Узнал ученого ответ.
Что не по вас – того и нет.
Что не попало в ваши руки –
Противно истинам науки.
Чего ученый счесть не мог –
То заблужденье и подлог.
И. Гете. Фауст
На днях мне пришли на память гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями»:
«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят. Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами»[1].
Вспомнил я эти строки не случайно, а после беседы с одним очень пытливым и вдумчивым молодым человеком, с которым мы обсуждали некоторые аспекты борьбы со страстями. Имея определенные представления по данной тематике – не из своего опыта, а из разъяснений святых отцов, – я попытался сказать ему нечто, как мне представлялось, полезное для него. Однако реакция молодого человека оказалась для меня неожиданной и несколько обезоруживающей. Он сказал мне:
– Батюшка, а ты сам испытал на себе то, что сейчас мне рассказываешь, или это просто заученная когда-то «аксиома»?
При этом было очевидно, что в нем говорит не предубеждение, а реальная озабоченность тем, о чем он спрашивает. А помимо этой искренней озабоченности было еще и сомнение в том, о чем я ему рассказывал: то ли оттого, что рассказывал я где-то не из своего опыта, то ли оттого, что сам он не находил оснований для доверия словам священника в своем собственном опыте…
Хрестоматийное высказывание Эйнштейна: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» – можно было бы «отзеркалить» следующим образом: «То, что не подтверждено опытом, перестает быть живой, актуальной истиной». Да, перестает! Для такого человека та или иная истина становится, по-гоголевски, просто «общим местом», а «общим местам уже не верят».
О сравнительном достоинстве рассудочного знания и знания опытного написано достаточно много. Рассудочное знание истин веры – нравственного или вероучительного характера – просто необходимо. Но оно – лишь восхождение на первую ступень для человека, имеющего цель подняться по лестнице. Если человек заявил о цели пройти весь лестничный марш, но затем, взойдя на первую ступень, с удовлетворением на ней уселся, продолжая лишь мечтать о своей цели, он не только никогда не достигнет ее, но и сделается посмешищем для тех, кому он о своей цели объявил. Так вот, христианин – человек, пообещавший Богу, Церкви и себе «подняться по лестнице», и, имея в виду высоту этой лестницы, он не имеет ни права, ни времени «сидеть» на первой ступени. Но именно это сегодня мы нередко наблюдаем в современном христианском обществе.
Сегодня, как никогда ранее, колоссальными темпами и масштабами умножается рассудочное знание. Невообразимое еще 30 лет назад распространение религиозной литературы (что само по себе замечательно), невиданная прежде свобода в телевизионном пространстве и масштабное развитие православных интернет-ресурсов «усаживают» современного христианина в мягкие кресла, в которых, при наличии свободного времени, он может пребывать с утра и до утра, «потребляя» рассудочное знание. Как не возникнуть при этом опасности покомфортнее обосноваться на «первой ступени», особенно когда она такая мягкая?
Рассудочное знание истин веры – лишь первая ступень. Почему же мы остаемся на ней, не поднимаемся выше?!
Только когда же мы будем подниматься выше, господа хорошие? Когда мы станем не только читать или слушать о том, что «молитва – дыхание души», или о том, что «пост – мать всех добродетелей», но и постигать это на своем опыте, пройдя тем путем, о котором мы тоже можем прочитать? Первая ступень лишь кажется самой трудной – богословское ведь знание, – но на самом деле подняться на нее нам помогают многие, как помогли взойти на первую ступень Храма трехлетней Деве Марии. Далее же, подобно Ей, мы должны подниматься уже сами. А на это необходимы время и труд. В одном из патериков описан случай, как к старцу пришел ученик и попросил его почитать ему Писание. Старец открыл Псалтирь и начал читать: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ученик тут же поднялся и ушел. Вернулся он к старцу уже спустя достаточно долгое время, и старец его спрашивает: «Чадо, куда же ты ушел тогда?» И в ответ слышит: «Я, отче, пошел исполнять то, что от тебя услышал».
Мы часто идем иным путем. Долгими часами в качестве отдыха после работы мы можем читать что-то из святых отцов, или слушать усладительные повести о жизни святых, или смотреть увлекательные фильмы по истории Церкви, но при этом можем долгие годы оставаться, увы, просто потребителями увлекательной духовной информации, не имеющей к нашей личной духовной жизни никакого отношения. Но не так ли появляются неверующие «богословы»? И не так ли рождаются «всезнайки», не имеющие при всех своих знаниях даже малейшего опыта жизни «во Христе»? Не так ли возрастает в человеке «фарисей», который устами чтит Господа, а сердце его далеко отстоит от Него?
