1 февраля

1918 год – Власти предприняли попытку вооруженного захвата Александро-Невской Лавры.

В этот день в Лавре произошло трагическое столкновение: в сопровождении 17 красногвардейцев и матросов сюда прибыл с мандатом комиссар Иловайский и силой попытался добиться выполнения своих требований. После ареста настоятеля в лаврских церквах ударили в набат, сбежался народ, отряд частично был обезоружен. Но вскоре прибыли подкрепления с пулеметами. В неравной схватке был смертельно ранен настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Петр Скипетров, обратившийся со словами увещевания к красногвардейцам. Чтобы испугать людей, стреляли в воздух, но люди всё прибывали, и красногвардейцы были вынуждены отступить.

"Святитель
Святитель Тихон
1918 год – Обнародовано воззвание Святейшего Патриарха Тихона с анафематствованием творящих беззаконие.

В воззвании, в частности, говорилось:

«Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово...

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все свои силы полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы...

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы еще носите имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные Таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущество монастырей и церквей православных отбирается под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа...»

1918 год – В советской России введен григорианский календарь.

"К.
К. С. Петров­Водкин. Богоматерь «Умиление злых сердец». 1914 - 1915 гг. (или 1918 г.)
1918 год – Поместный Собор рассмотрел вопрос о епархиальном управлении (1, 7, 9 февраля).

Определение Собора по этому вопросу состояло из пяти глав: о епархии, ее устройстве и учреждениях, о епархиальном собрании, о епархиальном совете и, наконец, о благочиннических округах.

Согласно определению, епархией именуется часть Русской Православной Церкви, канонически управляемая епархиальным архиереем. Она разделяется на благочиннические округа, которые должны находиться в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, в качестве предстоятеля местной Церкви управляет епархией при соборном содействии клира и мирян. В определении четко устанавливался порядок избрания архиерея. Высшим органом, при посредстве которого епископ должен управлять епархией, считается епархиальное собрание. Оно состоит из клира и мирян в равном числе, избранных на три года. Епархиальное собрание имеет полномочия избирать членов епархиального совета и членов епархиального суда, а также других должностных лиц.

Таким образом, и на местном уровне время работы избранных органов епархиальной власти не превышало трех лет. Епархиальный совет рассматривается как непрерывно действующий административно-исполнительный институт, состоящий из выборных членов. Предполагалось, что при его содействии епархиальный архиерей и будет осуществлять управление епархией. Совету предоставлялось право инициировать обсуждение вопросов, затрагивающих церковно-епархиальную жизнь, и проводить выработанные по ним мероприятия в жизнь, но только после рассмотрения их епархиальным собранием и одобрения епархиальным архиереем. Именно епархиальное собрание определяло границы благочиннических округов. В свою очередь, в каждом благочинническом округе предполагалось наладить работу окружных благочиннических собраний, которые считались следующими (после собраний епархиальных) административно-распорядительными органами в общем строе епархиальной жизни. Окружные благочиннические собрания, согласно определению, могут быть как пастырскими, так и общими (с присутствием на них мирян). Эти собрания состоят из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских храмов округа, а также священников, приписанных к храмам округа сверх штата, и мирян – членов приходских советов (по их избрании) в числе, равном составу причта каждого храма. В пределы компетенции общих благочиннических собраний входили: забота «о благолепии и единообразии» церковного богослужения; рассмотрение финансовой сметы; обсуждение церковноприходского дела в округе, преподавания Закона Божия и т. д. Избрание благочинного и членов благочиннического совета (и их заместителей) должно было происходить на общем благочинническом собрании закрытым голосованием.

1919 год – Прекратила существование «Украинская высшая освященная церковная рада».

Она пала вместе с петлюровской Директорией под ударами Красной армии. «Синод», назначенный Директорией, распался, но члены его не оставили мысли об украинизации Церкви.

1923 год – Обновленческое Высшее Церковное Управление вынесло постановление о созыве «второго всероссийского поместного собора Православной Церкви».

1925 год – Обновленческая депутация во главе с тремя «митрополитами» — Вениамином (Муратовским), Александром Введенским и Серафимом (Руженцевым) — была принята А. И. Рыковым.

Председатель Совнаркома СССР пообещал, что «по мере развития государственной жизни власти всемерно будут заботиться о положении духовных лиц в современных условиях и уже приступили к этому делу».

1973 год – Святейший Патриарх Пимен был гостем Богословского факультета им. Яна Амоса Коменского.

В зале собрались видные деятели христианских Церквей Чехословакии, директор Секретариата по церковным делам д-р К. Груза, сотрудники штаб-квартиры Христианской мирной конференции и другие официальные лица. Патриарха Пимена приветствовал вице-президент ХМК. В этот же день Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отправились поездом в Братиславу.

1990 год – По инициативе Русской Православной Церкви состоялась встреча членов Синода и иерархов Русской Православной Церкви с заместителем председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьяновым.

"Премьер-министр
Премьер-министр земли Северный Рейн — Вестфалия И. Рау дарит книгу, посвященную этой административно-территориальной единице ФРГ, митрополиту Минскому и Гродненскому, патриаршему экзарху Белоруссии Филарету. 1990 г.
Во встрече приняли участие митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Минский и Гродненский Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, архиепископ Львовский и Дорогобычский Ириней, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь. Архиереи выразили озабоченность происходящим на Западной Украине, подчеркнули, что ситуация осложняется, и попросили помощи в рамках Конституции Союзного государства со стороны светской власти. Разговор начался с того, что Русская Церковь помогала государству в наиболее критические повороты его истории, в годы Великой Отечественной войны. И разрешение создавшейся ситуации, по мнению архиереев, было возможно только объединенными усилиями власти и Церкви.

В заключение беседы прозвучали слова митрополита Ювеналия: «Наша Церковь многонациональна. Если станем на принцип национального деления Церквей — пальцев не хватит. Демократия является демократией тогда, когда есть сильная власть, способная принципы демократии осуществить в жизни».

1995 год – В Москве открылся II Всемирный Русский Народный Собор (1 - 3 февраля).

1 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×