Русская Православная Церковь XX век
1 сентября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1905 — Издано положение об образовании в России Государственной думы с совещательными правами.

1922 — В Киеве под председательством экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) состоялось совещание украинских епископов.

Всего на совещание прибыло 84 представителя духовенства, большинство из которых были епископы.

Изначально планировалось созвать Всеукраинский Поместный Собор, но это не удалось осуществить из-за противодействия властей. Члены совещания осудили «живоцерковников» и захват власти в Церкви представителями обновленческого ВЦУ. В этих условиях было провозглашено стремление к автокефалии Украинской Церкви, однако ее провозглашение совещание отнесло к компетенции Поместного Собора.

1939 — Нападением нацистской Германии на Польшу началась Вторая мировая война.

Через 16 дней, во исполнение договоренностей, достигнутых между В. М. Молотовым и И. Риббентропом, СССР занял восточные польские области — Западную Белоруссию и Волынь. Юрисдикция Русской Православной Церкви распространилась и на эти области

1941 — На советских территориях, захваченных фашистскими войсками, созданы рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд».

Эти территории должны были стать колониями «Третьего рейха», населявшие их славяне и евреи — уничтожены. На оккупированных землях началась реализация церковной политики гитлеровцев.

Единого подхода у немецкого руководства в этом вопросе не было. Гитлер рассматривал славян как низшую расу и развивал идею максимального дробления религиозных объединений, существовавших на захваченных территориях. «Нашим интересам, — говорил он, — соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

Имперский комиссар восточных территорий, идеолог национал-социализма А. Розенберг, назначенный на этот пост рассчитывал привлечь на сторону Германии национальные меньшинства, отождествляя русский народ с большевистской идеологией и террором, и соответственно проводил идею о временном допущении создания на оккупированных территориях национальных Церквей, максимально изолированных от русской Матери-Церкви.

Третью точку зрения на религиозный вопрос высказывало верховное командование вермахта. Желая привлечь национально ориентированных россиян на свою сторону в борьбе против коммунистического правительства, оно стояло за создание «союзных» русских воинских частей и было против планов расчленения России. С точки зрения военных, Церковь, гонимая в советской России, должна была стать естественным союзником немцев в этой борьбе. Именно командованию вермахта пришлось первому принимать решения относительно церковных дел на захваченных территориях СССР, и оно сделало ставку на открытие церквей. Происходило это примерно так.

«Оккупировав г. Николаев и Николаевскую обл. <…>, немецкие оккупационные власти немедленно разрешили открыть в городе и населенных пунктах области закрытые в свое время церкви, обставив это с особой торжественностью. Первой открытой церковью в городе была церковь на городском кладбище. На открытии церкви присутствовали немецкие оккупационные власти, церковная служба транслировалась по радио, а церемония богослужения была заснята на кинопленку. Аналогичное открытие церковных приходов прошло в других населенных пунктах Николаевской обл. В открытых оккупантами церквах и молитвенных домах стали служить бывшие служители культа, работавшие до войны в разных гражданских учреждениях. Вскоре были созданы епархиальные управления и появились архиепископы: автономной [=патриаршей] православной церкви и автокефальной (архиепископ Антоний — Александр Марценко и епископ Михаил — Федор Хороший)».

Розенберг получил в свое ведение первые оккупированные области в конце августа, а 1 сентября датируется циркуляр Главного управления имперской безопасности о религиозной политике на Востоке «О понимании церковных вопросов в занятых областях Советского Союза», который определил основные направления этой политики:

— поддержать религиозные движения как враждебные большевизму;

— дробить их на мелкие течения во избежание консолидации для борьбы с Германией;

— не допускать контактов лидеров разных конфессий;

— использовать религиозные организации для помощи немецкой администрации.

Инициатива в религиозном вопросе постепенно переходила от вермахта в руки немецких партийных идеологов. Лидировал в «теоретической» разработке вопроса сам Розенберг. Тотальный расизм его инструкций не оставляет сомнений в окончательной судьбе Православия в случае победы рейха. Оно перестало бы существовать. Священство было бы искоренено, а «новую религию» несли бы новые проповедники, свободные от любого вероисповедания. Такую позицию подтверждают и документы из Центрального государственного особого архива, созданного на основании Постановлений СНК СССР в марте 1946 г. для хранения и использования документов учреждений, организаций и лиц иностранных государств. (В настоящее время он называется Центром хранения историко-документальных коллекций.)

На основании донесений «оперативных команд», действовавших на оккупированной территории СССР, Главное управление имперской безопасности издавало свои бюллетени Полиции безопасности и СД для освещения вопросов, касающихся действий «оперативных команд» против партизан и подпольщиков. Среди этих бюллетеней — директива Главного управления имперской безопасности от 5 февраля 1943 г., определяющая порядок богослужения для солдат вермахта и покоренных народов. Они тесно переплетаются с инструкцией Розенберга и направлены на ограничение «веротерпимой» политики военного командования:

«Религиозной деятельности гражданского населения не содействовать и не препятствовать. Военнослужащие должны безусловно держаться в стороне от таких мероприятий населения… Запрещается далее допускать или привлекать гражданское духовенство из рейха или из-за границы в оккупированные восточные области… Военное богослужение в оккупированных восточных областях разрешается проводить только как полевое богослужение, ни в коем случае не в бывших русских церквах. Участие гражданского населения (также и фольксдойче) в полевых богослужениях вермахта запрещено. Церкви, разрушенные при советском режиме или во время военных действий, не должны ни восстанавливаться, ни приводиться в соответствие с их назначением органами немецких вооруженных сил. Это следует предоставить русской гражданской администрации».

