Разрыв цветовых шаблонов

Записки ризничей

Город у нас своеобразный – небольшой и «работающий». Тем, кто не работает, мало смысла здесь жить – климат тяжелый. Из-за этого всё время идет отток и приток населения: одни выходят на пенсию и уезжают в заранее присмотренные места «на земле», другие приезжают в надежде на заработок.

Поэтому новые лица, которые появляются у нас в храме на богослужении, делятся на три категории: только что воцерковившиеся горожане, верующие, недавно переехавшие в город, и командировочные.

С командировочными частого пересечения не происходит – они загружены делами и едва-едва вырываются на службы. Потом уезжают. А прочие новички регулярно задают вопрос: «ПОЧЕМУ?! Почему у нас в храме на такой-то праздник служили в облачениях НЕ ТОГО цвета?!»

Вопрос адресован мне, потому что я ризничая. Тон вопроса нередко слегка испуганный. Или слегка возмущенный. Или не слегка... Но я понимаю, отчего это происходит, и не спешу отчитывать человека за абсолютизацию второстепенных вопросов.

Естественно, что, придя в Церковь, он спешно старался ликвидировать свое невежество в вопросах веры. А теперь ему или жалко, или тревожно расставаться с чувством того, что в каком-то вопросе он уже разобрался.

***

Успенский собор в XIX веке. Художник: Генри Чарльз Брюэр Успенский собор в XIX веке. Художник: Генри Чарльз Брюэр

В свое время в дополнительной литературе к курсу литургики я прочла, что в Успенском соборе Московского Кремля в Великую Субботу духовенство переоблачалось не в белые, а в красные ризы.

В моем первом храме мне так долго и так вдохновенно объясняли про эти белые ризы Великой Субботы, так торжественно меняли их при пении «Воскресни, Боже», я так этим прониклась и так хорошо запомнила... А тут передо мной лежало дореволюционное издание авторитетнейшего литургиста, и там утверждалось нечто немыслимое – в свете моего колоссального пятилетнего церковного опыта.

Штопать разорванный шаблон не имело смысла. Тема открылась хоть и неожиданной для меня, но совершенно закономерной глубиной. И когда через пару лет одна почтенная матушка заявила мне, что ПО КАНОНУ подризник должен шиться без швов на плечах, я на всякий случай отодвинулась от нее подальше... Мало ли чего ждать от человека, который не видит разницы между каноном и обрядом, да еще и в таких мелких детальках.

Еще через год я стала прихожанкой Пюхтицкого Подворья в Москве, а еще через год – послушницей. И здесь тема уставного разнообразия раскрылась для меня во всей своей полноте и красоте. Хоть и не без элементов трагикомедии.

Помню, как молодой священник, которому перед всенощной под Собор архангела Михаила принесли красное облачение, потерял дар речи. А потом обрел...

Помню, как в процессе его гневного монолога у ризничей изумлённо вытягивалось лицо и приоткрывался рот. Не то чтобы она не имела опыта ссор и конфликтов, и не то чтобы у нее были какие-то уж очень большие познания в литургике, но 20 лет жизни в монастыре худо-бедно научили ее делить проблемы на принципиальные и непринципиальные.

К тому времени, когда батюшка устал излагать свои соображения насчет возможностей женского соображения, ризничая справилась с изумлением, поджала губы и уронила одну-разъединую фразу:

– Вам виднее, конечно... но Святейший в прошлом году в бордовом служил.

Развернулась и уплыла – величественно, как атомоход.

– Как в бордовом? – священник обратился ко мне, как к единственному свидетелю спора (я закладывала на клиросе книги). – Быть не может! Все ведь в белом служат... – голос его выдавал крайнюю растерянность.

Слегка злопамятствуя о недавней филиппике в адрес женского ума, я хотела посоветовать батюшке созвать Вселенский Собор. Но вспомнила, как рвались мои собственные шаблоны, посочувствовала ему и сказала, пожав плечами:

– Почему не может? Святейший в Михайло-Архангельском соборе Кремля служил, по их Уставу. Там очень древние уставные особенности сохранились.

– А у вас тогда почему?

– Хм... у нас, вообще-то, тоже старый Устав. Монастырь не закрывался, традиции не потеряны...

И ушла, предоставив ему самому решать, как жить с этим дальше.

***

Архангел Михаил Архангел Михаил

С тех пор прошло четверть века, я сама давно ризничая. Живу все так же на Пюхтицком подворье, но уже очень далеко от Москвы. И вроде бы сейчас информативное поле несоизмеримо больше... но подобные разговоры и не думают прекращаться:

– Да почему в бордовом-то? Ведь это же АНГЕЛЬСКИЕ силы! В белом же надо!

