно закончилось, надо, чтобы в душе человека забрезжил рассвет, и он сказал духовнику и себе: «Я виноват», поверил в это и стал работать в этом направлении.

«Я виноват» так трудно сказать потому, что наша душа сопротивляется

Это «я виноват» так трудно сказать потому, что наша душа сопротивляется. Для нас это нарциссическая рана, как сказал бы психолог. Мы сопротивляемся: «Я не виноват, а если бы и был виноват, то всё равно не виноват! А если даже и виноват, то виноват не так сильно!» Особенно если духовник начнет наталкиваться на это наше «я не виноват» и говорить:

— Нет, ты виноват еще больше! — тогда мы можем вступить в конфронтацию с ним и сказать:

— Ты тоже меня вообще не понимаешь! Я не виноват настолько, насколько ты думаешь. Я виноват немножко!

А кто же виноват в остальном?

— Ну, на свете же так много людей! Разве они не могут тоже быть немного виноваты? Не виноват ли в конце концов Бог, давший мне такие условия жизни? Не виноваты ли немного и мать с отцом, научившие меня быть таким?

И мы, естественно, забываем о диаволе, который ухитрился и во всем быть виноватым, и чтобы ему не приписывали почти никакой вины. Да, на диаволе лежит ответственность, но всё же не исключительная. Ведь это мы даем ему материал, это с нами он работает, со всем тем, что мы в себе установили, чему поклоняемся и в чем не виноваты! Со всем, в чем ты не виноват, — именно с этим работает диавол. Нет материала лучше этого.

Будьте внимательны, нет материала лучше, с которым бы он работал, чем всё то, о чем ты говоришь, что не виноват, и кричишь, что не виноват, и уверен, что не виноват. Именно с этим он и работает — и всегда смотрит, как бы утащить тебя в другую крайность. В другую крайность, туда, где расположено крайнее самооправдание.

Мы живем в культуре самооправдания

Не будем забывать, что мы живем в культуре самооправдания. Всё, что называется психотерапией, — это всего лишь успокоительное самооправдание. Хороший психотерапевт, который хочет заработать денег, должен знать, как оправдать приходящих к нему людей. Увы тебе, если захочешь излечить человека, потому что самооправдание — это не лечение, а сиюминутное облегчение. Потом проблема усиливается еще больше.

У психотерапевтов нет глубокой духовной картины человека, есть только картина его поведения. Они стараются доставить человеку облегчение на эмоциональном уровне. Человеку становится немного легче, но ненадолго, потому что проблема очень быстро возвращается, то мучение, которое он в себе несет, возвращается, — мучение самооправдания, которое не дает ему встать на ноги.

Сегодня мы подходим к этике нарциссически. Этика — это то, что я понимаю как этичное. Я помещаю этику не вне себя, а в себе. Не правда ли? Я знаю, чувствую, понимаю, что всё обстоит как-то так.

Сейчас я пишу один материал и заставил себя прокомментировать один очень известный полицейский фильм. Ты подходишь к полицейскому и говоришь ему: «Смотри, ты тоже под законом», — и видишь, что он уже самовлюбленно отождествил себя с законом, он не может согласиться, что закон выше него, особенно если ему сказать, что он в чем-то виновен. Судья — он тоже не может признаться, что в чем-то виновен. Учитель и того больше не может согласиться, что он в чем-то неправ. И священник тоже не хочет сделать ни шагу назад.

На днях ко мне приходили два моих бывших студента, они уже женились. Года 4–5, как они женаты, и духовник за всё это время ни разу не допустил их к Причастию. Когда я узнал, по какой причине, я годов был разодрать на себе одежду: речь шла об огромном безрассудстве.

Эта культура самооправдания является способом, которым и мы сегодня воспитываем своих детей, учим их, что они всегда правы, и думаем, что таким образом сделаем их сильными и неуязвимыми, а на самом деле делаем их слабыми, несчастными, кандидатами на получение депрессии и стресса. Потому что у них нет благородства, чтобы в какой-то момент сделать шаг назад и сказать: «Да, я совершил ошибку».

А что может быть для человека естественней, чем совершить ошибку? Мы ведь грешны с самого начала и до конца. Отличаемся от святых тем, что они видят это, а мы нет. У святого есть одна черта, которая нам в других нравится, но которую мы боимся увидеть в самих себе. Она называется самоукорение. Оно является действием Духа Святого в человеке. Когда оно начинает действовать, тогда начинается счастье. Нет другого счастья, кроме этого. Всё остальное — это война, беда и несчастье.

