1923 год – Антирелигиозная комиссия под председательством Е. М. Ярославского рассмотрела вопросы, связанные с проведением обновленческого «собора». Президиум обновленческого «собора». Москва. 3й дом Советов. 1923 г.
Была проанализирована деятельность Высшего Церковного Управления, изучены предложения по оказанию ему помощи «в борьбе с тихоновщиной». Основное внимание при этом было уделено Петрограду, где, по сообщению ГПУ, у обновленцев существовали серьезные противники, которые пытались «возродить тихоновскую ориентацию».
Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий |
Комиссия поручила «намеченных ГПУ 5 питерских священников во главе с епископом Ярушевичем арестовать и выслать». Вскоре они были арестованы, а епископ Николай сослан в Коми-Зырянский край. Под репрессивными ударами, лишенная руководителей, «Петроградская автокефалия» начала распадаться.
Молитва перед началом Архиерейского Собора. 30 января 1990 г. |
Решение о созыве внеочередного Собора было принято на заседании Священного Синода 28 декабря
Собор открыл краткой речью патриарх Пимен. Далее были заслушаны доклады митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны» и «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины». Архиерейский Собор подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им “Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда” и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью».
В определении Собора о ситуации на Западной Украине в связи с захватами православных храмов униатами, проникнутом духом христианской любви, предлагался конструктивный подход к мирному разрешению конфликта:
«Архиерейский Собор подтверждает, что уния, возникшая 400 лет назад как попытка соединить Православную и Католическую Церкви, не привела к желаемой цели. Напротив, она породила новое разделение… Богословское неприятие унии не означает неприятие людей или отсутствие терпимости к иным убеждениям. Напротив, мы считаем, что католики восточного обряда могут и должны внести свой положительный вклад в развитие добрых отношений и в продвижение диалога между православными и католиками. Поэтому мы призываем их осознать свою ответственность за настоящее и будущее православно-католических отношений, немедленно прекратить акты насилия и захваты храмов, в которых молятся православные. Не бесчинство и силовое давление, а сотрудничество в духе взаимопонимания на основе достигнутых договоренностей и в рамках закона может быть фундаментом для решения существующих проблем... Протестуя против незаконных действий местных органов власти во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской обл. и неэффективности мер областных уполномоченных Совета по делам религий в их деятельности по обеспечению законности, Собор обращается к правительствам Союза ССР и Украинской ССР с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью».
Процессу так называемого «возрождения унии» и возникшему автокефальному расколу Собор дал однозначную оценку – как явлениям не религиозного, а сугубо политического порядка. В Обращении епископата подчеркивалось, что «в церковную ограду проникают далекие от веры Христовой и Церкви лица, вносящие в нее раздоры на национальной почве и создающие угрозу ее единству. Нередко они находят приверженцев и среди нестойкого духовенства, идущего на раскол с Матерью-Церковью…»
Президиум Архиерейского Собора. Сидят (слева направо): Патриарх Московский и всея Руси Пимен, председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР Ю. Н. Христораднов, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Январь 1990 г. |
Архиерейский Собор упразднил зарубежные Экзархаты Русской Православной Церкви, подчинив девять зарубежных епархий Русской Церкви Святейшему Патриарху и Священному Синоду, Собор принял решение о возрождении Тобольской, Брестской и Гомельской епархий.