– А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом? Вот наш иконостас, в Рублевском стиле... видите: серафимы написаны бордовыми, херувимы – темными, сине-зелеными. Силы вокруг Господа Вседержителя – в тех же бордовых и сине-зеленых цветах, а плащи Архангелов Михаила и Гавриила – красно-бордовые. А в службе Архангела Михаила сказано: «И вид твой огнен, и доброта чудна...».

А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом?

– Ну, не знаю...

– А если не знаете, то зачем спорите?

– Но ведь везде в белом!

Как будто я запрещаю кому-то служить в белом. Для употребления белого в этот праздник есть свои причины. Но по нашему Уставу – в бордовом. А уж то, что он имеет под собой серьезные основания, – разговор отдельный.

И на Благоверных князей мы служим в бордовом, потому что багряница – царский цвет. И на Пророков – потому что у них была пламенная ревность о Господе. И на Апостолов, думаю, по той же причине. Хотя старые сестры и обосновывали мне этот момент словами Писания: «Коль красны нози благовествующих мир» ( Ис. 52, 7), но я понимаю, что красны здесь означает прекрасны – это не о цвете. Но и пророки, и апостолы горели духом и принимали за Господа мученические венцы – бордовый очень уместен.

На малые посты мы одеваем храм, алтарь и духовенство в темно-зеленые облачения. Замучились, признаться, ткань искать, потому что вариант нестандартный. Но не отказываемся от этой особенности – веская она. Сразу понятно, что не просто будни, а пост.

А вот от риз черного цвета Великим постом мы уже 20 лет назад практически отказались, хотя в Уставе монастыря они приняты. Ну, как «отказались»... не сами, конечно – благословились у Патриарха. И дело не в том, что умные люди всё чаще теперь пишут: «это не православная традиция». Просто в нашем храме с огромным иконостасом в стиле XV века черные облачения смотрятся как нечто совершенно инородное; не нужно никаких богословских изысканий – всё видно глазами.

***

Удивительная вещь! – засилье синтетики, которое всем так не нравится, для современных ризниц просто манна небесная. Как вы думаете, почему у нас так укоренилась традиция служить, например, на Рождество в белых ризах? Почему бы нам не служить в золотых, как говорили Уставы?

Говорить-то они говорили, но откуда эти золотые ризы взять – не объясняли. И где-нибудь в Великой Софии или в огромных цветущих лаврах, где складывались эти Уставы, золотая парча находилась. А в скромных деревенских храмиках о ней даже и не подозревали. Но не служить же на Рождество в том же желтом облачении, что и на буднях? Белое поторжественней...

Поясняю: та парча стоила безумных денег, так как была действительно золотой – изготавливалась с использованием золота. Потому что никак иначе заставить ткань блестеть ни древность, ни Средневековье, ни даже Новое время не умели.

Та парча стоила безумных денег, так как была действительно золотой

А современность умеет. Современность предлагает огромный выбор тканей и отделок, которые блестят и радуют глаз, а стоят относительно дешево. Но на службе они создают ту же самую праздничную атмосферу, что и златотканые ризы древности.

Правда, синтетические ткани «не дышат». Но зато они легкие, так что то на то и выходит – батюшки не в обиде.

***

В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865). В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865).

– Мать Наталья, почему?! Почему у нас на Вход Господень в Иерусалим служили в облачении не такого цвета?!

– Какого «не такого»?

– Ну, везде все служили в зеленых, а у нас – в желтых.

– Не в желтых, а в условно-золотых. Они вам не понравились?

– Понравились, но...

– Мы встречали Спасителя, как Царя Славы. Золото – символ Горнего Царства, потому что оно красиво и наиболее долговечно. У нас Устав такой. Мы подробно говорим о подобных вещах на лекциях по понедельникам, – выпаливаю я все доводы сразу и убегаю – на Страстной седмице много дел.

А вслед слышу:

– Ой, точно... Патриарх же в прошлом году тоже не совсем в зеленом на Вербное служил!

Да, Патриарх служил тогда в облачении «золотой» парчи, с кусочками зеленого фона и небольшими красными цветами. Подобное сочетание цвета на праздник Входа Господня упоминается в описаниях «Шествия на осляти» XVII века...

А в канун первого дня предпразднства Рождества я одеваю алтарь и храм в белое. И новые люди снова удивляются:

– Как же так? Ведь храм должен стать белым на сам праздник! Ведь это же создает вполне определенное настроение!