Мы воюем друг с другом и, наконец, с Богом. Сколько людей в конце концов заявляют Ему: «Это Ты виноват в том, что я…». Так каким же тогда оказывается Бог? Завистливым? Низменным? А разве Бог — не любовь? Разве Он не заботится о нас? Святой Иаков (Цаликис) как-то говорил мне:

— Отче, у меня телефон звонит всё время. И спрашивают: «За кого мне выйти замуж?», «На ком жениться?» Если бы я хотел, то переженил половину Греции. Но что мне сказать им, отче? Что сказать? Если скажу им то, что иногда вижу, горе мне!

Ты преисполнен пороков, а хочешь, чтобы рядом с тобой была святая

Потому что ты преисполнен пороков, а хочешь, чтобы рядом с тобой была святая, которая в ответ на всё это кланялась бы тебе и по вечерам ставила за тебя свечку! Если же Бог даст тебе ту, которую и должен дать, чтобы ты мог себе помочь, — не правда ли? — то ты вскоре прибежишь к этому святому, чтобы схватить его за горло и сказать:

— Ты почему насмеялся надо мной? Разве я эту хотел? — и обвинить Бога.

Святой Иаков и все святые старцы потому не могли сказать того, что видели, что человек не готов этого услышать.

«Делами закона не оправдается никакая плоть».

Что бы ты ни делал, пред Богом тебе не оправдаться. Эта сказка закончилась. Не ищи самооправдания, ты всё равно не сможешь оправдаться. А если считаешь, что можешь оправдаться, тогда исполни всё, что велит закон. Но ты этого не исполнишь. Святые и пророки этого не исполнили и не могли исполнить, сам Давид совершил убийство и прелюбодеяние, Давид, великий Царь и пророк. Потом он стал образцом покаяния, да, но он сделал то, что сделал.

Мы слышали это сегодня в притче о добром самарянине:

— В законе что написано? как читаешь? — спрашивает Христос.

Он словно говорит: «Как ты понимаешь эти вещи?» И законник цитирует Писание:

— «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 26–27).

Это замечательно, но только человек упадет без чувств, если поймет, что он тут читает. «Возлюби Господа Бога твоего». Хорошо, он возлюбит Его всей душой. Но чтобы и всей своей крепостью, и всем разумением, и всем сердцем? Так, чтобы не думать ни о чем больше. Каким же я тогда стану? Зависимым от Бога? Да, именно таким и станешь. И возлюби ближнего своего, как самого себя.

— Да, Бог свят, Он Бог, но ближнего моего зачем? Господи, зачем мне любить ближнего моего как самого себя?

Милость! Дело тут не в справедливости.

«Фарисеи, — говорит Христос, — накладывают на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не хотят сдвинуть их» (ср. Лк. 11, 46). А почему? Потому что знают, как они тяжелы, и не берутся за это. Они занимаются законом, а истиной закона не занимаются вообще. Кто занимался истиной закона, те поняли слова святого апостола Павла, что никакая плоть не оправдается делами закона.

Самооправдания не существует. Что бы ты ни делал, за этим будет стоять то чудовище, которое, выражаясь категориями психологии, называется нарциссизмом, самовлюбленностью, себялюбием, если хотите. На психологическом языке мы называем его нарциссизмом, который в конечном счете поглощает всё, что ты бескорыстно делаешь. И чем больше ты игнорируешь существование этого зверя, тем больше его питаешь.

Ты можешь иметь связь с тысячами людей в Интернете но при этом ощущаешь пустоту в душе, потому что там нет ни тебя для них, ни их для тебя

Это и произошло сегодня. Вы видите, что сегодня в Интернете завязываются все эти фальшивые отношения. Ты можешь иметь связь с тысячами людей в Интернете, ты навязываешь им свой образ, как делают это и другие, и работаешь со своим воображением, но при этом ощущаешь жуткую пустоту в душе, потому что там нет ни тебя для них, ни их для тебя, и ты ни другого не знаешь, кто это, ни самого себя не знаешь, кто ты. А немного погодя уже вообще не знаешь абсолютно ничего, если же начнут идти и лайки, тогда совсем пиши пропало! Даже я, испытывающий огромную антипатию ко всему этому, когда увидел, что моя беседа понравилась более чем тысячу раз, подумал: «Ты посмотри!»

