2 февраля

1918 год – Возобновил свою работу Поместный Собор.

Тревожные события в Петрограде обсуждались на Соборе достаточно подробно. На его первом собрании было оглашено послание настоятеля Александро-Невской Лавры. О занятии синодальной типографии доложил протоиерей П. Н. Лахостский.

Наконец, 6 февраля (24 января по ст. ст.), на другом заседании, сообщение о крестном ходе в Петрограде сделал протоиерей Ф. Н. Орнатский, призвавший выявить свою силу: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть более невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но, если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, — это надо будет сделать».

"Генерал
Генерал А. И. Деникин
1919 год – Генерал А. И. Деникин предложил организовать церковное управление Юга России.

На основе сделанного в начале февраля 1919 г. доклада протопресвитера Георгия Шавельского «о необходимости организовать высшую церковную власть» А. И. Деникин подписал письмо на имя архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича), которого он просил «созвать совещание из епископов территорий (имеется в виду территория, занятая Добровольческой армией) и членов епархиальных советов по два от каждой территории». Протопресвитер Георгий Шавельский, с согласия А. И. Деникина, сообщил архиепископу Митрофану, что кроме указанных в письме от 2 марта лиц «следует вызвать на совещание еще всех пребывающих в Одессе архиереев и членов Всероссийского Церковного Собора, находящихся на территории, занятой Добровольческой армией». Однако предполагавшееся в Новочеркасске совещание не состоялось — в городе разразилась эпидемия тифа и не было свободных помещений для участников совещания.

1930 год – Папа Римский Пий XI обратился к верующим мира с призывом молиться о спасении Русской Церкви.

Ситуация в советской России действительно беспокоила мировую общественность, в Европе и Америке все громче раздавались протесты против гонения на Церковь в СССР. Заявление Пия XI нарушило внешнеполитические планы руководства страны, которая готовилась вступать в Лигу Наций. Но своеобразие 1920–1930-х гг. состояло в том, что радением о гонимой в СССР Церкви Ватикан старался завуалировать свои прозелитические устремления. Рассылая «апостольское благословение как залог милостей небесных» всем тем, кто присоединится к объявленному против СССР в 1930 г. «крестовому походу», понтифик старался не думать о судьбах гонимых католиками православных вне российских просторов.

В тот же день, 2 февраля 1930 г., в Нью-Йорке русская эмиграция устроила митинг протеста против попрания православных храмов в Польше, на котором было принято следующее заявление: «Мы, граждане и резиденты Соединенных Штатов, русские по происхождению и православные по вере, получили от своих родных из Польши сообщение, что там Римско-Католическая Церковь предъявила судебные иски об отобрании у православных 500 храмов и монастырей, в том числе и древней русской святыни – Почаевской Лавры… Попытка отобрать храмы напоминает русским о тех мрачных временах, когда паписты в Польше применяли жестокие насилия и притеснения против православного населения, принуждая его переменить веру. Мы знаем, что нет такого закона, по которому можно было бы отобрать имущество после столетнего спокойного, непрерывного и добросовестного владения. Но мы знаем также силу политического влияния римской курии. Наши родные в Польше опасаются, что право Римско-Католической Церкви, стремящейся путем отобрания домов молитвы понудить православных признать власть папы. Эти опасения нам понятны, так как православный собор в Варшаве уже разрушен, а в провинции были случаи насильственного захвата православных церквей. Поэтому мы разделяем тревогу наших единомышленников в Польше, выражаем энергичный протест и призываем весь цивилизованный мир выразить осуждение этим новым религиозным преследованиям православных русских в Польше».

Но Ватикан хотел защищать гонимых православных только в СССР, имея в отношении их далеко идущие планы. В своем послании папа Пий XI подчеркивал, что сделанные в 1922 г. предложения о покупке ценностей «были бы полезны прежде всего той церковной иерархии, которая, к несчастью, отделилась от Рима». Созданная Ватиканом комиссия «Pro Russia», по мнению того же Пия XI, должна была бороться с «великим злом за избавление душ, отданных ныне на столь тяжкие испытания, и за возвышение любимого нами русского народа» и «чтобы как отдельные люди, так и народы возвратились скорее к единому стаду Единого Спасителя и Искупителя Господа нашего Иисуса Христа».

"Папа
Папа Римский Пий XI
Советская власть по-своему реагировала на действия Ватикана. Через пять лет из Москвы как шпион будет выслан католический епископ Пий Неве. В документах НКВД о нем говорилось, что, «проживая длительное время на территории СССР под видом миссионера и религиозного деятеля, [Неве] занимался шпионажем против Советского Союза». Думается, шпионом его назвали неслучайно. Но это будет позже, а пока работала разведка… Из агентурных сведений от октября 1930 г.: «“Коллегиум руссорум” при Ватикане передала непосредственно руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются главным образом в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с советским правительством дипломатические отношения и в своем роде “модус вивенди” (это было в 1928 г.) папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 1927 г. нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров — настоящая».

Леонид Федоров действительно был папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально-прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Срочно потребовалось опровержение фактов религиозных преследований в СССР, о которых писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия вновь было поручено Е. А. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонениях на религию в СССР.

1972 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел новые назначения и перемещения.

Епископом Омским и Тюменским назначен епископ Вологодский и Великоустюжский Мефодий (Мензак); архиепископом Вологодским и Великоустюжским — архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев); епископом Новосибирским и Барнаульским — епископ Смоленский и Вяземский Гедеон (Докукин); епископом Смоленским и Вяземским — епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Процюк); епископом Черновицким и Буковинским — епископ Переяслав-Хмельницкий Савва (Бабинец).

Епископ Виленский и Литовский Гермоген (Орехов) освобожден по личному прошению от исполнения обязанностей представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском назначен архимандрит Серапион (Фадеев), которого решено рукоположить во епископа Подольского, викария Московской епархии.

Синод заслушал доклад митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), экзарха Украины, о различного рода контактах, имевших место на протяжении последнего года между Константинопольским Патриархатом и представителями раскольничьей группировки, называющей себя «Украинской Православной Церковью в США» и возглавляемой «митрополитом» Мстиславом (Скрыпником). Синод «выразил огорчение по поводу таких контактов, которыми злоупотребляют раскольники и которые могут быть объяснены лишь отсутствием у высшей церковной власти Константинопольской Православной Церкви должной информации о неканоническом положении украинской раскольничьей группировки». Было решено «предоставить в самое ближайшее время в распоряжение Его Святейшества Патриарха Константинопольского Афинагора информацию историко-канонического характера об “Украинской Православной Церкви в США” вместе с изложением позиции о ней Московского Патриархата».

1996 год – Предстоятели Поместных Православных Церквей оповещены о ситуации, связанной с вмешательством Константинопольской Патриархии в церковные дела Эстонии.

Была высказана просьба оказать свое авторитетное влияние на Патриарха Константинопольского Варфоломея, призвать его продолжить начатый диалог и воздержаться от поспешных и не согласованных с Русской Православной Церковью односторонних действий по отношению к Православной Церкви в Эстонии.

2 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×