Я в затруднении потираю лоб. Сложно объяснить, что это создает определенное настроение не в силу объективных причин, а в силу вполне определенных ассоциативных связей у конкретного человека. Если бы он воцерковлялся у нас с самого начала, то белые ризы предпразднства вызывали бы у него ощущение не наступившего праздника, а наступающего.

Разнообразие благообразное и чинное – богатство церковной жизни

Церковный Устав – не жесткая, раз и навсегда застывшая форма. Как очень многое в нашей вере, он дозволяет существенное разнообразие практик. Само слово Типикон переводится, по сути, как «книга образцов» – он предлагает большой выбор способов попоститься в тот или иной день и упоминает о существенной свободе в вопросах устройства богослужения.

«Всё у вас благообразно и по чину да бывает» (1 Кор. 14, 40 ) – сказал апостол. Разнообразие благообразное и чинное – богатство церковной жизни. Надо лишь следить, чтобы разнообразие это естественным образом вырастало из жизни Церкви, а не являлось плодом самочинных выдумок.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Уставные указания о Рождественском посте Уставные указания о Рождественском посте
Священник Михаил Желтов
Уставные указания о Рождественском посте Уставные указания о соблюдении Рождественского поста и их происхождение
Священник Михаил Желтов
Как и когда возник устав о Рождественском посте? Сколько дней предписывалось поститься? Как нужно было соблюдать пост перед Рождеством Христовым? И насколько правила о посте применимы к условиям жизни в миру?
Типикон и инжир Типикон и инжир
Свящ. Сергий Бегиян
Типикон и инжир Типикон и инжир
Священник Сергий Бегиян
Нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты.
Поправки в Уставе РПЦ Поправки в Уставе РПЦ
О. Владислав Цыпин
Поправки в Уставе РПЦ В Церкви готовят поправки в Устав
Беседа с членом Межсоборного присутствия протоиереем Владиславом Цыпиным
Одним из итогов завершившегося 2-го пленума Межсоборного присутствия стал проект поправок в Устав Русской Православной Церкви и Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси. Эти нововведения будут представлены на рассмотрение Архиерейского Собора 2013 года. Подробнее об изменениях, касающихся важнейших вопросов церковного управления, порталу Православие.Ru рассказал член Межсоборного присутствия, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин.
Комментарии
Юлия19 января 2021, 08:50
Спасибо, м. Наталья! Замечательный, очень познавательный материал! Своего рода богословие цвета! Особенно понравилось сопоставление цветов облачений с иконописными примерами и иконостасом. В этом видна большая любовь к богослужению и его смыслу, а не стремление «рвать шаблоны». Печально было читать некоторые комментарии...
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу12 января 2021, 13:20
Дело вовсе не в пресвитерах. Дело в народе Божием, который редко достигает высот созерцания нетварного света, а оторвать свой ум от повседневности всё же хочет. Святитель Василий считал, что народу Божию церковное благолепие способно напоминать о красоте горнего Царства.
Игорь Александрович12 января 2021, 00:51
Инокине Н. - А св. ап. Павел с кротостью говорит: Всё мне позволительно, но не всё назидает и т.д. Это в данной плоскости о свободе служащих пресвитеров и страхе Божием. Развитие темы про советы и сравнения я опускаю по административным обстоятельствам ресурса и в целом диалог на эту тему заканчиваю в виду его бесперспективности. Да разъяснит всем всё необходимое ко спасению души премилостивый Господь наш!
Анастасия 11 января 2021, 20:34
Спасибо! Отличная статья! Как говорит наш патриарх: « в главном -единство. Во второстепенном-свобода. И во всем-любовь» С праздником, православные!
инокиня Наталья -- Алексею11 янв. 12:5911 января 2021, 19:31
Приветствую Ваш молодой задор, только вот не рано ли Вам снисходительно экзаменовать других? А тем более задавать им домашние задания? У Вас в самом "домашнем задании" уже заключена ошибка. Потому что помимо основного белого цвета облачений в Древней Церкви, помимо клавов - полос на них, обычно красного цвета, использовались фелони из шерсти, которая могла быть как естественного цвета (всех "овечьих" оттенков), так и крашеной. И ВСЕ цвета богослужебных облачений к нам пришли точно не с Запада и уж точно не при Петре. Иначе откуда бы в облачениях XVII в. взялось такое многообразие красок? А Ваше рассуждение о происхождении обряда вообще не выдерживает критики.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу11 января 2021, 19:14