Конечно, всё это — дела человеческие, человеческие изобретения, каковыми и являются социальные сети, чтобы не назвать их иначе. Они — сети массового фантазирования, это — идолослужение. Фейсбук — это место встречи идолослужителей, как говорит один современный интеллектуал, не я. Мне его выражение понравилось. То есть ты преподносишь себя таким, каким ты хотел бы быть, но за всем этим скрываешь огромную тревогу, потому что ты не то, что говоришь, скрываешь огромную зависть, потому что все остальные лучше тебя! Испытываешь беспокойство, потому что годы проходят, а ты ничего потрясающего не сделал, как другие, которых ты там видишь. Не так ли? И так подкатывает депрессия. Ой, как «круто»!

Всё это сегодня — обыденность. А поскольку обыденность, то это проходит незамеченным. Мы, поколения постарше, видели другое, знаем, что такое бороться за свою любовь, быть отвергнутым, становиться лучше, и чтобы другой становился лучше, и, наоборот, становиться хуже. А сегодняшняя бедная молодежь имеет дело исключительно с воображением. И когда им надо будет опереться на какие-никакие критерии, они понимают, что критериев у них никаких нет, потому что там, внутри, у них всё размыто.

Если скажешь, что у тебя есть какой-нибудь критерий, лайки начнут падать. Если скажешь, что у тебя есть еще и второй критерий, лайков станет еще меньше, но стоит ляпнуть какую-нибудь ложь, лайки сразу начнут расти. И ты делаешься лживым=фальшивым, потому что тебе надо иметь лайки, чтобы быть личностью.

А где тебе почерпнуть эту личность, из какой связи ты ее почерпнешь? Только в отношениях, основанных на любви, формируется личность. Воображением же создается не связь и отношения, а кандидатура на депрессию. Говорю вам это. Лучше иметь рядом с собой человека, с которым будешь ругаться день и ночь, чем не иметь возможности ничем ни с кем поделиться.

Сегодня мы живем в эпоху самооправдания. Нам надо оправдываться, по-другому нельзя. И так и начинается вся эта суета, ведущая к полному отсутствию критериев. Ты не только не получаешь ничего ценного, но и утрачиваешь критерии, чтобы нравиться. Один великий английский писатель говорит: «Когда я вижу, что со мной все соглашаются и говорят: ‟Да, ты прав!” — я знаю, что я неправ».

Если вас все хвалят, это написано и в Евангелии, — горе вам (ср.: Лк. 6, 26)! Это значит, что вы — «несуществующие». Поэтому люди, которые выделяются в социальных сетях и телевизоре как личности, мертвы, они картонные, несуществующие. Они существуют только в лайках и впечатлениях, которые создают. А если их взвесить — не знаю, бывают ли исключения, да и заниматься этим у меня нет времени, но когда оно было, помню, что все они, вместе взятые, не идут ни в какое сравнение с традиционной бабушкой, которая знала, чего хочет, как она этого хочет и почему хочет. А эти люди не знают, ни чего хотят, ни как они этого хотят, ни когда хотят, ни почему этого хотят, и перестанут ли они этого хотеть.

Они запутываются, потому что всё время находятся в замешательстве. И идут к психоаналитику, который начинает со слов утешения — естественно, за вознаграждение. Если же им хочется большего утешения, он дает им новые антидепрессанты, страшные, потому что воздействуют непосредственно на мозг и снижают уровень серотонина. Ой, как «круто»! И мы все довольны.

Посреди этого хаоса есть только один способ, а именно — довериться Христу

«Делами закона не оправдается никакая плоть».

Так как же оправдаться человеку? Есть только один способ, который благодатен, который есть благодать, дар. И если хочешь, ты его принимаешь. А не хочешь, не принимай. Он называется верой.

«Только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Только вера оправдывает посреди того хаоса, который я описал и которого становится всё больше. Посреди этого хаоса есть только один способ, а именно — довериться Христу. Посмотри, что Он делает, и оставайся в Нем, поверь в Него, схватись за Его руку и делай то, что Он говорит. Ухватись за Того, Кто действительно тебя любит, потому что Он — Сама Любовь, и всё, что сделал, Он сделал потому, что любит тебя.

А что Он сделал? Воскресил тебя из мертвых, исцелил от паралича, дал тебе глаза, чтобы ты видел, не правда ли? Накормил 5 тысяч человек. И в конце говорит тебе:

— Смотри, Я отдаю тебе и Самого Себя. Это Я умру, а не ты!

И оставляет тебе Свое Тело и Кровь, и если ты причащаешься, будешь жив вовеки и не увидишь смерти никогда.

Он говорит тебе об этом огромном даре:

— Возьми его!