Инструменты дробления и раскола должны были стать ядром религиозной политики, которая окончательно сложилась к весне 1942 г. Сохранилось свидетельство самого Розенберга о его переговорах с А. Гитлером и М. Борманом 8 мая 1942 г., на которых отмечалось, что на занятых территориях уже возникают «сами собой» большие религиозные объединения, которые следует использовать и контролировать. Отдельного закона о религиозной свободе в восточных областях решено было не принимать, а провести все мероприятия по установлению веротерпимости от имени рейхскомиссариатов «Украины» и «Остланда».

Первые распоряжения были изданы уже в июле 1942 г. В них провозглашалось право верующих организовывать религиозные объединения; при этом подчеркивалась их автономность, что, в свою очередь, ограничивало власть епископа. Так, в распоряжении рейхскомиссара «Остланд» Х. Лозе от 19 июля подчеркивалось:

«1. Религиозные организации занятых земель должны представить генеральному (районному) комиссару следующее: а) название религиозного общества, б) вероисповедание руководства, в) список членов президиума общества, г) список имущества местных религиозных обществ… 2. а) Утвердить новое общество может только рейхскомиссар района по заявлению верующих. 3. а) Необходимо признание президиума районному комиссару, подтверждающее утверждение о том, что общество не носит политический характер, б) генеральный комиссар может высказать свое сомнение о характере общества. 4. а) Религиозные организации на местах могут выполнять только религиозные задачи. 5. а) При нарушении распоряжения налагается денежный штраф, б) рейхскомиссар может распустить общество как не выполняющее свою задачу».

Параллельно с регистрацией религиозных обществ (по 1943 г. включительно) на временно оккупированных территориях — благодаря прежде всего позиции немецких военных — шло открытие храмов. По подсчетам историка М. В. Шкаровского, на захваченных территориях РСФСР открылось 2150 храмов: ок. 470 — на Северо-Западе, 332 — в Курской обл., 243 — в Ростовской обл., 229 — в Краснодарском крае, 127 — в Ставропольском крае, 108 — в Орловской обл., 116 — в Воронежской обл., 70 — в Крымской обл., 60 — в Смоленской обл., 8 — в Тульской обл. и ок. 500 — в Орджоникидзевском крае, Московской, Калужской, Сталинградской, Брянской и Белгородской обл. (в двух последних не менее 300). На Украине в годы оккупации вновь начали действовать ок. 5400 церквей, в Белоруссии — ок. 600.

Кроме храмов открывались и монастыри. Так, в 1942 г. последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Нектарий (Нуждин), после закрытия обители руководивший небольшой подпольной общиной в Путивле, переехал в Глинскую пустынь со своими духовными детьми и возобновил здесь монашескую жизнь. К концу 1942 г. в обители насчитывалось не менее 12 насельников, из них 8 человек прежде были иноками Глинской пустыни. В 1943 г. число братии выросло до 25 человек (17 из них подвизались в монастыре до его закрытия), в 1944 г. — до 37 (17 монахов и 20 послушников), в 1945 г. — 51 человек. В 1942–1943 гг. более двух третей братии составляли те, кто подвизался в пустыни до 1922 г.

Вообще же в период оккупации на одной только Украине было воссоздано порядка 40 монастырей — почти столько же, сколько оказалось на территории СССР после присоединения новых областей в 1939–1940 гг. Общее число насельников в них превысило 2000 человек. В основном это были женские обители, иногда довольно малочисленные. Так, в Бершадском женском монастыре Винницкой обл. было всего 10 монахинь. Обычно же в этих монастырях было по 40–50 иноков. В 9 монастырях Киевской епархии подвизались 387 монашествующих — в среднем по 40 человек. Большинство иноков воссозданных монастырей связали свою жизнь с монашеством еще до революции. Например, больше половины насельниц полтавского Крестовоздвиженского женского монастыря были старше 40 лет и почти треть — старше 50 лет. В Глинской пустыни в 1944 г. 60 % монахов были старше 60 лет, 80 % — старше 40 лет и только 5 человек из 37 (13,5 %) были моложе 30 лет. Новопостриженных было немного, тем более что оккупационные власти препятствовали поступлению в монастыри мужчин трудового возраста, хотя встречались послушники 25 и даже 15 лет. Возрождение монастырей происходило и на территории России. В Курске в марте 1942 г. был воссоздан Свято-Троицкий женский монастырь со 155 насельницами; под Псковом начала действовать Никандрова мужская пустынь. Один монастырь был открыт в Белоруссии.

