1918 год – Принято решение о временном закрытии Всеукраинского Церковного Собора.
Предводитель раскольников протопресвитер Александр Марычев предложил проголосовать за автокефалию, но это предложение (150 голосами против 60) было отвергнуто. Никаких постановлений Собор не принял.
1919 год – Принято решение об увеличении издания духовной литературы.
Высшее Церковное Управление утвердило разработанный Миссионерским советом при Синоде план издания «различных видов апологетической литературы, включая брошюры и листки с разбором положений современной антирелигиозной литературы». В постановлении Высшего Церковного Управления особо подчеркивалось, что «полемическая литература должна давать ответ на все положения выпускаемых в свет антирелигиозных произведений». Однако осуществить этот план из-за противодействий органов власти не удалось.
1945 год – Состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви (31 января - 2 февраля).Блаженнейший Стефан І, экзарх Болгарский
Собор работал в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В его работе приняли участие 46 архиереев, 87 клириков, 38 мирян. Общее число членов и гостей Собора составляло 204 человека. Широко было представлено вселенское Православие. В качестве почетных гостей на Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский католикос-патриарх Каллистрат, представители патриархов: Константинопольского – митрополит Фиатирский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор, а также делегации – Церквей Сербской во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом и Румынской – во главе с епископом Аржемским Иосифом. Собор стал отправной точкой создания системы православного единства в Восточной Европе под покровительством Москвы.
Первый день заседания Собора закончился обсуждением и единогласным принятием «Положения по управлению Русской Православной Церковью». Положение было зачитано архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), который отметил, что отправным пунктом Положения является 31-е Апостольское правило. Открывался документ следующим определением: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян». (По сути, оно подтвердило определение Поместного Собора 1917–1918 гг.)
Первый раздел определял права и обязанности патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Параграф 7 гласил: «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает, с разрешения Правительства (курсив здесь и далее наш. – Ред.), Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем». Таким образом, Положение не закрепляло регулярный созыв Архиерейских и Поместных Соборов, как того требовали акты Поместного Собора 1917–1918 гг., а увязывало их созыв с «внешними возможностями». То, что документ, организующий жизнь Церкви с точки зрения гражданских установлений, назвали именно Положением, а не Уставом, как предлагал Г. Г. Карпов, говорит о том, что его составители стремились подчеркнуть: нормы церковной жизни, закрепленные в Положении, не вполне соответствуют соборной практике Церкви и представляют собой уступку «внешним» условиям церковной жизни, а потому носят временный характер.
Молебен и крестный ход в станице Ново-Александровской Ставропольского края в честь Победы в Великой Отечественной войне. 1945 г. |
При обсуждении четвертого раздела разгорелся спор о роли настоятеля прихода. Участники Собора отметили: «…Имеются настоятели, которые считают, что в число их обязанностей входит лишь богослужение и проповедничество, от хозяйственной же деятельности они устраняются. Это неправильно». После долгих обсуждений в Положение вошла такая формулировка: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом».
Никто из присутствующих тогда на Соборе не мог предположить, как будет меняться положение настоятеля в разные политические эпохи в будущем. Пока же Положение наделяло патриарха, епископа и духовенство широкими правами, что было вполне оправданно при той исторической ситуации.
2 февраля состоялись выборы патриарха. Архиереи, начиная с младшего, поочередно, от своего имени, от имени духовенства и мирян своей епархии называли имя кандидата на пост патриарха.
Тринадцатым Патриархом Московским и всея Руси единогласно был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 25 лет он будет стоять у кормила Русской Церкви. Это будет самое долгое патриаршество в ее истории.
Собор также принял «Обращение к правительству Союза Советских Социалистических Республик», в котором прозвучали «слова благодарности не только правительству и главе его, глубокочтимому Иосифу Виссарионовичу Сталину», но и искренние слова благодарности сражающейся армии. Шли последние дни войны, победа была близка. Участники Собора в своем «Обращении к христианам всего мира» призвали молить Господа «единеми усты и единем сердцем» о даровании окончательной победы над врагом.
Дальнейшие события показали, что Поместный Собор
Глава Сербской Церкви патриарх Гавриил, известный своими антинацистскими взглядами и проанглийскими настроениями, увезен немцами. Возглавляющий в настоящее время Сербскую Церковь митрополит Скоплянский на днях через югославских руководителей передал советской военной миссии письмо, текст которого прилагается».
«Глава Сербской Церкви», по мнению Вышинского, проявляет большое желание к установлению «связи с Русской Церковью и посылке на Собор в Москву делегации Сербской Церкви». Дружественное расположение сербов нужно было использовать как можно скорее, так как «англичане проявляют живой интерес к Сербской Церкви, дело доходит до того, что официальные работники Миссии выясняют возможность для епископа Йоркского обратиться с посланием к Сербской Церкви».
Поместный Собор Русской Православной Церкви
Из доклада Карпова правительству о Соборе:
«Собор явился наглядным доказательством отсутствия преследования религии в СССР и имел также некоторое политическое значение. Московская Патриархия, в частности, договорилась с патриархами Александром, Христофором, представителями Константинопольского и Иерусалимского патриархов о прекращении связей с митрополитом Анастасием (Грибановским – главой Русской Зарубежной Церкви. – Ред.) и о необходимости совместной борьбы против Ватикана».
Общность взглядов подкрепили ценными подарками: по высочайшему указанию Сталина гости Собора получили 42 предмета из фондов музеев Москвы и 28 – из Загорского музея. В ответ на заботу патриарх Христофор заверил патриарха Алексия, что «Восточные патриархи будут ожидать распространения на них покровительства России в чисто христианском духе».
Начало православного центра в Москве было положено.