А дальше всё зависит от твоей личной свободы. Если скажешь: «Не-е-ет! Я сам оправдаюсь!» — тебя ждет ад.

Сегодня ад виден, раньше его не было так видно. А сегодня у нас есть жуткая привилегия — видеть ад. Куда ни пойдешь, там ад. Что сказать? Спросите у нас, священников, чтобы увидеть его. Особенно у духовников. Чтобы увидеть, что творится сегодня в человеческих отношениях. Вы его и сами видите вокруг себя. Так где же остановиться человеку? Куда повернуться сегодня? Назовите мне такое здоровое пространство. Везде мы видим тяжелые явления, необычные явления, потому что отступление велико и самооправдание ужасно.

(Окончание следует)

Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского Станка Косова

Задругата

26 июня 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Духовный контент» или жизнь во Христе? «Духовный контент» или жизнь во Христе?
Свящ. Димитрий Выдумкин
«Духовный контент» или жизнь во Христе? «Духовный контент» или жизнь во Христе?
О рассудочной истине и опытном знании
Священник Димитрий Выдумкин
Изобилие внешнего знания, неограниченное «потребление духовного контента» может стать и становится настоящим искушением для современного христианина: оно подменяет для него реальную духовную жизнь, а значит – отнимает ее.
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили)
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили) о пути в монастырь и Промысле Божием
«Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят», — признается игумен Антоний (Павлиашвили).
«Вся сила в деятельном христианстве» «Вся сила в деятельном христианстве»
Свт. Иннокентий Херсонский
«Вся сила в деятельном христианстве» «Вся сила в деятельном христианстве»
Святитель Иннокентий Херсонский о духовной жизни
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Благо тому, кто живет так, что всегда готов окончить жизнь и предстать на Суд Божий! Но горе тому, кто потерял из виду последнюю цель бытия своего.
Комментарии
Анна Резе 5 ноября 2021, 06:14
Здравствуйте,люди добрые. Я,знаю,что промыслом Божьим,снова прочитала статью. За комментария -низкий поклон. Живу,как и жила. Воскресение - Богу. Остальные дни упорно стараюсь не навредить никому. Мне 65 лет. Работаю. В воскресенье прошу благословения у батюшки на неделю,а в следующее воскресение заказываю благодарственный молебен. Одеваюсь красиво. Хочу,чтоб и другие женщины надевали длинные юбки и платья. Не могу удержаться от мысленного осуждения,когда вижу "полураздетую" женщину в миру. Слава Богу,что в церковь приходят в красивых и светлых одеждах. Признаюсь,что каждый вечер имею список для покаяния. Господи,буди милостив ко мне грешной.
Иулиания28 июня 2020, 22:57
- Вы поститесь? - Нет... не в этом суть христианства. Можно поститься, молиться и оставаться фарисеем. Как часто слышу подобный ответ от людей, считающих себя верующими без фанатизма. Так это они называют. Что только человек не придумает, чтобы оправдать свое невежество, лень и просто нежелание менять свою жизнь.
Александр28 июня 2020, 21:36
Христос заповедал всем нам начинать свое усовершенствование с нищеты духовной: «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3), то есть со смирения. Некоторые по неведению или неразумению говорят, что смирение есть душевная слабость. Смирение соединено непременно с мужеством. Смиренный, будучи «слаб» только в отношении ложной самонадеянности, тверд и непоколебим верою в Бога: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1). И Сам Господь воодушевляет смиренных: «Сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16:33).
Яна (Jana W)28 июня 2020, 18:20
Лучше всего, посоветоваться со священником. или, хотя бы с другом, тоже православным христианином, т.к. "самооправдание" иногда оказывается обычным объективным взглядом на влияние обстоятельств. Или не влияние. Проанализировать самому бывает трудно. (Ну есть такие люди, которые укоряют себя в том, на что они не могли даже влиять.).
Екатерина28 июня 2020, 11:54
Здравствуйте, благодарю Вас за статью. Я психолог и для меня ценно замечание не вводить людей в ложное самооправдание. Однако не могу с Вами согласиться,что это то, чем занимается вся психология и психотерапия. Я бы сказала наша задача скорее "подружить", ближе присмотреться с милосердием,с тем, что в ним происходит, чтобы он мог понять, и принять,и изживать то, что разрушает его и близких... Иногда гордыня действует и как беспощадность и отвращение к себе, от этого только хуже..