Я посоветовала быть осторожнее не "со сравнениями", а "с обобщениями". При чем тут сравнение себя со святителем Василием Великим, когда речь идет о том, что им предложено к употреблению всей Церкви? Он обосновал употребление великолепных риз на богослужении вне зависимости от личных качеств священнослужителей.
Елена О11 января 2021, 13:15
Продолжение. "Не только люди из разных мест, но и люди одной деревни, принадлежащие к разным поколениям, не поют вместе – разные манеры исполнения. Сейчас ориентация идет на массовую культуру, в каждом доме есть радио, телевизор, на слуху совсем другие песни, иностранные нравятся больше, чем русские… А почему, например, в XIX веке аристократия предпочитала французский язык родному русскому? Почему всегда считалось, что самое лучшее заграницей? У этого процесса очень глубокие корни, начало положено еще в петровские времена. Подобное отношение очень долго прививалось и, в конце концов,принесло свои плоды." Есть плюсы и минусы как в многообразии,так и в однообразии. Эх,где наш "узкий путь"?
Елена О11 января 2021, 13:05
"А любое переселение отрицательно отражается на традиционной культуре. Горожанам,не понять,насколько люди, живущие в деревне, привязаны к своей традиции. В каждом селе считают, что у них самые лучшие костюмы, самые лучшие песни, а у соседей все не то.. Если в деревню приезжал человек со стороны, он до конца жизни оставался чужаком, свои обычаи забывались, а новые не приживались. Была огромная разница в мироощущении. Когда ты приезжаешь в деревню, изучаешь местность, где она расположена,природу,понимаешь,почему именно здесь возникли именно такие костюмы,песни. Бесконечная цепь холмов рождает витиеватые напевы, близость болота привносит в песню возгласы,напоминающие голоса болотных птиц.."
Алексей11 января 2021, 12:59
Я всеж замечу автору, что есть Каноны, Устав и Обряд. Обряд возникает в храме, пусть патриаршем, или монастыре - он часто НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ШАБЛОНУ. Обряд сам должен появляется. Ну толкуют Писания, и т.п. Он исчезает при новом, молодом батюшке, на которых жалуется автор. Еще: черный цвет облачений пришел с Запада, как и ВСЕ другие цвета облачений. Подозреваю, вместе с иерархами-малороссами при Петре 1. Посему цвета у нас с католиками и протестантами почти те же - полное взаимопонимание. А вот какие 2 цвета были единственными в древности в нашей Правосл.Церкви - это мое домашнее задание автору. Яко прежде написания статьи всегда хорошо глянуть в книжки. Извините, я один из вот тех, молодых.
Игорь Александрович11 января 2021, 02:05
Да, инокиня Наталья, согласен, стоит быть осторожным в сравнениях, тем более когда знаешь, что св. Василий В. действовал и жил христоцентрично и из "сокровенного сердца человека" и никто из ныне подвизающихся не способен встать с ним рядом, потому что до времени исхода может, не приведи Господь, случится всё что угодно, а значит и не стоит внимания вопрос затрагиваемый, но более важно то, что "избрано благою частью и что не отнимется". И пусть тогда доблестные в вере потомки расскажут о великолепных облачениях в свидетельство непоколебимой веры предков, чем сами о себе свидетельствующие ныне. Спаси Бог за внимание!
инокиня Наталья -- Антонию10 января 2021, 19:02
Возможно. Но Ваше рассуждение более подходит к 2020г. А в 1909, да еще и в сельской местности, думаю, в ризнице было всего несколько стихарей, сшитых за бедностью местными мастерицами из портьерной ткани, какая попалась. А на маленького мальчика было, скорее всего, вообще 1-2 стихаря на все случаи жизни. В Пюхтицу во времена всеобщего дефицита кто-то пожертвовал розовую парчу, и из нее нашили облачений. Давали их точно на жен-мироносиц. У нас есть облачения белые с красными оленями у источника (выглядят как розовые) они идут на дни мучеников в попразднства Господских праздников, на жен-мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы... Повторюсь, в этом вопросе нам оставлено очень много свободы)
Антоний 9 января 2021, 20:48
