1908 — Скончался протоиерей Валентин Амфитеатров.
Долгие годы о. Валентин служил в Москве, в небольшой кремлевской церкви во имя святых Константина и Елены (народ прозвал КонстантиноЕленинскую церковь «Нечаянной Радостью» по находившемуся в ней чудотворному богородичному образу). Служение батюшки было подвижническим, исполненным высокого молитвенного настроя. С 1892 г. в течение 10 лет о. Валентин был настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. В 1901 г. о. Валентин ослеп, но до самой своей кончины окормлял духовных чад — и дома, в Москве, и живя за городом, в Очакове (среди тогдашних его посетителей был совсем юный Николай Беляев — будущий преп. Никон Оптинский).
Похоронен о. Валентин был на Ваганьковском кладбище. Его скромная могила стала местом паломничества: ни на день не гасла здесь лампада, не прекращались молебны. Но вскоре могила была разорена. После Великой Отечественной здесь были захоронены воины, погибшие в годы войны. Лишь в начале 1990х было установлено место захоронения о. Валентина, установлено надгробие с крестом. И снова потянулся к этому священному месту верующий народ. В марте 1998 г. Комиссия по канонизации Священного Синода постановила прославить протоиерея Валентина Амфитеатрова как местночтимого святого Московской епархии.
1908 г. — В Москве на Б. Ордынке основана Марфо-Мариинская обитель.
Полное название этого небольшого женского монастыря, созданного для помощи больным, раненым и увечным воинам, — «Марфо-Мариинская обитель милосердия во владении великой княгини Елизаветы Федоровны».
Духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский сказал в своем «Пояснительном слове об открываемом Ея Императорским Величеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной МарфоМариинской обители милосердия»:
«Люди, решившиеся всецело посвятить себя Богу, шли исстари двумя путями: монашеским и диаконским. Разница была в том, что монашество спасается и спасает более подвигом внутреннего преображения человека посредством молитвы, самоуглубления и самосозерцания. Оно этим подвигом так облагораживает человека, таким делает его чистым, что обновляет и других, которые, приходя к этой духовной сокровищнице, обильно черпают из нее необходимое себе руководство. Диакониссы служили также Богу, но спасали ближних и души свои более деятельной любовью, трудом милосердия для бедного, падшего, темного и скорбного человека, однако непременно ради Христа, во имя Его.
…Открывая МарфоМариинскую обитель, имелось в виду вызвать к жизни в Церкви именно этот путь диаконисского служения христианской любви. Сообразно этой идее и устройство обители милосердия дано чисто церковное: во главе стоит настоятельница, при ней духовник, казначея, сестры внутреннего состава, непременно православные, верующие; дисциплина в смысле хранения послушания, уставов Церкви — и данных обетов (не монашества) — чисто монастырская. В период испытания сестры должны прослушать медицинские курсы и, дополнительно, духовные курсы, чтобы еще раз перед началом деятельности оживить в сознании своем и в сердце корень жизни самоотверженной — веру в Бога, вообще религию и уставы христианские и любовь к человеку; познакомиться с общехристианской и особенно святоотеческой литературой, чтобы уметь поддержать не только физически, но и духовно ближних своих».
Строилась обитель по проекту архитектора А. В. Щусева в 1908—1912 гг. в древнерусском стиле с использованием элементов новгородского зодчества.
В годы Первой мировой войны в обители располагался лазарет.
1990 — За Божественной литургией в Христорождественском соборе Кишинева Святейший Патриарх Алексий II совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Викентия во епископа Бендерского, викария Кишиневской епархии.
1991 — Святейший Патриарх Алексий II выступил на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
Патриарх отметил: «…Наша Церковь всецело поддерживает естественное стремление каждого народа к национальной самостоятельности... Вместе с тем считаю своим долгом сказать, что, хотя существующая модель Союза дискредитировала себя, ее естественное отрицание не должно вести к разрушению реально существующей, органической общности... Неужели мы должны еще раз претерпеть голод и братоубийственные раздоры, чтобы убедиться в общности и нераздельности нашей исторической судьбы?.. Разрушение исторически сложившегося содружества — великая опасность для наших народов».
1992 — В Вильнюсе, в Свято-Духовом монастыре, состоялось собрание духовенства Литовской епархии.
На собрании обсуждалось современное положение Православной Церкви в независимом Литовском государстве.
По итогам собрания архиепископ Виленский и Литовский Хризостом направил 7 сентября рапорт на имя Святейшего Патриарха, в котором выразил единодушное мнение всей Литовской епархии: «Существующее каноническое положение епархии в ближайшее время не нуждается в изменении своего статуса».
1997 — Его Святейшество и члены делегации посетили храм во имя Ярославских чудотворцев.
В этот же день — В Казанском кремле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II принял Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев.
Его Святейшество посетил мечеть Наруллы и Духовное управление мусульман Татарстана.
Вечером патриарх и сопровождающие его лица самолетом возвратились в Москву.
1998 — Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение храма в г. Когалыме.