1918 год – Возобновил свою работу Поместный Собор.
Тревожные события в Петрограде обсуждались на Соборе достаточно подробно. На его первом собрании было оглашено послание настоятеля Александро-Невской Лавры. О занятии синодальной типографии доложил протоиерей П. Н. Лахостский.
Наконец, 6 февраля (24 января по ст. ст.), на другом заседании, сообщение о крестном ходе в Петрограде сделал протоиерей Ф. Н. Орнатский, призвавший выявить свою силу: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть более невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но, если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, — это надо будет сделать».
1919 год – Генерал А. И. Деникин предложил организовать церковное управление Юга России. Генерал А. И. Деникин
На основе сделанного в начале февраля
1930 год – Папа Римский Пий XI обратился к верующим мира с призывом молиться о спасении Русской Церкви.
Ситуация в советской России действительно беспокоила мировую общественность, в Европе и Америке все громче раздавались протесты против гонения на Церковь в СССР. Заявление Пия XI нарушило внешнеполитические планы руководства страны, которая готовилась вступать в Лигу Наций. Но своеобразие 1920–1930-х гг. состояло в том, что радением о гонимой в СССР Церкви Ватикан старался завуалировать свои прозелитические устремления. Рассылая «апостольское благословение как залог милостей небесных» всем тем, кто присоединится к объявленному против СССР в
В тот же день, 2 февраля
Но Ватикан хотел защищать гонимых православных только в СССР, имея в отношении их далеко идущие планы. В своем послании папа Пий XI подчеркивал, что сделанные в
Папа Римский Пий XI |
Леонид Федоров действительно был папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально-прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Срочно потребовалось опровержение фактов религиозных преследований в СССР, о которых писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия вновь было поручено Е. А. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонениях на религию в СССР.
1972 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел новые назначения и перемещения.
Епископом Омским и Тюменским назначен епископ Вологодский и Великоустюжский Мефодий (Мензак); архиепископом Вологодским и Великоустюжским — архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев); епископом Новосибирским и Барнаульским — епископ Смоленский и Вяземский Гедеон (Докукин); епископом Смоленским и Вяземским — епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Процюк); епископом Черновицким и Буковинским — епископ Переяслав-Хмельницкий Савва (Бабинец).
Епископ Виленский и Литовский Гермоген (Орехов) освобожден по личному прошению от исполнения обязанностей представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском назначен архимандрит Серапион (Фадеев), которого решено рукоположить во епископа Подольского, викария Московской епархии.
Синод заслушал доклад митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), экзарха Украины, о различного рода контактах, имевших место на протяжении последнего года между Константинопольским Патриархатом и представителями раскольничьей группировки, называющей себя «Украинской Православной Церковью в США» и возглавляемой «митрополитом» Мстиславом (Скрыпником). Синод «выразил огорчение по поводу таких контактов, которыми злоупотребляют раскольники и которые могут быть объяснены лишь отсутствием у высшей церковной власти Константинопольской Православной Церкви должной информации о неканоническом положении украинской раскольничьей группировки». Было решено «предоставить в самое ближайшее время в распоряжение Его Святейшества Патриарха Константинопольского Афинагора информацию историко-канонического характера об “Украинской Православной Церкви в США” вместе с изложением позиции о ней Московского Патриархата».
1996 год – Предстоятели Поместных Православных Церквей оповещены о ситуации, связанной с вмешательством Константинопольской Патриархии в церковные дела Эстонии.
Была высказана просьба оказать свое авторитетное влияние на Патриарха Константинопольского Варфоломея, призвать его продолжить начатый диалог и воздержаться от поспешных и не согласованных с Русской Православной Церковью односторонних действий по отношению к Православной Церкви в Эстонии.