Дорогая инокиня Наталья, премного благодарю за ответы! =) Еще немного поискал корни розового стихаря. В ранее упомянутой заметке 1909-го года описан "23-лѣтній юбилей церковныхъ школъ въ деревнѣ", отмечавшийся 4 октября (воскресенье, как и в нынешнем году) и прошедший при "громадном множестве" народа. Исходя из того, что это была особая праздничная Служба, и в то же время в этот день отмечается память сщмч. Иерофея, еп. Афинского, я склоняюсь к тому, что розовый цвет стихаря имеет то же значение, что и красный. Дальше можно лишь предположить, что розовый цвет сочетает в себе белый и красный, и задумка была в том, чтобы не было необходимости во время Пасхальной Службы переоблачаться.
Ирина 9 января 2021, 14:43
Большое спасибо автору статьи! Лишний раз она напомнила нам, что в Церкви главное, а что второстепенное, обрядовое. И это касается не только облачений, а практически всех сторон христианской жизни. Ругаться, ссориться из-за облачений, не понимая, что ЭТИМ оскверняешь праздник, а не цветом ткани - как часто мы подобным в жизни грешим...
Наталия Ростова 8 января 2021, 19:50
Облачения красивые- это,конечно,хорошо. Я и сама полюбила ярко-зеленый цвет, увидя на Троицу батюшек в этом цвете...Только я не просто так в своем комменте написала про одного священника. Для него это все второстепенное. К нему на исповедь километровая очередь, люди с горем уходят от него утешенные. А скольких атеистов, сектантов и тех, у которых "Бог в душе", он действительно привел к Господу... Этих не сосчитать. Красивая одежды-отлично, но не будем забывать о главном, о спасении души...И действительно, в чужой монастырь со своим уставом, не ходят...
инокиня Наталья -- Елене О 8 января 2021, 18:51
Меня простите)) Но не я дала заголовок материалу. У меня он назывался просто "Записки ризничей". Впрочем, шаблоны в таких вопросах, действительно, отрицательную роль играют. В том числе и тем, что стремятся диктовать чужим монастырям свои уставы - да.
инокиня Наталья -- Соне 8 января 2021, 12:39
Вам спасибо! Только что посоветовала одному рабу Божию набрать в поисковике "Старинные церковные облачения" и посмотреть картинки. Практически ничем не ограниченная свобода творчества))) Что Бог посылал, из того и шили...
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу 8 января 2021, 12:36
Думаете, свт. Василий Великий тоже сбился с пути? Ведь это ему Церковь обязана введением в богослужебный обиход разнообразных и великолепных облачений. Он же и теоретически обосновал это нововведение, говоря о красоте горнего Царства. Будьте поосторожнее с обобщениями...
инокиня Наталья -- Антонию 8 января 2021, 12:32
Кратко говоря, вся та таблица богослужебных цветов, которую печатают ныне в "Богослужебных указаниях", очень условна, и сложилась практика такого жесткого разделения цвета совсем недавно. Например, еще в начале XXв. Великим постом в России могли служить в облачениях и синего, и темно-зеленого цвета. А 300-500 лет назад вообще служили в том, что Бог послал. Сохранившиеся в музеях облачения XVIIв. сложно бывает отнести к какому-то конкретному цвету: черное оплечье может соседствовать со сплошь золотой парчой, оранжевое - с серебряной. Зеленое оплечье +красно-белое поле +синий низ - компоновали без всяких комплексов)) Наберите в поисковике "старинные церковные облачения" и посмотрите картинки.
Елена О 8 января 2021, 10:32
Я тугодум, простите. Статья не про разрыв шаблонов, а про в "ЧУЖОЙ монастырь со своим уставом не ходят". Чужой он есть чужой. Вроде теперь как поняла. Спасибо за разъяснение. Этикет он и в Африке этикет, дипломаты это знают.
инокиня Наталья -- Катерине 7 января 2021, 21:44
И потом - что значит: мне "некогда ответить толком"? У нас каждую неделю полуторачасовая лекция-беседа для прихожан, где все эти вопросы обсуждаются. И если человек понял мои несколько фраз (а он понял, раз привел верный пример из практики Патриаршей службы), значит они были доходчивы. Хотя на Страстной седмице, конечно, никто ликбезовские беседы проводить не будет.
инокиня Наталья -- Елене О. 7 января 2021, 21:21
Как изучать? Естественным путем, с радостным сердцем и просветленным лицом. Прихожан ведь не поджимают ни обязанности, ни необходимость отчитываться в успехах изучения. Пришел на службу, увидел что-то необычное, порасспрашивал... подивился богатству церковной жизни. Порадовался...