В истории Церкви периоды особого благоденствия нередко заключали в себе тонкие искушения для христианского общества, приводившие к нравственному упадку христиан. И в этом есть своя логика: многие идут, по слову Господа, широким путем, особенно когда для этого есть все возможности. Но к всестороннему, по возможности, изобилию, характерному для широкого пути, стоило бы отнести и изобилие информационное, изобилие внешнего знания, каковым отличается наше время «благостояния святых Божиих Церквей». Это многогранное изобилие, приводящее в восторг и захватывающее дух, может стать и становится настоящим искушением для современного христианина, подменяющим для него реальную духовную жизнь, а значит – отнимающим ее.
Что бы это с нами не происходило, необходимо следовать хотя бы некоторым правилам. И во-первых, следует совсем исключить такой подход к информации, когда мы бесконтрольно и неограниченно «потребляем духовный контент», не прилагая заботу о «переваривании» того, что «потребили». По примеру нашего тела подобное может приводить к нарушению процесса усвоения, и в таком случае принятое не станет достоянием духовного опыта христианина.
Отрывок из Писания или какое-либо поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению
Второе. Необходимо выделять время и пространство в своем внутреннем мире для усвоения прочитанного. Отрывок из Священного Писания или какое-либо нравственное поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению. Напомню здесь мысль, высказанную митрополитом Антонием Сурожским. Он говорил о том, что настоящим достоянием человека прочитанное становится лишь тогда, когда оно после прочтения глубоко и основательно осмыслено.
Реальным Богопознание станет тогда, когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок
Далее: следует быть не только слушателем слова, но и исполнителем его. На этом остановимся чуть подробнее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: внешнее рассудочное знание надмевает, если не совершается внутренний душевный труд над знанием, подобно тому, как могут надмевать человека и добрые дела, если в духе человека не совершается покаянный труд. А потому и у познающего, и у благотворящего есть лишь два пути: либо стать «фарисеем», удалившись от Бога, либо, перейдя к реальным Богопознанию и самопознанию, начинать подниматься «по ступенькам» выше. Если речь идет о знании, а у нас именно о нем идет речь, то реальным Богопознание станет не тогда, когда мы отштудируем учебники по догматике и нравственному богословию, а когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок. Пока лишь рассудок знает о том, что, например, «внимание – душа молитвы», эта истина для тебя остается чужой, а значит, с позиции твоего опыта и неистинной. Но лишь только прикоснулся ты к ней уже опытно, лишь ощутил хоть ненадолго, как преображает твою душу молитва, совершаемая с полным вниманием, тотчас эта истина тобой будет усвоена, став для тебя бесценным сокровищем, достоянием твоего опыта.
Изобилие чего бы то ни было всегда приводит к обесцениванию. Изобилие духовной пищи, которым имеет возможность наслаждаться современный христианин, само по себе, бесспорно, бесценный дар Господа нашему поколению. Однако и этот бесценный по сути дар может обесцениться и стать «общим местом» в сердце того, кто без рассуждения и легкомысленно этим даром воспользуется. Возможно, этим и объясняется некоторая холодность в делах веры у современных христиан, знающих при этом гораздо больше, чем их единоверцы времен мученичества ХХ века.
Да, все-таки опыт, в отличие от количества знаний, вещь незаменимая. И лично мне нравится, как об этом писал отец Павел Флоренский: «Бытие истины не выводимо, а лишь показуемо в опыте: в опыте жизни познаем мы и свое Богоподобие, и свою немощь; лишь опыт жизни открывает нам нашу личность и нашу духовную свободу»[2].
Благодарю Вас за мудрые слова, почти крик души, как вразумление для всех тех, кто хочет быть ближе к Истине и Свету. В английском языке есть пословица Use it or lose it, что означает - если ты не используешь полученные знания (или даже навыки!), ты их теряешь. Душа обязана трудиться и тогда дорогу осилит идущий!
Пользуясь возможностью, поздравляю Вас и всех читателей портала с днем почитания святителя Спиридона Тримифунского, покровителя всех путешественников! Святый отче Спиридоне, моли Бога о нас!
Иоанна, благодарю за уточнение.Читать, изучать, знать основы веры безусловно важно и полезно. Но надо идти дальше. Хотя бы не грубить, не срываться, не раздражаться по пустякам на домашних. Увидеть их, не отмахнуться, не уйти в телефон, компьютер, телевизор. Мало? Но как сложно! Увидеть плачущего, купить хлеб бездомному, помочь многодетным, одиноким старичкам в приходе. Видеть людей, друг друга, нужды, боль. Кто-то сможет больше. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».
Бог есть Любовь. «Господь не любит пышных слов, Он любит дело. Доброе дело и есть любовь.» Учиться любить-главная задача жизни. Простите меня грешную.
Ростов, 12 декабря 2018 г.
А мы всё читаем...
37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Знания и чтение на Суде нам не помогут.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: Духовное делание – это «стяжание чистоты сердечной».
Шестая заповедь Блаженств «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ясно показывает путь Богопознания.
Вот вам и привязка с Нагорной проповеди. Одна из многих привязок.
Вообще, всё учение Христа есть раскрытие духовного делания, то есть пути ко спасению.