Александра28 июня 2020, 09:11
Не соглашусь с о.Николаем по одному моменту: психотерапевт - это врач с медицинским образованием. Как и любой врач, он лечит, и ни о каком самооправдании пациента речи не идёт. Не стоит путать психотерапию с простой консультацией психолога. Тут да, психолог, как правило, на стороне пациента. В психотерапии - нет. Врач на стороне излечения болезни. Так же как и хирург и любого другого профиля врач.
Анна G28 июня 2020, 07:09
Александру: "Виноватым легче управлять. Признайся, что ты виноват. Облегчи работу… властям". Какое дело мне до властей, если у меня в душе ад? И я хотела бы от него избавиться? Хотела бы в душе мир, а там война вечная. И виноватость не нужно путать покаянием. Покаяние - перемена ума. А любая перемена, как дело любое, возможно только с ясным сознанием. Мир в душе - основа всех благих дел. А мир и достигается вот этим: я был не прав, поступка неправильно, я теперь буду делать по-другому, а Богу - слава! Вот и воцаряется мир в душе. А что там власти светские … смешно. Здесь о другом, не об этом. Простите, если что не так. Статья прекрасная. Перечитываю третье утро. Ад вокруг - вот это верно.
Анна27 июня 2020, 23:11
Здравствуйте, я психотерапевт. Работаю в психодраматическом подходе. Категорически не согласна с мнением о "хорошем психотерапевте, который хочет заработать". Я понимаю, что есть разные психотерапевты. И среди них есть шарлатаны. При этом не готова под одну гребёнку причесать всех. Пишу о своем опыте работы, говорю только за себя. Клиент получает поддержку и ресурс всегда, каждую сессию. Никаких подобных злодеяний клиент не получает. И как мне кажется, нам нужно объединяться со священниками, так как мы работаем с хрупкой душой человека. А не воевать по разные стороны баррикад. Мы работаем а том, что в чем священник не может помочь здесь и сейчас. Священники работают в другом. Бог помогает.
Алла27 июня 2020, 20:09
Павел, ну и зачем писать женщине о том, что мы все состаримся? Да, так и есть. Но это совсем не значит, что не нужно быть красивой и ухоженной сейчас, когда ты ещё молода и ещё можешь блистать.
Ксения27 июня 2020, 13:09
Те, кто гневно пишут тут, что это позиция жертвы, не знают и не пробовали одного - в ситуации, когда ты не виноват, попробовать первым пойти на примерение и даже попросить прощения у виноватой по логике стороны. Если сделать это просто и искренне, это приносит огромные плоды и мир. Любителям преувеличивать - конечно, я не имею в виду те случаи, когда тебе грозит от кого-то реальная опасность. Речь о повседневном человеческом общении.
Ольга27 июня 2020, 10:15
Огромная благодарность редакции Православие.ру за продолжение публикаций статей священника Николая Людовикоса. Все они заставляют глубоко задуматься, а не просто возвещают прописные истины. Низкий поклон батюшке!
Ирина26 июня 2020, 23:03
Хорошая статья. "...антидепрессанты, страшные, потому что воздействуют непосредственно на мозг и ПОВЫШАЮТ уровень серотонина. Ой, как «круто»!..."
Александр26 июня 2020, 21:33
Согласен, с автором статьи, ад сейчас виден. Самооправдание (голос бесов), которое порождает высокоумее и гордыню, ведёт на дно адово. Без познания себя невозможна нормальная духовная жизнь. Игумен Никон Воробьёв говорит: «Человек не познает себя если 1) занимается самооправданием и 2) приписывает себе разные положительные качества. Первое очевидно, о втором учит утренняя молитва преподобного Макария Египетского: «Боже, очисти мя, грешного, яко николиже сотворих благое пред тобою»». Крепкое оружие на врага — самоукорение и смирение, потому оно и трудно, что сокрушает всю его силу, и он тому противится. Стараться нужно стяжать смирение, ближний путь к которому — самоукорение.
Наталья26 июня 2020, 19:28
Анна Резе, непонятно, в связи с чем прихожане делали вам замечания. За ваш элегантный внешний и вид и со вкусом подобранную одежду? Если да, то природа таких замечаний сомнительна с точки зрения доброжелательности.)
Наталья26 июня 2020, 19:26