Антоний 7 января 2021, 21:19
P.P.S. Профессиональный вопрос инокине Наталье. Каково предназначение розового стихаря? Есть у нас таковой раритет. Стихарь весьма старый (оценить дату изготовления не возьмусь, на вид ему лет 50-70, но это очень приблизительно - я не эксперт в оценке тканей, по крайней мере, он выглядит намного старше стихарей 20-30-летних), розовый с белой вышивкой, без серебряных и золотых элементов. Кто его носил - никто из ныне служащих отцов, алтарников и певчих не помнит. На выцветший красный он совсем не похож. В поисковиках нашел разве что "произвелъ впечатлѣніе выразительнымъ чтеніемъ апостола мальчик 11 лѣтъ, одѣтый въ розовый стихарь и въ лаптяхъ" (Курские Епархиальные ведомости, 1909).
инокиня Наталья -- Катерине 7 января 2021, 21:14
Нет, Вы неправильно поняли. Еще раз: никакой смены традиции у нас не было. Мы живем и служим так, как нам передано предыдущими поколениями монахинь, и как в целом было с конца XIX в. Ничего "разыскивать в книгах" мне для этого не надо - у нас свой, очень полный, подробный устав. Из контекста статьи можно понять, что об особенностях Устава Успенского собора Кремля я прочла во время обучения (в институте) за три года до монастыря - никакого влияния на Устав нашего монастыря это оказать, естественно, не могло. И - я не называю традиции шаблонами! С чего Вы взяли? Традиции - это традиции, а шаблоны - это шаблоны. Шаблон - это образец, которому слепо подражают. А традиция должна быть осмысленной.
инокиня Наталья -- Антонию 7 января 2021, 20:46
И Вас с Праздником! А в отношении ткани, боюсь, что Вы просто в ней не разбираетесь. Практически вся церковная ткань и все облачения, которые есть сейчас в продаже, сшиты из синтетики. То, что на ценнике написано "шелк" ничего не меняет - это полиэстеры и полиэфиры. Х/б бывает бархат и основа для парчевой (металлизированной) нити. Вискоза сейчас в церковном "шелке" и отечественной парче крайне редко используется, и уж точно не все 100% состава. А импортная парча на вискозе слишком дорогА. Но проблему "душно" эти ткани могут создать лишь где-нибудь в субтропике. В наших широтах они нормально носятся, и никто в обморок не падает. У меня, как у ризничей, к ним лишь одна претензия - тусклые они.
Мария 7 января 2021, 20:08
Да Мнение...Совет читать Святых Отцов как всегда актуален.
Елена О 7 января 2021, 15:57
В общем-то понятно, конечно, что местные уставы опирались на местные возможности. Непонятно - как теперь их изучать не местным прихожанам.
Катерина 7 января 2021, 15:03
инокиня Наталья -- я поняла из статьи, что смена цветов одежды это возрождение непрерывных старинных традиций, которые все-таки каким-то образом прервались даже в самом монастыре (ну паз их надо разыскивать в книгах..), но вопрос мой заключается в другом: если эти традиции, или как Вы их называете, шаблоны, по Вашим же словам, совершенно второстепенные, вызывают постоянные однообразные вопросы людей, лишь начинающих свою жизнь в Церкви (на которые Вам некогда ответить толком), и даже конфликты внутри профессиональной среды - то какой смысл смены нового второстепенного шаблона на старый, тоже второстепенный, служащий к тому же яблоком раздора? Чем это помогает миссии Церкви?
Антоний 7 января 2021, 14:55
P.S. Каждый из нас отвечает перед Богом и Отечеством за себя, за свой Труд. Будь ты Слесарь или Академик, Хирург или Полицейский - ты Человек Труда, ты Патриот, ты - Законопослушный Гражданин и Налогоплательщик, Кормилец и Защитник России. Пусть ты не все знаешь в богослужении, не ходишь по Храму "величественно как атомоход", но ведь это ты проектируешь и строишь могучие ледоколы, гарантируя Руси доминирование на Северном морском пути, ты создаёшь новейшие РЛС для Российских истребителей, ты разрабатываешь гиперзвуковое оружие, ты пишешь Российское ПО, ты делаешь мебель для Российских семей, ты даёшь тепло и свет Российским городам, ты строишь газопроводы, ты - Опора России. И это главное.
Антоний 7 января 2021, 14:46
Дорогая Ирина, желание "вдали от дома зайдя в храм, увидеть то, что вижу в этот праздник в той церкви, что рядом с домом" вполне осуществимо. Обычно во время отпуска, на который приходится Успенский пост я ежедневно бываю в разных Храмах святой Крымской земли. И среди них нахожу такие, где Служба идёт в точности, как в нашем родном Храме. С другой стороны, разве разнообразие в допустимых канонами пределах так уж плохо? На мой личный взгляд - нет.