Условия жизни во вновь открытых монастырях были далеки от былого благоденствия. Так, 42 монахини полтавского Крестовоздвиженского монастыря жили в 2 маленьких домиках на его территории, в которых занимали 10 комнат: по одной келье было у настоятельницы и священника, в остальных жили по 2, по 4 и даже по 6 человек. Богослужения совершались в домовой церкви, располагавшейся в старом домике настоятельницы. Все имущество Глинской пустыни ограничивалось тем, что удалось спасти ее последнему настоятелю. В ведении монастыря находилось лишь 2 здания: больница с храмом и архиерейский корпус. Не хватало одежды, обуви: литургии совершали в лаптях. Братия на трапезе по нескольку дней вместо хлеба получала лишь вареную свеклу, а то и совсем голодала. Хозяйство воссозданных обителей было скудным. Они существовали, как правило, за счет пожертвований верующих, доходов от своих огородов и приусадебных участков; иногда братии приходилось в прямом смысле нищенствовать. Но бедность этих обителей лишний раз подчеркивает решимость их насельников

1982 — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод заслушал проекты решений, разработанные синодальной комиссией и приуроченные ко Второму Всеправославному предсоборному совещанию: по вопросам христианского единства на тему «Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности»; по календарному вопросу; по вопросу «Препятствия к браку».

Синод с удовлетворением отметил очередное увеличение контингента воспитанников трех первых параллельных классов Московской духовной семинарии.

3–12 сентября — В Шамбези (близ Женевы, Швейцария) состоялось Второе Всеправославное предсоборное совещание.

В совещании участвовала делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко). Совещание приняло ряд принципиально важных решений.

По теме «Препятствия к браку». Относительно кровного родства по прямой и боковой линии, а также родства от свойства — снисхождение при совершении брака простирается до пятой степени включительно (54-е правило Седьмого Константинопольского Собора). Относительно духовного родства от усыновления и крещения — снисхождение при совершении брака простирается до второй степени включительно. Подтверждена непреложность принципа единобрачия диаконов и пресвитеров. Учитывая, что церковные каноны не предусматривают совершения Таинства брака между православными и лицами, принадлежащими к нехристианским религиям и не исповедующими никакой религии, обращено внимание на необходимость для Поместных Церквей оказывать должное пастырское попечение православной стороне в этих браках; практика применения церковного Предания относительно препятствий к браку должна принимать во внимание и постановления существующего государственного законодательства, не выходя за пределы церковной икономии и снисхождения.

По теме «Календарный вопрос». При обсуждении вопроса о более точном определении даты Пасхи (на основании астрономических данных и в соответствии с постановлением Первого Константинопольского Собора в Никее о том, что Пасха должна праздноваться всегда в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием) Совещание определило: ради единства в Поместных Церквах и единства между Поместными Церквами сохранить существующую практику вычисления даты Пасхи по юлианскому календарю.

Совещание решило включить в повестку дня очередного Всеправославного предсоборного совещания следующие вопросы: 1) церковные постановления о посте; 2) отношения Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру; 3) Православие и экуменическое движение; 4) вклад Поместных Православных Церквей в воплощение христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации.

1989 — По благословению Священного Синода возобновлена деятельность Минской духовной семинарии в Свято-Успенском Жировицком монастыре.

1990 — За Божественной литургией в Феодоровской церкви Святейший Патриарх совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Петра.

Вечером в Христорождественском кафедральном соборе Святейший Патриарх в сослужении совершил чин наречения архимандрита Викентия (Мораря) во епископа Бендерского.

1992   1-4 сентября — Святейший Патриарх Алексий II принимал участие в работе X Генеральной ассамблеи Конференции Европейских Церквей.

Святейший Патриарх нанес визит католическому примасу Чехии архиепископу Пражскому Вылку, посетил Экуменический совет Церквей Чехословакии, где был принят его президентом, епископом Реформатской Церкви Чехословакии Е. Мико.

1995 — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в Большом (во имя Донской иконы Божией Матери) соборе Донского монастыря в Москве.

За литургией была совершена хиротония архимандрита Юстиниана (Овчинникова) во епископа Дубоссарского, викария Кишиневской епархии.

1997 — Святейший Патриарх Алексий II в сослужении собора духовенства совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Казани.

В этот же день Его Святейшество посетил Казанское высшее танковое командное училище, курсанты которого принимали военную присягу.

Во второй половине дня Его Святейшество вместе с преосвященными архиереями и членами московской делегации прибыл на о. Свияжск. Во времена царя Иоанна IV Грозного о. Свияжск сыграл значительную роль в покорении Казанского ханства. В 1551 г. за 24 дня здесь была возведена деревянная крепость, доставленная в разобранном виде по Волге из угличских лесов. Она стала опорным стратегическим пунктом русских войск при взятии Казани. После падения Казанского ханства Свияжск более полувека был центром административной и миссионерской деятельности. Ставший затем уездным городом, Свияжск как духовный центр не потерял своего значения.

1998 — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию и молебен перед началом учебного года в Успенском Софийском соборе Тобольского кремля.

Днем Святейший Патриарх Алексий II принял участие в Торжественном акте, посвященном началу учебного года в Тобольской духовной семинарии, и передал в благословение учащим и учащимся икону Спасителя.

1 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×