И не путайте впредь, умоляю вас, простоту, которая есть мудрость, с дилетантизмом, который есть отрицание мудрости!
В Нагорной проповеди про "духовное делание" - ничего. Хотя бы иногда про это вспомнить, и то отрада.
Описанной вами тенденции нет и быть не может. Два.
Потому что подмена христианства всякими подвижными понятиями "добрый", "отзывчивый" и прочим мирским словоблудием ведёт к расставанию с Христом. Это три. См. краткую проповедь о. Андрея Ткачёва "О подмене понятий": https://www.youtube.com/watch?v=2f9d0IvHkI8
Церковь -- не душный конгломерат "добреньких" и "отзывчивых" протестантов. Церковь -- не собрание святых, а толпа кающихся грешников (Ефрем Сирин). Цель православного -- не в том, чтобы быть "добреньким" и "отзывчивым". Потому что эти понятия скользят от эпохи к эпохе, меняют смысл.
« Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.»
А камертон этот, как я считаю, и есть -- ваш опыт. Если, к примеру, в острой ситуации сумели повести себя по-христиански, так, как писали святые Отцы, так, как повёл бы Себя Христос -- значит, осмыслили соответствующе.
Нетрудно возгревать себя, лёжа на боку с "Добротолюбием" в руках. Но много ли в этом толку, если огонь не распространится дальше дивана?
Насчёт святоотеческой литературы: вы можете открыть сейчас Ареопагита, Григория Паламу или Симеона Нового Богослова и не понять ровным счётом ничего; и это ещё полбеды -- хуже, если вам покажется, что поняли, от этого один шаг до прелести.
А можете открыть Феофана Затворника или Паисия Святогорца и получить реальную духовную пользу. Поэтому я писал ниже, что хорошо бы всякому православному иметь духовника, чтобы тот, видя духовный уровень своего чада, благословлял читать то, что будет чаду полезно в данный конкретный день или неделю.
Да,по себе скажу,чем больше покупаю книг духовных,тем меньше реально и молюсь,и размышляю.Так удобно читать о подвигах афонских старцев,лёжа на подпираемых голову пуховых подушках...
И зная многое (как кажется),понимаешь,что топчешься на месте...Заставить себя отказаться от интернета уже почти невозможно,о
Макаров 9 декабря 2018, 16:16, на самом деле, дефицит духовной литературы был очень даже хорош. То, что с трудом добывается, гораздо выше ценится.
Что же касается апофегмы "Знание -- сила"... Куда вернее "Опыт -- сила". Хотя правильный путь, как обычно в Православии, средний -- знание+опыт, и перекос в любую сторону чреват перекосами в духовной жизни.
Спасибо, отец Дмитрий, меня и муж предупреждает, что иду не по тому пути! Вы все очень верно подметили, часто чувствую себя вот таким фарисеем!
увы, православной литературы очень даже бывает слишком много. В двух случаях: 1) когда она заменяет собой всё духовное делание, и 2) когда она читается не вовремя, то есть человеком, не доросшим верою до уровня высоких богословских истин.
Алексий,
1) Если человек заменяет духовное делание чтением духовной литературы - это обычная лень, вне-конфессиональная;
2) Если человек берётся за чтение слишком трудных для его понимания книг, то виноват конкретный человек, а не обилие духовной литературы.
А то получается странная ситуация, вспоминаем прошлый дефицит литературы и сетуем "было плохо" , теперь литературы много - и это тоже "плохо" ? Знание - таки сила !
Недаром говорят, что один с молитвословом в руках молится, а другой -читает. Я читательница.
Не получилось бы так же и с нетерпеливыми верующими: "а не долго ли я сижу на первой ступеньке, пора на вторую, а там и на третью", и так далее. Гордыня - коварная штука. И душу, как ту морковку, силой тянуть вверх бесполезно. А "зреет" она в том числе и от чтения православной литературы, которой "слишком много" не бывает.
Проблема гуманитарных наук (давайте на минуту причислим богословие просто к гуманитарным наукам, для простоты) в том, что даже самые сложные их сферы кажутся на первый взгляд простыми.
Представим: человек, не знакомый с физикой, хочет её изучить. И берёт сразу учебник квантовой механики. Ясно, что он просто ничего не поймёт. С гуманитарными науками не так. Они создают ложное впечатление "понятности", особенно богословие: святые Отцы же писали очень просто. Но вот сколько за этим скрыто...
И, пожалуйста, прокомментируете мысли упомянутого Вами митрополита Антония Сурожского "Я думаю, есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически" http://www.mitras.ru/archive/030601.htm Это не праздное любопытство, я счастливая мать ребенка с синдромом Дауна.
А так остается только продолжить цитировать того же персонажа: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». )
---------------------------------------------------------------------------------
Верные слова, о.Димитрий.Я,когда прочел эти строки,словно в зеркало на себя посмотрел.