Антоний 7 января 2021, 14:35
Дорогая инокиня Наталья, поздравляю Вас с Рождеством Христовым! Вопрос выбора ткани - это не вопрос нравственности, а вопрос выбора качественного материала, обеспечивающего удобство и комфорт при использовании облачнния. Синтетику к таковым не отношу. Ибо не дышит. Речь, конечно, не об украшениях, а об основной ткани, из которой сшито облачение. Лен и хлопок, шелк - вполне! А насчёт сшитого полностью из синтетики облачения - про такое не слыхивал. Впрочем, в большинстве своем мои стихари старые весьма, видимо в те годы ещё из настоящей ткани шили... Когда буду покупать новые, буду внимательно смотреть, чтобы не взять синтетику.
Соня 7 января 2021, 04:05
С Рождеством!Слава в вышних Богу и на земли мир! (в золотых или др. облачениях)) В Типиконе ни слова о цветах облачения. У знаменитых литургистов ничего. В "Новой Скрижали" и у св. Симеона Солунского, на которую автор Скрижали ссылается - ничего. Только в "Настольных указаниях" указываются эти цвете, без обоснования и ссылок. Музейные облачения часто вообще невозможно определить цвет. Различаются по драгоценности отделки, а не по цветам. Даже 20 в. дореволюционные, сохранившиеся в некоторых ризницах так же. У современных греков цвета облачений не такие, как у нас. Это вопрос не устава, а традиции. Причём эта традиция очень поздняя. Спасибо за поднятую тему.
Игорь Александрович 7 января 2021, 02:07
Как по моему сердцу, так всё это действо с ризами похоже на изрядную суету и заботу сверх меры, замещающую несомненный недостаток брачных одежд на пиршестве духовном, ибо вдохновлённость в молитвенном процессе, зачастую прикрывает и опускает телесные очи от внешнего действия к обострению внутренних очей сердца, а карнавал красок и многообразие образов скорее свойственен отражённой внутренней духовной бедности. Отсюда, возможно, кто желает видеть и обсуждать эту тему просто сбился с пути истинного. Ну, ничего, так бывает. Помоги всем Господь!
инокиня Наталья -- Катерине 7 января 2021, 01:41
Я бы поостереглась называть экспериментом, а тем более жонглированием Устав Пюхтицкого монастыря. Утвержденный на традиции дореволюционной, которая, в отличии от традиции подавляющего большинства открытых сейчас храмов, заметьте, не прерывалась. Скорее это я могу у Вас спросить, почему Вам в храмах стали привычными визуальные представления, которые смело можно отнести к новшествам. Но не спрошу. Я понимаю, что таковы были обстоятельства жизни Русской Церкви в XX веке, когда в большинстве мест традиция прервалась. Ну, что ж, возникла новая - пусть. Вот только совсем уж нелепо выглядит, когда представители этой новенькой, молоденькой традиции смотрят свысока на традиции вековые и почтенные.
Ира 6 января 2021, 23:39
Узнаваема относительность "несокрушимой " уверенности в правильности своих знаний относительно отдельных правил церковной жизни при недостатке личного опыта. И трудность (даже невозможность) объяснения особенностей ситуации человеку, который был в храме два раза (условно), поэтому точно знает "как надо". Приходилось оказываться по обе стороны баррикад.
Катерина 6 января 2021, 18:07
Насчет облачений из синтетических материалов. Так ли уж это хорошо, если меня просили купить в Керкире черные рубашки из тонкого 100%го хлопка с короткими рукавами под облачение священникам? В них легче служить под облачением летом. Если бы синтетика была столь хороша... к тому же синтетика легковоспламеняющийся материал. Так погибла старенькая мама моей подруги - ее синтетический халактик мгновенно воспламениося рядом с горящей комфоркой и облепил ее. К тому же некоторые синтетические материалы могут при определенных условиях даже самовозгореться. Даже если это только шитье, а сама основа облачений натуральные ткани - шитье довольно толстым слоем покрывает поверхность.
инокиня Наталья -- Ирине 6 января 2021, 17:55
Если Вы будете такие мелочи воспринимать как "обломы", то нигде не найдете покоя. В любой службе настоятель по самым объективным причинам может сократить какие-то тексты, а певчие что-либо перепутать... вот Вам и опять "облом". Или дьякон появится, который служит фальцетом... а Вы привыкли, чтоб басом))) Авве Дорофею авва Иоанн Пророк сказал, что если человек будет стараться избегать скорбей, которые рождаются от трений между людьми и забот, то скажет наконец: "лучше бы я и не родился".
