Православный календарьПравославный календарь
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.

Русская Православная Церковь XX век
2 сентября

1908 — Скончался протоиерей Валентин Амфитеатров.

Долгие годы о. Валентин служил в Москве, в небольшой кремлевской церкви во имя святых Константина и Елены (народ прозвал Константино­Еленинскую церковь «Нечаянной Радостью» по находившемуся в ней чудотворному богородичному образу). Служение батюшки было подвижническим, исполненным высокого молитвенного настроя. С 1892 г. в течение 10 лет о. Валентин был настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. В 1901 г. о. Валентин ослеп, но до самой своей кончины окормлял духовных чад — и дома, в Москве, и живя за городом, в Очакове (среди тогдашних его посетителей был совсем юный Николай Беляев — будущий преп. Никон Оптинский).

Похоронен о. Валентин был на Ваганьковском кладбище. Его скромная могила стала местом паломничества: ни на день не гасла здесь лампада, не прекращались молебны. Но вскоре могила была разорена. После Великой Отечественной здесь были захоронены воины, погибшие в годы войны. Лишь в начале 1990­х было установлено место захоронения о. Валентина, установлено надгробие с крестом. И снова потянулся к этому священному месту верующий народ. В марте 1998 г. Комиссия по канонизации Священного Синода постановила прославить протоиерея Валентина Амфитеатрова как местночтимого святого Московской епархии.

1908 г. — В Москве на Б. Ордынке основана Марфо-Мариинская обитель.

Полное название этого небольшого женского монастыря, созданного для помощи больным, раненым и увечным воинам, — «Марфо-Мариинская обитель милосердия во владении великой княгини Елизаветы Федоровны».

Духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский сказал в своем «Пояснительном слове об открываемом Ея Императорским Величеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной Марфо­Мариинской обители милосердия»:

«Люди, решившиеся всецело посвятить себя Богу, шли исстари двумя путями: монашеским и диаконским. Разница была в том, что монашество спасается и спасает более подвигом внутреннего преображения человека посредством молитвы, самоуглубления и самосозерцания. Оно этим подвигом так облагораживает человека, таким делает его чистым, что обновляет и других, которые, приходя к этой духовной сокровищнице, обильно черпают из нее необходимое себе руководство. Диакониссы служили также Богу, но спасали ближних и души свои более деятельной любовью, трудом милосердия для бедного, падшего, темного и скорбного человека, однако непременно ради Христа, во имя Его.

…Открывая Марфо­Мариинскую обитель, имелось в виду вызвать к жизни в Церкви именно этот путь диаконисского служения христианской любви. Сообразно этой идее и устройство обители милосердия дано чисто церковное: во главе стоит настоятельница, при ней духовник, казначея, сестры внутреннего состава, непременно православные, верующие; дисциплина в смысле хранения послушания, уставов Церкви — и данных обетов (не монашества) — чисто монастырская. В период испытания сестры должны прослушать медицинские курсы и, дополнительно, духовные курсы, чтобы еще раз перед началом деятельности оживить в сознании своем и в сердце корень жизни самоотверженной — веру в Бога, вообще религию и уставы христианские и любовь к человеку; познакомиться с общехристианской и особенно святоотеческой литературой, чтобы уметь поддержать не только физически, но и духовно ближних своих».

Строилась обитель по проекту архитектора А. В. Щусева в 1908—1912 гг. в древнерусском стиле с использованием элементов новгородского зодчества.

В годы Первой мировой войны в обители располагался лазарет.

1990 — За Божественной литургией в Христорождественском соборе Кишинева Святейший Патриарх Алексий II совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Викентия во епископа Бендерского, викария Кишиневской епархии.

1991 — Святейший Патриарх Алексий II выступил на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.

Патриарх отметил: «…Наша Церковь всецело поддерживает естественное стремление каждого народа к национальной самостоятельности... Вместе с тем считаю своим долгом сказать, что, хотя существующая модель Союза дискредитировала себя, ее естественное отрицание не должно вести к разрушению реально существующей, органической общности... Неужели мы должны еще раз претерпеть голод и братоубийственные раздоры, чтобы убедиться в общности и нераздельности нашей исторической судьбы?.. Разрушение исторически сложившегося содружества — великая опасность для наших народов».

1992 — В Вильнюсе, в Свято-Духовом монастыре, состоялось собрание духовенства Литовской епархии.

На собрании обсуждалось современное положение Православной Церкви в независимом Литовском государстве.

По итогам собрания архиепископ Виленский и Литовский Хризостом направил 7 сентября рапорт на имя Святейшего Патриарха, в котором выразил единодушное мнение всей Литовской епархии: «Существующее каноническое положение епархии в ближайшее время не нуждается в изменении своего статуса».

1997 — Его Святейшество и члены делегации посетили храм во имя Ярославских чудотворцев.

В этот же день — В Казанском кремле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II принял Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев.

Его Святейшество посетил мечеть Наруллы и Духовное управление мусульман Татарстана.

Вечером патриарх и сопровождающие его лица самолетом возвратились в Москву.

1998 — Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение храма в г. Когалыме.

2 сентября 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×