Павел26 июня 2020, 13:13"А потом: "А Вы всё-таки обратили на меня внимание!!!" - и победно на меня глядит. Блаженная, доверчивая, детская душа, так жаждущая похвалы. Да одень ты душу свою в добродетели - сам Бог тебе похвалу даст!" Павел, это чисто женское.) Мы в большинстве своем остаёмся принцессами до конца жизни, хотя бы внутри себя, остаёмся во многом девчонками. И слава Богу. А о душе ее мы и не знаем ничего: может, она и преисполнена добродетелей, которые мы не видим.
Наталья26 июня 2020, 18:41
Всё бы хорошо, но зачем же так о психотерапевтах? Вообще-то нормальные психотерапевты заняты не тем, чтобы оправдать пациента, а тем, чтобы подобрать ему лекарство и объяснить, как правильно жить с его болезнью. Или Вы отрицаете такие вещи как нарушение нейрохимических процессов и органические поражения головного мозга? Это страдание. И когда окружающие отрицают это страдание, оно утраивается. А когда его отрицают священники, это вообще может уничтожить человека.
Татьяна26 июня 2020, 16:29
Самооправдание, это не тоже самое, что реалистичный взгляд на себя. В статье навязывается нездоровое отношение к себе, комплекс жертвы, да это удобно для патриархального общества, но проблема в том, что в отношениях с собой и другими «вечно виноват», человек всегда несчастен сам и делает несчастным окружающих, включая детей. Нужно объективно понимать что ты из себя представляешь, и менять, по возможности свои недостатки. Да, и психоаналитики не «дают» антидепрессанты, у них нет для этого полномочий, только врачи психиатры. Так что или автор безграмотен в том, о чем пишет, или сознательно врет.
Зинаида26 июня 2020, 16:19
Дорогая Анна Резе! Вы молодец! Так и продолжайте. В человеке должно быть всё прекрасно. Неправильно делают те, кто надевают на себя что попало, какие-то мусорные тряпки, неприятные, не сочетающиеся юбки и кофты. На старообрядческих сайтах заметила, что они одеваются отменно, в самое лучшее. Это, по меньшей мере, уважение к собранию. И какой-то оптимизм. Сегодня очень больно смотреть на молодежь, которая по своему виду напоминает каких-то неопрятных доходяг, разлагающихся дегенератов. У них и понятия нет о культуре одежды. Так что Вы для них будете служить примером! А для нас - отрадой.
Екатерина26 июня 2020, 14:56
Слава Богу за такую статью! "Сегодня ад виден, раньше его не было так видно. А сегодня у нас есть жуткая привилегия — видеть ад. Куда ни пойдешь, там ад."-это и мое ощущение. Главный нарцисс-это дьявол. Падший, не возрожденный в Господе человек - это нарциссическая личность. Такой человек ощущает себя центром всего. Он не может понять и ответить на потребности другого. Другому нет места в его жизни, там везде только огромное я. Гедонизм, обвинение других, такая личность не знает своих границ. Она утратила свою целостность. И восстановить эту личность может только Бог. Иисус сказал, что Он Путь, Истина и Жизнь. Следуя за Христом, приходя к Нему мы получаем исцеление, рождаемся свыше.
Павел26 июня 2020, 13:13
Уважаемая Анна Резе,мне так радостна Ваша тяга к красивому. Все эти подобранные по цвету и стилю платья, туфли, очки и шарфы - всё это очень мило, но очень скоро закончится. Старость сделает своё дело. Недавно на моих глазах 70-ти летняя мадам (или мадмуазель?) на высоченных каблуках спускалась с довольно опасной лестницы. На руках - изысканные перстни и браслеты, платье восхитительное. Я говорю: "бабуля, Вам помочь?" - "Нет, спасибо, молодой человек, я уже за перила ухватилась". А потом: "А Вы всё-таки обратили на меня внимание!!!" - и победно на меня глядит. Блаженная, доверчивая, детская душа, так жаждущая похвалы. Да одень ты душу свою в добродетели - сам Бог тебе похвалу даст!
Анна Резе26 июня 2020, 06:41
Отче,спасибо. Мне всё понятно. Но я очень далека от совершенства. За годы работы в тесном контакте с людьми научилась одеваться красиво. Вещей много,размеры не меняются,потому могу каждый день носить разную одежду. Собиралось годами... И сейчас мучаюсь вопросами:" Так же одеваться или приобрести другую одежду, более проще,потемнее и не вызывающую зависть и осуждение окружающих?". Юбки и платья у меня до пола,цвета спокойные,но я ношу шляпы,перчатки к каждому платью,обувь на высоких каблуках,шарфы,сумки,очки. Много раз прихожане делали мне замечания,но батюшки в храмах благословляли. Признаю,что мне нравится,как я выгляжу. Мне нравится мир,в котором я живу,но люди - редко. Господи,помилуй.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×