инокиня Наталья -- Борису 6 января 2021, 17:25
Осторожнее с обобщениями - введению в богослужебный обиход разнообразных и красивых (а для того времени это означало и богатых) облачений мы обязаны святителю Василию Великому - первому из трех великих вселенских учителей и святителей.
инокиня Наталья -- Антонию 6 января 2021, 17:19
В смысле: "Не знал, что уже стали облачения из синтетики шить"? Их давным-давно из синтетики шьют. А что в этом плохого? Это вообще не вопрос нравственности.
Елена 6 января 2021, 17:13
Мне, как мирянке, сложно в таких тонкостях разобраться. Но дух статьи не понравился, извините. Не мирным каким-то показался. И полностью согласна с Ириной. И так жизнь у людей сложная, хочется и в этих обсуждаемых вопросах не ломания и споров. Традиции люди чтут не только от якобы темноты своей, а от любви. Вот так любовь у них выражается. Любовь выше закона.
Антоний 6 января 2021, 16:51
Из статьи я сделал три важных вывода. Первый: славно, что прихожане интересуются, разбираются. Гораздо хуже, если им просто все равно, когда для человека главное набрать святой воды, в проруби искупаться, да кулич освятить, а что там попы поют и во что одеты - без разницы. Второй: внимательнее надо будет при заказе выбирать стихари. Не знал, что уже стали облачения из синтетики шить. Подальше буду держаться от таковых. Третий: каждый должен быть Профессионалом и Патриотом, ревностно трудящимся на благо Отечества и знающим все нюансы, документы, правила своего Служения. Каждый должен всегда иметь возможность четко и ясно ответить вопрошающему на любой вопрос в рамках своих обязанностей.
Катерина 6 января 2021, 11:57
Автору статьи: я была бы Вам и редакции благодарна как за публикацию моего вопроса так и за ответ на него. В любом процессе важно понимание цели того или иного действия. В чем конечный смысл действия, которое Вы сами описываете как "разрывание"? Разрывание и разрушение ведь синонимны. В чем конечный смысл этого, как я понимаю,экспериментального,разрушения ставших привычными визуальных представлений для верующих в Вашем монастыре,которые едва встали на нетвердые ноги религиозного сознания?Ведь для многих из них, весьма консервативных в сознании,вещи,которые для Вас УЖЕ второстепенны,ПОКА сверхважны. В чем польза этого жонглирования необычными цветами облачения для духовного развития верующих?
р.Б.Сергий 6 января 2021, 10:12
На мой.возможно ошибочный,взгляд,основная мысль этого материала выражена в заключительном предложении :"Надо лишь следить, чтобы разнообразие это естественным образом вырастало из жизни Церкви, а не являлось плодом самочинных выдумок."
Борис 6 января 2021, 09:50
У апостолов был только один комплект одежды. Сейчас другие времена. Небрежение в службе греховно. Чрезмерное уделение внимание к одежде похоже на фарисейство. Наверно, правильным будет что-то среднее между этими крайностями. В литургии важны не одежды, а с чем ты пришёл в храм и как молился.
Наталия Ростова 6 января 2021, 09:15
Матушка, спасибо! Насмешили! Благочестие и обрядовость..Есть у нас в городе один батюшка. У него постоянно выражение лица такое, что сразу хочется улыбнуться. А если уж и скажет чего, то люди тихонько рты прикрывают, чтоб в открытую не смеяться. Ну просто талантище, поднимать настроение! А когда служит,то ворот его фелони постоянно возле плеча оказывается.И камилавка на ухе болтается. Покойников отпевать ему не дают - все сразу забывают для чего здесь собрались и по какому поводу. Как-то семинарист после службы вынес аналое и стал псалтирь читать..Батюшка ему - " Хома,где круг-то?" -"Какой круг?" - "Мелом обрисуй аналое. И не пужайся, если чего увидишь.". Семинарист сразу забыл, что читал :)
Ирина 6 января 2021, 08:26
У меня в жизни постоянно все меняется, устала от перемен. И так хочется, вдали от дома зайдя в храм, увидеть то, что вижу в этот праздник в той церкви, что рядом с домом. И то же, что было в храме,куда ходила ребёнком... Нужно ломать стереотипы. Но во мне этих обломков уже и так целая куча. Хоть в церкви пусть всё будет "привычно"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×